Два главных принципа в любой области знаний

Содержание
  1. Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому — TUTOR БЛОГ
  2. Принципы обучения по Коменскому
  3. Принцип сознательности и активности
  4. Принцип наглядности
  5. Принцип постепенности и систематичности знаний 
  6. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
  7. Принципы обучения по Ушинскому
  8. Принцип доступности
  9. Принцип научности
  10. Принцип воспитывающего обучения
  11. Принцип систематичности и последовательности
  12. Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся
  13. Принцип народности
  14. Главные принципы и правила успеха
  15. 1.Первый и базовый принцип-правило успеха называется «Займите позицию со-автора вашей жизни»
  16. 2.Второй важный принцип-правило успеха гласит: «Научитесь определять свои цели»
  17. 3. Третий важный принцип-правило успеха называется: «Развивайте навык активных действий»
  18. 4. Четвертыйважный принцип-правило успеха называется: «Научитесь использовать «Закон притяжения»
  19. 5.Пятый важный принцип-правило успеха:  Используйте навыки и привычки эффективных действий
  20. 6. Шестой важный принцип-правило успеха: «Научитесь использовать собственную мотивацию»
  21. 7. Седьмой главный принцип-правило успеха:Тренируйте «настоящее» позитивное мышление
  22. 8. Восьмой главный принцип-правило успеха: «Научитесь ладить и общаться с людьми»
  23. 9.  Девятый важный принцип-правило: «Играйте по Законам жизни, а не против них»
  24. 10.Десятый важный принцип-правило:«Используйте пассивные действия»
  25. «Закон успеха» Наполеона Хилла
  26. Объясняем 4 главных закона логики на простых примерах
  27. 1. Закон тождества
  28. В чём суть
  29. Примеры нарушения
  30. Как применять в жизни
  31. 2. Закон противоречия
  32. 3. Закон исключённого третьего
  33. Пример нарушения
  34. 4. Закон достаточного основания
  35. Принципы научного познания
  36. Принцип детерминизма.
  37. Принцип соответствия.
  38. Принцип дополнительности
  39. Принципы обучения
  40. Дидактические принципы обучения
  41. Принцип развивающегося обучения

Принципы обучения по Коменскому и Ушинскому — TUTOR БЛОГ

Два главных принципа в любой области знаний

Опытные преподаватели обычно уже на интуитивном уровне руководствуются принципами обучения. Однако для молодых преподавателей и студентов все эти принципы ведения образовательного процесса пока могут показаться сложным искусством. Но мы поможем вам в этом разобраться и дадим рекомендации на другие полезные статьи для начинающих учителей и репетиторов.

Принципы обучения

Для начала определим, что такое принципы обучения. Это установленные условия, которые берутся за основу в процессе построения обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Мы рассмотрим 2 наиболее популярные вариации принципов обучения — по Коменскому и по Ушинскому.

Принципы обучения по Коменскому

Чешский педагог Ян Коменский был первым, кто обозначил основополагающие принципы обучения. Сделал он это в своей работе «Великая дидактика».

Принцип сознательности и активности

Этот принцип говорит о том, что обучение учеников должно происходить не пассивно (с помощью зубрёжки), а осознанно, глубоко и основательно (с помощью искреннего интереса учащегося). Ведь где нет сознательности, господствует формализм. 

При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает.

Ян Коменский

Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения подразумевает усвоение знаний путем наблюдения за предметами и явлениями, а также их чувственного восприятия. 

Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении.

Ян Коменский

Принцип постепенности и систематичности знаний 

Этот принцип призывает подавать информацию для изучения последовательно — в установленной логической и методической последовательности.

Последовательность необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением.

Ян Коменский

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Согласно этому принципу, регулярные упражнения и повторения являются показателем полноценности знаний и навыков. Однако Коменский уточнил, что нельзя слепо зубрить учебный материал, не разобравшись в нём. То есть делает выбор в пользу логического, а не механического запоминания.

Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно.

Ян Коменский

Принципы обучения по Ушинскому

Основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский предложил свои принципы обучения. Некоторые из них соотносятся с принципами Коменского.

Принцип доступности

Принцип говорит о том, что содержание учебных материалов должно быть адаптировано под умственные и физические возможности учащихся, имеющийся у них уровень знаний, умений и развития. Притом изучаемая информация должна требовать от детей определенных усилий для её усвоения.  То есть должны соблюдаться 3 условия: связь с жизнью, связь с природой ребенка и связь с родным языком.

Принцип научности

Этот принцип свидетельствует о следующем: познание действительности может быть как верным, так и неверным. Поэтому обучение должно использовать признанные научные методы познания.

Принцип воспитывающего обучения

Согласно этому принципу обучения, наука должна действовать не только на ум, но и на душу. Иными словами, процессы обучения и воспитания должны существовать в единстве.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип иллюстрирует необходимость объединения получаемых знаний и умений учеников в одну систему и изложения информации в правильном порядке, чтобы каждый новый элемент логично вписывался в созданную систему.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся

Этот принцип — о том, что для лучшего восприятия информации ученик должен проявлять свою заинтересованность в обучении. Тогда с помощью самостоятельного переосмысления, применения знаний на практике, продуктивной работы ученика с учителем будет достигаться главная цель обучения.

Принцип народности

Согласно этом принципу, обучать необходимо с оглядкой на реальность самих учащихся — их язык, культуру, привычки. Полагается, что в таком случае ученикам будет проще найти связь теории с практикой. 

Советуем также узнать о методах обучения:

Методы преподавания: как обучают в 21 веке?

Источник: https://tutor.maximumtest.ru/post/principy-obucheniya.html

Главные принципы и правила успеха

Два главных принципа в любой области знаний

   Выделяют от десяти до ста основных принципов или правил успеха («принципы» или «правила» успеха — называют по разному, но суть одна). На самом деле нам совсем не обязательно знать сто или тысячу принципов и правил успеха. Достаточно знать самые важные, самые универсальные и самые полезные.

  Многим людям возможно будет интересен ответ на вопрос: «Существует ли самый важный, самый главный принцип успеха? Существует ли главное правило успеха, которое одинаково актуально для всех?» Ответ очень простой: единственного и самого главного принципа успеха не существует.

Но существует набор важнейших принципов и правил успеха, которые будут актуальны практически для каждого человека. Разумеется, для мужчин и женщин, для людей разных возрастов и профессий данные принципы будут актуальны по разному.

Но основная суть, основные правила — были, есть и будут в чем-то полезны для каждого.

  Можно выделить десять таких важнейших принципов или правил успеха, которые как десять заповедей должен знать каждый человек. Это такие «золотые» правила, которые работают в любой области, для людей любого пола, возраста, социального положения и  культурного уровня.

Основные, самые важные или самые главные принципы и правила успеха в жизни, бизнесе или карьере могут уложиться в одну десятку. Можно сказать, что эти десять принципов-правил успеха  не просто основные, важные или главные, а «обязательные», так как актуальны для всех людей.

Другими словами, если вы плохо понимаете, не соблюдаете или пренебрегаете одним из принципов этой десятки, то это означает, что вы, скорее всего, упускаете большую часть своих возможностей.

Говоря языком аналогий, человек,  который пренебрегает основными принципами и правилами успеха пытается ехать на одном, двух, трех колесах вместо четырех.

Чтобы обеспечить себе шансы на успех в жизни, имеет смысл понимать, знать и соблюдать основные, универсальные принципы и правила достижения этого успеха.

  У каждого «важного, основного, главного»  принципа успеха есть куча подпринципов и взаимосвязей с другими более простыми принципами и правилами.  Так, например, почти все знают, что надо активно действовать, но мало кто углубляется в суть того, КАК и ЧТО делать.

На каждой конкретной работе или в конкретном деле будет набор «своих» определенных подпринципов КАК ЛУЧШЕ делать что-то, чтобы был ожидаемый результат. Помимо всего прочего, есть набор универсальных принципов и правил, которые обеспечивают максимальную эффективность при наименьших усилиях практически в любых делах.

Такие принципы объединяет, так называемый, «тайм менеджмент».

  Помимо  десяти базовых принципов, у каждого человека всегда будет лично «свой» набор принципов и правил успеха. Этот дополнительный набор принципов вы можете определить для себя самостоятельно.

Только мы сами знаем о себе и особенностях своей жизни больше чем кто-либо. Никто за нас самих не определит, что для нас лучше или хуже.

Только мы сами для себя можем определить дополнительные принципы и правила успеха, которые помогают нам в жизни, работе, карьере, бизнесе и отношениях.

1. Первый и базовый принцип-правило успеха называется «Займите позицию со-автора вашей жизни»

  В данном случае, ключевой момент стараться чаще быть в позиции «автора»,  чем в позиции «жертвы». Многие люди как правило сознательно не замечают, что занимают «жертвенную» позицию. Это, пожалуй, одна из основных проблем — большинство наших установок скрыто в подсознании и проявляется автоматически.

Мы сами часто не замечаем и не осознаем, что жалуемся, оправдываемся или обвиняем других людей в том, в чем виноваты мы сами. Так устроена наша природа и психология — она защищает нас от лишней самокритики, чтобы мы меньше беспокоились и чувствовали себя более комфортно.

Тем не менее, при желании можно заметить и изменить свое отношение как к жизни в целом, так и к любому частному случаю.

  Позиция автора означает пробовать, делать и брать на себя ответственность за результаты. Люди в позиции жертвы, как правило, первым делом ищут виноватых, обвиняют других и часто жалуются.

  Важно также понимать, что находится в зоне нашего контроля и возможностей, а что нет.

Определение своей зоны контроля и ответственности часто является проблемой для многих людей, так как требует высокой осознанности и умственных усилий.

Поэтому вполне естественно, что многие люди часто пытаются пойти более легким путем и переложить ответственность на других — обвинить, оправдаться или как-то объяснить «почему они не делают что-то и не получают результата».

читать подробнее

2. Второй важный принцип-правило успеха гласит: «Научитесь определять свои цели»

 Когда мы приходим к осознанию того, что многое зависит от нас, неплохо начать разбираться, что мы хотим в своей жизни. Разумеется это не одноразовое действие. Большинство людей вообще особо на эту тему не задумываются.

Но понемногу, без фанатизма, это стоит времени.

Иногда, время от времени (раз в год — просто замечательно!), стоит выделить немного времени, чтобы подумать: «Что мы хотим в своей жизни в ближайшее время и в перспективе, например, трех лет … Какие у нас цели, желания и мечты?»

  Важно понимать, что ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ и МЕЧТЫ — совсем не одно и то же.

Несмотря на то, что эти три области в разной степени относятся к нашим «хотелкам», между целями, желаниями и мечтами есть существенные отличия.

В современном интернете, книжках, семинарах, особенно в рунете, по этому поводу мало четкости и часто авторы сами не очень четко проводят границу между целями, мечтами и желаниями.

   Научится определять и достигать свои цели, исполнять свои желания и воплощать в жизнь свои мечты — один из ключевых навыков успеха в любой области жизни, будь то карьера, бизнес, личностный рост или отношения.

читать подробнее

3. Третий важный принцип-правило успеха называется: «Развивайте навык активных действий»

  Несмотря на всю очевидность и простоту, данный принцип достаточно емкий и имеет множество конкретных подпринципов. Именно понимание подпринципов и правил активных действий дает ощутимые результаты.

Большинство людей хорошо понимают, что важно активно действовать, но мало кто углубляется в суть того, КАК и ЧТО делать.

На каждой конкретной работе или в конкретном деле будет набор «своих» определенных подпринципов «как лучше делать что-то, чтобы был быстрый и ожидаемый результат».

читать подробнее

4. Четвертый важный принцип-правило успеха называется: «Научитесь использовать «Закон притяжения»

   На тему «Закона притяжения» в настоящее время достаточно много литературы, книг, курсов, семинаров и тренингов.  «Закон притяжения» это давняя тема, которая приобрела свою большую популярность еще в начале двадцатого века. Прошло сто лет. Многое изменилось. Самое главное — изменились люди.

В космос слетали, нефть, электричество и атом освоили, самолеты запустили, интернет и смартфоны придумали…  По сравнению с прошлым веком разница колоссальная. Сложно представить, что сто лет назад большинство людей читать не умело! Знание психологии до недавнего времени было привилегией узкого круга людей.

Соответственно,  повествование и трактовка «Закона притяжения» были почти мифическими. Примерно так: «.. есть такой «чудесный Закон притяжения» … делайте так-то и то-то, и чудеса начнут происходить в вашей жизни»….

Забавно то, что в настоящее время многие авторы трактуют данный закон слово в слово, как это было сто лет назад. Отсюда такие «волшебные» объяснения и обещания. Следует отметить, что вне зависимости от разных интерпретаций и объяснений, закон притяжения «работает» и работает наверняка.

В основе данного Закона лежит наше подсознание. Данный Закон можно интересно объяснить с помощью простой психологии.

читать подробнее

5. Пятый важный принцип-правило успеха:  Используйте навыки и привычки эффективных действий

    Простыми словами этот принцип означает «умение за пару часов сделать то, на что большинство людей тратят несколько дней или вообще сделать не могут». Конечно в данном определении есть доля преувеличения, но если мы будем тратить в два-три раза меньше времени и сил, чем большинство людей на одни и те же дела, то это, согласитесь, уже очень неплохо.

«Принцип эффективных действий» стал особо актуален в настоящее время. В двадцать первом веке нас со всех сторон окружают «океаны» информации и потратить кучу времени на бесполезный информационный мусор проще, чем когда-либо.

Если сто лет назад сложно было найти полезную и ценную информацию, то сейчас важно не утонуть в том океане информации и знаний, который имеется…

читать далее

6. Шестой важный принцип-правило успеха: «Научитесь использовать собственную мотивацию»

  Мотивация — это отдельная большая тема, достойная отдельных книг, курсов и семинаров. Важно понимать, что есть мотивация и есть самомотивация и не совсем одно и то же.  Также есть «положительная» и «отрицательная» мотивация и самомотивация.

  Большинство людей не очень хорошо разбираются и в том и другом. Самомотивация у большинства людей происходит на интуитивном подсознательном уровне.

Непонимание смысла жизни, депрессия, нежелание что-то делать, лень, гнев и неуважение к другим людям часто возникают по причине отсутствия простых навыков самомотивации и непонимания данного важного принципа успеха.

читать далее

7. Седьмой главный принцип-правило успеха: Тренируйте «настоящее» позитивное мышление

     В двух словах, «позитивное мышление» в данном контексте означает «умение видеть хорошее в плохом, «плюсы» в «минусах», видеть и воспринимать жизнь «как есть», с улыбкой, стараясь разглядеть то, что для нас важно, то что нам нравиться и интересно; видеть и «плюсы» и «минусы» событий, не циклиться на минусах, стараться фокусироваться и получать пользу от «плюсов». Многие люди часто понимают «позитивное мышление» поверхностно и думают, что это что-то в духе: чем больше они улыбаются, тем они позитивнее. Смех и улыбка часто только внешние вербальные проявления, которые часто имеют не совсем позитивный контекст. Вдобавок еще и в разных культурах эти вербальные проявления совсем неодинаковы. Настоящее позитивное мышление состоит прежде всего в умении находить хорошее, полезное и позитивное там, где на первый и поверхностный взгляд этого нет…

читать далее

8. Восьмой главный принцип-правило успеха: «Научитесь ладить и общаться с людьми»

  Умение грамотно и с пользой общаться с людьми —  особый навык и маленькая наука. Но хорошая новость для нас состоит в том, что основных принципов или подпринципов в данном случае также не более десяти.

читать далее

9.  Девятый важный принцип-правило: «Играйте по Законам жизни, а не против них»

  Есть то, что мы можем изменить, а есть то, что мы изменить не можем. Основные «Законы жизни» это как раз то, что не поддается изменениям и нашему воздействию. Бороться с ними или не соблюдать данные законы значить «играть» против себя или во вред себе. Понимание же данных Законов ведет к адекватным целям, желаниям и ожидаемым результатам.

   К основным  жизненным законам можно отнести:

  • Закон стопроцентной ответственности;
  • Закон причины и следствия;
  • Закон обратной связи;
  • Закон неслучайных чисел;
  • Закон созревания;
  • Закон неизбежной последовательности результатов;
  • Закон постоянных изменений;
  • Закон относительности;
  • Закон притяжения мыслей.

  Также к Законам жизни можно отнести основные моральные законы — религиозные Заповеди. Но это уже из другой области знаний и личное дело каждого человека.

10. Десятый важный принцип-правило: «Используйте пассивные действия»

   Принцип «Пассивных действий», пожалуй, самый странный и самый неочевидный в нашей десятке принципов успеха. Несмотря на всю его странность и неочевидность, данный принцип «работает» и «приносит свои плоды».

Результатами применения данного принципа могут быть: повышение производительности и эффективности в два и более раз; улучшение самочувствия, состояния здоровья и укрепление иммунной системы; появление энтузиазма в делах и в работе; улучшение концентрации внимания и сокращение количества ошибок в несколько раз; появление чувства радости, интереса и вкуса жизни; появление новых полезных идей; активизация работы подсознания и, следовательно, «закона притяжения»; появление свободного времени и др.

«Закон успеха» Наполеона Хилла

Перейти на Главную

Как правильно ставить цели и достигать их →

Источник: https://10-principov.ru/pravila-principy-uspeha/

Объясняем 4 главных закона логики на простых примерах

Два главных принципа в любой области знаний

Мы часто слышим фразы вроде «это нелогично» и «где тут логика». Интуитивно понятно, что логика — это что-то про наши рассуждения, выводы, структуру мыслей. В целом так и есть. Логика — это наука, которая появилась в V веке до нашей эры и изучает законы и форму мышления.

Под формой мышления понимают структуру мысли, а не её содержание. Например, с точки зрения логики выражение «Все шмумрики хжуют тофц с штецеллой на фафлак. Финкус — шмумрик. Финкус хжует тофц с штецеллой на фафлак» абсолютно верно, а «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно, Земля — планета Солнечной системы» — нет.

Вся логика «живёт» на четырёх законах. Разберёмся, какие это законы и как они работают.

1. Закон тождества

Каждая мысль должна быть равна самой себе, не должна иметь больше одного значения.

В чём суть

Еще до нашей эры Аристотель говорил: «…Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определённых) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно».

Примеры нарушения

Самый популярный пример нарушения закона тождества — фраза «студенты прослушали лекцию». Слово «прослушали» можно понять в двух значениях: то ли студенты внимательно слушали преподавателя, то ли всё пропустили.

Примером нарушения закона тождества будет и эта шутка:

— Я сломал руку в двух местах.

— Больше не ходи в эти места.

В результате немного более сложных нарушений закона тождества получаются софизмы. Софизм — это внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения логических законов.

Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд ведь лучше, чем ничто, поэтому бутерброд лучше вечного блаженства.

Подвох здесь в том, что слово «ничто» употребилось сначала в значении «ни один предмет или явление», а потом в значении «отсутствие чего-либо»

Как применять в жизни

Первый закон логики поможет распознать софизмы. Первое, на что стоит обращать внимание, — неоднозначные слова.

2. Закон противоречия

Высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.

3. Закон исключённого третьего

Два противоречащих суждения об одном и том же предмете в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными

Пример нарушения

Суждения «кот старый» и «кот нестарый» об одном и том же котике в одно и то же время не могут быть одновременно верными.

4. Закон достаточного основания

Любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана какими-либо аргументами, причём эти аргументы должны быть достаточными для основания исходной мысли, то есть она должна вытекать из них.

Принципы научного познания

Два главных принципа в любой области знаний

Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности. Принцип детерминизма имеет, можно сказать, многовековую историю, хотя он претерпел на рубеже ХIХ-ХХ вв.

существенные изменения и дополнения в своем толковании. Принципы соответствия и дополнительности были сформулированы в период рубежа ХIХ и ХХ вв. в связи с развитием новых направлений в физике — теории относительности, квантовой механики и т.д.

, и, в свою очередь, в числе других факторов, обусловили перерастание классической науки ХVIII-ХIХ вв. в современную науку.

Принцип детерминизма.

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо событию и вызывают его.

То есть имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).

Принципиальным недостатком прежнего, классического (так называемого лапласовского) детерминизма явилось то обстоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредственно действующей причинностью, трактуемой чисто механистически: объективная природа случайности отрицалась, вероятностные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим.

Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д.

В том числе в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке статистических законов или соотношения нечетких множеств, или соотношения интервальных величин и т.д.

Однако все формы реальных взаимосвязей явлений, в конечном счете, складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. В том числе и такие события, называемые случайными, в совокупности которых выявляются статистические законы.

В последнее время теория вероятностей, математическая статистика и т.д. все больше внедряются в исследования в общественных, гуманитарных науках, в том числе и в педагогике.

Принцип соответствия.

В своем первоначальном виде принцип соответствия был сформулирован как «эмпирическое правило», выражающее закономерную связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой; а также между специальной теорией относительности и классической механикой.

Так, например, условно выделяются четыре механики: классическая механика И. Ньютона (соответствующая большим массам, т.е. массам, неизмеримо большим массы элементарных частиц, и малым скоростям, т.е.

скоростям, неизмеримо меньшим скорости света), релятивистская механика — теория относительности А.

Эйнштейна (большие массы, большие скорости), квантовая механика (малые массы, малые скорости) и релятивистская квантовая механика (малые массы, большие скорости). Они полностью согласуются между собой «на стыках».

В процессе дальнейшего развития научного знания истинность принципа соответствия была доказана практически для всех важнейших открытий в физике, а вслед за этим и в других науках, после чего стала возможной его обобщенная формулировка: теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Выводы новых теорий в той области, где была справедлива старая «классическая» теория, переходят в выводы классической теории.

Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий.

На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках (в том числе в педагогике) стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т.п., мало связанные или никак не связанные с прежними теориями.

Так, например, во многих педагогических исследованиях последнего времени, посвященных различным образовательным, инфорационным технологиям в обучении, педагогическим техникам и т.д.

, новые построения вообще никак не соотносятся с традиционными для педагогики понятиями: педагогический процесс, дидактика, методика, методы, средства обучения и т.п.

Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.

Принцип дополнительности

Принцип дополнительности возник в результате новых открытий в физике также на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервые сформулирован Н.

Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. В физике, в частности, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым.

Тем самым с помощью дополнительности устанавливалась эквивалентность между классами понятий, описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки.

Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде; на однозначное исследование событий; исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного; то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.

Важно следующее:

— включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания — им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;

— взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях.

А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоят одна другой».

Так, например, в настоящее время многие социально-экономические системы исследуются посредством построения математических моделей с использованием различных разделов математики: дифференциальных уравнений, теории вероятностей, нечеткой логики, интервального анализа и др. Причем интерпретация результатов моделирования одних и тех же явлений, процессов с использованием разных математических средств дают хотя и близкие, но все же разные выводы.

В целом, в соответствии с указанными выше тремя принципами научного познания, различия между классической и «неклассической», современной наукой (что, к сожалению, далеко не всегда учитывается в педагогике) могут быть представлены в виде следующей таблицы (табл. 2).

Почему именно эти три принципа научного познания? Не два, не пять и т.д. Причем, эти три принципа общепризнанны, никто не подвергает их сомнениям или дополнениям.

Наконец ответ был найден. И достаточно простой. Целью научного исследования является получение нового научного знания.

Это новое научное знание соотносится:

— с объективной реальностью – принцип детерминизма;

— с предшествующей системой научного знания — принцип соответствия;

— с познающим субъектом — исследователем – принцип дополнительности («без субъекта нет объекта»).

Источник: https://studopedia.ru/4_59833_printsipi-nauchnogo-poznaniya.html

Принципы обучения

Два главных принципа в любой области знаний

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний.

Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса.

Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.

Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности. Их детали разнятся в зависимости от возраста и особенностей обучающихся, но общий каркас идеи сохраняется.

Замечание 1

Все принципы обучения связаны друг с другом, поэтому эффективным будет только их одновременное применение.

Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

Стоит помнить о том, что принципы обучения всегда обусловлены его целями, которые могут разниться от человека к человеку.

Поэтому описанные ниже «правила» обучения не являются неизменяемым каноном – наоборот, они сменяют друг друга с переменами, проходящими в обществе или в образовательной системе.

Даже сейчас педагогическая наука ещё работает над разработкой наиболее верных путей и способов обучения.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Чаще всего дети получают образование в школах, гимназиях, лицеях и схожих с ними образовательных учреждениях. Каковы же принципы обучения в них?

В первую очередь нужно понимать, что все принципы обучения можно разделить на:

  • дидактические, то есть применимые ко всем предметам,
  • методические – применимые к данному конкретному предмету.

Поскольку для каждого предмета существует своя уникальная методика преподавания, в данной статье мы не сможем подробно рассмотреть методические принципы обучения.

Что касается дидактических, или общедидактических принципов, то к данной категории положений относят:

  • научность,
  • последовательность,
  • системность,
  • преемственность,
  • связь теории с практикой,
  • сознательность,
  • активность,
  • доступность,
  • индивидуальный подход к учащимся,
  • прочность,
  • наглядность.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Дидактические принципы обучения

Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках.

Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное.

При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.

Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний.

Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным.

Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.

Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.

Замечание 2

Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.

Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга.

Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения.

В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося.

Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой.

Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.

Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения.

Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.

Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика.

Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения.

Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.

Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых.

Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д.

Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.

Принцип наглядности предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.

Замечание 3

Принцип наглядности называют «золотым правилом обучения».

Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности.

Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление.

Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.

Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д.

Принцип развивающегося обучения

Отдельно выделяют принцип развивающего обучения, основанный на исследованиях советского психолога Л.С. Выготского.

Технология развивающего обучения ставит в приоритет гармоничное развитие личности и делает акцент на потенциал ребёнка.

Данный принцип предлагает для использования активно-деятельностный тип обучения, обеспечивающий куда большую вовлечённость учащегося в образовательный процесс.

В развивающем обучении ребенок не просто усваивает информацию, а самостоятельно находит закономерности и связи между разрозненными знаниями и осознаёт, зачем эти знания получает.

Конечно же, любой процесс обучения так или иначе ставит своей целью развитие обучающегося, однако обучение носит истинно развивающий характер только в том случае, когда своей главной своей целью ставит непосредственное развитие личности, обучение её анализу, сравнению, развитие в ней критического мышления и воображения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: