Аффективные нарушения детей

Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте

Аффективные нарушения детей

Спектр поведенческих и эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте необычайно широк, поскольку любое заболевание обязательно затрагивает все сферы психической жизни человека, в том числе его поведение и настроение. В этом параграфе мы рассмотрим только такие нарушения в психической сфере, при которых расстройства поведения и настроения становятся ядром психической патологии.

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические. Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы.

В исследованиях Г.И. Каплан (1994) обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями родителей и аналогичными состояниями у детей. Имеются данные (Х. Ремшмидт, 2001, с.

279), что если один из родителей имеет биполярное расстройство, то заболевают до 24% его детей, 3,4% внуков, 2,4% племянников.

К биологическим факторам, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, относятся также: соматическая ослабленность ребенка, наличие остаточных органических нарушений (резидуальная органика). В этом случае нарушения могут быть обусловлены трудностями социальной адаптации ребенка.

К собственно психологическим факторам относятся особенности темперамента, характеристики ЦНС, личностные особенности ребенка, такие как эгоцентризм, импульсивность, упрямство, сенситивность. В.И.

Гарбузов с соавторами выделяют 9 типов патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие, педантичость, благоразумность, тревожная синтонность, инфантильность и психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность (И.И. Мамай-чук, 2003, с. 324).

В формировании поведенческих и эмоциональных нарушений большую роль играет его социальная среда: неблагоприятные условия воспитания и окружения, неадекватные условия обучения, явления микросоциальной и педагогической запущенности, разлука и потеря близких.

Роль среды и особенно семьи как фактора возникновения подобных нарушений рассмотрена в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях: за рубежом — З. Фрейд, А. Фрейд, Д. Винникот, Р. Шпиц, Д. Стерн, Дж. Боулби, Х. Кохут и другие; в России — А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, И.И. Мамайчук, А.Я. Варга, В.Н. Мясищев, Э.Г Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и другие.

В исследованиях, в том числе, подчеркивается роль ранних эмоциональных контактов ребенка и ухаживающего взрослого в развитии личности ребенка.

Значительная часть нарушений имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек она имеет чаще истериоформный характер; у мальчиков расторможенность влечений чаще выступает как склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек — к сексуальной рас-торможенности.

Нарушения аффективной сферы и поведения могут проявляться у детей разного возраста, но особую, более резкую дисгармоничную форму они приобретают в пубертатный период, коррелируя с неравномерным темпом полового и физического созревания.

Асинхрония психического развития проявляется в разрыве между органически-инфантиль-ной структурой личности, с одной стороны, и стремлением к имитации внешних форм поведения, соответствующих паспортному возрасту, утрированно «взрослым» поведением.

Наблюдается односторонняя зрелость с недостаточностью интеллектуальных интересов, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями.

Эта асинхрония усугубляется сочетанием «взрослых» требований со стороны взрослых и недоучетом ими реальных возможностей ребенка. Факторы патологического подросткового криза:

  • в дошкольном возрасте — выраженная психомоторная расторможенность, склонность к лжи и вымыслам, повышенная внушаемость, склонность к двигательным разрядкам, эмоциональная заражаемость, упрямство;
  • в младшем школьном возрасте — низкая познавательная активность, моторная бестормозность, эйфория, повышенная сенсорная жажда, немотивированные колебания настроения, реакции протеста и так далее;
  • в препубертате — сочетание физической акселерации и задержки психического развития.

Поведенческие расстройства в детском и подростковом возрасте

Нарушения поведения могут иметь как непатологический, так и патологический уровень. О патологическом уровне нарушений говорят тогда, когда они приводят к личностной, семейной и социальной дезадаптации. Примером такого нарушения является психопатия.

В отечественной психиатрии классическое описание психопатий принадлежит П.Б. Ганнушкину (1933). В его работе указываются следующие основные диагностические критерии психопатий:

  1.  относительная стабильность, непрогредиентный характер и малая обратимость патологических черт характера;
  2. тотальность психопатических особенностей личности, нарушения всего психического склада, а не отдельных личностных черт, аномальный стиль поведения является всеобъемлющим, проявляющимся в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций;
  3.  выраженность патологических черт характера до такой степени, что это приводит к нарушению социальной, семейной, профессиональной адаптации.

В.В. Ковалёв (1968) описал психогенное патологическое формирование личности.

При этом динамические отклонения в реагировании и поведении у детей, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов, обнаруживают всё более устойчивую тенденцию к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом.

В отличие от патохарактерологического развития у взрослых, обусловленное патологическим сдвигом уже сформированной личности, такое развитие у детей связано с изменениями формирования незрелой личности в патологическом направлении.

Патологическое развитие личности, ведущее к формированию «краевой» (то есть приобретённой) психопатии, называют патохарактерологическим. По данным В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина (1980), оно проходит в следующие три этапа:

  1. Повседневное хроническое психотравмирование в условиях длительного отрицательного социально-психологического воздействия на ребёнка приводит к значительным динамическим отклонениям в поведении (патохарактерологическим реакциям).
  2. Характерологические нарушения усиливаются, начинают постепенно структурироваться с развитием выраженной их мозаичности, тенденцией к преобладанию тех или иных заострений в характере и асоциальных форм поведения.
  3. Черты мозаичности нивелируются, заострения характера оформляется в психопатию, появляются первые состояния декомпенсации психопатии.

Органические и наследственные факторы чаще всего лежат в основе «ядерных» психопатий. Г.Е Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые и тормозимые.

В целом, психопатическое развитие у детей может проходить по разным типам. Среди типов психопатии чаще всего выделяют: эпилептоидную, циклоидную, истероидную, неустойчивую, шизоидную, психастеническую, мозаичную.

Аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте

Термин аффективные расстройства объединяет различные по этиологии, симптоматики и течению расстройства, имеющие следующие общие признаки: выраженные изменения настроения и побуждений, сопровождающиеся или не сопровождающиеся страхом; регулярно проявляющиеся нарушения в когнитивной и соматической сферах; склонность к рецидивирующему, а иногда и к хроническому течению.

Термин депрессия объединяет заболевания, которые характеризуются триадой: сниженный фон настроения, замедление мышления, двигательная заторможенность. При мании триада включает: повышенный фон настроения, ускорение мышления, двигательную расторможенность.

Маниакальные состояния (редки в детском возрасте) проявляются повышением влечений, отсутствием дистанции, нецеленаправленностью, ощущением собственной значимости, нарушениями сна — дети обходятся без сна. У детей аффективные нарушения имеют свои особенности (Х.

Ремшмидт, 2001):

  • В детском возрасте депрессивные колебания встречаются реже, чем в подростковом возрасте и проявляются чаще всего соматическими жалобами.
  • Депрессивные проявления у мальчиков чаще проявляются в пубертатном возрасте, у девочек — после завершения пубертата. До пубертатного периода маниакальные состояния встречаются редко.
  • Непосредственные реакции горя при переживании утраты в детском возрасте выражены меньше, чем в подростковом.
  • Завершенные суициды до подросткового возраста редки, но заметно учащаются в подростковом и юношеском возрасте.

Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте:

  • Эмоциональные: тоскливое настроение, чувство вины, страх/раздражительность, ощущение утраты чувств, колебания настроения в течение дня.
  • Когнитивные: замедление мышления/задумчивость, нарушения концентрации внимания, снижение самооценки/са-мокритика, беспомощность/бессилие, чувство несостоятельности, мрачные представления о будущем, мысли о смерти, ожидание катастроф, идеи греховности, идеи обнищания.
  • Соматические: нарушения сна, снижение побуждений, потеря аппетита, потеря веса, утомляемость/разбитость, ипохондрические жалобы, вегетативные жалобы (головные боли, боли в животе).

В детском и подростковом возрасте могут начинаться такие состояния как циклотимия и дистимия.

  • Циклотимия — это состояние хронической нестабильности настроения с многочисленными эпизодами легкой депрессии и легкой приподнятости.
  • Дистимия — это состояние сниженного настроения (субдепрессивное) с пессимизмом, чувством безнадежности, недостатком энергии.

Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. — 216 с.

Источник: https://psyera.ru/povedencheskie-i-affektivnye-rasstroystva-v-detskom-i-podrostkovom-vozraste_12872.htm

| Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

Аффективные нарушения детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/povedencheskie-i-emotsionalnye-narusheniya-u-detej/

Психические расстройства у детей

Аффективные нарушения детей

Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств.

Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии.

По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей.

После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью.

Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям.

Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными.

Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит.

Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии.

При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Симптомы психических расстройств у детей

Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

  • тревожные расстройства, страхи;
  • тики, синдром навязчивости;
  • игнорирование установленных правил, агрессивность;
  • без видимых причин часто меняющееся настроение;
  • снижение интереса к активным играм;
  • замедленные и необычные телодвижения;
  • отклонения, связанные с нарушением мышления;
  • детская шизофрения.

Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип.

Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация.

Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития.

Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка.

Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности.

Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта.

Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность.

Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу.

Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет.

Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

— склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

— чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

— сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

— отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

— шизоидность и циклоидность;

— стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

— непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

Признаки психического расстройства у детей

Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

— чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

— попытки убить себя или навредить;

— всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

— участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

— бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

— отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

— сильные тревоги, мешающие обычной активности;

— трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

— употребление алкоголя или наркотиков;

— сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

— перемены в поведении.

На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

Лечение психических проблем у детей

За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о психическом расстройстве у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Источник: https://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/

Узнаваемые симптомы и признаки детской шизофрении

Аффективные нарушения детей
Детская шизофрения – загадочное, сложное заболевание. Ему приписывают различные возрастные пределы: 14 лет, до 12–15. Американское психиатрическое руководство установило собственный возрастной лимит – 13 лет.

Существует градация заболевания, делящая его на непосредственно детскую (до 10 лет) и подростковую (10-14 лет) шизофрению.

Детский тип шизофрении отличается злокачественностью течения.

Чем раньше проявляется расстройство, тем существеннее впоследствии патологические изменения личности.

Характерные черты

Симптомы и признаки расстройства у детей соответствуют симптомокомплексам взрослой формы, они выражаются:

  • продуктивной симптоматикой – бред, галлюцинации;
  • негативной симптоматикой – снижение интенсивности выраженности эмоций;
  • кататонией;
  • нарушением мыслительной деятельности;
  • расстройством речи.

Однако все проявления скуднее, проще, беднее, нежели у взрослых.

Аффективные нарушения способны зародиться еще в младенчестве. Отличаются они следующими признаками:

  • тревожный плач;
  • беспокойный ночной сон;
  • слишком серьезный взгляд;
  • повышенное беспокойство, возбуждение днем. Сопровождается однообразными, монотонными движениями конечностями на скудном эмоциональном фоне;
  • утеря приобретенных навыков;
  • торможение психомоторного развития;
  • вялость, отсутствие двигательной активности;
  • безразличие к игрушкам, голоду;
  • эмоциональная холодность по отношению к родителям.

Особо показательным признаком детской шизофрении является повышенное двигательное возбуждение с эмоциональной скупостью, подпитываемое однообразными, регрессирующими движениями рук.

Детей, страдающих шизофренией, возрастом старше 1 года, отличает:

  • безэмоциональность;
  • двигательная инертность;
  • нежелание контактировать с окружающим миром;
  • нежелание общаться со сверстниками, родителями;
  • аутичность;
  • примитивная деятельность, привлекающая непосредственно исполнением моторных движений – перекладывание предмета, взмахи руками;
  • отсутствие сюжета игры;
  • упрощение двигательных навыков, возвращение к уровню более раннего возраста – ходьбу заменяют ползаньем;
  • отказ выполнять привычные ежедневные навыки: одеваться, кушать, умываться;
  • патологические изменения речи;
  • впоследствии нарушение развития интеллектуальной деятельности;
  • неадекватные эмоциональные реакции;
  • плохая концентрация внимания;
  • проблемы учебного процесса.

Общая картина заболевания детского возраста характеризуется частичным или полным угасанием одних навыков и заменой их более примитивными. При этом последние не соответствуют таковым на предшествующих ранних этапах развития, отличаясь незрелостью, патологичностью, деструктивностью.

Малыш, страдающий шизофреническим расстройством, выражает страх необычного характера, например, боится травы, облаков, языка. Боясь утонуть, маленький шизофреник отказывается напрочь купаться. Опасаясь отравиться, отказывается принимать пищу, хотя аппетит сохраняется. Заставить поесть ребенка невозможно: кричит, упирается, убегает.

Нередко появляются тревожные мысли вокруг собственной или чужой безопасности. Ребенок переживает, что потеряется, останется один в незнакомом месте, его забудут забрать из садика.

Возникают навязчивые, беспочвенные страхи за жизнь близких: мама заболеет, младший братик умрет. Подобные мысли изматывают деток, однако избавиться от них невозможно.

Маленькие больные продолжают размышлять о страшных событиях.

Шизофренические малыши четко проявляют поведенческую агрессию, негативизм. У них рождается непреодолимое желание совершить опасный поступок: выбежать на дорогу, коснуться огня, исследовать открытый люк. Детей охватывает тревога, беспокойство.

Нередко посторонние, даже близкие люди подвергаются агрессии со стороны маленького шизофреника.

Неугодных людей больные толкают, бьют, обзывают, плюются, способны помочиться, испражниться во «вражескую» обувь, прогоняют ненавистного человека, говоря: «Уходи, ты чужой» или «Уходи, ты черный».

Патологическое фантазирование

Это довольно ранний и частый симптом детского типа шизофрении. Такое явление также называют грезоподобным фантазированием, золотой порой детской лжи. Синдром сопровождает детей различных возрастов, начиная с полутора лет, однако наиболее ярко выражается у индивидов старше 5 лет.

Патологическое фантазирование проходит два уровня развития:

  • невротический;
  • психотический – бредоподобные фантазии.

Различают следующие виды патологических фантазий невротического типа:

  • сверхценные игры, увлечения;
  • игровые перевоплощения;
  • патологии влечений;
  • оговоры, самооговоры.

Фантазийные сверхценные игры, увлечения проявляются уже к 3 годам и выражаются грезами наяву. Например, маленький шизофреник представляет полет на другую планету, прогулки по облакам. Рисунки детей отображают тематику грез. Малыши составляют схемы маршрутов транспорта, присваивая остановкам фантастические названия, рисуют несуществующие города.

Интересы больных нередко противоречат возрасту: строение двигателя, человеческой клетки, схемы приборов.

Игры отличаются однообразной тематикой, сохраняясь длительное время. Носителей данного вида фантазирования сопровождают вычурные страхи, нелепости, гипомании. Впоследствии нарастает аутичность, эмоциональная тупость.

Подростковый возраст подобных детей знаменуется реально существующими увлечениями – музыкой, рисованием, приобретающих вычурный характер.

Фантазийные игровые перевоплощения детей 2–4 лет характеризуются склонностью сопоставления с различными предметами, живыми существами. Детки подражают поведению, свойственному определенному животному.

Если речь идет о кошке, маленький шизофреник ползает на четвереньках, мяукает, крепит веревку на пояс, имитирующую хвост, трется о ноги «хозяев», требуя погладить или почесать за ушком, ест на полу из блюдца.

Нередко малыши глубоко захватываются образом, теряя связь с реальностью.

5–7-летние детки отождествляют собственную личность со сказочными персонажами, часто не соответствующие их полу, придерживаются соответствующих элементов одежды любимого персонажа, называются их именем, подражают поведению. Некоторые копируют неживые предметы, становятся ручками, дверями, столами, вагонами поезда.

Старшие дети копируют агрессивных персонажей. Подобная тенденция присуща мальчикам. Перевоплощения девочек носят сексуальный характер: они воображают себя невестой принца, придумывают вымышленного друга мужского пола. Фантазии сопровождаются манией величия, особой значимости.

Патологические фантазийные влечения затрагивают младенческий возраст. Груднички проявляют извращенные способы акта дефекации, мочеиспускания, осуществляют манипуляции каловыми массами.

3-летний возраст характеризуется эмоциональными изменениями. Отчетливо выражается холодность к близким людям, бесчувствие. Характерной особенностью является жестокое отношение к животным, особенно мелким, а также младшим, более слабым, детям. Игры сопровождаются садистскими наклонностями: отрывают куклам, игрушечным животным конечности, головы, вспарывают живот.

Маленьких шизофреников привлекают грязные, заброшенные местности – свалки, мусорки. Особое наслаждение они получают, пачкая собственную одежду.

6–7 лет является возрастом наибольшего проявления болезненных влечений, обладающих агрессивно-садистическим характером. Больные красочно представляют насильственные сцены различной тематики: пытки, смертные казни, поедание животными людей.

Представляют себя в роли палача, убийцы. Описывают, как снимают человеку скальп, сжигают на костре или подвергают пыткам в газовой камере, протыкают железным штырем, топят в пруду. Способны приписывать подобные действия выдуманным персонажам.

Фантазии подкрепляются извращенными действиями, сопровождаемыми актами дефекации, мочеиспусканием. Характерны болезненные влечения к бродяжничеству, поджогам, клептомании. Особо показательными являются игры с погребением, самоповешаньем.

Фантазийные оговоры часто проявляются утверждениями о неродных родителях. Дети заявляют о жестоком отношении со стороны близких, обвиняют их в избиении, отсутствии должного ухода (забывают кормить, купать, отказываются покупать новую одежду). Говорят, что родители хотят их убить, сексуально домогаются.

Смена невротических фантазий бредоподобными является показателем ухудшения патологического процесса. Бредоподобные фантазии сопровождаются манией величия, могущества, стремлением реализовать собственные болезненные идеи. Дети становятся одержимыми, не поддаются разубеждению нереальности своих замыслов.

Например, мальчик придумал собственную страну Зинидию. Нарисовал карту, распределил города, каждому придумав название. Создал собственный язык. Назначил себя правителем страны. Руководил военными действиями, разрабатывал стратегию войны, пытал военнопленных.

Дети живут двумя жизнями. Бредовые фантазии полностью поглощают их сознание. Больные приобретают образ вымышленного героя: надевают соответствующую одежду, рисуют растительность на лице, снаряжаются соответствующими атрибутами. Ходят подобным образом на улице. Поведение больных полностью отображает характер действий придуманного персонажа.

Мысли шизофреников занимают порой извращенные идеи  (мечтают стать мусорщиками, похитителями маленьких детей),  носят агрессивный характер.

Девочка 13 лет, поглощенная собственными фантазиями, выкрала грудного ребенка, затем выбросила малыша с балкона 5 этажа.

Довольно часто маленькие шизофреники подвергаются извращенным фантазиям сексуального характера.

Девочка фантазировала, что вступает в интимную связь с женщиной, затем с мужчиной.

Бредоподобное фантазирование является крайней степенью развития патологических фантазий детей, страдающих шизофренией. Оно полностью поглощает детскую изначальную личность, выключает сознание малыша.

Шизофренический бред детской шизофрении подкрепляется слуховыми галлюцинациями – весьма показательным симптомом расстройства. Голоса разговаривают с малышом или между собой.

Детки принимают возникшие слуховые галлюцинации за голос родителей, прочих близких людей, сказочных, мультяшных, персонажей. Нередко владельцами ого сопровождения становятся герои фильмов ужасов.

Встречаются также императивные галлюцинации, побуждающие маленького шизофреника действовать, склоняют к агрессивным, насильственным актам.

Виды детского шизофренического расстройства

Шизофрения детского возраста отличается тяжелым течением, влекущим значительные личностные изменения. Различают следующие варианты течения заболевания:

  • непрерывно текущий;
  • приступообразно-прогредиентный;
  • рекуррентный.

Непрерывно текущий тип шизофрении ярко проявляется к 2–3 годам. Клиническая картина характеризуется постепенной аутизацией, отсутствием природного интереса и любознательности, свойственной данному возрасту.

Дети отличаются особым упрямством, раздражительностью. Типичным является наличие страхов разнообразного происхождения.

Закономерна изменчивость настроения: приступы подавленности сменяются периодами дурашливости, приподнятого настроя.

Обострения болезни сопровождаются неярко выраженными галлюцинациями, интенсифицированием эмоциональных расстройств. Постепенно наступают речевые нарушения, задержка развития психических функций.

Приступообразно-прогредиентная форма характеризуется повторяющимися приступами с тенденцией прогрессирования деструктивных изменений. Впервые заболевание способно проявиться в грудном возрасте.

Сопровождается сильным, пронзительным плачем, отличающимся монотонностью. Нередко подобный звук несопоставим с нормальным детским плачем. Характерна резкая смена вялости неестественной жизнерадостностью, активностью. Выражены страхи: людей, посторонних звуков.

Далее наблюдается задержка речевого, психомоторного развития, освоения элементарных навыков.

Характерны кататонические нарушения. Периоды сильнейшего возбуждения сочетаются с бездействием. Возбуждение проявляется бесцельными, монотонными движениями: хождение кругами, раскачивание, беспорядочный бег. Такое состояние сохраняется часами. Сопровождается безудержными приступами плача, смеха, агрессии. Детки становятся неконтролируемыми, игнорируют обращенную к ним речь, оклики.

Изменяется походка, приобретает нескоординированные, размашистые черты. Теряется ритмичность, содружественность движений. Наблюдается тенденция многочасовых хождений без признаков утомления. При попытке взрослых остановить такие блуждания, вырываются, идя дальше. Выражение лица – отрешенное.

Импульсивность внезапно сменяется вялостью, адинамией. Маленькие больные долго лежат бездействуя. Принимают вычурные положения тела. Сон нарушается. Просыпаются посреди ночи, долго не засыпают. Малышей сложно уговорить поесть, пойти погулять.

Приступно-прогредиентная шизофрения наделяет деток депрессивно-бредовыми нарушениями, слуховыми, зрительными галлюцинациями.

Рекуррентный вид заболевания детского возраста встречается редко. Он определяется чередованием приступных периодов с ремиссией. Вызывает незначительные личностные изменения. Приступы провоцируются инфекциями, травмами, стрессами.

Рекуррентная шизофрения часто сопровождается усиленным чувством беспочвенного страха, осложняющегося галлюцинациями, бредом.

Присоединяется возбуждение, изначально возникающее исключительно вечером, впоследствии оно принимает более выраженную форму, достигающую степени гебефрении – безудержного веселья.

Каждое повторное обострение расстройства сопровождается более сильными патопсихологическими симптомами.

Детская шизофрения опасна не только болезненными изменениями, но и нарушением формирования незрелой детской личности. Играет роль возрастной период дебюта болезни, тяжесть течения. Просматривается закономерность: раннее проявление расстройства вызывает более грубое, тотальное недоразвитие личности ребенка, нарушая формирование важнейших элементов мозга, процессов и свойств психики.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/uznavaemyie-simptomyi-i-priznaki-detskoj-shizofrenii

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: