Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Лидерство: теории и типология

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Определение 1

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы.

Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей.

Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет. 

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Определение 2

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя.

Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе.

Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.

Замечание 1

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер.

Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом.

Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями.

Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером.

Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать. 
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Замечание 2

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Опиши задание

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

  1. «Патриархальный повелитель», еще его называют «соверен». Этот тип подразумевает лидера, который находится в образе строгого, но любимого отца. Такой лидер может внушить человеку уверенность в себе и исключить негативные эмоции. «Патриархальным повелителем» становятся на основе почтения и любви.
  2. «Вожак» — это тип лидера, в котором группа людей видит выражение и концентрацию своих желаний, которые соответствуют определенному групповому стандарту. И данный лидер включает в себя все эти стандарты. «Вожак» вызывает подражание в группе.
  3. «Тиран» — это тип лидера, внушающий группе безотчетный страх. Такой тип лидера воспринимается в группе как самый сильный. Лидеры-тираны, как правило, доминирующие, авторитарные личности. Группе, имеющей такого лидера, свойственно смиренное подчинение и страх.
  4. «Организатор» — это тип лидера, который для группы предстает в виде силы для подражания «Я-концепции». Такой тип лидера удовлетворяет потребность каждого, убирает чувство вины и тревоги. «Организатор» пользуется уважением в группе.
  5. «Соблазнитель» — это такой тип лидера, который играет на слабостях других. Такой лидер предстает как «магическая сила», он дает выход подавленным эмоциям членов группы, сглаживает конфликтные ситуации, снимает напряжение. «Соблазнитель» пользуется любовью и обожанием в группе. Недостатки такого лидера, как правило, вовсе не замечают.
  6. «Герой» — это тип лидера, который способен пожертвовать собой ради других. Данный лидер ярко проявляет себя в ситуациях группового протеста. Ориентируясь на его храбрость, члены группы следуют за ним. Группа видит в «герое» эталон справедливости.
  7. «Дурной пример» — это тип лидера, который выступает в качестве источника заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер способен эмоционально заряжать группу.
  8. «Кумир» — это такой тип лидера, который способен повести за собой группу. Притягательный, положительно заражающий группу – «кумира» любят, идеализируют и боготворят.
  9. «Изгой».
  10. «Козел отпущения»

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

  1. Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
  2. Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
  3. Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
  4. Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
  5. Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

  1. Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
  2. Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.

Лидерство бывает:

  • конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
  • деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
  • нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку. 

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

Рисунок 1. Специфика лидерства

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/liderstvo/

Теории политического лидерства

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

В связи с тем, что данная тема привлекает внимание политологов всего мира, теорий политического лидерства в целом и тех, что касаются отдельных аспектов данной проблемы, существует великое множество. Остановимся на основных из них.

Теория черт

Теория черт. В ней главное внимание уделено личностным лидерским качествам. Перечислены десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер.

К примеру, ученый американского происхождения Богардус полагает, что лидером человек может становиться благодаря таким качествам, как ум, энергия, характер.

Лидер только раскрывает способности, которые уже заложены природой в нем от рождения, и уже в детстве можно сказать, что данный человек станет лидером. Бурный всплеск в развитии этой теории был отмечен в США в середине 20 столетия (Бэрд, Смит). Ими были выделены такие лидерские качества, как:

  1. Инициативность;
  2. Юмор;
  3. Способность привлекать к себе внимание;
  4. Умение предвидеть;
  5. Такт;
  6. Общительность;
  7. Уверенность.

Очевидным является то, что политическому лидеру необходимо множество положительных качеств, в том числе и заложенных в нем природой. Но профессиональным политиком его могут сделать не только комбинация и сочетание разных личностных черт и качеств, но и особенности ситуации в политической сфере.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Ситуационная теория

Ее авторами являются американские политологи:

  • В. Фиддер;
  • Р. Даль;
  • Т. Хинтон.

Они видят лидерство в форме ситуативных функций — лидерское поведение, вполне подходящее для одной ситуации, может быть абсолютно непригодным для иной. Появление лидера является результатом действия факторов времени, места и обстоятельств.

Великий лидер чувствует ситуацию, знает, как дать ей возможность развиться до точки, когда он сможет ее преломить. Вспомним отличный пример из истории Отечественной войны 1812 года, когда похожим образом вел себя полководец М. И. Кутузов.

Все величайшие лидеры имели способность обращения ситуации в собственную пользу.

Теория дифференциации политических лидеров

В разработанных американскими политологами теориях представлена концепция дифференциации политических лидеров на основании совокупности характеристик, среди которых основное место отводится личностным чертам самого политического лидера и определенной ситуации, в которой он действует. На данном основании выделяются четыре типа политических лидеров. Это метафорические, образные типы:

  • «служитель»,
  • «знаменосец»,
  • «пожарный»
  • «торговец».

Лидер — «знаменосец» является крупным стратегом. Он образует свою политическую программу, реализует собственные цели и идеи. Данный человек обладает сильной волей, своим видением действительности. Его приверженцы не могут оказать на него почти никакого влияния (к примеру, В.И. Ленин, К. Маркс).

Лидер — «служитель» ориентирован на собственных приверженцев, он стремится выступить в роли выразителя интересов этих приверженцев.

В отличие от лидера — «знаменосца» он образует задачи не самостоятельно в соответствии со своим видением реалий политики, а его приверженцы (речь идет об избирателях) определяют задачи, становящиеся для лидера — «служителя» центральными. Примерами могут являться Г. Коль, Р. Рейган.

Лидер — «торговец» как бы продает избирателям собственные идеи, планы, программу взамен на поддержку. Особенностью такого типа политиков является особый характер их взаимных отношений с избирателями. Важнейшее значение обретает способность такого лидера убедить, а также та стратегия, которую он использует для того, чтобы обрести поддержку (к примеру, Ф. Рузвельт).

Лидер — «пожарный» занят «тушением пожаров», то есть он главным образом реагирует на те проблемы, которые встают перед его избирателями, приверженцами. Лидеры — «пожарные» активным образом откликаются на жизненные требования, политическую ситуацию, на всплывающие острые проблемы. Их действия определены насущными требованиями момента (например, Е. Гайдар).

Замечание 1

Здесь необходимо иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров крайне редко встречаются.

Обычно политические лидеры в своей политической жизнедеятельности сочетают элементы любого из перечисленных лидерских типов.

На особенности политического поведения какого-либо политического лидера оказывают воздействие разнообразные факторы: ситуация, черты характера, избиратели (последователи).

Психологическая теория

Психологическая теория является ориентированной на изучение мотивов, которые могут побуждать стремление к власти, к лидерству, а также на анализ роли бессознательных факторов, которые могут оказывать влияние на лидера.

Зигмунд Фрейд полагал, что лидерство представляет собой путь преодоления комплекса неполноценности. В основании лидерства заключено проявление либидо.

Через сублимацию личность попадает к творчеству, то есть самому лидерству. Обладание руководящей позицией исполняет субъективно-компенсаторную функцию. Э.

Фромм в собственном труде «Анатомия деструктивности» особо выделил тип авторитарного лидера, наиболее полно характеризовал его.

Мотивы устремленности к лидерству могут быть многообразными: преданность убеждениям, жажда власти, чувство ответственности за общественную жизнь, потребность в признании, уважении, сочувствии; возможность разрешить собственные личные проблемы за счет активной политической деятельности. Их можно соединить в две группы: эгоцентрические, то есть те, которые ориентированы на себя, и социоцентрические, то есть те, которые берут ориентир на общество.

Интегративная теория

Интегративная теория представляет собой попытку совокупного описания лидерского феномена.

Компонентами лидерства здесь могут выступать индивидуальные лидерские черты; инструменты и ресурсы, которыми лидер может располагать; ситуация, в которой он осуществляет действие.

Объективный базис лидерства — это властные позиции, ресурсы, роли. Субъективный базис состоит из персональных характеристик.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskoe_liderstvo_ego_tipy_i_funkcii/teorii_politicheskogo_liderstva/

Урок 1. Теории и стили лидерства

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.

Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.

  • Теории лидерства
  • Стили лидерства
  • Проверьте свои знания

Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.

Стили лидерства

Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей».

Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

  • Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера.
  • Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов.
  • Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс.
  • Патерналистский стиль. Патерналистский лидер действует как отец, родитель по отношению к своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом.
  • Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства.

Дополнительные материалы к данному уроку

Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:

Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.

Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Игра загружается…

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Сергей Крутько← Лидерство2 Качества лидера →

1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/liderstvo/teorii-liderstva.php

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то, весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Представляется, что внимание к феномену лидерства не случайно и, более того, сам он в определенном смысле оказывается интегратором целого ряда серьезных проблем современного менеджмента.

В частности, резко возросшая скорость изменений бизнес-среды привела к необходимости пересмотра знаменитой дилеммы «менеджер или лидер»: теперь, когда делегирование полномочий является не исключением, а нормой, практически любой менеджер должен в той или иной степени владеть искусством лидерства.

Но наука породила такое множество теорий лидерства, что иногда трудно разобраться, применение какой именно из них уместно в данной управленческой ситуации. Для ответа на этот вопрос необходимо представлять проблемное поле лидерства.

В статье, фрагмент из которой публикуется ниже, дан обзор основных теорий лидерства в их исторической взаимосвязи, а в данном фрагменте результаты этого обзора сводятся в единую, удобную для анализа схему.

Классификация существующих теорий

Попытки классифицировать теории лидерства предпринимались неоднократно. Одной из наиболее известных классификационных схем является схема, предложенная А. Яго1 и показанная в таблице 1.

С помощью этой схемы можно упорядочить (не в хронологической последовательности, а в содержательном смысле) классические теории лидерства, однако работы современных исследователей плохо поддаются такой классификации.

Например, теория эмоционального интеллекта2 оказывается в самом центре этой таблицы, поскольку в ней рассматриваются определенные черты личности, проявляющиеся в конкретных формах поведения, часть из которых универсальна, а часть — ситуационна.

Таблица 1. Схема классификации теорий лидерства А. Яго

Иными словами, двухмерная таблица оказывается недостаточной для отражения даже основных направлений исследования проблемы лидерства. Конечно, проблемное поле лидерства многомерно, но ограниченность нашего воображения не позволяет адекватно оформить эту идею графически.

Можно предложить другой подход к «картированию» теорий лидерства. Для этого можно воспользоваться простой схемой «личность — группа — организация — внешняя среда», представленной как система вложенных концентрических кругов.

В качестве одной из осей, по которой можно расположить теории, мы выберем ось «позиция — процесс» и будем располагать теории лидерства вдоль нее в зависимости от большей или меньшей ориентации конкретной теории на позицию лидера или процесс осуществления лидерства.

В качестве второй оси можно использовать диаду «нормативный (универсальный) подход — ситуационный подход». Тогда рассмотренные выше теории окажутся расположенными на «карте» лидерства так, как показано на рисунке 1. Отсю­да отчетливо следует, что существующие теории лидерства достаточно равномерно распределены по «карте».

В то же время просматривается определенный дефицит нор­мативно-процессных и ситуационно-процессных теорий, которые ориентируются на группы, организации и внешнюю среду. Вероятно, развитие таких теорий — дело буду­щего.

Проблемное поле лидерства

Этой плоской «карты», однако, не хватает, чтобы представить на ней еще и проблемное поле современного лидерства. Его мы попытались изобразить совокупностью векторов, каждый из которых является целым направлением исследований лидерства как в микро-, так и в макроперспективе. В итоге получилась картина, представленная на рисунке 2.

Применительно к личности наиболее вероятными направлениями развития теорий лидерства будут разработка концепций эмоционального интеллекта (о чем, в частно­сти, свидетельствует появление книги Кэ де Ври3) и мотивации к лидерству.

Последняя тема вообще плохо представлена в литературе, хотя проблема мотивации имеет самое непосредственное отношение к дуалистической природе лидерства: кто и как мотиви­руется к позиционному лидерству, а кто и как — к процессуальному?

В отношении проблемы «лидер-группа» наименее разработанной является теория «распределенного» лидерства, хотя на практике эта форма лидерства оказывается весьма результативной. Она, кстати, использовалась в знаменитой Global Leadership Program Мичиганского университета4.

На организационном уровне наиболее актуальными для разработки направлениями теории лидерства являются уточнение роли лидера в построении корпоративной культуры и управлении ею, а также зависимость стиля лидерства от этапа жизненного цикла организации. Первая проблема анализировалась в известной книге Э. Шайна5, однако ряд вопросов пока не нашел убедительных ответов.

В отношении выбора стиля лидерства в зависимости от этапа жизненного цикла организации привлекательной представляется модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара6, но автор одной из наиболее популярных моделей жизненного цикла А.

Адизес во второй своей книге, развивающей идеи первой, прошел мимо этой возможности.

Случайно ли это? Связан ли этот факт с неверием Адизеса в психологическую гибкость человека, которая позволяет ему эффективно руководить компанией на существенно отличающихся друг от друга этапах жизненного цикла, или тому есть иные причины? Для ответа на эти вопросы было бы вполне уместно наложение деловых биографий известных лидеров бизнеса, упоминавшихся выше, на кривую жизненного цикла соответствующей компании и сравнение результатов такого наложения применительно к разным компаниям.

Анализ лидерства в контексте меняющейся внешней среды характеризуется, по на­шему мнению, тремя основными направлениями. Первое, первоначальная разработка которого начата Тромпенаарсом и Хэмпден-Тернером7, касается навыков управления парадоксами, во множестве генерируемыми современной средой бизнеса.

Представ­ляется, что указанные авторы коснулись важных парадоксов, однако не исчерпали их список. К нему в качестве примера можно было бы добавить пару «аналитическое мыш­ление — образное мышление». Второе направление касается целеполагания.

Как уже отмечалось выше, этичность целеполагания лидеров бизнеса оказалась под сомнени­ем вследствие недавних корпоративных скандалов. Помимо этого, исследования лау­реата Нобелевской премии по экономике 2002 года Д. Канемана и его коллег показали, что иррациональная компонента в целеполагании может быть весьма значительной.

Поэтому в целом это направление в рамках проблемного поля лидерства требует даль­нейшей разработки. Наконец, в условиях глобализации неизбежно должен обострить­ся интерес к национальным стилям лидерства и их взаимодействию.

Одним из эффек­тивных подходов здесь может быть методика Тромпенаарса и Хэмпден-Тернера, однако вряд ли с ее помощью можно исчерпать проблему, поскольку, несмотря на отчетливую мультикультурную ориентацию этих исследователей, их европейское происхождение яв­ляется серьезным «ограничителем» предлагаемых ими подходов.

Сравнительные исследования национальных стилей лидерства продолжаются (см., например, обзор в известной книге Н. Адлер8 и недавнюю монографию Б. Бьерка9), однако синтез их результатов пока не просматривается. Кроме того, необходим переход к кросс-культур­ным исследованиям, то есть к изучению столкновения различных национальных стилей лидерства, что может дать весьма неожиданные результаты10.

Таким образом, несмотря на огромный объем результатов, полученный многочис­ленными исследователями лидерства, множество проблем, связанных с этим феноме­ном, остается еще не исследованным. Произойдет ли когда-нибудь, если пользоваться термином Кэ де Ври, демистификация лидерства?

  • 1 Jago A.G. Leadership perspectives in theory and practice // Management Science, 1982, vol. 28(3), p. 315-336.2 Речь идет о теории, предложенной американским исследователем Д. Голманом (Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, 1995).3 Кэде Ври М. Мистика лидерства: развитие эмоци­онального интеллекта. М.: Альпина Паблишер, 2003. (В оригинале книга имеет другой подзаголовок A User\'s Manual for the Human Enterprise.)4 См.: Филонович С.Р. Global Leadership Program как модель обучения действием // Менеджмент (4), c. 49-59.5 Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1992. (Есть русский перевод: Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. СПб.: Питер, 2002.)6 Наиболее полное изложение этой теории дано в книге: Hersey P., Blanchard K.H. Management of Organizational Behavior. 6th ed., Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1993.7 Trompenaars F., Humpten-Turner C. 21 Leaders for the 21st Century: How Innovative Leaders Manage in the Digital Age. N.Y.: McGrow-Hill, 2002.8 Adler N. International Dimensions of Organization Behavior, 2nd ed. Boston: PWS-Kent, 1991.9 Bjerke B. Business Leadership and Culture: National Management Styles in the Global economy. Edward Elgar Publishing, 2000.10 Об этом свидетельствуют, например, результаты кросс-культурных исследо­ваний, проведенных еще в 1980-е годы А. Лораном (Laurent A. The cultural persity of Western concep­tions of management // International Studies of Management and Organizations, 1983, 13(1), p. 75-96.)

Сергей Филонович,  «Персонал-Микс»

  • Теория
  • Руководителю
  • Лидерство

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/klassifikaciya-teoriy-i-problemnoe-pole-liderstva

Теории происхождения лидерства — преимущества и примеры

Классификация теорий и проблемное поле лидерства

Еще в древности людей интересовало не только то, кто будет управлять населением или его частью, но и каким такой человек должен быть.

Задавались этим вопросом не только простые граждане тогдашних государств, но и ученые, философы; первые шаги в изучении проблем разных видов лидерства можно найти в текстах трудов древнегреческих и древнеримских классиков.

На протяжении веков представление об идеальном лидере постоянно претерпевало изменения. Занимались этой проблемой и Макиавелли (самый известный его труд, «Государь», как раз описывает, каким должен быть идеальный правитель), и многие другие мыслители.

Теперь же и психология, и политология, и многие другие современные науки разрабатывают собственные классификации и теории лидерства, его природу и другие, связанные с этим вещей. Рассмотрение наиболее популярных теорий ведется в этой публикации.

Теория черт: лидер с рождения

Теория черт лидерства, или харизматическая теория – один из наиболее рано возникших серьезных подходов к проблеме лидерства и того, что в человеке является к нему предпосылкой.

Основа этой теории – идея о том, что человек не становится лидером вследствие его фактических действий и собственного жизненного опыта, а является им сразу от момента рождения.

Суть же самой теории черт – в выявлении тех качеств, которые обязательно присущи прирожденному лидеру.

Еще в 1948 году Р. Стогдилл сделал попытку составления списка таких характеристик. В его перечень входили такие качества индивида, как:

  • интеллектуальные возможности;
  • превосходство над остальными;
  • уверенность в самом себе;
  • серьезные познания в том, что он делает;
  • активность (энергичность, отсутствие пассивности).

Важно знать! На практике списки, что Стогдилла, что Р. Манна (составлен в 1959 году) не работали: основное качество в них, ум, было присуще многим людям, лидерами по факту не являвшимися.

В середине восьмидесятых У. Беннис, известнейший консультант из Америки, провел масштабное исследование девяти десятков популярных лидеров и поделил характеристики, определяющие их личности, на четыре группы:

  1. физиологические – вес, рост и так далее, причем выделяющие человека из общества не то чтобы обязательно в выгодную сторону (Черчилль, Македонский, Ленин – тому отличные примеры);
  2. эмоциональные (психологические) – работоспособность, инициативность и множество иных черт характера (на практике подтверждений связи с лидерством толком не было обнаружено);
  3. интеллектуальные – чем умнее человек, тем ближе он к лидерству, хотя это все же зависит от среднего умственного уровня аудитории, посему здесь снова не найти прямой корреляции;
  4. личностные деловые – это уже приобретенные в процессе работы умения; здесь все зависит от уровня навыков в определенной сфере и вновь не находит прямых доказательств верности этой части теории, ведь, обладай некто успехом в области, например, арт-бизнеса – не факт, что его навыки помогли бы ему достичь вершины в банковской деятельности, и наоборот.

Теория личностных черт интересна сама по себе, но практическое ее применение часто дает сбои, что говорит, скорее, о некорректности подхода к изучению лидерских качеств, чем о возможности применить ее к реальности.

Отсутствие четких доказательств связи с выявленными качествами и почти бесконечный список самих таковых характеристик указывают на несостоятельность не то проводивших исследования людей, не то всей теории в целом.

Ситуационные теории

Суть таких теорий в том, что личностные качества руководителя и характерный для него стиль управления важны, но успешность его действий зависит от конкретной ситуации, поэтому ситуационные теории лидерства имеют важное значение для практики.

Лидер должен уметь повернуть любую ситуацию в выгодную для дела сторону и быть способным подстроиться к внезапным изменениям в происходящем; если говорить короче, лидеру должны быть присущи гибкость и мобильность. Для успешного «выкручивания» в любой обстановке необходимостью является четкое знание качеств подчиненных людей.

В настоящее время это одна из до сих пор актуальных лидерских теорий.

Важно знать! Существует и компромиссная теория, системная – она предполагает определение лидера, как наиболее эффективного организатора подчиненных ради решения стоящей перед ними задачи.

Также такой человек будет соединять в себе наибольшее количество качеств, подпадающих под набор ценностей организовываемой группы людей.

Поведенческие теории

Этот набор теорий ограничивается двумя – одна ориентирована на межчеловеческие отношения руководителя и подчиненных, а для другой важно достижение цели любой ценой. Для обеих теорий важными критериями являются:

  • способы влияния на персонал и в целом отношение начальника к подчиненным;
  • степень делегирования полномочий нижестоящим;
  • тип власти;
  • способ взаимоотношений с внешней средой.

Уже в шестидесятых годах двадцатого века поведенческие теории лидерства были признаны несостоятельными из-за их ограниченности, потому что не брали в расчет многие иные факторы, влияющие на эффективность управления.

Теории лидерства с точки зрения психологии

Теории лидерства в психологии, все как одна, утверждают, что на сам факт становления руководителем, вождем, начальником влияет, прежде всего, стремление самого человека стать таковым; а вот существующие объяснения наличию такового стремления – самые разные.

По Фрейду, основой желания обладать лидерской позицией является подавленное сексуальное влечение. Последователи же фрейдовского психоанализа, вместо либидо, считают основной вещью здесь психическую энергию в целом; сублимируя, человек стремится к руководству чем-либо, творчеством и так далее.

Также лидерство может помочь человеку восполнить недостающие ему аспекты жизни, то есть удовлетворить психологические потребности в чем-либо. К примеру, бытие лидером может заменить кому-то возможность стать родителем; скажем, гендиректор большой компании – как «отец» для ее сотрудников; чем не компенсация?

Представители Франкфуртской школы выделили тип личности, патологически стремящийся к лидерству из-за множества комплексов: это – человек авторитарный, чаще всего встречающийся в неблагополучных обществах. Навязывание окружающим своей воли – это психологическая потребность таких индивидов; тем временем, подобные стремления есть признак отнюдь не силы, но серьезной внутренней слабости человека.

Тем не менее, мотиваций к получению власти существует куда больше, чем описано выше в этом разделе.

Один из примеров отношения к ней не как к удовольствию – инструментальное (оно дает материальные и не только блага, а если бы не давало – многие и вовсе бы не стремились к руководящим постам и даже неформальному лидерству).

Еще один пример – «игровое» лидерство, то есть увлекательность и интересность самого процесса управления для руководителя.

Нерешенная проблема

Проблема лидерства и характерных для лидера черт до сих пор находится в области нерешенных; теории все еще разрабатываются, многие из них постоянно опровергаются практикой, а ученые никак не могут прийти к единому решению.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/liderstvo/teorii-liderstva.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: