Дерефлексия

Содержание
  1. Логотерапия Франкла: основные принципы
  2. Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
  3. Логотерапия Франкла: кратко
  4. Основы логотерапии
  5. Цели логотерапии
  6. Смысловые системы Франкла
  7. Техники логотерапии
  8. Парадоксальная интенция
  9. Дерефлексия
  10. Логоанализ
  11. Заключение
  12. В чем польза логотерапии
  13. Что такое логотерапия
  14. Основоположник логотерапии
  15. Основные понятия логотерапии
  16. Свобода воли
  17. Воля к смыслу
  18. Смысл жизни
  19. Метод сократовского диалога
  20. Дерефлексия. Что такое метод дерефлексии?
  21. Проблема
  22. Решение
  23. Когда и как работает техника дерефлексии
  24. Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа
  25. Немного истории
  26. Экзистенциальный вакуум
  27. Самотрансценденция
  28. 3 уровня осмысленности
  29. Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого
  30. Логотерапия: задачи и методы
  31. Список использованных источников:
  32. Теория логотерапия — методы и польза не только по Франклу
  33. Что такое логотерапия.
  34. Смысл любви
  35. Смысл страдания
  36. Логодрама
  37. Методы логотерапии.

Логотерапия Франкла: основные принципы

Дерефлексия

Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания.

Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ.

Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия.

Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией.

Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

Логотерапия Франкла: кратко

Методика австрийского психиатра является разновидностью психотерапии. Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово «логос» здесь используется в значении «смысл». Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла.

Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум.

Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

Основы логотерапии

Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед.

В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом.

Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных.

Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого.

Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается.

Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

Цели логотерапии

Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл.

К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед.

Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

Франкл утверждал в своих работах, что человек — создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения.

Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента.

Именно до этой основы необходимо «достучаться» логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

1. Свобода воли.

В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

2. Воля к смыслу.

Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места.

Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности.

Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

3. Смысл жизни.

Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности.

Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств.

Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.

Смысловые системы Франкла

В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

  • творчество;
  • переживания;
  • отношения.

Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов.

Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной.

Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

Техники логотерапии

Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами.

Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента.

Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

  • парадоксальной интенцией;
  • дерефлексией;
  • логоанализом.

Каждая технология заслуживает пристального внимания.

Парадоксальная интенция

Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

Дерефлексия

Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого.

Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований.

С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.

Логоанализ

С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.

В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.

Заключение

Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии.

Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении.

Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.

Источник: https://FB.ru/article/305753/logoterapiya-frankla-osnovnyie-printsipyi

В чем польза логотерапии

Дерефлексия

Жизнь человека в социуме предполагает нестабильность, большие психические и физические нагрузки. Психотерапия стала не просто популярной, а часто необходимой частью нашей жизни. Среди множества ее направлений есть особое – логотерапия. В чем суть этого метода расскажем в этой статье.

Что такое логотерапия

Логотерапия в широком значении – это учение о смысле бытия, который нужен каждому человеку.  Как вид психотерапевтической практики – это метод решения проблем путем анализа собственной жизни с точки зрения ее смысла. Проще говоря, человеку необходимо осознать свою жизненную цель.

Основоположник логотерапии

Теорию и практику логотерапии разработал Виктор Франкл (1905-1997) еще в 30-е годы XX века. Австрийский ученый, врач-психотерапевт и психолог изучал поведение людей, склонных к депрессиям и самоубийствам.

В своей работе Франкл отталкивался от популярных в то время направлений психоанализа Фрейда и психологии индивида Адлера. На основе активной практики В. Франкл разработал новый метод психотерапии, который назвал логотерапией.

Первая научная работа ученого на эту тему появилась в 1938 году.

В годы Второй мировой войны он оказался в нацистских концлагерях.

На страшном опыте Франкл испытал собственную концепцию и получил доказательства того, что в самых нечеловеческих условиях выживают те, у кого есть для чего жить.

Всемирную известность ученый-психотерапевт получил как автор книги «Человек в поисках смысла». До конца дней он работал как врач, читал лекции по всему миру, опубликовал более 30 книг.

Основные понятия логотерапии

Главный тезис учения в том, что стремление к смыслу это естественная человеческая потребность.  Согласно Франклу, личность – это единство психического, физического и духовного измерений.

В любых обстоятельствах человек способен найти цель своего существования. Когда эта способность утеряна, люди впадают в состояние «экзистенциального вакуума». Пустота разъедает личность изнутри вплоть до психических расстройств.

Логотерапия помогает вернуть человеку веру в себя и осмысленность жизни.

Свобода воли

В рамках концепции Франкла человек имеет базовую свободу для своих действий. Эта свобода – пространство выбора в конкретных жизненных обстоятельствах. Человек волен найти позитивное в каждом событии, даже если он страдает. Источник такой свободы по Франклу лежит в сфере духовного. Это может быть вера, осознание ценности жизни как дара.

Воля к смыслу

“Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека, а не “вторичную рационализацию” его инстинктивных влечений”,  – пишет В. Франкл в статье о логотерапии.

У человека есть свобода для поиска и достижения целей. Воля к осмысленности бытия – мощный ресурс каждого индивида.  Если он теряет эту способность, психическое равновесие нарушается.

Фрустрация в отсутствии воли приводит ко многим болезням.

Смысл жизни

Основная идея логотерапии в том, что смысл жизни существует как объективная реальность. Задача человека в том, чтобы найти себя как свободную личность в этой реальности. Обрести смысл и личное достоинство под силу каждому.

Метод сократовского диалога

Эта техника работы с пациентом в форме диалога. Во время разговора психолог задает вопросы таким образом, чтобы большинство ответов клиента было положительным.

Смысл приема в том, чтобы пациент принял суждение, которое раньше казалось ему невозможным или малопонятным. Такая рациональная терапия переучивает ум, умиротворяет чувства. Важную роль здесь играет личность терапевта.

Недопустимо, чтобы он навязывал клиенту свою систему мировосприятия.

Сегодня логотерапия Виктора Франкла практикуется наравне с другими техниками психотерапии.  Ценность этого метода в том, что он помогает найти свой рецепт осмысленной жизни в любой ситуации.

Источник: https://belady.today/psihologiya/logoterapiya

Дерефлексия. Что такое метод дерефлексии?

Дерефлексия

Фобии, проявляющиеся в постоянном ожидании того, что с нами должно произойти что-то крайне неприятное или непоправимое, непреходящее ощущение тревоги, сопровождающее фобии — серьезная психиатрическая проблема и прямой путь к неврозу.

Особенно актуальной проблема навязчивого самокопания или гипперрефлексии выглядит в наши дни, когда конфликт между человеческой природой и предельно жесткими условиями существования в техногенном социуме обострился до предела.

Одним из способов преодоления проблемы — метод дерефлексии предложил основатель логотерапии, знаменитый австрийский невролог, психолог и психотерапевт Виктор Франкл.

Проблема

В этиологии неврозов очень часто прослеживается проблема избыточного внимания и преувеличенности значения интенций (направленного намерения).

Такое состояние очень наглядно проявляет себя при бессоннице, когда форсированное устремление заснуть сопровождается повышенной концентрацией внимания на процессе засыпания.

Фобия бессонницы рождает состояние, называемое «гиперинтенцией засыпания» — целенаправленному устремлению заснуть любой ценой. Ясно, что возникающее при этом внутреннее напряжение полностью исключает всякую возможность релаксации, засыпания и здорового сна как такового.

Один из методов решения проблемы гиперинтенции засыпания — парадоксальная интенция, так же предложенная Виктором Франклом.

Его суть заключается в том, чтобы не форсировать процесс засыпания, а напротив, стремиться бодрствовать так долго, как только это возможно.

Это позволит нейтрализовать состояние тревоги по поводу возникшей проблемы и создать психологически благоприятные условия для засыпания. В частности, применяя метод парадоксальной интенции логотерапевты предлагают удерживать глаза открытыми как можно дольше.

Но в некоторых случаях сон нарушен настолько, что проснувшись от шума за стенкой или в квартире выше, человек больше не может заснуть, поскольку с одной стороны — испытывает гнев на соседей, с другой — пребывает в состоянии гиперинтенции засыпания.

Таким пациентам Франкл советует использовать свое воображение, к примеру, проснувшись в 3 часа ночи живо представить себе, разгребающим снежные заносы перед домом.

Если картинка нарисована в воображении достаточно четко, очень скоро человек испытает вполне реальное утомление и провалится в сон.

Цель, которую должен поставить перед собой человек, страдающий бессонницей — перестать думать о бессоннице и засыпании. В качестве альтернативы навязчивой концентрации на своей тревоге Франкл предлагает фокусировку внимания на чем-то позитивном, к примеру, бодрствуя перед сном, поразмышлять о планах на ближайшее будущее.

Наглядный пример того, как работают механизмы гиперинтенции в своей книге «Доктор и душа» приводит Франкл. Он описывает человека, которому дали рецепт получения чистого золота: смешать пять унций ртути, десять — меди, восемь — перца и две — лука.

Полученную смесь разогревать на малом огне 10 минут, не думая все это время о хамелеоне.

Как мы уже наверное догадались, человеку не удалось получить чистое золото не только из-за абсурдности рецепта, но и потому, что все 10 минут пока он разогревал смесь, он непрерывно думал о хамелеоне) — существе, о котором до этого момента вообще никогда и не помышлял.

Не менее нагляден пример Иммануила Канта, поймавшего как-то своего слуга Лямпэ на мелком домашнем воровстве. Несмотря на то, что слуга проработал в семье Канта десятилетия, его следовало рассчитать. Свое огорчение Кант выразил в лаконичной надписи: «Лямпэ должен быть забыт». Естественно, надпись напоминала о Лямпэ всякий раз, когда Кант располагался за столом.

Деструктивное состояние гипперрефлексии сопровождается утратой естественности и внутренней сбалансированности. Поэтому «подумавшая» над тем, в какой последовательности лучше передвигать ноги тысяченожка в конце концов упала и осталась лежать в канаве. Поскольку чем больше внимания она уделяла осознанию процесса своего передвижения, тем труднее ей было передвигаться.

Решение

Основа метода парадоксальной интенции в нейтрализации пациентом тревожного состояния путем выработки саркастического отношения к своим симптомам, суть метода дерефлексии — в нейтрализации навязчивой склонности к самонаблюдению, путем игнорирования симптомов. О том, как работает эта техника Франкл поясняет на примере:

Пациентка страдала от навязчивого стремления детально анализировать процесс принятия пищи. Во время трапезы она терзалась сомнениями, что пища застрянет где-то по дороге и она подавится.

Компульсивное самонаблюдение в сочетании с тревожным состоянием настолько негативно повлияли на процесс принятия пищи, что привели к выраженной анорексии.

Задача терапии в данном случае сводилась к возврату доверия своему организму и тем возможностям, которые заложены в нем природой. Формула дерефлексии выглядела так:

«Я не нуждаюсь в том, чтобы наблюдать то, как я ем, потому что: Я фактически не нуждаюсь в том, чтобы глотать, фактически глотаю не Я, это делает Он». Психологическая перестройка в соответствии с этой формулой позволила пациентке со временем полностью положиться на it — неосознаваемый и неинтенциональный (ненаправленный на процесс) акт глотания.

В общем случае дерефлексию можно определить как терапевтический метод, предложенный Виктором Франклом, направленный на то, чтобы переключить внимание человека с самого себя на те практические смыслы и ценности, которые он способен реализовать в окружающем мире. Положительный результат при терапии методом дерефлексии достигается в той степени, в какой пациенту удается сконцентрировать свое внимание на положительных аспектах.

Пример излечения девятнадцатилетнего пациента, с шести лет страдающего нарушениями лечи в своей книге «Доктор и душа» приводит Франкл. Причиной проблемы стала молния, ударившая неподалеку. Первые восемь дней после случившегося мальчик не мог произнести не слова.

В процесс восьмимесячной терапии в 19-ти летнем возрасте он прошел усиленный курс психоаналитического лечения в комплексе с ыми, речевыми и дыхательными упражнениями.

Все это время, используя метод дерефлексии, логотерапевты поясняли ему, что следует отказаться от своих амбиций и стать хорошим оратором.

И фактически улучшить свою речь он сможет в той степени, в какой смирится с участью стать посредственным оратором, поскольку перестав обращать внимание на «как», он сможет больше внимания в своей речи сконцентрировать на «что».

Метод дерефлексии широко применяется при сексуальных дисфункциях, которые зачастую становятся проблемой чрезмерного самоконтроля и желания оставаться «на высоте». Следствием такого «перекоса внимания» становится блокада спонтанно протекающих телесных и психических процессов.

Формула дерефлексии в данном случае строится на том, чтобы мотивировать человека на самоотдачу, перестать копаться в себе и сконцентрировать внимание на переживаниях и ощущениях партнёра.

Наглядную иллюстрацию того, как осуществляется трансформация проблемы на практике привел Виктор Франкл, описав дерефлексию на примере симптома вагинизма. Инструкция, которую получает женщина в этом случае мотивирует ее переключиться со стремления к собственному удовлетворению на удовлетворение партнёра.

Она начинает воспринимать ситуацию в контексте совсем иного смысла, сместив акцент с эгоцентрического стремления к наслаждению на семейное благополучие.

В своей книге Жизнь, наполненная смыслом ученик Франкла Альфрид Лэнгле отмечает, что изначально люди уверены, что метод дерефлексии должен непременно сопровождаться их отказом от признания, успеха, удовольствия и ощущения счастья.

На самом деле верно обратное: человек отказывается от нарциссического, манипулирующего самовозвеличивания, скрытой уверенности в том, что ему дана власть распоряжаться всем, включая собственную судьбу.

Позиция, на котором «стоит» метод, основана на фундаментальном реализме и предполагает адекватное соотношение между степенью приложенных усилий и их эффективностью. Благодаря тому, что жизнь становится значительно более организованной, она становится и гораздо более содержательной.

Избавляясь от изматывающего стресса, человек получает возможность сконцентрировать свои усилия на работе, постановке и достижении поставленных целей.

В эффективности метода дерефлексии однажды убедился и сам Зигмунд Фрейд. Некто Бруно Вальтер, жалующийся на постоянные боли в руках сумел полностью избавиться от них, когда по совету Фрейда всецело погрузился в работу в Венском доме оперы и закрепил достигнутый эффект, съездив на Сицилию познакомиться с местной природой и сокровищами искусства.

Когда и как работает техника дерефлексии

Суть метода дерефлексии состоит в том, что пациент, страдающий от определенного функционального симптома формулирует для себя цель:

  • Принять его как данность и неустранимое зло
  • В ситуациях, провоцирующих его появление переключать внимание с проблемной функции на другую деятельность, изменяя таким образом смысл ситуации.

Выполнение этих двух условий позволяет пациенту перестать воспринимать ситуацию как очередную возможность преодолеть симптом, а рассматривать ее как возможность для полноценного всестороннего общения с окружающими.

Методы дерефлексии и парадоксальной интенции, предлагаемые логотерапией могут быть применены в случаях:

  • Неадекватной пассивности, проявляющейся на фоне невроза тревоги или фобий или того и другого вместе. В таких случаях пациент избегает ситуаций, в которых по причине своей тревоги ожидает подтверждения своим страхам — «бегство от страха».
  • Неадекватной активности, проявляющейся, прежде всего, у страдающих обессивно-компульсивным неврозом. Борьба с навязчивыми состояниями, как и бегство от страха в первом случае лишь усиливает негативный результат и «давление» со стороны внешних обстоятельств. Проявляющейся при сексуальных неврозах, — случай, уже рассмотренный нами выше.

Противоположностью невротическим и неадекватным формам поведения Франкл предлагает противопоставить позитивный аспект в соответствии с формулой переключения внимания с внутренних надуманных проблем на реализацию смысла и ценностей, помочь отыскать которые и есть главная задача экзистенциального анализа и логотерапии.

Перенос гиперинтенции в другое ценностное измерение не только снимает субъективную зависимость от болезненных симптомов, но и устраняет сами симптомы, поскольку они лишаются главной питательной силы — энергии нашего внимания.

На языке логотерапевтов, пациент должен быть «дерефлексирован» от своих проблем к внешним задачам, близким ему и его партнёрам, переориентирован на свое специфическое призвание и жизненную миссию. Это становится возможным лишь в том случае, если человек определил смысл своего бытия.

Таким образом, отмечает Франкл, порочный круг может быть разорван не самоозабоченностью невротика, испытывающего к жалость или презрение к самому себе, а только посредством самосвершения.

«Смещая фокус стремления от внутреннего конфликта к бескорыстным целям, жизнь человека становится на порядок более цельной и здоровой, даже если симптомы невроза полностью не устранены» — пишет Г. Оллпортом.

Техника дерефлексии чрезвычайно эффективна в случаях ипохондрической симптоматики, когда в центре внимания пациента становятся проблемы, связанные с органическими процессами.

Концепция, лежащая в основе метода дерефлексии родственна понятию разобуславливания, используемого в классической теории условных рефлексов.

Согласно последней рефлекс, не подкрепляемый достаточно длительное время, неизбежно угасает.

Источник: Франкл Виктор «Доктор и душа», «Человек в поисках смысла».

Поделитесь

https://goal-life.com/page/kniga/viktor-frankl/derefleksiya, 2474696193

0

2

Ещё почитать:

Колесо баланса жизни. Как найти баланс в жизни. Важное упражнение
Как составить план жизни на год, на примере
50 целей в жизни человека. Цели в жизни – список
С чего начать саморазвитие? Как начать саморазвитие
10 методов повышения личной эффективности
Как сформировать 7 полезных привычек, которые изменят жизнь
Как изменить свою жизнь в лучшую сторону: 10 советов
Как достичь своих целей? Пошаговый план достижения цели
Самоменеджмент: методы и умения управлять собой

Источник: https://goal-life.com/page/kniga/viktor-frankl/derefleksiya

Логотерапия Франкла и тезисы экзистенциального анализа

Дерефлексия

Думали ли вы о том, для чего вам подарена жизнь? Какой смысл спрятан в ней? Далеко не всегда ответы на эти вопросы лежат на поверхности, иногда их поиски настолько мучительны, что человек теряется. Он плутает в собственных мыслях, злится, отчаивается.

Невозможность найти смысл бытия всегда трагична – в сознании человека может поселиться пустота, мысль о собственной никчемности и беспомощности. О высоком качестве жизни в этом случае говорить не приходится, чувство неудовлетворенности порождает серьезный невроз.

Вытащить человека из болота бессмысленности и безнадежности способно одно из направлений психологии – логотерапия.

Немного истории

«Логотерапия» в переводе с греческого означает буквально «лечение словом, речью» (logos – слово, thererapeia – уход, лечение). Это направление во многом основывается на положениях психоанализа, однако, неразрывно связано с гуманистической психотерапией.

В основе логотерапии – экзистенциализм, объектом изучения которого является человек и его внутренние переживания, поиски смысла собственного бытия. Термин «экзистенция» активно использовал в своих трудах Кьёркегор.

Свою лепту в развитие этого направления психологии внесли Э. Фромм, Ф. Пёрлз и др. Например, Пёрлз считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов экзистенциальной психотерапии [2].

Однако, наибольшее развитие экзистенциальный анализ получил благодаря австрийскому ученому В. Франклу. Именно ему мир обязан появлением логотерапии и ее популяризации в обществе.

В. Франкл родился в Вене в 1905 году.  Ранние годы жизни тесно связаны с психоанализом: Франкл был учеником Фрейда. Однако уже в 30-х годах ученый увлекается работами экзистенциальных философов Ясперса и Шелера. Так, Виктор Франкл начал разработку собственного учения, в основе которого прослеживались положения психоанализа и экзистенциальной школы.

В 1938 году ученый впервые употребил в своих работах 2 ставших знаменитыми термина: логотерапия и экзистенциальный анализ.

Виктор Франкл – человек с непростой судьбой, как, впрочем, многие его современники, в жизнь которых стремительно и безжалостно ворвалась Вторая Мировая война. В 1943 – 1945 гг. ученый попадает в концентрационный лагерь. Здесь он на собственном опыте опробовал теоретические положения экзистенциализма и нашел подтверждение гипотез, выдвигаемых в рамках логотерапии.

Позже свои эмоции и умозаключения Виктор Франкл описал в статье «Психолог в концентрационном лагере». Это труд, который не оставляет равнодушным даже самых скептически настроенных оппонентов экзистенционального анализа.

Экзистенциальный вакуум

Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни.

Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни.

Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» [1, С. 5].

По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.

Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос.

Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна.

Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.

Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.

Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества).

Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.

Самотрансценденция

Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» [2]. Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.

Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности.

Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности.

В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.

Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.

3 уровня осмысленности

По мнению Франкла, смысл – величина непостоянная, он меняется с течением жизни и переходит на новую ступень в рамках индивидуального духовного развития человека.

Ученый выделяет 3 уровня смысла:

  1. Ежедневный смысл, который достигается 3 путями: совершением поступка, переживанием ценности (например, когда человек восторгается красотой природы), путем страдания (связан с поиском собственного отношения к неизбежной конечности существования всего в этом мире).
  2. Смысл момента. Возможность чувствовать необходимость каждого мгновения жизни, быть благодарным, даже если он приносит страдания.
  3. Наивысший смысл, который проявляется на уровне мироздания.

Смысл жизни возможно потерять, но не утратить. Он не уходит даже в безнадежных ситуациях. Чтобы его найти, требуется колоссальная работа над собой, которая происходит ежеминутно.

Франкл говорит о сверхсмысле, который недоступен человеку. Людям не удастся его понять, как «и ветвям не понять смысл дерева». Однако в него необходимо верить. Эта вера имеет большое терапевтическое значение, она, как внутренний стержень, не позволяет человеку броситься в бездну бессмысленности. Благодаря ей рождается понимание, что все в этом мире не случайно.

Ученый также называет нам явления, которые не могут стать смыслом жизни. К ним относятся:

  1. радость (она всегда направлена на объект);
  2. удовольствие (оно является удачным следствием удовлетворения наших потребностей, стремлений);
  3. счастье (оно не может быть конечной целью, это путь и состояние человека).

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия призвана учить пациентов относиться с благоговением к каждому моменту собственной жизни. Именно поэтому Франкл выступал резко против эвтаназии и самоубийств. По его мнению, судьба не будет шутить.

Ученый отмечает: «Если бы она (судьба) действительно готовила человеку смерть, она бы нашла способ довести дело до конца» [3]. Потому врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы.

Вывод о безысходности ситуации всегда субъективен, даже если он аргументирован вполне объективными фактами.

Логотерапия: задачи и методы

Цель логотерапии – помочь человеку сосредоточиться на задаче, которую ставит жизнь, и успешно решить ее. Болезнь, потери и страдания не случайны, в них есть смысл.

Франкл разработал множество методов взаимодействия терапевта и клиента, однако, наиболее популярны в современной науке два: дерефлексия и парадоксальная интенция.

Дерефлексия – противодействие рефлексии. Метод полезен в том случае, если пациент склонен к патологическому бесполезному самокопанию и самобичеванию.

Эта практика помогает избавиться от невроза навязчивых состояний, сексуальных расстройств.

Дерефлексия предполагает самозабвение, полную отдачу без анализа ситуации. Цель логотерапевта – научить пациента этому процессу.

Парадоксальная интенция – метод, основанный на самовнушении. В рамках этого метода интересно рассмотреть отношение Франкла к страхам. Ученый утверждает, что «страх порождает страх».

Если человек испугался однажды, то в будущем он будет бояться не только повторения этой ситуации, но и того, что испытанные ранее чувства снова напомнят о себе.

Человек программирует себя на негативное проживание ситуации, а значит, строит собственное поведение в соответствии с заданной программой.

Чтобы «сломать» этот алгоритм, Франкл предлагает использовать его в противоположном направлении. Индивид усилием воли внушает себе, что желает испытать эти неприятные чувства снова, прожить их более ярко.

Логотерапия уникальна. Ее миссия – научить пациента принимать решения и брать на себя ответственность. Без этих составляющих невозможно обрести осмысленность жизни, ее значимость будет нивелироваться и обесцениваться.

С точки зрения логотерапевта, не существует как таковой единой для всех жизненной задачи. Необходимо сделать не самое лучшее, а «самое лучшее, на что ты способен в конкретной ситуации».

Мы имеем право на ошибку, но ошибка – не повод снять с себя ответственность. Логотерапия помогает принимать ошибки с благодарностью, черпать пользу из полученного опыта и видеть смысл в каждой минуте собственной жизни.

Ценные умения, не правда ли?

Список использованных источников:

  • 1. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / Виктор Эмиль Франкль; пер.с англ. С.С. Панкова. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2015. – 95с. – (Пути философии).
  • 2. Экзистенциальная психотерапия. Логотерапия Виктора Франкла. — http://ratayana.com/ekzistentsialnaya-psikhoterapiya-logoterapiya-viktora-frankla-1
  • 3. Логотерапия и экзистенциальный анализ: статьи и лекции / Виктор Франкл; пер. с англ. О. Сивченко. Альпина Диджитал, 2015 г.
  • 4. Экзистенциальный анализ и логотерапия Виктора Франкла. — http://litvak.me/statyi/article_post/ekzistentsialnyy-analiz-i-logoterapiya-frankla

Генберг Екатерина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/biblioteka/693-frankls-logotherapy-and-existential-analysis

Теория логотерапия — методы и польза не только по Франклу

Дерефлексия

В начале двадцатого века индустриализация обещала обеспечить всех и каждого необходимым и принести изобилие в каждый дом. Научно-технический прогресс шагал огромными шагами по Западной цивилизации.

Казалось, что тысячелетия выживания и борьбы со стихией, средневековым мракобесием и междоусобной грызни за ресурсы остаются позади и наступает новая эпоха.

Новая эпоха действительно началась, имя ей — высшая стадия капитализма — империализм.

Империалистический передел мира принес человечеству две чудовищных по своим масштабам и расчетливой жестокости мировых войны, лагеря смерти и холокост, газовые камеры и массовые расстрелы, тоталитаризм и оружие массового поражения. Человечество ужаснулось и погрузилось во страх и уныние, апатия захлестнула европейского обывателя. Ощущение отсутствия смысла жизни и абсурдности бытия стали повсеместны.

Никогда еще история человечества, с лишениями и страданиями прошлого, не знала такого количества самоубийств как в первой половине 20 века.

Ответом на отчаянный страх стала логотерапия – лечение смыслом в дословном переводе с греческого.

Ее автор – австрийский психотерапевт Виктор Франкл, прошедший все ужасы нацистской системы лагерей «Дахау» не просто теоретизирует на тему «В чем смысл жизни», а является сам пациентом своей же терапии смыслом.

Что такое логотерапия.

Теория логотерапии – это учение, которое постулирует мотивацию поведения человека, как стремление к смыслу жизни. По утверждению Виктора Франкла, при любых обстоятельствах человек старается найти смысл своего бытия, сопоставляя этот смысл с окружающей реальностью и людьми.

Еще, будучи заключенным лагеря Аушвиц, Франкл заметил, что некоторые узники ломались очень быстро, не выдерживая побоев капо или надзирателей, голода, холода, изнурительной работы и ощущения беспомощности. Многие просто отказывались выходить на работу, что неминуемо вело их в газовую камеру.

Иные бросались на колючую проволоку под высоким напряжением, что прекратить свои страдания. Также Франкл отметил в своих наблюдениях и других заключенных. Тех, которые день ото дня сносили все муки, молча, и даже с неким вызовом обстоятельствам, ежедневно вставали на работу.

Никогда не жаловались и не роптали.

У каждого из них был смысл вытерпеть все, что только не пошлет им судьба. У кого-то на воле были родные и любимые и выжить для них, была главная задача.

Кто-то мечтал поскорее вернуться к недописанному роману, кого-то тянуло вернуться к любимому плотницкому делу.

Имея опыт наблюдения за своими стойкими товарищами по несчастью, Франкл пришел к выводу, что движущая сила человека это его стремление обрести и реализовать смыл жизни, находящийся вне него.

Своей концепцией логотерапии Франкл опровергал Фрейда, утверждавшего, что мотивация человека – это воля к удовлетворению желаний, принцип удовольствия. По сути, стремление к смыслу жизни, воля к нему – это противоположно фрейдовскому принципу удовольствия направленная сила. Когда желание реализовывать свой смысл жизни не совпадает с возможностью, человек погружается в апатию.

  Телесно-ориентированная психотерапия

Следствием такой фрустрации стремления к смыслу своего бытия в человеке является экзистенциальный вакуум, о котором писали Камю, Сартр и Хайдеггер. Следующий этап за экзистенциальным вакуумом, по версии логотерапии, это ноогенный невроз, а это уже клинический случай.

Виктор Франкл утверждал, что пережившее две самых ужасных мировых войны человечество утрачивает смысл жизни. Парадокс, но по мере улучшения качества жизни в 60-ые годы количество людей, страдающих депрессией, алкоголизмом и наркоманией неуклонно растет.

Отмечен также рост насилия на улицах городов, семейное насилие, распространение различного толка тоталитарных деструктивных сект. Франкл приводит статистические данные, и интерпретирует их, как прямое доказательство того, что утрата смысла бытия распространяется все больше с каждым годом.

Люди ввергают свои единственные жизни во мрак гедонизма от отчаяния от того, что утрачена воля к смыслу. От экзистенциального вакуума, вызванного отсутствием смысла и бесполезности своего существования.

Логотерапия Франкла утверждает, что смысл жизни не некая субъективная сущность, возникающая в человеке или создаваемая им. Смысл жизни существует во внешнем окружающем мире. Франкл определяет три пути осмысления жизни:

— Деятельность;

— Встреча с кем-либо в жизни или приобретение опыта. Постижение любви и/или культуры;

— Страдание.

Смысл любви

Выражаясь словами Л. Толстого: «Мы знаем только то, что любим». Действительно, познание другого человека по настоящему, во всех его сущностных особенностях возможно только через любовь. Любовь позволяет раскрыть человека, увидеть все его качества характера и свойства души, более того человек любящий выявляет потенциал в объекте своей любви, расширяет границы возможного для него.

В логотерапии Франкла любовь не является сублимацией полового влечения. Это не побочное явление секса, а полноправный феномен, наряду с ним, такой же первичный. Секс тогда лишь проявление человеческого, а не животного существа, когда является выразителем любви.

Смысл страдания

Любому истинно верующему христианину этот самый глубинный смысл смерти Христа, смысл его страдания, знаком и понятен. Христос, ради высшей цели и Божьего замысла сносит унижения и страдания, несет свой крест до конца и приносит себя в жертву во имя спасения человечества.

Всем, кто интересовался историей Великой Отечественной войны знаком с трагической судьбой генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева, перенесшего зверские пытки и принявшего страшную казнь – был заморожен живьем в феврале 1945 года в концентрационном лагере фашистов – Матхаузене.

Когда человек сталкивается лоб в лоб с ситуацией, которую он не может изменить. Когда нет другого пути, кроме как принять свою судьбу, взять на себя свой «крест» и нести его до конца – тогда человеку выпадает шанс постичь наивысшую ценность, имеющую самый глубокий смысл – это жертвенность во имя спасения человечества.

Один из основополагающий принципов логотерапии в том, что человеком движет не стремление к удовлетворению низменных потребностей, и не в избежание боли, а движущий механизм человека это непреодолимое желание ощутить, осознать, и прочувствовать тот единственный смысл происходящего в данный момент времени и пространства, существования.

  Цветотерапия — особенности применения

Но, есть одно важное условие. Страдания должны быть неизбежны. Если, скажем, у больного недуг, которые возможно победить медикаментами, химиотерапией или хирургическим вмешательством, то принятие страданий в этом случае – это мазохизм.

Логодрама

В одной из своих работ по логотерапии Виктор Франкл описывает одну из своих пациенток с нелегкой судьбой. Женщина 30 лет потеряла своего одиннадцатилетнего сына, ее второй ребенок перенес тяжелую болезнь и навсегда остался инвалидом-передвигался только на кресле-каталке.

Женщина попыталась покончить с собой, но ее единственный сын не дал ей этого сделать. В нем было больше ощущения смысла, чем у его матери.

Доктор предложил женщине послушать запись сеанса другой пациентки, также тридцатилетней женщины без детей. На записи был эксперимент, в ходе которого женщина должна была представить себя в восьмидесятилетнем возрасте.

По легенде ей в жизни сопутствовал успех у мужчин и финансовое благополучие, но детей не было. «Я купалась в роскоши, флиртовала с мужчинами, брала от жизни все. Но вот мне 80 лет и я бездарно потратила свою жизнь.

В ней не было смысла ни на йоту» — вынес сам себе вердикт голос на записи.

Женщина расплакалась, в ее 30 лет она уже воспитала хорошего человека, ухаживала за инвалидом-сыном, и жизнь ее была полна смыслом. Глядя на свою жизнь, мать больного ребенка увидела смысл в страдании на контрасте с беззаботной, но бесцельной жизнью.

Методы логотерапии.

Эту методику разработал последователь Виктора Франкла – Джеймс Крамбо.

Суть ее заключается в «разложении по полочкам» жизни пациента через сознательное знание и творческое воображение. После каждого этапа логоанализа результаты подлежать обсуждению с психотерапевтом. Это позволяет дифференцироваться и смотреть на себя со стороны.

Если совсем коротко, то суть данной методики, разработанной самим доктором Франклом в том, чтобы стремиться к объекту своей фобии.

Если, скажем, пациент бояться бессонницы, он все усилия направляет на то, чтобы быстрее уснуть и это ему мешает уснуть. Франкл предлагает концентрироваться на стремлении наоборот бодрствовать как можно дольше.

То есть срабатывает парадоксальная интенция, усиленное стремление не спать приведет к скорейшему засыпанию.

Дерефлексия – это метод борьбы с гиперрефлексией.

Эта методика направлена на то, чтобы внимание переключить с самого себя на ценности и смыслы вне пациента. Если парадоксальная интенция- это, своего рода, иронизирование над свой фобией, то дерефлексия – это вовсе игнорирование невроза.

К размышлению о смысле существования, о смысле бытия нас призывают и великие русские мыслители и писатели Федор Достоевский и Лев Толстой, и святые отцы православной церкви Серафим Саровский и Василий Великий, и великие психотерапевты Виктор Франкл и Эрих Берн. Но смыслом нашу жизнь наполнить можем только мы сами, а для этого нужно работать над собой, разбираться в себе и любить себя.

Источник: https://psydeal.com/terapiya/logoterapiya/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: