Дивергентное мышление

Содержание
  1. Дивергентное и конвергентное мышление: способности, методики развития
  2. Теория дивергентного мышления
  3. Характеристики конвергентного мышления
  4. Характеристики дивергентного мышления
  5. Развитие дивергентного мышления
  6. Дивергентное мышление: особенности, способы развития
  7. Особенности мышления
  8. Как развивать дивергентное мышление?
  9. Дивергентность мышления в психологии: как развить, отличие от конвергентного типа
  10. Основные виды мышления
  11. Дивергентное мышление в психологии
  12. Диагностика дивергентного мышления
  13. Можно ли измерить дивергентность мышления
  14. Как развивать дивергентное мышление
  15. Что такое конвергентное мышление
  16. Дивергентное мышление
  17. История возникновения понятия
  18. Критерии дивергентности
  19. Способы оценки дивергентного мышления
  20. Методы дивергентного мышления:
  21. Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой – Дивергентное мышление
  22. Два вида мышления
  23. Как освоить приемы дивергентного мышления?
  24. «В чужой обуви»
  25. «Фотограф-профессионал»
  26. «Переписчик»
  27. Почему дивергентное мышление – это круто?
  28. Что такое конвергентное мышление?
  29. Как измерить дивергентность своего мышления?
  30. Методы дивергентного мышления

Дивергентное и конвергентное мышление: способности, методики развития

Дивергентное мышление

Креативное мышление играет большую роль в развитии человека и общества. Люди, обладающие способностью находить нестандартные решения, добиваются большего успеха в жизни. Их секрет заключается в умении мыслить многомерно. Такой тип мышления в психологии называется дивергентным. Что же представляет собой дивергентное мышление и можно ли его развить?

Теория дивергентного мышления

То, насколько успешно и эффективно человек справляется с решением различных жизненных задач, напрямую зависит от особенностей его мышления. Американский психолог Джой Гилфорд (1897-1987) разделил человеческое мышление на два вида – конвергентное и дивергентное.

Конвергентным называется тип мышления, направленный на решение задач с помощью четкого алгоритма действий. Дивергентное мышление предполагает многовариантность действий в процессе поиска решения задачи. Конечно же, такой тип является более эффективным.

Джой Гилфорд в 60-е годы ХХ века написал книгу «Природа человеческого интеллекта». В ней он изложил, что представляет собой дивергентное и конвергентное мышление и описал их характеристики. В ходе своих исследований Дж. Гилфорд выделил 120 особенностей интеллекта и 15 способов их определения.

Характеристики конвергентного мышления

Большинство людей обладает конвергентным мышлением, поскольку мыслить по-другому их никто не обучает. Вся система образования направлена на развитие именно конвергентного направления.

Человека учат решать задачи по четкому поэтапному алгоритму, когда существует ответ на задачу и последовательный ход решения.

Успеваемость ученика оценивается по скорости, точности и правильности прохождения всех этапов решения.

Такой подход идеален для последовательных людей, но совершенно не подходит для творческих натур. Именно поэтому существует немало случаев, когда отстающие ученики, окончив школу и получив возможность решать задачи не подстраиваясь под стандартные алгоритмы, становились настоящими гениями.

К таким личностям можно отнести Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля. К сожалению, система образования ограничивает творческое мышление, пренебрегая его развитием.

Подавляющее большинство тестов на определение уровня интеллекта построено таким образом, чтобы задействовать только конвергентное (линейное) мышление.

Люди, у которых развито конвергентное мышление, видят только одно, единственно верное решение задачи. Их знания и опыт направлены на поиск этого решения. Такие люди среди множества попадающей к ним информации отбирают ту, которая подтверждает известные факты, и отбрасывают ту, которая эти факты опровергает, даже не пытаясь разобраться и найти что-то новое.

Ярким примером проявления конвергентного мышления является общеизвестная теория Дарвина о том, что человек якобы произошел от обезьяны. Многие люди согласны с этим и даже не подозревают о том, что на самом деле Дарвин не утверждал, что обезьяна является предком человека.

Он только предположил, что у человека и обезьяны существует общий предок. Однако большинство людей просто согласились с распространенным мнением, даже не удосужившись изучить саму теорию Дарвина и вникнуть в ее суть, хотя труд ученого «Происхождение видов» можно найти практически в любой библиотеке.

И таких примеров великое множество.

Характеристики дивергентного мышления

Человек, у которого развиты способности к дивергентному мышлению, старается найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи.

Такой человек свободен от стереотипов, поэтому может придумать немало интересных и нестандартных идей. Таким образом, дивергентным можно назвать мышление, работающее в разных направлениях, или параллельно.

Подмечено, что такая особенность чаще всего встречается у творческих людей.

Дивергентный тип характеризуется следующими особенностями:

  • быстрота восприятия (человек способен выдавать много идей за короткий промежуток времени);
  • образность (умение оперировать образами);
  • гибкость (человек легко может переходить от одной точки зрения к другой);
  • чувствительность (человек тонко чувствует и замечает малейшие нюансы, видит необычное в обычном);
  • оригинальность и креативность (склонность к созданию нестандартных идей).

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

  1. Нахождение новых решений. Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.
  2. Поиск нестандартных решений. В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.
  3. Размышление над проблемой. Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам. Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.
  4. Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ». В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.
  5. Решение задач методом мозгового штурма. Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать метод мозгового штурма, позволяющий активировать творческое мышление.
  6. Ведение дневника. Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.
  7. Спонтанное письмо. Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

Источник: https://NewGoal.ru/chto-takoe-divergentnoe-i-konvergentnoe-myshlenie/

Дивергентное мышление: особенности, способы развития

Дивергентное мышление

Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления.

Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Вы можете более детально и качественно изучить и проработать один из методов развития дивергентного мышления – «ТРИЗ на практике» – наша онлайн-программа, которая поможет оценить ваш творческий потенциал, узнать способы его развития, прокачать свои творческие способности, чтобы мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи.

Особенности мышления

роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и  по делу воспользоваться этим багажом.

Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить.

А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10  реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений.  Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума». 

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Оксана Седашова

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Дивергентность мышления в психологии: как развить, отличие от конвергентного типа

Дивергентное мышление

Человечество мыслит по-разному, оттого люди делятся на артистов, научных деятелей, спортсменов. Среди разных видов мышления человека выделяют дивергентное, отличающееся быстротой и широтой процесса. Диагностировать его можно в детстве, но есть возможность развить у взрослого человека.

Дивергенция отличается нестандартными решениями

Определение мышления человека базируется на его психологической составляющей. Это процесс отражения действительности, а также умение решать поставленные задачи. Человеку свойственно делать попытки связать несколько явлений воедино для получения некоторой картины мира. Направление мыслей зависит от навыков индивида, полученных врожденным талантом либо тренируемых долгие годы.

Основные виды мышления

К основным видам мыслительных процессов относят следующие:

  1. Наглядно-действенный. Суть в том, чтобы начать действовать, исходя из ситуации. Человек видит проблему, его задача – выбрать подходящий инструмент для ее решения;
  2. Наглядно-образный. Присущ артистам, начало берет у детей дошкольников, когда они воспринимают мир, как сочетание образов. Суть этого вида в том, чтобы глубже охарактеризовать некий предмет, ситуацию;
  3. Абстрактный. Его называют словесно-логическим мышлением, основывается оно на неком суждении, базируясь на существующих понятиях об объекте или явлении;
  4. Теоретический. Предмет познается применением на нем правил, законов, закономерностей. О людях с теоретическим направлением мышления нередко отзываются, как об «интеллектуальной экономии», поскольку именно благодаря им делаются новые открытия, или хотя бы приоткрываются завесы будущих открытий;
  5. Практический. В отличие от мыслительной базы теоретического направления, практическое означает действие над предметом. Хотя нередко основывается на теоретическом, которое следует доказать на примере практической операции;
  6. Аналитический. Аналитики по своей природе – планировщики. Они поэтапно решают некую задачу, основываясь на существующих фактах;
  7. Интуитивный. В отличие от предыдущего вида, интуиции чуждо планирование, нередко она поступает, как велит подсознание, получает положительные результаты;
  8. Творческий (продуктивный, репродуктивный). Вид мышления, нацеленный на получение новых знаний. При этом репродуктивное творческое течение мыслей основывается на известных фактах. Продуктивное – раскрывает творческий потенциал индивида. Это способствует ускоренному получению новых знаний для самостоятельного направления их в нужное русло.

Дивергентное мышление может предложить неожиданные идеи

Обратите внимание! Дивергенция – это в психологии составная часть творческого мышления, обеспечивающая индивиду продуктивные мыслительные процессы.

Дивергентное мышление в психологии

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

Дивергентное мышление – это часть творческого направления мыслительного процесса человека. Его особенностями являются поиск и получение множества вариантов решения поставленной задачи.

Оригинальность, быстрота, гибкость – это дивергентное мышление. Примечательно, что его можно развить еще у младшего поколения и натренировать у старшего. О данном способе мышления говорят, что человек «идет в разных направлениях».

Перебирая те или иные варианты решений некоторой задачи, дивергент способен получить весьма неожиданный исход, хотя, безусловно, верный.

Люди  могут относиться к разным группам по образу мышления. Одни обладают творческим складом ума, другие отличаются аналитическим.

Нередко они считают, что превосходят друг друга по образу мыслей. Это неправильно, поскольку нельзя определить, кто из них лучше. Но можно совместить разные виды мышления: творческому человеку натренировать аналитический склад ума и наоборот.

Зачастую эта тренировка памяти проходит за счет методов мозгового штурма, карт памяти, ассоциаций. Перечисленный инструментарий подходит для развития у человека дивергентного мышления.

Диагностика дивергентного мышления

Арт-терапия для детей дошкольного возраста — что это такое

Обычно у человека больше развито какое-то одно направление мышления, отличающееся определенным набором характеристик.

Сочетание таких качеств, как легкость, гибкость, скорость мышления, и ряда прочих элементов в психологии – это дивергентность. Ее можно диагностировать с раннего возраста.

Дивергентное мышление выявляют с детского возраста

Можно ли измерить дивергентность мышления

Дивергентность мышления можно определить, измерить, оценить посредством диагностики по Дж. Гилфорду и тестированию Э. Торренса.

Первый способ призван дать оценку нескольким важным параметрам креативного образа мыслей: оригинальность, семантика, адаптивность и спонтанность.

Диагностика состоит из 14 так называемых субтестов, результаты которых определяют уровень развития и активности дивергентного направления.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Примером диагностики по Гилфорду служит задание, которое определяет легкость словоупотребления предполагаемым дивергентом: за некоторый отрезок времени необходимо составить максимально большое количество слов с определенной буквой (например, «д»). Сюда же относят диагностику внимательности: найти среди множества предметов некоторый заданный. Также господин Гилфорд ввел задание, в ходе которого испытуемый должен составить рисунок из геометрических фигур.

Обратите внимание! Дж. Гилфорд отнёсся к диагностированию дивергенции с большим разнообразием, но его тесты не подходят для детей. Поэтому данная диагностика не имеет большого распространения среди специалистов ввиду сложности испытаний.

Тестирование Торренса предлагает простой вариант определения дивергенции человека любого возраста, начиная с дошкольного. Тест состоит из десятка абстрактных фигур, само задание предлагает испытуемому дорисовать их до полноценных изображений, подкрепив названием. В ходе тестирования внимание уделяется 4 элементам:

  1. Легкость (определяется скоростью выполнения задания);
  2. Гибкость (переключение между заданиями);
  3. Оригинальность;
  4. Разработанность, точность идеи.

Помимо творческого тестирования, Э. Торренс предложил вербальные и аудио испытания, но они пользуются гораздо меньшим спросом.

Как развивать дивергентное мышление

Современное общество требует от человека творческого подхода и быстроты эффективного выхода из сложных ситуаций. Поэтому так важно отнестись к развитию дивергентного решения, даже если индивид считает, что это ему чуждо.

Необходимо развивать разные мыслительные направления

К методам развития дивергенции относят:

  1. Движение мыслей. Берется некий предмет, например, телефон, и на лист бумаги записывается все то, что можно с ним сделать. Важно дать волю нестандартным вариантам;
  2. Вопросы. Помогает найти решение там, где его как будто и нет. Нужно взять некую проблему, задавать как можно больше вопросов. Решение рано или поздно придет с неожиданной стороны;
  3. Ассоциации. Ассоциативная память – одно из самых интересных явлений, поэтому важно развивать это направление. На листочке бумаги пишут любое слово, отводят от него несколько «лучей» и описывают ассоциативные цепочки.

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это в психологии ответвление от логического, это дедукция и индукция. Учитывая, что дивергентов учат думать разносторонне, конвергенция основывается на линейном образе мыслей, т. е. в одну сторону.

Дивергентное мышление более широкое, нежели конвергентное направление. С одной стороны, линейность конвергента обеспечивает ему краткий путь к решению задачи, причем наиболее надежный. Дивергенты способны найти десятки способов решения проблемы, а иногда получить нечто уникальное, новое.

Скорость, гибкость, нестандартность мышления – все это характеристики дивергента. Современному человеку необходимо развивать в себе эти качества, чтобы повысить эффективность работы и жизни в целом. Весьма важно, что методы тренировки дивергентного мышления просты, нужны лишь желание и целеустремленность.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/divergentnoe-myshlenie.html

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта.

Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные.

Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой.

Человек может иметь плохие показатели IQ, но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях.

Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие.

Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными.

Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе.

Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10).

Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий.

Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой – Дивергентное мышление

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление

Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала.

Факты, даты, имена, формулы, – все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь.

Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

Два вида мышления

Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное. Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

В отличие от конвергентного мышления, дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления.

Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях.

Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

Как освоить приемы дивергентного мышления?

Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

Навыки дивергентного мышления позволят вам:

– оперировать информацией в ситуации неопределенности, – генерировать различные подходы к поставленной задаче, – понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами, – уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных, – формулировать критерии оценки эффективности различных решений, – оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации

и еще многое-многое другое.

Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

«В чужой обуви»

Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

«Фотограф-профессионал»

В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему.

Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п.

А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

«Переписчик»

Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.

Источник: https://psy-med.ru/articles/divergentnoe-myishlenie.html

Почему дивергентное мышление – это круто?

Дивергентное мышление

День добрый уважаемые читатели блога fadeev.su. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть креативности. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Если вы считаете или хотите считать себя оригинальным человеком, то без данного подхода к решению любой проблемы обойтись будет крайне сложно.

Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.

Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник.

В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы.

Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.

Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью.

Например, если вы будете решать, лежа в постели, с какой ноги встать, то вы, возможно, забавно проведете время, подыскивая разнообразные варианты, но очень долго будете собственно вставать. Или представьте, что вам нужно поднять тяжелую сумку.

Может, не будем креативить на тему, в какой руке ее удобнее нести: в правой или левой?

Мне кажется, стоит сохранять адекватность, не становиться безумным приверженцем креативного взгляда на мир. Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.

Что такое конвергентное мышление?

Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.

Помните, какие задачи дают в школе? Чтобы решить математическую задачу, нужно выполнить заданные действия в определенном порядке и грамотно оформить решение.

Чтобы написать сочинение, нужно найти, а потом переписать своими словами (или с использованием цитирования) рассуждения критиков. Отвечая на уроке истории, достаточно подробно, четко пересказать заданный параграф.

Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.

Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок – конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.

Но также необходимо развивать творческие способности, давать креативные задания, в которых нет единственно верного ответа. Американцы уже давно перешли на проектную систему обучения, в которой перед учениками ставятся задачи и предоставляется свобода их решать.

Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей.

Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов.

Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.

Как измерить дивергентность своего мышления?

Этот тип мыслительной активности находит необычные решения, рождает неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, формирует познавательный интерес. Человек с развитым дивергентным решением хорошо умеет анализировать факты, выдвигать гипотезы, грамотно сортировать имеющуюся информацию.

Очевидно, что уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные способности:

  1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
  2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
  3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
  4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

Могу предложить вам следующее задание: представьте, что у вас перегорела лампочка. Что сделать, чтобы в комнате стало больше света? Получившиеся варианты пишите в комментарии, посмотрим, кто окажется креативнее всех.

Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы.

В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания.

При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм.

События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему.

А вы?

Делайте репосты, пишите комментарии.
С уважением, Александр Фадеев.

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/divergentnoe-myshlenie.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: