Классификация памяти Блонского

Содержание
  1. Познакомимся с типами человеческой памяти
  2. Запомнили и тут же забыли
  3. Воля и неволя
  4. Психическая активность
  5. Исследование памяти в когнитивной психологии
  6. б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.
  7. г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.
  8. 2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)
  9. Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)
  10. 1.Филогенез (Блонский)
  11. 3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны
  12. 4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные
  13. 5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями
  14. Психофизилогическая характеристика процесса приема информации. Переработка и хранение информации. Индивидуальные особенности познавательной сферы личности
  15. Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость
  16. 1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга
  17. 1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса— исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости
  18. Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации
  19. Виды и теории научения
  20. Норман. Характеристики навыков
  21. Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения
  22. Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона
  23. Норманн –научение без понимания и понимание без научения
  24. 5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания
  25. Основные виды внимания
  26. Классификация основных видов внимания
  27. Примеры исследования свойств внимания:
  28. Психологическая структура совместной деятельности. Это я не нашла: Динамические особенности совместной деятельности. Основные типы совместной деятельности
  29. Память: классификация памяти и виды
  30. История исследований
  31. Классификация памяти
  32. Характер преобладающей в деятельности психической активности
  33. Использование мнемотехнических средств
  34. Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского
  35. fГЛАВА 2. Классификация видов памяти
  36. f1.2 Классификация видов тревожности
  37. 1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики
  38. 2.2 Классификация видов памяти
  39. Классификация видов памяти по характеру психической активности
  40. 2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности
  41. 1.2 Классификация видов памяти
  42. 2.1 Классификация видов психотерапии
  43. Классификация видов памяти
  44. 1.1 Изучение памяти и видов памяти в психологической литературе
  45. Классификация видов ощущений
  46. 2 Классификация видов тревожности
  47. Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций
  48. Общая классификация
  49. По характеру психической активности
  50. Двигательная
  51. Эмоциональная
  52. Смысловая
  53. Образная
  54. По характеру целей запоминания
  55. Непроизвольная
  56. Произвольная
  57. По продолжительности сохранения
  58. Кратковременная
  59. Долговременная

Познакомимся с типами человеческой памяти

Классификация памяти Блонского

Древние философы и учёные считали, что память человека подобна покрытой воском дощечке для письма. Именно так объясняли забывчивость: новые впечатления жизни постепенно затирали следы прежних событий.

Современная наука изучает человеческую способность хранить информацию со всех сторон: исследуются типы памяти, её свойства, проблемы и многое другое.

Интерес к этому явлению отмечается и в психологии, и в медицине.

Запомнили и тут же забыли

Рассмотрим классификацию, основанную на длине временных отрезков, в течение которых сохраняется информация. При этом выделяют пять типов памяти.

  1. Мгновенный. Данные удерживаются доли секунды, в момент получения того или иного впечатления. Человек, которого перебили на середине фразы, часто потом не в силах вспомнить, о чём говорил – мгновенная память переключилась на новый предмет вслед за вниманием.
  2. Кратковременный. Позволяет настроиться на получение или передачу информации и не потерять «цепь событий».
  3. Оперативный. Относится также к волевому типу памяти (об этом ниже). Работает в том случае, когда информация нужна лишь на определённый срок. Например, когда просят перезвонить «минут через пять».
  4. Долговременный. Наиболее востребованный вид памяти, которым большинство из нас пользуется всю сознательную жизнь. Все прочные знания и умения человека относятся к долговременному запоминанию. При этом в долговременную память необязательно попадают по-настоящему нужные знания. Например, услышав песню из нашего детства, легко можно вспомнить слова. И неважно, хочется нам этого или нет.
  5. Генетический. Пункт классификации, о котором ведутся наиболее активные споры. Генотип человека исследован не до конца. Каким образом наш мозг сохраняет «память предков», учёным ещё предстоит выяснить.

Воля и неволя

Здесь всё довольно просто: память делится на произвольную и непроизвольную. Зубрёжка, которая преследует каждого с детского сада и до самой пенсии – это волевое запоминание. Информация часто носит оперативный характер и со временем забывается за ненадобностью. Кроме того, именно волевые усилия формируют информацию для долговременного хранения.

Непроизвольное запоминание часто связано с сильными впечатлениями. Нередко этим процессом руководит подсознание. Оно же способно сыграть злую шутку и спровоцировать забывание информации, даже нужной. Это явление пристально изучается в психологии.

Психическая активность

Советский учёный Павел Петрович Блонский предложил собственную «памятную» классификацию. Типы памяти Блонский основал на этапах развития и становления человека и связанной с ними психической активности.

 Двигательная память (или моторная) развивается первой и необходима на протяжении всей жизни. Как правило, человек не может разучиться писать, ездить на велосипеде, шить, строгать и так далее.

Только серьёзные органические поражения головного мозга и нервной системы порой приводят к двигательной «забывчивости».

Эмоциональная память базируется на чувствах человека. Благодаря ей мы помним события жизни и связанные с ними переживания: радость встречи, страх экзамена или неприятного разговора, сожаление о совершённых проступках и так далее. При этом психологии приходится решать немало проблем, связанных с эмоциональной стороной памяти.

Образная память базируется на пяти чувствах – зрение, обоняние, осязание, вкус и слух формируют «памятные» подкатегории, которые объединены в один тип. Пять чувств редко развиты одинаково.

Поэтому многие жалуются, что плохо воспринимают информацию на слух, зато прекрасно помнят всё, что увидели. Музыкант, забыв сложный музыкальный пассаж, вполне способен воспроизвести его по слуху. А свой «вкус детства» есть почти у каждого.

Чувственная образная память в особенности важна для развития ребёнка.

И, наконец, словесно-логическая память, которая характерна лишь для человека с его речью и умением рассуждать. Существует мнение, что детские воспоминания подобны кратким вспышкам именно потому, что ребёнок ещё не в состоянии выразить переживания словами. Здесь есть и свои курьёзы.

Многие люди способны легко выучить наизусть текст (отличная словесная память), но при этом совершенно не в силах пересказать содержание своими словами.

И наоборот, встречаются прекрасные рассказчики, которые не в состоянии вспомнить дословно даже несложные стихи – у таких людей преобладает логика.

Лапинская Людмила (оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/tipy.html

Исследование памяти в когнитивной психологии

Классификация памяти Блонского

I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):

1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).

2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).

3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).

II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.

Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая

III. Классификация когнитивной психологии

Сенсорные регистры (СР).

Иконическая и эхоическая память.

Кратковременная память (КП).

Питерсоны: 20 сек.

Долговременная память (ДП).

Время хранения не ограничено.

+ виды ДП:

Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:

o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)

o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)

o Эксплицитная и эмплицитная

· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.

б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.

в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:

1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета).

Морэй (1965): исследования эхоической памяти

2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти — повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.

3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.

Исследования Брауна и Мак-Нейла.

г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.

д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Пробле­ма развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.

2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)

Планы рассмотрения развития памяти:

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Университет Экономики и Сервиса Кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения РЕФЕРАТ По дисциплине: Психология на тему: « Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)» Выполнил: студент гр. БГОЗК-1 Ибрагимов Э.Р. Шифр: 12.01.228 Проверил: Уфа 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 …

1.Филогенез (Блонский)

2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)

.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.

2. Гипотетическая ситуация «часовой на изолированном посту».

3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.

4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.

3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные

Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти

Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.

5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

Генетическая классификация Блонского.

1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.

Психофизилогическая характеристика процесса приема информации. Переработка и хранение информации. Индивидуальные особенности познавательной сферы личности

… , особенно когда она является немедленной. Переработка информации протекает под влиянием ограничений, отражающих пропускную … воспроизводятся. Этипроцессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, …

практических задач, в результате которого формируется субъективная модель, предполагаемой совокупности действий, то есть план …

2. Основные подходы к изучению памяти:

. 1) процессуальный

2) функциональный.

3) наличие структур:

а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности

2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.

Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.

б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.

Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.

Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость

3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)

1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга

2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.

Структура КП. Буферная модель Аткинсона.

1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса— исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости

Теоретико-множественные модели Мейера

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

СТРУКТУРА ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 1. Память и ее значение в когнитивной психологии . Структура памяти . Обработка информации в памяти . Материальная основа памяти Список литературы 1. Память и ее значение в когнитивной психологии Память — это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат …

Виды и теории научения

1) Научение — определение

— неассоциативное и ассоциативное (Торп).

— Классическое обусловливание (Павлов).

— Бихевиористы. Обусловливание. Перенос. Интеграция. Уотсон.

— Инструментальное или оперантное научение. Скиннер

— Необихевиоризм. Латентное научение Толмен.

— Инсайт и импринтинг. Реакция следования, К. Лоренц. Боровский. Половое запечатление.

— Гештальт: Инсайт — Келер

— Зоопси: Взаимная стимуляция. Подражание. Аллеломиметическое поведение vs имитационное научение. Облигатное и факультативное научение.

Опыты Эйбе-Эйбесфельдт

2) Навык – определение. Виды:

ü Локомоция

ü Самообслуживание и бытовые навыки

ü Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)

ü Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)

ü Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)

ü Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей).

Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.

Норман. Характеристики навыков

Степень автоматизации. Роль навыка. + знания и умения.

Степень обобщенности и произвольности. Сложные навыки, автоматизмы.

Идиомоторная тренировка. Навык в спорте и искусстве. Факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс 2) уровень развития субъекта 3)полнота уяснения

Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения

1. Выбор ведущего уровня и двигательного состава

2. Выявление и роспись коррекций.

3. Развертка фонов

4. Автоматизация

5. Срабатывание фоновых коррекций

Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Тематическое сообщение «Сравнительный анализ подходов к научению в теориях Уотсона и Толмена» Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении. Дж.

Уотсон (1878 — 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований.

Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической …

6. Стандартизация

7. Стабилизация

Норманн –научение без понимания и понимание без научения

Кривая научения.Начальная площадка, плато, конечная площадка: мотивационный и физиологический предел

5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания

Основные определения:

1. Феномены

· Ясность и отчетливость (Вундт)

· Избирательность сознания (Джеймс)

· возможности удержания определенных содержаний в сознании (Т. Рибо)

· направленность и сосредоточенность

2. Вопрос о существовании внимания:

1) как самостоятельный активный процесс

· Вундт — апперцепция

· Джеймс – преперцепция (мысленная антиципация)

Аналоги преперцепции — Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология.

§ Рисунок внимания. Метафора прожектора.

§ Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание тех или иных процессов деятельности внимания.

2) как одна из характеристик сознания, другой функции, деятельности

§ Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность.

§ С.Л. Рубинштейн: «Внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

§ Свойства: направленность; сосредоточенность; углубленность.

Основные виды внимания

§ В. Джеймс. Произвольное – непроизвольное, каждое из них делится на непосредственное – опосредованное, каждое из них делится на чувственное – интеллектуальное.

§ Добрынин. 1.Вынужденное 2. Аффективное 3. Привычное 4. Произвольное 5. Послепроизвольное

Классификация основных видов внимания

1. 1. Титченер. Объем. Интенсивность, устойчивость.

2 Рубинштейн. Концентрация. Объем. Распределение. Устойчивость. Переключение внимания.

Примеры исследования свойств внимания:

Ранние эксперименты. Гамильтон. Джевонс.

Психологическая структура совместной деятельности. Это я не нашла: Динамические особенности совместной деятельности. Основные типы совместной деятельности

Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Отличительными признаками совместной деятельности являются:   1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе …

Опыты с тахистоскопом.

Эксперимент Оберли

1) Различные объемы. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/issledovanie-pamyati-v-kognitivnoy-psihologii/

Память: классификация памяти и виды

Классификация памяти Блонского

Память представляет собой психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Благодаря данным операциям обеспечивается сохранение человеческого опыта.

История исследований

Первые изучения памяти начались еще в древности и связывались с процессом обучения. В Древней Греции, например, принято было считать, что информация проникает в голову человека в виде конкретных материальных частиц, оставляя отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно глине или воску.

Впоследствии автор «гидравлической» модели нервной системы, Р. Декарт, формулирует идею о том, что регулярное применение одних и тех же нервных волокон (пустотелых трубок, по Декарту) снижает их сопротивление движению «жизненных духов» (за счет растяжения). Это, в свою очередь, приводит к формированию запоминания.

В 80-е гг. 19-го века Г. Эббингауз предлагает собственный метод изучения законов так называемой чистой памяти. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций.

Так, например, было установлено, что особенно прочно запоминаются те события, которые произвели на человека сильное впечатление. Подобная информация запоминается сразу и надолго. Напротив, менее значимые для человека данные (даже если они более сложны по своему содержанию) в памяти, как правило, надолго не сохраняются. Таким образом, Г.

Эббингауз первый применяет к изучению памяти экспериментальный метод.

Начиная с конца 19-го века и далее процесс памяти пытаются интерпретировать по аналогии с функционированием таких механических приборов, как телефон, магнитофон, электронно-вычислительная машина и др. Если же проводить аналогии с современными технологиями, то здесь имеет место классификация памяти компьютера.

В современной научной школе при анализе механизмов запоминания используются биологические аналогии. Так, например, некоторым видам памяти приписывается молекулярная основа: процесс запечатления информации сопровождается увеличением содержания в нейронах головного мозга нуклеиновых кислот.

Классификация памяти

Психология опирается на следующие критерии в выделении видов памяти:

1. Характер преобладающей психической активности:

  • двигательная,
  • образная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая.

2. Характер целей деятельности:

  • произвольная,
  • непроизвольная.

3. Продолжительность закрепления/сохранения материала:

  • кратковременная,
  • долговременная,
  • оперативная.

4. Использование мнемотехнических средств:

  • непосредственная,
  • опосредованная.

Характер преобладающей в деятельности психической активности

Несмотря на то что все виды памяти, соответствующие данному критерию, не существуют обособленно, а тесно взаимодействуют между собой, Блонский выявил определенную специфику каждого из видов:

  • Двигательная (моторная) память. Классификация памяти в данном случае направлена на преобладание тех или иных движений. Так, например, этот вид является основополагающим при формировании навыков практической и двигательной деятельности (ходьба, бег, письмо и др.). В противном случае при осуществлении того или иного двигательного акта нам приходилось бы каждый раз осваивать его заново. При этом существует как определенная устойчивая часть данных навыков (например, каждый из нас имеет свой почерк, манеру подавать руку для приветствия, манеру пользоваться столовыми приборами и т.д.), так и изменчивая (определенное отклонение движений в зависимости от ситуации).
  • Образная память. Классификация памяти направлена на запоминание с точки зрения ведущей модальности (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная). Информация, воспринятая человеком ранее, после формирования образной памяти воспроизводится уже в форме представлений. Специфическими свойствами представлений является их фрагментарность, а также нечеткость и неустойчивость. Соответственно, воспроизведенный в памяти образ может в значительной мере отличаться от своего оригинала.
  • Эмоциональная память. Проявляется в процессе запоминания и воспроизведения чувств. Имеет чрезвычайно важное значение в психической деятельности индивида, так как эмоции являются прежде всего сигналом состояния наших потребностей и интересов, отношения нас с окружающим миром. Чувства, пережитые нами в прошлом и закрепленные в памяти, выступают впоследствии для нас в качестве побудителей/антипобудителей к тем или иным действиям. При этом, как и в предыдущем виде, воспроизведенные в памяти чувства могут существенно отличаться от своего первоначального оригинала (в зависимости от смены характера, содержания и силы определенного переживания).
  • Словесно-логическая память. Направлена на запоминание мыслей индивидом (размышления по поводу прочитанной книги, содержание разговора с друзьями и др.). В то же время функционирование мысли невозможно без участия языковых форм – отсюда название: словесно-логическая память. Классификация памяти, таким образом, включает в себя два подвида: когда необходимо запомнить только смысл материала без точного воспроизведения сопутствующих словесных выражений; когда необходимо также буквальное словесное выражение определенных мыслей.
  • Произвольная память. Сопровождается активным участием воли в процессе запоминания, закрепления и воспроизведения той или иной информации.
  • Непроизвольная память. Протекание основных механизмов памяти проходит без волевого усилия, автоматически. При этом по силе запоминания непроизвольная память может быть как слабее, так и, напротив, устойчивее произвольной.

Основные классификации памяти, как правило, всегда включают в себя временно́й критерий.

  • Кратковременная память. Сохраняет информацию после прекращения ее восприятия (действия на органы чувств соответствующих стимулов) в течение около 25-30 секунд.
  • Долговременная память. Является доминирующим видом запоминания для индивида, рассчитанным на хранение информации в течение длительного периода. При этом данная информация многократно используется человеком.
  • Оперативная память. Направлена на хранение конкретной информации в пределах решения соответствующей текущей задачи. Собственно, данная задача и определяет специфику оперативной памяти в той или иной ситуации. Классификация оперативной памяти также связана с временны́м критерием. В зависимости от условий решаемой задачи время хранения информации в оперативной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких дней.

Использование мнемотехнических средств

  • Непосредственная память. Классификация памяти в данном случае осуществляется с точки зрения наличия/отсутствия определенных вспомогательных приемов-средств. При непосредственном виде запоминания осуществляется процесс прямого воздействия воспринимаемого материала на органы чувств индивида.
  • Опосредованная память. Осуществляется при использовании индивидом специальных средств и приемов в процессе запоминания и воспроизведения материала.

Таким образом, между самой информацией и ее отпечатком в памяти используется дополнительное звено.

В качестве подобных звеньев могут выступать специальные пометки, узелки, шпаргалки и т.д.

Источник: https://FB.ru/article/181922/pamyat-klassifikatsiya-pamyati-i-vidyi

Генетическая классификация видов памяти П.П. Блонского

Классификация памяти Блонского
Виды ощущений и их механизмы

Классификация ощущений не ограничивается описанием отдельных ощущений к разным «модальностям». Рядом с систематической классификацией ощущений существует и структурно-генетическая классификация, иначе говоря, их отношение к различным…

Значение памяти в развитии личности

fГЛАВА 2. Классификация видов памяти

По признаку наличия целей выделяют произвольную и непроизвольную память. Если при рассмотрении блоков запоминания и воспроизведения акцент ставится на используемых мнемических средствах…

Методы диагностики тревожности

f1.2 Классификация видов тревожности

С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность»…

Особенности развития различных видов памяти старших дошкольников

1.2 Классификация видов памяти, их значение и характеристики

Деление памяти на виды зависит от особенностей деятельности. Существуют разные классификации видов человеческой памяти: 1) По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 2) По характеру психической активности…

Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста

2.2 Классификация видов памяти

Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную…

Классификация видов памяти по характеру психической активности

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя-ти не существу-ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии…

2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии…

1.2 Классификация видов памяти

В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти…

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе

2.1 Классификация видов психотерапии

На сегодняшний день в мировой психотерапии сложилась парадоксальная ситуация. Если попробовать свести воедино все виды, методы и методики психотерапии, то их количество будет измеряться буквально тысячами…

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

Классификация видов памяти

память забывание запоминание 1. По времени сохранения материала выделяются: o сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с…

Развитие видов памяти у младших школьников с ДЦП с помощью программы «Играем, память развиваем»

1.1 Изучение памяти и видов памяти в психологической литературе

Согласно М.И. Еникееву, память — это основа психической жизни, основа нашего сознания [12, с.305]. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд…

Классификация видов ощущений

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения…

Формы и причины возникновения тревоги

2 Классификация видов тревожности

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: — первая из них — это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может…

Источник: https://psy.bobrodobro.ru/37606

Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

Классификация памяти Блонского

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов.

Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок.

Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными.

Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга.

Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам.

Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай.

Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Вам также может быть интересно:

Источник: https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: