Единоначалие

Введение единоначалия в Красной Армии

Единоначалие

2 марта 1925 года в Красной Армии был повсеместно введен принцип единоначалия

Максима «Приказ командира – закон для подчиненного» сегодня выглядит настолько естественной, что кажется, будто она существовала всегда. Точно так же кажется, что никогда командирам не приходилось обсуждать свои решения и приказания ни с кем, кроме вышестоящего командования.

В действительности же это далеко не всегда и далеко не везде было так.

В истории отечественных вооруженных сил было трипериода, когда институт единоначалия –краеугольный камень любой военной структуры –был заменен коллегиальностью: в 1918 году, в 1937 году и в 1941 году, когда рядом с командирами частей всех уровней появлялись политические советники–комиссары.

И трижды комиссарский институт отменялся. После введения в 1937 году он просуществовал три года, а в годы Великой Отечественной войны и того меньше: с 16 июля 1941 года по 9 октября 1942 года.

А вот в первый раз практика коллегиального командования просуществовала гораздо дольше.

Комиссары в РККА впервые появились в марте-апреле 1918 года, и только 2 марта 1925 года по всем подразделениям Красной Армии был разослан приказ Реввоенсовета СССР «Об осуществлении единоначалия».

Партийный контроль за военспецами

Появление комиссаров в частях только-только зарождавшейся Красной Армии весной 1918 года был закономерным и логичным шагом. РККА задумывалась как армия, которой командуют исключительно выходцы из рабочих и крестьян.

Но командиров с «правильным» происхождением в тот момент не просто не хватало, их было катастрофически мало. Даже с учетом тех офицеров русской армии, которые получили свои погоны уже на фронте, выбившись из нижних чинов.

В тот период в Красной Армии велик был процент так называемых военспецов, то есть бывших царских офицеров, перешедших на сторону революции.

По разным данным, их число на середину 1917 года составляло от 30 до 45% общего числа офицерского корпуса (то есть от 60 до 100 тысяч человек) и равнялось, а то и превышало количество офицерских кадров, воевавших на другой стороне.

Причем это были офицеры всех рангов – от прапорщиков до генералов Генерального штаба, которых на стороне красных оказалось 639 человек, то есть почти половина высшего генеральского корпуса.

Военный специалист из числа бывших офицеров Русской императорской армии, в форменной шинели с неуставным воротником и красногвардейским знаком на портупее.

Источник: https://www.e-reading.club

Руководство молодой Советской России испытывало заметное недоверие к военспецам, обоснованно сомневаясь в их полной лояльности. Именно для этого и был введен институт комиссаров, которые являлись, по сути, политическими советниками, а подчас и надзирателями над бывшими царскими офицерами, ставшими красными командирами.

От заявленного принципа добровольности службы в Красной Армии довольно быстро пришлось отказаться, введя всеобщую воинскую обязанность, и вскоре прибегнуть к регулярным мобилизациям. Так у комиссаров появилась и вторая задача: агитация и пропаганда в частях действующей армии и поддержание соответствующего морального настроя красноармейцев.

Когда двоим тесно в одном штабе

На деле ситуация далеко не всегда складывалась так, как хотелось бы идеологам введения института комиссарства.

Достаточно привести такой пример: в принятом в июне 1918 года на I съезде комиссаров «Положении о военных комиссариатах и комиссарах» прямо говорилось, что «при боевых действиях в гражданской войне военный комиссар командует войсками единолично».

Более того, там же оговаривалось, что «формирование, управление и командование высшими войсковыми соединениями не меньше дивизии принадлежит Военному совету в составе трех лиц: двух военных комиссаров и одного военного руководителя».

Фактически комиссары ставились в более привилегированное положение по отношению к командирам. Но при этом подавляющее большинство представителей комиссарского корпуса никаких военных знаний не имели.

Результат не заставил себя долго ждать: даже поверхностный анализ действий частей Красной Армии летом и осенью 1918 года показал, что хуже всего со своими задачами справлялись части, в которых комиссары брали на себя военное командование.

В итоге в декабре 1918 года был сделан первый шаг от двуначалия к единоначалию.

 Сначала правом единоличного принятия военных решений был наделен главнокомандующий всеми вооруженными силами республики Иоаким Вацетис, которому постановлением Совнаркома была предоставлена «полная самостоятельность во всех вопросах стратегически-оперативного характера, а также право назначения, перемещения и отставления от занимаемых должностей командного состава войск и военных управлений и учреждений республики, входящих в состав действующей армии». Почти сразу такие же права получили командующие фронтами. Но дальше дело застопорилось.

Группа политработников артиллерии 9-й Донской стрелковой дивизии, осень 1922 г. Источник: https://en.wikipedia.org

Прогресс наметился только год спустя, когда о необходимости введения единоначалия в РККА заговорили сами комиссары. Этот вопрос был поднят на I съезде политработников Красной Армии, проходившем с 11 по 15 декабря 1919 года, причем поднят на самом высоком уровне: с предложением выступил сам начальник Политического управления Реввоенсовета Ивар Смилга.

Однако большинство делегатов идею не поддержали. Дело было не только в том, что они по-прежнему не доверяли военспецам. На низовых уровнях, до командира роты включительно, единоначалие и так фактически существовало (там вместо комиссаров были политработники, не имевшие комиссарских полномочий).

А выше, где по-прежнему требовался военный опыт и военное образование, командиров-коммунистов все еще было мало.

Партия сказала: «Не надо!»

Ситуация начала кардинально меняться только в 1920 году. К этому времени на командные должности выдвинулись люди, имевшие рабоче-крестьянскоепроисхождение или делом доказавшие свою преданность Советской России.

И поэтому уже 23 января появился приказ Реввоенсовета, вводивший единоначалие в батальонах, то есть на ступень выше, чем было до сих пор. В марте право на единоличное командование получили первые четыре командира дивизий, правда, все они были коммунистами со стажем.

Дальше процесс пошел лавинообразно: единоначальниками становились командиры полков и дивизий, а порой и армий.

Следующие четыре года ушли на то, чтобы армия своими действиями доказала: институт двуначалия ей больше вредит, чем помогает. Сомнений в политической лояльности действующего комсостава становилось все меньше, а вот забот по политическому воспитанию рядового состава – все больше, и именно эта деятельность занимала основное время у комиссаров.

В июне 1924 года на уровне Центрального комитета компартии единоначалие было признано целесообразным принципом строительства вооруженных сил, и Реввоенсовет СССР начал разработку плана полномасштабного перехода к единоначалию.

 Над этим вопросом работала специальная комиссия.

Правда, большинство ее членов представляли все тот же институт комиссаров, и потому процесс разработки плана, который позволил бы Красной Армии превратиться в вооруженные силы классической формы, буксовал.

Комиссары Петроградской коммуны во время празднования первой годовщины Октябрьской революции.
Источник: https://www.prlib.ru

Ситуация кардинально поменялась в январе 1925 года, когда с поста председателя Реввоенсовета был смещен Лев Троцкий. Его место занял Михаил Фрунзе, который тогда же стал и наркомом по военным и морским делам, а место заместителя досталось Клименту Ворошилову.

Процесс пошел с небывалой скоростью. 12 января единоначалие введено во всех центральных ведомствах наркомата военных и морских дел.

А 2 марта 1925 года появился тот самый приказ Реввоенсовета СССР «Об осуществлении единоначалия», который и закрепил переход к более традиционной системе командования в вооруженных силах СССР.

Во второй раз об институте военных комиссаров вспомнили в 1937 году, когда численность РККА начала расти небывалыми темпами. Как и в 1918-м, пришлось назначать комиссаров, которые контролировали командиров и политическую грамотность личного состава.

После Зимней войныкомиссары вновь были отменены, они вернулись в Красную Армию только на первом, самом тяжелом этапе Великой Отечественной войны, когда потребовалось всеми силами настраивать войска на длительное и тяжелое сопротивление немецкой военной машине.

 Окончательно отменили институт комиссарства незадолго до победы под Сталинградом: к тому времени дух советских воинов стал крепок как никогда.

Командир Второй Николаевской дивизии Василий Чапаев (второй справа) и комиссар дивизии Александр Семенников, Николаевск, сентябрь 1918 года.

Источник: https://ru.wikipedia.org

Обложка: Местный ревком и штаб 4-й стрелковой дивизии, 1922 год. Крайний слева в среднем ряду — командир дивизии, бывший подполковник Александр Тарановский, третий справа в среднем ряду — комиссар дивизии, бывший учитель Иван Михаленок. Источник: http://orenbkazak.narod.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/komandir-dolzhien-byt-odin

Сочетание единоначалия и коллегиальности

Единоначалие

Определение 1

Единоначалие и коллегиальность – это основополагающие принципы организации управления, представляющие собой противоположные и взаимно дополняющие понятия, характеризующие порядок принятия управленческих решений.

Управленческая деятельность на любом уровне, начиная от государственного и заканчивая муниципальным управлением, осуществляется в соответствии с определенными принципами, представляющими собой основополагающие начала этой деятельности. В число таких принципов включается такие принципы как единоначалие и коллегиальность как по отдельности, так и в разумном их сочетании.

Единоначалие как принцип осуществления управления

принципа управления, именуемого единоначалием, состоит в том, что руководство определенного звена системы управления любого уровня, начиная от государства и заканчивая отдельным хозяйствующим субъектом, пользуется правом осуществления единого руководства при принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. Как правило, это обусловлено тем, что в основе управления общественной жизнью любого образования находится необходимость строгого подчинения воли отдельных участников процесса воле одного лица, выступающего в качестве руководителя конкретного процесса государственного или муниципального управления.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Замечание 1

Единоначалие в качестве организационно-правовой формы управленческой деятельности существуют во всех звеньях и уровнях системы государственного и муниципального управления.

Согласно этому принципу любую совокупность видов деятельности, осуществляемую в процессе государственного и муниципального управления, можно представить как деятельность, направленную на достижение одной и той же цели под руководством одного человека, наделенного определенным перечнем полномочий. Как следствие, сущность принципа единоначалия заключается в том, что процесс управления сотрудниками требует получения указаний от одного руководителя, но одновременно это не значит, что все решения должны приниматься этим руководителем единолично.

Сущность единоначалия в качестве принципа управления проявляется в осуществлении управления подчиненными в непосредственной форме только одним руководителем, который несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных перед вышестоящими руководителями, в то время как подчиненные отвечают за свои действия только перед своим непосредственным руководителем.

Единоначалие как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, обеспечение порядка и дисциплины;
  • во-вторых, четкость разграничения и соблюдения полномочий;
  • в-третьих, ясность распределение ответственности;
  • в-четвертых, увеличение эффективности осуществления тактических действий, требующих оперативных решений, и так далее.

При этом единоначалие не лишено некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • рост авторитаризма;
  • высокий уровень субъективности принимаемых решений;
  • снижение эффективности принимаемых решений, их оптимальности и так далее.

Коллегиальность как принцип управления

Сущность коллегиальности как принципа управления состоит в необходимости обсуждения вопросов и проблем развития государства, регионов и муниципальных образований в социально-экономическом и организационном смысле.

Сущность коллегиальности в управлении проявляется в возможности учета опыта различных специалистов при подготовке того или иного управленческого решения. Коллегиальный способ работы над проблемой не всегда заканчивается принятием одного решения, он может быть направлен на выработку различных альтернатив разрешения проблемы, подготовку базы для принятия единоличного решения.

Коллегиальность как принцип управления обладает следующими преимуществами:

  • во-первых, возможность учета опыта и знаний различных специалистов;
  • во-вторых, возможность выработки оптимального решения или сравнения различных вариантов решения той или иной проблемы;
  • в-третьих, высокая эффективность при выработке стратегии развития государства, региона или муниципального образования;
  • в-четвертых, снижение уровня авторитаризма и субъективности и так далее.

Причем коллегиальность не лишена некоторых недостатков, к числу которых следует отнести:

  • замедление процесса принятия управленческих решений;
  • снижение персонализации ответственности;
  • невозможность достижения консенсуса и так далее.

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Замечание 2

Эффективное управление любыми процессами, в том числе на уровне государственного и муниципального управления, подразумевает разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности.

Это сочетание обеспечивает получение следующих преимуществ:

  • во-первых, единоначалие обеспечивает четкую подчиненность лиц и органов в системе государственного и муниципального управления вышестоящим уровням и исключение возможности получения указаний через уровень управления, приводящих к беспорядку и дублированию обязанностей;
  • во-вторых, коллегиальность призвана обеспечить преодоление субъективности в системе государственного и муниципального управления, обусловленной сосредоточением власти в руках одного человека;
  • в-третьих, коллегиальность в сочетании с единоначалием приводит к снижению уровня авторитаризма в управлении;
  • в-четвертых, коллегиальность обеспечивает возможность учета опыта и знаний других лиц, обеспечивающих максимальное эффективное решение той или иной проблемы, уходя от зацикленности одного человека на определенном варианте ее разрешения;
  • в-пятых, единоначалие обеспечивает четкое распределение ответственности между руководителями различного уровня за принятые решения, при этом коллегиальность позволяет выработать оптимальное решение в их взаимодействии;
  • в-шестых, коллегиальность не исключает личной ответственности каждого государственного и муниципального служащего за осуществление тех или иных полномочий, но позволяет осуществлять их обсуждение, сопоставлять различные взгляды на проблемы и принимать совместные решения.

Реализация принципа сочетания единоначалия и коллегиальности обеспечивается посредством формирования различных комиссий, советов, слетов, конференций и иных форм выработки коллективных вариантов решений, обеспечивающих возможность последующего выбора наиболее оптимального из них.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sochetanie_edinonachaliya_i_kollegialnosti/

Что такое Единоначалие

Единоначалие

Единоначалие — Принцип управления, при котором руководителю предоставляются широкие полномочия, необходимые для выполнения всех функций, а также устанавливается его персональная ответственность за результаты работы. единоличное управление.

Значение слова Единоначалие по Ожегову:

Единоначалие — Единоличное управление, единовластие

Единоначалие в Энциклопедическом словаре:

Единоначалие — принцип управления, означающий предоставление руководителюкакого-либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых длявыполнения его функций, а также установление его персональнойответственности за результаты работы.

Значение слова Единоначалие по Бизнес словарю:

Единоначалие — организации управления, при которой глава фирмы, компании, организации правомочен принимать юридически обязательные решения для всех работников, занятых в данных фирмах и организациях.

Значение слова Единоначалие по Финансовому словарю:

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе ор-гана управления (его структурного подразделения), предприятия, учрежде ния или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Значение слова Единоначалие по словарю Ушакова:

ЕДИНОНАЧАЛИЕ
единоначалия, мн. нет, ср. (книжн.). Единоличное управление. На всех фабриках и заводах вместо коллегиального управления введено единоначалие.

Определение слова «Единоначалие» по БСЭ:

Единоначалие — один из важнейших принципов управления социалистическим производством, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев народного хозяйства такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело. В. И. Ленин, рассматривая вопросы управления народным хозяйством, писал, что
«… всякая крупная машинная индустрия — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Е. способствует осуществлению принципа демократического централизма.
Ленин и Коммунистическая партия противопоставили взглядам «рабочей оппозиции» и «децистов», извращавших принцип Е., марксистскую трактовку единства права и ответственности, сочетание коллективного обсуждения вопросов с установлением полной ответственности каждого руководителя за выполнение работы.
Эффективное осуществление Е. предполагает всестороннее рассмотрение и анализ условий, при которых должно быть принято то или иное решение, и целей, стоящих перед коллективом, сочетание интересов каждого коллектива с общехозяйственными интересами. Социалистические производственные отношения создали объективные предпосылки для широкого участия трудящихся в управлении хозяйством, органически сочетаемого с Е. По этому вопросу Ленин писал:
«Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во время труда»(там же, с. 203).

Е. предполагает всемерное укрепление государственной дисциплины, строгое соблюдение социалистической законности в хозяйственных отношениях, повышение ответственности каждого руководителя за своевременное выполнение планов и заданий, за качество продукции, за бережное и разумное использование производственных ресурсов.

Осуществление Е. требует от каждого руководителя достаточных знаний, которые дали бы ему возможность квалифицированно принимать решения по тем или иным вопросам. Он должен знать работу руководимого им участка, его технику, технологию, организацию. уметь организовать коллектив и сделать каждого работника активным участником выполнения поставленной задачи. хорошо ориентироваться в вопросах экономики, права, социологии, психологии. При этом руководитель опирается на широкий круг специалистов, на опыт передовых рабочих-новаторов, которые помогают ему обеспечить должное руководство. К решению вопросов, затрагивающих непосредственные интересы трудящихся, привлекаются профсоюзные организации.
Коммунистическая партия проводит мероприятия по углублению контроля за деятельностью хозяйственных руководителей. Контроль многих первичных партийных организаций за деятельностью администрации, осуществляемый в соответствии с Уставом партии, способствует повышению авторитета руководителей и укреплению Е.
Е. означает использование самых различных методов управления, в т. ч. организационных, включающих подбор и расстановку кадров, определение рациональной структуры управляемого объекта и органов управления, установление чёткого круга работ, прав и обязанностей каждого подразделения и руководителя. экономических, использующих личную заинтересованность трудящихся в повышении эффективности производства и связь их материального благосостояния с результатами деятельности всего коллектива. воспитательных, направленных на повышение производственной активности трудящихся, развитие чувства ответственности и инициативы.
Е. при социализме не имеет ничего общего с деспотической властью собственников предприятий в капиталистическом производстве. Руководители социалистических предприятий являются доверенными лицами социалистического государства, и их деятельность направлена на пользу всего общества.
Лит.: см. при ст. Демократический централизм.
С. Е. Каменцинер.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/edinonachalie.html

14 принципов файоля: управление и менеджмент – Саморазвитие

Единоначалие

20.11.2019

Фредерик Тейлор и Анри Файоль.

В начале XX века, основу Научному управлению (SM — scientific management) положил Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856-1915). Управление производством, опирающееся на научную организацию труда, системный анализ, научно обоснованные методы принятия решений.

Согласно Фредерику Тейлору, любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку.

Суть принципа научного управления: упрощение, стандартизация, мониторинг и контроль рабочей деятельности сотрудников – управление по Теории X в чистом виде.

Любые улучшения производительности за счет времени и движения. Все производственные виды работ разделяются на отдельные этапы работы, которые анализируются по количеству, сложности, производственному циклу и значимости. В результате:

  • — внешние и ненужные элементы процесса – устраняются;
  • — элементы процесса выполняемые медленно – ускоряются;
  • — сложные элементы и сама работа – упрощается.

После чего, проанализированная, просчитанная во времени и упрощенная работа преобразуется в «самый лучший способ» выполнения работы. Все потери времени и движений сводятся к минимуму. 

  1. «Плюсы» Научного управления:
  2. — снижает на первом этапе утомляемость работников;
  3. — устраняет или сокращает время, затрачиваемое на обучение;
  4. — не мешает в дизайне других процессов;
  5. — приводит усилия работников в соответствие с темпом и скоростью оборудования;
  6. — идеальный контроль за выполнением и измерением работы;
  7. — обеспечение максимальной производительности.
  8. Влияние Научного управления на сотрудников и дизайн рабочих систем:
  9. — ограниченное социальное взаимодействие;
  10. — низкие требования к навыкам;
  11. — рабочие стандарты и KPI;
  12. — монотонность рабочей деятельности;
  13. — специализация задач;
  14. — от работников не требуется проявлять инициативу;
  15. — инструменты и методы определены за ранее.
  16. «Минусы» Научного управления:
  17. — у сотрудников возникают глубокие проблемы с адаптацией к работе;
  18. — предприятие становится бюрократическим – зависимость от правил работы, жесткие производственные стандарты, формализованный и медленный процесс принятия решения;
  19. — потери на создание контролирующих структур для обеспечения строгого контроля.
  20. Как бы вам не казалась идеальной система Научного управления (как и мне ранее), на сегодняшний день существует более эффективная система управления.

Фредерик Тейлор и Анри Файоль старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления. Фредерик Тейлор и Анри Файоль исходили из идеи, что следование этим принципам Научного управления, обязательно приведет любую организацию к успеху.

Вклад Анри Файоля в теорию Научного управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация, а также построение структуры организации и управления работниками. 

Анри Файоль (Henri Fayol, 1841-1925) резюмировал 14 принципов менеджмента. Некоторые из принципов существовали ещё до Анри Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые.

14 принципов менеджмента Анри Файоля (The 14 Management Principles from Henri Fayol):

1.Разделение труда (Division of Work).

Разделение труда распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие. Специализация позволяет человеку накопить опыт и постоянно совершенствовать свои навыки. Тем самым специалист может повысить производительность.

2. Полномочия (Authority).

Полномочие это не только Право отдавать команды и приказы, но и сбалансированные Ответственность и обязанности.

3. Дисциплина (Discipline).

Сотрудники должны подчиняться. Другая сторона медали: сотрудники будут подчиняться приказам, если руководство играют свою роль, обеспечивая качественное руководство и лидерство.

4.Единоначалие (Unity of Command).

Работник должен получать приказы только от одного начальника, без противоречивых команд руководителей по направлениям.

5.Единство направления (Unity of Direction).

Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом. Это необходимо для обеспечения единства и координации на предприятии. Единство команды не может существовать без единства направления, но не обязательно является его следствием.

6.Подчиненность личных интересов общим или «в общих интересах» (Subordination of individual interest).

Менеджмент должен понимать, что цели фирмы всегда первостепенны. Цели отдельного работника, не зависимо от статуса, не должны преобладать над целями всей организации. 

7.Вознаграждение (Remuneration).

Оплата не является самым важным мотиватором. Анри Файоль подчеркивал, что не существует «идеальной системы». Но чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация или децентрализация (Centralization or Decentralization).

Степень централизации или децентрализации управления зависит от состояния бизнеса, качества и уровня персонала.

9.Скалярная цепь или вертикаль полномочий (Scalar chain or Line of Authority).

Иерархия необходима для единства направления. Но горизонтальная коммуникация также необходима, пока руководство знает, что коммуникация осуществляется.

Скалярная цепь относится к числу уровней в иерархии — от высшего уровня власти к самому низкому уровню в организации. Скалярная цепь не должна быть перегруженной и включать слишком много уровней.

Сотрудники должны понимать, на каком уровне они находятся.

10.Порядок (Order).

  • Необходимы порядок материальный и социальный порядок.
  • Материальный порядок минимизирует время простоя и отходы используемых материалов.
  • Социальный порядок достигается организационной работы и отбора персонала.

11.Справедливость (Equity).

В управлении бизнесом требуется «сочетание доброты и правосудия». Отношение к сотрудникам важно для формирования справедливости.

12.Стабильность рабочего места персонала (Stability of Tenure of Personnel).

Сотрудники работают лучше, если существует уверенность в завтрашнем дне и просматривается возможность карьерного роста. Закрепленное право «владения» и высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на организацию.

13.Инициатива (Initiative).

Предоставление возможности сотрудникам проявлять инициативу, является одним из источников усиления конкурентоспособности предприятия. Но это требует определенных уступок со стороны менеджмента.

14.Корпоративный дух (Esprit de Corps).

Менеджмент должен способствовать поддержанию морального духа своих сотрудников. «Необходим настоящий талант для координации усилий, поощрять увлеченность, использовать способности каждого сотрудника, и вознаграждать заслуги каждого из них, не вызывая зависть и возможные нарушения гармоничных отношений».

Что такое менеджмент?

5 компонентов менеджмента по Файолу:

1. Прогнозирование и планирование (Prevoyance — Forecast & Plan).

Анализ будущего и постановка целей. Элементы стратегии. Поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2. Организация (Organizing).

Дизайн, моделирование и создание структуры, материальной и человеческой, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3. Командование (Commanding).

Оперативное руководство и поддержание активности у исполнителей плановых мероприятий.

4. Координация (Coordinating).

Объединение, согласование и упорядочение усилий подразделений и представителей организации, направленные на достижение наибольшей общей эффективности.

5. Контроль (Controlling).

Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил и отданными распоряжениями.

Принципы Анри Файоля были с энтузиазмом встречены на европейском континенте, и некоторые правительственные учреждения, например, французское Министерство почт, телеграфа и телефонов, немедленно выразили свою приверженность им. Через некоторое время они нашли сторонников и в Соединенных Штатах, где были дополнены и переработаны новым поколением исследователей: Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли, М. Фоллет, Ч. Барнард и др.

В США в близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организации управления автомобильный король начала XX столетия Генри Форд:

1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя, и максимально прибыльное.

3. Развитие стандартизации, повышающее качество и позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

4. Движущийся конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

  1. Это все принципы Научного управления.
  2. На сегодняшний день существует более эффективная система управления, о которой мы поговорим в дальнейшем.
  3. Уважаемые дамы и господа!
  4. Приглашаю всех единомышленников к обсуждению и общению!

Я доверяю Forex Trend! Инвестирую свои деньги под 10-15% в месяц!
Мои инвестиции от 100% годовых: еженедельный отчет.

Источник:

14 принципов Файоля

Добро пожаловать в мир научного менеджмента, где в первую очередь особое внимание уделяется организации в целом, а не отдельным ее частям. Сегодня мы ознакомимся с 14 принципами Анри Файоля, с точки зрения которого административное управление присутствует даже среди обычных рабочих.

Прежде чем перейти к принципам управления, стоит отметить, что Анри Файоль разделил деятельность каждой организации на следующие основные виды функционирования:

  1. Техническое. Осуществляется непосредственно производственный процесс.
  2. Финансовое. Использование финансовых ресурсов.
  3. Коммерческое. Закупка необходимого сырья с целью дальнейшего создания материалов, готовой продукции.
  4. Бухгалтерское. Проводится статистическое наблюдение.
  5. Административное. Оказывается влияние на каждого из сотрудников.

14 принципов управления Анри Файоля

Нижеприведенные принципы были сформулированы после детального анализа всех закономерностей организационного функционирования. К тому же они актуальны и по сей день.

  1. Персонал. Дела компании плохи? Кажется, что причина тому нестабильность нынешней экономики? Увы, но истинная причина может таиться в текучести персонала, частой смене рабочего коллектива.
  2. Вознаграждение сотрудников. Немаловажным является и данный принцип, который основатель школы классического менеджмента, Анри Файоль, назвал чуть ли не самым главным. Так, разве неприятно видеть, что подчиненные приходят на работу в приподнятом настроении, что положительно сказывается на результатах их деятельности? Все это говорит о том, что пора задуматься о справедливом награждении каждого такого работника.
  3. Иерархический строй. Так, это есть ничто иное, как целый ряд должностей руководящего характера, что делятся на низкие и высокие.
  4. Разделение труда. В основном главная его цель, как гласит принцип управления Файоля, заключается в том, чтобы максимально увеличить объем, повысив, таким образом, непосредственно само производство. При этом не должно ухудшиться качество последнего.
  5. Дисциплина. То, какой она будет, зависит, в первую очередь, от главного руководящего звена.
  6. Подчинение интересов. Этот принцип организации по Файолю говорит о том, что интересы группы или каждого служащего должны уступать общим интересам, то есть самого предприятия.
  7. Власть. Это большая ответственность, а она, в свою очередь, невозможна без награды или критики.
  8. Порядок. Помните, в детстве мама говорила, что вещи должны знать свое место? Так, и на предприятии каждому работнику должно быть выделено место.
  9. Инициативность. Следует научиться грамотно и разумно, как создавать, так и осуществлять план.
  10. Справедливость. Микс благожелательности и правосудия рождает напиток справедливости по отношению к каждому рабочему лицу.
  11. Единство. Никогда не стоит разделять собственный персонал, пытаясь таким образом выделить его сильные и слабые стороны.
  12. Единство руководства. Сколько бы личностей не составляло руководящее звено, все они должны выполнять одну программу, направленную на достижение единой цели.
  13. Централизация. Наконец, одним из завершающих 14 принципов Анри Файоля является вопрос централизации. Следует отыскать именно ту ее степень, что благотворно повлияет на ход дел компании.
  14. Единство распорядительства. Одно из наиболее фундаментальных правил, ставящее точку в 14 принципах Файоля. Определенному служащему или группе работников имеет право давать указания лишь один начальник.

Источник: https://donpi.ru/otnosheniya/14-printsipov-fajolya-upravlenie-i-menedzhment.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: