Дункер (Duncker) Карл

Психологическая энциклопедия – значение слова Дункер (duncker) Карл

Дункер (Duncker) Карл

(2.2.1903, Лейпциг – 23.2.1940) – немецко-американский психолог. Биография. Образование получил в Берлинском университете и университете Кларка (1923-1928, магистр, 1926; доктор философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом институте Берлина, после переезда в США – в университете Кларка. Исследования.

По методологическим представлениям Дункер был близок гештальтпсихологии. Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления.

Открыл эффект “функциональной закрепленности”, заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К.

Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно.

Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения.

Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа (“функциональное решение задачи”) и фазы реализации (“окончательное решение”). Сочинения. A qualitative (experimental and theoretical) study of productive thinking (solving of comprehensible problems) // J. Genetic Psychology. 1926, 33, p.

642-708, в рус. пер.: Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. М., 1965, стр. 21-85; Der Biheviorismus – die amerikanische Psychologie // Padag. Zentbl. 1927, 12, S.

1-13; Uber induzierte Bewegung: Ein Beitrag zur Theorie optisch-wahrgenommener Bewegung // Psychol. Forsch. 1929, 12; Zur Psychologie des produktiven Denkens, B., 1935, англ. изд. On problem-solving // Psychological Monogr. 1945, 58, № 270, в рус. пер.: Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. Сб. переводов с нем. и англ. М., 1965, стр. 86-234; The influence of past experiences upon perceptual properties // Amer. J. Psychol. 1939, 52, p. 255-265. Литература. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Смотреть значение Дункер (duncker) Карл в других словарях

Войт Карл Карлович — (? – ?). Член ПЛСР. Мелкий собственник. В конце 1921 жил в Псковской губернии и был служащим. Местными чекистами характеризовался как человек, который «держит себя замкнуто»………
Политический словарь

Дойч (deutsch) Карл (1912) — – немецкий политолог, бывший президент Международной и Американской ассоциаций политических наук. С 1967 – профессор Гарвардского университета. Разработал “информационно-кибернетическую……..
Политический словарь

Карл Ii Лысый — (823-877) – внук императора Карла Великого, получил после раздела империи земли к западу от Рейна, захватил Лотарингию. Король Западно-Франкского королевства. Приятель……..
Политический словарь

Каутский Карл — (1854 – 1938) – один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, центрист. В 1883–1917 редактор теоретического журнала германской социал-демократии……..
Политический словарь

Клаузевиц Карл — (1780 – 1831) – немецкий военный теоретик и историк, генерал-майор прусской армии (1818 г.). Участвовал в войнах с Францией 1806 –1807 гг., 1812 – 1815 гг. (в 1812 – 1813 гг. на русской службе)………
Политический словарь

Лукс [люкс] Карл Янович (иванович) — (ок. 1888 – 1932). Социал-демократ. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ. Местными чекистами характеризовался как “член Учредительного собрания, кооператор, при наступлении……..
Политический словарь

Маннгейм Карл (1893-1947) — – немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Автор работ “Идеология и утопия” (1929), “Человек и общество в эпоху преобразования” (1935), “Диагноз нашего……..
Политический словарь

Маркс Карл (1818-1883) — – немецкий ученый и революционер. Марксу принадлежит разработка материалистической концепции истории, которая подчеркивала решающее значение экономической сферы……..
Политический словарь

Поппер Карл — (1902–1993) – философ неолиберального направления. В своем фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» описал оптимальную модель либерального социально-политического……..
Политический словарь

Поппер Карл Раймунд (1902-1994) — – известный английский философ, логик, социолог и политолог. В работах “Нищета историцизма” (1944) и “Открытое общество и его враги” (1945) Поппер подверг критике такие……..
Политический словарь

Радек Карл Бернгардович — (настоящая фамилия Собельсон) (1885, г. Львов, – 19 мая 1939, Верхнеуральск). Из семьи учителя. За участие в нелегальных ученических кружках исключён из гимназии; в 1902 сдал экстерном……..
Политический словарь

Тюрhо Карл Иванович — (ок. 1885 – ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1905. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал наборщиком в типографии губсоюза. Местными чекистами……..
Политический словарь

Хаусхофер (haushofer) Карл(1869-1945) — – немецкий ученый, один из основателей геополитики. X. связывали довольно близкие отношения с видным нацистом Р. Гессом, который был во время Первой мировой войны его……..
Политический словарь

Хаусхофер Карл — (1869–1946) – генерал, профессор, в течение 20 лет начиная с 1924 года издавал геополитический журнал «Geopolitik», позднее переименованный в «Zeitschrift fur Geopolitik». Доктрина Хаусхофера……..
Политический словарь

Шмитт Карл — (1888–1985) – немецкий философ, политолог, юрист, участник движения «Консервативная Революция». Разработал оригинальную теорию «Политического». В своей книге «Политическая……..
Политический словарь

Шмитт Карл (1888-1987) — – немецкий юрист и политолог консервативной ориентации. В 20-30-е гг. ученый выступал как решительный противник философии и политики либерализма, теоретик тотального……..
Политический словарь

Юнг Карл Густав — (1875–1961) – швейцарский психолог и философ, основатель “аналитической психологии” или «психологии глубин». Развил учение о «коллективном бессознательном», в образах……..
Политический словарь

Арнольд, Карл Иванович (1775-1845) — – крупный русский теоретик бухгалтерского учета. Один из первых он провел различие между теорией и практикой бухгалтерского учета. Под первой он понимал “способность……..

Экономический словарь

Карл Менгер — обладает двойным знаком отличия, а именно, как основатель австрийской школы и одного из творцов маржиналистской революции. Менгер, работая независимо от Уильяма……..

Экономический словарь

Каутский (kautsky) Карл (1854-1938) — немецкий экономист, марксист. Наиболее значительным экономическим произведением Каутского явилась книга «Аграрный вопрос. Обзор тенденций современного сельского……..
Экономический словарь

Книс (knies) Карл (1821-1898) — немецкий экономист, один из основателей «старой» исторической школы. В его книге «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853) нашло место наиболее……..
Экономический словарь

Маркс (marx) Карл (1818-1883) — немецкий экономист, социолог и философ, основоположник теоретической системы марксизма. Основные работы: «К критике политической экономии» (1859), « Капитал»……..

Экономический словарь

Маркс, Карл — 1818-1883(MARX, KARL). Основоположник марксизма (революционного социализма), экон. системы, базирующейся на диалектическом материализме, утверждающем, что развитие истории человечества……..
Экономический словарь

Менгер (menger) Карл (1840-1921) — австрийский экономист, основатель австрийской школы политэкономии, один из лидеров «маржиналистской» революции, основоположник теории предельной полезности………

Экономический словарь

Момберт (mombert) Пауль Карл (1876-1938) — немецкий экономист, демограф. Изучал влияние количественных изменений в населении на проблемы труда, формирование и движение капитала, динамику национального дохода и уровня жизни.
Экономический словарь

Мюрдаль (myrdal) Гуннар Карл (1898-1987) — шведский экономист, представитель стокгольмской школы. Специалист по вопросам международных экономических отношений, экономики развивающихся стран. Мюрдаль заложил……..
Экономический словарь

Одерман, Карл — – немецкий теоретик учета конца XIX в., выступал как сторонник юридического направления. Предложил следующую классификацию счетов: 1) материальные (актив без дебиторов);……..
Экономический словарь

Рау (rau) Карл Генрих (1792-1870) — немецкий экономист. Рау воспринял некоторые идеи классической буржуазной политической экономии, особенно принципы свободы торговли и развития промышленности. Однако……..
Экономический словарь

Реннер (renner) Карл (1870-1950) — теоретик австромарксизма межвоенного периода. С 1918 по 1920 гг. был канцлером Австрийской республики, в 1931-1933 гг. — председателем парламента, в 1945 г. — главой временного……..
Экономический словарь

Родбертус-ягецов (rodbertus-jagetzow) Карл Иоганн (1805-1875) — немецкий экономист, представитель мелкобуржуазной экономической мысли Германии. Под влиянием идей Сен-Симона и социалистов-рикардианцев разработал концепцию, в которой……..
Экономический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Дункер (duncker) Карл

Источник: http://slovariki.org/psihologiceskaa-enciklopedia/7680

Психология финансовой мотивации: современные исследования и взгляды древнего Китая

Дункер (Duncker) Карл

Представьте, что вы – руководитель предприятия. Вашим сотрудникам предстоит решить новую и сложную задачу. Вам нужно творческое решение ситуации. Как вы считаете, как стоит оплатить труд подчинённых: предложить обычный гонорар или предложить повышенный? Какой из вариантов мотивации персонала приведёт к более быстрому решению ситуации?

Давайте разбираться…

Карл Дункер, Сэм Глаксберг и задача о свечке

Известный немецкий гештальтпсихолог Карл Дункер много занимался исследованием того, как люди решают задачи. И в процессе своих научных изысканий он разработал интересную задачу, которая получила название «задача о свечке» («Duncker’s candle problem»).

Суть задачи сводилась к следующему: испытуемого приглашали в комнату, где на столе лежала свечка, спички и коробка с канцелярскими кнопками. Экспериментатор предлагал тестируемому разместить горящую свечку на стене так, чтобы воск не капал на стол.

На какое-то время участник исследования оказывался в замешательстве, но спустя несколько минут находил разумное решение (сейчас будет озвучен ответ; если вы хотите подумать самостоятельно, то не читайте дальше) – нужно к стене с помощью кнопок прикрепить коробку от кнопок и в неё поставить свечу. Тогда воск будет скапливаться в коробке и не попадёт на стол.

Это задача на нестандартное мышление. Изначально коробка воспринимается не как отдельный предмет, которым можно манипулировать, а как коробка для кнопок. Поэтому для решения задачи нужно подключить свои творческие способности, то есть увидеть не один вариант использования вещи, а несколько. И когда это получится, то может быть найдено решение задачи.

Пойдём дальше.

Профессор психологии Сэм Глаксберг (Принстонский университет, Нью-Джерси, США) решил с помощью задачи о свечке исследовать некоторые аспекты психологии мотивации. Он решил исследовать тему влияния стимулов на поведение.

Для своего эксперимента он набрал две группы добровольцев. Помещение, предметы для задачи и их подача были одинаковыми. Разница была только в инструкции. Первой группе Сэм Глаксберг говорил «Я хочу измерить, насколько быстро люди решают эту задачу».

Другой группе предлагалась другая вводная, – «Тот, кто решит задачу быстрее всех получит $20». Логично предположить, что участники из второй группы должны решить задачу быстрее (а кто не хочет $20?).

Но результат оказался совсем иным: участники из второй группы (с финансовой мотивацией) решали эту задачу, в среднем, на 3,5 минуты дольше, чем участники из первой группы! С момента проведения этого исследования прошло уже несколько десятков лет.

За это время эксперимент успели провести в самых разных странах на всех континентах. Везде результат один – участники с финансовой мотивацией решают эту задачу дольше!

Разумеется, такой результат бросает вызов нашему привычному взгляду на бизнес, мы интуитивно считаем, что чем выше оплата, тем выше должен быть результат. И в некоторых сферах это действительно работает.

Поэтому Сэм Глаксберг продолжил своё исследование, он модифицировал методику проведения: всё те же две группы, одна с мотивацией «на интерес», другая с финансовой мотивацией, но предметы разложены иначе: теперь коробка находится отдельно от канцелярских кнопок. То есть Сэм Глаксберг убрал творческую составляющую из задачи.

И результаты оказались противоположными первому эксперименту. Теперь группа с финансовой мотивацией начала уверенно побеждать!

Подведём итоги:

  • При решении творческих задач материальный стимул будет мешать.
  • Финансовые стимулы (и любые другие, построенные по принципу «сделай это, получишь то») хорошо работают при решении задач, где есть понятная цель и ясный способ её достижения

В современном мире фирмы всё чаще сталкиваются с необходимостью решения творческих задач. Мир меняется так быстро, что для приспособления к нему далеко не всегда можно использовать наработанные модели, необходимо творчество.

Изначально в каждом человеке есть огромный творческий потенциал, к сожалению, в процессе воспитания нам часто его ограничивают: через требование выполнить задание правильно, через требование получать только пятёрки в школе, через ожидание найти правильное решение с первого раза и т.д.

В общем, если вы работаете над творческими задачами, будьте аккуратнее с мотивацией.

В завершении разговора о задаче со свечкой не могу не отметить ещё один вывод – юмор и позитивный настрой помогают решить задачу со свечкой быстрее.

Те участники эксперимента, которым перед выполнением задачи показывали юмористические видеозаписи, справились с задачей быстрее.

Получается, что интерес, игра, творчество и юмор – вот важные составляющие успешного решения задач на нестандартное мышление.

А что в китае?

Есть такая старая китайская притча:

Янь Хой обратился к Конфуцию с вопросом:

— Однажды я переправлялся через глубокий поток Шаншэнь, и перевозчик вёл лодку столь искусно, что мне показалось, будто он не человек, а всемогущий Бог. Я спросил, разве можно так научиться управлять лодкой, а он ответил: «Можно. Если ты хорошо плаваешь или ныряешь, ты сразу постигнешь это искусство». Ты не мог бы объяснить, что значат его слова?

Конфуций ответил:

— Хорошие пловцы быстро учатся управлять лодкой, потому что не боятся воды. Что до ныряльщиков море для них — всё равно что суша, и перевернуться в лодке — всё равно что упасть с повозки. Вода поднимает и опускает их, они послушны волнам, не боятся их и знают: что бы ни случилось, они всегда выплывут на поверхность без усилий.

Представь, что идёт состязание лучников. Каждый хочет показать лучшее, на что он способен. Но если наградой будет серебряный кубок, лучник может стрелять вполсилы, а если золотая статуя — он и вовсе потеряет голову и станет стрелять, словно слепой.

Отчего один и тот же человек ведёт себя по-разному? Когда он думает о дорогой награде, руки не слушаются его. Искусство во всех случаях будет одно и то же, а вот внимание перейдёт на внешние вещи.

Тот же, кто внимателен к внешнему, неискусен во внутреннем.

(Источник притчи, к сожалению, не знаю. Возможно, — древнекитайский текст «Чжоан-цзы», который впервые сложился в середине 2 века до нашей эры при дворе известного поклонника даосской мудрости Лю Аня, правителя Хуайнани. Сейчас эта притча обычно публикуется в сборниках даосских притч)

Статью написал психолог Роман Левыкин (http://helpmenow.ru/)

Перепечатка приветствуется при условии ссылки на мой сайт (http://helpmenow.ru/)

Присоединяйтесь к группе :
https://.com/psychologistinspb

Источник: http://helpmenow.ru/?page_id=219

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: