Базовая структура проективного интервью

Содержание
  1. Как пройти проективное интервью
  2. О чем же именно пытается узнать тот, кто проводит собеседование, задавая такие хитрые вопросы?
  3. Как «пережить» проективное интервью
  4. Поэтому, отвечая на следующие проективные вопросы..
  5. Правильные варианты:
  6. Что обычно спрашивают, что это может означать:
  7. Структура интервью
  8. Основной этап интервью
  9. Заключительный этап интервью
  10. Техники интервьюирования при подборе персонала: какими бывают собеседования
  11. Какими бывают собеседования?
  12. Структурированное собеседование
  13. Кейс-интервью
  14. Проективное собеседование
  15. Интервью по компетенциям
  16. Стрессовое собеседование
  17. Групповое собеседование
  18. Собеседование с несколькими менеджерами по выбору персонала
  19. Brainteaser-интервью
  20. Типы собеседований
  21. Типы собеседований по содержанию
  22. Типы собеседований по цели
  23. Типы собеседований по форме организации
  24. Методы проведения собеседования
  25. Интервью с использованием проективных вопросов
  26. Статьи этого раздела

Как пройти проективное интервью

Базовая структура проективного интервью

Перед собеседованием вы, конечно же, тщательно готовились, составили четкий рассказ о своем опыте, образовании и личностных качествах. Но внезапно вам задают вопрос: «А как вы думаете, почему некоторые люди врут?» Такой поворот событий будет, по меньшей мере, неожиданным. 

Итак, вопрос был задан. Действительно, почему же некоторые люди врут? Отвечать за всех вы не можете, но вы знаете, по какой причине могли бы соврать лично вы. Или, например, так.

Менеджер по персоналу задает вам вопрос: «Как вы думаете, по какой причине одни люди становятся более успешными, а другие при тех же самых усилиях не добиваются никаких результатов и по 15 лет работают продавцами в ларьке у метро? И вы начинаете рассуждать… Слушая ваши рассуждения, HR осознает, как бы вы действовали в той или иной ситуации, так как вы, по большому счету, ведете беседу с самим собой, отвечая себе на вопросы: «Почему я могу быть неуспешным? Почему я могу уволиться из компании? Почему некоторые люди увольняются?» Через это отображается ваша система мотивации и многое другое.

Итак, проективное интервью основано на построении вопросов таким образом, что они предлагают кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа. Мы склонны переносить свой жизненный опыт и представления на интерпретацию действий других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т.п.

О чем же именно пытается узнать тот, кто проводит собеседование, задавая такие хитрые вопросы?

● Мотивация: материальная и нематериальная;
● взаимоотношения: «руководитель – сотрудник»;
● ценности: честность, лояльность;
● взаимодействие с коллективом: особенности общения с людьми;
● поведение в конфликтах;
● взаимодействие с клиентами.

Хитрость проективного интервью в том, что вопросы задаются в достаточно быстром темпе, чтобы соискатель говорил первое, что придет ему в голову.

А формулировка вопросов, касающаяся действий других людей, действует расслабляющее: кандидат уже не стремится понравиться HR-менеджеру и дает правдивые ответы, которые выдают его самого с головой.

Исследователь может «обмануть» сознание респондента и таким образом выявить его скрытые мотивы, установки,  отношения, предпочтения, ценности.

Как «пережить» проективное интервью

Будьте внимательны: какие бы вопросы ни задавал HR, все они преследуют одну задачу – узнать о вас как можно больше.

Для начала вы должны узнать о таком понятии, как «локус контроля». Это степень независимости человека, его активности и самостоятельности. Локус контроля отображает уровень ответственности человека в достижении каких-либо своих конкретных целей, уровень восприятия своей ответственности за происходящие события и их последствия.

При этом есть различие между внешним локусом и внутренним локусом. Внешний – это когда человек в большинстве сложившихся ситуаций винит далеко не себя, не свои действия и поступки. А уж если человек всегда и во всем считает виновным себя, то здесь локус контроля внутренний.

Таким образом, внутренний локус сопутствует зрелым личностям, а вот внешний, наоборот, мешает процессу личностного созревания.

Поэтому, отвечая на следующие проективные вопросы..

● Случалось ли вам опаздывать?
● Бывало ли так, что вы не сдерживали свои обещания? 
● Вы когда-нибудь говорили о других «за глаза»? 
● Приходилось ли вам обманывать? 
● Случалось ли вам допускать ошибки в работе? 
● Бывает ли так, что вам не удается довести дело до конца?

…вы должны помнить, что зрелые личности принимают ответственность за свои поступки на себя, а не винят в неудачах окружающих.

Приведем пример проективного вопроса:
«Почему в одних организациях люди воруют, а в других – нет?»

Правильные варианты:

•    Потому что в одном случае люди работают на себя, они заинтересованы в успехе общего дела, есть команда, а в другом всего этого нет. 
•    Это зависит от отбора людей: есть люди нечестные, а есть честные, их и надо брать на работу. 

Неправильные  варианты:

•    Платить надо достаточно. 
•    Где-то просто нечего украсть. 

Также при проективном интервью вам могут показывать картинку, где, например, нарисован человек, вечером выходящий из офиса с толстым портфелем, поясняют, что это сотрудник компании и просят дать комментарии.

Если вы скажете, что это, возможно, бухгалтер, который взял работу на дом, чтобы успеть подготовить вовремя квартальный отчет – отлично, в вас увидят ответственного и трудолюбивого человека.

Если вы скажете, что это наверняка повар, который тащит домой ворованные продукты – сомнительно, вас могут заподозрить в личной нечестности.

Что обычно спрашивают, что это может означать:

Проективный вопросОцениваемый фактор
1.Что стимулируют людей работать наиболее эффективно?мотивация
2.Что нравится людям в работе?   мотивация
3.Почему человек выбирает ту или иную профессию?мотивация
4.Какой коллектив работает наиболее продуктивно?предпочтения по коллективу
5.Какие качества характера наиболее значимы?предпочтения по окружению
6.Зачем люди стремятся сделать карьеру?мотивация карьерного роста
7..В каких ситуациях оправдана ложь?допущение обмана
8.Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?мотивы честности
9.За что оправданно уволить сотрудника сразу?ценности применительно к организации
10.Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?«узкие места» в работе с клиентом

КА «Кадровый метод» — это современное кадровое агентство в Москве по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше агентство по подбору персонала окажет услуги по рекрутингу необходимого Вам персонала.

Ищем и подбираем топ персонал (топ менеджеров, директоров, управленцев высшего звена), персонал среднего звена, IT специалистов, менеджеров продаж, линейный персонала, бухгалтеров, врачей, стилистов, …
Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на данной странице.

На странице «Акции» Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога должностных инструкций, прочитать какая должна быть должностная инструкция и скачать базовые варианты ДИ.

Если Вам интересен запрос ищу работников, то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем найти работу! Осуществим поиск сотрудников и поиск работников для Вас в сжаты сроки.

Для Вашего удобства мы создали раздел «Подбор персонала по профессиям» в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию вакансии, к примеру секретарь, менеджер по продажам, товаровед, удаленный менеджер по продажам, менеджер по закупкам, топ персонал, руководители и т.д., а также раздел «Поиск и подбор (рекрутинг) персонала по специализациям»
Для соискателей созданы 3 полезных раздела, а именно «Как составить резюме», «Советы соискателю» и «Открытые вакансии». Соискателю станет найти работу проще! Наши советы соискателям работы помогают найти работу, если прочитать внимательно все статьи! Подписка на рассылку наших новых вакансий на странице «Подписка на новые вакансии»

Источник: https://hr-metod.com/sovety-soiskatelyu/kak-projti-proektivnoe-intervju.html

Структура интервью

Базовая структура проективного интервью

Несмотря на существование различных методов и методик проведения бесед (собеседований, интервьюирования, анкеты) и возможных их вариантов, структура любого интервью должна включать несколько основных этапов, то есть должна присутствовать определенная структура интервью.

На первоначальной стадии беседы интервьюер и респондент знакомятся, здесь происходит установление первого контакта. Интервьюер представляется, благодаря респондента за то, что тот согласился принять участие в исследовании. Также он должен рассказать, от имени какой организации проводится исследование.

Замечание 1

Вся начальная часть беседы выстраивается таким образом, чтобы у респондента появилась мотивация и расположенность к искреннему взаимодействию с интервьюером.

Респондент должен обладать настолько подробной информацией об исследовании, насколько это необходимо, даже если это занимает много времени. Ему важно объяснить состав исследования, его цель и способы обработки результатов. Цели исследования раскрываются более или менее подробно в соответствии со спецификой.

Это обусловлено тем, что в определенных ситуациях полное изложение целей искажает последующие ответы респондента.

Исследователь объясняет, по какой причине важно участие именно выбранного респондента в случае научного исследования (пациента в случае клинического исследования) с акцентом на особенностях его прошлого опыта, определенных индивидуально-психологических особенностях и т.п.

Может быть дано краткое описание построения самой беседы, материалы обсуждения и др. Описывается, каким образом будут фиксироваться ответов, берется согласие на использование записи и использование звукозаписывающей аппаратуры. По необходимости важно подробно объяснить, зачем именно это нужно.

Респонденту в деталях разъясняются и все этические моменты осуществления интервью, в первую очередь это касается конфиденциальной информации. Важно понимать, что для респондентов беседа не является ни нейтральной, ни анонимной.

Они изначально понимают, каким образом впоследствии будут использоваться сказанные слова, которые при раскрытии без соблюдения конфиденциальности, способны повредить репутацию.

По этой причине необходимо объяснение, как именно обеспечивается конфиденциальность, что имена или содержание, по которым личность опрашиваемого может быть идентифицирована, не будут отражены в отчетах и по необходимости даже в расшифровках.

Здесь важно отметить, как и зачем будет сохраняться аудиозапись интервью, как будут анализироваться ответы и т.д. Подробное освещение подобных вопросов повышает доверие респондента, обеспечивая максимально открытое и честное общение.

Респонденту также объясняется, что он вправе в любое время закончить интервью без объяснения причин, по которым он хочет это сделать. Подобное желание часто возникает у респондента при обсуждении интимных или болезненных тем.

Респондент должен понимать, что не должен участвовать в беседе, если больше не желает делать этого. Обсуждая сложные вопросы на более поздних стадиях беседы, интервьюер может напомнить о подобной возможности.

Помимо этого, инициатору интервью необходимо отслеживать возможные невербальные проявления желаний собеседника завершить исследования. Если это необходимо, то он сам предлагает респонденту прервать интервью.

Целью представления информации о целях и задачах, правилах проведения и последствиях участия в исследовании является получение информированного согласия респондента. Оно может быть получено как в устном, так и в письменном виде.

Респонденту важно сообщить о примерной длительности интервью. В соответствии с целями исследователя, продолжительность беседы может быть от нескольких минут до нескольких часов, в среднем занимая около полутора часов. Важно отслеживать состояние респондента в процессе интервью.

Так, если он быстро утомляется, то интервью можно разделить на несколько более коротких встреч, поскольку уставший от беседы человек дает менее обдуманные и подробные ответы.

В любой ситуации респондент заранее должен быть предупрежден о предположительной длительности беседы для того, чтобы исключить сложности.

Респонденту необходимо разъяснить и процедуру проведения интервью с акцентом на том, что в процессе беседы вопросы в первую очередь будет задавать интервьюер, поэтому респондент заранее должен задать вопросы, которые могут появиться на этот момент. Ответы на них можно дать сразу в случае, если это способно повлиять на ход интервью. Не очень важные вопросы можно отложить на завершающую стадию беседы.

На первоначальной стадии задаются какие-то простые вводные вопросы, например, уточнение социально-демографических характеристик. В общем, эта стадия в большей мере подобна обмену репликами, который происходит между только что познакомившимися людьми.

Взаимодействие с респондентом часто начинается до начала самой беседы. Интервьюер преждевременно договаривается о встрече, выбирает удобное для всех место и время.

Эта часть разговора уже может включать короткий рассказ интервьюера о себе и исследовании с объяснением того, почему для изучения выбран этот конкретный человек.

Мотивация и расположение респондента лучше происходит именно на этой стадии.

Опиши задание

Большую роль играет и выбор помещения для интервью. Здесь можно использовать помещения, где всем собеседникам будет комфортно провести выделенное количество времени. Это может быть отдельная комната (кабинет) психолога или общественное место (например, ресторан или кафе).

В определенных ситуациях интервью можно провести и дома у респондента. Конечно, идеальным является помещение, где нет других людей и потенциально отвлекающих предметов, что не всегда возможно. По этой причине, выбирая место, исследователь должен учесть и пожелания респондента.

Тишина в помещении позволяет собеседникам лучше сосредотачиваться на процессе интервью, делая более удобную и качественную для дальнейшей расшифровки аудио- или видеозапись. Использование для интервью места, которое уже знакомо респонденту, влияет на его дополнительное раскрепощение, а нейтральная территория дает интервьюеру большую возможность контроля.

Интервьюер располагается по отношению к респонденту таким образом, чтобы это не вызывало дискомфорта ни у одного участника беседы.

Частая рекомендация заключается в расположении под прямым углом сбоку от респондента, что значительно упрощает установку зрительного контакта, не приводя к чрезмерной официальности происходящего (как, например, при расположении друг напротив друга). Это также способствует снижению откровенности респондента.

Основной этап интервью

После произнесения всех вводных слов и установления контакта с респондентом, можно говорить о начале основного этапа интервью, где происходит реализация всей программа беседы: в зависимости от выбранного типа интервью задаются все интересующие исследователей вопросы с обсуждением задуманных тем. Ход этой стадии в полной мере можно определить целями и задачами исследователя.

На этом этапе важно жесткое соблюдение правила неравенства ролей: интервьюер задает вопросы, а респондент дает ответы на них.

Основное значение имеют вопросы, задаваемые респонденту, включая их правильную последовательность и логичность в сочетании.

Здесь большую роль играет невербальное поведение интервьюера, в том числе его способности коммуницировать, общий стиль поведения. Важное значение может принимать внешний вид.

Заключительный этап интервью

После ответа на все вопросы, говорят о заключительном этапе беседы. Интервьюер может переходить к окончанию с помощью фразы: «Я задал все вопросы. Может быть, вы желаете что-то спросить у меня?» Респондент обязательно должен предоставить возможность обсуждения с интервьюером всех возникших в ходе интервью вопросов. Здесь интервью больше похоже на привычную беседу двух людей.

Замечание 2

Если какие-то цели исследования скрывались изначально от собеседника, то на этом этапе их важно раскрыть.

Для полной достоверности, что все ответы респондента поняты правильно, интервьюер должен дать краткое резюме ответов респондента. Он уточняет, все ли из сказанного верно или необходимы определенные корректировки. Это является важным при проведении неструктурированного интервью.

Подобное резюмирование дает возможность окончательного прояснения позиции респондента. Интервьюер убеждается, что позиция адекватно понята, и по необходимости уточняет спорные моменты. Часто по завершении интервью и уже при выключенном диктофоне, респонденты могут сообщать очень интересные и полезные сведения.

По этой причине важно до самого момента завершения внимательное слушание респондента.

Заканчивая интервью, исследователи всегда заботятся о комфорте респондента, обсуждая сам ход интервью, сложность опроса, выясняя мысли и делясь собственными наблюдениями. Респонденту дается возможность выражения своих эмоций по отношению к участию в беседе. Все это также дает возможность плавно выходить из режима интервью, переходя к формату обычной беседы.

В этой части интервью еще раз выражается признательность респонденту за участие в исследовании. Важно получить его разрешение осуществить цитирование ответов и узнать о его желании ознакомиться с ними до момента публикации.

Часто исследователь после расшифровки интервью дает ознакомиться респонденту с ней или сотрудничают с респондентом при анализе и интерпретации данных. Иногда исследование предполагает проведение интервью в виде серии.

Если будет в дальнейшем происходить общение с респондентом, то важно обговорить с ним цели общения, получив предварительное согласие.

Важно снять напряжение, которое возникает у респондента в процессе интервью. Если тема интервью затрагивает сложные переживания, то само по себе интервью способно вызвать отрицательные эмоции, приводя респондента к переосмыслению себя.

Цель интервью не состоит в изменении респондента, а заключается в выяснении его мнения, позиции, особенностей. Тем не менее, часто после проведения беседы возникающие переживания требуют со стороны респондента проведения психотерапевтической работы.

В этой ситуации нужно обеспечить респонденту доступ к психотерапевту, например, с помощью рекомендации коллег.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschepsihologicheskij-praktikum/struktura-intervju/

Техники интервьюирования при подборе персонала: какими бывают собеседования

Базовая структура проективного интервью

Бизнес юрист > Трудовое право > Прием на работу > Основные техники интервьюирования при подборе персонала

Успех любой компании во многом зависит от работы ее сотрудников. Поэтому для того чтобы выделить из сотен желающих действительно перспективных сотрудников, во многих учреждениях нанимают HR-специалистов.

Однако, многолетний опыт в области техники интервьюирования при подборе персонала, заимствованный у ведущих мировых компаний, позволяет и небольшой фирме провести собеседование продуктивно и без лишних трат на привлечение сторонних специалистов.

Какими бывают собеседования?

Виды собеседования

Собеседование является основным инструментом выбора лучших специалистов. Этапы его проведения, содержание вопросов и методы оценки во многом зависят от специализации самой компании. Однако суть отдельных методов остается неизменной. Собеседование для выбора сотрудников можно разделить на следующие виды:

  • структурированное
  • ситуационное (кейс-интервью)
  • проективное
  • поведенческое (по компетенциям)
  • стрессовое
  • групповое
  • с несколькими менеджерами по выбору персонала
  • brainteaser-интервью

Структурированное собеседование

Структурированное собеседование является наиболее популярным видом интервьюирования по выбору персонала. Менеджер последовательно задает стандартные вопросы, позволяющие выяснить уровень квалификации, опыт работы и черты характера соискателя.

Этот вид позволяет составить общее представление о кандидате и понять, обладает ли соискатель необходимыми навыками и сможет ли он стать частью сложившегося в компании коллектива.

Кроме того, создается возможность сравнить ответы соискателей, что существенно повышает эффективность выбора.

Кейс-интервью

Опрос при приеме

Кейс-интервью позволяет проверить практические навыки соискателя. Кандидату предлагается типовая ситуация (так называемый «кейс»), и он должен изложить последовательность своих действий, и объяснить целесообразность своих решений. Менеджер при этом задает наводящие вопросы, чтобы выяснить, как поведет себя соискатель, если события сложатся тем или иным образом.

Данный метод позволяет комплексно описать кандидата. Ведь кроме практических навыков, можно узнать и черты характера, влияющие и на его профессиональную деятельность.

После чего лицо, ответственное за отбор персонала, выставляет соискателю плюсы и минусы по критериям, интересующим компанию.

На основе сравнения результатов различных кандидатов выносится окончательное решение за закреплением должности за тем или иным специалистом, изъявившим желание занять ее.

Проективное собеседование

Проективное собеседование во многом похоже на структурированное. Его главное отличие заключается в том, что оно ведется в быстром темпе. Цель данного вида собеседования – не дать соискателю времени на раздумья.

В основе проективного интервью лежит психологический прием, базирующийся на том, что отвечая без раздумий, человек, как правило, говорит то, что думает.

Этот вид собеседования также позволяет оценить, как ведет себя кандидат на роль сотрудника в стрессовой ситуации.

Кроме того, в рамках быстрого интервью соискателю предлагают прокомментировать действия людей в той или иной ситуации, что позволяет выявить его профессиональные и моральные ценности.

Интервью по компетенциям

Компетенция сотрудника

В интервью по компетенциям менеджер приводит соискателю проблемную ситуацию, решение которой и должен предложить кандидат. Соискатель должен составить подробный план своих действий. Каждое действие он должен обосновать.

По методике проведения данный вид схож с кейс-интервью, однако, интервью по компетенциям дает кандидату на вакансию большую свободу действий.

Менеджер не предлагает ему варианты решений, предоставляя претенденту возможность излагать свои мысли в свободной форме. Интервью по компетенциям позволяет оценить уровень владения специалиста необходимыми компетенциями.

Для этого менеджер по результатам собеседования выставляет свои оценки соискателю по 15-20 шкалам, наиболее важным для компании.

Стрессовое собеседование

Цель стрессового собеседования заключается в проверке стрессоустойчивости кандидата, его конфликтности, опыта проведения сложных переговоров, коммуникативных навыков и гибкости в общении со сложными клиентами и партнерами.

В ходе интервью менеджер задает претенденту ряд провокационных вопросов. При этом манера самого специалиста по набору персонала может быть достаточно резкой, чтобы спровоцировать соискателя на ответную реакцию. В ходе проведения интервью менеджер:

В состоянии стресса

  • намеренно нарушает рамки приличия межличностного общения
  • обрывает собеседника на полуслове
  • игнорирует некоторые его ответы
  • неоднократно повышает голос
  • задает вопросы в быстром темпе, не предоставляя кандидату возможности подумать
  • при этом большинство вопросов не относятся к профессиональной деятельности кандидата, а затрагивают его личную жизнь, привычки или носят абстрактный характер
  • на собеседование приходит с опозданием

Естественно, что не каждый кандидат может пройти такое собеседование, ведь столь резкое течение диалога у многих людей вызывает ответную реакцию, выражающуюся в виде бурного негодования.

В некоторых случаях специалистов по отбору персонала двое: один играет роль плохого «полицейского», а другой «хорошего».

Это в некоторой степени позволяет уменьшить негативное влияние, оказываемое данным видом собеседования на соискателя.

Групповое собеседование

Групповое собеседование проводится для нескольких соискателей одновременно. В этом есть свои плюсы и минусы. К неоспоримому достоинству относится тот факт, что можно непосредственно сравнить не только ответы кандидатов, но и их поведение, целесообразность предлагаемых решений.

Кроме того, данный вид собеседования позволяет существенно сэкономить время, что очень важно при необходимости выбора специалистов сразу на несколько вакансий.

Увидеть, как ведет себя тот или иной кандидат при общении с другими специалистами, сохранить и преумножить имидж компании – все соискатели слышат результаты друг друга и у них не возникает вопросов о целесообразности назначения на желаемую вакансию того или иного претендента.

Главный недостаток же представлен тем, что сложно отследить и зафиксировать ответы каждого участника интервью. В некоторых случаях потребуется привлечение дополнительных специалистов по отбору персонала, что повлечет за собой дополнительные траты.

Собеседование с несколькими менеджерами по выбору персонала

В отличие от группового собеседования интервью с несколькими менеджерами по выбору персонала проходит наоборот: на одного соискателя приходится несколько специалистов.

Причем каждому лицу, ответственному за выбор персонала, отведена своя роль. Сценарий такого собеседования, как правило, заранее планируется самим руководством компании, исходя из ее целей и задач.

Такой вид собеседования позволяет наиболее объективно оценить профессиональные и личностные характеристики соискателя.

Brainteaser-интервью

В brainteaser-интервью менеджер задает вопросы, не имеющие непосредственного отношения к профессиональной деятельности соискателя. Некоторые из них доведены до абсурда, между ними отсутствует логическая связь.

Это позволяет выявить уровень креативности претендента и оценить гибкость его коммуникативных навыков. Зачастую в ходе интервью кандидату дается и некая логическая задача, которую он должен решить за определенное время.

Типы собеседований

Типы собеседований можно классифицировать по следующим критериям:

  • содержанию
  • цели
  • форме организации

Типы собеседований по содержанию

По содержанию собеседования можно разделить на:

  • биографические – соискатель отвечает на вопросы о предыдущем опыте работы, общие биографические вопросы (о месте рождения, целях в жизни, семье и детях), рассказывает о своих профессиональных навыках
  • ситуационные – претендент предлагает свои варианты действий для решения какой-либо проблемы, поставленной перед ним менеджером
  • критериальные – результаты собеседования оцениваются по определенной шкале

Типы собеседований по цели

Собеседование с менеджером

По цели собеседования можно разделить на:

  • отсеивающие – собеседования, после которых на следующие интервью будут приглашены только выбранные претенденты
  • отборочные – в них приглашаются те соискатели, характеристики которых в полном объеме удовлетворяют требования компании, впоследствии из них будет выбран самый лучший специалист, который и займет предложенную вакансию
  • серийные – соискатель должен пройти несколько интервью

Типы собеседований по форме организации

По форме организации собеседования делятся на:

  • индивидуальные – проводимые с одним соискателем
  • групповые – проводимые с несколькими соискателями одновременно

Одно и то же собеседование можно классифицировать по различным параметрам. Но не стоит путать тип собеседования с техникой интервьюирования. Однако любую технику интервьюирования можно отнести к какому-либо типу. Не всегда такое отношение будет неизменным.

Например, структурированное собеседование может быть как отсеивающим, так и отборочным или серийным. Здесь все зависит от конкретной сложившейся ситуации.

Методы проведения собеседования

Выделяют следующие методы проведения собеседования:

  • британский – беседа ведется отдельно с каждым претендентом, при этом задаются общие вопросы, касающиеся профессиональной сферы, биографических данных и ценностного ориентира соискателя
  • американский – интервью проходит в неформальной обстановке, кандидату предлагается ситуация, решая которую он должен проявить свои умственные и творческие способности
  • немецкий – соискатель может быть допущен к собеседованию только после сдачи пакета документов и проверки администрацией их подлинности и оформления. В пакет документов обязательно должны быть включены рекомендательные письма
  • китайский – до собеседования с руководителем или менеджером доходят только те, кто успешно сдаст письменные экзамены. При этом проверяются не только профессиональные навыки претендентов, но и их письменная грамотность, и знание истории

В рамках данных методов могут быть реализованы различные техники интервьюирования и типы собеседований. Однако китайский метод не столь распространен в нашей стране.

Тем самым используются различные техники интервьюирования при подборе персонала, их можно классифицировать по связям соискателей и менеджеров (один к одному, многие к одному, многие ко многим), по манере задавания вопросов (с обычной скоростью, в быстром темпе, с выраженной агрессией), по характеру самих вопросов (профессиональные, личные, абстрактные, абсурдные) и по многим другим параметрам. Выбор той или иной техники во многом зависит от требований, предъявляемых компанией к кандидату.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/trudovoe/recruit/tehniki-intervyuirovaniya-pri-podbore-personala.html

Интервью с использованием проективных вопросов

Базовая структура проективного интервью
Собеседование должно быть кратким и предоставлять максимально достоверную информацию о кандидате. Но если спрашивать собеседника напрямую об интересующих нас вопросах, то скорее всего мы получим социально желательный ответ. Для того, чтобы получить более достоверную информацию о собеседнике можно использовать такой прием как проективные вопросы.

Как раз на эту тему увидела сегодня статью господина Ярцева, выдержки из которой привожу ниже. Скачать бланк «Тест — проективные вопросы» №1 А от себя прилагаю еще один Скачать бланк «Проективные вопросы для продавцов» Далее приведены комментарии к вопросам из статьи к тесту №1 и примерные вопросы, использование которых может быть целесообразным в процессе собеседования.

Стремиться к успеху — это значит…

Ответ на этот проективный вопрос позволяет сделать предварительные выводы о степени ориентированности испытуемого на успех. Так «ответы-отписки», трудно понимаемые ответы и отсутствие ответа могут свидетельствовать о слабо выраженной ориентации человека на успех. Кроме того, данный вопрос поможет прояснить то, как понимается человеком механизм достижения успеха. Так, если акцент делается на «желании успеха», то, скорее всего, доминирует эмоциональный компонент. В случае если человек описывает какие-либо конкретные действия и шаги, можно сделать вывод о доминировании у него ориентации на действие.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как Вы различаете успех в жизни, успех в карьере и успех в профессии? 2. Что в первую очередь Вы планируете делать, чтобы достичь успеха именно в нашей компании? 3. К чему Вы стремитесь сильнее, чем к успеху? 4. Скажите, чего больше в успехе: признания со стороны, или ощущения себя успешным? Почему?

Утвердиться в жизни — это значит…

Данное предложение провоцирует рассуждения человека о том, как он понимает связь между достижением целей и потребностью в чувстве стабильности. Акцент на обладании («иметь деньги и/или карьеру» и т.п.) свидетельствует о том, что человек не рассматривает свои способности как наиболее твердые гарантии. Акцент на своих возможностях («научиться ставить и достигать цели», «уметь что-либо») показывает, что человек анализирует свои профессиональные стороны, а потребность в чувстве стабильности менее выражена.

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы дали именно этот ответ? 2. Как Вы понимаете стабильность в жизни? Насколько для Вас важно чувство стабильности? 3. Как Ваше утверждение в жизни связано с Вашей работой, профессией?

Профессиональные достижения характеризуются тем, что…

Ответ на этот проективный вопрос помогает прояснить, каким образом человек понимает сферу профессиональных достижений. Ответы, ориентированные «на результат» отличаются тем, что в них профессиональное достижение понимается как некий итог чего-либо, тогда как ответы, ориентированные «на процесс» рассматривают достижения как промежуточное состояние развития (как профессионального, так и личностного). Также содержательное описание того, что субъективно является достижением, поможет определить приоритеты человека (деньги, статус, возможности, создание чего-либо, результат развития и т.п.).

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что именно то, что Вы отметили в первую очередь, характеризует Ваши профессиональные достижения? 2. Перечислите 5-10 Ваших наиболее значимых профессиональных достижений. Расскажите о том, что Вы не считаете профессиональным достижением? 3. Какие профессиональные достижения Вы не осуществили на сегодняшний день, хотя вполне могли бы? Почему?

Мой интерес к людям заключается в том, что…

Данное предложение предполагает, что человек испытывает интерес к другим людям. Рассматривает ли человек других людей как средство достижения собственных целей, либо как источник «новой информации». Здесь важно определить характер «интереса»: коммерческий интерес; интерес с точки зрения получения новых возможностей; интерес с точки зрения разнообразия поведения людей; интерес как возможность обмена чем-либо; интерес с занимательной точки зрения.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы обычно используете возможности других людей? 2. Как Вы думаете, в чем должен состоять интерес продавца по отношению к клиенту (или менеджера по отношению к продавцу)?

Я разбираюсь в людях, потому что…

Ответ на этот вопрос проясняет мнение человека о собственной способности анализировать поведение других и на этой основе строить эффективное общение с собеседником. Кроме того, становится понятной доминирующая позиция: «я разбираюсь в людях, потому что я такой-то», либо «я разбираюсь в людях, потому что я умею то-то и то-то».

Вопросы для собеседования:

1. Почему Вы решили, что то, о чем Вы говорите, действительно обеспечивает тонкое понимание других людей? 2. Скажите, а какую практическую пользу приносит способность разбираться в людях?

Вести беседу — это значит….

Данное предложение проясняет, насколько актуальна для соискателя проблема управления общением. Варианты ответов можно разделить на следующие группы: ответы, центрированные на собственных качествах (отмечается необходимость демонстрирования таких моделей поведения, как «быть активным», «быть дружелюбным» и т.п.); ответы, центрированные на своем поведении (отмечается область действий: «делать то-то» или «сказать то-то»); ответы, центрированные на собеседнике (в них отмечаются задачи влияния и воздействия на собеседника; например, «говорить то, что хочет слышать человек» или «понять то, что человек склонен обсуждать» или «провоцировать необходимые высказывания со стороны собеседника»). Также есть группа ответов, в которых соискатели отмечают результативность взаимодействия (например, «четко ограничить тему беседы» или «точно поставить цель беседы»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а как сделать так, чтобы человек обсуждал строго определенные темы? 2. Как Вы думаете, с помощью чего возможно управлять вниманием человека?

Со мной легко работать потому, что…

Здесь можно выделить несколько групп ответов: центрированные на своих личностных качествах («потому что обладаю определенными качествами»); центрированные на ограничениях («стараюсь то-то и то-то не делать»); центрированные на задачах деятельности («стараюсь поступать определенным образом»); центрированные на внешних обстоятельствах («везение» или «попадалось такое окружение»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, почему Вы решили, что именно из-за этого с Вами легко работать? 2. Скажите, а в каких ситуациях с Вами все-таки трудно работать? 3. Как Вы думаете, насколько целесообразно работать в команде, занимаясь продажами?

Знать цели — это значит…

В ответах может быть выделен как эмоциональный аспект («понимать, чего хочешь» или «понимать то, в чем сильно нуждаешься»), так и содержательный аспект («знать, куда двигаться» или «знать, что делать сейчас, а что потом»). При ответе на этот вопрос часто встречаются «пустые» окончания предложения (например, «понимать цели» или «понимать, зачем живешь»), что свидетельствует о недостаточности целеполагания у человека в профессиональной области.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а какими цели бывают? 2. Кроме информации о конечном итоге, что еще предполагает цель? 3. Приведите несколько разнообразных целей, связанных с Вашей профессиональной деятельностью.

Продвигаться к цели — это значит…

Ответ на это предложение позволяет получить информацию о том, как человек понимает процесс достижения цели. Так, если в ответе кратко описываются определенные конкретные действия (например, «точно сформулировать цель, определиться со способами ее достижения и в процессе реализации учитывать возникающие ограничения»), то можно говорить о том, что человеку свойственна осознанность в достижении цели. В случае, когда особо отмечаются требования к себе (например, «быть готовым к действию» или «проявлять целеустремленность»), можно говорить о том, что человек склонен к связыванию «внешних целей» с целями саморазвития. Кроме того, могут быть даны эмоциональные ответы (например, «сильно хотеть» или «когда есть удача»), которым не стоит отдавать предпочтение, хотя отдельные из них могут свидетельствовать о высокой мотивации.

Вопросы для собеседования:

1. Как Вы думаете, от чего в первую очередь зависит продвижение к цели? 2. Скажите, почему цели иногда являются недостижимыми? 3. Как Вы считаете, без чего невозможно продвижение к цели?

Планирование — это…

Здесь соискатель выражает свое понимание планирования в профессиональной деятельности. Ответы можно группировать по следующим параметрам: склонность к ситуационному или стратегическому планированию; акцент на планировании действий или на планировании целей; планирование как «работа для себя» или планирование как «работа для других». В отдельных случаях целесообразно использование дополнительных параметров группирования ответов.

Вопросы для собеседования:

* Почему Вы в своем ответе отметили именно это? * Как Вы думаете, насколько Вам помогает такое понимание процесса планирования? * В чем это понимание Вас ограничивает?

План нужен для того, чтобы…

Ответ на это предложение проясняет понимание соискателем целесообразности и необходимости использования планирования в процессе профессиональной деятельности. Здесь можно выделить две группы ответов: ответы, связанные с описанием целесообразности планирования «для себя» (например, «знать, что и в какой момент делать») и ответы, связанные с описанием целесообразности «для кого-то» (например, «тебя смогли контролировать»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, что в деятельности продавца (руководителя) следует планировать в первую очередь? 2. Как целесообразно использовать планирование в работе с клиентами?

Продуктивное общение с человеком — это…

Информация по этому вопросу позволяет прояснить, в чем соискатель видит показатели продуктивности общения. Если он отмечает такие показатели продуктивности, как достижение цели, одновременное решение нескольких задач, разрешение возникающих проблем и конфликтных ситуаций с клиентом, преодоление недопонимания между собеседниками, прояснение и преодоление имеющихся и/или возникающих противоречий, то можно сделать вывод о том, что соискатель адекватен в вопросах общения в сфере коммерческих переговоров. Если в ответах отмечаются понятия комфорта (например, «когда нет напряжения» или «общение без манипуляций»), то вероятнее всего соискатель плохо ориентируется в вопросах продуктивности общения и недостаточно их учитывает как в профессиональном, так и личностном аспекте.

Вопросы для собеседования:

1. Какие показатели продуктивности общения в области коммерции Вы можете выделить? 2. Скажите, использование каких приемов может повысить продуктивность общения с клиентом? 3. Скажите, что может снижать продуктивность общения с клиентом?

Проявить инициативу в работе — это значит…

На данное предложение ответы могут быть самыми разнообразными: от «точно выполнять указания руководства» до «самостоятельно определять проблемы и способы их разрешения». При интерпретации ответов целесообразно определять область инициативы: «область поиска и решения проблем»; «область самостоятельного определения задач»; «область интенсификации действий»; «область предложения чего-либо нового» и возможное другое.

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а в каком случае о продавце можно сказать, что он инициативен? 2. Как Вы думаете, насколько инициатива связана с профессиональными успехами? 3. Скажите, в каких случаях Вы проявляете инициативу, а в каких нет? Почему именно так?

Быть оборотистым и энергичным человеком — это значит…

Важным здесь представляется определение того, связывает ли соискатель эти качества с профессиональной деятельностью и в чем состоит данная связь. Также можно дополнительно отметить наличие акцента: либо отмечаются связанные личностные характеристики (например, «добиваться того, что ты задумал»), либо приоритетно отмечается модель поведения такого человека («поступать быстро и без особых раздумий»), либо это расценивается как возможность чего-либо (например, «быть быстрее других» или «иметь больше шансов»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, по Вашему мнению, в чем положительное и отрицательное влияние данных качеств на результативность продаж? 2. Как Вы думаете, может ли энергичность снижать результативность общения с клиентом?

Мое стремление к победе выражается в том, что…

Здесь может быть оценена не только степень амбициозности соискателя, но и его готовность к определенным «энергозатратам» для достижения побед в продажах. Особо интересными представляются ответы, проясняющие позицию соискателя относительно «источника» таких стремлений: либо это результат собственных умозаключений (например, «я просто готов и чувствую себя уверенно»), или это давление внешних обстоятельств (например, «я вынужден добиваться целей, иначе их добьется кто-то другой»).

Вопросы для собеседования:

1. Скажите, а что для Вас является победой? А победой в профессиональной деятельности?

2. Скажите, а что может снизить Ваше стремление к победе? «

Е.Николаева (e-nikolaeva.com)

Статьи этого раздела

Источник: http://hrmaximum.ru/articles/search/8

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: