Григорий Зеленко. Агрессия. Главное – модели поведения

Содержание
  1. Психолог объяснил, почему россияне стали злее и агрессивнее
  2. Все ненавидят всех
  3. Агрессия – индикатор неблагополучия
  4. Агрессия – что это такое, её виды и причины
  5. Что такое агрессия
  6. Виды агрессии в психологии
  7. Прямая или косвенная
  8. Физическая и вербальная
  9. Провоцирующая и защитная
  10. Внешняя и аутоагрессия
  11. Враждебная и инструментальная
  12. Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)
  13. Формы агрессивного поведения
  14. Возмущение
  15. Раздражение
  16. Гнев
  17. Причины агрессивного поведения
  18. У детей
  19. У подростков
  20. У взрослых
  21. Как вести себя с агрессивным человеком
  22. 5 известных людей, которые добились успеха несмотря на все преграды
  23. 2. Джоан Роулинг
  24. 3. Майкл Джордан
  25. 4. Джим Керри
  26. 5. Стивен Спилберг
  27. Модели агрессивности – Психологос
  28. Модель выученной агрессивности
  29. Модель реакции на фрустрацию
  30. Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)
  31. Пассивная агрессия. Примеры пассивной агрессии. Как избавиться?
  32. Признаки пассивной агрессии
  33. Примеры пассивной агрессии
  34. Агрессия как средство выживания в современном мире
  35. Продолжение эволюции
  36. Агрессия повседневная
  37. Как регулировать агрессию?
  38. Детская агрессия

Психолог объяснил, почему россияне стали злее и агрессивнее

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

Уровень агрессии в российском обществе зашкаливает.

Институт психологии РАН констатирует: сравнительные исследования показывают, что с точки зрения агрессии, грубости и ненависти к своему окружению россияне выглядят не очень хорошо.

Что с нами происходит? Обсудим тему с заведующим отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья, кандидатом психологических наук Сергеем Ениколоповым.

Агрессия – одна из лучших форм защиты своего “Я” на личностном уровне. Photoxpess

Назовите три слова, наиболее полно и точно, на ваш взгляд, характеризующие нынешний моральный климат в нашей стране.

Сергей Ениколопов: Пожалуй, можно обойтись двумя: моральное бездорожье. Так называлась книга, когда-то изданная на Западе. В ней характеризовалась ситуация, сложившаяся в Европе на рубеже 70-80 годов, когда старая мораль рухнула, а новая еще не народилась, и человек остался без колеи. Нечто подобное переживает сейчас и Россия.

Одна идеология ушла, а другой у нас нет. И на арену выходят люди с экзистенциальным вакуумом в голове, вследствие чего они становятся легко манипулируемы. Я видел нескольких человек, которые ехали в ИГИЛ (организация запрещена в России).

Но было ощущение, что, если бы за них взялся другой манипулятор, они бы поехали к голодающим детям Африки или еще куда-нибудь.

Самое парадоксальное, что все ненавидят всех. В каждом социальном слое свои объекты для ненависти

Но это скорее идеологическое бездорожье, нежели моральное.

Сергей Ениколопов: Одно с другим взаимосвязано. Сейчас трудно сказать со всей определенностью, что такое хорошо и что такое плохо. Границы размыты. Нет моральных табу. Все допустимо, все позволительно.

Все ненавидят всех

Учительница ударила ученика, ученик ударил учительницу… Один водитель не уступил другому ряд – тот вышел, достал из багажника биту… Такими сюжетами полна ежедневная лента новостей. Злоба, агрессия, нетерпимость. С точки зрения психологии вы это как объясняете?

Сергей Ениколопов: К сожалению, агрессия – одна из лучших форм защиты своего “Я” на личностном уровне. В определенные моменты человек испытывает некие угрозы, тревоги и страхи оттого, что он теряет что-то: идентификацию, работу, место в иерар­хии, славу и т.п.

И тогда возможен взрыв агрессивного поведения. Возьмите, к примеру, учителей. Они же потеряли свой статус советский. Тогда учитель был окружен ореолом уважения и почитания, воспринимался как сеятель разумного, доброго, вечного. А сегодня он кто? Школа перестала быть сакральным местом.

Учителя можно унизить, оскорбить. Его можно даже ударить. То же касается и учеников. Когда я учился, отношения можно было выяснять либо в туалете, либо за школой. В классе нельзя было драться. Если кто-то кому-то дал по морде в классе – это было ЧП.

А сейчас в школе можно заниматься чем угодно.

В России создается новая система безопасности в школах

Агрессия проистекает еще и оттого, что общество расколото по многим линиям? Бедные ненавидят богатых, неудачники – успешных, местные – “понаехавших”.

Сергей Ениколопов: Самое парадоксальное, что все ненавидят всех. В каждом социальном слое свои объекты для ненависти. То есть нельзя сказать, что бедные ненавидят богатых или наоборот. Здесь масса оттенков. Вполне богатые, например, ненавидят средне-богатых, а все вместе они ненавидят беспредельно богатых. Каждому есть кого ненавидеть.

Такую ненависть легко назвать иррациональной, но она, вероятно, имеет причины. Какие, на ваш взгляд?

Сергей Ениколопов: В психологии существует понятие “Я-концепция”. Это устойчивая система обобщенного представления индивида о себе. Возможна, например, такая “Я-концепция”: “Я хороший. Мир справедлив”. В подтверждение этой концепции человек приведет вам немало примеров, хотя он отлично знает, что мир несправедлив.

Но внутренне ему присуще убеждение, что мир именно справедлив, что он не может не быть справедливым. И когда это убеждение рушится, человек получает сильную психологическую травму. Почему теперь происходят немыслимые прежде нападения на учителей, врачей? Потому что таков социальный статус этих профессий.

Сегодня школа или лечебное заведение – это постоянное ощущение, что ты никто, что ты презираем и поэтому с тобой можно обходиться как угодно.

Агрессию генерируют и телевизионные ток-шоу, участники которых с утра до вечера, не стесняя себя в выражениях, полощут свое и чужое грязное белье. В публичном пространстве стало возможным то, что раньше даже в тесном семейном кругу нередко считалось лежащим за гранью приличий. Может, наше общество становится более открытым и надо радоваться этому?

Сергей Ениколопов: Человек так устроен, что эффективней всего он обучается методом наблюдения. Видя, как публично грызутся близкие родственники, наблюдатель начинает ощущать тревогу. Как же так? Неужели и я сейчас воспитываю маленького волчонка? В итоге все начинают сомневаться во всех.

И эти сомнения, эта неуверенность в людской добропорядочности рано или поздно выливаются в агрессию. Не случайно при анализе самоубийств на Западе используется термин “заражение”. Если в средствах массовой информации сообщается о чьем-то самоубийстве – ждите следующего. И наибольший вклад в эпидемию суицида вносят селебрити.

Статистика показала, что после смерти Мэрилин Монро на 12 процентов в течение месяца выросло количество самоубийств. Это зараза. Инфекция.

Сибирские генетики изучили механизм формирования агрессии

Вероятно, и насилие столь же заразительно?

Сергей Ениколопов: С насилием то же самое. Посмотрев, что творят подчас некоторые так называемые стражи порядка, вы проникаетесь убеждением, что в случае чего в полицию обращаться бесполезно.

Вот эта тревожность, восприятие мира как враждебного заставляют человека все время быть наготове, настраивают его на мгновенный отпор любому, кто, как ему кажется, покушается на его свободу, суверенность или даже бытовой комфорт.

Вероятно, поэтому сегодня легко предсказать эмоциональную реакцию “среднестатистического” российского гражданина на просьбу сделать музыку потише или перестать материться в вагоне метро. Я, признаться, побаиваюсь обращаться с такими просьбами.

Сергей Ениколопов: Я тоже. Проведите день за просмотром сериалов про бандитов, и у вас возникнет ощущение, что никому нельзя доверять, всюду ложь, обман, предательства, “подставы”. И что никакой боли у избиваемого не существует. Происходит привыкание к насилию.

Агрессия – индикатор неблагополучия

В стране 22 миллиона человек, живущих за чертой бедности. Нищета провоцирует агрессию?

Сергей Ениколопов: Не так сильно, как могло бы показаться. Агрессию провоцирует тотальное неблагополучие. Я бы даже сказал: агрессия – индикатор неблагополучия. Почему, например, богатые тоже не любят богатых? Потому что они не Рокфеллеры в третьем поколении. Они знают, что сегодня ты наслаждаешься жизнью у себя во дворце на Рублевке, а завтра – уже в Лефортове.

И сколько бы ты ни верещал о своей кристальной честности, те 22 миллиона нищих и десятки миллионов живущих получше, но не намного, тоже не очень хорошо понимают, как вчерашний мэнээс или недоучившийся студент стал миллиардером. Он же не Форд и не Эдисон, не Витте и не Столыпин, про которых все знают, ЧТО за ними стояло.

Вот вы журналист и гипотетически можете получить престижную профессиональную премию, потому что с молодых лет шли по журналистской линии, приобретали имя, накапливали мастерство и в какой-то момент достигли вершин в профессии.

Но если вы журналист, а потом вдруг хоп – и владелец завода, в котором вы ничего не понимаете, возникают вопросы: как? почему? откуда? Я был поражен, когда несколько лет назад в Париже мне про одного профессора Сорбонны сказали, что никакой он не профессор Сорбонны, потому что он нувориш.

А все потому, что настоящий профессор не должен жить в квартире с имперским полом времен Наполеона III. Я, воспитанный московскими постройками 90-х годов, спрашиваю: может, это новодел? Мой собеседник говорит: какой, к черту, новодел, это старый район сорбоннский. Профессор не должен так жить.

Он должен жить, может быть, даже в очень богатом доме, но только без этих пошлостей. А на Кипре на меня одна студентка “наехала”: “Как вы можете носить футбольную розетку этого буржуазного клуба? От вас я не ожидала”. Я ни сном ни духом не ведал, что за этот клуб приличному человеку болеть не пристало. Выкрутился, сказал, что я эти розетки коллекционирую.

Понимаете, когда есть четкие знаки, что хорошо, а что нехорошо, что приемлемо, а что неприемлемо для определенного социального слоя, то тревога не возникает и вы в этом слое себя хорошо чувствуете. А когда происходит нарушение правил, вы теряетесь, начинаете нервничать. Это потеря ориентиров. Человек перестает понимать, в каком мире он живет и какие ценности разделяет.

Какая-то оздоровительная процедура без рукоприкладства нам, конечно, не помешала бы

Источник: https://rg.ru/2019/04/29/psiholog-obiasnil-pochemu-rossiiane-stali-zlee-i-agressivnee.html

Агрессия – что это такое, её виды и причины

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

Агрессия – это весьма сложная и разрушающая эмоция, несущая вред не только человеку, проявляющему ее, но и, конечно же, тем, на кого она направлена. В психологии различают несколько видов агрессии, и почти каждый из нас так или иначе с ней сталкивался. Как контролировать это состояние и как реагировать на его проявления вы узнаете из этой статьи.

Что такое агрессия

Слово «агрессия» произошло от латинского «нападение». Характеризуется жестоким и эмоциональным отношением к оппоненту. Агрессивный человек готов нанести психологический или физический урон, не задумываясь о последствиях.

Также агрессией называют модель поведения (словесная или физическая), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.

Различают прямую и косвенную агрессивность, а также враждебную, деструктивную, вербальную и прочие – о них будет подробнее написано дальше.

Нередко можно услышать, что агрессия это форма реагирования на негативные жизненные ситуации, вызывающие подавленное состояние и стресс.

Это так, но этими ситуациями дело не ограничивается – агрессия может быть и осознанным выбором поведения человека.

Виды агрессии в психологии

Психологи различают несколько видов агрессивности.

Прямая или косвенная

Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная

При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная

При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.

Внешняя и аутоагрессия

Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Враждебная и инструментальная

В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Формы агрессивного поведения

Агрессивностью называют переживание определенных эмоций, которые запускают агрессивное поведение. Эмоции этого спектра имеют несколько форм.

Возмущение

Обычно является ответом не несправедливое или абсурдное поведение окружающих, на нелепость ситуации и т.д. (нарушение закона, пренебрежение нормами приличий, несоблюдение договоренностей и прочее).

Раздражение

Проявляется, когда мы не можем обосновать или оправдать чье-то поведение. Мы не знаем, как точнее сформулировать наше недовольство ситуацией. Порой мы даже не можем определить, на кого конкретно направлено переживание – оно безадресное и диффузное.

Гнев

Ярчайшая эмоция агрессии, сопровождающая ее поведенческие проявления. Характеризуется недовольством, яростью, злостью. Зачастую является ответом на действия второй стороны.

Причины агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет предпосылки и причины.

У детей

Наблюдаете агрессию у ребенка? Важно понимать ее причины. Иногда она помогает при достижении цели, самозащите и удовлетворении потребностей.

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в приемлемой форме дает возможность быстрее адаптироваться социально, и увереннее двигаться к успеху. Речь не идет об агрессии характеризующейся ненавистью, нанесением ущерба, формированием негативных черт характера.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях.

Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей.

Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.

У подростков

Пик подростковой агрессии приходится на период полового созревания. Черты, характерные для агрессивных подростков: отсутствие серьезных интересов и хобби, узость мышления, недостаток финансов на базовые потребности.

Они склонны к подражанию и внушаемости. Чувствуют озлобленность по отношению к родителям и сверстникам. Отличаются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом. Не знают, как преодолеть сложности, контролировать поведение. Все эти факты в совокупности и ведут к агрессии.

Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях – они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости. Если речь не идет о психическом отклонении, то методом лечения может стать разговор по душам или консультация психолога.

У взрослых

Распространенные причины, провоцирующие агрессию у взрослых:

  • Злоупотребление наркотическими веществами, алкоголем, расшатывающими нервную систему и становящимися причиной неадекватной реакции на малозначимые события.
  • Травмы психического характера, обретенные в детстве.
  • Переутомление, отсутствие полноценного отдыха.
  • Личные проблемы, неудовлетворенности личной жизнью, чувство одиночества, интимные проблемы.
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми, жестокими фильмами.
  • Строгое воспитание.

Как вести себя с агрессивным человеком

Родителям, желающим погасить проявления агрессии ребенка, важно попытаться понять его, по возможности принять его позицию и без критики выслушать. Важно, чтобы агрессия была устранена из общения домочадцев и не была нормой общения для взрослых.

С ранних лет и в период взросления родители даже на подсознательном уровне – ориентир для детей.

В семье скандалистов ребенок вбирает аналогичные качества, даже если они зачастую стараются скрыть агрессивное поведение – оно проявляется на уровне ощущений, атмосферы в доме.

Даже если подросток растет тихим и замкнутым, последствия семейной агрессии в будущем проявятся в виде тирании и жестокости. Профилактикой такого результата станет консультация психолога, способного помочь скорректировать поведение.

Общаясь с агрессивным человеком, важно не «включать» аналогичную ответную реакцию. По возможности, выйдите из зоны конфликта, предложите поговорить тогда, когда эмоции осядут – не провоцируйте разрастание конфликта.

Профилактика агрессии ребенка, подростка:

  • формирование положительных увлечений (спорт, музыка);
  • отсутствие проявления физического насилия в семье;
  • регулярное совместное обсуждение проблем;
  • внимание к чувствам ребенка;
  • отсутствие упреков и жесткой критики.

Как бороться тем, кто столкнулся с проявлением агрессии со стороны собеседника. Во многих случаях поможет демонстрация неагрессивного поведения, отсутствие реакции на провокацию.

Если разъяренному человеку вовремя не оказать помощь, это может обернуться опасным исходом.

Что нужно делать, чтобы этого не произошло:

  1. Свести к минимуму количество участников конфликта, свидетелей.

  2. Дать возможность агрессору «выпустить пар» приемлемым путем (выговориться).

  3. Попросить помочь с физической работой, помогающей «выпустить пар» и отвлечься: раскидать снег лопатой, нарубить дров, починить что-то.

  4. Продемонстрировать благожелательное отношение. Не согласны с действиями агрессора? Не спишите с обвинениями и упреками. Предложите ему вместе найти выход из ситуации.

Источник: https://PsyLogik.ru/36-agressija.html

5 известных людей, которые добились успеха несмотря на все преграды

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

Все мы знаем знаменитого и талантливого художника-мультипликатора – Уолта Диснея. Он прошел нелегкий путь, чтобы достичь своей мечты – создавать комиксы и мультфильмы. Много раз американские журналы отказывали ему с его рисунками, иногда он чуть ли не голодал.

Также успехом не увенчалось его решение открыть в Канзас-Сити свою первую анимационную студию «Laugh-O-Gram», так как позже она обанкротилась. Уолт пережил много нервных срывов и депрессий из-за своих неудач.

И однажды, проводя свое время в поезде, он создал нового персонажа, который позже полюбился всем зрителям – Микки Мауса.

Благодаря этому мышонку Дисней стал успешным человеком, начал творить и создал множество прекрасных мультфильмов как, например: «Белоснежка и семь гномов», «Дамбо», «Пиноккио», «Бэмби», «Золушка» и другие. Уолт настолько хотел реализовать свою мечту, что жертвовал всем:

«Самая большая проблема? Хорошо, я бы сказал, что это была моя самая большая проблема в моей жизни: деньги. Для реализации этих мечтаний требуется много денег. С самого начала это была проблема: получать деньги, чтобы открыть Диснейленд. Около семнадцати миллионов это заняло. И у нас было все заложено, включая мою личную страховку.»

Если бы не его целеустремленность и стремление осуществить свои мечты, то мы бы не увидели всех этих замечательных шедевров.

Источник: https://www.bingapis.com/images/search?

2. Джоан Роулинг

Ее мы знаем как очень талантливую писательницу, выпустившую серию книг о Гарри Поттере. Но перед этим она испытала сотню неудач. Создание ее первой книги шло в тяжелое время, так как она была без работы, с маленькой дочкой на руках и без любящего мужа. Первую книгу о Гарри Поттере опубликовали не сразу.

Она потерпела двенадцать отказов от разных издательств, и только после этого издательство Bloomsbury решило напечатать ее творение. Но даже после этого в нее по-прежнему никто не верил: говорили, что на детских книжках она не проживет. И они ошиблись, ведь именно Гарри Поттер принес ей успех и славу.

Благодаря своей настойчивости и вере в себя, она выбралась из всех неудач и стала успешной женщиной. Правда, даже после успеха у нее случались кризисы:

«На полпути написания четвертой книги я обнаружила в сюжете серьезную ошибку… С этой книгой связаны некоторые из моих самых черных моментов… Одну главу я переписала тринадцать раз, хотя никто, кто прочитал ее, не сможет заметить или понять, какую именно боль она мне доставила.»Источник: http://www.young.lv/ru/

3. Майкл Джордан

Этот человек – величайший баскетболист, также прошел через препятствия, чтобы играть в один из любимых видов спорта. В детстве он очень любил бейсбол и мечтал даже стать профессиональным бейсболистом, но позже ему пришелся по душе баскетбол.

Он пытался попасть в баскетбольную команду старшей школы, но тренер не взял его, несмотря на его хорошие способности в игре, так как Майкл был невысок ростом, да и не отличался мощным телосложением. Конечно же юного Джордана огорчила эта новость, но она также последовала ему мотивацией.

Он стал много тренироваться, благодаря чему наконец-то попал в команду и стал играть под номером 23. Сейчас его рост составляет 1,98 м.

«Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха.»

Через все свои неудачи он вышел профессионалом. Майкл продемонстрировал нам хороший урок – не сдаваться!

Источник: https://www.ntv.com.tr/

4. Джим Керри

Джим вырос в нищете, в его семье были проблемы с финансами. Из-за этого он много раз переезжал и даже жил какое-то время в автофургоне, пока его отец не нашел работу. Также он со своими сестрами и братом после школы подрабатывали уборщиками, чтобы помочь семье. Еще в детстве Керри любил шутить, кривляться и пародировать, и это стало его спасением от нищеты.

Он старался смотреть на мир позитивно. И вот однажды отец привел его в комедийный клуб «Як-Як», где его выступление, к сожалению, не увенчалось успехом. Только через некоторое время он решил выступить повторно и на этот раз его ожидал успех. После этого он стал везде выступать и не расставался с телевидением.

Джим никогда не показывал свои чувства, но он пытался показать, что ему все легко даётся:

«Когда дела совсем плохи, остаётся только смеяться.»Источник: https://www.pinterest.ru/pin/497155246335338048/

5. Стивен Спилберг

Один из замечательных кинорежиссеров нашего времени с детства любил фантазировать. Он смотрел какое-либо кино с огромным интересом и представлял, что сейчас эти герои находятся где-то поблизости.

Но когда он узнал, что это всего лишь фантазии и из этого замечательного фильма он наяву никого не увидит, то очень расстроился. Однажды на день рождения родители подарили ему камеру и тогда он понял, что может снимать все, что захочет. Спилберг стал придумывать свой идеальный мир.

Стивен два раза подаёт заявление в киношколу, и дважды его ему отказывают в поступлении, но он не перестает делать свое любимое дело и снимает короткий фильм «Эмблин». Его замечают в киностудии Universal и предлагают ему работу, на которую он соглашается, бросая учёбу.

Сейчас он один из самых успешных людей, который дал нам такие шедевры, как «Челюсти» или «Парк Юрского периода». Если бы не его фантазии и любовь к своему делу, то ничего бы этого сейчас не было. Как говорит Стивен:

«Ты всегда чему-то учишься. Каждый фильм — это новый опыт, новая страна, другие правила, другие люди и другие технические сложности. В этом и заключается одна из главных радостей съемки кино. Никогда не бывает скучно, потому что ты ничего не знаешь. Всю жизнь ты остаешься учеником.»Источник: https://www.startfilm.ru/media/personal/9831/

Лиза Молдованова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae8b513dd248401aaf96874/5-izvestnyh-liudei-kotorye-dobilis-uspeha-nesmotria-na-vse-pregrady--5b96ae4f343d6c00a9f54d6d

Модели агрессивности – Психологос

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

Основных моделей агрессивности:

  • Агрессивность как выученная реакция
  • Агрессивность как следствие фрустрации
  • Агрессивность как врожденная составляющая

Модель выученной агрессивности

Наиболее реалистичная модель агрессивности.

Суть модели:

  • Агрессивность – это поведение, которое выучивается ребенком, глядя на окружающих и в первую очередь на своих родителей, а затем уже развивает самостоятельно.
  • Чем чаще агрессивность оказывается поощрена – тем активнее формируется агрессивное поведение. И наоборот, негативные последствия агрессивности тормозят ее проявление.
  • Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

При всей несхожести разных подходов все они подсказывают один и тот же важный практический вывод: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.

Модель реакции на фрустрацию

Основоположник – Джон Доллард.

История модели

Модель реакции на фрустрацию получила известность среди психологов в 1930-х гг. после серии исследований. Первая значительная публикация Джона Долларда по этой проблеме (“Frustration and Aggression”. Yale University Press, в соавт. с J.W. Doob, N.E. Miller, O.H. Mower, R.

R. Sears. 1939) стала классической работой, которая до сих пор широко цитируется и известна как гипотеза “фрустрации — агрессии”. Эта гипотеза стала основой для последующих исследований агрессии Леонардом Берковицем, а также для изучения фрустрации и агрессии у животных.

Суть модели

Агрессия – это не врожденное и автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Основные принципы модели:

  • Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием.
  • Агрессия всегда проявление фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
  • Агрессия может быть заторможена или замещена.
  • При ярком физическом или эмоциональном выражении агрессивности (катарсис) – ослабляектся готовность к агрессии.

Последователии приверженцы схожих идей

Представителем такой модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц.

Он, во-первых, ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, – гнев как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель.

Во-вторых, он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенные поправки:

  • фрустрация не обязательно выражается в агрессии. Фрустрация – это “благодатная почва” для агрессии;
  • фрустрация может выражаться в агрессивной форме, но только если окружающие условия этому способствуют;
  • человек, регулярно снимающий фрустрацию агрессивностью привыкает к агрессивности, становится агрессивным.
  • агрессия – это только одна из защитных реакций и может быть выражена символично (уйти, хлопнув дверью)

Критика модели

  • Многие экспериментальные данные не позволяют однозначно оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде случаев, наоборот, повышает.
  • По наблюдениям, не всегда фрустрация оканчивается агрессией и наоборот: состояние агрессии не всегда связано с фрустрацией.

Врожденная модель агрессивности (агрессия как инстинкт)

Основоположником этого подхода является Зигмунд Фрейд.

История появления модели

В ранних работах Ферейд утверждал, что все поведение человека базируется на стремлении к сохранению своей жизни и воспроизведению новой.

Соответственно, агрессивность, возникает там, где что-то противостоит этому стремлению.

В более поздних работах, Фрейд утверждал уже другое: источником агрессивности считал Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению, то есть агрессия по его мнению, является неотъемлимой частью жизни человека.

Первой выдвинула теорию в врожденности агрессивности исследователь психоаналитической школы Сабина Шпильрейн (1911 год).

Центральная идея этой работы: любое созидание обязательно включает процесс разрушения. Фрейд впоследствии развил эту теорию.

В 1920 году в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд повторил и развил основные выводы С. Шпильрейн. Есть гипотеза, что причина тому – опыт мировой войны и ряд личных потерь. повторил основные выводы Шпильрейн. Фрейд ввел понятие Танатос – то есть инстинктивное влечение к смерти.

Суть модели

По Фрейду, стремление к смерти (Танатос) и стремление к жизни (Эрос) находятся в постоянном противодейтсвии.

Чтобы уберечь Я от разрушительного действия Танатоса существуют механизмы, который помогают перенаправить энергию Танатоса вовне, от человека – на других людей.

То есть по мнению Фрейда, источник агрессивности человека по отношению к другим – это проявление разрушительного начала в человеке.

Основные принципы модели:

  • Агрессивность – врожденное и необходимое проявление инстинкта смерти Танатоса
  • Танатос проявляется всегда: или разрушая личность, или агрессивно выплескивается на окружающих. Задача – побороть стремление смерти и вогнать его в наиболее социально приемлемое русло.
  • Яркое эмоциональное выражение агрессивности – наиболлее мирная форма выражения Танатоса.
  • Более поздние сторонники считают, что выражением Танатоса могут стать также различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Сторонники модели и схожие теории

Похожую точку зрения развивал Конрад Лоренц. Конрад Лоренц считал агрессивность врожденным свойством и проявлением инстинкта выживания. Именно агрессивность с точки зрения К.Лоренца способуствет естественному отбору, то есть в условиях высокой агрессивности выживают только сильнейшие особи, которые имеют хороший генетический материал.

Конрад Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.

Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении.

Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

Схожих взглядов придерживается Мелани Кляйн которая рассматривает агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека.

Противники модели

Идея Фрейда получила ряд критических отзывов. Противники теории: Эрнст Джонс, Альфред Адлер.

Основные тезиси критичных отзывов:

  • Основная критика модели Фрейда – противоречие канонам биологии (любой живой оранизм стремится выжить и продолжить свой вид).
  • Восприятие человека как более высокороганизованное существо, которое отличается от животных.
  • Невозможность описания и характеристики инстинкта смерти. Фактически исследования не продвинулись дальше того, чтобы дать этой энергии название, – в работах фрейдистов она фигурирует как моргидо, или деструдо.
  • Возражения против утверждения, что личность неизменна.
  • Другое определение агрессии – как сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/modeli-agressivnosti

Пассивная агрессия. Примеры пассивной агрессии. Как избавиться?

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

Пассивная агрессия – это особая манера поведения, бессознательный и инфантильный способ психологической защиты, когда человек подавляет свой гнев и не проявляет агрессию напрямую, не вступает в конфликт.

Является пассивным сопротивлением, без открытой конфронтации или высказываний своего несогласия.

Поскольку базовым чувством все же является гнев, то его подавление происходит благодаря существенному внутреннему напряжению, которое постоянно ищет выход.

Человек в пассивно-агрессивной манере достигает своих целей без непосредственного честного конфликта, а все его реплики и поведение носят либо протестный характер, либо призывают другого самого догадаться, что именно не так.

Это инфантильный способ взаимодействия с миром, оставшийся актуальным из детства, когда не было возможности прямого противостояния.

Ребенок находится в ограниченных условиях, его жизнь и благополучие зависит от взрослых, поэтому адаптивным поведением является подавление злости, но во взрослом возрасте эта модель поведения должна трансформироваться.

Признаки пассивной агрессии

Распознать пассивно-агрессивного человека не всегда получается сразу, поскольку он кажется неконфликтным и приятным собеседником. Существуют некоторые признаки пассивной агрессии:

  • Отсутствие прямого отказа. Вместо того, чтобы озвучить свое нежелание куда-то идти или что-то делать, человек с пассивно-агрессивной позицией согласится, но потом или забудет об этом, или опоздает. Саботаж используется как способ избегать неприятного дела или человека вместо открытого диалога.
  • Негативные эмоции не высказываются прямо. Если такой человек чувствует обиду или злость, то вместо того, чтобы объяснить партнеру причину возникших чувств, он может часами молчать, тяжело вздыхать и ждать, когда тот сам догадается, что произошло.
  • Гнев, злость и агрессия постоянно подавляются, на что уходит большое количество психических ресурсов. Также пассивно-агрессивному человеку тяжело переносить чужие яркие эмоции, он пытается уйти в сторону от таких взаимодействий. Трудность выражения эмоций возникает практически в любых ситуациях, поскольку в предпочтение ставится создание образа благополучия во избежание конфликта. В итоге с такими людьми невозможно поговорить откровенно, т.к. на все вопросы они будут отвечать, что все хорошо, но сидеть с недовольным лицом. Также такие люди просто уходят от разговоров на «неудобные» темы о своих чувствах, ожиданиях и желаниях.
  • Манипулирование чувствами других происходит бессознательно. Сначала пассивно-агрессивный играет в «молчанку» и если не получает нужной реакции, то провоцирует собеседника на выражение гнева и злости, а сам чувствует себя при этом жертвой. Делается это для того, чтобы в дальнейшем были поводы обвинить и манипулировать чувством вины (модель отношений «треугольник Карпмана», где Спаситель, Жертва и Преследователь регулярно меняются ролями).
  • Улыбаясь в глаза, за спиной человек совершает негативные действия – портит репутацию тому, на кого обращена агрессия, распространяет о нем слухи, вредит его имуществу. Такое поведение дает ощущение избегания прямого конфликта.

И самый важный показатель – это перекладывание ответственности. Происходить может что угодно, но виноваты будут другие.

Причины различны – человек назойливо проявил участие или, наоборот, слишком мало, спросил, как дела, или не мешал, сразу догадался, в чем причина молчания или прямо спросил.

Рядом с таким человеком другие чувствуют постоянную ответственность не только за происходящее, но и за чувства и переживания собеседника.

Так как сама по себе агрессия – это способность человека двигаться к своей цели, а пассивно-агрессивному в открытую это проявлять не свойственно, поэтому он действует иначе.

Часто эта манера поведения закрепляется в детстве, когда желания ребенка не воспринимаются взрослыми, когда ему запрещают открыто выражать протест («нельзя злиться на маму») и когда реагируют на нарушения подобных запретов деструктивно для детской психики (ставят в угол, запирают одного в комнате).

Дети, с которыми обращались именно так, неосознанно учатся избегать любых прямых конфликтов и маскировать свои желания, интересы. Во взрослой жизни они автоматически считают, что открытые конфликты – это ужасно, а людей, которые их инициируют, – очень плохими.

Также большую роль играет поведение родителей в конфликтах.

Если они длительное время игнорировали ребенка, не разговаривали с ним с целью проучить, то он перенимает следующую модель: если что-то не нравится, лучше согласиться и тянуть время, и тогда, скорее всего, от тебя с этим вопросом просто отстанут либо дело решится само по себе.

Такое же поведение проявляется и в ситуациях, когда пассивно-агрессивный человек хочет что-то получить. Он об этом не говорит, но всячески подталкивает другого на разговор об этом либо на совершение действий, другой человек должен сам догадаться о желаниях пассивно-агрессивного человека.

С точки зрения психологии, пассивный агрессор подсознательно выбирает инфантильный тип  защиты, так как не чувствует возможности выйти победителем из открытого конфликта или имеет строгий внутренний запрет на внешние проявления агрессии.

Такая жизненная позиция требует очень много затрат энергии, а в процессе накапливается большое количество раздражения в адрес людей, в том числе и близких. Но признать собственную злость и позицию Жертвы, взять ответственность за свою жизнь и свои желания такому человеку очень сложно, поэтому он приписывает агрессию другим.

Вместо того, чтобы проговаривать свои желания, он обвиняет других, что они о нем не думают и не заботятся.

Примеры пассивной агрессии

Источник: https://emberint.ru/articles/passive_aggression/

Агрессия как средство выживания в современном мире

Григорий Зеленко. Агрессия. Главное - модели поведения

С проявлениями агрессии все мы сталкиваемся постоянно. Как говорит профессор Савельев, достаточно подойти к зеркалу, чтобы их увидеть. В чем же особенности агрессии как эволюционного механизма? С. В.

Савельев стоит на строго материалистических позициях: не признавая психологию наукой и легко отбрасывая «психологическую чушь», он делает акцент только на физиологической основе агрессии.

Агрессия присуща любому биологическому существу как необходимый инструмент выживания, борьбы за еду и самок, защиты своей территории.

Но отличие человеческого мозга от мозга животных – в том, что он имеет развитую лобную долю, отвечающую за процессы торможения.

Именно благодаря этой части мозга женщины первыми стали делиться пищей с малышами, а благодаря этому и мужчины постепенно приобрели такую способность.

Человек стал человеком во многом благодаря тому, что может делиться пищей и ценными вещами не только с самыми близкими (членами рода), но и с чужими. Лобные области возникли в результате эволюционного отбора на способность к коллективному проживанию.

Продолжение эволюции

В настоящее время, по мысли Савельева, тоже длится эволюционный процесс, который принимает форму войн. Вся мировая история трактуется ученым как борьба за единообразие мозговой конституции – в этом корни уничтожения инакомыслящих, еретиков и усреднение основной части популяции.

Исходя из физических параметров, Савельев делает выводы и о том, что мозг европейца отличен от мозга африканца, мозг мужчины – от мозга женщины, а если сравнить макроисторически, то мозг современного человека на 250 г меньше, чем на момент его формирования на заре цивилизации.

Мощный эволюционный отбор свершился в ХХ веке – это связано и с геноцидом, и с мировыми войнами.

Профессор Савельев объясняет это лишь эволюцией и стремлением к сохранению единообразия мозговой конституции. Что ж, такая точка зрения имеет право существовать – ведь часто кажется, что существует лишь то, что можно проанализировать, изучить и классифицировать. Почему бы не свести мировую историю к отбору популяции по принципу единообразия строения мозга?

Агрессия повседневная

Но если абстрагироваться от размышлений о развитии цивилизации, что же можно сделать, чтобы как-то воздействовать на свою и чужую повседневную агрессию? Для этого нужно вернуться к причинам ее возникновения. Не секрет, что уровень агрессии тем выше, чем выше плотность населения.

И особенно «зашкаливает» он в мегаполисах, когда навязчивое общество себе подобных постоянно вынуждает защищать личное пространство (чаще всего безуспешно), когда чужие регулярно вторгаются в интимную зону (она исчисляется примерно по длине вытянутой руки).

Это провоцирует активность древнейших инстинктов защиты своей территории. Вспомните ситуации в общественном транспорте, и тогда сразу станет понятно, в чем истоки нашей каждодневной агрессии.

В деревнях люди гораздо спокойнее, они ценят общество друг друга как раз из-за нормальной отдаленности друг от друга.

Как регулировать агрессию?

Это довольно непросто, но вполне возможно. Импульсы к проявлению агрессии лежат в амигдолярном комплексе, постепенно накапливающем медиаторы. И когда их порог превысит критический уровень, они стимулируют агрессивное поведение.

Этим объясняется «отсрочка» агрессии: например, кормилец семьи получил выговор на работе, но он понимает, что срываться в социуме чревато последствиями, а потому сдерживает себя (накапливает медиаторы) и, лишь придя домой, дает себе право на разрядку.

И тогда достается и жене, и детям, и собаке. Этот механизм наблюдаем все мы, но он говорит о важном свойстве – агрессию можно отсрочить. А раз так, то и выплеснуть ее можно и нужно в конструктивной форме.

Поскольку перестать быть агрессивным невозможно – агрессия присутствует в каждом из нас и стремится проявляться регулярно, важно понять, что с ней делать.

Первый возможный способ, предложенный профессором Савельевым, – перевести стрелки на другого (то есть, устроить конфликт вне семьи, в относительно безопасной среде). Спорный момент, потому что если многие начнут практиковать такое, возникнет цепная реакция, которая вовлечет еще большее количество людей.

Вторым способом являются занятия таким спортом, который требует мышечной разрядки: теннис, бег, борьба, футбол, хоккей и так далее.

Однако здесь важно вспомнить о том, что многие тренеры юношеских секций по борьбе отказываются принимать агрессивных детей, чтобы не спровоцировать насилие впоследствии: такие дети могут воспользоваться своей подготовкой с целями не защиты, а нападения.

Поэтому для людей с высоким порогом агрессии бокс и борьба не очень предпочтительны – она могут еще более стимулировать агрессивное поведение. Иные виды спорта окажутся предпочтительнее.

Основным свойством агрессии является ее регулярность, потому что медиаторы в амигдолярном комплексе накапливаются циклически. Вот почему и экологию своего поведения стоит проводить по такому же принципу.

И уж совсем экзотически выглядело предложение Савельева выжигать жидким азотом те центры мозга, которые «отвечают» за агрессию, подобно тому, как это делают в канадском цирке с белыми медведями. Не менее экстравагантной оказалась мысль о том, чтобы подбирать семейные пары в будущем через…

компьютерную томографию с высоким разрешением: если у потенциальных супругов совпадут базовые особенности конституции мозга, то разрешать им заключение брака, в противном случае – нет.

По словам ученого, это могло бы снизить число конфликтов в семье и способствовало бы тому, чтобы супруги говорили на одном языке – буквально, понимая под содержанием одного и того же слова сходное понятие.

В выступлении С. В. Савельева было подчеркнуто, что агрессия есть результат инстинктивно-гормонального поведения. Это значит, что любое насильственное сдерживание, блокировка выхода агрессии влечет к психосоматическим процессам – сбою иных систем организма, поэтому так важно делать выбросы агрессии.

Детская агрессия

Этот вопрос также был затронут в ходе выступления, и профессор Савельев указывал на то, что дети с раннего возраста повторяют все этапы развития человечества, а значит, до 5 лет у них вообще отсутствуют «тормоза» – ведь недостаточно еще развиты лобные доли.

Сводя все поведение к физиологическому строению мозга, Савельев основывает свои воззрения на воспитание на внешнем воздействии, запоминании. Поэтому экзотично звучит его призыв «драть детей», пока они не научатся вести себя в соответствии с социальными нормами.

Доводя до парадокса свои утверждения, он говорит, что публичное наказание за ненадлежащее поведение может «научить других детей» этим нормам. Однако сразу вспоминаются эксперименты А. Бандуры, который доказал, что демонстрация неагрессивного поведения – лучший пример воспитания.

В его опытах проявилось, что даже обычная контрольная группа детей оказалась от природы агрессивнее, чем те дети, которые стали свидетелями неагрессивного поведения. И, естественно, дети, наблюдавшие безнаказанное агрессивное поведение, чаще применяли его в своей повседневной практике.

Поэтому кардинальные меры, предлагаемые профессором, выглядят не вполне убедительно, что объясняется игнорированием психологической стороны агрессии.

Источник: по материалам выступления С.В. Савельева, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Примечание редакции: всем интересующимся личностью и творчеством профессора Сергея Вячеславовича Савельева  рекомендуется посмотреть нижеследующее видео.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/problemy/391-agressiya-kak-sredstvo-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire-s-v-savelev

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: