Коротко о памяти

Содержание
  1. Что такое память. И какими ее видами вы обладаете
  2. Как мы формируем воспоминания
  3. Типы памяти
  4. Что такое память: значение термина, виды памяти и как её развивать
  5. Разберёмся, что такое память
  6. Что такое память и её физические аспекты
  7. Виды памяти
  8. Сенсорная
  9. Кратковременная
  10. Долговременная
  11. Специфические виды памяти
  12. Что такое память и как её развить
  13. Вывод о том, что такое память
  14. Что такое память? Виды памяти человека
  15. Что такое память человека?
  16. Виды памяти по способу запоминания
  17. Как работает память человека: механизмы и способы улучшения
  18. Что такое память и как она работает
  19. Кратковременная память
  20. Долговременная память
  21. Память человека: новейшие исследования
  22. Почему не запоминаются сны
  23. Забывчивость необходима
  24. При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта
  25. Депрессия стирает воспоминания
  26. Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память
  27. Что вредит памяти
  28. Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности
  29. Блок 1. Память человека. Что это такое?
  30. 2.1. Память и эмоциональные переживания.
  31. 3.1. Произвольная и непроизвольная память.
  32. 3.2. Эксплицитная и имплицитная память.
  33. 3.3. Ретроспективная  и проспективная память.
  34. Заказать услугу”Переговоры – Переписка”
  35. Блок 5. Память человека. Законы.

Что такое память. И какими ее видами вы обладаете

Коротко о памяти

Чтобы вспомнить события, факты или процессы, мы должны для начала их запомнить. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее напоминание информации и прошлого опыта.

Память можно описать как процесс сохранения информации с течением времени. Или как способность использовать прошлый опыт для определения нашего будущего пути.

Когда людей просят дать определение памяти, большинство приводят в пример простое запоминание информации для теста или информации где лежат ключи от машины. Однако память важна в нашей повседневной жизни.

Мы не сможем функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на нее.

Как мы формируем воспоминания

Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся и происходит он непрерывно. Чтобы что-то стало памятью, оно должно быть «подхвачено» одним или несколькими нашими чувствами.

Память начинается с кратковременного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки на ботинке.

Как только мы закончим процесс обучения, это умение переходит в долговременную память, и мы сможем совершать действие не осознанно, не думая при этом о каждом шаге.

Важные воспоминания обычно переходят из кратковременной памяти в долговременную. Переход информации в долговременную память для ее постоянного хранения может происходить разными путями.

Информация может быть зафиксирована в долговременной памяти через повторение — например, вы несколько раз читаете текст, чтобы воспользоваться им на экзамене, или же ходите до тех пор, пока не научитесь передвигаться без размышлений о каждом шаге.

Также для лучшего запоминания можно связать информацию с другими ранее полученными знаниями — например, вы можете привязать название драгоценного камня, который увидели впервые, с событием, или с именем близкого человека.

Мотивация тоже является способом лучше запомнить данные — если у вас есть большой интерес к чему-либо, то скорее всего, информация, связанная с этим будет храниться в долгосрочной памяти.

Вот почему, человек, увлекающийся каким-то спортом, может спустя годы вспомнить статистику игр или назвать всех игроков по имени.

А вы можете вспомнить, где и при каких обстоятельствах купили новые кроссовки, ведь они вам очень понравились.

Мы, как правило, не знаем того, что хранится у нас в памяти, до тех пор, пока нам не потребуется использовать этот «бит» информации. Как только появляется необходимость воспользоваться сохраненными данными, начинается процесс извлечения — нужный нам «бит» выходит на передний план.

При этом большая часть этого процесса происходит не осознанно — мы не концентрируемся на нем. Особенно ярко это выражается в повседневных задачах, опять же приведу пример — завязывание шнурков.

Но есть другие типы воспоминаний, которые требуют большего усилия для того, чтобы выйти на этот передний план.

Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд вещей, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, в том числе травмы, лекарства или травматическое событие.

Типы памяти

Несмотря на то, что эксперты дают разные определения кратковременной памяти, обычно под ней подразумевается воспоминание о вещах, которые произошли за несколько дней.

Обычно считается, что от пяти до девяти элементов могут храниться в активной кратковременной памяти и могут быть легко извлечены.

Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но прекрасно помнят своего друга, которого не видели 50 лет.

Неявная память иногда упоминается как бессознательная или автоматическая память. Неявная память использует прошлый опыт для запоминания вещей, не задумываясь о них. Например, музыканты или спортсмены успешней справляются с задачами, к которым были подготовлены заранее.

Процессуальная память — это подмножество неявной памяти. Она является частью долговременной памяти, ответственной за знание того, как делать вещи, известные как двигательные навыки. Вам не нужно вникать в свою память, чтобы каждый раз, когда вы делает шаг, вспоминать о том, как ходить. Некоторые примеры процедурной памяти:

◾ Игра на пианино.

◾ Катание на коньках.

◾ Игра в теннис.

◾ Плаванье.

◾ Подъем по лестнице.

В то время, как неявная память не требует почти никаких усилий, чтобы что-то вспомнить, явная память, иногда называемая декларативной памятью, требует более согласованных усилий, чтобы вывести воспоминание на поверхность. Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.

Вы можете считать дни и недели с того момента, как впервые вышли на работу — это неявная память. А вот чтобы помнить, что в следующий вторник день рождения вашей матери — это уже явная память.

Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя вещи, которые являются общеизвестными, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты.

Некоторые примеры семантической памяти:

◾ Знание о том, что небо голубое.

◾ Знание о том, как пользоваться столовыми приборами.

◾ Знание о том, что такое собака.

◾ Знание о том, что День Победы 9 мая.

Эпизодическая память — это уникальные воспоминания человека о конкретном событии или эпизоде. Люди обычно могут связывать конкретные детали с эпизодической памятью, например, свое самочувствие, время и место нахождения, а также и другие подробности. Некоторые примеры эпизодической памяти:

◾ Где вы были и с кем, в момент, когда узнали, что у вас родился ребенок.

◾ Ваш отдых на курорте прошлым летом.

◾ Ваш первый раз полета на самолете.

◾ Ваш первый рабочий день на новой работе.

◾ Ресторан, в которым вы познакомились с партнером.

Не до конца ясно, почему некоторые воспоминания о событиях в нашей жизни сохранены в памяти, в то время как другие не записываются. Ученые считают, что эмоциииграют важную роль в том, что мы запоминаем.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae194d5bcf1bc97d58f4283/chto-takoe-pamiat-i-kakimi-ee-vidami-vy-obladaete-5b19366b9f4347cb00b946e8

Что такое память: значение термина, виды памяти и как её развивать

Коротко о памяти

Что такое память как определение знают даже школьники, но как комплекс сложных процессов в организме человека до этих пор неизвестен учёным. Сегодняшняя статья посвящена не только тому, что такое память, но и её видам, которых существует большое количество.

Каждый вид имеет ряд функций, а также необычных характеристик, о которых позже поговорим. Немаловажным моментом будет разъяснение физических аспектов, а также подача информации читателям о развитии этой способности у человека.

Накопление и использование важной информации дало возможность человечеству совершить не только прыжок в развитии, но и сделать невероятные открытия.

Вот только память нужна не только для прогресса, ведь приятные воспоминания и образы близких людей способны греть душу и делать человека счастливым.

Разберёмся, что такое память

Начнём с того, что память — одна из важнейших особенностей живых организмов, которая помогает им выживать, а человечество, благодаря ей, развило современную цивилизацию.

С определением, что такое память, казалось бы, всё понятно — это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Организм постоянно принимает информацию от всех органов чувств и накапливает её для возможного использования в будущем.

Наделённые возможностью абстрактного мышления, люди, даже создают информацию, не имеющую физического выражения, и тоже хранят её в своей памяти, передают другим.

Что такое память и её физические аспекты

В общем, память характеризуется как свойство нервной системы. То есть, память начинает работать со времени рождения и до самой смерти. Если быть точнее, она существует, пока жива нервная система. Давно известно, что накопление информации происходит даже на стадии эмбриона и какое-то время после клинической смерти.

Если спросить первого попавшегося человека, что такое память и где она хранится, почти все скажут, что в голове, а именно, что мозг является вместилищем всех знаний.

Однако это самое обобщённое мнение, потому что наука до сих пор не понимает всех принципов природы памяти. Дело в том, что мозг — весьма сложный орган, хоть и выглядит цельным.

На самом деле, разные его отделы отвечают за разные функции:

  • где-то речевой центр;
  • в другом месте опорно-двигательный;
  • что-то отвечает за эмоции или ориентацию в пространстве и т. д.

Казалось бы, найти участок накопления информации не составляет труда. Тем не менее, множество исследований показывают обратное, ведь память не имеет единого места расположения. Конечно, аппаратура показывает, где возникают сигналы при запоминании.

Вот только воспроизведение информации часто происходит совсем из другого места. Более того, в разных ситуациях запоминание или повторение одного и того же может происходить в разных участках мозга.

Некоторые исследователи и вовсе сомневаются, что в процессе запоминания задействуется исключительно мозг.

Так что, всё, что на сегодняшний день можно с уверенностью сказать — это то, что есть миллиарды нейронов и бессчётное количество связей между ними и где-то в этой системе блуждает всё когда-либо воспринятое нами.

Да-да, хотя нам кажется, что это невозможно и сохраняется лишь малая часть данных, есть устоявшаяся теория, что наша память хранит каждое прожитое мгновение и это никак не зависит от факта, удаётся ли осознанно вспомнить желаемое или нет.

Читайте статью о том, как стать добрее, ведь людям свойственно быстро забывать добро, а зло помнить вечно, что пагубно влияет на организм.

Виды памяти

С общим понятием, что такое память, разобрались, и пришло время обсудить существующие виды. Память — настолько широкое понятие, что критериев её категоризации существует очень много. Чаще всего, используют обобщающую группировку относительно продолжительности, количества и типа информации. Рассмотрим все существующие виды памяти и дадим краткие характеристики.

Сенсорная

Прямая или, иначе говоря, мгновенная память, которая хранит ощущения, воспринятые от органов чувств. Нервные импульсы весьма быстрые, поэтому обработка происходит за доли секунды.

Кратковременная

Длится, в среднем, до 30 секунд. Таким образом, например, запоминается номер телефона или последнее услышанное предложение. В кратковременной памяти, в принципе, можно сколько угодно хранить небольшой кусок информации, но как только потребность в ней пропадает, ей на смену приходят новые данные.

Долговременная

Можно сказать, что это и есть та память, о которой мы думаем, когда слышим это слово. Именно в ней хранится всё, что мы можем осознанно вспомнить. Это и специально заученная информация и любые жизненные события.

Принципиальных ограничений по объёму и длительности хранения нет.

Кто-то имеет уникальные способности помнить каждую прочитанную однажды книгу, а кто-то страдает от постоянной забывчивости, но в какой-то момент может вдруг вспомнить некую деталь двадцатилетней давности.

Специфические виды памяти

Кроме того, выделяют ряд специфических видов памяти:

  1. Оперативная. Это, скорее, даже некий процесс запоминания. А именно — использование памяти для хранения промежуточных результатов своих действий. К примеру, таким образом можно хранить несколько минут части арифметических расчётов либо какие-то планы на несколько дней.
  2. Двигательная память. Запоминание, основанное на физических движениях в некой системе действий. Очевидным образом, благодаря ей человек ходит или владеет письмом, не особо задумываясь над самим процессом. А также, каждый может вспомнить собственные примеры игры на музыкальном инструменте, умелого рукоделия или печатания пароля на клавиатуре, когда руки выполняют правильные действия быстрее, чем можно было бы описать их словами, а иногда даже проблематично, не совершая никаких движений.
  3. Эмоциональная. Другими словами — память чувств. Эмоции, пережитые в прошлом, запоминаются как некий шаблон к дальнейшим действиям или, наоборот, к их прекращению. Модное нынче понятие эмпатии как раз основано на использовании эмоциональной памяти.
  4. Словесно-логическая память. Это, буквально, конкретные мысли человека. Все раздумья, так или иначе, являются логическими умозаключениями на основании усвоенной ранее информации. Поскольку мыслить невозможно без словесной формы, то в процессе также участвует память о языке, на котором человек думает.
  5. Образная. Основана память на сенсорном восприятии и интерпретации окружающей среды. Все звуки, запахи, изображения, сопутствующие некому событию формируют единый образ. Если в будущем человек сталкивается, хотя бы с одной из составных частей, память вызывает весь образ целиком. Особенно важную роль этот вид памяти играет для людей с ограниченными физическими возможностями — слепых, глухих и т. п.

Что такое память и как её развить

Хотя память очень индивидуальная способность и имеет зависимость от физических параметров нервной системы, это одна из немногих психических характеристик, которую можно тренировать. Полезным будет прочтение статьи об интеллекте. Если в наличии проблемы с запоминанием или просто хочется развить свою память, нужно придерживаться таких рекомендаций:

  1. Улучшить сам процесс запоминания. Для более надёжной фиксации информации необходимо тщательно её обдумать и найти максимальное количество ассоциаций, которые в дальнейшем будут помогать её вытягивать.
  2. Пытаться самостоятельно вспомнить забытое. Если ситуация терпит, важно не искать нужную запись или спрашивать у кого-то, а спокойно сосредоточиться и искать ответ в своей памяти.
  3. Создавать аналогию. Информация бывает разной и не всегда можно найти подходящую ассоциацию, поэтому для лучшего запоминания можно самостоятельно создать абстрактный образ, который легко будет связать с чем-то хорошо известным.
  4. Повторять полученную информацию. В зависимости от того, какого типа память более восприимчива, нужно несколько раз пересказать (себе или кому-то) или написать (перечитать) эту информацию.
  5. Заниматься математикой. В любое свободное время можно в уме совершать хотя бы самые простые арифметические операции. Чтобы не было скучно, рекомендуется задействовать окружающий мир, например, сложить цифры автомобильного номера, сосчитать окна в здании, умножить количество лампочек на количество стульев и т. п.
  6. Подводить итоги дня. Перед сном желательно детально вспомнить все события за день в хронологическом порядке. Особо важные моменты можно рассмотреть со всех сторон и подумать над альтернативными вариантами развития событий.
  7. Много читать. Это одновременно очень простой, но весьма эффективный способ развития памяти. Задействуется и краткосрочная, долгосрочная память, образная, словесно-логическая и даже эмоциональная.
  8. Заучивать понравившиеся стихи или отрывки текста. Рифмованная форма поэзии или особо отмеченное прозаическое описание даются несложно и хорошо развивают память.
  9. Не зубрить информацию. Не важно, нужно ли запомнить что-то важное или в целях развития памяти — никогда не стоит механически вызубривать информацию. От этого мозг только устаёт и ещё хуже воспринимает данные. Чтобы лучше усвоить полученное, необходимо понять смысл запоминаемого.
  10. Изучить несколько иностранных языков. Занятие, требующее терпения, но очень позитивно влияющее на память.

Ну и, конечно, развитию памяти способствует общее физическое и психологическое состояние. Очень не лишними будут сбалансированное питание, занятия спортом, здоровый сон и медитации.

Вывод о том, что такое память

Вот и подобрались к финалу статьи о том, что такое память, и теперь читатель может сделать достойные выводы.

Хотелось бы сказать, что память человека до конца не изучена, а потому её реальные возможности и максимальный предел не предсказуем.

Важно понимать лишь одно, берегите эту уникальную способность и всячески старайтесь её тренировать и развивать. Желаем читателям всегда оставаться бодрыми и здоровыми, а в пожилом возрасте иметь память, как в молодости.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно. Комплимент или, как говорят в народе, донат за труды автора по ссылке.

Источник: https://lifeoflove.ru/2020/07/22/chto-takoe-pamyat/

Что такое память? Виды памяти человека

Коротко о памяти

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте.

Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи.

Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя.

А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная  (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям.

Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры.

Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Один интересный факт о памяти:

В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.

P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.

И с Новым годом всех!

35 209

Источник: https://www.nematerialnost.ru/vidy-pamyati-cheloveka/

Как работает память человека: механизмы и способы улучшения

Коротко о памяти

Если бы память человека была подобна Интернету и выдавала бы нужную информацию по первому запросу, это сильно облегчило бы жизнь. Впрочем, неизвестно, смогли бы мы правильно пользоваться ею и не утонули бы в море сведений.

Человеческий мозг способен работать настолько эффективно, что до сих пор разработчикам искусственного интеллекта не удалось его превзойти. Во многом это связано с уникальным устройством памяти.

Что такое память и как она работает

Память позволяет нам снова пережить прошлое

Памятью называется способность нервной системы сохранять и транслировать информацию, получаемую человеком ежесекундно.

Изучением того, как работает память человека, занимаются нейрофизиологи, психологи и другие ученые.

Благодаря памяти перед нашим сознанием встают в подробностях события и образы прошлого.

Также мозг запоминает, как мы реагировали на эти события, и позволяет впоследствии при необходимости воспроизвести эту реакцию лучше и точнее. Эти свойства памяти лежат в основе обучения.

Нервная система обрабатывает сигналы, полученные органами чувств, а также работает с мыслями и воображаемыми картинами. Поначалу они запечатлеваются, а затем сохраняются на уровне рефлексов и связей между нейронами в мозгу.

Механизм памяти связан не только с запоминанием, узнаванием и воспроизведением фрагментов опыта, но и с забыванием ненужной или малозначимой информации, вытеснением травмирующего опыта.

Впрочем, ученые считают, что абсолютно вся информация, полученная в течение жизни, хранится в голове, даже если сознание неспособно припомнить ее.

Память максимально эффективно работает в первые 5 лет, когда ребенок учится говорить и познаёт мир впервые. В дальнейшем происходит постепенное ухудшение памяти, причём в старческом возрасте это может стать причиной недееспособности.

Память, с помощью которой мы взаимодействуем с собственным жизненным опытом, лежит в основе всех когнитивных функций, таких, как мышление и речь.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Объем кратковременной памяти установил психолог Джордж Миллир – он составляет 7 элементов (плюс-минус 2). Если информация повторяется, то она может сохраняться дольше – на этом основано зазубривание текстов.

Долговременная память

Если содержание информации, поступающей в кратковременную память, имеет особую ценность, то она переходит в долговременную память.

Согласно теории физиолога Дональда Хебба, при этом нейронные схемы, ранее связанные только электрофизиологическими механизмами, получают закрепление посредством химической трансформации клеток мозга.

Например, из ежедневного потока телевизионных новостей в долгосрочную память попадают только самые значимые (для истории или конкретного человека) факты. Лучше всего запоминаются сведения, находящиеся в начале и в конце информационного блока.

Также выделяют следующие типы памяти:

  1. Сенсорная (ультракратковременная) — сохраняет ощущения доли секунды.
  2. Оперативная — связывает кратковременную и долговременную память, отвечает за мыслительные операции.
  3. Процедурная — позволяет запоминать действия.
  4. Декларативная — хранит информацию о названиях.

    Лучше всего мы запоминаем, что нам говорили в начале разговора и в конце

  5. Иконическая — сохраняет визуальные образы.
  6. Эхоическая — запечатлевает звуки.
  7. Тактильная — хранит данные о положении тела и воздействиях на органы осязания.
  8. Вкусовая — сохраняет ощущение вкуса продуктов.
  9. Обонятельная — хранит впечатления от запахов.
  10. Пространственная — помогает ориентироваться на местности.
  11. Болевая — хранит переживания боли.

Кратковременная и долговременная память – основные. Другие виды памяти являются своего рода их разделами, хранящими данные различных типов.

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Во время сна эта область работает автономно и не передает сведения в долговременную память. Лучший способ запомнить содержание сна — сразу же записать его после пробуждения, пока информация сохраняется в кратковременной памяти.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая система элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном.

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что человек не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

При запоминании пространства в мозгу создаётся его карта

Пониманию механизмов памяти способствуют исследования над животными. Во Фрайбургском университете в Германии был проведён эксперимент над лабораторной мышью.

Исследователи модифицировали гены грызуна так, чтобы его нервные клетки во время работы светились. После этого мышь была помещена в виртуальную реальность посредством пенопластового мяча на воздушной подушке и нескольких мониторов.

Изучение мышью компьютерных лабиринтов стимулировалось соевым молоком, капли которого давались животному при прохождении определенных участков.

Пока грызун путешествовал по новому для себя пространству, исследователи с помощью микроскопа наблюдали за его гиппокампом, в котором зажигались и потухали определённые нейроны.

Выяснилось, что каждый задействованный нейрон отвечал за конкретную точку пространства, а в мозгу мыши создавалась своего рода копия виртуального лабиринта.

Депрессия стирает воспоминания

Ученые из немецкого Рурского университета создали вычислительную модель, которая прояснила влияние депрессии на когнитивные способности человека.

Они смоделировали процессы, происходящие в мозгу, и установили, что депрессия мешает формированию связей между нейронами. При этом большое значение имеет продолжительность данного расстройства.

Люди, долгое время страдающие депрессией, плохо запоминают происходящие с ними в настоящее время события, а также постепенно утрачивают старые воспоминания.

Возня с внуками помогает бабушкам сохранить память

Присматривающие за внуками пожилые люди сохраняют качества краткосрочной и долговременной памяти дольше, чем их сверстники, не занимающиеся с малышами. Это выяснили австралийские исследователи, которые сравнили способности 200 бабушек, у части которых были внуки, а у других нет.

Выяснилось, что пожилые женщины, которые раз в неделю возятся с внуками, лучше запоминают новые сведения и демонстрируют более логичное мышлению. Более частое общение с подрастающим поколением не столь эффективно, поскольку бабушки испытывают слишком большие нагрузки.

Новейшие исследования показали сложность устройства памяти у людей и животных и связь механизмов запоминания со многими факторами.

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Памяти вредит рассеянность. Если мы усилием воли не концентрируем внимание на необходимых сведениях, они не задерживаются в голове.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%. 

Гиппокамп, имеющий ключевое значение для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/kak-rabotaet-pamyat-cheloveka.html

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности

Коротко о памяти

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности. Определение. Связь памяти и психических процессов. Искажения памяти. Законы памяти.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.

Статья «Внимание в психологии это, определение?»

Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»

Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»

Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»

Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»

Блок 1. Память человека. Что это такое?

Память как явление характерно для всех биологических существ. Так молекулы ДНК представляют собой огромные массивы информации и являются «кладовыми» памяти.

Признаки наследуются от клетки к клетке, благодаря чему возникает преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен для человека в том числе.

Собственно, можно сказать метафорически, человек как личность – это его память.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).

Скачать книгу: «Общая психология. В 7 т.: учебник для высших учеб. заведений/ под ред. Б. С. Братуся. – Т. 3. Память/ В. В. Нуркова.»

Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций.

Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире.

Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения».

Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен».

В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием.

Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен.

Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить.

Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности.

В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

3.1. Произвольная и непроизвольная память.

Различают произвольную и непроизвольную память.

1. Произвольная память.

Предполагает наличие цели по запоминанию информации. Запоминание происходит под контролем сознания. Так человека запоминает стихи, формулы, ответы для экзамена и многое другое. Одного желания недостаточно, чтобы запомнить информацию. Качество запоминания зависит от глубины переработки информации, степени погруженности в изучаемый объект.

2. Непроизвольная память.

Интересно, что запоминание происходит как бы вне сознательного контроля. У личности нет установки запомнить материал. При этом происходит запоминание.

Это связано с тем, что какая-то информация «прилипает» к той цели, которая определяет текущее поведение. Эта информация сопутствует, «связывается узелками» с деятельностью, направленной на получение целевого ресурса.

Информация вне целенаправленной деятельности, т.е. не сопровождающая ее, обычно не запоминается.

3.2. Эксплицитная и имплицитная память.

Различают также эксплицитную память и имплицитную.

1. Эксплицитная память.

Предполагает воспроизведение информации волевым усилием субъекта по необходимости.

2. Имплицитная память.

Предполагает невозможность воспроизведения информации субъектом волевым усилием по необходимости, но существует возможность воспроизведения информации при использовании косвенных методов.

Фактически вся информация в мозге человека оказывается сохраненной, которая когда-либо в течении жизни была воспринята.

При этом возможен эффект предшествования, предполагающий влияние имплицитной памяти на последующее запоминание новой информации.

3.3. Ретроспективная  и проспективная память.

1. Ретроспективная память.

Представляет собой память на прошлые события.

2. Проспективная память.

Это память на будущие события, которые необходимо совершить, фактически это память намерения. Проспективная память обладает большим значением для переговорщика, поскольку фиксация целевых результатов и способность удерживать их в памяти зачастую становятся основной проблемой. Стороны порой договариваются о том, что вообще не соответствовало изначальному намерению.

Историческая справка

У. Пенфилд опубликовал свою монографию «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга» (Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Second edition. Jasper, H., and Penfield, W. Little, Brown and Co., 1954.).

Будучи нейрофизиологом, нейрохирургом, он осуществлял во время нейрохирургических операций по удалению эпилептоидных очагов ввод в мозг пациентов электродов. Производилась электрическая стимуляция различных участков мозга. Пациенты были в сознании.

При стимуляции височной доли мозга пациенты говорили о том, что они вспоминали ярко, живо сцены из жизни, в основном из детства. Тогда как в обычном состоянии, без стимуляции такие воспоминания были для них не доступны.

Заказать услугу”Переговоры – Переписка”

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Скачать книгу Элизабет Лофтус. Кэтрин Кетчем. «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. Кэтрин Кетчем. «Миф об утраченных воспоминаниях.»

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания.

Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера.

Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин.

Выводятся «притянутые за уши» следствия.

Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», – указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.

Блок 5. Память человека. Законы.

Одним из первых исследователей памяти был Герман Эббингауз. (Ebbinghaus, H. (1885). Memory: A contribution to experimental psychology. New York: Dover).

Он выделил два феномена памяти: запоминание и воспроизведение.

Эббингауз запоминал около 2000 бессмысленных слогов, состоящих из согласной – гласной – согласной на своем родном немецком языке путем повторений.

Каждый раз регистрировал количество повторений и собственную способность вспомнить материал через определенные промежутки времени. На основании полученных результатов были сформулированы законы памяти:

1. Закон общего времени.

Данный закон отражает зависимость между временем, потраченным на запоминание и эффективностью запоминания.

2. Закон накопления и распределения повторений.

Данный закон предполагает существование зависимости между количеством повторений, распределенных во времени.

3. Закон позиционного «краевого» эффекта.

Подразумевает ухудшение запоминания ряда слогов, которые находятся справа от предыдущих, начиная с центра строки и улучшение запоминания крайних правых слогов. Возникает прогрессивное торможение.

Сначала, предыдущие информационные элементы блокируют запоминание последующих информационных элементов, а затем последующие элементы блокируют предыдущие. Возникает регрессивное торможение.

В результате запоминается более эффективно тот материал, который находится вначале ряда и в конце.

Помимо этого, другими исследователями был обнаружен эффект, согласно которому запоминание информационных элементов, отличающихся от стандартного набора элементов в ряду происходит лучше. То, что выделяется, запоминается эффективнее. Это называется эффект новизны.

На сегодня, пожалуй, это все! Продолжение следует в следующей статье!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пишите свои комментарии, дополняйте статью или высказывайтесь по написанному! Ставьте лайки, по факту это заменитель слов благодарности автору за его время, энергию и труд поделиться с Вами знаниями!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до новых встреч!

Источник: https://yakimovvlad.ru/pamyat-cheloveka-ee-znachenie-vidy-pamyati-i-ix-osobennosti

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: