Гештальт

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Гештальт

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.

    История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.

    htm

Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Гештальт — что это такое самыми простыми словами

Гештальт

Здравствуйте! В этой статье я расскажу про гештальт — что это такое простыми словами. Для целостности образа Вы также узнаете, что такое гештальт-психология и гештальт-терапия. Возможно, и Вы обнаружите у себя гештальты, которые стоит закрыть.

Не: «Когда по мне каток проехал, мне как-то ближе стал асфальт. И сразу сам собой закрылся гештальт», а самым безопасным образом.

статьи:

Что такое гештальт?

Понятие «гештальт» происходит из немецкого языка и не имеет прямого эквивалента в русском языке. Оно означает, что вещи размещены или собраны вместе, в целом (целостный образ). В психологии гештальт описывается, как шаблон или конфигурация. В этом контексте гештальт охватывает человеческий разум и поведение человека в целом.

Первые работы по теории гештальта были сфокусированы на восприятии с особым акцентом на формирование визуального восприятия, называемого иллюзией.

Гештальт-теория сыграла свою роль в областях психологии, которые стремятся лучше понять мозг и объяснить социальное поведение. Многие из основных понятий гештальт-психологии трудно определить и оценить экспериментально.

Не смотря на критику теории, гештальт-психология оказала серьезное влияние на психологию в целом.

Гештальт-психология

Гештальт-психология — это школа мысли, которая была основана в 20 веке. Она послужила основой для изучения восприятия. идея гештальт-психологии заключается в том, что все — больше, чем сумма его частей, а свойства целого не могут быть получены синтезом его самостоятельных компонентов.

Что же такое гештальт-психология?

Простыми словами, психология гештальта основана на концепции, что целое — больше, чем сумма его частей.

Чтобы лучше проиллюстрировать, как работает человеческое восприятие, исследователи гештальта используют следующие законы организации восприятия: сходства, Прагнанца, близости, инклюзивности, непрерывности и замыкания.

Эти законы объясняют, как наш мозг пытается группировать вещи, чтобы помочь нам интерпретировать мир вокруг нас.

  • Закон подобия относится к группированию подобных вещей воедино, чтобы составить образ предметов, относящихся друг к другу.
  • Близость означает группирование вещей в соответствии с их пространственной близостью.
  • Непрерывность — это способ группировки вещей на основе шаблонов для создания целостной фигуры.
  • Инклюзивность предполагает, что мы видим изображение целиком, прежде чем заметим его различные части.
  • Закрытие предполагает способность, видя только часть изображения, мысленно заполнить пробелы тем, что, как мы предполагаем, также должно быть.
  • Прагнанца подразумевает полноту явления, что означает, что мы продолжаем думать о чем-то, пока оно не станет «законченным».

Как развивалась гештальт-психология?

Гештальт-теория возникла в Австрии и Германии, как реакция на развитие школ мышления, ассоциаций и структурализма.

Теория ассоциативности предполагает, что пары мыслей соединяются на основе опыта.

Структурализм рассматривается как одна из первых школ психологии. Предпосылкой структурализма является разложение умственных процессов на основные компоненты.

Гештальт-теория фокусируется на изучении сознания, объектов непосредственного опыта и понятий о явлениях.

Ранние исследователи были обеспокоены тем, что тогда считалось стерильным подходом к научному изучению процессов психического здоровья. Гештальт-психология была разработана отчасти, чтобы добавить гуманистический элемент к изучению восприятия.

Исследователи в гештальт-психологии внесли в свою теорию понятия формы, значения и ценности, тогда как предыдущие исследователи их игнорировали.

Кто является основателем гештальт-психологии?

Гештальт-психология была предметом изучения многих известных исследователей, поэтому невозможно назвать одного человека ее основателем.

Развитие психологии гештальта обязано работе множества исследователей: Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки, Курта Гольдштейна и Фрица Перлза, работавших с 1912 года. Следующим поколением исследователей были: Курт Левин, Рудольф Арнгейм и Ханс Уоллах.

Макс Вертгеймер написал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году, ставшую началом школы гештальт-мысли. Разработкой теории Вертгеймер занимался вместе с психологами Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой.

Вертгеймер показал, как гештальт-принципы могут быть использованы для изучения и объяснения проблем этики, природы истины и политического поведения.

Трио психологов применило теорию гештальта к вопросам восприятия, включая изучение проблем обучения и мышления. В середине 30-х годов Вертгеймер, Келер и Коффка переехали в Соединенные Штаты к и стали профессорами.

Позже (в первую очередь Куртом Левиным) гештальт-принципы были также применены к мотивации, социальной психологии личности, эстетике и экономическому поведению.

Гештальт-психология сегодня

Сегодня в мире насчитывается более 60 учебных заведений, обучающих гештальт-терапии, и их число растет. В Соединенных Штатах почти во всех крупных городах есть, как минимум, один гештальт-институт. В России гештальт-теория развивается с небольшим отставанием.

На сегодняшний день не существует национальных организаций, занимающихся гештальт-психологией. Нет стандартов, которым должны соответствовать институты, а также стандартов для преподавателей и терапевтов. Каждое учреждение разрабатывает свой учебный план и имеет различные критерии аттестации студентов.

В настоящее время отсутствуют и четкие стандарты гештальт-терапии. Потенциальным клиентам, желающим пройти курс гештальт-терапии, необходимо самим прийти к решению, что им поможет именно этот метод и самим выбрать для себя специалиста.

Примеры гештальт-психологии

Найти примеры гештальт-психологии в нашей повседневной жизни очень просто. В 1912 году Вертгеймер открыл «феномен фи». Что это такое?

У вас когда-нибудь был флипбук (книжка с картинками) с анимированными рисунками, когда вы перелистывали страницы маленькой книги пальцами?

Каждый рисунок — это отдельный рисунок, но когда мы переворачиваем их в быстрой последовательности, у нас возникает иллюзия, что объект движется. Это пример фи-феномена, который стал основой для кинофильмов.

Если вы нарисовали круг на листе бумаги, затем стерли половину круга и смотрите на него снова, ваш ум все равно будет пытаться увидеть круг в целом. Это пример преемственности.

Если вы когда-либо присматривались к масляной или акриловой пейзажной живописи, вы могли заметить, что картина состоит из различных мазков кисти, которые, кажется, не имеют смысла сами по себе. Однако, если вы отойдете от картины, увидите мазки кисти как траву, деревья и твердую почву.

Это пример сходства. Мы воспринимаем мазки как сходные с природой образы.

Когда вы заходите в ресторан и в холле находится группа людей, вы можете предположить, что все эти люди пришли вместе, потому что в пространственном отношении люди стоят очень близко друг к другу. Это пример близости.

Кто основал гештальт-терапию?

Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз, отправился во Франкфурт, чтобы стать помощником Курта Гольдштейна в Институте, изучающем солдат с повреждением мозга. Гольдштейн был исследователем теории гештальта.

Перлз увлекся некоторыми фрейдистскими теориями и методами и попытался развить свою систему психотерапии. Он попал под влияние многих психологов, психоаналитиков и экзистенциальных философов, прямо или косвенно изучавших принципы гештальта и гештальт-терапии.

В институте изучения солдат с повреждением мозга он встретил свою жену Лору Перлз, которая также изучала гештальт-терапию. Целью гештальт-терапии было помочь пациентам осознать основные внутренние и внешние ощущения, чтобы лучше реагировать на ситуации.

Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на «здесь и сейчас», а не на прошлом опыте. Как только клиенты смогут в полной мере ощутить настоящее, им будет легче противостоять прошлым конфликтам или, как их называл Перлз, неполным (незакрытым) гештальтам.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия использует целостный подход к жизни, подчеркивая вашу ответственность и понимание ваших текущих психологических и физических потребностей.

Гештальт-терапевт работает с такими вопросами, как свобода, ответственность и жизненный опыт и их роль  и значение в вашей жизни. Эта область психологии направлена ​​на разрешение конфликтов и неясностей, происходящих из неспособности интегрировать различные особенности вашей личности.

Во время терапии вам будет предложено обсудить ваши воспоминания и проблемы, возникающие в настоящее время. Терапевт может использовать драматизацию конфликтов, чтобы помочь вам лучше понять ваши проблемы.

Терапевт может попросить вас разыграть ситуации, чтобы выявить мысли и представления, которые вы, возможно, подавили в свое время. Проработку моментов из прошлого опыта называют закрытием гештальта.

Например: в прошлом у вас была травмирующая ситуация (смерть близкого человека или домашнего животного или другая) и вы по каким-то причинам не прожили ее в то время полностью («не выплакали»); вернувшись мысленно в тот момент прошлого, вы сможете вновь пережить ситуацию, закрывая свой гештальт (делая образ полным).

Наибольшую пользу от гештальт-терапии получают люди, которые хотят улучшить свое психическое и соматическое (физическое) здоровье.

Заключение

Мы рассмотрели гештальт – что это такое, а также узнали, что такое гештальт-терапия и гештальт-психология.

Гештальт-психология состоит из множества сложных элементов. Проведенные к настоящему времени исследования сыграли важную роль в объяснении процессов мышления и поведения человека и принесли огромную пользу в разных областях психологии.

Психологам еще многое предстоит узнать о психологии гештальта и о ее применении для достижения наилучшего психического состояния пациентов.

Надеюсь, статья была полезна для Вас. Скачивайте мою книгу в разделе «Бесплатно», оставляйте комментарии (я их все читаю) и будьте здоровы!

До встречи на сеансах!

Источник: https://duhitelo.ru/geshtalt-chto-eto-takoe/

Гештальт — что это в психологии? Основы и методы гештальт-терапии

Гештальт

Как часто вам приходится слышать о незавершённом гештальте или гештальт-терапии? Согласитесь, об этом говорят многие, но не все могут объяснить суть этого термина.

Гештальт — это, простыми словами, определённый образ, который складывается в голове человека.

Если человек не страдает от психологических проблем, то возникающие в его голове образы полноценны, объективны и органично соотносятся с реальностью окружающего мира.

Если же человек переживает глубокую эмоциональную травму и не может её пережить, возникает так называемый незавершённый гештальт. Это образ травмирующей ситуации, который ассоциативно всплывает в мыслях и мешает жить здоровой, полноценной жизнью.

Понять этот сложный термин проще всего на примере. Большинство психологических травм, комплексов и других проблем формируется в детстве и юности.

Например, строгие родители требуют от ребёнка полного подчинения их жизненным правилам и установкам.

Человек растёт с убеждением, что он сможет реализоваться в жизни только получив высшее образование и устроившись на «престижную» работу. В его голове формируется образ «успешного» человека.

Между успехом и счастьем проводится параллель, как если бы эти понятия были тождественными. Он упорно стремиться достигнуть тех результатов, которые его родители посчитали бы удовлетворительными.

При этом он не чувствует себя счастливым, так как от природы наделён талантами в той сфере, которую родители считают неперспективной и несерьёзной.

В конечном счёте он чувствует подавленность из-за того, что занимается нелюбимым делом и испытывает стыд тогда, когда позволяет себе расслабиться и посвятить своё время хобби.

Решить сложившуюся проблему можно разными способами. Классическая психотерапия предполагает работу с бессознательным, то есть подсознанием человека. Психолог или психотерапевт методом свободных ассоциаций выявляют причину проблемы и предлагают способы её решения.

Несколько иные способы решения психологических проблем предлагает гештальт-психология. Сразу стоит сказать, что нельзя путать гештальт-терапию и гештальт-психологию. Последняя является одним из направлений психологии и исследует особенности восприятия мира человеком. Отдельные теоретические основы этого направления легли в основу гештальт-терапии.

Так вот, гештальт-психология строится на утверждении, что человек воспринимает себя и окружающий мир как единое целое, состоящее из множества взаимосвязанных компонентов. В результате этого нарушенное восприятие какого-то феномена или ситуации искажает понимание мира в целом. Решить эту проблему позволяет гештальт-терапия.

Что такое гештальт-терапия

Тема гештальт-терапии в российских ВУЗах рассматривается на протяжении целого семестра. Дело в том, что это очень широкая область, изучению которой можно посвятить долгие годы. Но я попробую сейчас вкратце объяснить, что такое гештальт простым языком и как знание значения этого термина может помочь в понимании психологии человека.

Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение и переводится как «форма», «образ». Но основатель гештальт-терапии заложил в него более глубокое значение. Поэтому перед тем, как начать объяснять основы этой методики психотерапии, стоит немного вникнуть в историю её возникновения.

Источник: https://psylib.org/geshtalt-terapiya/

Гештальт в психологии: что это простыми словами

Гештальт

Приветствую Вас, друзья!

Слово «гештальт» сегодня очень популярно. Выражение «гештальт не закрыт» знает каждый, многие слышали также о гештальт-терапии и видели многочисленные объявления гештальт-терапевтов.

При этом далеко не все правильно понимают данных терминов, поэтому не всегда используют их по делу.

Сегодня мы устраним данный пробел и разберемся, что такое гештальт, как он появляется, как его закрыть и можно ли его использовать во благо.

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.

Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции.

 Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей.

Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.

А ещё гештальт – это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела (и мотивирующий завершать их). К примеру, вы в течение дня можете составлять список вещей, которые нужно купить.

Кофе, сахар, салфетки… Даже не прибегая к мнемотехникам и не записывая список в блокнот, можно без проблем запомнить десяток пунктов и сохранить их в памяти даже на следующий день.

Но попробуйте вспомнить этот список через час после похода в магазин, и обнаружите, что забыли половину пунктов.

Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь.

Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты.

Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».

Как формируется гештальт?

Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот.

Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова.

Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать.

Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения.

Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место.

Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу.

Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

Причины появления гештальтов

Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей.

Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов.

Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.

Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения.

Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём.

Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.

Что такое гештальт-терапия?

Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь.

Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах.

Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.

Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении.

Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками.

Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.

Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.

Как можно использовать гештальты?

В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:

1. Списки задач. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.

2. Память о незавершенных делах. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.

3. Правило «15 минут». Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.

4. Талоны с наклейками. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.

Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.

И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.

А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.

Заключение

Гештальт – это нечто, что является для нашей психики целостным и неразрывным, несмотря на то, что состоит нескольких элементов. Если целостность гештальта нарушается, он превращается в тяжелый груз, мешающий эффективно работать и спокойно наслаждаться жизнью. При наличии болезненного гештальта, спровоцированного неприятными событиями из прошлого, необходима помощь специалиста.

А вот от повседневных раздражающих мелочей можно избавляться и самостоятельно. Для этого есть простое упражнение: необходимо концентрироваться на всех приятных ощущениях в течение дня.

Во время завтрака старайтесь лучше почувствовать вкус, консистенцию и температуру пищи. Гуляя по парку, обращайте внимание на пение птиц, на окружающие запахи и на все другие ощущения, которые сможете обнаружить.

Это очень эффективная техника, помогающая отвлекаться от переживаний и освобождать мысли.

И не забывайте, что гештальт может приносить не только вред, но и пользу. Гештальты используют маркетологи, чтобы привязывать клиента к своей компании. Также это отличный инструмент для повышения собственной эффективности, а родители могут применить данное явление, чтобы мотивировать детей лучше учиться и заниматься правильными вещами.

Источник: https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/geshtalt-v-psixologii-chto-eto.html

Что такое гештальт? Что значит

Гештальт

Закрыть гештальт — это значит закончить незавершенное дело, которое не дает покоя, завершить начатое. В обыденной речи гештальт — незаконченное дело. Например, можно сказать: «Книга плохая, но я все-таки ее дочитаю, чтобы закрыть гештальт».

«Этот гештальт я закрыл», — объявил актер Максим Виторган, избив режиссера Константина Богомолова — любовника своей жены Ксении Собчак.

Вообще же немецкое слово Gestalt означает форму, фигуру, целостный образ. В психологии гештальт — это структура, которая воспринимается как единое целое, а не как сумма отдельных элементов. Классический пример: мелодия — это не набор отдельных звуков, а единое целое — гештальт. Поэтому мы можем узнать знакомую музыку, даже если она сыграна на разных инструментах.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология — это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта — целостностного восприятия сложных явлений.

Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов — гештальтов, полагают гештальтисты.

Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые — нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.

Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже — вы видите черные пятна на белом фоне.

Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.

А теперь приглядитесь — в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» — начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.

Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения — ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.

В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

«Ад перфекциониста» — незакрытый гештальт.

В настоящее время гештальтпсихология — скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман — доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: