ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение в курс православной антропологии

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Антропология (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. [Якимов В. Антропология // Философская энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.]

Понятие о православной антропологии

Православная антропология — учение о человеке, построенное на основе Священного Писания, мистических прозрений отцов церкви и самостоятельного понимания ученых богословов.

Православная антропология — это богословская дисциплина, в рамках которой системно излагается богооткровенное учение Церкви о природе и личности человека, его предназначении и принципах существования.

Предмет, цель и источник православной антропологии

Предмет православной антропологии: бытие человека в свете Божественного Откровения.

Цель православной антропологии: собрать, системно изложить и раскрыть содержание антропологического учения Церкви; указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и единения во святом духе со своим Творцом, по образу Которого он создан.

Источник православной антропологии: Священное Писание и Священное Предание (святоотеческое наследие) Православной Церкви.

Разделы православной антропологии

1) Онтология. Человек первозданный (в райском состоянии его природы до грехопадения).

2) Амартология. Человек падший (состояние его природы после грехопадения вне рая).

3) Сотериология. Человек с обновляющейся по благодати природой во Христе и лоне Церкви.

4) Эсхатология. Человек в вечности (благодатию обновленный, облагодатствованный до обожения или святости).

1. Онтология. Человек первозданный

1. Человек до грехопадения — человек «в чистом виде», первозданный, соответствующий замыслу Бога.

В рамках данного раздела выясняется онтологический статус человека. Даются ответы на вопросы о происхождении, смысле существования, предназначении, естественном состоянии и совершенстве первозданного человека. Он описывается в природном и личностном аспектах бытия, излагается учение об образе и подобии Божием.

Человек — венец мироздания, конечная цель творения вселенной. Бог создал человека от избытка любви.

Человек создан иначе, чем все пр. твари, после Троического совета, по образу Божию (Быт. 1: 26) и с возможностью (и заданием) достигнуть подобия Божия.

Предназначение человека в том, чтобы жить вечно в блаженном единстве с Богом; обожиться самому и привести к обожению весь тварный мир. В силу своего предназначения человек гораздо выше и ценнее всего мира.

Дух. Душа. Тело

Человек целостен и вместе с тем троичен: он состоит из духа, души и тела.

Тело человека – сложный, совершенный и гармоничный аппарат души для общения с внешним миром. Тело — не зло, а храм души и Духа Божия (1 Кор. 6:19). В будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное и одухотворенное.

Душа человека – низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, использует его как орудие. Душевная жизнь состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

Дух человекаДух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богообщению, Богопознанию, Богоуподоблению и Богопрославлению. Три проявления духа: совесть, жажда Бога, страх Божий. Как сила от Бога исшедшая, дух ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой.

Образ и подобие Божие в человеке

Образ Божий – это богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. Образ Божий неопределим в тварных категориях, поскольку ниспослан каждому человеку от неописуемого словом или мыслью Бога.

Важнейшие черты образа Божия в человеке: личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, ум, духовность, совесть, любовь, добродетельность, стремление к совершенству и др.

Образ Божий неуничтожим.

Образ дан, а подобие задано: человек призван к совершенству через Богоуподобление в добродетели.

Каким должен был быть человек по Замыслу Божию

Дух призван в единстве с Богом править душой и телом.

Душа, управляясь совестью, творила волю Божию с максимально возможным совершенством, получая высшее наслаждение в Боге.

Тело — послушное орудие, служило духу и душе, подчинялось им.

Человек подчинен Богу, а весь мир – человеку.

Человек сотворен бессмертным по духу и душе, а тело, всецело подчиненное им, тоже должно было проникаться бессмертием.

Таким бы человек и оставался, если бы не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило первозданное («добро зело» — очень хорошее) положение вещей.

2. Амартология. Человек падший

Человек после грехопадения (амартология) — раздел, где описывается духовная «механика» деградации человека, разрабатываются амартологические термины: «грех», «страсть», «тление», «смерть» и т. д., выстраивается их взаимосвязь, описывается их влияние на жизнь человека.

Если в предшествующем разделе рассуждения по большей части имеют статичный характер, то есть представляют собой утверждения, констатирующие те или иные богооткровенные истины о человеке, то здесь даются описания динамичные, объясняющие, как и почему человек ниспадает с одной ступени на другую.

Происхождение зла и греха в мире

Бог не сотворил зла, Он сотворил все «добро зело».

Зло и грех вошли в мир благодаря злоупотреблению даром свободы. Его ввел в мир возгордившийся и вследствие этого падший ангел – сатана.

Грех в человеческом мире стал проводником зла приводящим человечество к гибели: духовной, нравственной и физической.

Гордость и непослушание первых людей помрачили и извратили первозданную человеческую природу, привели тварный мир к его расстройству, болезням, скорбям, страданиям и смерти (о которой предупреждал прародителей Бог: «день, в который вкусите плод от запретного древа, смертью умрете»).

Первородный грех и его следствия

Первородный грех — грех первых людей, передающийся их потомкам, наследующим от них поврежденную грехом человеческую природу.

Грех прародителей называется первородным, потому что он был первым грехом в первом роде людей – наших прародителей Адама и Евы.

Суть первородного греха в гордостном противлении воле Божией, выраженном в непослушании.

Последствия: разрыв связи с Богом, нарушение цельности и иерархии человеческой природы, расстройство мироздания, катастрофы, болезни, страдания, смерть и адские мучения.

Повреждение человеческой природы после грехопадения. Нарушение цельности и иерархии.

Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти.

Способности души извратились. Ум отделился от сердца и стал бессердечным, а сердце неразумным.

Человек утратил ведение Бога и духовного мира. У большинства людей и по сей день духовная жизнь подменена душевной.

Греховные страсти

Первородный грех повредил человеческую природу и породил греховные страсти. Греховная страсть – это влечение души в область греха помимо воли человеческой; это болезнь души, через постоянное повторение сделавшаяся как бы ее природным свойством (второй натурой), так что душа произвольно стремится ко греху.

Корень всех страстей, их общее содержание — самолюбие. Три проявления самолюбия: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.

8 главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

После грехопадения человек попал в бедственное положение: ему предстояло прожить в трудах и скорби всю жизнь, затем умереть и попасть в ад, где вечно пребывать в мучении из-за отделения от Бога. Из этого положения сам человек выйти не мог.

Но Бог — благ, милосерден и человеколюбив. Он совершил наше спасение через искупительную смерть на Кресте («…СВЕРШИЛОСЬ!»), открыл нам путь ко спасению, в надежде, что мы пойдем этим путем за Ним (уподобляясь Ему в добродетели).

3. Сотериология. Человек во Христе

Человек во Христе (сотериология) — раздел, где дается описание процесса возрождения человека через восстановление единства с Богом. Здесь изложение также ведется в динамичных категориях: становление, развитие, преображение (в историческом плане после Воскресения Иисуса Христа второе и третье состояние в жизни человечества представлены одновременно).

Иисус Христос – Новый Адам.
Христос-Богочеловек. Христос-Спаситель

Жертва, способная искупить человечество, должна была быть: во–первых, смертью человека, во–вторых, — вышечеловеческой.

Иисус Христос стал совершенным человеком – новым Адамом, во всем подобным людям, кроме греха, в то же время являясь Богом. Добровольная смерть Богочеловека на Кресте искупила и оправдала всякого человека.

Результат Боговоплощения

Спасение не является отменой следствий грехопадения. Мы продолжаем быть подверженными нападкам греха и страстей, болеем и умираем.

Для того, чтобы обрести спасение, человек должен сам потрудиться «в поте лица своего». Здесь проявляется великая «педагогическая» справедливость Божия и уважение к свободе: не хочешь — не спасайся.

По согласному мнению Св. Отцов, результат Боговоплощения — несравненно выше просто возвращения в состояние Адама до грехопадения. Человек получает не просто прощение, избавление от смерти, мир с Богом и исцеление, но и гораздо более, — обожение.

Дело спасение – двуединый богочеловеческий процесс и не может быть осуществимо без участия самого человека. Для спасения со стороны человека необходимы две вещи:1) правая вера

2) благочестивая, богоугодная жизнь.

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/antropologija/vvedenie_v_kurs_pravoslavnoj_antropologii/261-1-0-26335

Персональный сайт — ВСЁ О ЧЕЛОВЕКЕ

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

антропогенез, антропометрия, библейская а., биологическая а., генетика человека, географическая а., духовная а., интегративная а., интервальная а., историческая а., католическая а., клиническая а., комплексный подход к человеку, криминальная а., культурная а., культуральная а., лингвистическая а., литературная а., маргинальная а., медицинская а., метаантропология, моральная а., нравственная а., палеоантропология, педагогическая а., позитивная а.,политическая а., поэтическая а., православная а., прагматическая а., практическая а., протестантская а. психологическая а., религиозная а., символическая а., синергийная а., социальная а., структурная а., театральная а., универсальная а., физическая а., философская а., христианская а., художественная а., эволюционная а., экзистенциальная а., экологическая а., экономическая а., эстетическая а., эсхатологическая а., этническая а., юридическая а.

Составитель Ю. М. Зенько

     Первый в своем роде библиографический справочник охватывает практически все направления современного антропологического знания.

При этом кроме традиционной философской антропологии приводятся новые междисциплинарно-антропологические направления, начиная с психологической, педагогической, исторической или культурной антропологии и кончая целым спектром других антропологий: религиозной, синергийной, духовной, поэтической и многих других (что в полной мере отражено в тематической структуре самой библиографии).

     В библиографии по религиозной антропологии и психологии религии охватываются не только общемировые религии, но и множество других религиозных направлений, вплоть до современных деструктивных культов и сект.

Большой интерес к христианской антропологии и психологии сполна будет удовлетворен подробной тематической библиографией, в которую включены как труды древнехристианского периода, дореволюционных и современных богословов, так и работы специалистов психологов, социологов, культурологов, и других авторов, пишущих сегодня на эти темы.

     Общее количество приведенной литературы составляет более восьми тысяч наименований, так что каждый читатель найдет для себя что-нибудь важное и интересное, а наличие библиографии в электронной форме позволит ему сделать это быстро и эффективно.

     Справочник рассчитан как на специалистов философов, психологов, антропологов, религиоведов, так и на самый широкий круг читателей, интересующихся различными антропологическими темами.

© Ю. М. Зенько, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ ***

ОБЩИЕ РАБОТЫ. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ ***

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ***

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ***

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ ***

ДРУГОЕ ***

МАРКСИСТСКАЯ, МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ***

Сущность человека ***

Личность, характер, персонализм ***

Индивидуальность ***

Субъект, «Я» ***

Душа ***

Дух, духовность ***

Тело, телесность ***

Пол, брак, семья, гендерные исследования ***

Ум, разум, мышление, сознание, самосознание, бессознательное ***

Совесть ***

Вера, разум и вера ***

Любовь ***

Свобода, свобода воли ***

Смерть, бессмертие, танатология ***

Гуманизм ***

Смысл жизни ***

Антропный принцип, антропокосмизм, человек и космос ***

ПЕРСОНАЛИИ ***

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ***

Индивид, психосоматика, психофизиология ***

Субъект ***

Личность ***

Индивидуальность ***

Душа ***

Пол, секс ***

Высшие психические функции: мышление, воля, эмоции, память, внимание, воображение и др. ***

Сознание, самосознание, бессознательное ***

Психические состояния ***

Вера ***

Психические отклонения и заболевания ***

Смерть, танатология ***

ПЕРСОНАЛИИ ***

РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

ЗАПАД – РОССИЯ – ВОСТОК ***

Запад ***

Россия ***

Восток ***

И другое ***

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ***

Первобытные религии, мифология ***

Древний Египет ***

Древняя Греция ***

Древний Рим ***

Буддизм ***

Индуизм ***

Зороастризм ***

Китай: конфуцианство, даосизм ***

Иудаизм ***

Христианство ***

Ислам, суфизм ***

Теософия ***

Антропософия ***

Агни Йога ***

Интегральная Йога (Ауробиндо Гхош) ***

Учение мексиканских индейцев (К. Кастанеда) ***

Г. И. Гурджиев и П. Д. Успенский ***

Дианетика, саентология, хаббардизм ***

Эзотерика, оккультизм, мистицизм ***

Другие направления ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ***

Смерть, бессмертие, танатология ***

К проблеме религиозной личности ***

Пол, брак, семья ***

Сердце ***

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ***

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ***

Первобытные религии, мифология ***

Шаманизм ***

Буддизм ***

Греческая религия и философия ***

Иудаизм ***

Даосизм ***

Йога ***

Зороастризм ***

Восточные религии вообще ***

Христианство ***

Ислам, суфизм ***

Теософия, антропософия ***

Другие направления ***

Оккультная, эзотерическая, мистическая психология ***

Биоэнергетика, парапсихология ***

Секты и деструктивные культы ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ ***

Психология религии ***

Религиозная психология ***

Психология духовности ***

Психология веры ***

Воля, свобода воли ***

Происхождение и посмертное существование души ***

Религиозный опыт ***

Религиозные эмоции и чувства ***

Религиозные психические состояния ***

Сон и сновидения ***

Психология личности ***

Пол, женщина, семья, воспитание ***

Психическое и духовное здоровье ***

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ ***

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ ***

ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ ***

ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ ***

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ ***

ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ***

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

О БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ***

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ АВТОРЫ И РАБОТЫ О НИХ ***

Общие работы ***

Персоналии – см. Христианская антропология и психология в лицах ***

КАТОЛИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ПРОТЕСТАНТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ***

ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (общие работы) ***

СТАРООБРЯДЧЕСТВО ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ:

Антропологические темы в христианском богословии ***

О происхождении, сотворении человека ***

Человек как образ Божий ***

Человек как микрокосм или макрокосм ***

Грехопадение и спасение человека, страсти ***

Благодать, добродетели, страсти, искушения, скорби, болезни ***

Свобода человека, предопределение, промысел, судьба ***

Проблемы современного человека. Биоэтика ***

Аскетика и антропология ***

Обóжение человека, преображение, святость ***

Личность: божественная и человеческая ***

Индивидуум, индивидуальность ***

Христология и антропология ***

О природе человека ***

Тело, плоть, душа, дух ***

Учение о сердце ***

Пол, брак, семья, девство, целомудрие ***

Женщина в христианстве, феминизм ***

Мужчина в христианстве ***

Смерть, бессмертие, посмертное существование, воскресение, суд ***

Антропология и психология исихазма ***

Человек в отечественной культуре ***

Христианская антропология и современная психология ***

Научные и критические работы ***

ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

О БИБЛЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ***

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ АВТОРЫ И РАБОТЫ О НИХ ***

Общие работы ***

Персоналии ***

КАТОЛИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ***

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ***

ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (общие работы) ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ:

Душа и ее свойства ***

Бессмертие души ***

Критика идеи переселения душ ***

Силы и органы души (общие работы)***

Ум, разум, интеллект, мышление, познание, помыслы, слово, безмолвие ***

Память, злопамятство ***

Внимание, трезвение ***

Воображение, фантазия ***

Воля, свобода воли, своеволие, послушание ***

Эмоции, чувства, чувствования:

Общие работы ***

Вера, надежда, любовь ***

Покаяние ***

Смирение, смиренномудрие, терпение ***

Страх Божий ***

Другие – положительные: благоговение, благодарность, мир, радость ***

Другие – отрицательные: гнев, зависть, неверие, ревность, сомнение***

Совесть, сознание ***

Самосознание, «Я» ***

Учение об органах чувств и их хранении ***

Психология греха и добродетели, борьба со страстями ***

Критика самоубийства ***

Самопознание, внутренний религиозный опыт ***

Душевные состояния ***

Сон и сновидения ***

Прелесть, состояние духовной прелести ***

Душепопечение, душевное и духовное здоровье ***

Пастырская психология ***

Психология личности ***

Психология и богословие богослужения ***

Психология и антропология иконопочитания и иконографии ***

Психология и богословие таинств:

Общие работы ***

Крещение ***

Миропомазание ***

Исповедь ***

Причастие, евхаристия ***

Бракосочетание ***

Психология и богословие молитвы ***

Психология поста ***

Световые явления и видения ***

Смысл и цель жизни, счастье ***

Семья, пол, воспитание, «женский вопрос» ***

Секты, деструктивные культы, оккультизм ***

Психология атеизма и неверия ***

Христианство и психология, психотерапия ***

Современная православная, христианская психология ***

Проблемное поле христианской психологии и антропологии ***

Научные и критические работы ***

ДРУГИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕ­НИЯ ***

Биологическая, физическая, этническая антропология, генетика человека, антропометрия ***

Эволюционная антропология, палеоантропология, антропогенез ***

Педагогическая антропология ***

Психологическая антропология – см. отдельно ***

Историческая, социальная, культурная, культуральная антропология ***

Лингвистическая антропология, антропологическая лингвистика ***

Литературная, художественная антропология ***

Политическая антропология ***

Экзистенциальная антропология ***

Кроме того ***

Географическая антропология, антропогеография ***

Духовная антропология ***

Интегративная антропология ***

Интервальная антропология ***

Клиническая, медицинская антропология ***

Криминальная, юридическая антропология ***

Маргинальная антропология ***

Метаантропология ***

Моральная, нравственная антропология ***

Позитивная антропология ***

Поэтическая антропология ***

Прагматическая антропология ***

Практическая антропология ***

Символическая антропология ***

Синергийная антропология ***

Структурная антропология ***

Театральная антропология ***

Универсальная антропология ***

Экологическая антропология ***

Экономическая антропология ***

Эстетическая антропология ***

Эсхатологическая антропология ***

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (на правах рукописи) ***

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ ***

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ***

Текст с сайта Христианская психология и антропология.

Последнее обновление файла: 10.07.2012.

Источник: http://c9594478.narod.ru/index/0-79

Христианская психология и антропология

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Хочу поделиться очень актуальным интересным сайтом. Постоянно забываю его автора, вернее путаю одну букву в фамилии и для меня начинается квест, как выйти на этот сайт).Теперь увековечу его здесь.

На сайте собрано множество работ по христианской психологии и антропологии. Множество древнехристианских и средневековых автров, конечно же и современные тоже.

Автор сайта Зенько Юрий Михайлович
Вот содержание по темам, есть также по авторам:

ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ОБЩИЕ РАБОТЫ ***

О БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ***

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВТОРОВ ДО XI В.:

Общие работы ***

Персональные работы (и биографические сведения) ***

Конкретные персоналии – см. Христианская антропология и психология в лицах. – Период до разделения церквей ***

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВТОРОВ С XI В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (и биографические сведения) ***

КАТОЛИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (и работы о ней) ***

ПРОТЕСТАНТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (и работы о ней) ***

ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (общие работы) ***

СТАРООБРЯДЧЕСТВО ***

ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕМЫ:

Антропологические темы в христианском богословии ***

Человек и Бог. Человек и мир. Человек и общество. Человек и религия. Христианское мировоззрение ***

О происхождении, сотворении человека. Критика дарвинизма ***

Человек как образ Божий ***

Человек как микрокосм или макрокосм ***

Грехопадение и спасение человека. Сотериология ***

Благодать, добродетели, страсти, грехи:

   Общие работы ***

   Любовь, вера, надежда ***

   Смирение, смиренномудрие ***

   Послушание, терпение, прощение ***

   Другие добродетели ***

  Страсти:

   Чревоугодие, чревобесие, пьянство, алкоголизм, курение, наркомания ***

   Блуд, прелюбодеяние ***

   Сребролюбие, корыстолюбие, любостяжание ***

   Гнев, гневливость ***

   Уныние, печаль, отчаянье ***

   Тщеславие, лицемерие ***

   Гордость, гордыня ***

   Другие страсти ***

Искушения, соблазны, скорби, болезни ***

Свобода человека, предопределение, промысел, судьба ***

Проблемы современного человека. Биоэтика, права человека, клонирование ***

Аскетика, аскетизм, подвижничество ***

Христианская мистика ***

Обожение человека, преображение, возрождение, обновление, совершенствование, святость, благочестие ***

Личность: божественная и человеческая. Ипостась, ипостасность ***

Индивидуум, индивидуальность ***

Христология и антропология ***

О природе человека ***

Тело, плоть, душа, дух, духовность ***

Учение о сердце ***

Пол, брак, семья ***

Девство, безбрачие, монашество ***

Аборты, контрацепция ***

Женщина в христианстве. Критика феминизма ***

Мужчина в христианстве ***

Смерть, бессмертие, посмертное существование, воскресение, суд. Критика апокатастасиса. Эсхатология ***

Антропология и психология исихазма ***

Человек в отечественной культуре ***

Христианская антропология в сравнительном сопоставлении ***

Христианская антропология и современная психология ***

Научные и критические работы ***

Тематический список

страница

Источник: https://finna11.livejournal.com/164487.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: