Гены способны влиять на выбор профессии

Содержание
  1. Лучший способ начать изучать современную генетику, молекулярную биологию, генную инженерию и геномику / Хабр
  2. Кто такой генетик?
  3. Где получить профессию генетика
  4. Профессия генетик: описание, зарплата, где учиться, где работать
  5. Какие требования предъявляются
  6. Врач-генетик
  7. Как продвигаться по службе
  8. Преимущество профессии
  9. Недостатки профессии
  10. Зарплата генетиков
  11. Заключение
  12. Как выбрать профессию по типу интеллекта
  13. Что такое теория множественного интеллекта
  14. Вербальный интеллект
  15. Музыкальный интеллект
  16. Логический интеллект
  17. Образный интеллект
  18. Телесный интеллект
  19. Социальный интеллект
  20. Внутренний интеллект
  21. Природный интеллект
  22. Философский интеллект
  23. Все дело в генетике: какие гены отвечают за привлекательность
  24. Лишний вес: виновата ли генетика
  25. Какие гены отвечают за привлекательность: результаты исследования
  26. Гены влияют на интеллект и успехи в учебе
  27. Успех в обучении зависит от генов и среды
  28. Важно правильно подобрать среду
  29. Гена математического гения не существует
  30. Наследуемость в роли иголки в стоге сена
  31. Генетика поможет строить модели детского развития

Лучший способ начать изучать современную генетику, молекулярную биологию, генную инженерию и геномику / Хабр

Гены способны влиять на выбор профессии

Что изучает генетика? Предметом ее исследований считается не только человек, но и растения, и животные. В зависимости от изучаемого предмета генетика разделяется на медицинскую, экологическую, молекулярную, генную инженерию и другое. В каждой отрасли существуют свои особенности.

В чем заключаются профессии, связанным с генетикой человека? Ученый, изучающий медицинскую генетику, рассматривает зависимость патологии от генетической предрасположенности и условий окружающей среды.

Направление перспективное и способствует профилактике и терапии наследственных болезней.

задача ученого заключается в правильном установлении генетической природы заболевания и его возможного проявления в будущем.

Врач-генетик проводит медико-генетическую консультацию. Он подвергает тщательному анализу родословную пациента, дает прогноз и составляет заключение в письменном виде.

В клинике генетики проводятся исследования для установления родства при планировании беременности, что позволяет выявить патологии будущего ребенка. В этой ситуации при риске передачи наследственных болезней определяется ген, вызывающий эту патологию. Потом разрабатываются наиболее эффективные способы предупреждения или терапии.

Медицинские генетические исследования позволяют установить личность преступника при обнаружении его следов на месте преступления.

Еще к одному перспективному направлению относят экологическую генетику. Она изучает взаимодействие хромосом с окружающей средой. Экологическая генетика разветвляется на несколько направлений.

Мутация генов может быть вызвана следующими факторами: излучениями, химическими веществами, вирусами или паразитами. Исследование мутаций — задача экогенетики.

Кто такой генетик?

Генетик – специалист, ученый, занимающийся исследованием механизмов наследственности и преобразования живых организмов.

Основной задачей выступает поиск и попытки решения генетической природы патологий, выявление наследственной предрасположенности к наркотической и алкогольной зависимости, умственной неполноценности, которые можно обнаружить еще на первых стадиях беременности.

Название профессии произошло от древнегреческого γένεσις, что означает первоисточник, возникновение, зарождение. То есть, уже в самом названии заложена основная задача генетика – открыть тайну возникновения тех или иных генов.

Профессия генетика была официально запатентована английским ученым Бэтсоном в начале прошлого столетия. С этим же периодом совпадает ряд открытий, которые подарили науке значимые результаты и дали толчок развитию этого направления.

Генетики могут работать в различных направлениях, но основной задачей является исследование конкретных объектов. К самым популярным предметам относится:

  • Медицинская генетика. Предполагает исследование зависимости состояния здоровья человека от среды обитания. Также позволяет установить родство, выявить причины риска передачи наследственных патологий при беременности и разработать эффективные методы профилактики и лечения. Считается одной из самых значимых, так как направлена на профилактику и лечение заболеваний, передающихся по наследству. Нередко используется криминалистами для поиска преступников по биологическим следам.
  • Экологическая генетика. Предметом изучения является взаимодействие хромосом и генов с окружающей средой. В виду различных причин мутаций генов (вирусы, паразиты, химические вещества, излучения и т.д.) в ней выделяют несколько других направлений, занимающихся исследованием этих факторов.
  • Генная инженерия. Занимается выведением новых искусственных сочетаний генов, которые ранее не существовали в природе.
  • Молекулярная генетика. Этому направлению принадлежат исследования в области механизмов реализации наследственной информации и структурно-функциональной организации генетического аппарата.

Генетики могут развиваться не только в профессиональном направлении, но и в административном или научном. В отличие от генетика-практика, научный сотрудник занимается повышением научных званий, написанием соответствующей литературы и преподаванием в ВУЗах, а административный сотрудник руководит определенным исследовательским подразделением и занимается организационными вопросами.

Где получить профессию генетика

Генетиком может стать человек, который окончил вуз по соответствующему направлению.

Профессию могут получить студенты, которые обучаются на биологических факультетах университета, в медицинских университетах, сельскохозяйственных и ветеринарных учебных заведениях.

В настоящее время в России представлено множество высших учебных учреждений, которые готовят генетиков. Известны самые престижные университеты:

  • Первый Московский государственный университет имени И. М. Сеченова.
  • Санкт-Петербургский университет.
  • Новосибирский государственный университет.
  • Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова.

Однако обучение специалиста на этом не заканчивается. Для постоянного развития генетику необходимо ходить на различные семинары и курсы. Также нужно постоянно изучать большое количество литературы, чтобы полученные знания не устарели.

Источник: https://gi-store.ru/vybor-professii/genetik-obuchenie.html

Профессия генетик: описание, зарплата, где учиться, где работать

Гены способны влиять на выбор профессии

Существует много профессий будущего, среди которых своей особенной профессиональной деятельностью выделяется генетик. Наука и технология не стоят на месте, ученым предстоит еще совершить множество открытий. И на сегодняшний день люди на себе замечают преимущества их работы. Что изучает генетика и почему результаты деятельности этих ученых так важны для нашего общества?

Какие требования предъявляются

К основным требованиям, которые предъявляются к будущему генетику, относят:

  • Высшее медицинское образование с действующим сертификатом по генетике.
  • Способность налаживания контактов с коллегами и пациентами.
  • Знание английского языка на уровне, позволяющем читать профессиональную литературу.
  • Необходимый опыт в научных исследованиях и написании заключений.

Немаловажное значение имеет аналитический склад ума, пунктуальность и склонность к изучению научной литературы.

Врач-генетик

Специалист диагностирует, оказывает медицинскую помощь и предупреждает наследственные патологии. Он наблюдает патологии, вызванные кровосмешением, и исследует вопросы, связанные с рождением здоровых детей.

К наиболее распространенной профессии, связанной с генетикой человека, относится врач-генетик. Он занимается также следующими вопросами:

  • прогнозированием возможности иметь детей у конкретной семейной пары;
  • выявлением наследственной предрасположенности к определенной болезни и степени вероятной передачи ее от родителей к детям;
  • расчет риска генных мутаций, в случае если носителем гена являются один или оба родителя;
  • терапия малышей, родившихся с генной патологией;
  • установление отцовства и материнства.

В отдельных случаях врач-генетик участвует в комиссии о принятии решения о прерывании беременности, занимается разными формами бесплодия, мертворождением.

Врач-генетик — профессия, которая достаточно востребована в современной медицинской практике. А клонирование и трансплантация стволовых клеток делают ее еще более перспективной.

Как продвигаться по службе

Чтобы получить такую профессию, необходимо:

  1. Окончить вуз по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  2. Вместе с дипломом получить аккредитационный лист. Сдать тестовые задания и экзамен, пройти собеседование.
  3. В течение года проработать в поликлинике или амбулатории, а затем проучиться в ординатуре. И через 2 года получить специальность «Генетик».

Существует еще один путь. Возможно получение высшего биологического образования, а затем специализации по генетике. Обычно эти специалисты осуществляют свою деятельность в сфере науки, а к практической медицине отношения не имеют.

Рост профессионализма специалиста, уровень знаний и опыт отражаются квалификационной категорией. Они присваиваются комиссией в присутствии самого генетика. Он предоставляет письменную исследовательскую работу, которая включает описание навыков и знаний.

Известны следующие сроки присвоения:

  • более 3 лет стажа — 2-я категория;
  • свыше 7 лет — первая;
  • более 10 лет — высшая.

Врач может не квалифицироваться, однако это для профессионального роста станет большим минусом. Также профессиональному росту специалиста будет способствовать написание кандидатских и докторских диссертаций, публикации в научных журналах, выступление на конференциях и конгрессах.

Для людей, выбравших профессию генетика, огромное значение имеет повышенный уровень личной ответственности. Они всегда работают над важными научными открытиями. А также проводят много исследований, поэтому любые неточности недопустимы.

Генетик должен обладать:

  • способностью к анализу;
  • склонностью к естественным наукам;
  • внимательностью;
  • целеустремленностью.

Профессия генетика сложная, поэтому для равнодушных к науке людей она не подходит. Исследовательская и практическая деятельность нужна тем специалистам, которые обладают высоким уровнем заинтересованности и развитым мышлением.

Еще самым важным фактором здесь считается возможность обработки огромного количества информации и умение применять современные технологии.

Чтобы добиться успеха в профессии генетика, необходимо уметь решать следующие вопросы:

  • Правильно ставить текущие задачи.
  • Достигать поставленные цели.

Профессия генетика требует от человека настойчивости и уверенности в результате, умения прислушиваться к мнению своих коллег.

Современный генетик обязан не только проводить исследования, но и записывать результаты в соответствующей форме. Это означает, что он должен обладать искусством слова и правильно преподносить информацию.

Преимущество профессии

В России, как и в других странах, профессия генетика является востребованной. Наука стремительно набирает обороты, ведь это перспективное направление. Роль генетики огромна, и грани ее дальнейшего развития еще не определены.

В государственных и частных учреждениях самых разных направлений ощущается нехватка специалистов данного профиля.

Недостатки профессии

Проводимые генетические исследования — тяжелый труд. Человек постоянно испытывает большое напряжение, работа практически круглосуточная и вызывает переутомление. В конечном итоге это приводит к развитию различных заболеваний.

Негативное влияние на организм оказывает работа с различными реактивами, которые используют при проведении научных исследований. Поэтому важно соблюдать определенные меры предосторожности. В противном случае они могут привести к негативным последствиям.

Незначительная ошибка генетика может повлиять на жизнь окружающих. Поэтому генетики часто сталкиваются с негативным мнением общества и строгим контролем государства. Еще они ощущают серьезное эмоциональное давление.

Начинающим ученым приходится работать не ради материальной прибыли, а для реализации собственных амбиций. Это неудивительно, ведь молодому специалисту трудно устроиться на высокооплачиваемую должность.

Зарплата генетиков

Заработная плата ученых зависит от места работы и региона страны. Самую высокую оплату труда готовы предложить работодатели Московской и Ленинградской области.

Минимальная зарплата по профессии генетика составляет 11 000 рублей, а максимальная находится в районе 200 000.

Заключение

Генетик — профессия будущего. Люди, которые претендуют на эту должность, должны обладать специальным образованием и особым складом характера. Ведь в процессе работы им придется решать сложные задачи производственного характера.

Источник: https://FB.ru/article/422324/professiya-genetik-opisanie-zarplata-gde-uchitsya-gde-rabotat

Как выбрать профессию по типу интеллекта

Гены способны влиять на выбор профессии

Екатерина Ушахина

Выбор профессии — дело сложное и ответственное, особенно когда ваш ребенок никак не может понять, что же ему нравится.

Сегодня мы расскажем вам о 9 видах интеллекта, которые напрямую влияют на склонности и интересы ребенка. Для каждого вида интеллекта мы предлагаем небольшой опросник и список профессий, которые подойдут ребенку, если у него в большей степени развит именно этот вид интеллекта. Все материалы из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь».

А если ваш ребенок уже определился с интересами, то читайте вместе с ним книги, связанные с разными профессиями.

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Что такое теория множественного интеллекта

В основе этой книги — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно этой теории, существует девять видов интеллекта — девять разных способов быть умным. Это вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский.

Теория Гарднера доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума.

Каждому виду интеллекта присущи определенные черты, которые влияют на выбор профессии.

Вербальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы, чтобы понять. насколько развит у него вербальный интеллект:

Люди с развитым вербальным интеллектом отличаются повышенной чувствительностью к звучанию слов, их смыслам и вариантам применения. Талантливые поэты и писатели, книголюбы, прекрасные рассказчики, убедительные спорщики, люди со способностями к изучению иностранных языков и те, кто пишет без единой ошибки, — все они наделены вербальным интеллектом.

Если у ребенка развит вербальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Музыкальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Человек, у которого развит музыкальный интеллект, очень любит музыку. Он различает и улавливает ритм, мелодию и музыкальные тональности.

Он слышит, когда музыканты играют фальшиво, и понимает, из каких нот и аккордов складывается песня и как звучат инструменты. Как правило, ему нравятся разные музыкальные стили — любая музыка пробуждает его любопытство.

Ему по душе пение и игра на музыкальных инструментах; он любит слушать музыку и ходит на концерты.

Если у ребенка развит музыкальный интеллект, то ему подойдут такие профессии.

Логический интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Те, у кого развит логический интеллект, на лету схватывают все, что связано с числами и математическими понятиями.

Им нравится выискивать логические закономерности, они понимают, как работают причинно-следственные связи в науке, любят загадки, головоломки и игры-стратегии, интересуются компьютерами и принципами их работы, увлекаются написанием компьютерных программ.

Производя в уме математические вычисления, придумывая собственные секретные шифры, проводя научные эксперименты, изучая языки программирования или пытаясь угадать, кто совершил преступление в детективе, ты задействуешь свой логический интеллект.

Если у ребенка развит логический интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Образный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

У человека с развитым образным интеллектом может быть хорошая память на лица и места, он замечает мелкие детали, которые обычно ускользают от внимания других людей.

Такие люди хорошо помнят то, что они выучили на основе картинок, но если учебный материал объясняется на словах, запоминают его плохо. Они чувствуют, как соотносятся предметы в пространстве, например могут мысленно сделать перестановку в комнате несколько раз.

Они хорошо ориентируются по карте и находят дорогу в незнакомых местах; легко разбирают вещь и также легко собирают ее.

Образный интеллект хорошо развит у художников и изобретателей. Способность создавать образы помогает первым заниматься искусством и дизайном, фотографировать и снимать кино; вторым — создавать архитектурные и инженерные проекты, конструировать модели и изобретать что-то новое.

Если у ребенка развит образный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Телесный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, наделенные телесным интеллектом, «думают» телом и обучаются с его помощью. Тело помогает им выразить мысли или продемонстрировать свои способности. Как правило, они ощущают себя комфортно «в своей коже». Они много занимаются спортом, любят танцевать, играть в спектаклях, мастерить что-то своими руками, вязать, шить, лепить, строить, чинить и работать с механизмами.

Если у ребенка развит телесный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Социальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди с развитым социальным интеллектом любят людей и находят миллионы способов это продемонстрировать. Им нравится быть среди людей: учиться, работать вместе и помогать другим. Они понимают, какие эмоции, желания и потребности есть у окружающих их людей и почему они себя ведут тем или иным образом.

Они легко знакомятся с новыми людьми и как рыба в воде чувствуют себя в любой компании. А еще они искренне заботятся об окружающих. особенность людей, наделенных этим видом интеллекта, — умение понимать других.

Если у ребенка развит социальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Внутренний интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, обладающие внутренним интеллектом, точно знают, кто они. Они понимают, что собой представляют и на что способны. Те, у кого развит внутренний интеллект, понимают свой внутренний мир и знают себя намного лучше, чем окружающие. Они умеют устанавливать личные цели, анализировать прошлое, учиться на своем опыте, составлять планы на будущее, осознавать свои сильные и слабые стороны.

Если ты постоянно размышляешь о жизни, регулярно ведешь дневник, анализируешь свои жизненные проблемы, интересуешься психологией, понимаешь и принимаешь самые разные эмоции, которые обуревают тебя изо дня в день, значит, ты наделен внутренним интеллектом.

Если у ребенка развит внутренний интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Природный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Человек, обладающий природным интеллектом, замечает все, что находится вокруг него, ему нравится определять и классифицировать растения и животных, следить за прогнозом погоды, коллекционировать камни или наблюдать за звездами. Он умеет различать породы деревьев, животных, виды растений, птиц, насекомых, облаков, звезд и горных пород. Тот, у кого развит природный интеллект, всегда с любопытством смотрит на окружающий мир — где бы ни очутился.

Если у ребенка развит природный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги для биологов, зоологов, ученых.

Философский интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Если ты живой человек, значит философский интеллект у тебя есть. Однако обладать философским интеллектом и быть живым — не совсем одно и то же. Философский интеллект означает понимать, что ты жив, и в глубине души чувствовать, что ты живой. Философский интеллект заставляет человека задавать вопросы о жизни, интересоваться, почему существует Вселенная и как в ней зародилась жизнь.

Если у ребенка развит философский интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

По материалам книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь».

Обложка поста: unsplash.

Если ваш ребенок уже определился с интересами, то читайте вместе с ним книги, связанные с разными профессиями.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/05/01/kak-vybrat-professiyu-po-tipu-intellekta/

Все дело в генетике: какие гены отвечают за привлекательность

Гены способны влиять на выбор профессии

Жалуясь на непривлекательный внешний вид, многие винят генетику, считая именно ее, а не плохие привычки и неправильный образ жизни, истинной причиной отсутствия красоты. Такие подозрения не напрасны: существуют гены, которые отвечают за привлекательность.

Быть внешне привлекательным хочется каждому человеку. Даже те, кто не стремится завоевывать внимание противоположного пола, хотят выглядеть красиво и хорошо, чтобы нравиться самим себе.

К сожалению, даже поддержание красоты, данной от природы, требует определенных усилий: зубы нужно чистить, лицо – как минимум умывать, волосы — мыть специальными шампунями и ухаживать за ними, если они длинные, и так далее.

Тему привлекательности не раз обыгрывали в мемах

Тем же, кому от природы досталась среднестатистическая внешность, порой приходится прикладывать куда больше усилий: больше и лучше ухаживать за кожей, ежедневно страдающей от гнета декоративной косметики, упорно отращивать волосы, тратя баснословное количество денег и времени на различные процедуры. Естественно, под силу это далеко не каждому: помимо банальной лени и нехватки времени остается ведь еще и финансовый вопрос.

Свои неудачи многие люди склонны оправдывать некими внешними, неподконтрольными факторами, и генетика — одно из таких оправданий. Большое количество людей в качестве фактора, мешающего им добиться привлекательности, выбирает генетическую предрасположенность к чему-либо.

Такие оправдания далеко не все воспринимают всерьез: некоторые считают, что приплетать генетику — признак слабовольного, безответственного человека. Но что, если гены, «отвечающие» за нашу привлекательность, все же существуют?

Ученые выяснили, какие гены влияют на внешнюю привлекательность: вот что им удалось установить в ходе исследований.

Лишний вес: виновата ли генетика

Достаточно часто люди, не желающие вести здоровый образ жизни, правильно питаться и заниматься спортом, винят во всем генетику: якобы именно она то и дело вставляет им палки в колеса, удерживая жир на животе и мешая в конце концов прийти к идеалу. Доля правды в этом, конечно, есть: генетически человек действительно может быть предрасположен к полноте.

Но винить в проблемах лишнего веса одну лишь генетику тоже неправильно: львиная доля таких случаев на самом деле объясняется не неудачным набором генов, а неправильными пищевыми привычками, с которыми человек не может или не хочет расстаться. Мешать похудеть может и сила воли (точнее, ее отсутствие), и даже стесненные материальные обстоятельства. Сваливать все на генетику как минимум неразумно.

Генетика может в той или иной мере предопределять набор веса, но это не значит, что нужно, ополчившись на весь мир и в особенности — на тех, кому повезло обладать быстрым обменом веществ, обложиться булочками, гамбургерами и сладостями: лишние килограммы придут обязательно.

Какие гены отвечают за привлекательность: результаты исследования

Итак с лишним весом все понятно: обвинять «несправедливую» генетику в его наличии, пожалуй, не стоит, хоть она и может частично влиять на процесс набора лишних килограммов. Но что насчет генов, которые в прямом смысле отвечают за нашу привлекательность?

Ученые, проводя сравнительный анализ школьных фотокарточек и эксперимент, в ходе которого участники оценивали привлекательность противоположного пола на фото, пришли к выводу, что как такового «гена красоты» не существует. Нет никакого «волшебного» генома, способного свою обладательницу или обладателя сделать мегапопулярными у окружающих.

Тем не менее выяснилось, что привлекательные по мнению большинства люди имеют ярко выраженный набор черт, которым соответствуют определенные гены, и, напротив, у непривлекательных людей так или иначе выражены «гены непривлекательности».

Так, наиболее красивыми из дам мужчины посчитали тех, у кого не был выражен ген, программирующий повышенный индекс массы тела (ген FTO). Представителям сильного пола по вкусу больше пришлись те, чей ИМТ был в норме или даже чуть ниже необходимого уровня.

А вот у женщин все оказалось несколько иначе: после того, как ученые проанализировали фотографии, выбранные респондентками как наиболее привлекательные, выяснилось, что изображенные на фотографиях мужчины обладают достаточно высоким уровнем холестерина. Разумеется, прекрасных дам привлекает не перспектива бороться с атеросклеротическими бляшками предполагаемого партнера. Дело в том, что холестерин — это вещество, активно участвующее в выработке тестостерона, по-видимому и привлекающего женщин.

Как видите, генетика в ряде случаев и вправду может влиять на нашу привлекательность: частично это сказывается, к примеру, если мы пытаемся прийти в форму и похудеть.

Но винить генетическую предрасположенность к чему бы то ни было во всех смертных грехах тоже не стоит: ответственность за большую часть успеха или неудачи все же лежит на нас самих. То же долголетие, к примеру, лишь на десять-пятнадцать процентов определяется «хорошими» генами.

Оставшиеся восемьдесят пять-девяносто процентов — это наш образ жизни, привычки и умение следить за своим здоровьем.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gurutest/vse-delo-v-genetike-kakie-geny-otvechaiut-za-privlekatelnost-5cb8681774b7da00b3666e21

Гены влияют на интеллект и успехи в учебе

Гены способны влиять на выбор профессии

Генетические исследования со временем смогут внести ощутимый вклад в апгрейд образования. Они помогут подбирать индивидуальные подходы к обучению детей, чтобы улучшить их образовательные результаты.

Пока предсказать способности ребенка с помощью генетики сложно, но ученые постепенно накапливают материал по предикторам тех или иных качеств.

Воздействие генов и среды на развитие человека, факторы успешности обучения, недавние открытия генетики и прогнозы ее развития стали главными сюжетами доклада приглашенного профессора НИУ ВШЭ, международного эксперта в области поведенческой генетики Юлии Ковас.

Все психологические черты человека в той или иной степени развиваются под влиянием генетических факторов. То есть на поведение человека влияет, в числе ряда факторов, и наследственность. В то же время, списать психологические особенности человека исключительно на действие генов невозможно. Равно как нельзя объяснять человеческие проявления лишь воздействием средовых условий.

Дело в том, что во влиянии на человека гены и среда находятся в тесном «партнерстве». Это икс и игрек той системы координат, в которой происходит формирование человека, в том числе его обучение.

Об этом рассказала в докладе «Как генетика может помочь образованию: генно-средовое содействие» приглашенный профессор НИУ ВШЭ, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении факультета психологии Голдсмитс (Университет Лондона), соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики РАО «Психологический институт» и соруководитель Международного центра исследований развития человека (Томский государственный университет) Юлия Ковас. Выступление состоялось на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Ясно, что любые «манипуляции» с генами порождают немало этических вопросов, на которые ученым и обществу в целом придется искать ответы. Однако речь не о подобных неоднозначных технологиях, а о конструктивном потенциале генетики, ее помощи человеку в его развитии. Эта наука идет вперед семимильными шагами с середины прошлого века.

Так, в 1953 году была открыта структура ДНК, в 2003 году был расшифрован геном человека (ученые знают всю последовательность «букв» в этом сложном «тексте», хотя пока и не знают, что означает этот «текст»), исследования 2006 года позволили впервые генотипировать (выявить) маркеры – гены, влияющие на тот или иной признак.

К 2020 году, по прогнозам ряда экспертов, секвенирование станет вполне рутинной процедурой: ученые смогут определять всю последовательность ДНК-цепочки любого человека быстро и дешево. Это знание, в конечном итоге, позволит понять, как развиваются индивидуальные различия между людьми и как выстроить для ребенка оптимальную модель развития.

Такова «футурология» поведенческой генетики.  

Успех в обучении зависит от генов и среды

Поведенческая генетика, по сути, приближает ученых к построению «уравнения» человеческого развития.

Независимыми переменными в нем будут гены и среда (разумеется, наряду с другими переменными), зависимым – само развитие.

Вопрос в том, как можно контролировать, изменять средовые условия, учитывая генетические особенности, чтобы на выходе получился оптимальный результат, например, в обучении.

Некоторые «уравнения» уже, по сути, составлены. Так, например, ученые доказали взаимодействие наследственности и среды. Одни и те же гены могут вести себя по-разному в разной среде.

Один и тот же ребенок в разных средовых условиях может показывать разные образовательные результаты.

Здесь как раз и существует большой потенциал для индивидуализации образовательных технологий, создания таких условий, в которых ребенок по максимуму проявил бы свои возможности и был бы мотивирован к обучению.

А вот еще одно «уравнение», или теорема, доказанная коллективом ученых, в числе которых – Юлия Ковас.

В 2014 году на выборке близнецов в Великобритании было выявлено, что в начальной школе генетические факторы больше влияют на успешность обучения, измеряемую результатами тестов и оценками, чем на интеллект (рис. 1; в «шапке» к рисунку приведены название и авторы статьи).

Ось абсцисс отмеряет годы – от семи до 12 лет, ось ординат показывает наследуемость, а цветные ломаные показывают математические навыки и навыки в области чтения и письма.  

Рисунок 1. Влияние генетических факторов на умение читать, писать и считать (навыки грамотности, в том числе математической) у младшеклассников.

Источник: презентация Ю. Ковас.

Но постепенно генетические влияния возрастают (рис. 2). Красным цветом выделены генетические факторы, воздействующие на разные переменные (среди них GCSE – британский аналог российского ЕГЭ; интеллект; здоровье и пр.).

Синим цветом выделены средовые факторы этих характеристик. Диаграмма показывает, что генетические различия между учениками объясняют примерно 63% различий в баллах на экзаменах и примерно столько же в различиях в интеллекте.

Рисунок 2. Генетические и средовые факторы в их влиянии на характеристики учащихся.

Примечания: выборка близнецов из базы TEDS (TwinsEarlyDevelopmentStudy – исследования раннего развития близнецов) составила свыше 6,6 тыс пар. Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Исследователи также изучили, насколько генетические факторы объясняют силу корреляций между баллами на экзаменах и другими чертами (рис. 3; цветовые обозначения – те же). Так, связь между успешностью на экзаменах и интеллектом объясняется прежде всего генетическими факторами. Связь между восприятием домашней среды и результатами экзаменов объясняется, в основном, средовыми факторами.

Любопытно, что лишь 25% вариативности в успешности на экзаменах объясняется интеллектом. Еще 25% успешности объясняются мотивацией, здоровьем и пр. Оставшиеся 50% вариативности успешности остаются непроясненными.

Рисунок 3. Факторы, определяющие силу корреляций между успешной сдачей экзаменов и рядом переменных (здоровье, интеллект, домашняя и школьная среда и пр.)

Источник: презентация Ю.В.Ковас.

Важно правильно подобрать среду

Как упоминалось выше, доказана и другая теорема: наследуемость интеллектуальных способностей повышается с возрастом. Иными словами, различия в интеллекте между маленькими детьми чаще всего объясняются средовыми факторами. Среди взрослых людей «контрасты» в интеллектуальных способностях оказываются под большим влиянием генетических различий между ними.

Такое возрастное усиление роли генетических влияний, возможно, объясняется генно-средовыми корреляциями. «Среда не просто «случается» с нами, мы являемся активными участниками средовых условий, – пояснила Юлия Ковас. – То есть мы выбираем среду и модифицируем ее. Тем самым генетические влияния усиливаются благодаря подбору определенной среды».

Еще одно любопытное генно-средовое «уравнение»: стабильность образовательных достижений школьника (хорошая учеба в начальной, средней, старшей школе) объясняется тем, что одни и те же гены продолжают влиять на эту характеристику на протяжении его взросления. А нестабильность в учебе – например, ухудшение результатов в средней школе по сравнению с начальной – связана, в основном, с воздействием среды.

Большинство ассоциаций между средовыми влияниями и психологическими чертами имеют и генетические влияния, – такова еще одна теорема поведенческой генетики. Успешность детей в школьном обучении определенным образом связана с образованием родителей, и частично эта связь объясняется их генетическим родством. В то же время здесь есть и средовая медиация, влияние обстоятельств. 

Гена математического гения не существует

Очевидно, что никогда не будет найден «ген шизофрении» или «ген математического гения», отметила Ковас. Сама формулировка «ген какого-либо признака» некорректна, поскольку все характеристики полигенны: генетические влияния являются «продуктом многих генетических факторов с маленькими эффектами».

Исключение составляют серьезные отклонения (психические, физические): так, мутация определенных генов может спровоцировать переход на негативную траекторию развития.

«Однако, когда мы говорим об индивидуальных различиях в норме, то эти различия развиваются под очень сложным влиянием множества генов и множества средовых факторов», – подчеркнула эксперт.

Психологические характеристики связаны между собой, в том числе, и под влиянием генетических факторов. Существует гипотеза «общих генов»: если ребенок показывает хорошие результаты в математике и в чтении, это во многом оказывается следствием того, что одни и те же гены влияют на его умение читать и считать.

Многие исследования показывают, что существует «некий набор генетических факторов, которые оказывают влияние на развитие в целом», прокомментировала Ковас.

Если же происходит несовпадение, то есть ребенок, например, хорошо успевает по математике и плохо по чтению, то эта разница часто объясняется средой, а не генетическими факторами.

Наследуемость в роли иголки в стоге сена

Все психологические черты являются сложными с точки зрения их природы, то есть множество генетических и средовых факторов вносят вклад в их формирование. Такими чертами оказываются и все человеческие характеристики, связанные с образованием, подчеркнула исследователь.

Генетические факторы объясняют 40-60% индивидуальных различий в этих характеристиках. Такие результаты были получены разными методами поведенческой генетики (исследования близнецов, полногеномный анализ сложных черт – genome-wide complextraitanalysisи пр.).

Однако молекулярные генетические исследования – другой раздел поведенческой генетики – позволили обнаружить «лишь немного из конкретных генетических полиморфизмов (участков ДНК, которые различаются между людьми), вносящих вклад в эти признаки», отметила исследователь. Так возникает проблема потерянной наследуемости. 

ее причина состоит в том, что каждый полиморфизм, каждый генетический маркер вносит лишь очень маленький вклад в конкретный признак (все черты находятся, как уже говорилось, под влиянием сразу многих генетических маркеров), и найти следы его «деятельности» не так просто.

Генетика поможет строить модели детского развития

Таким образом, можно говорить о полигенных предикторах – аддитивном, суммирующем влиянии маркеров на те или иные особенности человека.

«Когда мы сможем найти большое количество генетических маркеров, которые связаны с разными процессами, например, когнитивными или мотивационными, мы сможем агрегировать эти маркеры с тем, чтобы они уже имели предсказательную силу», – резюмировала эксперт.

Эта информация может учитываться в построении сложных моделей детского развития, заключила Юлия Ковас.

См. также:

Мотивация студентов к учебе влияет на их перспективы
Популярность отличников зависит от мотивации класса
Родители нацеливают детей на успех в профессии Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 декабря, 2015 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177664078.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: