Классификация источников трудового права

Содержание
  1. Характеристика понятия и видов источников трудового права
  2. Значение термина
  3. Виды источников
  4. Система трудового права
  5. Фактор документации
  6. Действие норм законодательства
  7. Классификация источников трудового права по юридической силе
  8. Источники трудового права
  9. 2 классификация источников трудового права россии
  10. Источники трудового права российской федерации
  11. Источники трудового права: юридическое понятие, классификация и принципы
  12. Классификация видов
  13. Предмет, цели и задачи
  14. Характерные особенности
  15. 9. Классификация источников трудового права
  16. 3. По сфере действия:
  17. 10. Особенности источников трудового права
  18. 11. Действие нормативных актов трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц
  19. Источники трудового права. Их классификация (стр. 1 из 4)
  20. 1.1. Понятие источников трудового права.
  21. 1.2. Классификация источников трудового права.
  22. Разновидности источников трудового права
  23. Международные договоры в области трудового права
  24. Акты Международной организации труда (МОТ)

Характеристика понятия и видов источников трудового права

Классификация источников трудового права

В специальной терминологии понятие и виды источников трудового права рассматриваются в формальном смысле с точки зрения выражения норм и их выполнения. Термин «источник права» используется реже, чем «форма права». Специалисты в это понятие включают как материальные условия жизни социума, так и основания для выполнения юридической обязательности нормы.

Значение термина

Источником является нормативно-правовой документ, в котором чётко изложены нормы конкретной отрасли права с указанием методов применения.

Это результат длительной работы уполномоченных государственных структур, социальных партнёров органов местного самоуправления.

Также к источникам права можно отнести коллективный договор, представляющий интересы нескольких сторон с учётом требований. Кратко самое главное в трудовом праве изложено в нескольких источниках.

Часто этот акт путают с документами правоприменения. Но решение суда по вопросам правового характера не является источником трудового права.

К основным функциям документов относится регулировка экономических и юридических отношений общества. Нормативно-правовые акты, регулирующие несколько сфер жизни общества или отношения между должностными лицами и работодателями выделяются в отдельные системы права. К их особенностям можно отнести:

  1. Документы издаются на разных уровнях для правового регулирования и контроля за процессом труда.
  2. Для принятия документов нужны не только госстороны, но и субъекты.
  3. Большинство источников трудового права не могут пройти путь от формального к материальному выражению.
  4. Могут применяться на практике не только исходя из юридической силы, но и исходя из интересов работников.

Источники ТП являются результатом комплексной работы органов государства, поэтому рассматривать их нужно не только с точки зрения нормотворческих органов, но и со стороны субъектов.

Виды источников

По степени важности и субординации различают международные договоры, Конституцию РФ, ряд законов, подзаконные акты. По сфере влияния выделяют федеральные, областные и краевые, муниципальные и локальные.

Последние примеры — это акты конкретных организаций, установленные правила внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда. К источникам трудовой деятельности локального типа можно отнести нормативные акты, подписанные между начальством и работниками на предприятиях.

По органам, которые приняли документ, выделяют источники:

  1. Законодательной власти.
  2. Исполнительного типа.
  3. Органов местного самоуправления.

Что касается формы, это могут быть указы, постановления, акты и законы. Классификация по целевой направленности считается обширной из-за охвата и содержания. Это регулирующие общие вопросы прав работников и элементы конкретных институтов, которые входят в систему трудового права. Сюда относится ряд федеральных законов, смысл которых в регулировании трудовых отношений.

Система трудового права

Один источник правовых отношений является результатом законотворческой деятельности, несколько источников, регулирующих общую отрасль в правовой жизни социума, являются системой. Юридическая сила источников зависит от иерархической системы государственных органов и их компетенции.

Правовая деятельность в сфере трудовых отношений осуществляется путём привлечения работников или их представителей и работодателей. Классификация источников в системе правовых отношений зависит от полномочий юридического органа, который занимается принятием и воплощением закона. Если смотреть на «иерархическое строение» органов, выполняющих правовые действия, это будет схема «сверху вниз».

Возглавляет систему Конституция России, принятая всенародным анием. Далее в иерархии размещены права и свободы человека и гражданина, гарантии выполнения которых заложены в Конституции.

Она регулирует возможность граждан объединяться в союзы и создавать специальные группы, которые будут заниматься регулировкой и воплощением трудовых отношений между работниками и представителями работодателей.

Основополагающие положения Конституции имеют силу на территории РФ.

Свобода труда, право на выбор места труда в условиях, которые соответствуют требованиям безопасности и основам гигиены, на вознаграждение за выполненную работу без элементов дискриминации. Также в трудовом кодексе РФ, как источнике трудового права, предусмотрена защита граждан от безработицы.

При невыполнении работодателем своих обязанностей перед работниками допускаются индивидуальные или коллективные споры с возможным правом на проведение забастовки. Право на отдых и возможность иметь выходные и праздничные дни установлены в трудовом кодексе.

Фактор документации

Все нормы и общепризнанные принципы, которые регулируют трудовые отношения, указаны в актах, нормативах и договорах.

Они могут составляться не только для граждан страны, но и рассматриваться на международном уровне при заключении договоров с иностранными производствами.

Если в Конституции предусмотрены одни регулирующие отношения между работником и работодателем факторы, а используются другие, составленные в стране-работодателе, подписание договора поможет учесть пожелания и требования двух сторон.

Применение конституционных положений важно для развития трудовых отношений и их источников. В современном мире применяются общепризнанные нормы и нормативы международного права, ратифицированные РФ.

На федеральном уровне законы регулируются Трудовым кодексом, который действует по всей территории государства. Развитие ТК началось после перехода к рыночной экономике и развития частного сектора. Специальные акты и документы помогли урегулировать процесс воплощения всех элементов ТК на практике. Кодекс включает:

  • 14 разделов;
  • 68 глав;
  • 492 статьи.

Здесь содержатся блоки норм и таблицы, которые были немногочисленными в предыдущем варианте ТК. А также закреплены основные принципы и сфера действия законодательства. Введена целая глава, которая даёт детальную характеристику понятию «трудовые отношения» и может перечислить области применения права.

В Трудовом кодексе указаны ответы на вопросы о социальном партнёрстве в сфере труда, изложены ключевые действующие принципы между субъектами РФ. Сроки введения в действие предметов и признаков трудовых отношений, защита прав работников и их законных интересов также включены в заключительную главу кодекса.

Действие норм законодательства

Все федеральные законы и акты вступают в действие одновременно на всей территории государства по истечении 10 дней с момента публикации и подписи российским президентом.

Исключение имеют те нормативные акты, где прописан другой формат воплощения.

Обязательным условием является наличие первой публикации, которая получает статус основной и размещается в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации».

На официальном интернет-портале правовой информации опубликованы дополнительные требования к правильному оформлению нормативных актов и публикаций, которые могут выступать основой регулировки отдельных элементов прав.

Прекращение действия нормативных актов может происходить разными способами. Стандартная процедура включает в себя прекращение за счёт прописанной даты реализации права.

Принятие второго равносильного акта аннулирует действие первого, если имеет в себе важные дополнения, делится на несколько частей с детальным описанием или регулирует нормативы.

Трудовой кодекс можно назвать одним из ключевых документов, благодаря которому осуществляется нормирование процесса трудовых отношений.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/harakteristika-ponyatiya-i-vidov-istochnikov-trudovogo-prava.html

Классификация источников трудового права по юридической силе

Классификация источников трудового права

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудово­го права, принимаются работодателем в пределах своей компетен­ции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1) локальные акты действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2) в основном действие их ограничено по времени; 3) они не должны противоречить указанным выше нормативным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4) локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности.

Источники трудового права

Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права.

Важно Другие источники трудового права являются некодифицированными. По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные.
Общие призваны регулировать отношения всех работников.

2 классификация источников трудового права россии

Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей.

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 90-ФЗ, кото­рый внес ряд изменений и дополнений в первоначальный текст кодекса. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Источники трудового права российской федерации

Внимание Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. В ст.

5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права.

По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.

), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия). 4.

По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.
5.

По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах). 6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.
Материал опубликован на http://зачётка.рфРатифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, по϶ᴛᴏму федеральные конституционные законы, кᴏᴛᴏᴩыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и кᴏᴛᴏᴩые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.

), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Федеральные законы Не стоит забывать, что важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права будет Трудовой кодекс 1Ф. Это ϲʙᴏдный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами данные решения, постановления не будут источниками российского права в полном понимании ϶ᴛᴏго слова.

Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают ϲʙᴏи разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел.

Стоит заметить, что они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ формально не являются источником трудового права, так как деятельность судов неформально является нормотворческой. Но если Конституционный суд РФ признает нормативный акт или его отдельные положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу.

Источник: https://trudpravorf.com/klassifikatsiya-istochnikov-trudovogo-prava-po-yuridicheskoy-sile/

Источники трудового права: юридическое понятие, классификация и принципы

Классификация источников трудового права

Нормативно-правовой акт, являющийся формой выражения положений трудового законодательства (ТЗ), называют источником трудового права.

Это результат законотворческой деятельности органов федеральной власти и обладающих соответствующими полномочиями местных органов самоуправления.

Источник права — основа правоприменительных действий управляющих структур и отдельных официальных лиц в сфере трудовых отношений.

Законные и подзаконные акты, включая нормативные части солидарных и индивидуальных договоренностей, классифицированные по предмету, субординации и подчиненности актов, называют системой источников права, в том числе и трудового. Все элементы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости друг от друга, в которых отражены единство и дифференциация источников.

Комплекс источников определяется термином «трудовое законодательство». Для него характерен процесс непрерывного совершенствования и адаптации к постоянно изменяющимся реалиям в обществе в целом и в сфере трудовых отношений в частности.

Система ТЗ выражается в совокупности трех ключевых норм права:

  • общей, включающей основные принципы, понятия, правовые характеристики субъектов;
  • особенной, посвященной регулированию определенных правовых институтов: трудовых соглашений, охраны труда, регламента рабочего времени;
  • специальной, координирующей особенности трудовых отношений в отдельных категориях: несовершеннолетние, руководители организаций, педагоги .

Каждая из норм делится на институты, подинституты, субинституты. Институтом права называют относительно изолированную совокупность правовых актов, регламентирующих качественно однородные трудовые отношения.

Классификация видов

Очевидно, что основы трудового права сведены в устойчивую систему, состоящую из разнообразных по юридическому верховенству, характеру и сфере действия нормативно-правовых актов. Однако удобство и эффективность их практического применения требуют дополнительной структуризации. В российском законодательстве о труде субъекты трудового права классифицируются по нескольким основаниям.

По степени важности и субординации. То есть по их юридическому верховенству:

  • Конституция Российской Федерации;
  • международные и приравненные к ним обязательства;
  • федеральные законы, включая Трудовой Кодекс;
  • иные подзаконные акты;
  • судебные решения;
  • локальные правовые акты.

По характеру принятия: на принятые органами государственной власти (федеральные законы, указы и т. д.

), принятые в результате соглашений между федеральным органом, работодателем и профсоюзной организацией (коллективные договоры и соглашения) и принятые международными структурами правового регулирования трудовых отношений (пакты, конвенции и рекомендации МОТ — Международной организации труда).

По сфере действия :

  • на территории Российской Федерации;
  • на территории субъектов РФ;
  • в пределах отдельных российских регионов;
  • в пределах конкретных организаций.

По целевой направленности и содержанию: на регулирование общих вопросов ТЗ (Конституция Российской Федерации и Трудовой Кодекс), регламентация конкретных аспектов отдельных институтов и регулирование трудовых правоотношений в отдельных субъектах, отличающихся специфическими характеристиками.

По статусу органа власти, принявшего нормативный акт: на законодательный, исполнительный, судебный и принятый местным самоуправлением.

По юридическому стандарту акта :

  • закон;
  • указ или распоряжение Президента;
  • распоряжение или постановление правительства;
  • декларация;
  • конвенция;
  • приказ;
  • рекомендация;
  • постановление или разъяснение других уполномоченных органов (Министерства труда, Миграционной службы, Министерства здравоохранения и соцразвития).

Кроме того, нормативные акты законодательства о труде могут систематизироваться по степени обобщенности. При этом выделяют комплексные, кодифицированные и текущие правовые акты.

Предмет, цели и задачи

Субъектом этой области права являются индивидуальные и социальные отношения, непосредственно сопряженные с трудом. В них входят:

  • трудоустройство и организация рабочего процесса;
  • профессиональное образование и дополнительное обучение работника;
  • материальная ответственность;
  • обязательное социальное страхование;
  • солидарные соглашения и договоренности;
  • надзор за соблюдением положений законодательства со стороны государственных органов и профессиональных союзов;
  • разрешение спорных ситуаций.

Кроме того, достаточно важное место среди социальных отношений, позиционируемых в качестве предмета права, занимает социальное партнерство и возможности участия работников в заключении коллективных договоренностей (обязательств), ведении переговоров. Не менее важным представляется и формирование условий труда с непосредственным участием профессиональных союзов и отдельных работников.

Законодательство Российской Федерации о труде выполняет ряд ключевых правовых функций:

  • регламентирующая;
  • воспитательная;
  • охранительная;
  • информационная;
  • социально-контролирующая.

Таким образом, можно сформулировать 3 ключевые цели применения законодательства о труде. Первая гарантирует неукоснительное соблюдение прав и свобод трудящегося человека. Вторая предполагает формирование благоприятных условий для осуществления рабочего процесса. Третья заключается в безусловной защите прав и жизненно важных интересов как работника, так и работодателя.

Характерные особенности

Нормативно-правовые акты, отражающие основные положения российского законодательства о труде, обладают несколькими характерными особенностями, позволяющими им эффективно регулировать отношения в сфере труда:

  • разработка и принятие на различных правовых уровнях: федеральном, региональном, местном и локальном.
  • возможность принятия местными органами самоуправления или субъектами права по поручению государственных органов власти;
  • отражение не только общих, но и специализированных форм регламентирования труда;
  • возможность применения в соответствии с принципом отражения интересов работника.

Кратко самое главное о трудовом праве:

  1. Система собственно делится на законы и подзаконные акты. Первые могут быть основными (Конституция РФ), конститутивными (Декларация прав и свобод человека и гражданина) и текущими.
  2. Подзаконными актами считается вся нормативно-правовая база законодательства по труду, за исключением законов. Это и указы Президента, правительственные постановления, приказы министерств, ведомств федерального и регионального уровня, нормативная составляющая коллективных договоров и социальных соглашений партнерского характера.

Классификация источников на основании юридической силы считается наиболее удобной, поскольку позволяет четко охарактеризовать степень важности и условия применения любого из правовых актов. Представленный вариант систематизации полностью соответствует положениям Конституции, так как основным источником трудового права в России является именно основной закон РФ.

Источник: https://na5.club/obshhestvoznanie/yuridicheskie-princzipy-i-klassifikacziya-istochnikov-trudovogo-prava.html

9. Классификация источников трудового права

Классификация источников трудового права

1.Посис­теме данной отрасли:

а) Относятся к Общей и особенной части:КонституцияРФ и ТК РФ;

б)Относятся к определённым институтамОсобенной части: например,ЗаконРФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации». Он относит­ся к институтуправового регулирования занятости итрудоуст­ройства и к институтутрудового договора;

в)Относятся к несколь­ким институтамОсобенной части: например,ФЗ О государственной гражданской службеотносится к институтам трудовогодоговора, оплаты труда, рабочего времении др.

2.Поорганам, их принявшим (т.е. грубо говоряпо юридической силе):

а) высшим органом зако­нодательнойвласти РФ (законы, постановления);

б)Президен­том РФ (указы) и высшимиорганами исполнительной власти РФ(постановления Правительства РФ);

в)центральными органами исполнительнойвласти (например, Министерством трудаи социального раз­вития РФ и другимиминистерствами и ведомствами);

г)органа­ми государственной властисубъектов РФ;

д)органами МСУ;

е)ло­кальные нормы на предприятии, ворганизации.

3. По сфере действия:

а)Международные;

б)Общефедеральные (например,Трудовой кодекс РФ);

в)Региональные;

г)отраслевые (ве­домственные);

д)межотраслевые (правила, стандарты потехнике безопасности, охране труда);

е)муниципальные (местные);

ж)акты социального партнёрства;

з)ло­кальные.

10. Особенности источников трудового права

1.Наличие локальных нормативных актов;

2.Наличие актов социального партнёрства(коллективный договор и соглашение);

3.Принцип неухудшения положения работника.В локальных актах и коллективныхдоговорах (соглашениях) не можетухудшаться положение работника посравнению с ТК РФ и другими законами отруде;

4.Принцип дифференциации норм ТП. Естьнормы, регулирующие положение работниковв зависимости от их особенностей.

По4 пункту. Можно сказать, что помимостандартных категорий работников(несовершеннолетние, лица с семейнымиобязанностями, женщины, вахтовики ит.д. и т.п.

) у нас начали регулироватьтруд дистанционных работников, спортсменов(чего не было в КЗоТе), вытащили в отдельнуюкатегорию научно-педагогическихработников из просто педагогическихработников.Вообще все вопросы образования в ТК РФстали регулироваться очень подробно,т.к.

в 2012 принято новое законодательствов сфере образования и другие актыпостепенно приводят в соответствие сним.

11. Действие нормативных актов трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц

Статья11. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа (по кругу лиц):

Натерритории РФ правила, установленныетрудовым законодательством и инымиактами, содержащими нормы трудовогоправа, распространяются на трудовыеотношения с участием иностранныхграждан, лиц без гражданства, организаций,созданных иностранными гражданами,лицами без гражданства либо с их участием,международных организаций и иностранныхюридических лиц, если иное не предусмотренофедеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации.

Нагосударственных гражданских служащихи муниципальных служащих действиетрудового законодательства и иныхактов, содержащих нормы трудового права,распространяется с особенностями,предусмотренными федеральными законамии иными НПА РФ и субъектов.

Трудовоезаконодательство и иные акты, содержащиенормы трудового права, не распространяютсяна следующих лиц (если в установленномТК РФ порядке они одновременно невыступают в качестве работодателей илиих представителей):

1.военнослужащие при исполнении имиобязанностей военной службы;

2.члены советов директоров (наблюдательныхсоветов) организаций (за исключениемлиц, заключивших с данной организациейтрудовой договор);

3.лица, работающие на основании договоровгражданско-правового характера;

4.другие лица, если это установленофедеральным законом (например,глава крестьянского (фермерского)хозяйства)

Статья12. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа, во времени:

Порядоквступления в силу:

1.ФКЗ, ФЗ вступают в силу по истечениидесяти днейпосле дня их официального опубликования,если самими законами или актами палатне установлен другой порядок вступленияих в силу.

2.Акты Президента РФ, имеющие нормативныйхарактер, вступают в силу поистечении семи днейпосле дня их первого официальногоопубликования, если в самом акте неустановлен иной порядок вступления всилу.

3.Акты Правительства РФ, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человекаи гражданина, устанавливающие правовойстатус федеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций, вступаютв силу поистечении семи днейпосле дня их первого официальногоопубликования, если в самом акте неустановлен иной порядок вступления всилу.

4.НПА федеральных органов исполнительнойвласти вступают в силу поистечении десяти днейпосле дня их официального опубликования,если самими актами не установлен другойпорядок вступления их в силу.

5.Коллективный договор вступает в силусо дня его подписания или со дня,указанного в договоре.

6.Локальный нормативный актвступает в силу со дня его принятияработодателем либо со дня, указанногов этом локальном нормативном акте.

Законили иной нормативный правовой акт,содержащий нормы трудового права, неимеет обратной силы и применяется котношениям, возникшим после введенияего в действие. Действиезакона или иного нормативного правовогоакта, содержащего нормы трудового права,распространяется на отношения, возникшиедо введения его в действие, лишь вслучаях, прямо предусмотренных этимактом.

Статья13. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа, в пространстве

Федеральныезаконы и иные нормативные правовые актыРФ, содержащие нормы трудового права,действуют на всей территории РФ, еслив этих законах и иных нормативныхправовых актах не предусмотрено иное.

Законыи иные нормативные правовые актысубъектов РФ, содержащие нормы трудовогоправа, действуют в пределах территориисоответствующего субъекта РФ.

Нормативныеправовые акты органов МСУ, содержащиенормы трудового права, действуют впределах территории соответствующегомуниципального образования.

Принимаемыеработодателем локальные нормативныеакты действуют в отношении работниковданного работодателя независимо отместа выполнения ими работы.

Источник: https://studfile.net/preview/6807338/page:5/

Источники трудового права. Их классификация (стр. 1 из 4)

Классификация источников трудового права

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

г. Москва — 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

1.Понятие источников трудового права и их классификация……………………………………………………………………………. 4

1.1. Понятие источников трудового права.…………………………………….. 4

1.2. Классификация источников трудового права.………………………… 5

2. Общая характеристика основных источников трудового права…………………………………………………………………………………………………. 8

2.1. Акты международного правового регулирования.………………….. 8

2.2. Конституция РФ.……………………………………………………………………….. 8

2.3. Законы.…………………………………………………………………………………….. 10

2.4. Подзаконные акты.………………………………………………………………….. 12

2.4.1. Указы Президента РФ.………………………………………………………….. 12

2.4.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.………….. 13

2.4.3. Акты министерств и ведомств.…………………………………………… 13

2.5. Судебная практика.………………………………………………………………….. 15

2.6. Соглашения о труде.………………………………………………………………… 16

2.7. Локальные акты о труде.…………………………………………………………. 18

Заключение…………………………………………………………………………………. 20

Список используемой литературы…………………………………… 21

Актуальность темы. Выбранная тема имеет большое научное и практическое значение, а в настоящее время является особенно актуальной в связи с введением с 1 февраля 2002г.

нового Трудового кодекса РФ (далее ТК) – кодифицированного источника трудового права охватывающего все важнейшие институты. Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям.

В новом ТК понятию источников трудового права отведена ст.5 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.

В подтверждение актуальности данной темы хочу заметить, что рассматриваемая тема интересна еще и тем, что среди ученых юристов нет единого мнения по вопросу отнесения судебной практики к источникам трудового права. [1]

Целью исследования: рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией.

Задачи исследования:

1. Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, с выражением своего понимания источников трудового права;

2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;

3. Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

1.1. Понятие источников трудового права.

До введения в действие нового ТК, в КЗоТе РФ 1971г. понятие источников трудового права понятие источников трудового права не раскрывалось, и его можно было встретить только в научной и учебной литературе.

Вот, например один из вариантов понятия источника трудового права: источники трудового праваэто нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.[2]Трудовые отношения, согласно ст.

15 ТК, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст.4 КЗоТ РФ было указано лишь то, что законодательство о труде РФ состоит из КЗоТ и иных актов трудового законодательства. Новый ТК не только раскрывает понятие источников трудового права, но перечисляет эти источники по юридической силе в порядке убывания.

Согласно ст.

5 ТК, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Следует учесть, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что источники трудового права это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

1.2. Классификация источников трудового права.

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицироватьпо характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям: [3]

а) по характеру принятия:

принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);

принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

действующие в пределах всей РФ;

действующие в пределах отдельных субъектов РФ;

действующие в пределах отдельных регионов;

действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

Конституция РФ;

акты международного правового регулирования труда;

законы;

подзаконные акты;

акты судебных органов;

соглашения о труде;

локальные акты.

Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.

5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.

Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов – это акты применения норм права.

[4] Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права. [5] Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.

Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права. [6]

Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права.

Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы.

Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде. [7]

Учитывая вышеизложенное, и в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.5 и ст.10 ТК РФ, можно сделать вывод, что классификация источников трудового права по юридической силе должна выглядеть так:

акты международного правового регулирования;

Источник: https://smekni.com/a/27697/istochniki-trudovogo-prava-ikh-klassifikatsiya/

Разновидности источников трудового права

Классификация источников трудового права

Одним из важнейших источников права Российской Федерации в целом, и частности трудового права, является Конституция, принятая 12.12.1993 всенародным анием. Статьей 37 Конституции устанавливаются основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их исполнения:

  • Свобода и добровольность труда;
  • Запрет труда принудительного характера;
  • Право на труд в условиях, которые соответствуют требованиям гигиены и безопасности;
  • Право вознаграждения за труд без какого-либо ущемления и не ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда;
  • Право на защиту от безработицы;
  • Право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с применением механизмов их решения, установленных законодательными нормами (право на забастовку);

Всем граждан предоставлено право на отдых, а работникам согласно трудовому договору предоставляется гарантия на установленную федеральным законодательством продолжительность рабочего времени, отдых в выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Общепризнанные принципы, а также нормы международного права и международные договоры, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации представляют собой составную часть правовой системы.

Замечание 1

Если положения международного договора РФ регламентируют отличные от законодательства правила, то применяются правила международного договора.

То есть международные трудовые акты относятся к источникам трудового права Российской Федерации. Это касается ратифицированных конвенций Международной организации труда, Международных пактов о правах человека, Европейской конвенции по правам человека в области трудовых отношений, а также других международных соглашений в области наемного труда, его охраны, защиты интересов работников.

Будучи составным элементом правовой системы Российской Федерации, вышеуказанные акты обязаны применяться на территории РФ наравне с национальными источниками трудового права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, которые содержатся в том числе и в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, имеют важное значение в процессе регулирования трудовых отношений на территории Российской Федерации, поскольку данные акты представляют собой международный опыт в области регулирования трудовых отношений с учетом изменений в экономической и социальной сфере и способствуют развитию законодательных норм в сфере трудового права.

К международно-правовым источникам также следует отнести двусторонние и многосторонние международные договоры Российской Федерации в области труда. Поскольку вышеуказанные акты являются частью российской правовой системы, то они обязаны применяться на территории РФ наравне с национальными источниками трудового права.

Верховным Судом РФ установлено понятие общепризнанных принципов и норм международного права на основании Постановления, принятого 10.10.2003 №5 «О применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Определение 1

Общепризнанные принципы международного права – основополагающие обязывающие нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Общепризнанными принципами являются принцип всеобщего уважения человеческих прав и принцип добросовестного исполнения международных обязательств.

Определение 2

Общепризнанная норма международного права – правило поведения, которое признается и принимается международным сообществ государств в целом как юридически обязательное.

Международные договоры в области трудового права

Международные договоры Российского Федерации – одни из важнейших средств развития международного партнерства, в частности в области трудовых отношений. Международно-правовое регулирование может выполняться с отдельными иностранными государствами, международными организациями и их органами.

В области защиты прав и свобод человека главное место занимает Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которой провозглашаются основные права в области труда, такие как право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защита от безработицы, право на равную оплату за равный труд, право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которое обеспечивает существование человека на достойном уровне для него самого и его семьи, которое дополняется иными средствами социального обеспечения, право на создание профессиональных союзов, и принимать участие в деятельности профессиональных союзов с целью защиты собственных интересов, право на отдых и досуг, в том числе право на ограничение рабочего дня и оплачиваемый временный отпуск.

Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым в 1966 году, развиваются и закрепляются права, установленные Всеобщей декларацией прав человека.

При вступлении Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, источниками международно-правового регулирования трудовых отношений стали акты, подписанные данной региональной европейской организацией, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 04 ноября 1950 года; пересмотренная Европейская Социальная Хартия, принятая 03 мая 1996 года.

Замечание 2

Являясь членом-участником СНГ, Российская Федерация является субъектом многосторонних соглашений в сфере трудовых правоотношений и социальной защиты.

С 1994 года вступило в силу Межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов, Соглашение стран-участниц СНГ о сотрудничестве в сфере охраны труда и о порядке расследования несчастных случаев на производстве, которые произошли с работниками при нахождении их за пределами государства проживания, а также иные акты. Помимо этого, Российской Федерации был подписан ряд двусторонних и многосторонних соглашений, которые посвящены условиям труда и социальному обеспечению трудящихся-мигрантов.

В сфере международно-правового регулирования труда, а также по вопросам защиты индивидуальных и коллективных интересов работников, важнейшее значение предоставляется актам, которые принимаются Международной организацией труда – конвенциям и рекомендациям. На их основании устанавливаются международные стандарты в области труда и по вопросам регулирования трудовых отношений как всех работников, так и отдельных рабочих категорий.

Акты Международной организации труда (МОТ)

Среди имеющихся актов Международной организации труда, необходимо выделить декларации. Важнейшей является Декларация об основополагающих принципах и правах с области труда, подписанная 18 июня 1998 года.

Статьей 2 установлено, что на государства– участниц МОТ возложено обязательство, исходящее из акта их членства в организации, на соблюдение, содействие применению и воплощению принципов, которые касаются таких основополагающих принципов, как:

  • Свобода объединения и признание права на проведение коллективных переговоров;
  • Признание недействительными всех форм труда принудительного или обязательного труда;
  • Запрещение различных форм детского труда;
  • Предотвращение дискриминации в сфере труда и занятий.

На данный момент в Международной организации труда насчитывается около 189 конвенций и 202 рекомендации, имеющих отношение к различным трудовым аспектам. На территории Российской Федерации действует 59 ратифицированных конвенций, в частности те, которые отражают четыре основополагающих принципах в области труда:

  • Конвенция «О свободе ассоциации и защите права на организацию», подписанная 09 июля 1948 года;
  • Конвенция «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров», вступившую в действие с 01 июля 1949 года;
  • Конвенция «Об упразднении принудительного труда» от 28.06.1930;

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/trudovoe-pravo/vidy-istochnikov-trudovogo-prava/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: