Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Карен Хорни

Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Карен Хорни (1885 – 1952) – известный американский психолог немецкого происхождения. Будучи представителем неофрейдизма, она развивала идеи враждебного воздействия культуры на становление человеческой личности и преодоления этого воздействия.

Карен Хорни (урождённая Даниельсен) родилась в Германии, недалеко от Гамбурга. Её отец был весьма «традиционным» и консервативным человеком: он служил морским капитаном, был глубоко верующим и считал женщин неполноценными существами. Мама же, наоборот, была привлекательной и свободомыслящей девушкой, датчанкой, и была младше мужа на 18 лет.

В детстве и юности Карен Хорни страдала от комплекса неполноценности. Ей казалось, что она некрасивая и непривлекательная для представителей мужского пола, также она испытывала сомнения относительно других своих качеств. Чтобы преодолеть этот комплекс, она решила взяться за учёбу. Впоследствии она вспоминала: «Я думала, что я некрасивая, поэтому я решила стать умной».

Отец в соответствии со своими взглядами отдал Карен в религиозную протестантскую школу.

Эффект от обучения в ней получился обратным его желаниям: девушка стала убеждённой атеисткой, полностью разочаровавшись в религии.

Нечто подобное происходило и с другими её коллегами в юности, однако Юнг, например, не полностью разочаровался в религии, а перешёл от «скучного» христианства в более «интересные» восточные духовные учения.

Ещё в четырнадцать лет она захотела стать врачом. И она настолько упорно шла к этой цели, что в конце концов достигла её. В 1906 году поступила в университет Фрайбурга на медицинский факультет.

Таким образом, она стала первой в Германии женщиной, которая получила возможность изучать медицину в университете.

Выходит, для осуществления своей цели ей не помешали ни законодательство, ни общественные нормы и предрассудки, ни даже негативное отношение отца к женщинам и их правам.

Несмотря на свои успехи в обучении, Карен постоянно страдала от депрессии. Её посещали мысли о несостоятельности психоанализа, она столкнулась со смертью брата, разводом родителей и их смертью.

В 1910 году она вышла замуж за студента Оскара Хорни и прожила с ним до 1927 года, когда они развелись. Оскар вспоминал, что однажды спас супругу от попытки самоубийства.

Однако после развода с мужем её жизнь быстро наладилась: она писала научные работы, преподавала, много путешествовала, работала психиатром.

Карен Хорни, по-видимому, нашла действенный способ справляться со своими психологическими проблемами, напоминающий то, что предлагал Альфред Адлер. Будучи психиатром, она работала с пациентами, которым было значительно хуже, чем ей. Помогая им, она сама чувствовала себя лучше и легче.

В 1932 году Карен Хорни переехала в США. Она преподавала в частной Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Однако в 1941 году её уволили из института по причине того, что она всё дальше отходила от классического психоанализа. Тогда она основала собственное научное общество.

Интересно, что в отношении Карен Хорни Зигмунд Фрейд несколько отступил от своих правил. Многие знают, как ревностно относился он к своим идеям и как яростно реагировал на попытки других психологов с ними не соглашаться.

Фрейд обзывал своих противников нехорошими словами, считал их параноиками и скрытыми гомосексуалами. Однако к Хорни он относился с куда большим уважением даже тогда, когда она стала решительно опровергать многие его идеи в рамках своей новой теории.

Фрейд всегда восхищался Хорни и говорил, что она «очень талантливая и очень злая».

К слову, в отношении самих идей Фрейда Карен Хорни была очень неоднозначной. Первое время она увлекалась ими, поскольку они отражали её недовольство своей половой жизнью.

В юности она предавалась разнообразным сексуальным фантазиям, в том числе таким, которые в то время считались извращениями (да и сейчас считаются многими консервативными людьми).

Она даже пыталась выпускать собственную газету, посвящённую этой теме, а также расхаживала по улицам с проститутками, привлекая общественное внимание.

Но впоследствии она заявила, что Фрейд слишком много внимания уделяет сексуальным переживаниям и что в психологии они являются далеко не такими важными. По-видимому, это совпало с тем, что она преодолела свой комплекс неполноценности.

Однако и в дальнейшем она продолжала страдать от недостатка любви. Одно время у неё завязался роман с Эпихом Фроммом – ещё одним знаменитым психологом; это была её единственная настоящая любовь. Но им пришлось расстаться, и это Хорни переживала очень тяжело и мучительно.

Теория неврозов Хорни

Перебираясь из Германии в США, Карен Хорни обратила внимание на то, как сильно различаются европейская и американская культуры.

Разным было всё: и массовая культура, и поведение людей, и социально-экономическая обстановка, и возникающие у людей психические расстройства.

Так она впервые стала свидетелем того, как культурная среда может оказывать влияние на формирование личности индивида.

Итак, возникающие у людей неврозы формируются за счёт воздействия окружающей социальной среды и конфликтных человеческих взаимоотношений. В этом она вступила в противоречие с классическим психоанализом, который выводил психические и психологические проблемы человека из генетических и инстинктивных факторов.

В таком освещении менялся и характер лечения неврозов. Классический психоанализ был направлен на то, чтобы помогать человеку справляться со своими инстинктами.

А подход, предложенный Карен Хорни, помогал человеку восстановить здоровые отношения с людьми и самим собой, найти точку опоры в себе, а также избавиться от невротических защитных механизмов.

Эти механизмы только частично позволяют справиться с жизненными трудностями, а в долгосрочном плане они закрывают для человека возможность нормальной жизни.

Частично Хорни соглашалась с учением Фрейда о том, что неврозы формируются по причине внутреннего конфликта личности: вытесненные силы (инстинкты) вступают в противоборство с вытесняющими (культурные установки).

Однако она указывала, что этого недостаточно; невроз, по её словам, возникает лишь в том случае, когда это противоборство порождает тревожность, а попытки справиться с тревожностью приводят к появлению защитных механизмов.

В такой ситуации у человека формируются так называемые невротические наклонности, под которыми понимаются навязчивые, импульсивные побуждения, помогающие человеку справиться с жизненными проблемами, но вступающие в противоречие с другими наклонностями.

Один из примеров невротической наклонности – компульсивная потребность в любви при одновременном компульсивном стремлении к власти.

Даже в сознании здорового человека сосуществование этих потребностей вызывает внутренний конфликт: ведь невозможно одновременно соперничать с людьми и заботиться о них ради получения ответной любви. «Любовь» в данном случае имеет широкое значение (отзывчивость, доброта, дружба и т.

д.). Невротические наклонности при этом обычно имеют скрытую выгоду, которая представляет собой желание смягчить тревожность или вовсе её устранить.

В дальнейшем Карен Хорни усовершенствовала и дополнила свою теорию неврозов. Борьба противоположных потребностей теперь понималась лишь как частный случай невротических конфликтов.

Другим примером внутреннего конфликта является борьба между «реальным Я» и «идеальным Я».

Этот конфликт Карен Хорни назвала центральным и считала его более глубоким, чем противоборство различных невротических сил.

Таким образом, в теории Карен Хорни человеческая личность в некотором смысле распадается на несколько отдельных личностей, каждая из которых желает действовать каким-то определённым способом. Но поскольку физическое тело у человека одно, то реализовать оно может только одно из возможных действий.

И тогда «отдельные личности» в сознании человека вступают друг с другом в борьбу.

Хорни сравнивает человеческую психику с государством, в котором происходит столкновение различных социальных групп; и это столкновение может закончиться торжеством одной какой-то силы или компромиссом, а может и перерасти в полномасштабную гражданскую войну.

Как уже говорилось, Хорни указывала, что у здоровых людей неврозы тоже имеются, хотя и в зачаточной форме. Изучая самого себя, здоровый человек может понять, что чувствует менее здоровый человек, а также предупредить трудности, которые могут возникнуть в будущем.

Но при этом не следует впадать в другую крайность, которая часто имеет место у студентов и врачей-психиатров: изучая психические болезни и расстройства, они часто обнаруживают большую часть из них у себя. На этой почве некоторые студенты и врачи постепенно сходят с ума по-настоящему.

Поэтому следует различать «зачаток невроза» у здорового человека и полноценное расстройство у больного.

Теория Карен Хорни была одной из попыток пересмотреть классический фрейдистский взгляд на человека. Хотя она была атеисткой и материалисткой, она не соглашалась с тем, что человек является просто более умным и высокоорганизованным животным. По её мнению, человек является в первую очередь существом социальным.

Отчасти это было веянием времени: Хорни увлеклась идеями социализма, отстаивала равенство всех людей, интернационализм, была сторонницей феминистского движения.

Но при этом она отметила, что социальная и культурная среда в первую очередь подавляет человека, ограничивает его развитие и навязывает ему некие чуждые ему правила. Эти мысли тоже были результатом её наблюдений за окружающей действительностью.

Хорни росла в непростом мире, в котором «старая» культура разрушалась, уходила в прошлое, уступая место новой, совершенно другой культуре – более свободной, но не такой уж и однозначной.

Становление этой новой культуры приводило к увеличению в мире нервных и психических расстройств, ответом на что стало бурное развитие психологии, психиатрии и неврологии.

Хорни отмечала, что она вовремя переехала из Германии в США.

Хотя по происхождению она была, в сущности, «истинным арийцем», она понимала, что в условиях фашистского тоталитарного государства не могла развиваться никакая наука, кроме такой, которая будет петь хвалы правительству и говорить, что новая Германия – страна самая лучшая и правильная. Нацистская Германия, кроме всего прочего, была весьма традиционалистским государством: режим навязывал гражданам традиционные семейные ценности, религию, чрезмерное национальное самосознание и патриотизм, уничтожал свободные любовные отношения, ограждал народ от внешнего мира. Такой режим мог напомнить Хорни воспитание, которое она в детстве получала от отца. Её опасения оправдались: почти вся наука и интеллектуальная деятельность в нацистской Германии была ликвидирована.

Значительные работы Карен Хорни

Вот некоторые известные работы, написанные Карен Хорни:

  • Невротик нашего времени (1937) – один из главных её трудов, в котором она излагает свою теорию. Книга написана на простом языке и доступна для чтения непрофессионалам. По этой книге читатель даже мог заниматься самолечением.
  • Новые пути в психоанализе (1939) – книга, также вполне доступная для чтения неспециалистам, хотя и содержит некоторое количество специальных терминов.
  • Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию (1950) – в ней она описывает расширенную «версию» своей теории, в которой особое внимание уделяется «центральному внутреннему конфликту».

Как видим, Карен Хорни была одним из первых представителей науки, которые выпускали книги, доступные для обычных людей. И в этом был свой смысл, поскольку главная цель её теории – научить обычного человека разбираться в себе, найти причины своих внутренних конфликтов и психических расстройств и избавиться от них.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/246-karen-horni.html

Теория неврозов Карен Хорни

Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь особого внимания, так как, судя по всему, намного больше любил ее старшего брата Брендта.

В девять лет Карен без ума влюбилась в Брендта, а когда тот отверг ее чувства, девочка впала в депрессию, сопровождавшую ее всю жизнь. Карен казалась себе непривлекательной, и, по ее мнению, единственный для нее путь добиться успеха в жизни — это как можно лучше учиться в школе.

В 1906 году в возрасте двадцати одного года Карен поступила в медицинскую школу при Фрейбургском университете. Через три года она вышла замуж за Оскара Хорни, студента юридического факультета, и за семь лет совместной жизни у них родилось трое детей.

Из Фрейбурга Карен переводится сначала в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский, из которого и выпустилась в 1913 году. В течение одного года Карен потеряла обоих родителей и родила первенца. Чтобы справиться со стрессом, она стала посещать психоаналитика по имени Карл Абрахам, ученика Зигмунда Фрейда.

Позже он стал наставником Хорни в Берлинском психоаналитическом обществе.

В 1920 году Карен Хорни начала читать лекции в Берлинском психоаналитическом обществе, а в 1923-м потеряла любимого брата Брендта. Карен очень тяжело переживала его смерть — у нее случился очередной приступ сильнейшей депрессии.

В 1926 году она рассталась с мужем, а в 1930-м вместе с тремя дочерьми переехала в США, поселившись в Нью-Йорке, в немецко-еврейском квартале Бруклина.

Именно там Карен подружилась со многими известными психологами, в том числе с Эрихом Фроммом и Гарри Салливеном.

Очень скоро Хорни стала заместителем директора Чикагского психоаналитического института, где и приступила к работе над своим очень значимым проектом — разработкой теории неврозов и невротической личности. Вернувшись через два года в Нью-Йорк, Хорни стала работать одновременно в Нью-Йоркском психологическом институте и Новой школе социальных исследований.

Идеи Зигмунда Фрейда психолог оспаривала, еще живя в Германии, а после переезда в США ее противоречия с основателем психоанализа обострились до того, что в 1941 году Хорни пришлось уволиться из Нью-Йоркского психологического института.

После этого она в том же году основала Американский институт психоанализа, а в 1942-м опубликовала книги «Самоанализ» и «Невротическая личность нашего времени».

Наибольшую известность Карен Хорни принесли исследования в области неврозов, несогласие и разрыв с Зигмундом Фрейдом по так называемому женскому вопросу и то, что она высекла в психологическом научном сообществе искру интереса к психологии женщин. Кроме того, исследователь твердо верила, что человек способен быть психотерапевтом сам для себя, и подчеркивала важную роль самопомощи и самоанализа. Карен Хорни скончалась от рака 4 декабря 1952 года в возрасте шестидесяти семи лет.

Психология женщин

Карен Хорни никогда не училась непосредственно у Зигмунда Фрейда, но превосходно знала его труды и даже преподавала психоанализ в Берлинском и Нью-Йоркском психологических институтах. В процессе этой деятельности она изменила свое отношение к теориям Фрейда и со временем окончательно порвала с его научной школой.

Среди стадий психосексуального развития, выделяемых Зигмундом Фрейдом, есть фаллическая стадия — ее проходят в возрасте от трех до шести лет. На этом этапе, по утверждению психоаналитика, взаимоотношения девочек с отцами базируются на зависти к пенису.

Хорни не была согласна с такой идеей, считала ее уничижительной по отношению к женщинам и в корне неверной.

По ее мнению, на фаллической стадии имеет место явление, которое она называла завистью к матке, — якобы, наоборот, мужчина завидует способности женщины рожать детей.

В итоге он стремится компенсировать свой комплекс неполноценности, стараясь преуспеть по-другому. Иными словами, поскольку мужчина не обладает репродуктивной способностью, он старается оставить свой след в мире альтернативными способами. В большинстве случаев эти старания приводят к успеху, однако нередко они кончаются тем, что требуется вызов нарколога на дом или бригады скорой помощи.

Хорни также считала, что утверждение Фрейда о фундаментальном отличии личностей мужчины и женщины ошибочно.

Фрейд объяснял это исключительно биологическими факторами, а Хорни утверждала, что если бы на женщин не налагали значительных культурно-социальных ограничений, как бывает довольно часто, представители обоих полов были бы совершенно равны.

В те времена общество теорию Хорни не приняло, однако впоследствии, уже после смерти психолога, она способствовала распространению идеи равноправия полов.

Теория неврозов

Теория неврозов Карен Хорни — одна из самых известных теорий в этой области психологии.

Хорни считала, что межличностные отношения создают базальную тревогу, а невроз представляет собой своего рода защитный механизм, позволяющий с ней справляться.

Психолог разделила невротические потребности на три большие группы, в связи с чем выделяются три типа невротической личности —беспомощный, агрессивный и обособленный.

Уравновешенная и хорошо адаптирующаяся личность успешно использует все три линии поведения. Невротиком человек становится в том случае, если одна из них доминирует.

Зависимость

Невроз такого типа заставляет человека постоянно стремиться к помощи и одобрению окружающих, подтверждению другими людьми собственной правоты; только в этом случае он чувствует себя ценным и значимым. Таким людям необходимо нравиться другим, чувствовать их симпатию, в результате чего они нередко становятся излишне навязчивыми и эмоционально зависимыми.

Власть и контроль

Стремясь к высокой самооценке, люди стараются ослабить чувство тревоги, навязывая свою власть и пытаясь строго контролировать окружающих.

Люди с такими потребностями предстают в глазах других как недобрые, эгоистичные, властолюбивые и одержимые идеей контроля.

Хорни утверждала, что человек проецирует свою враждебность на других в ходе психического процесса, который психолог назвала экстернализацией, а потом находит оправдания своему жестокому поведению.

Обособленность

Невроз этого типа ведет к асоциальному поведению; окружающим такой человек кажется равнодушным и безразличным. В основе такой линии поведения лежит идея, что ограничение контактов с другими людьми позволит избежать опасности и умерить тревогу. Обычно в результате приходит чувство пустоты и одиночества.

В рамках этих трех групп неврозов Хорни выделяла десять невротических потребностей:

— Зависимость

1. Потребность в любви и одобрении — желание во что бы то ни стало соответствовать ожиданиям окружающих, доставлять им удовольствие, делать их довольными и счастливыми, нравиться им. Люди, испытывающие эту потребность, очень боятся враждебности или проявлений злобы других людей и чрезвычайно чувствительны к критике и неприятию.

2. Потребность в руководящем партнере, который будет контролировать его жизнь. Эта потребность предполагает сильный страх перед перспективой быть брошенным и забытым и веру в то, что постоянный партнер поможет решить любые проблемы, которые могут возникнуть в жизни.

— Власть и контроль

1. Потребность во власти. Люди с этой потребностью контролируют других и стараются доминировать потому, что ненавидят слабость и восхищаются силой.

2. Потребность в эксплуатации. Люди с такими наклонностями манипулируют окружающими. Они убеждены, что другие существуют только для того, чтобы их использовать. Связи и взаимоотношения с остальным миром, с их точки зрения, нужны лишь для того, чтобы иметь контроль, секс или деньги.

3. Потребность в престиже. Эти люди стремятся к публичному признанию и одобрению. Социальный статус, материальные блага, профессиональные достижения, личные качества и даже родственные связи и любовные отношения оцениваются с точки зрения престижа. Этим людям свойствен сильный страх перед негативным общественным мнением.

4. Потребность в личных достижениях. Стремление к успеху — вполне нормальное качество. Но невротик может стать одержимым этой идеей, а его желание достижений основывается на чувстве незащищенности. Он страшно боится неудачи, поэтому ему всегда надо быть лучше других.

5. Потребность в восхищении. Для таких людей характерен нарциссизм, желание выглядеть в глазах других идеальным — именно выглядеть, а не быть на самом деле.

— Обособленность

1. Потребность в безупречности. Человек с таким неврозом обычно очень боится своих недостатков и изъянов и постоянно старается их выявлять, чтобы как можно быстрее скрыть или избавиться от них.

2. Потребность в независимости. В стремлении не зависеть от других людей и не быть привязанным человек часто отстраняется от окружающих людей. Это приводит к формированию ментальности «одиночки».

3. Потребность в жизненных ограничениях, позволяющих оставаться в узких рамках. Люди, испытывающие такую потребность, стараются оставаться незаметными, привлекать к себе как можно меньше внимания. Они обычно недооценивают свои навыки и таланты, не требуют многого от окружающих, не стремятся к материальным благам, довольствуются очень малым и считают свои нужды и потребности второстепенными.

Идеи Карен Хорни оказали огромное влияние на современную психологию. Ее теория неврозов как механизма снятия тревоги и классификация невротических потребностей совершили настоящий прорыв в науке.

А благодаря решительному неприятию идей Зигмунда Фрейда, базирующихся на превосходстве мужского пола над женским, Хорни заслужила репутацию защитницы равноправия полов и признанного мастера в сфере женской психологии.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Источник: https://reabilitaciya.org/vidy-reabilitacii/psixologicheskaya/1006-teoriya-nevrozov-karen-xorni.html

Этап формирования нового психоанализа в лице Карен Хорни

Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Выдающийся американский психоаналитик, сторонница известного направления в психологии, неофрейдизма – все это знаменитая Карен Хорни. Женщина 20-го века, посвятившая всю свою жизнь изучению социума, особенностей формирования личности человека. Она – ученый, доказавший связь между мотивацией, страхом и потребностью в самореализации.

Краткая биография и этапы формирования личности

Карен Хорни (Даниельсен) появилась на свет 16 сентября 1885 года неподалеку от Гамбурга, Германия. Выросла в полной семье, переняв от отца стойкость и мужество, а от матери доброту, любовь и заботу.

Отец молодой особы был глубоко убежден в высоком статусе мужчин, их моральном и умственном превосходстве над женщинами. Это объяснялось значительной разницей в возрасте родителей девушки (почти 18 лет) и старыми веяниями девятнадцатого века.

В то же время, мать Карен была не только привлекательной, но и хорошо образованной, начитанной женщиной.

https://www.youtube.com/watch?v=67FoQMou6PY\u0026list=PLrFT9e2J8eloOThFpuPOgnVAzidR1LOiu

По мнению самой Хорни, она не отличалась особой красотой, как в детстве, так и в ранней юности. Повзрослев, она проанализировала собственные ощущения, переживания. В одном из интервью женщина рассказала о невыносимом чувстве неполноценности, которое преследовало ее с малых лет. Чтобы компенсировать это, Карен полностью отдалась науке.

Желание стать врачом появилось ещё в 14 лет, и уже через семь лет она смогла поступить в Фрайбургский университет (1906 год), где получила разрешение работать в области медицины.

Это было необычное разрешение – первая официальная лицензия на территории Германии, позволяющая особе женского пола устраиваться в медицинское учреждение и вести практику.

В 1910 году молодая девушка повстречала свою первую любовь – Оскара Хорни, который по специальности был юристом. Вскоре они поженились и стали жить вместе.

Карен окончила университет в 1915 году и продолжила свою карьеру психоаналитика уже в Берлинском институте.

Начиная с этого периода, Карен Хорни охватила глубокая депрессия, появились приступы агрессии и резкий упадок сил.

С ростом психологических проблем и недопонимания брак с Оскаром Хорни постепенно разрушился (1927 год – развод). В жизни женщины был момент, когда она пыталась покончить жизнь самоубийством, но рядом оказался муж.

Семейные проблемы ухудшались из-за смерти брата Карен и потери обоих родителей. Все это оставило неизгладимые впечатления на молодой женщине.

После развода жизнь Карен кардинально изменилась, так как у нее появилось много свободного времени для занятий и изучения особенностей психоанализа.

Она вела активную преподавательскую деятельность в университете Берлина, писала научные работы и была полностью поглощена любимым делом.

Женщину заметили и предложили постоянную работу в США. Не раздумывая ни минуты, она собралась и уехала в Чикаго (1932 год). Карен начала преподавать в институте психоанализа, затем переехала в Нью-Йорк, где устроилась в психоаналитический институт и по совместительству в Новую школу социальных исследований.

Предложенные теории и концепции

Одной из главных заслуг Карен Хорни является разработка теории личности. Она основана на изучении влияния окружающей среды и воспитания на формирование индивидуальности. Аналогичной концепции придерживались ученые Фромм и Адлер.

Карен высказывала мнение о частичном несогласии с теорией Зигмунда Фрейда. Она считала, что врожденные инстинкты не предопределяют формирование личности. Человеческое развитие не определяется либидо или враждебностью к внешнему миру.

Здесь влияние оказывают окружающая среда, общество и люди (при наличии близкого или отдаленного контакта).

Карен выделила три позиции человека по отношению к другим подобным особям, так называемое положение «на людей», «от людей» и «против людей».

  • Первая позиция характеризуется типичным поведением человека, который плывет по течению. Позиция основана на понимании того, что если человек уступит, то его не заденут и не потревожат.
  • Вторая – это тип поведения, относящийся к самодостаточному, уверенному человеку. Подобный объект считает окружение излишним. Схема заключается в подсознательном желании субъекта отстраняться от людей, чтобы обеспечить собственную безопасность и защититься от недоброжелателей.
  • Третья – это тип, основанный на врожденной агрессии, всегда направляется против человеческих особей. Действия объекта основываются на непреодолимом желании властвовать, он ощущает безопасность только в период осуществления и достижения цели.

Хорни говорила о положительной чувственной стороне и способности любить, которая есть в каждом человеке. Первоначальный этап развития чувства начинается в глубоком детстве.

Если родители отстранялись от ребенка, не показывали ему свою любовь, не уделяли должного внимания, то человек вырастает эгоистичным и самоуверенным. При этом внутри объекта всегда присутствует чувство внутренней тревоги.

Кроме того, тревожность может возникать в результате чрезмерной опеки, дискриминации или множественных запретов.

https://www.youtube.com/watch?v=TrJVyNxHsYI\u0026list=PLrFT9e2J8eloOThFpuPOgnVAzidR1LOiu

Карен Хорни выделила три абстрактных образа Я: Я-идеальное, Я-реальное и Я-глазами других. Я-идеальное – это то, каким хочет себя видеть личность.

Если собственное представление кардинально отличается от действительности, это ведет к серьезным неврологическим расстройствам и постоянной внутренней тревоге. Если же окружающие слишком недооценивают или восхваляют личность, то возникает расхождение между Я-реальным и Я-глазами других.

Подобное несоответствие приводит к развитию неврозов и множественных невротических патологий (например, диссипативного расстройства личности).

К. Хорни считает, что каждый человек является заложником собственного характера, основы которого уже заложены при рождении.

Имея определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к спонтанным и необдуманным поступкам (нападкам, повышенному тону общения, агрессивности и вспыльчивости), человек может развить эти отрицательные умения или наоборот – заключить их в дальний угол собственного сознания.

В целом, человек настроен на защиту своей невротической структуры. Это может проявляться посредством возникновения иллюзий, самообмана или обмана других. Именно поэтому истинные невротики тщательно пытаются избежать терапевтического вмешательства.

Научные труды

В качестве заключения следует отметить значительные работы Карен Хорни, которые получили всеобщее признание. Сюда относятся нетипичные исследовательские сборники: «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление», «Наши внутренние конфликты.

Конструктивная теория невроза». Неофрейдистские взгляды хорошо отразились в книгах: «Новые пути в психоанализе», «Психология женщины», «Невротическая личность нашего времени».

Женщина доступным и максимально легким для восприятия языком раскрывает все грани теории личности.

Карен Хорни подвела итог, что главная цель психотерапии и психоанализа заключается не только в изучении теории, но и в предоставлении эффективной помощи человеку.

Помочь индивиду найти рычаги и основные грани самопознания, расширить собственное восприятие и исключить формирование неуверенности, замкнутости или любого вида агрессии – основная задача настоящего психоаналитика.

Простое заключение оказалось в 20-м веке новым и свежим взглядом, это существенно повлияло на развитие психоанализа в целом.

Список источников:

  • 1. Хорни К. «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза».– Академические проекты.– 2007.
  • 2. Карен Хорни. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2007/intpsy110507.html3. Карен Хорни. Биография.– Электронный ресурс. – Режим досупа: http://forpsy.ru/biography/inostrannye_psikhologi/karen_khorni_-karen_horney/
  • 4. Карен Хорни или как стать психотерапевтом.– Электронный ресурс.– Режим доступа: http://andrey-eltsov.ru/karen-horni/#.WW1JH7JSDIU
  • 5. Степанов С. Карен Хорни 1885-1952.– Электронный ресурс.– Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x166.htm

Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + EnterНе понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/zigmund-frejd/417-etap-formirovaniya-novogo-psikhoanaliza-v-litse-karen-khorni

Теория личности Карен Хорни

Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Карен Хорни — одна из немногих выдающихся женщин-психоаналитиков, которая внесла новые свежие взгляды в классическое фрейдовское учение.

Подход Хорни к изучению личности повлиял на развитие нового направления —неофрейдизма, основателем которого является её близкий друг и соратник Эрих Фромм.

Одной из главных заслуг Карен Хорни стало введение в психологию понятия «Я-образ», широко использующегося в психотерапевтической практике и сегодня. 

Основные принципы теории личности К. Хорни

К. Хорни, как и А. Адлер в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество.

Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления.

Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой».

Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она придерживалась мнения Фрейда о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую.

К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство.

Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет — эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний.

Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее. Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Чтобы снизить постоянное чувство психологической тревоги нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих.

У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа.

Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих.

И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности. 

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты.

Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма.

В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

В зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение.

Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего.

При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению.

Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом. 

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/teoriya-lichnosti-karen-horni

Влияние Карен Хорни на психоанализ

Карен Хорни: тревожность и концепция Я

Определение 1

Психоанализ – это разработанная З. Фрейдом в конце XIX — начале XX века психологическая теория и, основанный на этой теории, метод лечения психических расстройств.

Рассматривая психологическую теорию З. Фрейда, Хорни стремилась исправить, как она считала, некоторые её недостатки. На самом же деле, стремление раздвинуть рамки фундаментального психоанализа, привели Хорни к тому, что отдельные положения теории были пересмотрены.

Она приходит к выводу, что на развитие личности человека общество и социальное окружение оказывают доминирующее влияние, и человек в течение своей жизни может изменяться и развиваться, а не только врожденные инстинкты предопределяют это развитие.

Если Фрейд говорит о фатальной обреченности на невроз, то Хорни опровергает эту обреченность и дает надежду на полное выздоровление даже невротизированных людей.

В структуре личности, считает она, доминирует бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги и связано это чувство с ощущением одиночества и беспомощности в мире, враждебном ребенку.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Замечание 1

В теории Хорни, таким образом, сохраняются идеи Фрейда о значении бессознательного и мысль о противостоянии между человеком и внешним миром.

Развитие тревоги у ребенка может быть связано с отчуждением родителей, их чрезмерной опекой, враждебной атмосферой, большим восхищением ребенком.

Она выделила два вида тревоги – психологическую и физиологическую, которая связана со стремлением удовлетворить насущные потребности в пище, питье, комфорте.

В самые первые недели своего существования ребенок испытывает такую тревогу, которая со временем уходит, если окружающие люди и, прежде всего мать, удовлетворяют его нужды. Нарастание тревоги происходит, когда потребности не удовлетворяются и становятся фоном для общей невротизации человека.

Что касается психологической тревоги, то её преодоление является более сложным процессом, поскольку связано с развитием адекватного образа «Я».

Образ «Я» относится к важнейшему открытию Хорни. Этот образ, считает она, состоит из двух частей:

  • отношения к себе;
  • знания о себе.

Отношение к себе должно быть позитивным и адекватным.

По мнению ученой, существует несколько образов «Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей – в идеальном варианте все три образа должны совпадать и только тогда можно говорить о нормальном развитии личности, устойчивости её к неврозам.

Нормальному развитию личности мешает тот случай, когда идеальное «Я» отличается от реального, это вызывает напряженность и тревогу, человек не может к себе хорошо относиться. Отсюда, понятно, что тревога будет развиваться при негативном отношении к ребенку или чрезмерном им восхищении, поскольку в обоих случаях мнение других не совпадает с его реальным образом «Я».

Фрейд считал, что человек, чтобы избавиться от тревоги прибегает к психологической защите, но Хорни пересматривает и это положение.

Психологическая защита с её точки зрения направляется не на то, чтобы преодолеть конфликт между обществом и человеком.

Она считает, что задача психологической защиты заключается в том, чтобы привести мнение человека о себе, и мнение о нем окружающих в соответствие.

Замечание 2

Таким образом, Хорни считает, что психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать о себе адекватное представление.

Большинство исследователей признает подход Хорни к понятию психологической защиты, который в значительной степени повлиял на позиции современной психологии.

Характеристика классического психоанализа

Идеи психоанализа оказали большое влияние на разные сферы деятельности, связанные с человеком.

Новую концепцию назвали «фрейдизм» по имени её основателя.

Психоанализ имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. психоанализ, как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных чувств и мыслей человека.

В психической жизни человека Фрейд выделял три уровня:

  • сознание,
  • предсознание,
  • бессознательное.

В психологической технике, разработанной Фрейдом – методе свободных ассоциаций, пациент мог говорить всё, что приходило ему на ум. Метод решал задачу – вывести на экран сознания вытесненные переживания, которые могли быть причиной аномального поведения.

Ассоциации, по его мнению, были направляемыми скрытыми мотивами, развивавшимися до момента сопротивления пациента.

С открытием явления сопротивления Фрейд сформулировал важный принцип психоанализа – «подавление».

«Анализ сновидений» – ещё один метод Фрейда. Цель толкования сновидений заключалась в открытии бессознательных скрытых конфликтов, потому что, Фрейд считал сновидения замаскированной формой удовлетворения подавленных желаний.

Движущими силами личности являются инстинкты жизни и смерти, а психическая жизнь человека проходит во взаимодействии трех компонентов – ид, эго, супер-эго.

Фрейд преувеличивал в жизни и психике человека роль сексуальной сферы. В дальнейшем, даже его последователи ограничивали роль сексуальных влечений при объяснении психики человека.

Хорни, наблюдая за личностной динамикой клинических пациентов, приходит к выводу, что в основе нарушений функционирования личности находятся уникальные стили межличностных отношений. Решающим фактором в развитии ребенка, доказывает Хорни, лежат отношения между ребенком и родителями.

В дальнейшем невротические потребности она объединяет в три основные стратегии межличностного поведения – ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротиков преобладает только одна из этих ориентаций.

Исходя из этого, выделяются «уступчивый тип личности», зависимый, нерешительный и беспомощный, ориентирующийся на людей, «обособленный тип», ничем и никем не увлекающийся, ориентирующийся от людей и враждебный тип, с доминированием враждебности и эксплуатации других. Он способен действовать дружески и тактично, но с целью удовлетворения личных амбиций и желаний.

Между собой все стратегии находятся в состоянии конфликта, как у невротиков, так и у здоровых людей. Разница заключается в отсутствии сильного эмоционального заряда у здорового человека, способного менять стратегии в соответствии с обстоятельствами.

Влияние взглядов Хорни на развитие психологических теорий

Особое значение в своих работах в развитии неврозов Карен Хорни придавала социальным и культурным факторам и подчеркивала, что важную роль для невротического поведения играют аспекты приспособления, нежели влечения, лежащие в их основе.

Хорни, одна из первых пыталась перевести психоанализ с биологических на социальные рельсы. Именно она требовала рассматривать человека не с точки зрения теоретических абстракций, а в контексте его реальных жизненных обстоятельств.

Познать самого себя и сформировать о себе адекватное представление человеку помогает психотерапия.

Замечание 3

Хорни называют первым представителем гуманистического психоанализа.

Концепция Хорни оказала большое влияние на теорию А. Маслоу, которые дополняют друг друга. Вместе они дают более полную картину поведения человека.

Большую тревожность в человеке порождает и культура, в которой заложенные противоречия представляют собой те же самые конфликты, которые так отчаянно невротик пытается примирить в себе.

Проникновение в глубокие эмоциональные проблемы она не практиковала, считая, что это может привести к ещё большему усугублению переживаний.

В теории Хорни есть и неопределенности – разграничение, которое она сделала между нормальным человеком и невротиком, специалисты считают поверхностным.

Нормальный человек способен идти на уступки другим, бороться и, при этом, оставаться самим собой, в то время как для невротика гибкость не характерна.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vliyanie_karen_horni_na_psihoanaliz/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: