Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

Лекция 2. Теории эмоций

Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

Вильгельм Вундт, как основоположник структурализма рассматривал структурный аспект эмоций. Он полагал, что любое эмоциональное состояние имеет определенное значение в некотором измерении в зависимости от своей интенсивности.

Его теория также называется трехмерной, поскольку имеет три градации: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Некоторые состояния включают себя одно или два измерения, а более сложные – все три. Для примера, рассмотрим эмоцию гнева. Данную эмоцию можно представить, как неудовольствие + возбуждение + напряжение.

Таким образом каждая эмоция состоит из определенной комбинации, которую можно сложить из вышеуказанных пар переживаний.

Теория Джеймса-Ланге

Данная теория именуется периферической. Она была открыта двумя учеными практически в одно и то же время, поэтому получила такое двойное название. Ее суть заключается в том, что возникновению любой эмоции предшествует физиологическая реакция организма.

И привычная нам причинно-следственная связь представляет несколько иной порядок. То есть согласно теории, мы чувствуем страх, из-за того, что дрожим, а не дрожим потому, что чувствуем страх. А не наоборот.

Механизм возникновения эмоции начинается с физиологической реакции на внешний раздражитель, и только затем следует определенная эмоциональная реакция.

Теория эмоций Шехтера — Сингера

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям.

Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие.

Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию.

Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.

Теория Кэннона-Барда

Американскими психологами была разработана таламическая теория эмоций, которая являлась противопоставлением периферической теории. Они считали, что определенная эмоция не может быть следствием физической реакции организма на раздражитель по нескольким причинам.

Одна и та же телесная реакция может свидетельствовать о разных эмоциях, а при одном и том же эмоциональном состояние могут возникать совершенно различные физиологические проявления. Ученые пришли к выводу, что эмоциональная реакция появляется примерно одновременно с физиологической.

А телесная реакция обусловлена активной работой таламуса, который находится в головном мозге, и получая сигнал о внешнем раздражителе, запускает процессы, направленные на возникновение и физиологической и эмоциональной реакции.

Таким образом вышеуказанные реакции организма протекают параллельно.

Психоаналитическая концепция эмоций

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой.

Согласно мнению Зигмунда Фрейда, бессознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне.

Надо отметить, что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл.

Со временем психоанализ пришёл к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А.

Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.[2]

Биологическая теория

В соответствии с этой теорией появление эмоций у человека неразрывно связано с его потребностями. А именно с их возникновением и удовлетворением. Советский физиолог П.К.

Анохин полагал, что эмоции закрепились вследствие эволюции и отдельно отметил приспособительную функцию эмоций. С помощью них организм приспосабливается к окружающей среде, привыкает к ней и становится способен к дальнейшему развитию и эволюции.

Ученый выявил, что при успешном удовлетворении потребности, у человека возникает положительная эмоция и тем самым он запоминает как ему следует действовать в дальнейшем, так происходит закрепление.

Если же потребность не удовлетворяется, то человек переживает отрицательную эмоцию. Тогда может возникнуть беспокойство и тогда ему приходится искать другие пути решения для удовлетворения своей потребности.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений.

Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование.

Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч.

Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным.

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности» [6, C.56].

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» [8, C.36].

Потребностно-информационная теория

Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения.

Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.

При анализе учитывается:

  • насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
  • что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
  • достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.

Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется.

Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения.

А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.

Список использованной литературы

  • Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви / А.Ю. Афанасьев. – М.: Известия, 2013.
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
  • Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас. – М.: Психология эмоций. Тексты, 1984.
  • Вундт В. Очерки психологии. — М., 1912.
  • Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. — 1970. — № 6.
  • Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001
  • Джеймс У. Психология / У. Джемс — М.: Наука, 1991
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- Питер.: 2001.
  • Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
  • Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 1999).
  • Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь /П. Экман – СПб.:Питер, 2012.
  • Лекции (видео) по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова.

Теория активации эмоций

Основой этой теории является таламическая теория эмоций Кэннона-Барда. Американские ученые выяснили, что организм человека устроен несколько сложнее и не все процессы, направленные на возникновение эмоций, происходят исключительно от одной части мозга – таламуса.

Они полагали, что эмоциональная реакция организма появляется благодаря слаженному функционированию различных составляющих мозговых структур.

Основная же роль отводилась возбуждению нейронов ствола мозга, которые направляют импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре, вследствие чего происходит активация эмоций.

Двухкомпонентная теория

Данная теория относится к когнитивным теориям, поскольку содержит в себе познавательный аспект. Согласно данной теории возникновение эмоций связано с двумя компонентами, а именно – двумя факторами, которые представляют из себя физиологические изменения организма человека и их осознанную интерпретацию.

Эта теория включает в себя периферическую теорию Джеймса-Ланге, к которой добавляется познавательная составляющая. То есть возникает физиологическая реакция, затем анализируются обстоятельства ситуации, при которых это произошло и только потом распознается эмоция.

Таким образом одно и то же физиологическое состояние может переживаться совершенно по-разному, в зависимости от того, что думает о его причинах сам человек и как его воспринимает.

Органическая теория эмоций Джемса-Ланге

Органическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции.

Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы.

Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция.

Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.[4]

Дифференциальная теория

Американский психолог К. Изард рассматривал эмоции как сложную систему. Каждое эмоциональное состояние содержит в себе три элемента:

  • физиологический;
  • экспрессивный;
  • субъективный.

Каждому эмоциональному переживанию соответствует определенное сочетание физиологических проявлений, и наблюдая внешние признаки, мы можем судить о том, что возможно чувствуют окружающие нас люди. Существуют базовые эмоции, которые примерно одинаковым образом выражают все люди, хотя в зависимости от народной принадлежности интенсивность и особенности выражения может быть разниться.

Ученый выделял 10 фундаментальных эмоций, а для того, чтобы показать степень выраженности и интенсивности указывал пары слов следующим образом:

  • удовольствие – радость;
  • удивление;
  • интерес – возбуждение;
  • гнев-ярость;
  • презрение – пренебрежение;
  • горе –страдание;
  • отвращение – омерзение;
  • страх – ужас;
  • стыд – застенчивость;
  • вина – раскаяние.

Также он отмечал, что большое количество эмоций представляются в смешанном виде, называя их диадами (например, интерес-удовольствие) и триадами (например, отвращение-страх-презрение).

Теория адаптационного синдрома

Понятие адаптационного синдрома ввел Х. Селье, рассматривая его, как стресс, благодаря которому организм приспосабливается к сложным условиям окружающей среды. Он проводил исследования на животных, изучая влияние различных факторов на их поведение и пришел к выводу, что процесс адаптации включает в себя три стадии:

Источник: https://miss-runet.ru/samorazvitie/proishozhdenie-emocij.html

Теории эмоций

Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

1. Неврологическая основана на идее, что эмоциональные реакции вызываются активностью головного мозга.

2. Согласно физиологической, эмоции возникают в результате физиологической реакции организма.

3. Когнитивная утверждает, что эмоции есть результат мышления и психической активности.

Опишем некоторые из самых важных современных теорий эмоций.

Теория Джеймса – Ланге

Эта теория эмоций была практически одновременно выдвинута в 1920-х годах сразу двумя учеными: датским физиологом Карлом Ланге и американским психологом Уильямом Джеймсом. Согласно теории, эмоции представляют собой результат физиологической реакции на значимое событие. Теорию Джеймса – Ланге можно разбить на следующую последовательность:

Последовательность возникновения эмоции как физиологическая реакция

При воздействии внешнего раздражителя включается определенная физиологическая реакция, на ее основе возникает эмоция или эмоциональная реакция, всецело зависящая от интерпретации физиологической реакции.

Например, при встрече со львом ваше сердце, скорее всего, начнет бешено колотиться, а тело дрожать.

По теории Джеймса – Ланге, далее разум интерпретирует физическую реакцию и приходит к заключению, что вы испуганы.

Надо сказать, впоследствии был выдвинут целый ряд убедительных доводов, опровергающих теорию Джеймса – Ланге, и в современном научном мире у нее мало сторонников. И все-таки психологи и сегодня считают ее весьма ценной и даже приводят примеры в подтверждение ее правоты, например механизм развития фобии или панического расстройства.

Скажем, если у человека на какое-либо событие возникла негативная физиологическая реакция, например тошнота, она вполне может переродиться в реакцию эмоциональную, в частности в чувство тревоги, и между этими двумя состояниями возникнет четкая ассоциация.

Впоследствии этот индивид, скорее всего, будет стараться избегать любых ситуаций, которые могут привести к негативной эмоции.

Теория эмоций Кэннона – Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса – Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно.

Эмоция возникает, когда таламус – область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, – реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

Событие вызывает возбуждение и эмоциональную реакцию

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель.

Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, – то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется.

После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Теория эмоций Шехтера – Сингера

Двухфакторная теория эмоций Шехтера – Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям.

Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции происходит физиологическая активация (возбуждение), возникающая в ответ на переживаемое событие.

Человеку же необходимо найти причину этой активации, и только потом он сможет охарактеризовать пережитый опыт и «маркировать» его как эмоцию.

Например, внезапно услышав за спиной шаги, женщина, идущая ночью по пустынной улице, скорее всего, почувствует дрожь в теле, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. Отметив физиологическую реакцию своего организма, она осознает, что в случае опасности ее некому защитить, и, убедив себя в том, что ей грозит опасность, испытает страх.

Альтернативная точка зрения на механизм формирования эмоциональной реакции

Теория эмоций Лазаруса

Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990-х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической

активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция, вы должны осмыслить ситуацию, в которой оказались.

Вернемся к вышеописанному примеру. Когда женщина слышит шаги за спиной, сначала у нее возникает мысль, что ей что-то угрожает – например, что ее преследует грабитель, – и только после этого ее сердце начинает биться быстрее, тело дрожать, и она испытывает негативную эмоцию – страх.

Таким образом, по теории Лазаруса (как, впрочем, и Кэннона- Барда), эмоция и физиологическая активация организма имеют место одновременно.

Эмоция и активация возникают одновременно

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс.

Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно.

Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный – озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Изменения лицевых мышц формируют эмоцию

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал.

Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования – широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Источник: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/2280-teorii-emoczij.html

Двухфакторная теория эмоции

Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера

Теория Шехтера-Зингера, или двухфакторная теория эмоции, утверждает, что эмоция вызвана двумя факторами: физиологическим возбуждением и когнитивным ярлыком.

Теория была выдвинута исследователями Стэнли Шехтером и его учеником Джеромом Зингером.

По этой теории, когда человек чувствует эмоцию, происходит физиологическое возбуждение и человек в непосредственном окружении ищет эмоциональных подсказок, чтобы дать определение (обозначить ярлыком) такое возбуждение.

Согласно порой это может вести к ложной интерпретации эмоций на основе физиологического состояния тела — когда мозг не знает, почему чувствует какую-то эмоцию, он полагается на внешнюю стимуляцию для поиска подсказок, как эту эмоцию обозначить.

Эмпирические доказательства

Стэнли Шехтер и Джером Зингер 1962 провели исследования, изучавшего, как люди используют подсказки окружения для объяснения физиологических изменений. Их гипотезы были:

  • если человек испытывает состояние возбуждения, для которого у них нет непосредственного объяснения, она обозначит это состояние и опишет свои ощущения в терминах когниций, доступных им в то время;
  • если человек испытывает состояние возбуждения, для которого у них есть непосредственное объяснение (т.е. “я так чувствую, поскольку я только что получил укол адреналина”), она вряд обозначит свои ощущения в терминах других когниций, доступных им в то время;
  • если человек поставлен в ситуацию, в которой в прошлом она почувствовала какую-то эмоцию, она отреагирует эмоционально почувствует эмоцию лишь в том случае, если будет находиться в состоянии физиологического возбуждения.

Участникам эксперимента сказали, что им уколют новый препарат «Супроксин» для тестирования их зрения, но на самом деле им кололи или адреналин (который вызывает усиленное дыхание, рост артериального давления и сердцебиение) или плацебо.

Участников произвольно распределяли по четырем условиях: проинформированы о адреналин, неосведомленные о адреналин, неправильно информированы о адреналин и контрольная группа. Информированы о адреналин группе говорили, что они могут почувствовать побочные эффекты, включая дрожанием рук, сердцебиением и покраснением лица.

Ожидалось, что группа использует подсказки для объяснения их физиологической смены. В группе несведущих экспериментаторы не объяснили участникам, симптомы они могут почувствовать. Ожидалось, что группа использует подсказки для объяснения их физиологической смены.

Ошибочно информированный группе сказали, что они могут почувствовать, что их ноги немеют, зуд частей их тела и небольшая головная боль. Ожидалось, что группа использует подсказки для объяснения их физиологической смены. Контрольная группа состояла из тех, кому вкололи плацебо и им не сообщили об ожидании каких-то симптомов.

После укола с участниками эксперимента общалась «подсадной утка», которая вела себя или эйфорически или сердито. Экспериментаторы наблюдали через одностороннее зеркало и оценивали состояние каждого участника по шкале из трех категорий. После завершения активной стадии эксперимента участникам измеряли уровень сердцебиения Ьа просили заполнить опросники.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Исследователи выяснили, что влияние «подсадной утки» участников был разный для разных групп. От высшего до низшего уровня эйфории группы расположились так: неправильно информированы, с адреналином; неосведомленные, с адреналином; плацебо; информированы, с адреналином.

В случае с гневом расположение было таким: неосведомленные, с адреналином; плацебо; информированы, с адреналином. Оба результаты показали, что участники эксперимента, которые не имели объяснений для того, что чувствовали, больше подвергались воздействию «подсадной утки».

Считается, что результаты этого исследования поддержали гипотезу исследователей.

Ошибка атрибуции возбуждения

Исследование ошибки атрибуции возбуждения оказало поддержку двухфакторной теории эмоции. Психологи Дональд Хаттон и Артур Арон хотели использовать природные условия, которые способствовали бы появлению физиологического возбуждения.

В своем эксперименте, они предложили мужчинам пройтись по двум очень разных мостах. Один из них был будет страшен (т.е. возбуждающий) подвесной мост — очень узкий и подвешенный над глубоким каньоном.

Второй мост был намного безопаснее и стабильное.

В конце каждого моста участников (мужчин) встречала привлекательная женщина-экспериментатор. Она просила участников заполнить опросник и давала телефон, по которому предлагала звонить, если возникнут вопросы.

Целью исследования было выяснить, какая из групп с большей вероятностью позвонит экспериментатору-женщине. Результаты показали, что чаще женщине звонили те, кто прошел по страшному мосту, и приглашали ее на свидание.

Скорее всего они чувствовали возбуждение при прогулке страшным мостом и потом по ошибке его относили на женщину, которая казалась им более привлекательной.

Когда их спрашивали, почему они ей позвонили, они все имели причину — понравилось лицо, тело, глаза, но никто не отнес свои ощущения к женщине к тому, что они почувствовали возбуждения (в форме страха) при прогулке мостом.

Исследование Шехтера и Вилера

В исследовании Шехтера и Вилера 1962 участникам эксперимента кололи или адреналин (возбудитель), или хлорпромазин (зайспокийливе), либо плацебо, но они не знали, что именно.

После укола, участники просматривали короткий комедийный фильм, при просмотре которого за ними наблюдали на юмористическую реакцию. После просмотра их просили оценить, насколько фильм был веселый и или он им понравился.

Результаты показали, что наибольшую юмористическую реакцию показали участники, которым вкололи адреналин. У участников с плацебо реакция была меньше, но значительно выше, чем у тех, кто получил успокоительное.

Критика

Критика теории происходит с попыток воссоздать исследования Шехтера и Зингера 1962 года. Исследование Маршала 1976 и Маршала и Цимбардо 1979 пытались воспроизвести эйфорическую условие исследования Шехтера и Зингера.

Как в и оригинальном исследовании, участниками кололи адреналин или плацебо, но тот, кто колол, говорил им, что они будут чувствовать симптомы никак возбуждения.

После этого участников помещали в одну из четырех условий: участники с адреналином общаться с нейтральной «подсадной уткой», участники с плацебо, которым сказали, что они будут чувствовать симптомы возбуждения, и два условия, в которых доза адреналина было не фиксированной, а учитывала вес тела , где они общались или эйфорическое или нейтральной «подсадной уткой». Результаты показали, что эйфорическая «подсадной утка» имела мало влияния на подопытных, и она не вызывала больше эйфории, чем нейтральная. Исследователи пришли к выводу, что участники, которым вкололи адреналин, не поддавались легче эмоциональным манипуляциям, нож не возбуждены участники с плацебо.

Маслах 1979 разработал исследования с попыткой воспроизвести и расширить исследования Шетхета и Зингера. В качестве источника возбуждения экспериментаторы использовали не укол адреналина, и гипнотические подсказки.

Участников или гипнотизировали, или использовали в качестве контрольной группы (так же как участников с плацебо в исследовании Шехтера и Зингера). Под гипнозом участников программировали чувствовать возбуждение, когда они видят подсказку, и что они не будут помнить причины возбуждения.

После того, как они выходили из гипноза, «подсадной утка» начинала вести себя эйфорически или агрессивно. Позже участников подвергали действию еще двух эйфорических «подсадных уток». Одна из них была, чтобы участники были в присутствии источника возбуждения, а другая говорила участникам, что им следует ожидать других симптомов возбуждения.

По результатам личных отчетов участников и наблюдения, непонятное возбуждение вызывает негативные состояния и участники все равно демонстрировали сердитые эмоции несмотря на наличие эйфорическое «подсадной утки».

Маслах пришел к выводу, что когда возбуждению недостаточно объяснение, оно приведет к негативным эмоциям, которые спровоцируют гнев или страх. Однако Масло отметил ограничения, возможно личные отчеты участников сообщали о более негативных эмоций, поскольку в языке существует более сроков для отрицательных, а не положительных эмоций.

https://www.youtube.com/watch?v=_DqKQrCtaBo

Двухфакторную теорию эмоции подвергают критике и из теоретических основ.

Одним из примеров такой критики есть замечания, что теория Шехтера-Зингера преимущественно фокусируется на автономной нервной системе и не дает никаких объяснений эмоциональных процессов центральной нервной системы, кроме указания роли когнитивных факторов. Это замечание важно с учетом существенных доказательств, отдельные мозговые центры играют важную роль в уменьшении эмоциональных опытов (например., Страх и миндалевидное тело).

Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/d/dvukhfaktornaya-teoriya-ehmocii.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: