Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

Трудовой кодекс РФ. Глава 6. Коллективные переговоры

Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным анием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным анием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/06-kollektivnye-peregovory.html

Ведение коллективных переговоров

Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Ведение коллективных переговоров

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений.

Вевдение коллективных переговоров

Коллективные переговоры и цели их проведения

Одной из самых важных форм социального партнерства принято считать коллективные переговоры (КП). Этот термин определен в статье 2 Конвенции №154 Международной организации труда, а обозначает он:

  • переговоры, проходящие между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися, которые также могут быть объединены в организации, с целью определения условий труда и занятости;
  • урегулирование взаимоотношений, которые возникают между вышеперечисленными сторонами.

В ходе проведения коллективных переговоров профсоюзами и иными участниками процесса регулируются вопросы разработки и заключения коллективных договоров, которые призваны обеспечить право на социальную защиту работников и служить для разрешения споров в сфере труда.

Основной целью проведения КП является заключение коллективного договора или соглашения, а также внесение в подобные документы изменений или дополнений для того, чтобы:

  • определить условия труда работников, их занятость и прочие права;
  • урегулировать взаимоотношения между трудящимися и работодателями;
  • обеспечить урегулирование взаимосвязей, которые возникают между организациями работодателей и работников.

Кто может проводить коллективные переговоры

Выступать сторонами в процессе переговоров имеют право трудящиеся и работодатели или их представители (например, профсоюзы). Если работодатель или администрация организации отказывается или уклоняется от участия в переговорах, вторая сторона (профсоюз и т.д.) имеет право открыть коллективный трудовой спор.

Для проведения переговоров, заключения договоров или соглашений партнеры наделены равными правами.

Перед началом процесса издается приказ по организации. В приказе кроме прочего указывается состав комиссии, которая будет участвовать в переговорах. Также в приказе указывается место, где будут проводиться переговоры.

Если во время переговоров сторонами не достигнуто согласие по любому вопросу, должен быть подготовлен протокол разногласий, который подлежит передаче примирительной комиссии. Сроком завершения переговоров принято считать дату подписания договора (соглашения) или протокола разногласий. Стартом коллективного трудового спора принято считать подписание протокола разногласий.

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров можно разделить на такие этапы:

  • направление в письменном виде предложения о начале переговоров, в котором указываются сроки начала и завершения переговоров, состав комиссии по проведению переговоров, права и полномочия ее членов.
  • Сторона, получившая предложения о проведении переговоров, должна вступить в процесс в срок, который составляет 7 календарных дней с момента получения уведомления. При этом инициатору процесса (например, представителям профсоюза) должен быть направлен ответ с указанием состава комиссии со своей стороны для ведения переговорного процесса с указанием их прав и полномочий.
  • Для заключения договора из представителей обеих сторон формируется комиссия, которая должна быть оформлена приказом. Помимо факта ее создания приказом утверждается положение о проведении переговоров. Этим же приказом члены комиссии на срок проведения переговоров освобождаются от выполнения своих основных обязанностей, что дает им право принимать участие во всех заседаниях.
  • Срок, на протяжении которого должно состояться заключение договора, составляет не более 3-х месяцев.
  • Проект договора, который разработан компетентным органом – комиссией, предоставляется на рассмотрение обеих сторон. Обязанностью работодателя является обеспечение обсуждения положений договора.
  • Замечания и предложения по совершенствованию документа в оговоренные сроки передаются в комиссию. Согласно приказу и прочих нормативных документов в обязанности этого органа входит доработка документа и передача его сторонам;
  • До заключения договор выносится на общее собрание работников.
  • После того, как проект одобрен в ходе заседания общего собрания, его подписывают стороны, и в срок, который составляет 7 дней, он направляется в соответствующую государственную структуру по труду.
  • Если не достигнуто согласие сторон по определенным вопросам, согласно с приказом в срок до 3-х месяцев документ должен быть подписан сторонами, вместе с этим должен быть составлен протокол разногласий.

Что касается коллективных переговоров по подготовке соглашений, то их ведут комиссии, которые образованы на соответствующем уровне. Работников представляют профсоюзы или объединения профсоюзов. Если в организации действует более одного профсоюза, для ведения переговоров создается единый представительный орган.

Если не один профсоюз или объединение не представляет интересы более 50% работников, представитель для ведения переговоров выбирается в ходе общего собрания. Стороны не имеют права отказываться от вступления в переговоры, так как это может повлечь административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. 

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/vedenie-kollektivnyh-peregovorov.html

На повестке дня – подписание коллективного договора

Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

Соответствует ли трудовому законодательству Российской Федерации формулировка коллективного договора, допускающая автоматическое (по умолчанию сторон) продление срока действия коллективного договора без проведения коллективных переговоров?

Ответ:

Автоматическое (по умолчанию сторон) продление срока действия коллективного договора без проведения коллективных переговоров не предусмотрено трудовым законодательством Российской Федерации и не соответствует ст. 43 Трудового кодекса РФ, согласно которой коллективный договор заключается на срок не более трех лет.

Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В силу ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Соответственно, стороны, то есть работники и работодатель в лице их представителей, должны совершить определенные действия, чтобы продлить срок действия коллективного договора, выразить свою волю на продление коллективного договора, для чего необходимо вступить в коллективные переговоры.

Определение термина «коллективные переговоры» дано в ст. 2 Конвенции N 154 Международной организации труда «О содействии коллективным переговорам» (заключена в г. Женеве 19.06.1981).

Согласно данному акту международного права термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях определения условий труда и занятости; и/или регулирования отношений между работодателями и работниками; и/или регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и заключению коллективных договоров — это одна из форм социального партнерства в сфере труда (ст. 27 ТК РФ).

Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, в том числе и определяется условие о сроке действия коллективного договора, установлен гл. 6 ТК РФ.

Следует учитывать, что в судебной практике имеется иное судебное постановление, фактически допускающее автоматическую пролонгацию коллективного договора, если это прописано в самом договоре. Согласно Апелляционному определению Камчатского краевого суда от 29.03.2012 по делу N 33-404/2012г.

исковые требования о взыскании единовременного пособия при увольнении были правомерно частично удовлетворены, поскольку в соответствии с условиями коллективного договора, заключенного в 2003 г.

, по истечении срока он действует до тех пор, пока стороны не примут новый, а так как новый коллективный договор не принят и не подписан, прежний договор является действующим.

Представляется, что данное Определение не учитывает требования ст. 43 ТК РФ о возможности заключения коллективного договора на срок не более трех лет и продления этого срока на следующие три года по решению сторон.

Однако правоприменителям следует учитывать указанную судебную практику и во избежание возложения обязанности выполнять коллективный договор, заключенный значительное количество лет назад, прописывать в коллективном договоре конкретную дату окончания срока его действия.

Коллективные переговоры у сторон коллективного договора возникли разногласия, что делать?

Как разрешаются разногласия, возникшие в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

Коллективные переговоры у сторон коллективного договора возникли разногласия, что делать?

Ответ:

При не достижении согласия  сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Не урегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с трудовым кодексом РФ (ТК РФ), иными федеральными законами.

Этот момент, а также момент подписания коллективного договора является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора.

Коллективные переговоры: оформление протокола разногласий

Протокол разногласий — это документ, принимаемый комиссией по коллективным переговорам, в котором отражается позиция сторон по спорным условиям проекта  коллективного договора.

Как правило, разногласия оформляются путем внесения в протокол разногласий отдельных положений проекта  коллективного договора в редакции представителей работников и в редакции представителей работодателя. Требования и оформлению протокола разногласий можно закрепить в регламенте ведения коллективных переговоров.

Представляется целесообразным помимо простого изложения спорных положений коллективного договора включать в протокол разногласий краткое обоснование позиций по ним обеих сторон.

Не урегулированные разногласия, зафиксированные в этом протоколе, могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством РФ. Каким конкретно образом будет происходить урегулирование разногласий, стороны решают самостоятельно.

Если они намерены продолжать переговоры до полного урегулирования всех разногласий, то по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров те условия колдоговора, по которым достигнуто согласие сторон, оформляются, подписываются и вступают в силу, а комиссия по переговорам продолжает попытки достичь согласия по спорным пунктам переговорным путем. Но если хотя бы одна из сторон (обычно это работодатель) отказывается от дальнейших переговоров, то возникает необходимость в предусмотренной главой 61 ТК РФ процедуре коллективного трудового спора (КТС).

Решение спорных вопросов, через процедуру коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор — не урегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения колдоговоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

В соответствии со ст. 398 ТК РФ днем начала КТС является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения.

Таким образом, законодатель усложнил инициирование процедуры КТС, что существенно затруднило процесс урегулирования разногласий по колдоговору для работников и их представителей.

Теперь, в случае составления протокола разногласий и нежелания работодателя урегулировать их переговорным путем, работникам и их представителям необходимо выдвинуть работодателю соответствующие требования о включении в колдоговор тех или иных условий.

Эти требования подлежат утверждению на общем собрании (конференции) работников, после чего излагаются в письменной форме и направляются работодателю. При этом работодатель обязан предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения общего собрания (конференции) и не вправе препятствовать его проведению (ч. 4 ст. 399 ТК РФ).

Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию КТС, который обязан проверить получение указанных требований другой стороной спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников (ст. 400 ТК РФ).

О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований. В любой момент после начала КТС каждая из сторон имеет право обратиться в соответствующий госорган по урегулированию КТС для уведомительной регистрации спора.

Для разрешения КТС установлены примирительные процедуры, а именно (ст. 401 ТК РФ):

  •  рассмотрение КТС примирительной комиссией — обязательный этап;
  •  рассмотрение КТС с участием посредника — по решению сторон;
  • рассмотрение КТС в трудовом арбитраже — по решению сторон, за исключением случаев, когда работники не вправе использовать для разрешения КТС забастовку — например, в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и т.п. (ст. 413 ТК РФ). В таких случаях создание трудового арбитража и его решение обязательны для сторон.

Стороны КТС не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах и обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от участия в примирительных процедурах, работники вправе использовать для разрешения КТС крайнюю меру — забастовку.

Работники имеют право в порядке, установленном законодательством, проводить массовые акции (собрания, митинги, демонстрации, пикетирование) в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения КТС, в том числе во время забастовки (ч. 8 ст. 401 ТК РФ).

Таким образом, урегулирование возникших при заключении колдоговора разногласий путем ведения КТС и примирительных процедур представляет собой весьма сложную и длительную процедуру, которая потребует от представителей сторон определенного уровня подготовки.

Но учитывая, что заключение колдоговора является основным средством для регулирования социально-трудовых отношений и колдоговор несет на себе основную финансовую нагрузку по перераспределению результатов экономической деятельности от работодателя к работникам, установление на законодательном уровне таких процедур в целом обоснованно.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

: правила внутреннего трудового распорядка организации

Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет: Минтруд об исчислении максимальной суммы в 2017 году

Профессиональный стандарт специалист по поддержке программно-конфигурируемых информационно-коммуникационных сетей утвержден

Источник: https://organizatsiyatruda.ru/voprosy/chto-delat-esli-v-hode-kollektivnyh-peregovorov-u-storon-kollektivnogo-dogovora-voznikli-raznoglasiya.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: