Государственное социальное страхование безработицы

Профи Винс –

Государственное социальное страхование безработицы

Перевод       Оригинал

Редакция от 03.07.2020 г.

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы

С изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 11 января 2001 года N 2213-ІІІ, от 17 января 2002 года N 2980-ІІІ, от 3 апреля 2003 года N 662-ІV, от 9 апреля 2004 года N 1678-ІV, от 25 марта 2005 года N 2505-ІV, от 16 июня 2005 года N 2664-ІV, от 20 декабря 2005 года N 3235-ІV, от 9 февраля 2006 года N 3428-ІV, от 22 февраля 2006 года N 3456-ІV, от 1 декабря 2006 года N 424-V, от 23 февраля 2006 года N 3483-ІV, от 19 декабря 2006 года N 489-V, от 27 апреля 2007 года N 996-V, от 11 мая 2007 года N 1014-V, от 28 декабря 2007 года N 107-VІ (изменения, внесенные Законом Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VІ, действуют до 31 декабря 2008 года, изменения, внесенные пунктом 26 раздела ІІ Закона Украины от 28 декабря 2007 года N 107-VІ, признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22 мая 2008 года N 10-рп/2008), от 3 июня 2008 года N 309-VІ, от 25 декабря 2008 года N 799-VІ, от 15 января 2009 года N 884-VІ, от 16 апреля 2009 года N 1276-VІ, от 11 июня 2009 года N 1505-VІ, от 1 июня 2010 года N 2289-VІ (изменения, внесенные Законом Украины от 1 июня 2010 года N 2289-VІ, вводятся в действие с 31 июля 2010 года), от 1 июля 2010 года N 2388-VІ, от 8 июля 2010 года N 2464-VІ, от 21 апреля 2011 года N 3277-VІ, от 21 апреля 2011 года N 3280-VІ, от 17 мая 2012 года N 4719-VІ, от 5 июля 2012 года N 5067-VІ, от 16 октября 2012 года N 5458-VІ, от 16 октября 2012 года N 5462-VІ, от 4 июля 2013 года N 406-VІІ, от 11 марта 2014 года N 870-VІІ, от 27 марта 2014 года N 1166-VІІ, от 31 июля 2014 года N 1621-VІІ, от 5 марта 2015 года N 245-VІІІ, от 7 апреля 2015 года N 292-VІІІ, от 10 декабря 2015 года N 889-VІІІ, от 25 декабря 2015 года N 922-VІІІ, от 3 октября 2017 года N 2148-VІІІ (изменения, внесенные подпунктами 1 – 3 пункта 10 Закона Украины от 3 октября 2017 года N 2148-VІІІ, вступают в силу с 1 января 2018 года), от 19 декабря 2017 года N 2249-VІІІ, от 19 июня 2018 года N 2462-VІІІ, от 6 июня 2019 года N 2745-VІІІ, от 5 декабря 2019 года N 341-ІX, от 14 января 2020 года N 440-IX, от 30 марта 2020 года N 540-IX, от 13 апреля 2020 года N 553-IX,

от 17 июня 2020 года N 720-IХ

(Изменения, предусмотренные Законом Украины от 17 ноября 2011 года N 4050-VІ, внесены не будут. Закон Украины от 17 ноября 2011 года N 4050-VІ утратил силу согласно Закону Украины от 10 декабря 2015 года N 889-VІІІ)

Отдельные положения данного Закона признаны не отвечающими Конституции Украины (являются неконституционными) (согласно решению Конституционного Суда Украины

от 28 апреля 2009 года N 9-рп/2009)

(В тексте Закона слова “центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики” и “специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере труда и социальной политики” во всех падежах заменены словами “центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах трудовых отношений, социальной защиты населения” в соответствующем падеже согласно Закону Украины от 16 октября 2012 года N 5462-VI)

Данный Закон, разработанный в соответствии с Конституцией Украины и Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяет правовые, финансовые и организационные принципы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

Статья 1. Определение терминов

В данном Законе термины употребляются в таком значении:

1) общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (далее – страхование на случай безработицы) – система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение на случай безработицы по независимым от застрахованных лиц обстоятельствам и предоставление социальных услуг за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы;

2) субъекты страхования на случай безработицы – застрахованные лица, а в случаях, предусмотренных данным Законом, также члены их семей и другие лица, страхователи и страховщики;

3) пункт 3 статьи 1 исключен

Источник: https://www.profiwins.com.ua/ru/legislation/laws/1967.html

Нетрудные времена: чиновники готовы поддержать страхование от безработицы

Государственное социальное страхование безработицы

Минтруд готов поддержать идею введения в России страхования от безработицы, выяснили «Известия». Если ее воплотят в жизнь, то с зарплат граждан начнут брать взносы в специальный фонд, из которого они потом будут получать пособия в случае потери места.

При этом ведомство подчеркивает: о возможности разработки системы можно будет думать только после того, как об этом договорятся представители профсоюзов и работодателей. Бизнес выступает против: не каждая компания в кризис готова к увеличению финансового бремени.

Кроме того, власти неоднократно декларировали необходимость смягчения нагрузки на компании.

Одно «но»

Позиция Минтруда насчет введения страхования от безработицы представлена в отчете ведомства о реализации генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и правительством за 2019 год.

Документ, с которым ознакомились «Известия», был направлен в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Письмо от 3 апреля завизировал заместитель министра Всеволод Вуколов.

«Минтруд России готов к внесению в законодательство РФ изменений в части внедрения страховых принципов защиты от безработицы», — сказано в документе.

Правда, лишь при условии, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) придут к общему мнению по вопросу, в том числе насчет размеров страховых взносов.

Пока до этого далеко: первые против страхования от безработицы, вторые — за. Это выяснилось в ходе совещаний по подготовке концепции страховой защиты граждан от безработицы, указано в отчете Минтруда.

Ранее — в 2014 и 2017 годах — о возможности перейти на систему страхования безработицы говорил на тот момент министр труда Максим Топилин.

Консолидированной позиции РСПП и ФНПР по указанному вопросу в Минтруд не поступало, сообщили в пресс-службе ведомства.

В международной практике есть разные примеры решения этого вопроса, в нашей стране механизм страхования от безработицы за счет отчислений не предусмотрен, сказали там.

Когда представителями социального партнерства будет сформирована общая позиция по этому вопросу, Минтруд рассмотрит поступившее предложение, заключили в ведомстве.

С новым фондом

Впрочем, россияне могут застраховаться от безработицы уже сейчас — в добровольном порядке, отмечают специалисты Минтруда. Введение же системы обязательного страхования от безработицы подразумевает создание нового внебюджетного фонда и определение размера взносов, отмечено в материалах ведомства.

Сегодня работодатель уже платит за своих сотрудников страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд ОМС — в сумме 30% от зарплат (с 1 апреля для малого и среднего бизнеса выплаты снижены до 15%).

Если понадобится перечислять новые взносы, есть риск, что придется снижать зарплаты, утверждала сторона работодателей.

Профсоюзы же настаивали, что стоит рассчитать величину тарифа и добавить новый социальный взнос в дополнение к нынешним, сказано в отчете Минтруда.

В 1990-е годы в России уже существовало страхование от безработицы, напомнила в разговоре с «Известиями» зампред ФНПР Нина Кузьмина.

Тогда компании отчисляли в специальный фонд 1,5% от зарплат сотрудников, уточнила она. Сегодня же может быть достаточно 0,5–1% от фонда оплаты труда, считает специалист.

По ее словам, страховая система позволит значительно увеличить размер пособий по безработице.

— Например, первое время можно платить человеку 75% от утраченного заработка, через какое-то время снизить до 60%, после — до 45%, — говорит Нина Кузьмина. — Из этого же фонда можно помогать людям, оставшимся без зарплаты из-за банкротства работодателя, с последующим возмещением после реализации конкурсной массы или с передачей фонду прав кредитора в отношении банкрота.

Довольно странно вводить новые взносы при условии, что, например, в бюджете Фонда соцстрахования наблюдается дефицит, отметил, в свою очередь, вице-президент РСПП Федор Прокопов. Идею нового фонда можно было бы поддержать без увеличения нагрузки на бизнес, указал он.

Кроме того, государству следовало бы уделять больше внимания активной политике занятости, а не выплате пособий, считает Федор Прокопов. Речь о помощи гражданам в повышении квалификации и освоении новых востребованных профессий, развитии трудовой миграции и прочем.

Утопия, как у всех

Страхование от безработицы — общемировая практика, отметил в беседе с «Известиями» проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Как правило, взносы составляют порядка 2% от зарплаты, уточнил он.

— Ожидаемо, что работодатели против, для них это дополнительные расходы. Можно было бы пойти им навстречу и сократить издержки, связанные с увольнением сотрудников: допустим, разрешить уведомлять о сокращении за две недели, а не за два месяца, — предложил эксперт.

Еще один внебюджетный фонд может быть негативно воспринят и работниками, которые не захотят делать отчисления, и работодателями, для которых это дополнительная нагрузка как минимум по отчетности, считает, в свою очередь, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Кроме того, неясно, сколько времени потребуется копить взносы, чтобы их хватило на выплату пособий, отметила эксперт. С учетом нынешней обстановки идея страхования от безработицы на ближайшую перспективу скорее утопическая, уверена она.

Количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, заявлял ранее глава Минтруда Антон Котяков. Однако это только один из возможных сценариев. В конце апреля в стране не имели работы около 3,7 млн человек, из них встали на учет в центрах занятости почти 950 тыс.

Источник: https://iz.ru/1015893/anna-ivushkina/netrudnye-vremena-chinovniki-gotovy-podderzhat-strakhovanie-ot-bezrabotitcy

Что такое страхование по безработице? 2020

Государственное социальное страхование безработицы

Вы потеряли работу? Если это так, вы можете получить страхование на случай безработицы. Работники Соединенных Штатов, которые оказались вне работы по собственной вине, имеют право на пособие по безработице на срок до 26 недель, в зависимости от штата, в котором они работают.

Что такое страхование по безработице?

Страхование от безработицы – это компенсация, предоставляемая работникам, которые теряют работу не по своей вине.

Безработица обеспечивает денежные выплаты в течение определенного периода времени или пока работник не найдет новую работу.

Выгоды предоставляются государственными программами страхования по безработице в рамках руководящих принципов, установленных Федеральным законом.

Право на получение пособия по безработице, суммы пособий и продолжительность льгот по времени определяются законодательством штата.

Кто имеет право на получение компенсации по безработице

В зависимости от вашего штата будут предусмотрены требования для охвата страхованием по безработице, включая работу в течение определенного периода времени, и что ваша работа была потеряна через обстоятельства, не зависящие от вас. Неправильное прекращение может привести к приемлемости пособий по безработице, а также, возможно, к каким-либо преимуществам компании.

Вы также должны считаться сотрудником, в отличие от независимого подрядчика, в компании, которая платит в фонд страхования по безработице для вашего штата.

Если вы отвечаете требованиям приемлемости, вы будете иметь право на получение временной компенсации. Во многих случаях компенсация будет составлять половину вашего дохода, до максимальной суммы.

Дисквалификации по безработице

Следующие обстоятельства могут дисквалифицировать вас от сбора пособий по безработице:

  • Прекратить без уважительной причины
  • Уволен за неправомерное поведение
  • Ушел из-за болезни (проверьте льготы по нетрудоспособности)
  • выйти замуж
  • Самозанятый
  • Участвовать в трудовом споре
  • Посещение школы
  • Проконсультируйтесь с вашим офисом по безработице, если у вас есть вышеуказанные или другие особые обстоятельства

Требования к получающим выгодам

Активно ищут работа – это требование при сборе безработицы. Вы должны быть готовы, готовы, доступны и способны работать. Во многих штатах вам необходимо сделать определенное количество подтвержденных запросов на работу, вести журнал ваших работ по поиску работы и представить свою документацию, чтобы продолжать получать пособия.

Когда в файл для безработицы

Подача заявления о безработице должна стать первым пунктом вашей повестки дня, когда вы были уволены.

Может потребоваться несколько недель, чтобы собрать чек, поэтому, чем скорее вы зарегистрируетесь, тем быстрее вы получите деньги.

Может возникнуть период ожидания, прежде чем вы сможете начать собирать пособия, поэтому важно быстро подать заявку.Задержка в регистрации будет означать задержку в сборе пособий по безработице.

Как подать заявку на получение пособий по безработице

Свяжитесь с вашим государственным бюро по безработице или государственным департаментом труда для получения инструкций о том, как подать заявление на компенсацию по безработице. Во многих штатах вы можете подать заявку на получение пособий в Интернете, по телефону или лично в местном офисе по безработице.

Не стесняйтесь обращаться за информацией и разъяснениями, если вам нужно. В офисах работают люди, которые могут провести вас через подачу иска, чтобы вы могли получать льготы как можно быстрее, и они могут помочь вам убедиться, что ваше приложение завершено. В целом, для подачи иска вам потребуется:

  • Номер вашего социального страхования
  • Регистрационная карточка иностранца, если вы не являетесь гражданином США
  • Почтовый адрес, включая почтовый индекс
  • Номер телефона
  • Имена, адреса и даты работы всех ваших прошлых работодателей за последние два года

Сбор по безработице, когда вы выходите

Можете ли вы собрать безработицу, если вы покинете свою работу? Это зависит. В большинстве случаев, если вы добровольно покинули работу, вы не имеете права. Тем не менее, если вы ушли «по уважительной причине», вы сможете собрать. «Хорошая причина» определяется Государственным бюро по безработице, и вы сможете указать, почему вы считаете, что имеете право на получение пособий.

Важно иметь вспомогательную документацию, чтобы доказать хорошие причины. Письма, заметки врача, контрольные обзоры и даже личные счета свидетелей могут подтвердить ваши претензии и должны быть представлены с вашей заявкой.

Если ваше требование отклонено, вы будете иметь право на слушание, на котором вы можете лично обратиться к своему делу. Вы можете обратиться за советом к адвокату, но вы должны будете представить свой собственный случай.

Налоги на пособие по безработице

Служба внутренних доходов рассчитывает пособия по безработице в качестве дохода, поэтому ваш чек облагается налогом. В зависимости от штата, государственный и федеральный подоходный налог может быть удержан с вашего чека. Держите свои документы в порядке и следите за тем, чтобы вы подавали свои подоходные налоги, даже если вы были безработными для всех или большей части года.

Источник: https://ru.routestofinance.com/what-is-unemployment-insurance

Работа не волк, в полис не убежит

Государственное социальное страхование безработицы
Желающих оплачивать безработным вынужденный простой немного Fotolia/aleutie

На днях Министерство труда РФ выступило с инициативой вернуться к системе страхования от безработицы по аналогии с существовавшей в 1990-е годы, чтобы увеличить финансирование выплат пособий в пять раз — с 34 млрд в 2017 году до 200 млрд рублей. Есть ли смысл в этой идее и каковы ее шансы на успех?

Пособники пособия

Сейчас средства на выплату пособий выделяются из федерального бюджета: в 2016 году на эти цели было отведено 41 млрд рублей, в 2017-м — 34 млрд рублей. Этого катастрофически мало: минимальная выплата составляет 850 рублей в месяц, максимальная — 4 900 рублей. То есть гарантировать хотя бы прожиточный минимум безработным не представляется возможным.

Идея министра труда Максима Топилина состоит в том, чтобы переложить заботу о безработных на плечи работодателей — заставить их отчислять 1% от фонда оплаты труда (ФОТ), как это было в 1990-х годах (вплоть до 2001-го). Тогда размер обязательных отчислений составлял 1,5—2% от ФОТ, шли они во внебюджетный Фонд занятости, который и платил пособия — с большими перебоями.

«Система страхования от безработицы в России «благополучно» умерла в 2001 году из-за полной неэффективности, — напоминает Петр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade.

— Денег фонд занятости собирал явно недостаточно, потому что работодатели от высоких налогов уклонялись, массово зарплаты не показывали.

А отдавал безработным этот фонд еще меньше: очевидно, потому, что большие суммы поглощал аппарат».

Из-за бурного роста безработицы к концу 1990-х большинство регионов выдавали пособия товарами и услугами, а те деньги, что начислялись, зачастую выдавались на руки с задержкой до двух лет.

«Безработных сейчас, конечно, не в пример меньше, а порядка в стране больше. Но думаю, что и теперь возврат к этой идее реально высокого уровня пособий по безработице не обеспечит. Просто появится источник финансирования, помимо бюджета.

Но вопрос, будет ли в выигрыше экономика», — говорит Пушкарёв.

По расчетам Минтруда России, если будет принято решение о введении страхования от безработицы, тариф не превысит 1%.

За счет этого фискального маневра, по мнению Минтруда, можно увеличить фонд пособий для безработных в пять с лишним раз и довести до 200 млрд рублей. При условии, что выплаты пойдут только 800 тыс.

официально зарегистрированных и получающих пособие, получается по 250 тыс. рублей в год на человека.

Минтруд считает, что из этого же фонда можно выплачивать задолженности по зарплате работникам компаний-банкротов, если средств от продажи активов компаний недостаточно для покрытия долгов по зарплате. А это уже совсем другая история.

В то же время, согласно разрабатываемому сейчас законопроекту, число получающих пособие может в ближайшие годы серьезно снизиться и уж точно окажется меньше числа официально зарегистрированных на бирже труда — 929 729 человек (на 1 марта 2017 года).

Кто такой «безработный»

Что будет с теми, кто ищет и не может найти работу впервые или хочет возобновить трудовую деятельность после перерыва, пока не совсем понятно: Минтруд намерен пересматривать правила распределения пособий уже в этом году, вне зависимости от того, будет или нет возобновлено страхование от безработицы.

Ведомство разработало законопроект, который предусматривает изменение понятия «безработный», пересмотр категорий получающих пособие, а также сроков выплаты пособия по безработице. В частности, подразумевается снижение числа неоднократных регистраций граждан в качестве безработных с целью получения пособия, а не с целью трудоустройства, сообщили в Минтруде.

«Мы предлагаем изменить сроки и периоды выплат, чтобы увеличить пособия по безработице.

Несмотря на то что мы фактически сокращаем периоды и сроки выплат, а также предлагаем не выплачивать пособие, например, впервые ищущим работу, за счет перераспределения имеющихся средств (около 40 миллиардов рублей в год) мы планируем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению, и тем, у кого в 12-месячном периоде до обращения в службу занятости был заработок в течение шести месяцев. По нашим оценкам, максимальный размер пособия может составить в этом случае 8 тысяч рублей в месяц», — говорится в официальном ответе министерства на запрос Банки.ру.

Сейчас пособие по безработице назначается «всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия».

«Безработными», согласно закону о занятости населения в РФ, считаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». К этой категории не относятся дети до 16 лет, пенсионеры и осужденные.

«Кошмаря бизнес», мы заставим страдать всех»

Возврат к страховой системе предварительно намечен на 2020—2022 годы, но Минтруд до сих пор не определился с ключевым вопросом: где взять деньги? Как работодателям найти эту долю, которая сможет обеспечить замещение федеральных денег на пособия? И представители бизнес-сообщества, и федеральные министры финансово-экономического блока давно уже признают: нынешняя нагрузка на ФОТ непомерно высока, и с этим нужно срочно что-то делать. По крайней мере к 2018 году, когда закончится четырехлетний мораторий на налоговые изменения.

«Финансовая нагрузка сейчас является одним из важнейших тормозов для экономики, — считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — По данным Всемирного банка, отечественные предприниматели совершают отчисления объемом в среднем 47% прибыли.

Это налоги и прочие неналоговые сборы, которые имеют все признаки налогов, хотя и называются иначе (торговые сборы, сборы за проезд грузовиков, портовые сборы и т. д.). Сумма очень большая даже по меркам западных стран с устоявшейся экономикой. Дополнительная нагрузка приведет к еще более масштабному уходу компаний с рынка.

В прошлом году в России и так стало почти на 300 тысяч компаний меньше. Создание еще одного фонда и введение дополнительных сборов только ухудшит ситуацию».

Введение взносов на страхование от безработицы плохо согласуется с заявленной еще в январе 2017 года на Гайдаровском форуме политикой снижения налогового бремени и обсуждаемым сейчас «налоговым маневром», который подразумевает сокращение страховых взносов работодателей с нынешних 30% до 21—22% от ФОТ. Понятно, что придуманные Минтрудом взносы на страхование безработицы добавятся к тем самым страховым взносам работодателя, которые планируют уменьшать. А их и при существующем уровне налогообложения не хватает, в первую очередь на образование и медицину.

«Предложения по «налоговому маневру» к нам не поступали и с нами не обсуждались, — заявили порталу Банки.ру в ведомстве Максима Топилина. — Минтруд России выступает против снижения ставок взносов в ПФР и ФСС. Снижение тарифов приведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета и отрицательно скажется на правах граждан, в том числе пенсионных».

Инициативу можно обсуждать, если новый налог будет целевым образом браться из уже имеющихся социальных страховых отчислений, а не ляжет новой нагрузкой на бизнес, полагает Петр Пушкарёв. Иначе, уверен эксперт, бизнес только будет еще больше уходить в тень.

«Те компании, которые все это честно платят, закладывают высокие налоговые издержки в цены товаров и услуг, за что расплачиваться приходится потребителю, то есть каждому из нас — в том числе и временно безработным, ради которых все и затевалось, — подчеркивает Пушкарёв. — Экономика — взаимосвязанный организм.

«Кошмаря бизнес», пусть и с самыми благими целями, мы заставим страдать всех».

Пушкарёв предлагает выделить новый «налог» отдельной статьей в потоке налоговых отчислений, но сами эти отчисления в процентах не увеличивать, а налоговую массу поднять за счет собираемости и трехпроцентного роста НДС. Только тогда в страховке от безработицы будет рациональное зерно, считает эксперт.

Он также предлагает сделать «налоговый вычет», скидку по налогу для компаний, создающих новые рабочие места свыше определенных пороговых нормативов.

«Если компания и так, по сути, выполняет функцию борьбы с безработицей, нанимая больше сотрудников, чем увольняет, она должна иметь налоговые льготы», — считает эксперт.

Тень от няни

Параллельно с пересмотром законодательства о выплате пособий безработным Министерство труда всерьез занялось вопросами легализации скрытого дохода.

Глава ведомства Максим Топилин заявил, что это одна из ключевых задач на 2017 год, причем гражданин сможет выбрать удобный ему способ легализации. «Это может быть платеж в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФОМС) или что-то другое, пока думаем», — сказал министр.

И отметил, что нужно создавать «дискомфортные условия для тех, кто считает возможным жить в обществе и быть свободным от него».

«Речь не идет об официально зарегистрированных безработных гражданах, пенсионерах, учащихся, лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидах и т. д.», — пояснили порталу Банки.ру в пресс-службе Минтруда, добавив, что законопроекта о таком обязательном платеже на данный момент не существует.

Ранее Минтруд называл ориентировочную цифру «налога на тунеядство» в 20 тыс. рублей, основываясь на подоходном налоге и взносе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Также Минтруд выступил с инициативой ввести реестр или регистр неработающего населения на уровне субъектов РФ.

Об этом заявил начальник отдела департамента правовой и международной деятельности ведомства Денис Корсаков на круглом столе в Совете Федерации, посвященном совершенствованию системы страховых взносов.

Работников теневого сектора, которые находятся во вполне трудоспособном возрасте, не зарегистрированы на бирже труда, не числятся ни работающими, ни индивидуальными предпринимателями, ни нанятыми, по разным оценкам, насчитывается от 20 млн до 22 млн человек. Такие цифры приводит директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. По данным НИИ труда Минтруда, эта цифра несколько меньше — в районе 17 млн человек, или 22,3% от числа занятых (за три квартала 2016 года).

В III квартале 2016 года отмечался рост числа занятых в теневом секторе на 2%, по отношению к цифрам 2014 года — на 5%. Самый большой теневой сектор — в сельском хозяйстве, где нет нормальной статистики по личным подсобным хозяйствам.

Второй по значимости сегмент теневого сектора (37%) — торговля. Остальные — это фрилансеры, няни, репетиторы, помощники по хозяйству и т. п., которые не оформляют отношения с работодателем и клиентами и, соответственно, не платят НДФЛ.

Не хотим страховаться, не хотят страховать

Инициатива Минтруда по введению страхования от безработицы появилась на фоне официально стабильного уровня безработицы в России. В последние годы она колеблется в районе 5,3—5,5% (более 4 млн человек) от экономически активного населения.

В январе — феврале Росстатом был отмечен неожиданный всплеск до 5,6%, который Минтруд объяснил «сезонными факторами», но глобально тенденции это не меняет.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин уверен, что уровень безработицы значительно снизится в 2017 году, и прогнозирует устойчивую динамику численности занятых на ближайшие три года.

Однако это внешняя сторона медали. Ни для кого не секрет, что риск потери работы в последние два-три годы существенно вырос, а на поиск новой уходит сейчас в среднем более шести месяцев.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в декабре 2016 года, страх потери работы у россиян усилился по сравнению с началом года — индекс вырос на 6 пунктов.

И это вполне естественно: по данным опроса «Ромир», в 2016 году почти четверть трудоспособного населения поменяла работу, причем около 50% были уволены. Почти треть из менявших работу не смогли трудоустроиться в срок до полутора месяцев.

Есть ли какая-то альтернатива введению новых страховых выплат для работодателей, если бюджет не справляется, а дополнительное финансовое бремя на компании вводить экономически нецелесообразно? Может ли работник защитить себя сам с помощью программ добровольного страхования? Оказывается, даже в условиях экономической нестабильности и крайне неблагоприятного для работника рынка занятости россияне не спешат сами страховаться от потери работы.

Некоторые страховые компании предлагают программы страхования от недобровольной потери работы, в основном как дополнение при кредитном страховании жизни, но также продают их и как отдельный «коробочный» продукт.

«На страхование от потери работы приходится незначительный объем рынка: как правило, этот риск включается при кредитовании в пакет страхования жизни заемщика, — говорит главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков.

— Оценить его объемы очень сложно, так как он не выделяется в отдельный вид в официальной статистике, публикуемой ЦБ РФ. Перспектив для развития этого сегмента я не вижу: он по определению не очень интересен страхователям, так как это дорогое удовольствие.

Он не очень интересен и страховщикам, поскольку в наших условиях риски очень высоки и плохо просчитываются.

Кроме того, в этом виде страхования больше, чем в других, проявляется антиселекция — высокую премию готовы платить те, кто с большой долей вероятности вскоре потеряет работу. Те же, у кого все стабильно, не готовы платить за этот риск».

Экспериментировать с этим мало развитым у нас видом страхования готовы только лидеры рынка страхования жизни.

«В данный момент наша компания рассматривает возможность запуска «коробочного» продукта, принимая во внимание реалии нашей страны, когда экономический подъем сменяется финансовым кризисом и ситуация на рынке труда может резко меняться», — сообщает генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9580302

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: