Беседа как метод психодиагностики

Метод наблюдения, беседы, диагностическое интервью, контент-анализ

Беседа как метод психодиагностики

Наиболее достоверная информация получается методом наблюдения. В процессе наблюдения поведение человека можно разделить на:

  • существенные аспекты
  • несущественные аспекты

Нужно уделить внимание существенным аспектам.

Для проведения наблюдения не требуется получения согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта, не требует создания положительной мотивации.

Недостатки:

  • для получения достоверной информации требуется большое количество времени
  • результаты трудно поддаются формализации, т.е. количественной оценки
  • крайний субъективизм его результатов. Диагност является измерителем субъективизма. Все проходит через призму наших установок. В результате мы получаем, что хотели получить. Результаты поведения зависят от опыта диагноста и его личностных особенностей.

1925 год — Басов сформулировал требования по отношению к методу наблюдения.

Кеттелом также были предложены требования к методу наблюдения.

  1. Поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и с разных сторон.
  2. Наблюдатель должен проводить с испытуемым много времени (не менее 2-3 месяца). При этом желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Длительность сеансов зависит от цели наблюдения.
  3. Заранее, до начала процесса наблюдения должны быть определены те симптомы поведения, которые следует фиксировать в процессе наблюдения. Должна быть установлена связь симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психодиагност хочет определить
  4. Психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения
  5. Должны быть исключены ролевые отношения для беспристрастности наблюдения
  6. Кеттел считает, что за испытуемым должно вестись наблюдение не менее 10 психологами. Оценка, полученная на основе наблюдений должна быть средняя, из тех, которую дают эти 10 психологов. Психологи должны быть независимы друг от друга.

Метод психодиагностического наблюдения

  1. Всегда заранее определены: цель, задачи и объект наблюдения.
  2. Заранее выбираются ситуации для наблюдения.
  3. Заранее устанавливается связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить.
  4. Психологу нужно определить, каким будет способ фиксации внешних поведенческих проявлений:
    • есть или нет проявление
    • степень выраженности симптома
    • отдельные ступени выраженности симптома

Они могут записываться качественно или количественно.

Метод беседы

Метод необходим любому психологу. При любом диагностическом обследовании необходима беседа.

Цели:

  1. установление контакта, настройка на сотрудничество.
  2. Создание положительной мотивации, усиление мотивации к обследованию.
  3. Получение диагностической информации.
  4. Снижение тревожности и оказание психологической помощи испытуемому.

Если беседа ведется для оказания психологической помощи — это будет психотерапевтическая беседа или клиническое интервью.

Диагностическое интервью и клиническое интервью нельзя противопоставлять, они дополняют друг друга. Любое интервью — налаживание контакта и настройка на сотрудничество. Хорошее психотерапевтическое интервью — постановка диагноза.

Беседа — сложный метод для психолога.

Сложности:

  1. В процессе беседы психолог вступает во взаимодействие с испытуемым и использует информацию путем метода наблюдения, фиксирует мимику, жесты, позы… Оценивает отношение испытуемого к беседе.
  2. Получает информацию с помощью беседы — обращает внимание на формальную сторону беседы, на саму манеру речи… Такого рода наблюдения дают информацию, важную с точки зрения личностных особенностей человека.
  3. Психолог, участвуя в беседе, сам воздействует на испытуемого, на то, что говорит испытуемый. Тем самым психолог может менять ситуацию, содержание ответов испытуемого. Ситуация беседы: собеседники находятся в ассиметричных позициях. Чаще всего получается, что психолог спрашивает, испытуемый — отвечает. Следовательно данная ситуация может привести к нарушению доверительности испытуемого. Возможен отказ отвечать на вопросы. Психолог перед беседой говорит, что он будет задавать вопросы, а после испытуемый задает все свои вопросы психологу.
  4. Каждый психолог априорно воспринимается своим собеседником как специалист по межличностным отношениям. Следовательно, повышенные требования к личности самого психодиагноста.

Каким должен быть психодиагност?

Психодиагност должен обладать такими качествами как: коммуникабельность, направленность на другого человека, высокая эмпатия. Он должен быть терпим, тактичен, обладать высоким уровнем рефлексии.

Диагностическое интервью

  1. Нужно сформулировать цель и задачу психодиагностического интервью.
  2. Регистрация и обработка вербального материала. Критерием выступает наличие или отсутствие предварительной подготовки плана или программы. Также важно, на чьей стороне находится инициатива проведения интервью.

    По этим критериям психодиагностическое интервью делят на:

    • управляемое или программное. В данном виде психодиагностического интервью есть заранее составленный план, инициатива на стороне психолога.
    • неуправляемое или непрограммируемое. Неуправляемое интервью — инициатива на стороне клиента (беседа исповедального характера), без вопросов со стороны психолога. Психолог в этой ситуации должен быть активным слушателем и должен следовать принципам недирективной психотерапии. Должен установить контакт, выражать эмпатию, относиться с уважением к словам клиента.

В подгруппе неуправляемого интервью:

  1. стандартизированное интервью. Заранее сформирован план, определена жесткая тактика беседы, сохраняется последовательность задавания вопросов. Недостаток — меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзамен, диагностику, следовательно, снижение искренности, следовательно, искажение ответов. Стандартизированное интервью можно проводить, когда у клиента сложилась установка, когда ему самому выгодно изложить информацию. К детям желательно применять стандартизированное интервью.
  2. свободное интервью — заранее составлен план беседы, подготовлены вопросы. Нет жесткой последовательности вопросов. Вопросы задаются с учетом ответа на предыдущий. Позволяется поддержать естественность ситуации, искренность клиента. Такое интервью требует от психолога большого опыта. Свободное интервью проводится при индивидуальном обследовании, при консультировании отдельных лиц, когда нужно понять затруднения, проникнуть во внутренний мир испытуемого.

Любой психодиагност должен уметь составить диагностическое интервью. Правила составления диагностического интервью:

  1. этап психодиагностического интервью — введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество.
  2. этап психодиагностического интервью — свободные, неуправляемые высказывания испытуемого без помощи психолога.
  3. этап психодиагностического интервью — вопросы задает психолог. Задаются общие вопросы.
  4. этап психодиагностического интервью — диагностическое интервью.
  5. этап психодиагностического интервью — заключительные слова психолога, выражение признательности за то, что человек ответил на вопросы.

Как нужно составлять сами вопросы для психодиагностического интервью?

  1. Нужно определиться — как обращаться к клиенту (с подросткового возраста на «Вы»).
  2. Какие слова использовать для беседы. Лексика должна соответствовать той социальной, возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый.
  3. Вопросы составляются таким образом, чтобы ответы были искренними.

Приемы составления вопросов для психодиагностического интервью.

  1. Прием предварительного такта в вопросах. Вопросы должны формулироваться заранее и в самой формулировке нужно уменьшить неприятное отношение к затрагиваемым темам. (Например: всем приходится иногда драться. А тебе?)

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/psychodiagnostics/488-2008-10-14-19-12-51.html

Плюсы и минусы метода беседы в психологии

Беседа как метод психодиагностики

Метод беседы является одним из эффективных способов выявления психологических особенностей личности.

Данный вид исследования имеет свои преимущества и недостатки.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Читайте об этом здесь.

Понятие

Метод беседы — это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа — метод обучения диалогической речи.

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию — задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.
  2. Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык — соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы.

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.

Большое значение имеет и правильная организация самого процесса: наличие плана диалога, определение четкой цели разговора, создание благоприятной обстановки, выбор наиболее удобного способа регистрации ответов, проявление такта и уважения, внимание к вербальным и невербальным сигналам.

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

  1. Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль. При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора. Это достигается при помощи затрагивания предыдущего значимого опыта, планов на будущее, имеющихся переживаний и т.д. Психолог демонстрирует искреннюю заинтересованность, дружелюбие, желание помочь. Если инициативу проявляет респондент, то психологу остается лишь проявить готовность к разговору, гарантируя максимальную открытость и беспристрастность. Испытуемый оповещается о том, что вся предоставляемая им информация является строго конфиденциальной.

    На начальном этапе разговора специалисту также необходимо «прощупать» клиента — понять, какие речевые обороты, жесты и эмоции вызывают у него наиболее положительный отклик.

  2. Обсуждение общих вопросов. На этом этапе стороны открыто говорят о вопросах, затрагивающих непосредственно тему беседы. Определяется круг проблем, которые необходимо обсудить. Психолог стремится получить больше конкретной информации — мысли, эмоции, события, факты. Это позволяет ему накопить определенные базовые данные, от которых можно будет отталкиваться впоследствии.
  3. Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально — задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.
  4. Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер.

    В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга. При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных.

Виды

Беседа делится на следующие виды в зависимости от типа поставленной психологической задачи:

  • терапевтическая;
  • экспериментальная;
  • автобиографическая;
  • сбор субъективного анамнеза (информации о респонденте);
  • сбор объективного анамнеза (сведений о знакомых респондента).

Что такое близнецовый метод в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность «вы-подхода», при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Вместо «Я считаю, что проблема в …» — «Ваша проблема, видимо, заключается в …». Или вместо «Давайте поговорим о …» — «Вы, наверняка, хотите обсудить…».

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «Как вам известно…» вместо «Я располагаю информацией…».

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «Продолжайте», «Понимаю», «Это любопытно», «Подробнее, пожалуйста» и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «говорящие» невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «открывающими», поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика;
  • пантомимика;
  • жесты;
  • тембр голоса;
  • интонация;
  • поза;
  • дистанция и др.

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: «Это ваше окончательное мнение?» Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «Почему вы так считаете?» В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос.

    Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.

  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием — перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «Если я правильно понял, вы говорили о том…».

Достоинства и недостатки

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Основной минус беседы — ее эффективность зависит от уровня профессионализма психолога. Специалист, не обладающий достаточными знаниями и опытом, может не справиться с поставленной задачей.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т.д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Чем психологическая беседа отличается от консультирования:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/metod-besedy-v-psihologii.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: