Как научиться задавать вопросы?

Содержание
  1. Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов
  2. Правильный вопрос: какой он?
  3. Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 
  4. Чего можно добиться правильным вопросом?
  5. Типы вопросов
  6. Закрытый вопрос
  7. Открытый вопрос
  8. Наводящие вопросы
  9. Альтернативные вопросы
  10. Риторический вопрос
  11. Переломный вопрос
  12. Вопрос для обдумывания
  13. Зеркальный вопрос
  14. Контрольный вопрос
  15. Сила слова: учимся правильно задавать вопросы — Ближе к делу
  16. Основные виды вопросов
  17. Задаем вопросы правильно
  18. Как научиться задавать хорошие вопросы
  19. Хорошие вопросы борются с ненужными убеждениями
  20. Хорошие вопросы увлекают и заряжают энергией
  21. Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы?
  22. Для чего задавать вопросы
  23. Развитие умения задавать вопросы
  24. Что такое внутренний диалог
  25. Вопросительные слова
  26. Такие разные вопросы
  27. Вопрос, на который нет ответа
  28. «Ромашка вопросов»
  29. Умение задавать открытые вопросы
  30. Умение задавать закрытые вопросы
  31. Умение правильно задавать вопросы — 7 правил
  32. Как лучше задавать вопросы
  33. Основные виды вопросов
  34. Как задать вопрос, и получить ответ — 7 правил
  35. Уровень человека
  36. Структурированная постановкавопросов
  37. Краткость и лаконичность
  38. Умение слушать
  39. Обвинения в вопросах
  40. Подготовьтесь
  41. Вопросы самому себе
  42. Обращайтесь к себе на «ты»
  43. 6 основных вопросов
  44. Заключение

Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов

Как научиться задавать вопросы?

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы? 

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

 Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Спрашивать могут не все. Задавать вопросы – удел смелых людей, которые не боятся обозначить свою позицию, раскрыть собственную систему ценностей собеседнику.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Есть также основные, второстепенные и последующие вопросы. Их можно продумать заранее или задать спонтанно. Цель таких вопросов – уточнить услышанное.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

Название

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/uchimsja-pravilno-zadavat-voprosy-prakticheskie-zerkalnye-perelomnye-i-dr-opredelenija-osobennosti/

Сила слова: учимся правильно задавать вопросы — Ближе к делу

Как научиться задавать вопросы?

Сила слова: учимся правильно задавать вопросы

Считается, что диалогом управляет именно тот, кто задает вопросы. Они дают возможность получить информацию и одновременно переключить мысли собеседника на нужный предмет. Искусство правильно задавать вопросы в деловой беседе необходимо. Кем бы вы ни были: руководителем или простым менеджером, вам пригодится умение правильно задавать вопросы.

Один из самых известных мировых политических деятелей Бенджамин Франклин начинал и заканчивал свой день двумя «вопросами самосовершенствования». Утром он спрашивал себя: «Что полезного я сделаю сегодня?», а вечером подводил итог для, задавая вопрос «Что полезного я сделал за день?»

Эти простые вопросы позволяли ему сосредотачиваться на своей цели и направлять усилия в правильное русло. Точно так же и другие успешные люди никогда не перестают спрашивать самих себя и не останавливаются в поисках ответов.

Основные виды вопросов

Итак, для того, чтобы научиться ставить вопросы правильно, необходимо разобраться в их основных видах. Рассмотрим каждый из видов вопросов подробно.

Позволяют решить вашу задачу или достичь цели. Ответы на них – та информация, которую вы хотите узнать. Такие вопросы планируются заранее. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми.

  • Второстепенные или последующие вопросы

Задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы. Могут быть заданы спонтанно или запланированы заранее. Спонтанные вопросы формулируются, в зависимости от ответов собеседника.

Нужны для выяснения нюансов и уточнения деталей ситуации. Обычно люди охотно рассказывают о подробностях своих дел. Они только и ждут, когда вы зададите уточняющий вопрос, но возможностями уточняющих вопросов часто пренебрегают. Не поступайте так!

Вопросы, ответ в которых уже заложен. Они сформулированы так, чтобы дать собеседнику подсказку, как именно следует отвечать.

Задавать такие вопросы есть смысл, если собеседник – человек робкий и неуверенный в себе, а также когда необходимо подвести итог разговора или собеседник слишком увлекся и нужно вернуть разговор к той теме, которая вас интересует.

В наводящих вопросах есть опасность: они могут восприниматься как навязчивые. Не злоупотребляйте ими, если не хотите создать у собеседника впечатление, что вы на него давите.

Не требуют ответа («Когда же все это закончится?!»). Лучший ответ на них – тишина, означающая согласие собеседника. Их стоит задавать тогда, когда необходима эмоциональная поддержка собеседника. Формулировка риторического вопроса должна быть лаконичной, емкой, простой и понятной.

Основная цель – спровоцировать собеседника на эмоциональный всплеск. В таком состоянии человек может выдать нужную скрытую информацию. Такие вопросы относятся к методам манипулятивного воздействия.

Иногда это бывает необходимо для эффективного движения к цели, однако следует иметь в виду, что провокационный вопрос – это своего рода вызов, и он превращает собеседника в противника, оппонента.

Необходимо заранее просчитать все риски, связанные с такими методами.

Переключают внимание собеседника на тему, лежащую в стороне от основной темы обсуждения, но интересующую спрашивающего. Если тема разговора вам интересна, не стоит переключать внимание и отвлекать собеседника.

Однако такие вопросы могут быть и инструментом, применяемым целенаправленно – для того, чтобы направить разговор в нужное русло либо чтобы уклониться от неудобной вам темы или перевести скучную, неинтересную вам тему.

Особый тип вопросов, которые нацелены на опережение реплик собеседника, их перехват. Например: «Неужели вы хотите сказать, что…?». Таким образом вы подталкиваете собеседника полнее раскрыть свою позицию.

Демонстрируют ваши познания. Продемонстрировав свою компетентность и эрудированность, вы тем самым завоевываете уважение собеседника. При этом надо быть осторожным: собеседник может попросить вас самостоятельно ответить на вопрос, и, если вы «сядете в лужу», доверие будет утрачено безвозвратно.

Вопрос, содержащий в себе часть утверждения собеседника (например: «Сделайте это!» — «Сделать это?»). Цель такого вопроса – дать собеседнику возможность увидеть свое утверждение со стороны, придать диалогу открытость. Такой вопрос содержит часть утверждения, произнесенного собеседником.

Открытый вопрос, к которому предлагается несколько конкретных вариантов ответа. Например, «Почему вы поступили именно в этот ВУЗ – так решили родители или он был ближайшим к дому?». Такой вопрос может помочь раскрыть малоразговорчивого собеседника, не склонного к диалогу.

Часто такие вопросы задают маленьким детям, чтобы отвлечь от слишком волнующих переживаний. Аналогичным образом можно воздействовать и на взрослого собеседника.

Задаем вопросы правильно

Искусство правильно задавать вопросы требует выполнения ряда правил.

Верно сформулированный вопрос должен быть кратким, ясным и четким. Именно на такой вопрос есть наиболее высокая вероятность получить ответ. Слишком сложный вопрос уводит вас и вашего собеседника от темы. Может сложиться и так, что вопрос останется без ответа просто потому, что его не поймут. Если есть необходимость в предыстории, то сначала изложите ее, а уже потом задавайте краткий вопрос.

Слишком жестко заданный вопрос создаст у собеседника ощущение, что он на допросе. Соответственно, отвечать на вопрос у него вряд ли возникнет желание. Тон должен быть достаточно мягким, доброжелательным и непринужденным. Вы не требуете ответа, а интересуетесь.

Люди обычно внимательны в ответ к тем, кто внимателен к ним.

  • Заинтересуйте собеседника

По тем или иным причинам большинству людей не слишком нравится отвечать на прямые вопросы. Кому-то сложно излагать свои мысли, кто-то считает, что слабо знаком с предметом, кто-то ограничен корпоративной этикой либо собственной стеснительностью. Для того чтобы человек, несмотря ни на что, отвечал вам, покажите ему, что отвечать – в его интересах.

Вопрос — это запрос информации, а не обвинение. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему вы не…» или «Как вы могли…» — заведомо неверные. Они ставят вашего собеседника в позицию, в которой он вынужден защищаться, то есть в позицию конфронтации с вами.

Изучайте и осваивайте разные типы вопросов, спрашивайте правильно, и вы обязательно достигнете своих целей!

Источник: https://kdelu.vtb.ru/articles/sila-slova-uchimsya-pravilno-zadavat-voprosy/

Как научиться задавать хорошие вопросы

Как научиться задавать вопросы?

Лиана Хазиахметова

Правильно заданные вопросы приводят к прорывным идеям. Это целое искусство, и им можно овладеть. Сегодня поговорим о том, какими должны быть хорошие вопросы и зачем нужно учиться их задавать.

Первые посетители нового павильона для мероприятий, открывшегося в Шанхае в июне 2017 года, оказались в совершенно непривычной обстановке.

Сначала их ждал концерт, где музыкальные номера чередовались с декламацией стихов, потом им предстояла прогулка по полномасштабному макету городского района — с парком и прудом с лодками, рынком под открытым небом, детской игровой площадкой и кафе.

Вы спросите, что здесь непривычного? Дело в том, что все это происходило в полной темноте. Посетители спотыкались. Наталкивались на предметы. Смеялись и удивлялись. Никто не смог бы сориентироваться в этом павильоне, если бы не помощь опытных и ловких гидов — разумеется, незрячих.

Павильон назывался «Диалог в темноте», и придумал его Андреас Хайнеке. Первый такой павильон открылся во Франкфурте в 1989 году.

Сейчас социальное предприятие Хайнеке работает в десятках стран, обеспечивая рабочие места для слепых, а зрячим помогая понять, какова повседневная жизнь тех, кто лишен зрения.

Павильоны посетили миллионы людей, и для многих этот опыт стал поводом серьезно задуматься.

Началось же все с вопроса, точнее, с новой формулировки вопроса.

Около тридцати лет назад Хайнеке работал на радиостанции. Руководитель сообщил ему, что на работу скоро вернется сотрудник, который потерял зрение в результате страшной аварии, но хочет снова заниматься любимым делом. Хайнеке попросили помочь ему снова влиться в работу.

Это была непростая задача: Хайнеке никогда ничем подобным не занимался, но тут же взялся решать проблему — какую работу незрячий человек способен удовлетворительно выполнять. Хорошо узнав своего нового коллегу, он понял, что поставил вопрос чересчур узко и в корне неверно.

Тогда Хайнеке сформулировал его в более позитивном ключе: в какой рабочей обстановке слепой человек может максимально эффективно задействовать свои сильные стороны? Так у него родилась идея «Диалога в темноте», которая в конечном счете привела его к делу всей его жизни.

Вопросы — это ответы

Именно это Хэл Грегерсен, автор книги «Вопросы — это ответы», хочет донести до своих читателей: значимые результаты чаще всего достигаются с помощью вопросов, переформулированных так, что они становятся катализаторами.

Только тогда вопросы устраняют преграды для мышления (например, такое как чрезмерно узкие убеждения) и перенаправляют творческую энергию в более продуктивное русло.

И человек, который чувствовал себя загнанным в тупик, вдруг замечает новые возможности и получает мотивацию, чтобы их реализовать.

Вопросы-катализаторы устраняют преграды (а преградами для появления идей обычно выступают ошибочные убеждения) и направляют энергию в новое, более продуктивное русло. Давайте подробнее рассмотрим, как это происходит.

Хорошие вопросы борются с ненужными убеждениями

Некоторым вопросам удается разрушить преграды, не дающие решать проблемы: они устраняют «данности» в рассуждениях и тем самым открывают прежде недоступные направления для поиска решений.

Это явление называют рефреймингом — условно говоря, переосмыслением.

Тина Силиг, преподаватель Стэнфордского университета и автор нескольких книг о творческом и новаторском мышлении, — большой поклонник рефрейминга. Она отмечает: «Любой вопрос — это каркас, на котором строятся ответы… И когда вы меняете вопрос, заметно изменяется и спектр ответов, которые вы можете получить».

Книга Тины Силиг в переводе вышла с заголовком-вопросом. Фото @vivalibri

Силиг цитирует высказывание, которое часто приписывают Эйнштейну: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то 55 минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос. А для того чтобы ответить на правильно поставленный вопрос, мне нужно не больше пяти минут».

Она предлагает упражнение для рефрейминга: представьте человека, который совершенно не похож на вас, и предположите, как он воспринял бы ситуацию, в которой вы находитесь.

Истолкует ли ее ребенок так же, как вы, взрослый человек? А если представить себе, к примеру, иностранца, воспитанного в совсем других традициях?

Хорошие вопросы увлекают и заряжают энергией

Великие идеи сами по себе практически бесполезны. Они обретают способность менять мир, только когда кто-то воплощает их в действительность.

А чтобы идея обернулась реальными переменами, почти всегда нужно много работать. И как правило, один человек с такой работой не справится — не хватит ни времени, ни навыков.

Для больших перемен — даже в собственной жизни — нужно увлекать и задействовать других людей.

Яркий пример: в сложной ситуации группе родителей из Нью-Джерси потребовалось привлечь людей к своей инициативе. Их дети, которым из-за расстройств аутистического спектра было трудно действовать самостоятельно, по возрасту уже не могли участвовать в программах, предлагаемых школьной системой.

В 2000 году родители объединились в неформальный клуб и стали самостоятельно финансировать занятия и мероприятия.

По мере того как они лучше узнавали друг друга, все чаще звучал волнующий всех вопрос: «Что станет с нашими детьми, когда нас уже не будет рядом?» Ситуацию удалось изменить, причем очень продуктивно. «Наши дети росли, и мы понимали, что необходимо что-то предпринять.

И первым делом мы переформулировали вопрос». «Родители стали спрашивать себя: „Что мы можем сделать, чтобы обеспечить нашему ребенку осмысленную жизнь сейчас и в будущем?“» — рассказывает в блоге один из родителей.

Источник

Вроде бы тот же вопрос, просто сформулированный другими словами, — и в то же время очевидно, что первая формулировка внушала страх и чувство беспомощности, а вторая мотивировала на продуктивную деятельность.

Новый вопрос не просто придал родителям сил, а стал отправной точкой для обсуждения новых идей и привлечения специалистов — клинических психологов и консультантов из некоммерческих организаций, — которые могли предоставить необходимую помощь.

Сегодня фонд Quest Autism, выросший из инициативной группы родителей, официально оказывает различную помощь в повседневной жизни взрослым с аутистическими расстройствами.

Неужели успех деятельности фонда объясняется тем, что в начале своего пути его идею было решено выразить в форме вопроса, а не вдохновляющего утверждения? Вопросы, представляющие собой искреннюю просьбу о помощи, побуждают творчески вкладываться в развитие идеи, а не просто поддерживать ее материально.

В большинстве случаев это творческое участие приводит к новым, более эффективным решениям или как минимум способствует более активной поддержке. Люди, вовлеченные в задачу на когнитивном уровне, больше заинтересованы в ее решении.

А поскольку с многими проблемами в личной и профессиональной жизни не справиться в одиночку, необходимо использовать все доступные средства, чтобы заручиться помощью извне.

А лучшее в нашем арсенале таких средств — это вопросы.

Поиск ответов на заданные вопросы — это правильно во многих ситуациях. Более того, за хорошими вопросами обязательно должны следовать хорошие ответы.

Не стоит оставаться надолго в режиме вопросов, постоянно пересматривая ситуацию, вместо того чтобы принять решение и двигаться дальше.

Но ответов на вчерашние вопросы недостаточно, если вы оказались в тупике, когда жизненно необходимы инновации или когда требуется обеспечить непрерывный процесс преобразований.

Вопросы важно задавать в правильном тоне. Люди не должны думать, что, если они не смогут ответить на ваши вопросы, их ждет наказание. Вопросы задаются не для этого. Они нужны, чтобы помочь думать иначе.

Чем больше обстоятельств ставит в тупик, тем больше нужно вопросов

Обществу в целом, а часто и нам как индивидам нужны перемены в самых различных областях: от решения научных задач и борьбы с социальными проблемами до преодоления личных трудностей. Но при этом мы нередко останавливаемся в своем движении, поскольку прежние идеи себя исчерпали. И тогда только новые вопросы способны вывести на дорогу вперед.

Например, многие обращают внимание на то, что в ряде областей гендерная представленность остается неравномерной, в частности в науке, технике и инженерном деле.

Предпринимательница Дебби Стерлинг, вспоминает, что это обстоятельство сильно ее беспокоило, когда она оканчивала университет. Она училась на инженера в Стэнфорде, и женщин на курсе было намного меньше, чем мужчин.

Студентки понимали, что дело вовсе не в дискриминации при зачислении: просто на инженерные специальности поступало слишком мало девушек.

Почему конструкторы покупают чаще мальчикам? Источник

Стерлинг рассказала, как она обнаружила ключ к переменам.

«Мысль пришла мне во время одной из встреч нашего клуба „Завтрак с идеями“: мы с друзьями собирались раз в два месяца, вместе готовили, а за столом все по очереди выступали с какой-нибудь идеей — например, для творческого проекта, предприятия или мобильного приложения.

На совместное обсуждение каждой идеи отводилось несколько минут». На одной из таких встреч ее подруга Кристи вспомнила, что в детстве любила возиться с конструктором брата. Благодаря игрушке она заинтересовалась строительством, хотя «была еще маленькая и не понимала, что это не женское дело».

Кристи задумалась: а почему конструкторы покупали только брату, но не ей? И сформулировала такой вопрос: «Как можно сделать такие игрушки подходящими и для девочек?» Дебби вспоминает, что была совершенно потрясена: «На меня как будто снизошло озарение: вот чем я должна заняться».

Стерлинг не упустила новообретенную цель: она придумала идею для товара и собрала средства на прототип на Kickstarter. Сейчас ее компания GoldieBlox выпускает широкий ассортимент игрушек — и с гордостью рассказывает зачем.

«Миссия GoldieBlox — вдохновить новое поколение женщин-инженеров, — говорится на сайте компании. — Наша цель — видеть, как девочки конструируют».

А вот что сказала Стерлинг во время беседы: «Наш вопрос: как в корне изменить представление об игрушках для девочек?»

В книге «Вопросы — это ответы» вы не найдете «готовых вопросов на всё», как, впрочем, и готовых ответов на всё.

Есть книги, и их немало, где можно встретить списки вопросов для тех или иных ситуаций, — и в ограниченных рамках эти вопросы бывают эффективны.

Цель этой книги шире — дать вам такие средства, с помощью которых вы сможете ставить собственные, уникальные вопросы, необходимые именно в вашей конкретной ситуации.

Обложка поста: pixabay.com

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2019/07/24/kak-nauchitsya-zadavat-xoroshie-voprosy/

Как задать правильный вопрос человеку? Как научиться задавать правильные вопросы?

Как научиться задавать вопросы?

Умение общаться очень нужно в современном мире. «Что же сложного?» — спросите вы. Говорить мы умеем со времен детского сада. Действительно, разговаривают все люди, однако возле одних всегда толпа людей, которая ловит каждое их слово, а другие, пытаясь построить словесную конструкцию, путаются в простейших фразах, что не настраивает собеседников на длительное и плодотворное общение.

Сегодня мы хотим поговорить о том, как задать правильный вопрос. Это умение может пригодиться вам в любой ситуации, при прохождении собеседования и заключении сделки, на совещании и при выступлении с докладом, при любом бытовом конфликте и сложном разговоре с подростком.

Читая дальше, вы поймете, что спросить порой намного сложнее, чем ответить. Более того, если вам известно, как задать правильный вопрос, то вы уже знаете ответ на него и можете просчитать, как развернется диалог дальше.

То есть тот, кто задает вопросы, задает направление беседы, структурирует и направляет ее в нужное русло.

Для чего задавать вопросы

Даже сам знак вопроса напоминает нам рыболовный крючок. И действительно, в любом диалоге именно вопрос является тем крючком с наживкой, на который можно поймать собеседника. Если вы знаете, как задать правильный вопрос, то вы легко повернете беседу в любую сторону.

Однако это не говорит о том, что вопросы используются исключительно в манипулятивных целях. Вовсе нет, на самом деле хорошо сформулированный, он предполагает достаточно большое количество возможных альтернатив.

Вопрос помогает получить новую информацию, открывает собеседника к диалогу, направляет беседу и помогает уточнить определенные моменты.

Но и это еще не все. Так как задать правильный вопрос не так легко, как кажется на первый взгляд, это остается навыком меньшинства. Именно эти люди могут легко перевести разговор на другую тему, подсказать ответ. Функциями вопроса является также и демонстрация своей оценки, своего мнения, настройка эмоций собеседника на определенный лад.

Если рассмотреть процесс освоения новых знаний, то здесь умение сформулировать вопрос является своеобразным мерилом глубины осознанности полученного материала. Недаром говорят, что только умеющие мыслить задают вопросы. То есть, чтобы задавать вопросы, нужно очень хорошо ориентироваться в данной теме.

Развитие умения задавать вопросы

Говоря о том, как научиться задавать правильные вопросы, невольно вспоминаешь свои школьные годы. Первые навыки идут именно оттуда, и зачастую они сформированы неправильно. Стандартная форма обучения формирует у детей представление, что на любой вопрос есть единственно правильный ответ.

То есть убивается желание мыслить, используется только заучивание. При этом ситуация, когда задается вопрос, на который готового ответа нет, воспринимается как неприятная. Хотя данная ситуация совершенно нормальная.

Осознавая, что не знаешь ответа на вопрос, и пытаясь найти на него ответ, мы на шаг приближаемся к тому, как научиться задавать правильные вопросы. При этом чем старше человек, тем более ригидным становится его мышление и тем сложнее будет ему перестраиваться на новые навыки, поэтому учиться спрашивать нужно с раннего детства.

А вопросы, по сути, нужны, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому если вы научились их задавать, то будете более успешными, чем те, кем этот навык не был усвоен.

На самом деле сложно описать какую-либо сферу жизни, которая требует развития данного навыка. С одной стороны, можно обойтись без него, а с другой стороны, вы будете более успешны в любой области, если знаете, как задавать правильные вопросы. При любом разговоре, даже личном, звучащие правильно вопросы помогут:

  • Проявить интерес к собеседнику, неважно, к профессиональной стороне его личности или к личностным качествам.
  • Обеспечить доступность понимания своих ценностей для собеседника и открыть для себя его политику.
  • Завладеть инициативой в ведении беседы. Это самый главный навык начинающего оратора или любого публичного деятеля. Вопросы помогут удержать беседу нужное количество времени, сменить тему, прервать монолог собеседника.
  • В зависимости от ваших целей вопросы помогут приобрести нужную информацию, намекнуть на личную позицию, проявить доверие или готовность уделить нужное количество времени для разговора.

Для того чтобы отработать данный навык, следует научиться вести внутренние диалоги, а также попрактиковаться с внешними диалогами.

Что такое внутренний диалог

Это первая ступенька, которую нужно пройти, если вы хотите знать, как задать правильный вопрос человеку. Именно внутренний диалог позволит вам научиться формулировать мысли. Причем нельзя допускать, чтобы этот процесс шел хаотично. У него есть конкретная цель – подробный анализ определенной ситуации или проблемы.

Причем есть список вопросов, которые применяются при этом. Первый вариант включает классические вопросы «что?», «кто?», «где?», «когда?», то есть описание ситуации в целом. Вторая группа вопросов позволяет рассмотреть каждый из перечисленных более подробно.

Они связаны с аспектами фактов и желаний, чувств, времени, препятствий и средств. То есть вопросы должны уточнять данные аспекты в рамках заданной темы. Именно они помогают в осознании и принятии решений, исходя из своих потребностей, предпочтений и определения влияния других людей на ситуацию.

Так намного проще понимать свой внутренний мир, организовывать внутренний диалог и получать вразумительные ответы.

Вопросительные слова

Чтобы отточить данное умение и перенести его на внешний диалог, существует следующее упражнение. Так как задавать правильные вопросы при общении совсем не просто. Будем учиться с самых азов. Вам нужно придумать для себя определенную тему, например «Конфликт».

Теперь вспомните различные понятия, связанные с этой темой, и запишите их в правое поле таблицы (лист, поделенный пополам). Это может быть гнев и неоправданные ожидания, непонимание и разрыв отношений, снятие напряжения и примирение. В левую часть дописывают вопросительные слова (не менее 10).

Теперь вам предстоит сформулировать как можно больше вопросов, которые сочетали бы элементы обоих колонок. Вспомните ситуации конфликтов, причины которых вам были неясны.

После проведения этой работы нужно проанализировать список, выбрать пару вопросов, наиболее проницательных, продуктивных, и постараться аргументировать для себя, исходя из каких критериев был сделан такой выбор.

Такие разные вопросы

Здесь вам потребуется собеседник, на котором можно будет отрабатывать умение находить наиболее подходящий в данной ситуации вопрос. Суть метода очень простая. Вам нужно определиться с темой, которая была бы вам лично интересна.

Теперь выпишите для себя несколько вопросов по ней, на которые можно ответить односложно «да» или «нет», а также другие, которые подразумевают развернутый ответ. Например: «Слышали ли вы раньше о нашей компании»; «Что вы знаете о нашей компании».

Попробуйте провести диалог, используя те и другие варианты вопросов, и сравните результаты.

Вопрос, на который нет ответа

Это еще одна прекрасная игра, которая отлично тренирует умение задавать правильные вопросы. Помните детскую игру «Купи слова»: как отчаянно искали правильный вариант ответа, натыкаясь каждый раз на «все говорят, а ты купи слона».

Помимо выдержки и терпения, она развивает умение находить такую словесную конструкцию, которая позволит успешно выйти из сложной ситуации. В диалоге мы не всегда задаем вопросы, приходиться и отвечать.

Поэтому обратный навык тоже очень помогает.

«Ромашка вопросов»

Попрактиковаться в теории задавания вопросов можно и используя эту простую технику. Вам снова потребуется выбрать для себя интересную тему, она может касаться взаимоотношений в коллективе, в семье или чего-то другого на ваш выбор. Теперь перед вами — шесть лепестков, каждый из которых будет содержать только один вариант вопросов:

  • Практические вопросы. То есть взаимосвязь теории с практикой («Анализируя ситуацию, как бы вы поступили на этом месте?»)
  • Простые вопросы. Это обычное уточнение фактов, событий, определенной информации.
  • Оценочные вопросы. Тут все просто, выясняется, в чем отличие, почему это хорошо, а это плохо.
  • Уточняющие вопросы («То есть»; «Если я вас правильно понимаю…»)
  • Интерпретационные вопросы.
  • Творческие вопросы («Что было бы, если бы данная ситуация разворачивалась 2000 лет назад?»)

Такие занятия позволят вам развить умение постановки вопросов, однако без применения на практике, в диалоге, выработать навык не удастся.

Не зря профессионалы говорят: задавай правильные вопросы, получай правильные ответы. Однако легко быть гением в обычной дружеской беседе. В любой другой ситуации появляться неподготовленным на встрече недопустимо. У вас должны быть набросаны вопросы заранее.

Причем, начиная беседу, обязательно постарайтесь установить с человеком хорошие отношения. Прежде чем расспрашивать собеседника о том, что интересует вас, стоит показать ему, насколько он вам интересен.

Для этого отлично подойдут открытые вопросы, в которых вы попросите человека немного рассказать о себе, о том, как он провел день, как добирался на встречу, удобно ли ему сейчас.

Как только беседа перейдет в деловое русло, можно будет переходить к заготовленным заранее вопросам. Так вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Умение задавать открытые вопросы

Говоря о том, как правильно задавать вопросы людям, необходимо отметить, что обычно это сводится к умению задать открытый вопрос (он предполагает развернутый ответ). То есть вы как интервьюер не ждете заготовленного ответа, вы хотите услышать мнение человека на заданную тему.

Уже это само располагает к беседе с вами, вы таким образом выказываете уважение. Если вам нужно знать больше фактов о ситуации, можно задать уточняющие вопросы: «Кто имеет к этому отношение?» Очень важно узнать, как собеседник относится к данной ситуации.

Для этого обязательно спросите: «Каково ваше мнение?»

Для хорошего интервьюера очень важно уметь держать нейтральную позицию.

Не навязывайте свое мнение, хотя можно спросить: «Не рассматривали ли вы такой вариант?» Обязательно регулярно интересуйтесь у своего оппонента, чем обусловлено такое решение, как он пришел к такому заключению. То есть открытые вопросы – это способ вовлечь собеседника в диалог, вывести его из состояния замкнутости и настроить на диалог.

Умение задавать закрытые вопросы

Казалось бы, открытые вопросы идеальны для проведения любых бесед и интервью. Однако бывают моменты, когда ими не обойтись.

Например, чтобы задать правильный вопрос мужчинам в обсуждениях, стоит сформулировать его максимально четко и лаконично, чтобы получить такой же ответ. Деловые мужчины, как правило, не любят пространных диалогов, для них нужен четко структурированный диалог.

Чем лучше вы к нему подготовитесь, тем удачнее он пройдет. К тому же открытые вопросы всегда таят в себе опасность, что собеседник поведет диалог в сторону.

Поэтому нужно быть начеку и закрытыми вопросами (то есть такими, которые предполагают однозначный ответ либо ответ «да»/»нет») возвращать собеседника к сути. Для этого в вашем арсенале есть ряд вопросов «как?», «что?», «кто?», «куда?» и тому подобные.

Теория без практики бесполезна, поэтому, чтобы действительно научиться задавать правильные вопросы, нужно ежедневно в диалогах оттачивать свое умение, анализировать ход беседы и достигнутый результат. Не бойтесь неудач, это тоже бесценный опыт, благодаря которому вы поймете, какими приемами лучше не пользоваться.

Источник: https://FB.ru/article/248245/kak-zadat-pravilnyiy-vopros-cheloveku-kak-nauchitsya-zadavat-pravilnyie-voprosyi

Умение правильно задавать вопросы — 7 правил

Как научиться задавать вопросы?

В разговоре лидирует тот, кто задает вопросы. Без умения правильно их задавать в искусстве общения мало чего получится добиться. Верно поставленный вопрос с вашей стороны способен поменять направление всей вашей жизни. Сейчас вы узнаете, как лучше задавать их, чтобы получить нужный ответ.

Вопрос – лучший способ полученияинформации. Вы сможете узнать что угодно, задав нужному человеку нужный вамвопрос. Со всеми было такое, когда человек жалел, что не задал тот самый вопросважной для него персоне и теперь у него нет возможности узнать ответ.

Мы сейчас говорим не только об общении с другими людьми, но и о вопросах самому себе. Если вы хотите найти себя, свое направление, начинать стоит именно с вопроса.

Как лучше задавать вопросы

В русском языке существует большое количество видов вопросов. Все они чем-то схожи, но ответы на них различаются. Зная большинство из них и научившись использовать их в нужный момент, вам будет проще достигать целей в разговоре.

Основные виды вопросов

  • Простой вопрос состоит лишь из одного вопроса и не может быть разделен на более простые. Например: «Как твои дела? Чем занимаетесь?» и так далее.
  • Сложный вопрос уже можно расчленить на простые. Обычно создается из простых вопросов с помощью союзов «и», «или», «но» и так далее.
  • Открытый вопрос задается с целью получение полного, раскрытого ответа. С его помощью вы сможете лучше узнать собеседника и впитать больше информации. Задавая такие вопросы, вы дадите человеку понять, что он вам интересен.
  • Закрытый вопрос нужен для того, чтобы получить однозначный ответ («Да», «Нет», «Завтра» и так далее) и понять, в каком направлении дальше вести разговор.
  • Уточняющий вопрос задается с целью уточнить нюансы и неопределенности. Не стесняйтесь задавать их, ведь люди сами ждут, когда вы спросите, чтобы удостовериться, что вы все поняли.

    Например: «Насколько я правильно понял…», «То есть вы хотите сказать, что…» и так далее.

  • Резюмирующий вопрос обобщает все сказанное в разговоре. Например: «Итак, вы сказали, что», «Обобщая все сказанное вами…» и так далее.
  • Восполняющий вопрос нужен для того, чтобы узнать новую для себя информацию.

    Большинство задаваемых «Гуглу» вопросов являются восполняющими.

  • Риторический вопрос задается с целью вызвать у спрашиваемых нужную реакцию. Нужно уметь задавать такие вопросы правильно, чтобы ответом на них было молчание.
  • Сбивающий вопрос должен привести к смене неудобной для вас темы разговора.

    Главное – делать это незаметно, иначе мнение собеседника о вас может ухудшиться.

  • Альтернативный вопрос подходит для беседы с менее разговорчивым собеседником. По сути тот же открытый сложный вопрос, но с большой вариацией ответов, которые вы предлагаете человеку. Например: «Что ты пьешь по утрам: кофе, чай, может воду, или вообще не пьешь ничего?».

  • Вопрос, заполняющий молчание, отлично подходит для продолжения беседы во время неловкого молчания. Возможно, вы уже достаточно обсудили одну тему для разговора, самое время перейти к другой.

Читайте далее:  Как стать обаятельным и приятным в общении

Как задать вопрос, и получить ответ — 7 правил

Существует несколько правилпостановки вопросов.

Уровень человека

Вопросы должны соответствоватьуровню знаний вашего собеседника. Не следует задавать слишком примитивные, но ине слишком сложные вопросы. У каждого человека индивидуальный уровень, которомустоит подходить с разных сторон. Если ваши вопросы будут соответствовать уровнючеловека, собеседник не будет чувствовать, что вы его недооцениваете.

Структурированная постановкавопросов

В одной теме должно быть не более 3 тезисов, тесно связанных друг с другом (Больше человек не способен обрабатывать). Каждый новый вопрос должен плавно вытекать из предыдущего. Очень важна логика постановки вопросов, чтобы вести разговор в более нужное вам русло.

Краткость и лаконичность

Пытайтесь уложиться в однопростое предложение. Растягивая вопрос, вы рискуете уйти от темы и усложнитьдля собеседника формулировку ответа, а также потерять саму суть разговора. Еслине получается уложиться в одно предложение, озвучьте предысторию, а потомзадайте простой вопрос.

Умение слушать

Люди не услышат ваших вопросов,если вы сами не будете слушать собеседников. Мы уже многое говорили про умениеслушать, пользу такого навыка трудно переоценить. Слушайте внимательно, чтобымаксимально четко понять ответ, и найти поводы для уточняющих вопросов.

Обвинения в вопросах

Частой ошибкой в общении являетсяскрытое обвинение в вопросах. Если вы чем-то недовольны, лучше сказать этопрямо в утвердительной форме. Вопросы используются совсем для других целей.

Подготовьтесь

В каждом разговоре есть своятема, суть проблемы, к которой можно подобрать соответствующие вопросы. Если увас запланирована встреча или интервью, подготовьте начальные вопросы заранее.Далее действуйте, исходя из ответов собеседника.

Вопросы самому себе

Так называемый внутренний диалог нужен для сортировки знаний, постановки цели, формирования правильных мыслей, решения задач и так далее. Очень важно уметь вести диалог с самим собой. Существует несколько правил разговора с самим собой

Читайте далее:  Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

Обращайтесь к себе на «ты»

Как часто вы обращаетесь к себе на «ты» или зовете себя по имени? Почти всегда мы разговариваем с «я» и это не очень эффективно, ведь не наблюдается нужной дистанции. Разговаривая на «ты», вы как бы можете посмотреть на ситуацию со стороны, вам станет проще контролировать себя.

6 основных вопросов

Для анализа любой ситуации есть 6основных вопросов самому себе. Постепенно отвечая на каждый из них, вы будетесобирать паззл из неопределенной ситуации в полную картину.

  1. Чувства.Что ты (имя) чувствуешь в этой ситуации?
  2. Время.Что и когда ты должен сделать?
  3. Средства.Что ты можешь использовать в данной ситуации? 
  4. Желание.Хочешь ли ты по-настоящему этого?
  5. Факты.Что ты ещё можешь узнать об этой ситуации?
  6. Препятствия.Что мешает тебе или другим? Чего тебе не хватает?

Заключение

Источник: https://pikacho.ru/umenie-pravilno-zadavat-voprosy/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: