Игровая терапия аутических детей

Содержание
  1. Игровая терапия для детей
  2. Прогнозы при данном методе
  3. Метод «Son-Rise»
  4. Метод «Floortime»
  5. Зачем аутисту игровой терапевт?
  6. Детский аутизм – способы раннего выявления и лечения
  7. Что такое детский аутизм
  8. Почему развивается аутизм у детей
  9. По каким симптомам можно выявить нарушения
  10. Выявление раннего детского аутизма
  11. Методы лечения детского аутизма
  12. Прикладной анализ поведения (ABA)
  13. TEACCH
  14. Логопедия и речевая терапия
  15. Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия
  16. Терапия социальных навыков
  17. Игровая терапия
  18. Визуальная терапия
  19. Пет-терапия
  20. Смотреть видео
  21. ᐉ Игры и упражнения для развития детей аутистов
  22. Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению
  23. Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели
  24. — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет
  25. Игровая терапия для детей и взрослых – новые и эффективные методы лечения: советы от специалистов ABA
  26. Игровая терапия для детей с аутизмом
  27. Игровая терапия для взрослых с аутизмом
  28. В чем смысл игровой терапии
  29. Игровая терапия как метод коррекции
  30. Метод игротерапии «Мифне»

Игровая терапия для детей

Игровая терапия аутических детей

Дети-аутисты охотно воспринимают игровую форму терапии, поскольку игра как таковая позволяет им абстрагироваться от раздражающих факторов (они более чувствительны, чем обычные люди).

Так, они способны выучить буквы, научиться разговаривать, одеваться, завязывать шнурки, самостоятельно кушать и др.

Многие родители тратят немало нервов, чтобы обучить малыша базовым навыкам, но так и не получают желаемого.

Игровая терапия для детей аутистов помогает успокоить их эмоциональный фон, научить подстраиваться под изменчивость окружения и корректировать поведение в соответствии с конкретной ситуацией. Стоит помнить, что аутизм остается с человеком в течение всей жизни, поэтому важно уже с детства воспитывать в нем самостоятельную и социально адаптированную личность.

https://www..com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Для пациентов старшего возраста игры при аутизме могут быть так же результативны, как и для детей.

Во взрослой жизни они ежедневно сталкиваются с трудностями, собственными переживаниями и нуждаются в психологической поддержке.

Благодаря игротерапии можно в мягкой форме узнать о главных проблемах социальной адаптации человека, определить сложности его развития. При регулярных занятиях удается проработать психологические проблемы, а также научить:

  • лучше понимать собственные чувства и чувства других людей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • не допускать панических атак при воздействии провоцирующих факторов.

Подобрав оптимальный метод игротерапии для взрослого аутиста, можно помочь ему повысить самооценку, улучшить коммуникативные навыки и сенсорную интеграцию. Такой способ психотерапии позволяет снять нервное перенапряжение, расслабиться и перестать остро реагировать на изменения в окружающей среде.

Прогнозы при данном методе

Коррекция поведения является неотъемлемой частью психологической и педагогической помощи людям с РАС. Игра в этом случае оказывает значительное влияние на развитие личности, что обуславливает ее эффективность.

Игротерапия для взрослых имеет отличительную черту: проводится в основном для группы пациентов в виде социальных и психологических занятий (специально разработанные упражнения, задания для улучшения невербальной коммуникации, имитация различных жизненных ситуаций).

Характерная особенность игротерапии — это двуплановость. Устанавливается положительный эмоциональный контакт с пациентом и достигается психокоррекционный эффект.

Терапия основывается на убеждении, что носители РАС способны учиться, коммуницировать и проявлять социальную активность, только если чувствуют себя в безопасности. Для успеха игротерапии обучение начинают с малых лет, активно вовлекая в процесс родителей.

Учитель стремится установить доверительные отношения с ребенком, не прибегая к требованиям и жестким указаниям. Он всегда реагирует на обратную реакцию малыша, между ними появляется доверительная связь, постепенно у ребенка возникает смелость для ответа.

Метод «Son-Rise»

Здесь делается упор на мотивацию ребенка. Последователи методики уверены, что если постепенно вводить в жизнь аутиста внешние стимулы, то можно добиться нужных навыков и поведенческих реакций.

Сначала родитель дублирует стереотипное поведение ребенка: повторяет движения руками, звуки, телодвижения. Так между ними устанавливается доверительная связь. Когда удается создать безопасную для ребенка среду, мама или папа начинают постепенно вводить в их общение свои правила.

Метод «Floortime»

Является одной из самых эффективных методов игротерапии. Его смысл заключается в следующем: ребенок управляет игрой, а сам игровой процесс с родителями или терапевтами базируется на его индивидуальных интересах. Терапевтическое воздействие предполагает, что ребенок или взрослый пройдет через такие стадии развития, как:

  • самопознание и интерес к окружающему миру;
  • привязанность и построение взаимоотношений;
  • двусторонняя и комплексная коммуникация;
  • эмоциональные идеи и мышление.

Чтобы эффективность игровой терапии была максимальной, опытный специалист должен помочь родителям внедрить данную методику в повседневную жизнь аутиста и дать рекомендации, как себя вести в специфических условиях (например, ребенок взволнован, истерит, не переносит картинок с животными или болезненно реагирует на присутствие в комнате какой-то игрушки) и какие возможные последствия.

Сейчас аутизм и игровая терапия — это содружественные понятия.

Игротерапия учитывает силу проявления расстройства аутистического спектра у конкретного пациента, его предпочтения, навыки, сильные стороны, физические и психологические возможности.

После консультации с профильным психологом или АБА-специалистом составляется прогноз успешности метода. Если правильно подобрать разновидность способа коррекции, то пациент может достигнуть следующих изменений:

  • осознание своего “Я” и места в обществе;
  • самостоятельное принятие решений;
  • умение спокойно реагировать на изменения в окружающей среде;
  • открытый вербальный и невербальный контакт с другими людьми;
  • установление и поддержание дружеских связей;
  • высокий уровень самосознания и самостоятельности;
  • контроль над сенсорными раздражителями;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • минимизация стереотипных поведенческих реакций;
  • контроль негативных эмоций;
  • понимание общепринятых норм этики и этикета;
  • обращение внимания и реакция на чувства окружающих.

Зачем аутисту игровой терапевт?

Отношения игротерапевта и пациента основываются на способности терапевта понимать фразы, звуки и действия аутиста, иными словами, он может говорить с ребенком или взрослым на одном языке. Педагог пристально наблюдает за игрой и ненавязчиво в ней участвует. Он способен точно выявить проблемы аутичного человека, их причины и научить успешно с ними справляться.

https://www..com/watch?v=ytcopyrightru

Когда аутист играет, он управляет собственным “Я”, самостоятельно принимает решения в свободном игровом пространстве. Терапевт не формирует цели, которые нужно достигнуть, а лишь развивает и поднимает на новый уровень терапевтические отношения с детьми и взрослыми, ставя перед собой следующие цели:

  • создать безопасную и уютную атмосферу;
  • принять человека таким, какой он есть;
  • давать поощрение за выражение эмоций и переживаний;
  • развить чувство самоконтроля;
  • обеспечить возможность самостоятельно принимать решения.

Источник: https://marta2.ru/igrovaya-terapiya-detey/

Детский аутизм – способы раннего выявления и лечения

Игровая терапия аутических детей

Малышей, у которых обнаружен детский аутизм, также называют «детьми дождя». Для некоторых родителей диагноз врачей становятся шоком, ведь многие из них даже не подозревают о наличии заболевания до консультации. Иногда характерные черты детского аутизма воспринимаются взрослыми, как проявление индивидуальности. Как же вовремя выявить недуг, и какими методами бороться с ним?

Что такое детский аутизм

Детский аутизм – это расстройство, появляющееся из-за нарушений в развитии головного мозга.

Для недуга характерен выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, повторяющиеся действия, ограниченные интересы. Все названные признаки можно заметить уже до трехлетнего возраста. Похожие состояния, при которых замечены более мягкие проявления, причисляют к расстройствам аутистического спектра.

Попросту говоря, детский аутизм – это нарушение развития нервной системы. Ему свойственны различные симптомы, многие из которых впервые появляются в младенческом или раннем детском возрасте. Пример: неадекватные реакции на дискомфорт, слишком яркие реакции испуга или плача в ответ на незначительные изменения окружающий среды или слабый звуковой раздражитель.

Также характерно ослабление реакции на позу кормления. Искажены реакции «комплекса оживления» – демонстрируется аффективная готовность к контакту со взрослыми. Реакция оживления может проявиться в отсутствии взрослого, относясь к неодушевленному предмету. У взрослых симптомы сохраняются, но в более слабой форме.

По одному симптому невозможно определить детский аутизм.

Для диагноза характерны:

  • нарушения во взаимной коммуникации;
  • недостаток взаимодействий социального характера;
  • повторяющиеся действия, ограниченность интересов.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения.

В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания.

В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций.

Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

Примеры:

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

По каким симптомам можно выявить нарушения

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

  1. скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;

  2. стереотипии в речи, поведении;

  3. коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.

  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.
  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Выявление раннего детского аутизма

Последние исследования указывают на то, что первые признаки детского аутизма можно выявить у детей в 2-3 года. Грудным детям не характерен комплекс оживления в моменты появления родителей в поле зрения.

Также у них наблюдается отсутствие зрительного контакта, социальной улыбки, пониженная или повышенная чувствительность к тактильным, звуковым и шумовым раздражителям. Тем не менее, в этом возрасте диагноз «детский аутизм» ставится лишь при выраженной симптоматике.

Нередко родители могут обнаружить явные симптомы заболевания, если в их семье уже были дети с расстройством аутичного спектра.

Позже всего диагноз детский аутизм получают первые дети в семье из-за неопытности родителей, не замечающих явных отклонений в поведении малыша. В среднем диагноз ставится в возрасте 2,5-3 года.

Обычно этот период характерен нарастанием общих признаков нарушения, а также первыми контактами со сверстниками в детских садах, группах общего развития – на фоне прочих детей заметнее выделяются признаки нарушения.

К 3-м годам от малышей ждут появления определенных навыков, и у аутистов они запаздывают или не вырабатываются.

Детский аутизм – это нарушение в развитии, и раннее выявление проблемы позволит адаптировать ребенка с более высокой эффективностью. Важно не упустить время, необходимое для приобретения разных навыков и умений. Зарубежными специалистами рекомендуется в 1-1,5 года провести самостоятельную оценку малыша на наличие болезни, протестировав наиболее вероятные отклонения при аутизме.

Для этого ответьте на такие вопросы:

  1. Есть ли у ребенка интерес к прочим детям?

  2. Нравится ли ему быть на руках у родителей, ищет ли он тактильных контактов вовремя плача, перед сном?

  3. Имеется ли предметно ролевая игра (машинки, кормление куклы, укладывание игрушки спать)?

  4. Присутствует ли зрительный контакт и указательный жест?

  5. Нравится ли ему играть с родителями или прочими родственниками?

  6. Пытается ли ребенок найти глазами кошку или какую-либо вещь, если на нее указать пальцем и назвать ее?

Многие вопросы направлены на выяснение наличия контактов между ребенком и окружающим миром. Если большинство ответов в 1,5 года отрицательные, следует проконсультироваться со специалистом.

Методы лечения детского аутизма

К большому сожалению у медиков и родителей на сегодняшний день нет методик, способных полностью излечить от детского аутизма.

Отчаиваться не стоит: согласно современной статистике, при своевременном психологическом и педагогическом вмешательстве, ребенок сможет реализовать заложенный потенциал. Существует немало коррекционных центров, оказывающих помощь таким детям.

Изучите информацию о таких учреждениях в своем городе, посоветуйтесь с другими родителями аутистов (имеется немало специализированных форумов).

Рассмотрим популярные виды коррекции, реабилитации и терапии детского аутизма.

Сначала определим категории, на которые делятся методы лечения:

  • Биомедицинский метод коррекции.
  • Лечение медикаментами.
  • Терапии, корректирующие поведение и общение.
  • Альтернативная и комплементарная медицина.

Известные терапии, которые направлены на общение и коррекцию поведения.

Прикладной анализ поведения (ABA)

Методика АВА является одним из наиболее используемых видов поведенческой терапии. В ее основе лежат научные принципы, позволяющие сформулировать базовый социальный набор знаний и навыков малыша.

Основную роль в методике играет мотивация малышей, и система поощрения из достижений. «Правильное» поведение ребенка отмечается наградой – это побудит его демонстрировать желаемое поведение.

На сегодняшний день поведенческие методы коррекции детского аутизма являются научно доказанными. Они применимы по отношению к маленьким и взрослым аутистам.

Раннее вмешательство в течение детского аутизма, основанное на поведенческой терапии – наиболее эффективный метод коррекции расстройства. Очень важно внимательно отнестись к вопросу, чтобы не упустить важное время.

Родители, обратившие взор на АВА, способны обучить ребенка важным навыкам, пользованию речью, социальному взаимодействию. В особо успешных случаях ребенок может научиться катанию на велосипеде, правильному удержанию ручки и прочему.

Способы обучения, базирующиеся на поведенческой терапии, очень полезны – им следует находиться в основе помощи всем пациентам, страдающим от детского аутизма.

TEACCH

В лечении детского аутизма также эффективен TEACCH. Речь идет о методе под названием «Структурированное обучение». В его базе лежит понимание деталей процесса обучения, которые характерны для аутистов.

Используются наглядные пособия для успешного лечения детского аутизма и понимания информации.

Множество эмпирических исследований, направленных на исследования особенностей восприятия информации аутистами, поддержали подход TEACCH.

Упомянутая методика базируется на визуальных подсказках. Они могут показать ребенку, как вести себя в разных бытовых ситуациях – одеваться, мыть руки, чистить зубы, ходить на прогулку, покупать хлеб и тому подобное. Информация подается в доступном виде, разбиваясь на небольшие шаги.

Логопедия и речевая терапия

Почти у всех людей с аутизмом имеются трудности с речью. Порой эти проблемы очевидны. Детскому аутизму свойственно почти не использовать речь, не инициировать диалоги.

Нередко корни проблемы находятся не в грамматике или артикуляции, а имеют отношение к «прагматике речи» (пользование речью для установления социальных контактов).

Речевой терапией можно помочь многим детям, страдающим аутизмом.

Эрготерапия, трудотерапия, оккупационная терапия

В оккупационной терапии или трудотерапии внимание сфокусировано на формировании навыков, используемых в повседневной жизни.

Многие аутисты отличаются неполноценно развитыми навыками в области мелкой моторики, и им важна такая терапия. Опытные оккупационные терапевты нередко имеют знания в области сенсорной интеграции.

Речь идет о действенной технологии, помогающей детям-аутистам побороть высокую чувствительность к свету, звуку или тактильным контактам.

Терапия социальных навыков

Отсутствие коммуникативных и социальных навыков – серьезная проблема детского аутизма. Многим детям нужна помощь в формировании простейших навыков. Пример: общение с новым знакомым, ведение беседы, соответствующее поведение в детском парке и так далее. Терапевты, обучающие социальным навыкам, способны облегчить социальные контакты малыша-аутиста со сверстниками.

Игровая терапия

Многим это может показаться странным, но маленьким аутистам требуется помощь не только в построении социальных связей, но и в обычных играх.

Упомянутая терапия станет отличным инструментом для формирования коммуникативных навыков и построения речи. Особенно полезными станут игровые терапевты, имеющие опыт в области таких известных методов, как Play Project и Floortime.

Для положительного результата иногда бывает достаточным подключить игровую терапию к физической, речевой или оккупационной.

Визуальная терапия

Для многих аутистов характерно визуальное мышление. Некоторым из них удается неплохо взаимодействовать с системами связи, использующими иллюстрации (пример, PECS).

игры и моделирование, а также электронные системы коммуникации также направлены на работу с преимуществами существенных визуальных способностей аутистов.

В интернете можно ознакомиться с информацией о РЕСS и прочих системах альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Пет-терапия

Такой терапией называют коррекцию с участием животных. Безусловно, она очень эффективна. Основное направление пет-терапии: развитие коммуникативных навыков малыша. При тесном контакте с животными, происходит явное улучшение состояния. Улучшается сон, полностью исчезают головные боли.

Чаще всего в терапии участвуют лошади и собаки, но в некоторых случаях специалисты рекомендуют общение с кошками или дельфинами. В общем, ипотерапия, канистерапия, дельфинотерапия – методы лечения с участием животных. Многие родители отмечают эффективность непосредственно этого метода.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/53-detskij-autizm.html

ᐉ Игры и упражнения для развития детей аутистов

Игровая терапия аутических детей

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков.

Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки.

Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло.

Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям.

И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.

Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован.

Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз.

Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.

Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней.

Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение.

Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д.

Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами.

Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении.

Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей.

Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома.

Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама.

Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов.

Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

— Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Источник: https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/

Игровая терапия для детей и взрослых – новые и эффективные методы лечения: советы от специалистов ABA

Игровая терапия аутических детей

Аутизм обуславливает специфическое восприятие мира, поэтому классические методы обучения и воспитания часто оказываются неэффективны. Чтобы научить ребенка или взрослого с расстройством аутистического спектра самообслуживанию, самостоятельности и дать необходимые академические знания, часто применяют методы игровой терапии.

Это естественная и эффективная работа с аутистами, позволяющая в подходящей форме донести до них информацию и проанализировать ответную реакцию.Такой психотерапевтический подход имеет немало преимуществ и положительные прогнозы. Однако не стоит рассчитывать на поразительные результаты уже через пару недель.

РАС обуславливает заторможенное развитие, поэтому для усвоения игротерапии, как и любого другого метода коррекции, больным требуется больше времени.

Игровая терапия для детей с аутизмом

Дети-аутисты охотно воспринимают игровую форму терапии, поскольку игра как таковая позволяет им абстрагироваться от раздражающих факторов (они более чувствительны, чем обычные люди).

Так, они способны выучить буквы, научиться разговаривать, одеваться, завязывать шнурки, самостоятельно кушать и др. Многие родители тратят немало нервов, чтобы обучить малыша базовым навыкам, но так и не получают желаемого.

На самом деле, отсутствие результата чаще всего вызвано неправильно подобранным методом терапии и подходом в целом. Он должен опираться на сильные стороны ребенка и его предпочтения.

Игровая терапия для детей аутистов помогает успокоить их эмоциональный фон, научить подстраиваться под изменчивость окружения и корректировать поведение в соответствии с конкретной ситуацией.

Стоит помнить, что аутизм остается с человеком в течение всей жизни, поэтому важно уже с детства воспитывать в нем самостоятельную и социально адаптированную личность.

Тяжелые формы РАС труднее всего поддаются коррекции, а дети с более легкими формами аутизма демонстрируют достаточно высокие умственные и поведенческие успехи.

Игровая терапия для взрослых с аутизмом

Для пациентов старшего возраста игры при аутизме могут быть так же результативны, как и для детей.

Во взрослой жизни они ежедневно сталкиваются с трудностями, собственными переживаниями и нуждаются в психологической поддержке.

Благодаря игротерапии можно в мягкой форме узнать о главных проблемах социальной адаптации человека, определить сложности его развития. При регулярных занятиях удается проработать психологические проблемы, а также научить:

  • лучше понимать собственные чувства и чувства других людей;
  • самостоятельно принимать решения;
  • не допускать панических атак при воздействии провоцирующих факторов.

Подобрав оптимальный метод игротерапии для взрослого аутиста, можно помочь ему повысить самооценку, улучшить коммуникативные навыки и сенсорную интеграцию. Такой способ психотерапии позволяет снять нервное перенапряжение, расслабиться и перестать остро реагировать на изменения в окружающей среде.

В чем смысл игровой терапии

Такие новые методы лечения аутизма, как игротерапия, арттерапия уже стали частью области психологии и активно применяются игротерапевтами во всем мире. Во время выполнения различных упражнений через игру специалист помогает пациенту делиться:

  • эмоциональными потрясениями;
  • поведенческими проблемами;
  • тревогами и переживаниями;
  • неврологическими и психическими патологиями.

Терапевт полностью управляет игровым процессом, поэтому помогает детям и взрослым узнать больше о себе и своих эмоциях, улучшить навыки вербального и невербального общения с другими людьми, научиться самостоятельно выходить из проблемных ситуаций в соответствии с собственным уровнем комфорта.

Игра — это образ мышления для людей с РАС, то, как они взаимодействуют с окружающим миром.

Опытный терапист способен управлять игровым процессом и научить их справляться со сложными обстоятельствами, чувствами, внутренними переживаниями.

Лечебное влияние фокусируется на развитии языка и речи, социальных навыков, формированию правильного поведения. При игровой терапии признаки аутизма у маленьких детей лучше поддаются лечению.

Чтобы научиться лучше понимать своего особенного ребенка, обучить его необходимым навыкам, можно пройти очно или дистанционно специальную программу подготовки. Она позволит вам получить необходимые знания, чтобы заниматься детьми самостоятельно. Регистрация на первый курс по ABA уровня BCABA уже открыта. 

Игровая терапия как метод коррекции

Коррекция поведения является неотъемлемой частью психологической и педагогической помощи людям с РАС. Игра в этом случае оказывает значительное влияние на развитие личности, что обуславливает ее эффективность.

Игротерапия для взрослых имеет отличительную черту: проводится в основном для группы пациентов в виде социальных и психологических занятий (специально разработанные упражнения, задания для улучшения невербальной коммуникации, имитация различных жизненных ситуаций).

Характерная особенность игротерапии — это двуплановость. Устанавливается положительный эмоциональный контакт с пациентом и достигается психокоррекционный эффект.

Метод игротерапии «Мифне»

Терапия основывается на убеждении, что носители РАС способны учиться, коммуницировать и проявлять социальную активность, только если чувствуют себя в безопасности.

Для успеха игротерапии обучение начинают с малых лет, активно вовлекая в процесс родителей. Учитель стремится установить доверительные отношения с ребенком, не прибегая к требованиям и жестким указаниям.

Он всегда реагирует на обратную реакцию малыша, между ними появляется доверительная связь, постепенно у ребенка возникает смелость для ответа.

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: