Гештальтпсихология

Содержание
  1. Гештальтпсихология: основные понятия и идеи
  2. Основные идеи гештальтпсихологии
  3. Развитие восприятия по Коффке
  4. Понятие инсайта по Кёлеру
  5. Динамическая теория личности Левина
  6. Гештальт-терапия по Перлзу
  7. Список литературы:
  8. Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин
  9. Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения — Саморазвитие
  10. Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи
  11. Основатели гештальтпсихологии
  12. Предмет гештальтпсихологии
  13. Замыкания
  14. Транспозиции (переноса)
  15. Прегнантности, или хорошей конфигурации
  16. Фигуры и фона
  17. Константности
  18. Близости
  19. Методы гештальтпсихологии
  20. Гештальт-терапия
  21. Что такое незакрытый гештальт?
  22. Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии
  23. История зарождения гештальтпсихологии
  24. Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии
  25. Базовые принципы гештальтпсихологии
  26. Качественные характеристики психологии гештальтов
  27. Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко
  28. Константность, стойкость восприятия
  29. Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Гештальтпсихология

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.

    История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.

    htm

Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Гештальтпсихология: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин

Гештальтпсихология

страница

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/geshtaltpsihologiya-m-vertgejmer-k-koffka-v-keller-k-levin/

Гештальтпсихология кратко и понятно: основные принципы и положения — Саморазвитие

Гештальтпсихология

«Тебе надо закрыть гештальт!» — модный совет, который направо и налево раздают окружающим доморощенные эксперты. И чаще всего понимают значение ставшего уже общеупотребительным термина неправильно.

Чтобы разобраться в сути данного феномена и так ли необходимо его «закрывать», следует обратиться к психологии восприятия, или гештальтпсихологии. Кратко и понятно о том, что это такое, расскажем прямо сейчас.

Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем.

gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании.

Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

Основатели гештальтпсихологии

Идея Эренфельса получила развитие в начале XX в. благодаря его студенту Максу Вертхаймеру (Вертгеймеру).

Экспериментальным путем немецкий психолог доказал: человеческий мозг воспринимает физический мир не как отдельные фрагменты — кусочки мозаики, — а как упорядоченные, целостные структуры, т. е. гештальты.

Например, когда мы любуемся картиной в Эрмитаже, то не замечаем каждый мазок художника, а видим цельное произведение искусства. И именно эта общая комбинация форм и цветов нас впечатляет.

Кроме М. Вертхаймера, огромный вклад в создание и развитие теории гештальтпсихологии внесли В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер, К. Левин и др.

Предмет гештальтпсихологии

Главное, что исследует психология восприятия, — сознание как динамическую структуру, все компоненты которой взаимодействуют друг с другом.

Изначально адепты нового направления ограничивались изучением феноменального поля, т. е. совокупности переживаний субъекта в данный момент времени («здесь и сейчас»). Однако довольно скоро тематика их работ расширилась и обратила взгляд на другие психические явления.

Так, в аспекте проблем гештальтпсихологии мышление — это поочередная смена гештальтов. Иными словами, одно и то же событие может рассматриваться с разных точек зрения.

Также представителей данного подхода волновали вопросы памяти, творческого мышления, динамики личностных потребностей и пр.

Замыкания

Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг автоматически заполнит недостающие части.

Треугольник без углов все равно воспринимается как треугольник: наше сознание «замкнет» промежутки.

Транспозиции (переноса)

Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Яркий пример действия этого закона — эксперимент, проведенный Куртом Коффкой.

Исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых картонкой. Лакомство всегда находилось под темно-серой крышкой, под черной не было ничего.

В повторном эксперименте испытуемым пришлось выбирать не между черной и темно-серой картонкой, а между темно-серой и светло-серой.

Дети выбирали последнюю, поскольку ориентировались не на определенные цвета, а на соотношение «светлое — более светлое» .

Прегнантности, или хорошей конфигурации

Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.

Сознание группирует расположенные на одной линии элементы в наклонную черту, а другие воспринимаются нами как разрозненные и беспорядочные.

Фигуры и фона

Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.

«Ваза Рубина» — классический пример взаимоисключающих отношений фигуры и фона: когда объектом являются лица, ваза отходит на задний план, и наоборот.

Константности

Образ стремится к стабильности и постоянству даже при изменении сенсорного ряда (воздействия на на наши органы чувств).

Положение двери в пространстве меняется, но она все равно воспринимается одинаковой.

Близости

Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.

Правую часть изображения мы видим как три столбика.

Законы, они же принципы гештальтпсихологии, определяют целостность и упорядоченность восприятия. В действительности, было сформулировано более ста положений, но самые значимые из них — близость, замкнутость, транспозиционность, упрощенность, фигура-и-фон, а также постоянство характеристик.

Методы гештальтпсихологии

Помимо традиционного наблюдения, гештальтпсихологи активно применяли экспериментальные способы изучения. Например, разработанный Карлом Дункером метод «рассуждения вслух». Его суть заключалась в том, что испытуемый должен был проговаривать свои мысли во время решения какой-либо задачи. Этот процесс фиксировался, а затем анализировался психологом.

Новый метод обогатил науку такими понятиями, как «проблемная ситуация», «инсайт» (внезапное озарение) и др. Впоследствии эти термины перекочевали из психологии в гештальт-терапию.

Гештальт-терапия

Во второй половине прошлого века на основе гештальтпсихологии возникло новое психологическое течение, родоначальники которого переосмыслили идеи своих предшественников.

Предметом изучения гештальт-терапии стал человек как целостная система (особенности его мышления и восприятия, характерные формы поведения, желания и потребности), а понятие «гештальт» трансформировалось в синкретический образ определенного события.

Основатели метода, психотерапевты Фриц и Лора Перлз, разработали теорию потребностей и их удовлетворения. Суть ее довольно проста: наша жизнь состоит из гештальтов.

Конфликт в общественном транспорте, взаимоотношения с родителями, разговор с начальником, романтическое увлечение — все это гештальты.

Они могут появиться внезапно, в любую минуту, независимо от нашего желания, возникают из потребностей (часто неосознаваемых) и нуждаются в немедленном удовлетворении.

Что такое незакрытый гештальт?

Это незаконченная в прошлом ситуация, которая искажает наше восприятие мира и ограничивает в действиях, тем самым порождая разные эмоциональные проблемы: страх, недовольство собой и окружающими, депрессию, апатию и пр.

Незакрытый гештальт провоцирует навязчивое желание вернуться и «переиграть» болезненное событие. В результате человек, сам того не осознавая, начинает повторять знакомый сценарий в изменившихся обстоятельствах.

Например, инициирует в новых отношениях конфликты, неразрешенные с прежним партнером.

По сути, от гештальтпсихологии это направление психотерапии взяло идею переструктурирования человеческого опыта «здесь и сейчас» и приведения личности к устойчивому, целостному, гармоничному состоянию.

Пожалуй, самая известная техника гештальт-терапии — упражнение «пустой стул». Напротив пациента ставят стул, просят представить некий объект, вызывающий эмоциональную реакцию, и поговорить с ним.

Это может быть человек, с которым связана конфликтная ситуация, одна из субличностей (например, внутренний критик) и даже физическое ощущение (боль, страх и пр.).

Смысл методики: все, что вы представляете в роли собеседника, всегда имеет важное значение и потенциально является незакрытым гештальтом. Также данная техника позволяет психологу выявить эмоции и качества, которые пациент отрицает или игнорирует.

Источник:

Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» — это форма структуры, образа.

То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили.

Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека. В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

История зарождения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями, передавая различную скорость движения.

Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:

  • при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
  • при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
  • оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
  • испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».

Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.

Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых.

Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого.

Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира.

В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году.

В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление».

Источник: https://donpi.ru/psihologiya/geshtaltpsihologiya-kratko-i-ponyatno-osnovnye-printsipy-i-polozheniya.html

Гештальтпсихология — теория восприятия мира, представители этого направления в психологии

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» — это форма структуры, образа.

То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили.

Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека. В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

Базовые принципы гештальтпсихологии

Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:

  1. Схожесть – это стимулы, схожие по очертанию, размеру, форме или цвету, склонные к тенденции восприниматься вместе.
  2. Целостность – имеет склонность к упрощению и обобщению целостности образа.
  3. Близость – если стимулы расположить рядом, они часто воспринимаются вместе.
  4. Смежность – одно событие провоцирует появление другого. Либо это близость стимулов в пространстве и времени.
  5. Замкнутость – способность завершить фигуру так, что человек воспринимает ее целостно.
  6. Принцип общей зоны – то, что формирует наше ежедневное восприятие наравне с жизненным опытом и образованностью.

Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле, которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.

Качественные характеристики психологии гештальтов

Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.

Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.

Члены гештальта имеют разные ранги. Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.

Каждый гештальт обладает центром тяжести, который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.

Качество транспозитивности в этом направлении психологии — образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».

Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.

Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.

Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:

  • фактор близости;
  • фактор общей судьбы;
  • фактор продолжения;
  • фактор сходства.

Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко

Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.

Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.

Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.

Константность, стойкость восприятия

Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.

Константность формы– форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.

Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.

Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.

Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:

  • Гештальты. Среда и индивид объединяются в структурное целое или в гештальт. Его еще называют «феноменальным полем». Организм образует среду, а среда всегда действует на организм человека. Например, известно, что общество и социум влияет на поведение человека, но если человек осознанно изменит свое поведение и будет его контролировать, то окружение тоже изменит свое поведение.
  • Фигура на фоне – это взаимодействие одно из основных в этом течении психологии. Поведение каждого управляется созданием и разрушением гештальтов. Если организм здоров, то этот контроль осуществляется за счет саморегуляции. Поведение зависит от способности человека жить в настоящем и воспринимать реальное время. Незавершенные гештальты часто приводят к невротическим расстройствам, депрессии или апатии. А адекватное взаимодействие с объектами желаний — к удовлетворению и закрытию гештальтов.
  • Понятие целостности. Человек – это уникальное био-социо-психологическое существо. Любые попытки разделить индивида на составляющие считаются неестественными. Например, разделение на разум, душу и тело.

Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности:

  1. Живи в настоящем. Будь теперь.
  2. Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
  3. Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
  4. Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
  5. Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
  6. Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
  7. Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
  8. Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
  9. Бери ответственность за все свои реакции.

Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

https://www.youtube.com/watch?v=VbTJ-rzwUgA\u0026list=PLC79JY2rbJTHH1v6yj32ESnP62n0nBHNN

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции, стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

Источник: https://psiho.guru/terminy/kratko-o-geshtaltpsihologii-chto-eto-takoe-predstaviteli.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: