Активационная теория эмоций Линдсея Хебба

Эмоции: академические исследования — Психологос

Активационная теория эмоций Линдсея Хебба

В прежние времена в советском «Политиздате» для просвещения масс выпускалась книжная серия «Над чем работают, о чем спорят философы» (кстати, одной из самых интересных книг этой серии была работа Б. И. Додонова «Эмоция как ценность», выпущенная в 1978 г.).

Позднее в духе дозволенной вольности ей появилась альтернатива под вызывающей маркой «Над чем не работают, о чем не спорят философы». Если бы сегодня подобный проект был затеян в психологии, то проблема эмоций наверняка оказалась бы в альтернативной серии.

Если судить по публикациям последних лет, то наших психологов мир человеческих чувств, похоже, не очень интересует, или, по крайней мере, по их мнению, эта проблема как таковая может считаться в науке решенной и дальнейшей разработки не требует.

Разумеется, с проблемой эмоций дело обстоит совсем не так. В той или иной форме она занимала ученых всех времен и по сей день не является закрытой.

Просто временное смещение акцентов в профессиональных интересах отечественных психологов вытеснило ее на периферию научного знания, что совершенно не оправданно и практически бесперспективно.

Какую бы психологическую проблему нынешние психологи ни называли наиважнейшей, ее решение вряд ли возможно без учета ее эмоционального аспекта. В частности, любые проблемы, с которыми приходится сталкиваться психологу, тесно взаимосвязаны с тем, какие чувства тот или иной человек испытывает.

История изучения

Проблема человеческих чувств (различение эмоции и чувства — вопрос скорее терминологический, хотя не все с этим согласятся) занимала мыслителей всех времен и народов. Чтобы обозреть хотя бы самые значительные суждения на сей счет, накопившиеся за многовековую историю культуры, понадобилась бы не газетная полоса, а многостраничный том.

Достаточно сказать, что хрестоматия по психологии эмоций, выпущенная несколько лет назад издательством МГУ, начинается с фрагмента сочинения Спинозы «О происхождении и природе аффектов» и заканчивается извлечениями из трактата Стендаля «О любви» — одного из яркий примеров конкретно-психологического анализа сложных феноменов духовной жизни человека.

Исследования У. Джемса

По одной из которую авторы современных учебников прилежно списывают друг у друга, современная психология эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» Справедливости ради следует отметить, что этой работе логически предшествует изыскание Ч.

Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованное 12 годами ранее. В этой работе Дарвин стремился доказать, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но и к психическому развитию живых существ.

С удивительной проницательностью английский натуралист подметил очень много общего в поведении животных и человека, особенно в выражении разных эмоциональных состояний. В частности, он отметил большое сходство экспрессивных движений у антропоидов и слепорожденных детей.

Данные этих наблюдений легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в ходе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы.

По Дарвину, телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, представляют собой рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей ступени эволюции. Например, увлажнение рук при переживании страха можно объяснить исходя из того, что некогда у наших человекообразных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. См.→

В трактовке приспособительной целесообразности эмоциональных реакций Джемс пошел еще дальше. Он заявил: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того — наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина (подробнее — см. Теория эмоций Джеймса-Ланге).

Поведенческое направление, которое на протяжении почти всего XX века господствовало в мировой психологии, в трактовке эмоций продвинулось немногим дальше Джемса. По мнению Дж.

Уотсона, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости и любви. Эти формы можно описать, указывая на характерные особенности поведения организма.

Врожденное выражение упомянутых реакций подвергается при жизни многочисленным изменениям. Благодаря процессам научения увеличивается число факторов, способных вызвать эти реакции, и формируются новые типы реакций, проявляющихся вместе с врожденными.

Но, по утверждению Уотсона, «хотя во всех эмоциональных реакциях проявляются такие внешние факторы, как движения глаз, рук, ног, туловища, доминирующими являются висцеральные и секреторные факторы».

То есть, согласно бихевиористской концепции, эмоции — это некоторый специфический вид реакций, прежде всего реакций внутренних органов. Таким образом, Уотсон фактически остался на позиции Джемса-Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы. Сходную трактовку эмоциям давал и Бехтерев, который рассматривал их как мимико-соматический тонус и мимико-соматические рефлексы.

Исследования Кеннона-Барда

В полемике с Джемсом альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кеннон.

К этому его подтолкнули эксперименты, в ходе которых выяснилось: искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Но самым сильным аргументом Кеннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого обнаружено: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Кеннон заключил (и эта суждение, как видим, было по сути отнюдь не новым), что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов.

Но при этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе. Позднее П.

Бард подтвердил, что и телесные изменения, и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. X.

Дельгадо удалось установить, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Теория Линдсея-Хебба

Психоорганическая линия в исследовании эмоций (так условно стали называть, при всей их противоречивости, теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга.

Согласно так называемой активационной теории Линдсея-Хебба, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма.

А эмоциональные проявления, как продемонстрировали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-нибудь раздражитель.

Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний — их силу, продолжительность, изменчивость и др. Эмоции же возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Помимо объяснения взаимосвязи органических и эмоциональных процессов, Д. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности.

Было установлено, что эта зависимость выражается в виде кривой нормального распределения: для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабое, ни слишком сильное эмоциональное возбуждение — наиболее эффективна деятельность при среднем уровне.

Вместе с тем было отмечено, что для конкретного человека характерен свой, индивидуальный оптимум эмоционального возбуждения.

Когнитивный взгляд

Особую группу составили теории, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, в частности теория Л. Фестингера. Ее основное понятие — когнитивный диссонанс, то есть отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при наличии противоречивой информации.

Согласно данной теории, положительные эмоциональные переживания возникают у человека, когда его ожидания подтверждаются, то есть когда реальные результаты его действий согласуются с намеченными. Расхождение ожидаемых и действительных результатов действия (диссонанс) приводит к возникновению отрицательных эмоций.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Последнее возможно двумя путями: во-первых, можно изменить свои ожидания таким образом, чтобы они стали соответствовать реальности; во-вторых, попытаться добыть новые сведения, которые согласовывались бы с прежними ожиданиями.

То есть с позиций данной теории эмоциональные состояния рассматриваются как источник и побудительная сила поведения.

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации в эмоциональных процессах.

Согласно его теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него потребностей и интересов.

К разряду когнитивистских можно отнести и информационную теорию эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

Такую оценку человек производит на осцове врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент.

Так, эмоция страха, по Симонову, развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Итоги

Как видим, на протяжении многолетней истории психологических исследований эмоции пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Однако в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал угасать по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения.

Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем — таких, как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи лабораторного эксперимента.

Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации.

Необходимость и оправданность такого смещения интересов и базовых понятий надлежит оценить будущим историкам науки. Сегодня же стоит лишь подчеркнуть, что к концепциям эмоций, созданным в более или менее отдаленном прошлом, никак нельзя относиться со снисходительной легкостью, которая порождается установкой «современное — значит лучшее», сложившейся в других областях познания.

Исключения из этого закона встречаются не только в искусстве, и психология эмоций — наглядное тому подтверждение. Иначе разве мог бы Л. С. Выготский писать, что «Спиноза самым тесным образом связан с самой насущной, самой острой злобой дня для современной психоло-гии эмоций», что «проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения». Психологам остается дожидаться своего нового Спинозы.

Или Выготского.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/emocii-dvoe-zn--akademicheskie-issledovaniya

Эмоции. Виды эмоций. Теории эмоций

Активационная теория эмоций Линдсея Хебба

Вильгельм Вундт, как основоположник структурализма рассматривал структурный аспект эмоций. Он полагал, что любое эмоциональное состояние имеет определенное значение в некотором измерении в зависимости от своей интенсивности.

Его теория также называется трехмерной, поскольку имеет три градации: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Некоторые состояния включают себя одно или два измерения, а более сложные – все три.

Для примера, рассмотрим эмоцию гнева. Данную эмоцию можно представить, как неудовольствие + возбуждение + напряжение. Таким образом каждая эмоция состоит из определенной комбинации, которую можно сложить из вышеуказанных пар переживаний.

Теория Джеймса-Ланге

Данная теория именуется периферической. Она была открыта двумя учеными практически в одно и то же время, поэтому получила такое двойное название. Ее суть заключается в том, что возникновению любой эмоции предшествует физиологическая реакция организма.

И привычная нам причинно-следственная связь представляет несколько иной порядок. То есть согласно теории, мы чувствуем страх, из-за того, что дрожим, а не дрожим потому, что чувствуем страх. А не наоборот.

Механизм возникновения эмоции начинается с физиологической реакции на внешний раздражитель, и только затем следует определенная эмоциональная реакция.

Что такое эмоции?

Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции и можем быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции
— такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечислению признаков. Поэтому вместо попыток дать определение мы будем в своих рассуждениях исходить из общего понимания того, что испытывают люди, когда говорят: «я очень зол», «мне грустно» или «я счастлив».

Американский психолог Уильям Джеймс — создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, — описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами:

Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений.

Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы.

Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, — все это чистый продукт созерцающей личности.

Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

Теория Кэннона-Барда

Американскими психологами была разработана таламическая теория эмоций, которая являлась противопоставлением периферической теории. Они считали, что определенная эмоция не может быть следствием физической реакции организма на раздражитель по нескольким причинам.

Одна и та же телесная реакция может свидетельствовать о разных эмоциях, а при одном и том же эмоциональном состояние могут возникать совершенно различные физиологические проявления. Ученые пришли к выводу, что эмоциональная реакция появляется примерно одновременно с физиологической.

А телесная реакция обусловлена активной работой таламуса, который находится в головном мозге, и получая сигнал о внешнем раздражителе, запускает процессы, направленные на возникновение и физиологической и эмоциональной реакции.

Таким образом вышеуказанные реакции организма протекают параллельно.

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта

Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта [4]. Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны.

С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств.

По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [4]. Е.П. Ильин анализирует взгляды В.

Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений.

Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки.

Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) [1,C.44].

Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?

Биологическая теория

В соответствии с этой теорией появление эмоций у человека неразрывно связано с его потребностями. А именно с их возникновением и удовлетворением. Советский физиолог П.К. Анохин полагал, что эмоции закрепились вследствие эволюции и отдельно отметил приспособительную функцию эмоций.

С помощью них организм приспосабливается к окружающей среде, привыкает к ней и становится способен к дальнейшему развитию и эволюции.

Ученый выявил, что при успешном удовлетворении потребности, у человека возникает положительная эмоция и тем самым он запоминает как ему следует действовать в дальнейшем, так происходит закрепление.

Если же потребность не удовлетворяется, то человек переживает отрицательную эмоцию. Тогда может возникнуть беспокойство и тогда ему приходится искать другие пути решения для удовлетворения своей потребности.

Потребностно-информационная теория

Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения.

Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

При анализе учитывается:

  • насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
  • что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
  • достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.

Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется.

Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения.

А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.

Теория активации эмоций

Основой этой теории является таламическая теория эмоций Кэннона-Барда. Американские ученые выяснили, что организм человека устроен несколько сложнее и не все процессы, направленные на возникновение эмоций, происходят исключительно от одной части мозга – таламуса.

Они полагали, что эмоциональная реакция организма появляется благодаря слаженному функционированию различных составляющих мозговых структур.

Основная же роль отводилась возбуждению нейронов ствола мозга, которые направляют импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре, вследствие чего происходит активация эмоций.

Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937.

Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций.

Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца.

Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга).

Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина является субстратом осознанных эмоциональных переживаний.

Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.[3]

Двухкомпонентная теория

Данная теория относится к когнитивным теориям, поскольку содержит в себе познавательный аспект. Согласно данной теории возникновение эмоций связано с двумя компонентами, а именно – двумя факторами, которые представляют из себя физиологические изменения организма человека и их осознанную интерпретацию.

Эта теория включает в себя периферическую теорию Джеймса-Ланге, к которой добавляется познавательная составляющая. То есть возникает физиологическая реакция, затем анализируются обстоятельства ситуации, при которых это произошло и только потом распознается эмоция.

Таким образом одно и то же физиологическое состояние может переживаться совершенно по-разному, в зависимости от того, что думает о его причинах сам человек и как его воспринимает.

Дифференциальная теория

Американский психолог К. Изард рассматривал эмоции как сложную систему. Каждое эмоциональное состояние содержит в себе три элемента:

  • физиологический;
  • экспрессивный;
  • субъективный.

Каждому эмоциональному переживанию соответствует определенное сочетание физиологических проявлений, и наблюдая внешние признаки, мы можем судить о том, что возможно чувствуют окружающие нас люди. Существуют базовые эмоции, которые примерно одинаковым образом выражают все люди, хотя в зависимости от народной принадлежности интенсивность и особенности выражения может быть разниться.

Источник: https://gudi1991.ru/stress/avtorom-biologicheskoj-teorii-emocij-yavlyaetsya.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: