Интервью как метод психодиагностики

Содержание
  1. Плюсы и минусы интервью как метода исследования
  2. Немного о методе
  3. Преимущества интервью как метода исследования
  4. Недостатки интервью как метода исследования
  5. Вывод
  6. Диагностическое интервью
  7. Виды интервью
  8. Этапы организации интервью
  9. Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы — Плюс/минус
  10. Общие сведения
  11. Правила составления вопросов
  12. Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
  13. Метод опроса в психологии
  14. Интервью
  15. Анкеты
  16. 8. Виды опроса. Достоинства и недостатки метода опроса
  17. 9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды
  18. 10.Требования к проведению беседы
  19. 11.Общая характеристика метода анкетирования
  20. Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных
  21. Методы психодиагностики
  22. Стандартизированные и качественные методы
  23. Малоформализованные и высокоформализованные методы
  24. Тестовые и опросные методы
  25. Проективные методы
  26. Методы по форме проведения
  27. Заключение

Плюсы и минусы интервью как метода исследования

Интервью как метод психодиагностики

Интервью – это метод психологического или социологического исследования, предполагающий ответы респондента на вопросы, которые заранее спланированы исследователем, в ходе непосредственного общения. В ходе диагностики возможно выявление отношения человека к каким-либо ситуациям, явлениям и предметам, его характерологических черт и особенностей мировоззрения.

Немного о методе

В отличие от простой беседы, интервьюирование предполагает определенное распределение ролей: исследователь только спрашивает то, что запланировал, не вступая в беседу с респондентом, не поддерживая активный диалог. При этом, отношение и обстановка должны быть доброжелательными, чтобы человек мог открыться и выдать достоверные результаты по необходимой исследовательской теме.

Этот метод всегда предполагает живое общение, в котором можно отследить вербальные и невербальные реакции, уточнить информацию, и иногда – изменить формулировки предложений, чтоб они стали более мягкими или более понятными для конкретного человека.

Интервью бывает разных видов. Например, по формализации, он может быть стандартизированным и нестандартизированным. В первом случае, содержание и последовательность вопросов строго определена. Второй вариант более гибкий – вопросы задаются по плану, но их формулировки не такие ригидные.

Преимущества интервью как метода исследования

  • При проведении беседы у человека не очень много времени на то, чтобы подумать, поэтому его ответы обычно достаточно искренние и правдивые. Например, в письменном опросе, можно написать тот ответ, который кажется, например, более социально приемлемым, а это исказит данные исследования.
  • В ходе опроса, можно увидеть не только конкретный взгляд человека на то или иное явление, но и оценить уровень его образованности и культуры, вычислить углы его мировоззрения и выявить компетентность в тех или иных вопросах.
  • Метод достаточно быстрый в проведении: может занимать всего 10-15 минут, за которые исследователь может получить ответы на все интересующие его вопросы.
  • Интервью по форме близко к простой беседе, в которой человек не боится, что его будут оценивать или осуждать, поэтому у него нет потребности обманывать или скрывать какие-либо факты.
  • Личностное взаимодействие испытуемого и исследователя создаёт почву для доверительного общения, в результате чего специалист может получить наиболее подробную и правдивую информацию.
  • В отличие от письменных опросов и анкетирования, при использовании метода интервью есть возможность отследить не только словесные, но и невербальные реакции испытуемого. Язык жестов и телодвижений зачастую даёт даже больше информации, чем вербальные проявления.
  • В отличие от жестких стандартизированных методик, устный опрос чаще всего возможно немного видоизменять, задавая дополнительные вопросы или изменяя формулировки вопросов.
  • При недостаточном понимании того, о чем говорит респондент, и что он хочет сказать, всегда можно задать ему уточняющие вопросы или попросить повторить сказанное.
  • В отличие от письменных опросов, исследователю не приходится расшифровывать чужой почерк. В результате, времени на обработку диагностики уходит меньше.

Недостатки интервью как метода исследования

  • В ходе устного опроса некоторые люди могут растеряться, ответить не совсем так, как хотели. Чаще всего это интроверты, которым сложно быстро сообразить и развернуто высказаться.
  • Информация, воспринимаемая на слух, не всегда оказывается доступной. В результате, исследователь не всегда может услышать и правильно понять то, что сказал испытуемый. В случае с письменными опросами, респондент обычно старается высказаться так, чтоб его точно поняли.
  • Работа внутренних психологических защитных реакций может исказить данные при устном опросе: при недостаточном уровне доверия с исследователем, респондент может выдавать ответы, которые, по его мнению, более социально приемлемые, чем на самом деле.
  • Интервью предполагает достаточно долгую работу во взаимодействии с другими людьми. При письменном опросе исследователю достаточно лишь дать инструкцию, не тратя время на беседу. При необходимости опросить сразу большое количество людей, метод интервью не подойдёт, так как займёт слишком большое количество времени.
  • Специалист, проводящий опрос, должен быть достаточно харизматичным и интересным собеседником, чтобы у респондента было желание с ним общаться. С человеком, который неприятен, испытуемый может быть недостаточно искренним.
  • Трудоемкость процесса создания плана интервью. Для того, чтобы исследование получилось полным, необходимо рассмотреть проблему со всех сторон и понять, какие вопросы помогут выяснить реальную ситуацию в восприятии респондента. При недостаточном количестве вопросов, тема будет недостаточно раскрыта. При слишком большом – респондент в скором времени устанет, и будет говорить недостаточно развернуто и полно.
  • Практически нет разработанных текстов и планов, как в некоторых других психологических и социологических методиках. Исследователю приходится составлять их самостоятельно, в связи с чем метод может оказаться недостаточно объективным и валидным.

Вывод

Метод интервью может быть полезным в том случае, если исследователю необходимо узнать взгляды или отношение человека к чему-либо. Для этого специалист должен разработать методику проведения опроса, быть доброжелательным в ходе беседы и стараться получить максимум информации.

Если же необходимо выявление каких-либо личностных черт и качеств, то эта методика может быть только косвенным инструментом для работы: этот способ практически не позволяет изучить глубинные вопросы, так как не предполагает подробных расспросов. Также методика не подойдет в том случае, когда необходимо узнать мнение сразу большого количества людей: в этом случае лучше использовать письменные анкеты.

Источник: https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-intervyu-kak-metoda-issledovaniya/

Диагностическое интервью

Интервью как метод психодиагностики

Определение 1

Диагностическое интервью – это метод получения информации о свойствах личности, который применяется на ранних этапах психотерапии.

Психологическая практика хорошо знакома с этим распространенным видом беседы, целью которой является получение разнообразной информации о свойствах личности и особенностях психического развития.

Диагностическое интервью хорошо сочетается с тестовыми приемами, которые органично включаются в структуру беседы.

Выполняя собственные функции, беседа является ещё и естественным фоном, который объединяет все остальные методы.

Замечание 1

Цель беседы – оказание психологической помощи человеку в осознании внутренних проблем, обнаружении их причин, восстановлении внутреннего «Я».

Диагностическое интервью проходит в свободной форме и относится к нестандартизированным. Во время беседы возможны вариации в последовательности задаваемых вопросов. Консультант и респондент во время беседы активно взаимодействуют.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Несмотря на то, что диагностическое интервью имеет свободную форму, существует несколько правил и приемов его проведения:

  • представление, с которого начинается интервью, использует вариант незнакомого через знакомое;
  • мотивирование на сотрудничество;
  • конфиденциальность при получении информации от респондента, её неразглашение;
  • наличие стратегии.

Консультант в ходе интервью задает вопросы респонденту и не делает никаких выводов вслух.

Диагностическое интервью имеет ряд преимуществ, в частности, оно:

  • дает возможность установления личного контакта с высшим звеном управления организацией;
  • дает возможность смотреть на ход мыслей, эмоциями респондентов, расстановкой приоритетов, а также дает возможность получения достоверной первичной информации;
  • позволяет персоналу почувствовать свою значимость;
  • дает возможность увидеть поведение людей, соблюдение формальных и неформальных правил;
  • дает возможность получения дополнительной информации;
  • дает возможность задавать вопросы, возникшие в ходе диагностики в целом.

Проведение диагностического интервью требует большого количества времени, что относится к его недостаткам. Кроме этого диагностическое интервью имеет малую оперативность, требует от консультанта, неоднозначных наборов знаний и умений, специальной подготовки.

Для того чтобы преодолеть недостатки этого метода консультанту необходимо владеть методом активного слушания, не проявлять особенности своего типа личности, не афишировать те или иные предпочтения.

Схема фиксации получаемой информации во время интервью у каждого консультанта своя, а схему самого интервью он держит в голове.

Собранная в ходе интервью информация обрабатывается и составляется исходный перечень проблем, которые подлежат устранению.

Виды интервью

Диагностическое интервью всегда имеет заданную цель.

Исходя из того, кому принадлежит инициатива интервью, оно может быть управляемым, т.е. программным и неуправляемым, при котором инициатива находится на стороне клиента.

По направленности выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью.

Вопросы в нестандартизированном интервью могут в его ходе меняться от первоначального замысла, в то время как в стандартизированном интервью вопросы идут в определенной последовательности.

Для уточнения проблематики и проверки основного положения плана, определения объекта исследования применяют нестандартизированное интервью.

Стандартизированное интервью делает информацию сопоставимой и сокращает количество ошибок при формулировке вопроса до минимума.

По направленности интервью может быть ещё свободным, при которой респондент по вопросу темы высказывается в свободной форме. К этому виду интервью чаще всего прибегают психологи.

Что касается полустандартизированного интервью, то оно использует два вида вопросов – обязательные, задаваемые каждому опрашиваемому и уточняющие подвопросы.

Следующим видом являются направленные и ненаправленные интервью.

Направленные интервью имеют четкий план и используют только те понятия, которые содержатся в формулировке вопросов. Кроме этого направленное интервью использует «подсказки», наводящие респондента на удобную форму ответа.

Техника направленного интервью достаточно простая и дает возможность использовать не только специалистов. Среди его недостатков отмечаются психологическая «зажатость» респондента и поверхностность ответов.

При ненаправленном интервью респондент может свободно самовыражаться, в результате чего проявляются как осознанные, так и неосознаваемые мотивы деятельности.

По обсуждаемым темам интервью могут быть фокусированными и нефокусированными. Для первых характерна меньшая стандартизация поведения и респондента и консультанта.Цель интервью заключается в сборе информации по конкретному явлению или ситуации.

Нефокусированное интервью не имеет предметного единства, общей темы, исследовательского замысла.

Подразделяются интервью и по количеству опрашиваемых – в этом плане они могут быть индивидуальными (личными) и групповыми.

Личное интервью представляет собой беседу с глазу на глаз в доверительной обстановке без посторонних, а групповое предполагает присутствие нескольких человек, с целью выяснения коллективного мнения.

Также проводится интервью могут по месту жительства, по месту работы, среди посетителей общественных мест, например, магазинов.

Стиль ведения интервью может быть жесткий и мягкий. При жестком стиле респондента могут грубо перебивать, ловить на противоречиях, оказывать психологическое давление. Такой метод можно сравнить с тактикой поведения следователей на допросе.

При мягком же интервью обращение с респондентами вежливое и предупредительное.

Исходя из целевой заданности, выделяют диагностические и клинические интервью. Если диагностическое интервью используется для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения и черты личности, то, клиническое интервью используется как метод терапевтической беседы с пациентом, чтобы оказать ему психологическую помощь.

Этапы организации интервью

В организации интервью, независимо от его разновидности, существует определенная последовательность действий, благодаря которой обеспечивается эффективность реализации того или иного метода.

Интервью начинается с подготовительного этапа, который включает следующие компоненты:

  • определяется предмет и объект опроса, ставится исследовательская задача и выбирается вид интервью;
  • составляется план интервью, формулируются примерные вопросы респондентам, разрабатываются инструкции, готовятся технические средства регистрации и обработки данных;
  • проводится пилотажное интервьюирование;
  • происходит уточнение программы исследования, редактирование вопросов, вносение изменений в инструкции, проводится анализ ошибок и, возникших в ходе пробного интервью, несоответствий;
  • готовится итоговый вариант вопросов, способ анализа информации, текстов, инструкций.

Надо сказать, что выполнение всех стадий подготовки интервью определяет степень его стандартизации, например, используя свободный вид интервью можно из исследовательского плана исключить пилотажное интервьюирование. А в других разновидностях устного опроса данная стадия будет играть важную роль, потому что повысит надежность и обоснованность результатов.

Если говорить о составлении плана интервью, то эта стадия ограничивается подробным перечнем вопросов, для свободной формы устного опроса. Детально разработанный стабильный план необходим при стандартизированной форме устного опроса.

Основным элементом и главным средством получения информации является вопрос, поэтому умение исследователя подбирать нужную формулировку, является важным условием, определяющим результативность беседы.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/diagnosticheskoe_intervyu/

Метод опроса в психологии — основные плюсы и минусы — Плюс/минус

Интервью как метод психодиагностики

14.01.

2020

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются.

Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным.
  • Нежелательно употребление специальных, специфичных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • Вопросы должны быть конкретными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка.

Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

  • Субъективные — проективные

Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Источник:

Метод опроса в психологии

  • Если в психологии появляются вопросы, на которых нет или недостаточно ответов, специалисты прибегают к целому ряду исследований для их получения.
  • Опрос самый распространенный прием психологического исследования, который заключается в выявлении мнений, взглядов, предпочтений и убеждений респондентов относительно исследуемых фактов, явлений, процессов или событий.
  • Этому методу отдают предпочтение ввиду его различных преимуществ.
  • Стандартизированные опросы предоставляют данные практически без ошибок.
  • Являются экономичным и эффективным способом получения большого количества информации от большой выборки людей.
  • Могут проводиться удаленно через интернет, мобильные устройства и охватывать большую область географии.
  • Дают количественные данные, которые могут быть полезны для поддержания и развития гипотез. Однако этот метод также имеет недостатки и слабые стороны, которые необходимо учитывать.
  • Опрос зависит от желания, честности и памяти респондента. Ответы не всегда могут быть точным отражением истинного мнения отвечающего.
  • Нечетко сформулированные вопросы могут подорвать хорошо спланированное исследование.

Инструментами опроса могут быть анкеты, интервью, а так же их комбинации в целях устранения возможных случайных или ложных ответов.

психологические методы изучения.

Интервью

Интервью подразумевают социальное взаимодействие.

Это психологическая беседа с человеком, объектом исследования, когда хотят получить информацию о нем от него самого или с несколькими людьми для изучения фактов, мнений, ориентаций данного сообщества, что позволит выбрать сведения, повторяющиеся у всех, и те, которые есть у каждого отдельно.

Во время беседы интервьюер может разъяснять вопросы, если они являются сложными для понимания ответчика; стимулировать заинтересованность и успокоить относительно конфиденциальности. В ходе беседы очень важно установить контакт с человеком и наблюдать за его поведением и реакциями.

Интервью могут забирать много времени, ресурсоемкие, довольно трудно контролировать качество процесса опроса (интервьюер может повлиять на ответы респондента, что исказит результаты и сделает их недействительными).

Следует также отметить, что интервью может быть не лучшим способом для исследования деликатных тем (например, сексуальные отношения.

) так как человек более комфортно может чувствовать себя при заполнении анкеты в частном порядке.

Анкеты

Анкета — это форма с вопросами. Вопросы анкеты конкретные, строгие и одно проблемные, чаще всего закрытые, обеспеченные набором всех ответов.

Опрашиваемый самостоятельно заполняет специально подготовленный вопросник, поэтому присутствие анкетера необязательно.

У респондента есть возможность заполнить анкету в любое удобное для него время, тщательно обдумывать вопросы, ссылаться на записи или проконсультироваться с другими. Однако есть вероятность того, что исследуемый может соврать из-за социальной желательности.

Большинство людей хотят представить свой образ наиболее положительно. В настоящее время все большую популярность приобретают анкетирования в интернет – среде. Отличительная их особенность — автоматизм.

Однако есть и основные недостатки. Не все имеют доступ к интернету, что может затруднить осуществление опроса определённой (например, пожилых) группы лиц, а также отсутствует возможность прямого контакта.

Метод опроса состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. Поэтому должен осуществляться шаг за шагом, следуя точности процедуры, только тогда результаты будут точными и истинными.

Источник:

8. Виды опроса. Достоинства и недостатки метода опроса

Виды: Анкетирование; Метод лестницы;Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный.

Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловлен­ная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как рес­пондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросни­ки по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных про­фессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возмож­ность табулирования и проведения статистического анализа с ис­пользованием методов математической статистики и соответствую­щих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды

Интервью— это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента.

Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности.

Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека. Виды:1.

Структурированное интервью — Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов;2. Свободное интервью — Носит характер непринужденной беседы; 3. Интервью по компетенциям — Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.

10.Требования к проведению беседы

Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

Определите целевые вопросы: Распределите вопросы в порядке их значимости; Обратите внимание на соответствие их формулировок психологическим требованиям; Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

Определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника. Вступите в контакт с собеседником.

Создайте атмосферу доверия: Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу; При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться; Контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

11.Общая характеристика метода анкетирования

Анкетирование — это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму.

https://www.youtube.com/watch?v=OYB4A1H3nlg

Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность.

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Источник:

Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  •      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ                                  

        УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» 

  1. КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
  2.                   РЕФЕРАТ 
  3. На тему:  Общая характеристика, история и место метода опроса среди других методов сбора первичных данных. 
  4.                                     студентка V курса заочного отделения
  5.                         Ирина Михайловна Петрова 
      

    Среди методов сбора первичной информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Целью нашей работы является дать лишь самую общую характеристику метода опроса и, главное, обозначить те моменты, где в применении его встречаются определенные затруднения. Перед нами стоят некоторые задачи, а именно:

    1. рассмотреть в историческом контексте метод опроса
    2. дать общую характеристику данного метода
    3. определить место метода опроса среди других методов сбора первичной информации.

Метод опроса

    Весьма распространенный метод в социально-психологических 

исследованиях. Первым метод опроса в психологии применил Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых.

Пионерами его применения в психологии являются также С. Холл, А. Бине, Г. М. Андреева, Э. Ноэль. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, и т. п.

) фактах со слов опрашиваемых.

    Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом 

веке.

Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при 

изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф.

Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.

  •     Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:  1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану; 
  • 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей.

Источник: https://narobraz.ru/meditsina-i-zdorove/metod-oprosa-v-psihologii-osnovnye-plyusy-i-minusy.html

Методы психодиагностики

Интервью как метод психодиагностики

Методы психодиагностики, называемые частными или специальными, предназначены для решения конкретного спектра практических задач психодиагностического плана и направлены на диагностику свойств и качеств личности. И сегодня мы постараемся разобраться в том, какие существуют психодиагностические методы.

Стандартизированные и качественные методы

Первое разделение методов психодиагностики, о котором мы скажем, касается содержательной части. Исходя из неё, методы психодиагностики делятся на:

  • Стандартизированные методы
  • Клинические методы

Стандартизированные методы психодиагностики считаются наиболее эффективными, если требуется получить данные по группе людей в сжатые сроки, а также принять какое-либо конкретное решение, основанное на количественном обосновании надёжности. Стандартизированные методы защищены от различного рода ошибок, которые могут возникнуть по причине низкой квалификации реализующего методы специалиста.

Качественные методы психодиагностики являются более результативными, если их применяют опытные специалисты-психологи, например, специалисты по подбору персонала или профессиональному отбору и т.п.

Посредством качественных методов можно с большей точностью и глубиной изучить личностные особенности людей, однако для своей реализации они требуют существенно большее количество времени.

Поимо прочего, профессиональные психодиагностики сходятся во мнении, что качественные методы могут быть ещё эффективнее, если психолог проводит с человеком психологический тренинг, психотерапию или психологическую коррекцию, основываясь на результатах применения метода.

Малоформализованные и высокоформализованные методы

В психодиагностике выделяют также методы, исходя из того, насколько они формализованы. Таким образом, выделяют две группы методов:

  • Малоформализованные методы
  • Высокоформализованные методы

К группе малоформализованных методов относятся такие, которые реализуют потенциал общих методик психологической диагностики человека.

Среди них выделяют анализ результатов деятельности, диагностическую беседу, наблюдение и т.п. Применение таких методов предполагает высокую квалификацию специалиста, т.к.

в большинстве случаев у этих методов отсутствуют стандарты реализации и трактовки результатов.

Среди высокоформализованных методов выделяют всевозможные формы тестирований и опросов. Отличаются они множеством характеристик, например, строгим регламентом проведения, обработки результатов и их интерпретации, высокой степенью достоверности и т.п. По этой причине процедура диагностики выстраивается так, чтобы никто из испытуемых не обладал какими-либо преимуществами перед остальными.

Тестовые и опросные методы

Рассматриваемые нами далее два вида методов относятся к высокоформализованным методам.

Наиболее популярным среди них считаются тестовые методы, основной которых является тестирование, подразумевающее решение стандартизированных заданий, целью чего является определение количественных (в некоторых случаях – качественных) характеристик, описывающих психологические особенности личности по заданным параметрам. Содержательно тестовые методы разделены на ряд групп:

  • Личностные тесты
  • Тесты достижений
  • Тесты способностей
  • Тесты интеллекта

При помощи таких тестов становится возможным дать объективную оценку уровню развития личностных особенностей человека, которые можно отнести к психическим процессам и образованиям.

Опросные методы применяются в психодиагностике для определения уровня развития психических свойств личности. Эти методики имеют форму опросов, направленных на изучение психологических особенностей личностной сферы испытуемых. Оценка же даётся после интерпретации ответов, которые дают испытуемые на поставленные вопросы (как правило, предлагается несколько вариантов ответов).

На практике среди специалистов по психодиагностике распространено применение методов, включающих в себя как тестовые, так и опросные задания. Такие методы называются тест-опросными.

Проективные методы

Что же касается проективных методов, то их основой является интерпретация ответов испытуемых на нейтральные, на первый взгляд, вопросы и реакций на ситуации, которые могут иметь разную трактовку со стороны испытуемых. Благодаря этому специалист может оценить психические особенности и глубинную сущность личности, а значит, данный метод можно отнести к малоформализованным методам.

Методы по форме проведения

Методы психодиагностики могут различаться и по форме проведения – они могут быть индивидуальными, групповыми, бланковыми (письменными), устными, машинными (аппаратурными), компьютерными, а также вербальными и невербальными. Одновременно с этим, все они состоят из нескольких составных частей, а именно из:

  • Руководства по работе
  • Стимульного (тестового) материала
  • Листа регистрации ответов
  • Ключа для обработки ответов
  • Интерпретационного материала для трактовки результатов

В том случае, если процедуру психодиагностики проходит один человек, она называется индивидуальной, а если несколько людей, то групповой. И у индивидуального и у группового метода есть свои плюсы и минусы.

К примеру, групповые методы позволяют изучить особенности большого количества людей, отличаются более однообразными условиями реализации, а также упрощают работу специалиста и требуют меньше времени для получения результатов.

Однако недостатками можно назвать сниженную возможность установления контакта и понимания с испытуемыми и формирование у них позитивной мотивации относительно диагностирования сферы их личности.

В то же время, подобных недостатков нет у индивидуальных методов, но они позволяют работать лишь с отдельными людьми.

Практически все методы психодиагностики, которые используются в наше время, являются письменными (бланковыми), т.е.

имеют форму письменных заданий, чтобы выполнить которые, достаточно снабдить исследуемых людей листами регистрации ответов и письменными принадлежностями. Но и устные методы сегодня продолжают применяться, пусть и несколько реже.

В процессе проведения устного психодиагностирования исследователь задаёт вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Машинные (аппаратурные) методы психодиагностики подразумевают использование для регистрации ответов и интерпретации данных специальных технических средств (особых машин и другой диагностической аппаратуры), которые функционируют на механическом принципе. Если же применяется компьютерный метод, например, компьютерный опрос или тестирование, то обработка полученной информации многократно упрощается, как и их интерпретация, т.к. все данные имеют форму таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.п.

Важно заметить также и то, что компьютерная психодиагностика позволяет в кротчайшие сроки проанализировать полученные данные, что было бы невозможным, если бы применялись другие методы, ведь они требуют немалых временных затрат. По этой причине специалисты имеют возможность на глубинном уровне продиагностировать индивидуальные особенности мышления людей, определить темповые и другие характеристики их деятельности.

В случае использования вербальных методов психодиагностики исследователь и испытуемый взаимодействуют в вербализованной (словесно-логической) форме. Когда же применяются невербальные методы, стимульный (тестовый) материал имеет форму графических изображений, чертежей, картинок и т.д.

Заключение

Несложно заметить, что каждый из методов психодиагностики отличается своими специфическими особенностями. В своей работе профессиональные психологи могут использовать как один, так и несколько методов одновременно, что позволяет получить более объективную оценку личности и уловить максимальное число её характеристик и особенностей.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ: Наверняка вам будет интересно узнать, что для проведения психодиагностики совсем не обязательно обращаться к услугам специалистов. Сегодня у вас есть возможность сделать это, находясь у себя дома, в режиме онлайн.

Как?

Для этого мы предлагаем вам пройти наш уникальный курс по самопознанию, который позволит вам провести всестороннюю оценку своей личности и узнать о себе очень много нового и интересного. Чтобы приступить к прохождению курса, перейдите по этой ссылке.

Желаем вам успехов!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: