Гуманистическая психология

Содержание
  1. Гуманистическая психология
  2. Базовые принципы гуманистической психологии
  3. Page 3
  4. Гуманистическая психология: это что такое, представители, подход и направление
  5. Предмет изучения и задачи науки
  6. Основоположники и последователи направления
  7. История становления и развития науки
  8. Основные принципы и методы исследования
  9. Развитие науки в настоящее время
  10. Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты
  11. Задача гуманистической психологии
  12. Постулаты учения
  13. Влияние философов
  14. Разработка учения
  15. Влияние Карла Роджерса
  16. Мнение Роджерса о личности
  17. Движение среди психологов
  18. Методики консультирование и терапия
  19. Работа психолога в этом направлении
  20. Цель гуманистической терапии
  21. Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос
  22. Гуманистическая психология и Синтон-подход
  23. Критика гуманистической психологии
  24. Гуманистический подход в психологии: что изучает, какие методики являются актуальными
  25. Что это за подход
  26. Принципы
  27. Сильные стороны
  28. Сторонники
  29. Критика
  30. Практическое применение

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

В середине 20 века в Америке возникло новое направление психологии, в основу которого легли идеи экзистенциализма, провозглашающего изначальную иррациональность человеческого сознания, а также отрицание принципа лежащего в основе познания — рационального мышления, как единственно возможного.

Поскольку такая система базировалась на понимании единства объекта и субъекта, как априори присущего любому сознанию, из нее естественным образом вытекала идея о первостепенном значении субъективного опыта личности.

Это означало совершенно другой поход к изучению личности и пониманию основ ее существования.

Чтобы понять насколько существенной, если не революционной, эта идея была в психологии того времени достаточно вспомнить, что в 30 — 40 годах 20 века в мире торжествовали психоаналитическое направление и бихевеоризм, которые базировались на принципах априорно считавшихся научными, а именно, на естественнонаучном подходе, рассматривающим человека в основном с точки зрения природного животного механизма, поведение и мотивы которого во многом базировались на рефлексах и порывах по удовлетворению базовых природных потребностей.

Поскольку появление нового направления совпало с пиком общественных движений того времени за защиту прав и гражданских свобод личности, массовыми акциями протеста, новыми молодежными веяниями и возникновением на их базе уникальных и совершенно новых субкультур, то становится понятным и круг основных идей гуманистической психологии, которые, очевидно, испытали влияние новых событий и идей, которые они несли.

Базовые принципы гуманистической психологии

Вот пять основных принципов на которых было основано новое направление.

— Концепция становления личности

Человеческая личность всегда находится в движении и меняется в каждый момент времени, в соответствии, с также меняющимися обстоятельствами.

При этом, каждая личность полностью ответственна за качество этих перемен, и по настоящему полной ее жизнь может стать, только при наличии у индивида намерения в дальнейшем движении, что означает появление все новых и новых целей и вызовов. Способности к реализации этих перемен с рождения присущи каждому человеку.

Концепция становления также означает, что для достижения по настоящему высокого качества бытия, человеку не достаточно руководствоваться лишь принципом удовлетворения базовых потребностей.

— Уникальность каждого человека

Каждый индивид обладает только ему присущими чертами и особенностями характера, но самое главное, это уникальность его личного опыта переживания своей собственной жизни, мыслей, эмоций.

Это означает, что именно личный опыт человека является первостепенно важным в вопросе изучения психической реальности, а вовсе не данные, полученные экспериментальным путем, и на основании этого объясняющие поведенческие особенности личности.

Этот пункт открыто бросал вызов бихевиоризму и его фактическому отрицанию метода самонаблюдения (интроспекции), как научного и достоверного.

— Холизм

Третий принцип (принцип холизма) является развитием второго и провозглашает подход к личности, не как к сумме отдельных биологических компонентов, таких как поведенческие факторы, мысли, эмоции, части организма и т.п.

, а как к целостному созданию, где все перечисленные факторы присутствуют, но при этом, представляют из себя лишь часть более важной и единой системы. Согласно этой логике, экспериментальное изучение каждого компонента в отдельности не дает основания для выводов о том, как работает система в целом.

Все это означает, что целое не сводится к простой сумме его частей, и также представляет из себя нечто большее не только количественно, но и качественно (эмердже́нтность).

— Гуманизм

Четвертый принцип, провозглашает примат гуманизма в человеческой природе. Имелось ввиду, что природа личности сама по себе добродетельна или, по крайней мере нейтральна, а негативные проявления обусловлены неудовлетворенными базовыми потребностями, а вовсе не врожденными инстинктами и происходящими из них разрушительными импульсами, как утверждал Фрейд.

— По мнению Абрахама Маслоу, все ранее имеющиеся подходы по изучению поведения человека базировались в основном на наблюдениях за людьми с теми или иными психическими проблемами и патологиями.

Это послужило причиной осуждения такой практики и вывода о том, что результаты таких исследований и их перенос на всех людей в целом дают, мягко говоря, однобокие представления о личности.

Считая изучение психически здоровых и стремящихся к самоактуализации людей куда более важным, Маслоу делает вывод о том, что именно на этом материале можно сделать более правильные выводы, как на самом деле функционирует человеческая психика.

Вот такие пять положений легли в основу нового направления. Естественно, первоначально эти идеи были подвергнуты критике со стороны ученых, придерживающихся сугубо научных рациональных принципов бихевиоризма и психоанализа.

Гуманистическое направление обвиняли в размытости и абстрактности понятий, а также отдельно, за чрезмерный идеализм, особенно когда дело касалось манифеста человеку, как изначально обладающим априорным гуманизмом. Несомненно, вся эта критика имела серьезные основания.

С другой стороны, основатели новой теории, будучи учеными, прекрасно понимали все проблемы с которыми им предстояло столкнуться, чтобы провести в жизнь идеи и принципы, которым они были привержены.

По этой причине Маслоу была разработана целостная концепция потребностей человека, и именно из этих потребностей вытекали все те свойства личности, которые противоречили ранее существующим теориям.

В гуманистическое направление внесло свой вклад довольно много известных ученых того времени, но, пожалуй, наиболее часто упоминаются трех из них, это Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Гордон Олпорт.

На базе идей гуманистической психологии было разработано и немало революционных психотерапевтических методов, в основе которых лежали в первую очередь принципы безусловно позитивного принятия клиента — безусловная эмпатия, внимание к его переживаниям, их осознанию самим клиентом, поддержка в осуществлении выбора и принятию решений.

Теориям и практикам, разработанным ими посвящены последующие статьи раздела «Гуманистическая психология».

Page 3

Прочитал только что статью в группе психология 108 про то, как ожидания и эгоистичная попытка решить свои проблемы за счет партнера приводят к разрушению брака. Вроде все верно написано, трудно не согласится. Но возникает вопрос Читать далее …

В силу известных всем обстоятельств, психотерапия уходит в онлайн, а психологи и их клиенты потихоньку перестраиваются на новый формат работы. Надолго ли это, никто не знает. Некоторые считают, что карантин лишь проявил и ускорил уже Читать далее …

«Я хочу устроить революцию против материалистической цивилизации». Документальный фильм о Бхактиведанта Свами Прабхупада — духовном Учителе и основателе движения международного общества Сознания Кришны. Читать далее …

Материал написан по статье Ника Чатера, профессора поведенческих наук из Университета Варвик. В художественной литературе часто описывается мир с репрессивным режимом, в котором люди выживают, как могут — естественно подчиняясь обстоятельствам. Но вот появляется герой, который находит Читать далее …

«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!… Ты живёшь, чтобы работать, или ты работаешь, чтобы жить?» Читать далее …

Время чтения 10 минут… Одна моя знакомая в далеких 90-х, начиная пробуждаться к духовности и всяким психологическим вещам, однажды пожаловалась своему учителю, старому индийскому йогу, на постоянные состояния уныния, которые стойко сопровождали ее по жизни. Читать далее …

Я хотел бы сказать несколько слов о том, как смешивают буддизм с психологией, и еще о психологии практикующих в нашей Общине. Когда я говорю о чем–либо, многим сразу же приходит в голову мысль: «Да, я Читать далее …

Из книги Дзонгсара Кхьенце Ринпоче «Гуру пьёт бурбон»? *На картинке заставки — Калу Ринпоче, Кармапа 16, Чогьям Трунгпа Ринпоче. Выбрать аутентичного гуру – не то же самое, что выбрать аутентичный итальянский ресторан. Когда вы оцениваете итальянский Читать далее …

Примерно пять лет назад по просторам интернета широко разошлась история под названием «Массачусетский эксперимент». В ней говорилось об американском докторе Джеймсе Роджерсе, который разработал эффективную, но неэтичную методику лечения психически больных людей. За это он Читать далее …

Сохраните себе этот полезный список, и вы всегда будете знать, где законно брать книги для чтения. 1. Библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) — одна из первых и самых популярных русскоязычных электронных библиотек, она открылась в 1994 Читать далее …

«Английские ученые» недавно провели социологическое исследование, которое показало, что около 70% населения крупных городов живет в состоянии скрытой фоновой депрессии.   Возможно эта цифра слегка завышена, но можно поверить социологам в том, что количество людей, Читать далее …

Метод расстановки довольно часто подвергается жесткой критике, причем в гораздо большей степени со стороны психологов, при этом, многим клиентам метод нравится. Поэтому решил написать этот пост, чтобы разобраться с сутью претензий, а заодно и сказать Читать далее …

приведенные в статье упражнения выполняются с инструктором и, если вы ранее не практиковали йогу — не пытайтесь их делать самостоятельно! Йога как практический инструмент. Йога, как никакое другое восточное учение, обросла мифами, легендами, верованиями! Возможно, Читать далее …

Хочу поделиться одной историей. Сижу в поликлинике Литфонда, жду приема врача. Рядом кабинет над которым горит жёлтым огнем предупреждающая надпись » Не входить, идёт прием». Тут молодой парень, не замечая горящей таблички, стучится в дверь, Читать далее …

Намедни вышел на балкон. Осень, листья пожелтели, воздух по-летнему теплый. На нижнем от меня балконе сосед оседлал табуреточку, курит. Спокойно и тихо. Но не тут то было. Соседка сверху — активная мамаша из нашего подъезда Читать далее …

Советский документальный фильм 1975 года. Редкий Ч/Б фильм про Непал 1954 года Улицы Катманду в 1970 году Троллейбусы на пустых улицах Катманду 1979 год Старое видео — как на руках доставляли автомобили в Катманду Визит Читать далее …

«Я и другие» — научно-популярный фильм 1971 года, снятый на киностудии «Киевнаучфильм» режиссёром Феликсом Соболевым. Фильм состоит из ряда социально-психологических экспериментов.

Наибольшую известность приобрел эксперимент на внушаемость, или на конформность, поставленный с детьми дошкольного возраста. Фильм был запрещен к показу в СССР.  Почему? Порой трудно понять логику чиновников от идеологии.

Впрочем, посмотрите его сами. Может поймете.  Читать далее …

Мне как-то один врач сказал: «Я не лечу пациента, и я не помогаю ему выздороветь.Лишь только природа и Бог могут помочь человеку излечиться. А я только ставлю диагнози предлагаю лечение».

И если Вам хоть немного понятна психология, которая неразрывносвязана с философией, то осознаете тот факт, что не к Вам пришел клиент за помощью, аВы позвали «клиента» для помощи самому себе.

Поэтому кто кому оказывает помощь,

надо бы еще разобраться. Читать далее …

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/humanistic-psychology/

Гуманистическая психология: это что такое, представители, подход и направление

Гуманистическая психология

Психология включает множество направлений, которые занимаются изучением разных аспектов жизни человека. Гуманистическая психология появилась в ответ на развитие бихевиоризма. Многие поддерживали это направление. Чтобы понимать почему оно было актуальным, нужно разобраться с его историей, принципами, методиками.

Предмет изучения и задачи науки

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

  1. Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
  2. Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека. Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
  3. Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
  4. Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

  1. Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
  2. Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
  3. Потребность в почитании. Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
  4. Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
  5. Потребности в любви. Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
  6. Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
  7. Потребность в новых знаниях. Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

  1. 1943 год — Маслоу сделал описание разработанной иерархии, которое описал в статье «Теория человеческой мотивации».
  2. 1951 год — была опубликована работа психолога Карла Роджерса — «Клиент-центрированная терапия».
  3. 1961 год — с этого времени начинает выпускаться журнал для последователей гуманистической психологии.
  4. 1971 год — американская ассоциация гуманистической психологии начинает входить в АПА.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Развитие науки в настоящее время

Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.

Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.

Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.

Из видео Вы узнаете об особенностях гуманистической психологии.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/gumanisticheskaya.html

Гуманистическая психология: особенности, представители и интересные факты

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор.

Цель гуманистической психологии — понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям.

Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой.

Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом.

Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии — уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека.

Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука.

Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других.

Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. «Третьей силой» стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк.

Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы процессы развития личности привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности.

Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию.

Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя.

Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог».

Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья.

Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях.

В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия.

Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать.

Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений.

Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента.

Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния.

При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал.

Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами.

Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента.

Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием — это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии.

Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом.

По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии — дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу.

Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога — направить человека в сторону этих ресурсов.

Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап.

Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

Источник: https://FB.ru/article/50815/gumanisticheskaya-psihologiya-i-ee-rol-v-formirovanii-zdorovoy-lichnosti

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода.

Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И.

Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии — в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.

В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.

Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑.

Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода.

В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В.

Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gumanisticheskaya-psihologiyazpt-gumanisticheskoe-napravlenie

Гуманистический подход в психологии: что изучает, какие методики являются актуальными

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – это особое направление, которое зародилось в 1960х годах в США. Она противопоставлялась безличному подходу к человеку, авторитарно-административному стилю воздействия. В качестве философской основы был выбран экзистенциализм.

В направлении высшими ценностями считаются человек и его самосовершенствование

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Принципы

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.

Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать  защитные механизмы психики.

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность  в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.

Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/gumanisticheskaya-psixologiya.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: