Кодекс чести эйчара

Кодекс чести

Кодекс чести эйчара

Материал из Posmotre.li

TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Code of Honour. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« У профессионалов, даже мошенников, есть своя собственная гордость. Всегда есть какие-то люди, которых ты не станешь грабить, и вещи, которые ты не станешь красть. И потом, должен же быть стиль. Если у тебя нет стиля, ты не орёл, а жалкий червь.»
— «Делай деньги»
« Мелисандра: Поцелуйте меня, ваша милость!Станнис: Не могу. Это будет противоречить кодексу чести, которого я придерживаюсь. А вообще мне и трахать тебя не следовало.»
— Анекдот по мотивам «Игры престолов»
« Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.»
— Остап Бендер

Кодекс чести — свод неких правил, которых пользователь более или менее жёстко придерживается. Кодекс позволяет благородному герою оставаться таковым, а антигерою — не переступить черту. В конце концов, даже у зла есть стандарты!

Театр[править]

А. В. Сухово-Кобылин, «Дело» — Лиду Муромскую обвиняют в том, что она была сообщницей Кречинского в подлоге, когда он отдал в заклад поддельную заколку вместо брильянтовой. Ясно, что чиновникам просто нужна взятка, а если ее не дадут, они постараются еще больше унизить и измучить Лидочку и ее близких.

Кречинскому предложили свидетельствовать против Лидочки, он отказался: «Я отвечал, что, может, и случилось мне обыграть проматывающегося купчика или блудно расточающего родовое имение дворянина, но детей я не трогал, сонных не резал и девочек на удилище судопроизводства не ловил.

Что делать? У всякого своя логика; своей я не защищаю; но есть, как видите, и хуже».

Русскоязычная[править]

  • Остап Бендер (см. эпиграф).
    • Юмор ситуации заключается в том, что уголовный кодекс 1921 г. не предусматривал ответственности за мошенничество по логике: «любой бизнес — по сути мошенничество, и раз уж мы разрешили обычный бизнес — не следует карать и мошенничество как таковое!». Поэтому, когда Остап говорит, что он чтит уголовный кодекс, это означает, что он чистый мошенник, а не вор, не грабитель и, Б-же упаси, не мокрушник. Подсвечено в тексте (упоминание о том, что в 1921-м Бендер сидел в Таганской тюрьме: очевидно, что выпущен он был в том же году именно в связи с декриминализацией мошенничества).
    • Самое смешное, что воровством он таки не брезгует — вспомнить бы хотя бы дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко, которые он прихватил на память о мадам Грицацуевой.

На других языках[править]

  • О.Генри, «У каждого свой светофор» — весь рассказ о том, что у каждого свой кодекс чести. Один бездомный может получить приличную сумму, дав показания против действительно виновного человека, но не делает этого, потому что когда-то они были друзьями. Зато он с радостью женился бы на любой женщине с деньгами. А другой готов выдать кого угодно, но отказывается вернуться к богатому дядюшке, потому что тот поставил непременное условие — женитьбу на одной некрасивой богатой наследнице.
  • У Вудхауза Берти Вустер часто говорит о кодексе чести Вустеров (даже один роман так называется), а иногда и о кодексе чести Дживсов. Например, именно из-за своих представлений о чести они не обсуждают Мэдлин Бассет, которая время от времени объявляет себя невестой Берти, воображая, что это его заветная мечта. «Он, естественно, знает всю ситуацию, и я знаю, что он знает, но мы с ним на эти темы не разговариваем. Ведь это означало бы порочить имя женщины. А Вустеры не порочат имена женщин. И Дживсы, кстати сказать, тоже».
  • Геральт со своим ведьмачьим кодексом (которого на самом деле нет) и принципом меньшего зла.
    • Ну почему же. Как минимум он несколько раз не убил разумную нечисть, хотя мог.

Кино[править]

  • «Большие гонки» — профессор Фэйт. Для него вполне нормально в ходе соревнования жульничать, гадить главному герою, подвергать опасности жизнь людей. Но при этом получить кубок после того, как герой просто уступил ему победу, считает нечестным. Такой вот оригинал — видимо, бесчестное жульничество считает частью честного противостояния.
  • «Леон» — заглавный герой не убивает женщин и детей.
  • «Телохранитель Киллера» — Дариус Кинкейд не убивает невиновных.
  • «Роковое молчание» — Молчун убивает только негодяев.

Комиксы[править]

  • Бэтмен вообще старается не убивать.
    • Словосочетание «Кодекс Бэтмена» стало уже самостоятельным выражением, и многие герои его придерживаются. Но его смысл не только в том, что убивать — нельзя, но и в том, что остальное — можно.
    • Тема «убивать нельзя» многократно обстёбана фанатами. В одном фанатском комиксе, к примеру, Бэтмен, выслушав очередную речь пойманного Джокера на тему «ты же меня не убьёшь, ты такой правильный», передаёт злодея в руки закона, но только не в Готеме, а специально отвозит его в Техас. (Для тех, кто в танке: штат Техас известен высочайшим процентом приговоров к смертной казни).
      • В фильме Нолана он Ра’с аль Гула не убил… Но оставил старого ниндзя подыхать в вагоне монорельса, который вот-вот упадёт…
  • Роршах не признает никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона. Даже когда он знает, что его убьют прямо сейчас, не отступись он.

Аниме[править]

  • Arcadia of My Youth — некий кодекс чести, которого придерживался Фантом Ф. Харлок II (возможно, относится ко всему роду Харлоков, но тут уже штаны Арагорна). Подробности не раскрываются, но судя по тому, к каким действиям этот кодекс обязывал, суть его сводится к верности абсолютно любому правительству, вне зависимости от того, насколько приемлемы его цели и методы. Иллюмидианцы сделали вывод, что главный герой должен поступить так же. Зря.

игры[править]

  • В некоторых выпусках GTA протагонист придерживается принципа: ни в коем случае не иметь дело с наркотиками, то есть и не принимать их, и не участвовать в нелегальном наркотрафике.

Реальная жизнь[править]

  • Бандзуйин Тёбэй — ронин, ставший якудзой и быстро выбившийся в главари, а затем подмявший под себя столичный город Эдо (нынешний Токио). Превратил бытовавшие у бандитов понятия в Кодекс Чести.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8

Древнее, чем бусидо: 21 правило справедливой войны и кодекс чести индийского воина

Кодекс чести эйчара

В любых активно воюющих обществах, особенно восточных (люди Азии вообще склонны к традиционализму и формализации) рано или поздно складывается определенный закон ведения войны и кодекс чести воина – эдакие “понятия”, как у “правильных пацанов”.

Классическим примером такого кодекса является японский бусидо (“Путь воина”). Но бусидо сложился окончательно только к началу эпохи Эдо, к XVI-XVII веку. Он представляет собой продукт поздней японской культуры, которая являлась пост-милитаризованной.

Это значит, что японский народ дух и путь самурая очень сильно почитал, но на практике уже не воевал – не с кем было…)

В индийских государствах, однако, кодекс воина и правила “справедливой войны” сложились гораздо раньше – уже к концу ведического периода (это примерно VI-V век до н.э). К моменту появления более современной культуры индуизма, т.е. в пост-ведический период – около 2 тысяч лет назад – “кодекс кшатрия” существовал уже как вполне оформленная морально-философская система.

https://www.youtube.com/watch?v=6ZiAHC8f6UQ\u0026list=PLSgy-gJ-dkS9VlneDYRiJ_4WghbOG9OqJ

Надо заметить, что война и философия в Древней Индии (Древняя – это примерно до 1000 года нашей эры) всегда шли рука об руку.

Сохранилось много сочинений индийских философов и царей (очень часто философ и царь был одним и тем же человеком), которые описывают, как надо воевать, и как воевать не надо.

Примеры – “Атхарваведа”, четвертая и последняя из Великих Вед, “Дханур-веда” – одновременно и наука о воинских умениях в целом, которую должен быть изучить каждый воин-кшатрий, и, в более узком смысле, учебник стрельбы из лука. “Дханур” – лук.

Древние воины Индии, как и многие другие в Азии, в первую очередь были лучниками.

Итак, каков же был “кодекс чести” солдата древних индийских царств, и какова была этика войны на территории Индостана в до-средневековый период в целом?

Парашурама, убивающий царевичей. Один из героев Махабхараты

Честная и нечестная война

Для индийской военной философии присуще очень четко разделять способы ведения войны на дхарма-юддху и кута-юддху. Дхарма-юддха – это такая война, которая ведется согласно принципам индуистского учения в целом, война “по закону”. Дхарма – это и есть закон в самом широком смысле, закон рода, закон мироздания.

Кута-юддха – соответственно, “нечестная” война. В ней допустимо использовать военные хитрости, в том числе любой степени подлости, проявлять повышенную жестокость и т.п.

Никто, конечно, не мог принудить царя воевать исключительно по принципам дхарма-юддхи, но они считались правилами хорошего тона. Если какому-то радже удавалось захватить чужую страну методом дхарма-юддхи, он становился абсолютно легитимным ее правителем. Все было честно, вышли в чисто поле, подрались в открытую – а там уж кому как повезет – кому в Рай (Сваргу по-местному), кому на трон…))

Если же царь захватывал чужой трон, воюя по-подлому, кута-юддхой, это могло спровоцировать в дальнейшем восстание кшатриев покоренной страны, а также вело к неизбежным дипломатическим проблемам. Грубо говоря, соседние цари такую победу не признавали, могли объединиться и совместными усилиями накостылять “беспредельщику”.

Все как у чисто конкретных пацанов, однако…))

Любопытный факт: существовала еще и мантра-юддха – война при помощи заклинаний, мантр, собственно. Она считалась абсолютно реальным делом, хотя и была разновидностью кута-юддхи.

Принципы честной войны по-индийски

Даются в версии, опубликованной В. Р. Рамачандрой Дикшитаром, индологом, профессором истории и археологии Мадрасского университета.

Итак:

1. Воин в доспехах не имеет права сражаться с бездоспешным.

2. Один человек может атаковать только одного человека. Нападения группой на одну боевую единицу противника запрещены (есть исключения – об этом ниже).

3. Если противник получает ранение, бой следует прекратить, добивать преднамеренно нельзя.

4. Всадник не может вступать в схватку с бойцом на колеснице. В широком смысле – допустимы схватки только равного с равным.

5. Запрещено использовать зазубренные или отравленные стрелы.

6. Нельзя убивать того, у кого нет сыновей.

7. Запрещено атаковать воина, у которого сломано оружие (в т.ч. лопнула тетива лука) или вышла из строя колесница.

8. Нельзя убивать того, кто просит пощады, говоря “Я твой” и складывает руки в знак поражения (либо держит во рту соломинку – это знак просьбы о пощаде). Но можно захватить его в плен.

9. Раджа может сражаться только с другим раджой (правда, ничего не сказано о запрете для обычных воинов атаковать раджу – прим. РР).

10. Если на поле боя выходил брахман (мудрец, жрец) и призывал остановить бой, сражение должно было остановиться.

11. Тот, кто бежит с поля боя – трус и негодяй.

12. Запрещено оплакивать воина, погибшего в честном бою, даже его матери. Он уже в Сварге, и ему там лучше, чем здесь.

13. Некомбатанты (старики, дети, женщины) неприкосновенны.

14. Бегущего с поля боя противника нельзя преследовать.

15. Нельзя атаковать воина сонного, очевидно уставшего, того, на ком расползаются доспехи, а также любого некомбатанта. Неприкосновенен человек, вышедший из чужого лагеря за едой или водой, даже если он вражеский воин. Неприкосновенны стражники у ворот крепости, если они не нападают на штурмующих в открытую.

16. Допускается “замена” недостающих серьезных боевых единиц менее ценными. Слона могут атаковать 3-5 всадников, либо 15 пехотинцев. Драться с всадником имеют право 3 пеших воина.

17. Нельзя целенаправленно резать вражеский скот, особенно коров.

18. Нельзя трогать забравшегося на дерево либо на гору, чтоб лучше видеть, а также военного музыканта или евнуха.

19. Нельзя нападать на зрителей, которые пришли поглазеть на битву (да, и такое бывало).

20. Запрещено разорять чужие посевы, сады и храмы, а также причинять любой вред земледельцам.

21. С военнопленными следует обращаться гуманно. Нельзя пытать, нельзя мучить, нельзя обращать в рабство навечно. Женщинам, как правило, предлагали вступить в законный брак с пленившими их воинами (этот вид брака именовался ракшаса), мужчин-кшатриев держали в невольниках год, потом отпускали. Женщин, если они не хотели замуж за завоевателей, полагалось отпускать тоже.

https://www.youtube.com/watch?v=ZeoB3-FMjyU\u0026list=PLSgy-gJ-dkS9VlneDYRiJ_4WghbOG9OqJ

Таковы основные правила ведения “справедливой войны” в древнеиндийском обществе. Они, к слову говоря, очень похожи на правила “боевки” на полигонных ролевых играх и фестивалях. Прямо счел бы, что оттуда и списано, если б не знал правды )))

Вот так индусы и воевали между собой – пока не приходил внешний противник из-за моря или Хайберского перевала, который этих правил не знал, а если и знал, то чихать на них хотел…

А жаль. Хорошие правила в общем-то – при условии, что их выполняют все воюющие стороны.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ryzhij_rycar/drevnee-chem-busido-21-pravilo-spravedlivoi-voiny-i-kodeks-chesti-indiiskogo-voina-5e1adcdabc251400b0dc1a01

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: