Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда: что это, процедура

Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

На любом предприятии нужно выстроить такую систему бухгалтерского и налогового учета, которая бы не только соответствовала требованиям действующего законодательства, но и точно фиксировала бы все аспекты хозяйственной деятельности. Для проверки правильности и своевременности учетных операций периодически проводят аудит. Одной из самых сложных составляющих аудиторских проверок является аудит расчетов по оплате труда.

Аудит оплаты труда и расчетов с персоналом

Кратко аудит расчетов с персоналом по оплате труда можно охарактеризовать, как проверку начисления заработной платы и иных выплат, а также своевременность и правильность расчетов с персоналом.

Выполнить такую проверку можно как силами самой организации, так и с привлечением сторонних аудиторов. Внутри компании можно создать специальную комиссию, состоящую из сотрудников учетной и кадровой служб.

Эта комиссия проведет оценку оплаты труда и даст свое заключение о выявленных нарушениях и их устранении.

Комплексный аудит всей системы оплаты труда может сделать только независимый аудитор.

Это связано с тем, что внешняя аудиторская фирма не зависит от руководства или собственника проверяемой компании. Кроме того, профессиональные аудиторы являются более компетентными специалистами и могут проверить не только сам учет зарплатных операций, но и дать оценку всей системе оплаты труда.

При аудите расчетов с персоналом проверяют:

  • соответствие действующему законодательству нормативной документации по оплате труда;
  • актуальность документов кадрового учета;
  • математическую точность расчетов;
  • фактическое соответствие данных синтетического и аналитического учета;
  • используемые ставки по налогам, страховым взносам и другим удержаниям;
  • оформление первичной документации и сводных реестров;
  • обоснованность применяемых вычетов;
  • иные аспекты учета заработной платы.

Фактически аудитор должен быть не только специалистом в бухучете, но и знать обо всех актуальных требованиях трудового и гражданского законодательства.

Помимо проверки кадровой и учетной документации, аудиторские компании могут также оценить и саму систему оплаты труда с точки зрения ее соответствия действующему законодательству и эффективности.

Процедура аудита расчетов с персоналом

Условно все процедуру оценки учета операций с персоналом можно разделить на три этапа:

  • подготовка;
  • собственно аудит;
  • заключение.

В ходе подготовительного этапа аудиторы знакомятся с локальной нормативной документацией по бухучету, оплате труда и другим выплатам наемному персоналу. Проверяют на соответствие законодательству и актуальность кадровые документы. На этом же этапе формируется перечень проверяемых документов. В небольших фирмах могут проверить все расчеты с персоналом.

В средних, а тем более крупных компаниях сплошная проверка является нецелесообразной. Учитывая массив расчетов с персоналом, осуществляют выборочный аудит. По каждому сегменту расчетов с персоналом выбирают данные по нескольким работникам и в дальнейшем анализируют их.

Выборка должна представлять наиболее полный спектр операций с персоналом.

Например, при проверке расчетов с увольняемыми сотрудниками, нужно выбирать несколько работников, уволенных по разным причинам, с различными видами компенсационных выплат.

Следующим этапом аудита является непосредственная проверка данных бухгалтерского учета, учетных и кадровых документов. Аудиторы сопоставляют данные бухучета с кадровыми документами, производят математическую проверку правильности начислений.

В ходе анализа документов проверяют наличие распоряжений, приказов, заявлений, которые служат основаниями для учетных операций. Также проверяется правильность оформления первичных учетных документов — отчетов, листков нетрудоспособности, исполнительных листов и т. д.

В ходе проверки оплаты труда также сверяют данные бухучета с табелями учета рабочего времени, сдельными расценками и выработкой работников.

Кроме того, аудиторы изучают применяемые ставки по НДФЛ, пенсионному и социальному страхованию, а также законность и обоснованность налоговых вычетов.

При наличии удержаний по исполнительным листам, проверяющие удостоверяются в соблюдении максимального лимита удержаний, а также правильности их расчета.

Проверяют также и расчеты с персоналом при увольнении:

  • соответствие выплат причине увольнения;
  • наличие обоснований (приказы, заявления);
  • математически сверяют правильность компенсационных выплат.

По итогам аудита расчетов с персоналом проверяющий заполняет заключение. Этот документ содержит не только описание проведенной проверки, но и выявленные нарушения трудового законодательства и правил ведения учетных операций, а также рекомендации по их устранению. Например, отсутствие подтверждающих документов или неправильное оформление первичных учетных документов.

Дополнительно аудиторы могут составить и рекомендации по совершенствованию систем оплаты труда и учета расчетных операций. Кроме того, проверяющие указывают в таких рекомендациях и меры по предотвращению возникновения выявленных нарушений.

Периодическое проведение аудита расчетов с персоналом мера необходимая. В ходе такой проверки выявляются не только факты счетных ошибок или неправильное оформление документов.

Анализируется оплата труда и ведение учета расчетов с персоналом. Также независимые аудиторы могут дать профессиональные рекомендации по совершенствованию системы расчетов с персоналом. (8 голос.

, 4,30 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/audit-raschetov-s-personalom-po-oplate-truda.html

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда — Курсовая работа — Материалы для студентов

Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Сущность аудита и его место в системе контроля.

       1.2  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

  1. Источники информации для аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства  расчетов с персоналом по оплате труда
  2. Проверка соблюдения законодательства о труде и документального оформления трудового соглашения
  3.  Проверка начислений  и расчетов с персоналом по оплате труда
  4. Проверка начислений сумм премий и материальной помощи

Глава3.Ситуационные задачи

Заключение

Список используемой литературы

Введение

При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда, складываются новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда.

Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений, теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются трудовой и коллективный договора. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.

Постоянно вносятся изменения в нормативную базу, касающуюся оплаты труда, удержаний из нее и начислений на оплату труда. Поэтому бухгалтеру необходимо быть всегда информированным в сфере Законодательных актов РФ.

Неправильный учет оплаты труда, начислений и удержаний приводит к искажению бухгалтерских данных, исчислению неверной налоговой базы, для определения налогов и взносов и соответственно возникают проблемы с работниками, налоговыми органами, пенсионным фондом, фондом социального страхования и другими органами исполнительной власти.

Достоверность данных учета и основанная на нем информация имеет большое значение, как для государства, так и для собственника предприятия. Здесь возникает необходимость в аудиторской проверки организации оплаты труда на предприятии.

Аудит оплаты труда — представляет собой проверку достоверности отражения операций по оплате труда, сверку с данными бухгалтерской отчетности, соблюдение норм Трудового законодательства, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, отдельных Федеральных законов РФ, положений по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, применение унифицированных форм в учете труда и заработной плате.

Цель аудита расчетов по оплате труда — составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов по оплате труда, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;

— перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;

— дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;

— раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;

— рассмотреть методику проверки расчетов по единому социальному налогу с внебюджетными социальными фондами (Пенсионным фондом , Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования).

При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативным документам, регламентирующим порядок учета труда и заработной платы, а также порядок исчисления и уплаты единого социального налога, действующим в настоящее время.

Глава 1 Организация аудита в современных рыночных условиях

  1. Сущность аудита и его место в системе финансового контроля

         Аудит- это процесс, посредствам которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации поддающейся количественной оценке и относящейся кспецифической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериями.

         Аудитподразделяется:на внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим нааудируемой фирме никаких интересов.Клиентонезависимость эксперта-аудитора является главным отличительным качеством внешнего аудита.

Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля нагос. предприятии. На первом этапе это подтверждение отчетности , далее оказание сопутствующих услуг. В соответствии с международными нормативами к сопутствующим аудиту работам относятся подготовка обзоров, связанных с нефинансовой информацией (эффективность функционирования внутреннего аудита, компьютерной системы и т.д.)

Внутренний аудит осуществляетсяспециальным структурным подразделением предприятия или его работниками, непосредственно подчиненными руководству предприятия и работающие в его штате.

Внутренние аудиторы помимо основной деятельности- совершенствования системы учета и внутреннего контроля на предприятии, могут выполнять и специальные задания руководства предприятия.

масштабах работ внутренний аудит подразделяют на:

а)общий -по всем вопросам аудита фирмы в целом,

б)локальный-по всем направлениям аудита (технологии, бух. учет и т.д. ).

Внутренний аудит в соответствии с международными нормативами “Использование результатов работы внутреннего аудитора”( июль 1992 г.) осуществляется по таким направлениям:

  • анализ системы учета внутреннего контроля;
  • изучение бухгалтерской и оперативной информации;
  • оценка качества информации;
  • разработка проектов управленческих решений;
  • проведение стратегического анализа;
  • разработка финансовых прогнозов.

Внутренний аудитпрактически только создается, приходя на смену внутриведомственному контролю.

Существует два основных вида аудита: обязательный и инициативный аудит. 

Обязательный аудит — в обязательном порядке ежегодно проводится организациями , в соответствии с требованиями Закона РФ от 29.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В Этом случае используется термин «обязательный аудит».

Инициативный (добровольный) аудит -осуществляется по желанию Заказчика для обеспечения достоверности финансовой отчетности, ведения бухгалтерского и налогового учета, отдельных участков бухгалтерского и налогового, а также оценку и финансовое состояние организации. Также инициативный аудит рекомендуется проводить при смене собственника организации или изменении состава учредителей.

Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Выделяют следующее виды финансового контроля:

  1. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный;
  2. В зависимости от объекта – на внутренний и внешний;
  3. В зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит);
  4. В зависимости от времени проведения на предварительный контроль – осуществляется до принятия управленческих решений и до совершения хозяйственных операций, носит профилактический характер. Объектами такого контроля являются: бизнес-планы, различные проектно-сметные документации, сметы документов на выдачу денежных средств, отпуск продукции. Цель данного контроля: предупреждение незаконных действий должностных лиц, экономически нецелесообразных хозяйственных операций; текущий (оперативный) контроль – организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций; последующий – осуществляется после совершения хозяйственных операций. Субъекты последующего контроля: налоговые органы, таможенные органы, аудит.
  5. В зависимости от источников информации на документальный – предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, совершения учетных регистров и отчетности; фактический – это установление количественного и качественного состояния проверяемого объекта путем обследования, осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки. Объектами фактического контроля являются: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами.

В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации.

В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

 1.2  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. На данном этапе происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает в себя 5 основных уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30.12.2008N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Закон установил понятие аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, определил сферу аудита, а также его цели, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В Законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций. Закон дал понятие аудиторской тайны, как обеспечения сохранности (конфиденциальности) полученных сведений и определил ответственных за их разглашение, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль качества работы аудиторов. Закон отменяет институт лицензирования аудиторской деятельности и вводит общие требования к предмету аудиторской деятельности и порядку оказания аудиторских услуг. В частности, аудиторам прямо запрещено заниматься деятельностью, не указанной в Федеральном законе от 30.12.2008N 307-ФЗ. В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании обязаны вступить в организации, минимальная численность которых должна составить 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работают не менее трех аудиторов. Данным саморегулируемым организациям передаются контрольные функции по осуществлению надзора за качеством работы аудиторов, по повышению их квалификации и по ведению реестра аудиторов и аудиторских компаний.

При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов.

ЗаконN 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются (п. 5 ст. 16 ЗаконаN 307-ФЗ):

— 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— 2 представителя уполномоченного федерального органа;

— 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности;

— 1 представитель от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков;

— 1 представитель от Центрального банка РФ;

— 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.

Источник: http://heapdocs.com/files/kursovaya_po_auditu_bashirova_r_m

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда: цели и задачи проверки, перечень документов, методика

Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

Целью проведения аудиторских мероприятий в области оплаты труда на предприятии является оценка работы бухгалтерии в части начисления и выплаты зарплаты. По результатам аудита делается вывод относительно соответствия методики оплаты труда нормам законодательства.

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Цель проведения аудиторских мероприятий состоит в оценке применяемой бухгалтерией методики в области оплаты труда и определения ее соответствия законодательным нормам. В частности, Трудовому кодексу, Налоговому кодексу, Правилам бухучета, региональным и отраслевым стандартам и законам, а также  внутренним правовым актам, действующим на предприятии в части оплаты труда.

При проведении проверки анализируется состояние расчетов в бухгалтерии с сотрудниками организации в области начисления и выплаты заработной платы. На основании проверки определяются недочеты и пробелы в работе бухгалтерии и разрабатываются рекомендации по устранению недостатков.

Проведение регулярного аудита расчетов является необходимой процедурой для всех крупных предприятий. Аудиторские мероприятия проводятся независимой организацией, обладающей правом на выполнение подобного рода работ.

Задачи проведения аудита

При проведении аудиторских мероприятий могут быть решены следующие практические задачи:

  1. Проверяется корректность отображения в регистрах бухучета операций в области расчетов по зарплате, а также удержаний из нее.
  2. Оценивается соответствие исполненных операций действующим законодательным нормам.
  3. Оценивается степень соответствия данных аналитического и синтетического учетов по счетам учета расчетов по оплате труда.
  4. Анализируется корректность отражения данных в бухгалтерской отчетности.
  5. Проверяется правильность и достоверность расчетов по начислению зарплаты и удержаниям из нее.
  6. Устанавливается законность и соответствие правовым нормам документального оформления сотрудников в компании.

Перечень проверяемых документов

При проверке анализируется первичная бухгалтерская документация (которая служит основанием для начисления и выдачи зарплаты) и документы, на основании которых производились удержания из заработной платы работников. В перечень документов, которые подвергаются проверке, можно включить:

  1. Трудовые и гражданско-правовые договоры, заключенные с сотрудниками.
  2. Штатное расписание.
  3. Положение об оплате труда, положение о премировании и пр.
  4. Приказы в части оплаты труда и работы сотрудников (о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о расторжении трудового договора).
  5. Личные карточки сотрудников.
  6. Заказы-наряды.
  7. Зарплатные ведомости (расчетные и платежные).
  8. Кассовые ордеры.
  9. Больничные листки.
  10. Лицевые счета.
  11. Учетные табели по рабочему времени.

Указанный перечень документации не является исчерпывающим: при аудите анализируются все документы, которые так или иначе связаны с оплатой труда.

Среди официальной бухгалтерской отчетности производится проверка бухгалтерского баланса, учетных регистров, приложений к балансу и отчетности о финансовых результатах.

При проверке особое внимание уделяется следующим регистрам:

  1. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – для анализа правильности удержания подоходных налогов из начисленной зарплаты.
  2. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию» – для проверки правильности начисления страховых взносов.
  3. Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – для анализа корректности начисления и выдачи зарплаты.
  4. Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – для аудита расчетных операций по прочим операциям.
  5. Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами/кредиторами» – для оценки правильность расчетов по алиментным и прочим удержаниям.

Методика аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Перед началом проверки аудиторская компания составляет программу проверочных мероприятий, которая включает цели и задачи аудита, основные анализируемые разделы учета и участки проверки, характер проверочных мероприятий (сплошной или выборочный), распределение обязанностей между аудиторами, продолжительность и сроки проверки.

Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские документы, авансовая отчетность, тогда как первичная документация по зарплате и производимых расчетам анализируется выборочно. Программа и сроки проверки согласуются с руководством предприятия.

Методика проведения аудиторских расчетов с персоналом по оплате труда включает в себя прохождение следующих этапов.

Этап 1. Проверяется первичная бухгалтерская документация. На указанном этапе анализируется бухгалтерская документация по учету рабочего времени, расчетной и платежной документации, несвоевременно выплаченной зарплаты, в том числе депонированной, и делаются выводы относительно корректности заполнения.

Этап 2. Производится проверка правильности расчетов по оплате труда на основании бухгалтерской документации. В частности, анализируются правильность ведения учета рабочего времени, законность и полнота платежной документации и пр.

Этап 3. Проверяется обоснованность расчетов по оплате труда. В частности, насколько обоснованы были начисленные сотрудникам выплаты по оплате труда, корректно ли начислялся НДФЛ, выплаты за работу в ночное время и в выходные дни и праздники.

Этап 4. Анализируется, насколько обоснованно рассчитывался НДФЛ. Проверка осуществляется с учетом предоставленных сотрудникам вычетов и действующих в отношении них налоговых ставок.

Этап 5. Производится аудит удержаний по исполнительной документации. В этом случае проверяется, насколько обоснованы были удержания по исполнительным листам, в частности, алименты.

Этап 6. Проверяется соответствие показателей по бухгалтерским регистрам данным отчетности. На указанном этапе сверяются счета бухучета и данные по отчетности. В результате делаются выводы относительно того, насколько полными были начисления и выплаты работникам не только в части зарплаты, но и действующих на предприятии премиальных, а также выплат по больничным листкам.

Чаще всего в ходе аудиторских мероприятий выявляются такие недочеты:

  1. На предприятии некорректно оформлены сотрудники, отсутствуют коллективные и трудовые договоры.
  2. На предприятии трудовые договоры с сотрудниками заменялись гражданско-правовыми без оснований на это. В результате работники были лишены многих трудовых гарантий: оплаты больничных, отпускных, декретных и пр., а работодатель не доплачивал за них страховые взносы в ФСС на временную нетрудоспособность и материнство.
  3. От сотрудников не поступили заявления о предоставлении им льгот по НДФЛ (это обязательное условие для применения вычета).
  4. Некоторые расходы по оплате труда некорректно уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.
  5. Сотрудникам выплачивались средства, которые не были предусмотрены трудовыми договорами и другими локальными документами, регулирующими оплату труда.
  6. Сотрудники не получали положенные им по закону выплаты: доплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, компенсации по листам нетрудоспособности, отпускные.
  7. На предприятии не проводилась индексация заработной платы.
  8. Некорректно начислялись страховые взносы (например, взносы не начислялись с премиальных, разных видов материальной помощи).

На основании проведения проверочных мероприятий сотрудниками аудиторской формы должны быть разработаны рекомендации. Они имеют целью оптимизировать расчеты с персоналом по оплате труда на предприятии и не допустить повторения выявленных ошибок и несоответствий. Выводы и рекомендации оформляются в виде аудиторского отчета.

Рекомендации могут применять в работе не только сотрудники бухгалтерии, но и кадровые специалисты.

Таким образом, под аудитом расчетов с персоналом по оплате труда понимается оценка соответствия используемой на конкретном предприятии методики бухгалтерского учета относительно оплаты труда действующему законодательству.

Это трудоемкая процедура, которая выполняется независимыми аудиторами и предполагающая анализ широкого перечня кадровой и бухгалтерской документации. На основании проверки делаются выводы о полноте и корректности начисления сотрудникам зарплаты и иных выплат в части оплаты труда.

Полученные результаты позволяют компании своевременно устранить недочеты в части оплаты труда персонала, а также наладить нормальное функционирование бухгалтерии и кадровой службы на предприятии.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/trudovoe/oplata/audit-rascetov.html

Аудит оплаты труда, проверка расчетов по заработной плате

Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

В ходе проверки аудитор ставит следующие цели:

  • изучение законности расчетов в сфере заработной платы;
  • подтверждение соответствия учета действующим стандартам и нормативно-правовым актам, определяющим порядок начисления и выплаты зарплаты;
  • оценка эффективности установленных у работодателя форм и систем оплаты труда;
  • установление полноты аналитического учета зарплаты;
  • проверке полноты начисления и перечисления в бюджет НДФЛ, начисления и расчетов по ЕСН.

Методы получения аудиторских доказательств

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

  • проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
  • проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
  • устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
  • проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.

Задачи аудита

Аудит зарплаты позволяет решить множество задач. В первую очередь, своевременная проверка операций по начислению зарплаты позволяет предприятию получить аудиторское заключение с указанием ошибок и недочетов в бухгалтерском учете, рекомендации по оптимизации форм и систем оплаты труда.

В дальнейшем такое заключение дает возможность работодателю привести в соответствие с законодательством бухгалтерский учет, без экономических потерь и штрафных санкций пройти налоговую проверку, в более короткие сроки провести процедуру ликвидации, реорганизации, реструктуризации.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Аудит выплаты заработной платы

Согласно ст. 136 ТК срок выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, но не реже двух раз в месяц.

Выдача наличных денег из касс предприятий на выплату заработной платы производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям (без составления расходного кассового ордера на каждого получателя) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными (п. 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.

1993 № 40 (далее – Порядок)).

В соответствии с п. 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

По истечении установленных сроков оплаты труда кассир закрывает ведомость в порядке, указанном в п. 18 Порядка. В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делается надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах (при наличии таковых), производится сверка их с общим итогом по платежной ведомости.

Источник: https://FondBiz.ru/buhuchet/audit-oplaty-truda.html

Аудит оплаты труда

Аудиторская проверка расчётов с персоналом организации по оплате труда

Собственник бизнеса заинтересован в аудите расчетов с персоналом по оплате труда не только потому, что, благодаря заключению экспертов, станет ясно, соответствует ли деятельность компании законодательству РФ. Объективная независимая оценка операций по оплате труда покажет, насколько эффективно формируются затраты предприятия и отвечают ли финансовые результаты его деятельности ожиданиям первых лиц организации.

Цель аудита заработной платы

Заработная плата является одним из основных видов расходов организации. Ошибки при ее расчете, например, излишнее доначисление, могут повлечь недовольство со стороны налоговиков. Ведь в этом случае получается, что были завышены расходы по налогу на прибыль, и, следовательно, организация не доплатила в бюджет НДФЛ и налог на прибыль.

Чтобы не вынуждать сотрудников ФНС приехать и самостоятельно убедиться в достоверности расчетов и отчетности, во всех смыслах выгодней опередить их и самим инициировать анализ оплаты труда и тем самым предотвратить все ошибки и последующие за ними убытки. Однако смысл аудита учета заработной платы заключается не только в этом.

Инспекторам небезразличны реальные факты экономической жизни организации. И собственникам бизнеса – тоже. В этом их интересы сходятся. В процессе организации действенной стратегии управления трудовыми ресурсами руководство сталкивается со спорными ситуациями.

Неоднозначное положение дел зачастую является причиной или следствием нарушения трудового и гражданского законодательства, а также отсутствия эффективной системы оплаты труда.

Рекомендации специалистов в ходе аудита бухгалтерского учета оплаты труда касаются снижения рисков предпринимательской деятельности в целом и формирования экономически обоснованного порядка начисления зарплаты в частности.

Помимо всего прочего аудит зарплаты предполагает:

  • исследование и оценку влияния всех компонентов системы оплаты труда на мотивацию персонала;
  • проверку обоснованности и рациональности использования различных форм и способов оценки труда сотрудников;
  • поиск дополнительных ресурсов повышения производительности труда для достижения стратегических целей компании.

Но главная цель аудита выплаты заработной платы – это:

  • фундаментальная работа с документацией, отражающей операции в бухгалтерском учете по начислению и выплате зарплаты;
  • проверка соблюдения законодательства (трудового, гражданского, налогового);
  • установление степени точности применяемых в организации методик учета и налогообложения операций по начислению и выплате заработной платы;
  • выявление уже допущенных ошибок и оценка их влияния на достоверность отчетности, а, следовательно, и реакцию ФНС.

План аудита

Организация аудита оплаты труда начинается с составления программы и плана контрольных мероприятий. Традиционно аудиторская проверка состоит из трех этапов:

  • подготовка необходимых документов;
  • непосредственно сам аудит;
  • обобщение изученной информации и создание аудиторского заключения.

Заработная плата по своей социально-экономической сути выходит за рамки процессов, происходящих внутри компании между руководством, персоналом и собственниками. Зарплата определяет положение работника за пределами организации, поэтому порядок ее начисления и выплаты так тщательно регулируется на законодательном уровне.

Согласно Гражданскому кодексу, заработная плата рассматривается как вознаграждение за труд, исходя из квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемых им работ.

Поэтому проверка заработной платы подразумевает работу не только с бухгалтерскими и налоговыми регистрами, но и с кадровыми документами.

Аудиторское заключение должно содержать оценку взаимосвязи финансовой и нефинансовой документации.

Значение кадрового документооборота

Конкретные данные, которые понадобятся для оценки трудовых отношений в компании и соблюдения законодательства, зависят от специфики бизнеса и кадрового учета предприятия. Но, как правило, основными документами при проверке начисления заработной платы являются:

  • Локальные нормативные акты. Именно с них начинается работа аудитора – ведь изначально необходимо выяснить, существуют ли вообще в компании системные документы, прямо или косвенно регулирующие принципы оплаты труда.
  • Штатное расписание. От содержания этого документа напрямую зависит кадровый потенциал организации, а значит, и фонд оплаты труда. Очень важно, чтобы нормативный акт, регламентирующий порядок и основания для начисления основных и стимулирующих выплат, совпадал по основным стратегическим пунктам со штатным расписанием.
  • Трудовые договоры, которые могут содержать индивидуальные особенности начисления зарплаты и премий работникам.
  • Табель учета рабочего времени и внутренний трудовой распорядок. И то, и другое необходимо, чтобы оценить, насколько соответствуют доходы каждого сотрудника его реальному вкладу в результаты экономической и производственной деятельности компании.
  • Положение о премировании. Без него нельзя полноценно провести аудит системы начислений. Начисление премии регламентируется пунктом 15 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. И от соблюдения указанных в нем условий будет зависеть, например, включат ли премиальные в средний заработок сотрудника или нет.

Об учете премий в среднем заработке

Применяемый в компании порядок премирования определяет, насколько пропорционально вознаграждение за труд отдельного работника его производственным успехам. Опираясь на эту информацию, инспекторы в свою очередь будут судить, не пытается ли организация уйти от налогов, необоснованно увеличив расходы на оплату труда.

Изучив, кто и как работает в компании и по каким принципам получает зарплату, аудитор может приступить к работе с первичными документами и сводными регистрами, применяемыми в компании.

Проверке выплаты заработной платы и формированию отчетных показателей предшествует анализ порядка начисления заработной платы и удержаний. Анализ фонда оплаты труда предусматривает и проверку бухгалтерских проводок при начислении и выплате дивидендов.

Конкретные способы обработки информации зависят от применяемой методики аудита.

Методика аудита

Особенности аудита заработной платы зависят от учетной политики организации

Из того, о чем говорилось выше, ясно, что многое в подходе аудитора зависит от рабочих взаимоотношений внутри коллектива. Тем не менее, ответы на следующие вопросы помогут сделать выводы относительно оплаты труда практически в любой компании:

  • выявлены ли суммы невыплаченной заработной платы;
  • есть ли расхождения между данными расчетной (расчетно-платежной) ведомости и регистров бухгалтерского учета;
  • можно ли из сведений аналитического учета получить необходимую информацию по каждому дебитору и кредитору, а также узнать суммы, удержанные из зарплаты работников;
  • содержит ли аналитический учет по счетам 70, 73 данные по каждому сотруднику;
  • были ли установлены причины переплат и недоплат работникам (если такие случаи имеют место быть).

Анализируя информацию во время проверки, как правило, используют международный стандарт аудита 500 «Аудиторские доказательства». Словом, аудитор должен оценить, является предоставляемая организацией информация надежной и достаточно ли ее для формирования подробного заключения.

Эксперты 1С-WiseAdvice не просто проведут аудит расчета зарплаты, но и параллельно укажут и помогут исправить пробелы в работе штатных кадровиков и бухгалтеров. В ходе проверки наши специалисты проверят:

  • расходы на заработную плату персонала за конкретный период и насколько грамотно оформляется документально и отражается в учете каждый вид начислений;
  • точность расчета налогооблагаемой базы;
  • своевременность выплаты зарплаты, налогов и отпускных;
  • насколько соблюдаются все нюансы расчета среднего заработка для отпусков, больничных, командировок;
  • «зарплатную» отчетность: по НДФЛ и страховым взносам.

По итогам аудита мы составим детальный отчет, в котором опишем каждый обнаруженный недочет или ошибку, а также какие последствия они могут повлечь для бизнеса. Наши специалисты пересчитают заработную плату сотрудников, находившихся в отпуске или на больничном, и вы сможете оперативно исправить все пробелы.

После проведенного специалистами 1С-WiseAdvice аудита расчета зарплаты, имея на руках конкретные цифры и факты, вы убедитесь, что выгодней отдать расчет оплаты труда на аутсорсинг. С нами вы можете быть уверены в том, что все выплаты сотрудникам, а также «зарплатные» налоги и взносы будут рассчитаны правильно.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/audit-oplaty-truda/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: