Культура труда

Наследие СССР. Культура труда

Культура труда

В СССР зародилась, а потом в постсоветской России потерялась культура труда. Как древние черепки или руины храмов это историческая, теперь уже, ценность. Но отголоски этого явления мы наблюдаем до сих пор в обществе, культуре и праве.

Недавно мы отмечали праздник, который становится все большим стимулом к первым шашлыкам на природе под пивко и шансон. Хоть телевидение и старается сохранить первоначальный антураж праздника, люди выезжают на природу и с колокольни они хотели его в этот день смотреть. Именно включив Первый канал, транслировавший в этот день советские фильмы, и родилась мысль об этой статье.

Праздник в своем первозданном виде возник в 19-ом веке в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня.

В 1856 году первыми вышли на демонстрацию рабочие Австралии, в 1886 году их поддержали коллеги из США и Канады, а в 1890 году из Франции.

В 1918 году первомай был утвержден как день Интернационала в СССР, а Днем международной солидарности трудящихся стал в 1972 году.

Именно культура труда, нашедшая свое отражение во всех сферах жизни общества, стала одной из главных характеристик в СССР, которая долгое время обеспечивала успех этого “Мордора”.

Права человека в СССР

Огромная сверхдержава оставила нам многое. Преступления государства против человека, тоталитаризм как в своем отечестве, так и большом пуле стран соцлагеря, развитые спецслужбы и правоохранку с палочной системой, как касту неприкасаемых, атомизацию общества, однотипное и серое искусство, в том числе архитектуру и одежду, дефицит товаров и отсутствие качества продукции.

И из него Россия (да и многие страны СНГ) почерпнула только самое заскорузлое, темное, то от чего хочется скорее отмыться. И не взяла те явления, из-за которых Союз затевался (правда многое из этого так и не реализовалось на практике, хотя на бумаге, конечно, было).

Например, права человека. Начиная с 1918 года устанавливались избирательные права, равноправие, в т.ч. гендерное, антиэксплуататорские гарантии, права на образование, труд и отдых, социальное обеспечение. Вводились такие нормы, о которых даже не задумывались в этот момент времени западные страны (например, расовая сегрегация сохранилась в США аж до 60х годов).

А вот основные гражданские и политические права отторгались правовой системой СССР как чужеродное тело, в отличие от социально-экономических. Понятно, что право частной собственности не вводилось вообще, но многим правам первого поколения не уделялось должного внимания как в их закреплении и главное, в исполнении и реализации.

То есть та самая культура труда уже была юридически закреплена в правах трудящихся. А что же в искусстве?

Производственная драма как жанр

Именно в СССР поставлено на поток производство так называемых производственных драм. Выпускалась как прозаическая литература, так и кино. Возможно, жанр родился для заполнения пустоты в культуре, вызванной большим пулом запретов, во-первых, как идеологическая составляющая, во-вторых, и как часть пропаганды, в-третьих.

Когда наши бабушки и прабабушки говорили нам, какие фильмы раньше показывали – добрые, хорошие и светлые, имелось в виду эти фильмы, рассказывающие и показывающие социальные отношения участников какого бы то ни было производства.

Давайте примерно перечислим главные вехи в производственном кино:

Довоенное кино: «Три товарища» (С. Тимошенко, 1935 год), «Партийный билет» (И. Пырьев, 1936 год), «Шахтёры» (С. Юткевич, 1937 год), «Комсомольск» (С. Герасимов, 1938 год), «Большая жизнь» (Л. Луков, 1940 год).

Послевоенное кино: “В степи» (П. Павленко, 1951 год), «Возвращение Василия Бортникова» (В. Пудовкин, 1953 год), «Свадьба с приданым» (Т. Лукашевич, Б. Равенских, 1953 год), «Большая семья» (В. Кочетов, 1954 год).

1955—1969 годы в кино: «Коммунист» (Ю. Райзман, 1957 год), «Екатерина Воронина» (И. Анненский, 1957 год), «Случай на шахте восемь» и «Битва в пути» (В. Басов, 1957 и 1961 годы), «Дело было в Пенькове» (С. Ростоцкий, 1958 год), «Иван Бровкин на целине» (И. Лукинский, 1958 год), «Девчата» (Ю. Чулюкин, 1961 год), «Искатели» (1957).

Позднесоветские производственные драмы: Укрощение огня (1972), Здесь наш дом (1973), Выбор цели (1974), Премия (1974), Обретёшь в бою (1975), Обратная связь (1977), Однокашники (1978), Комиссия по расследованию (1979), Мы, нижеподписавшиеся (1981), Личная жизнь директора (1982), Магистраль (1982), Остановился поезд (1982), Зина-Зинуля (1986), Красная стрела (1986), Степан Сергеич (1989).

Культура труда: аналоги

Один из моих преподавателей-политологов говорил нам, что коммунизм сходится по всем признакам с учением Христа. Видимо поэтому марксисты-ленинисты увидел в религии своего идеологического конкурента. И не зря.

Аналог культуры труда, существовавшей в СССР, уже существовал – это протестантская трудовая этика. Реформация в Европе принесла не только протест против католической гегемонии, но и как противопоставление ей учение о добродетели труда и обязанности усердно трудится (католицизм рассматривает труд как наказание, а протестантизм – как благо).

Указанное первым обосновал социолог М.Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» 1905 года. Главным аргументом были данные о том, что протестантские бизнес-сообщества экономически благополучнее своих коллег католиков.

Что хотелось бы сказать

В России очень не хватает подобного явления. Все, что мы видим сейчас в культуре нашей страны – нежелание работать (отсюда тонны пленки и макулатуры о бандитах, такой же “реп”, мелодрамы о золушках и принцах).

У людей отсутствует понимание того, как приходит достаток и как он зависит от вложенных ресурсов (в первую очередь – собственного труда). Мы привыкли думать, что честным трудом не заработать, а это (внезапно!) еще одно наследие Союза, правда уже позднее. Наследие, которое мы в себя впитали, в отличие от культуры труда и трудовой этики.

Сергей Стрикун

Канал “Acta. Культура и общество” является частью Интернет-издания Acta. – Журнала о праве, политики и институтах. Заходите на наш сайт acta.tatar, там тоже много интересного.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ac104e548267788694d5680/nasledie-sssr-kultura-truda-5eadc4a471749a0a4d1c84c2

§ 3. Понятие культуры труда

Культура труда

Из своего жизненного опыта вам, наверное, уже известно, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму Времени, устанет, а результат его труда будет желать лучшего.

Почему же так происходит? Дело в том, что каждый человек имеет различные представления о трудовой деятельности, ее организации, планировании, использовании различных информационных технологий, о технике безопасности, оформлении рабочего места. Отличается также и отношение людей к труду.

Все вышеперечисленное составляет содержание культуры труда. У каждого человека уровень развития этой культуры различен: у одних он более высокий, у других менее – отсюда и результат.

Под культурой труда понимается достигнутый уровень организации производства. Культура труда включает в себя следующие компоненты:

Культура труда включает прежде всего технологическую дисциплину, т. е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству. Последовательность и точность выполнения технологических операций нужно согласовывать с маршрутными и операционными картами. Культура труда предполагает также наличие умения организовать свое рабочее место.

Рабочее место — зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым. для управления каким-то процессом или выполнением работ. Рабочее место должно обеспечивать максимальную надежность и эффективность работы, а значит, следующие основные условия:

  1. достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые Движения и перемещения при эксплуатации и обслуживании оборудования;
  2. наличие в рабочем пространстве «зоны свободной досягаемости», т. е. участка, на котором сконцентрировано все оборудование: инструменты, материалы, приспособления, которыми приходится часто пользоваться;
  3. хорошее естестве иное или искусственное освещение рабочего места;
  4. оборудование, предусматривающее быстроту, простоту и экономичность его обслуживания, удобную рабочую позу, снижение утомляемости и т.п.;
  5. соответствующие нормам воздухообмен, температуру и влажность.

При организации рабочего места нужно учитывать прежде всего свои антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, до глаз в положении стоя и сидя, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и др.

Необходимо определит преобладающую позу и, исходя из своих индивидуальных особенностей, обустроить свое рабочее место так. чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало выполнять работе. Все инструменты, оборудование, приспособления должны находиться на строго определенных местах.

Не нужно упускать из внимания и дизайн в оформлении рабочего места.

Дизайн (англ. design — чертеж, рисунок, проект) — творческая деятельность, направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, достижение единства ее функциональных и эстетических аспектов. Так же называется и результат этой деятельности.

Все детали интерьера, их форма, отделка, цветовое решение должны гармонично сочетаться и служить оптимизации условий труда. Важнейшим элементом дизайна является планирование и создание зоны отдыха (психологической разгрузки) вблизи рабочего участка, желательное «живыми уголками». Известно, что общение с миром природы способствует полноценному восстановлению сил.

При обустройстве рабочего места нужно устранять образование теней, скопление пыли. Размещать средства труда нужно таким образом, чтобы при необходимости все быстро убрать и провести уборку (не загромождать пространство, граничащее с рабочим местом).

В связи с развитием техники увеличивается число объектов труда и их параметров, которыми необходимо управлять. Развиваются системы дистанционного управления, человек все более удаляется от объектов, которыми управляет, об изменении их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основе восприятия определенных сигналов.

Осуществляя такие опосредованные управление и контроль, человек получает информацию в закодированном виде (показания счетчиков, индикаторов, измерительных приборов), что требует ее декодирования и мысленного сопоставления с реальными данными.

Этим объясняется необходимость применения информационных технологии, являющихся в настоящее время инструментом организации и осуществления практически любой деятельности.

В самом деле, разве помешает токарю применение компьютерной техники?

Наоборот, с ее помощью он сможет осуществлять разработку и усовершенствование изделия, не затрачивая лишнего материала и времени.

«Изготовление» и «доработка» конструкционного решения идет на экране монитора.

Поэтому нужно продумать возможность использования информационных технологий и технических средств, позволяющих наиболее рационально использовать и осуществлять ту или иную деятельность.

Важнейшей составляющей культуры труда является обеспечение его охраны и безопасности.

Техника безопасности – система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, которые при водят при нарушении правил безопасности к травмам и несчастным случаям.

Каждому виду деятельности соответствуют определенные условия и правила, которые излагаются в инструкциях по технике безопасности. В большинстве случаев травмы получают из-за невыполнения предписаний инструкций.

Большое значение в обеспечении безопасности в работе имеет выбор рабочей одежды. Она не должна сковывать движения и в то же время свисать и путаться. Кроме того, рабочая одежда обеспечивает чистоту и продлевает срок службы личной одежды.

При выполнении работы надо особенно четко соблюдать правила пользования электричеством, требования пожарной безопасности и защиты от механических травм.

В любой деятельности необходимо уметь рассчитывать се экономическую эффективность, так как не всегда результаты работы покрывают затраты на ее выполнение.

Эффективность производства — экономический критерий, который характеризует соотношение между достигнутыми результатами производства и затратами различных ресурсов.

Прежде чем заняться какой-либо деятельностью, необходимо составить бизнес-план, в который войдут расчеты затрат электроэнергии, материалов, времени и др. Итоговую сумму этих затрат нужно сравнить с ориентировочной стоимостью ожидаемого результата работы.

Эффективность трудовой деятельности рассчитывается по формуле.

На экономическую эффективность деятельности влияет количество производимых изделий, рациональное использование информационных технологий, организация рабочего места. Эти факторы увеличивают производительность труда, уменьшают затраты.

Таким образом, культура труда включает в себя технологическую дисциплину, рациональную организацию рабочего места, соблюдение условий безопасности труда и производственной эстетики, бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии, умение определять и анализировать экономическую эффективность выполняемой работы.

Так как культура труда связана с конкретной профессиональной деятельностью, она является составной частью технологической культуры.

термины:

Практическая работа

  1. Составьте план-схему «Мое рабочее место».
  2. Определите эффективность какого-либо вида трудовой деятельности, составьте бизнес-план.

Вопросы:

  1. Дайте определение и назовите основные компоненты содержания культуры труда.
  2. Что такое технологическая дисциплина?
  3. Каковы условия рациональной организации рабочего места?
  4. Как обеспечивается безопасность труда?
  5. Каким образом можно определить эффективность трудовой деятельности?
  6. Назовите факторы, способствующие повышению эффективности труда.

Источник: http://berezaklim.ru/u4eb_rabota/metodika/texno/texno11/3_3.html

Культура труда в России

Культура труда
Трудовая мотивация и культура труда являются важнейшей цивилизационно идентичной качественной характеристикой народонаселения, влияющей на жизнеспособность страны, основой успешного существования государства. Будущее успешных государств основывается на развитии прежде всего человеческих ресурсов.

Человеческие ресурсы — это не только ведущий фактор экономического развития, но и главное богатство любого общества. Человеческие ресурсы интегрируют профессионально-квалификационные и психофизиологические параметры, профессиональные компетенции, а так же «капитализацию» и гуманизацию общества.

Важнейшим аспектом оценки человеческих ресурсов является способность части населения страны обладать необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности (трудовые ресурсы).

В условиях снижения как потенциальных, так и фактических трудовых ресурсов вопрос трудовых мотиваций становится главенствующим. Мотивацией труда в широком смысле принято называть субъективное отношение работников к труду, его заинтересованность (или незаинтересованность) в процессе и результатах труда, его эффективности.

Каковы были трудовые мотивации в разные исторические периоды российского государства? По мнению Б.Н. Миронова, различаются два идеальных типа трудовой этики, один из которых можно назвать традиционным, или минималистским, другой — буржуазным, или максималистским.

Согласно принципам минималистской трудовой морали, работать следует до удовлетворения традиционных, скромных по своему составу потребностей семьи и не стремиться к накоплению. Напротив, максималистская трудовая этика ориентирует человека на достижение максимально возможного результата в своей работе, а предпринимателя — на максимальную прибыль.

Основной чертой трудовой мотивации российского крестьянства было не получение прибыли, а пропитание. Это вовсе не означает, что крестьяне были ленивыми или неразвитыми.
Просто смысл жизни в массе своей они усматривали не в накоплении собственности, не в увеличении власти и влияния с помощью богатства, а в спокойной и праведной жизни, которая одна только и могла обеспечить вечное спасение и добрую славу среди односельчан. В формировании трудовой мотивации существенную роль играл культурно-религиозный фактор. Так, цели экономического поведения, ориентированного на удовлетворение насущных потребностей, а не на прибыль, были в большей степени присущи православному крестьянству. Традиционная минималистская мотивация труда большинства российских крестьян оставалась практически без изменений до 1917 г. Крестьянин работал до удовлетворения традиционных, скромных по своему составу потребностей семьи, не стремился к накоплению, и весь годовой доход потреблял. В случае повышения потребностей семьи ввиду увеличения числа едоков он увеличивал «степень самоэксплуатации», но до определенных пределов, дальше которых крестьянин «идти не хотел». Таким образом, трудовая мотивация крестьян была принципиально отлична от максималистской буржуазной трудовой мотивации.
Небольшие изменения трудовой мотивации в первой половине XIX в., вызванные развитием капитализма, увеличением численности рабочих, появлением около 30% крестьян, неудовлетворенных общинными порядками, в том числе и необходимостью следовать традиционной трудовой этике, которые захотели выделиться из общины и работать по новому, не изменили традиционной мотивации труда ни в городе, ни в деревне. В результате настоящего исследования выявлены несколько факторов, влияющих на состояние трудовой мотивации и находящихся в причинно-следственной связи с жизнеспособностью страны. Как показывают исследования, значимость (ценность) труда находится в очевидной причинно-следственной связи с жизнеспособностью страны (рис. 2.1.94).

Коэффициент корреляции составил 0,48, что свидетельствует о зависимости между значимостью (ценностью) труда и жизнеспособностью страны. Между тем традиционная мотивация труда не могла обеспечить материального изобилия, поэтому народ жил скромно. Однако основные материальные потребности удовлетворялись.

Подтверждением тому служит вывод историка В.И. Семевского, сделанный на основе анализа крестьянских повинностей. Согласно ему, благосостояние российских крестьян в XVIII в. было выше, чем немецких и польских и вряд ли уступало французским. Согласно выводам английского исследователя У.

Тука, автора фундаментального труда о царствовании Екатерины II: «Большинство русских подданных живет лучше, чем огромное большинство населения во Франции, Германии, Швеции и некоторых других странах. Это можно сказать о всех классах».

Так, традиционная мотивация труда положительно влияла на население России и на развитие государства в целом.

Идейно-духовный фактор (значение нематериальной мотивации труда для жизнеспособности страны)

Идейно-духовный ресурс в традиционной теории экономического действия исследователями практически не рассматривается. Между тем, идейная мотивация не раз становилась решающим фактором  экономического развития.

Либеральный подход, построенный на противопоставлении индивидуальной мотивации командной организации труда и ее исключительно материальном характере, неоправданно упрощает факторное многообразие побудительных мотивов трудовой деятельности. Вариант, согласно которому человек может трудиться, не будучи принуждаем государством и стимулируем ожидаемыми доходами, попросту не допускается.

Между тем, для России характерно преобладание духовных, по сравнению с материальными, факторов поведения.

Сравнение экспертной оценки такого преобладания и жизнеспособности страны демонстрирует устойчивую связь. Коэффициент корреляции составил 0,61, что демонстрирует причинно-следственную связь нематериальной мотивации с жизнеспособностью страны.

Ее снижение, возвеличивание материальных стимулов и успехов через некоторый период времени ведет к существенному снижению жизнеспособности страны.

Между тем, вне мировоззренческого (идейно-ценностного) осмысления труд, как исторический феномен, не мог бы состояться. Трудовая деятельность — это прежде всего, по своему генезису, деятельность общественно-полезная.

При понимании и имплементации этого в основы функционирования экономики преодолевается отчуждение человека от труда. В противном случае устанавливается деформированное представление, при котором организационные средства воспринимаются в качестве цели.

Всякий раз при актуализации идейно-духовных мотивов труда соответствующие хозяйственные общности показывали значительно более высокие результаты, чем конкурирующие с ними экономические системы.

 На основании представленных группой экспертов количественных оценок характеристик событий истории России ХХ столетия по 38 критериям идентификации идейно-духовного состояния была получена достаточно сложная немонотонная кривая.

Идейная духовность российского общества имела подъемы и спады, будучи зависимой от деятельности государства в вопросах идеологии и национальной (цивилизационной) идентичности.

Из этого следует вывод о том, что формирование идейно-духовного ресурса можно и дóлжно рассматривать в качестве государственной управленческой задачи.

Особого внимания в контексте вопросов формирования экономической политики требует построенная на экспертной сессии зависимость отношения в российском обществе к труду.

Характерно, что ее историческая изменчивость в целом совпадает с подъемами и спадами национальной экономики (рис. 2.1.96).

Проведенный экспертный эксперимент позволил также ответить на вопрос: какой из двух факторов — идейно-духовные основания или материальное стимулирование — имеет более весомое значение для показателей экономического развития в России? […]

Полученные результаты с позиций неолиберальной теории выглядят просто обескураживающими. Коэффициент корреляции идейно-духовной развитости общества и роста валового промышленного производства составил плюс 0,59 . Еще более весомой оказалась зависимость от фактора ценности труда в общественном сознании — коэффициент корреляции плюс 0,69.

Полученные данные доказывают значимость для российской экономики стимулов духовного содержания.
А вот суммарный материальный фактор и рост валового промышленного производства находятся в России, судя по результатам проведенного анализа, в состояние антикорреляции, давая значение минус 0,7.

Природно-климатический фактор мотивации труда

Источник: http://rusrand.ru/analytics/kultura-truda-v-rossii

Культура труда и управления Гастева

Культура труда

Aльбeрт Ивaнoвич Kравченкo, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

20-е годы представляют собой, пожалуй, самую яркую страницу в истории отечественной науки управления. Этот период поражает воображение современников не только грандиозностью замыслов, количеством новых идей, проектов и теорий, ожесточенностью идеологических дискуссий, но и грандиозностью личностей, которых дал Отечеству «серебряный век».

Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был А.К. Гастев. Несколько слов о его биографии.

Алексей Капитонович Гастев (1882—1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих в Костроме, выступал на митингах с разоблачением эсеров и меньшевиков, участвовал в работе III и IV съездов РСДРП.

За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции (где он закончил Высшую школу социальных наук), а после Октябрьской революции — один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В. Маяковский и А.В. Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

С 1921 по 1938 г. возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве. Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.

Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс.

квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Разработки Гастева получили мировое признание, они изучаются в США, Англии, Франции и других странах.

1. Концепция культурных установок

Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота.

Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства.

Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной, а труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.

На тяжелой, неритмичной работе, считает Гастев, больше приобретается болезней и вредных привычек. С одной стороны, русскому рабочему больше всего не хватает элементарной исполнительской культуры: умения подчиняться, точно соблюдать свои служебные обязанности независимо от того, приятно ему или нет.

Искусство коллективной работы, по Гастеву, основывается на умении приспосабливать личные цели к общим задачам, на способности точно и своевременно выполнять распоряжения. Первым актом «организационного тренажа» является обучение не руководить другими, а подчиняться самому. На этом принципе и строится у Гастева новая наука — «педагогика тренировки».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Метод оценки персонала «360 градусов»

Ее методы и законы базируются на точном расчете, в котором учтены все мелочи и детали, она имеет три стадии: «общая гимнастика, имитация работы и, наконец, настоящая работа».

Если гимнастика выступает в качестве «чистой техники движения», то задача имитационного упражнения — приучить человека к нагрузке.

На завершающей стадии обучающийся приступает к настоящим трудовым операциям, которые должны быть отрепетированы до автоматизма.

Для руководителя Гастев предлагал полугодовой испытательный срок, в процессе которого за кандидатом на выдвижение проводились бы тщательные социально-психологические наблюдения и на основании их составлялся «психологический паспорт». Требуемая от руководителя деловая инициатива будет встречена с большим энтузиазмом, если прежде он покажет себя как исполнительный и дисциплинированный работник.

Авторитет в коллективе, основанный на высокой личной культуре труда и профессиональной компетентности, представляет собой фундамент искусства управления. Согласно логике такого подхода, руководитель не приглашается извне, а воспитывается в собственном коллективе.

2. Трудовое обучение

Исходная ступень трудового обучения руководителя — исполнительская работа, простое «послушание, ибо только здесь проверяется, на что способен человек». Исполнительская работа дается труднее распорядительской и требует большего времени, усилий и воли.

В ней воспитывается скорость реакций, быстрота движений, четкость и ритмичность труда; перед будущим руководителем следует ставить задачи «на быструю распланировку стола, обставление комнаты, розыск телефонов, нахождение адресов… ни одного поручения без срока, ни одного задания без измерений».

Лишь после прохождения школы организационно-распорядительской деятельности, работника можно допускать к более сложным, планирующим функциям.

Гастев был убежден, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, нежели самое сложное и непонятное.

Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания.

В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ.

Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе.

Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу.

На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство.

Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве.

Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка». Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.

Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гимнастика.

Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Инструменты и методы получения данных в конкурентной разведке

Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.

Одним из конкретных инструментов воспитания НОТ в быту являлась у Гастева хроно-карта, т.е. своеобразный учетный документ для записи бюджета времени. Предлагались следующие этапы использования времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание.

Учет времени воспитывает бережливость, дисциплинированность, способность планировать свой рабочий день, повышает общую культуру человека. Для науки его польза в том, что он вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятельности людей.

3. Культура труда

Культура труда имеет также экономическое измерение: так, при правильном расположении инструментов работник выигрывает час в течение дня; у культурного человека «всегда все под рукой». Таким образом, НОТ у Гастева — это еще и культура рабочего места. Культура движений органически переходит в культуру поведения, личная культура — в коллективную.

Взаимоотношения людей на производстве, согласно гастевской концепции, требуют определенной «культурной условности», которая смягчает наше общежитие.

Проявлять тактичность в отношениях с другими, приветливость, пусть даже и условную, вместо «нарочито подчеркнутой грубости», — обязанность и право каждого человека.

Эти качества, наряду с дисциплинированностью, способностью подчиняться общей задаче (иначе — исполнительством), энтузиазмом и умением заражать окружающих тем делом, которым вы сейчас занимаетесь, называется социальными установками, составляющими «искусство коллективной работы».

Основное правило совместного труда — скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное «я», а общие интересы. Научиться этому труднее, чем овладеть индивидуальным тренажером.

Свои основные идеи и взгляды на трудовое воспитание Гастев изложил в самом концентрированном виде в знаменитой «Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.

4. Памятка-правила

  1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.
  2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
  3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного.
  4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.
  5. За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь.

    Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говориться, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

  6. По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
  7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу.
  8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя.

    Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

  9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть; в легкой работе отдышки редкие, но равномерные.

  10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.
  11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать.
  12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
  13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
  14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли и работа опротивеет.
  15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.
  16. По окончании работы надо все прибрать, все положить на определенное место.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  25 советов по улучшению концентрации и работоспособности

Только практические современные знания и навыки. Учитесь любым навыкам личной эффективности и самоменеджмента по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/kultura-truda-gastev-rabota-vremya-deyatelnost-nauka-trudovoe-vospitanie-rabotnik-metod-trenirovka-sociologiya-organizaciya/

Культура труда

Культура труда

Культура трудаимеет также экономическое измере­ние:так, при правильном расположенииинструментов работник выигрывает часв течение дня; у культурного человека«всегда все под рукой». Таким образом,НОТ у Гастева — это еще и культурарабочего места. Культура движенийорганически переходит в культуруповедения, личная культура — вколлективную.

Взаимоотношения людейна производстве, согласно гастевскойконцепции, требуют определенной«культурной условности», кото­раясмягчает наше общежитие. Проявлятьтактичность в отношениях с другими,приветливость, пусть даже и ус­ловную,вместо «нарочито подчеркнутой грубости»,— обязанность и право каждого человека.

Эти качества, наряду с дисциплинированностью,способностью подчи­няться общейзадаче (иначе — исполнительством),энту­зиазмом и умением заражатьокружающих тем делом, которым вы сейчасзанимаетесь, называется социальны­миустановками, составляющими «искусствоколлектив­ной работы» [13, с. 103—104].

Основное правило совмес­тного труда— скрывать, а не выставлять своюиндивидуальность, уметь на первое местоставить не соб­ственное «я», а общиеинтересы. Научиться этому труд­нее,чем овладеть индивидуальным тренажером.

На вершине пирамидыкультуры труда у Гастева находитсякультура рабочего класса. Приобретенныекаждым работником индивидуальные навыкизакрепля­ются четкой организациейсовместной деятельности, котораяпробуждает жажду творчества и стремлениеусовершенствовать свое орудие труда.

Осознание того, что средства производстватеперь являются собственно­стьюкласса, формирует в пролетариатепринципиаль­но новое, творческоеотношение к труду. Рабочий ста­новитсятворцом и распорядителем, он как бысливается со всем заводским механизмом.

К производству, в кото­ром человеккаждый день выковывает частицу своего«я», он будет относиться как к своемусобственному делу. Так вопросы культурытруда выходили на проблему от­ношенияк труду.

Свои основные идеии взгляды на трудовое воспита­ниеГастев изложил в многочисленных книгахи статьях. В самом концентрированномвиде они выражены в зна­менитой«Памятке-правилах», содержащей 16 пунктовправил и наставлений о том, как надоправильно и куль­турно работать.

Вопросы к главе

1. Какой след вистории НОТ и менеджмента оставилА.Гастев?

2. На чем основанабытовая культура?

3. Как формируетсятрудовая культура?

4. Что такоеорганизационный тренаж?

5. Почему управленческаякультура начинается с исполнительской?

6. Какую роль ввоспитании НОТ играет хроно-карта?

Конкретный пример. Памятка-правила

1. Прежде чем братьсяза работу, надо всю ее проду­мать так,чтобы в голове окончательно сложиласьмодель готовой работы и весь порядоктрудовых приемов. Если все до концапродумать нельзя, то продумать главныевехи, а первые части работы продуматьдосконально.

2. Не браться заработу, пока не приготовлен весь рабочийинструмент и все приспособления дляработы.

3. На рабочем месте(станок, верстак, стол, пол, зем­ля) недолжно быть ничего лишнего, чтобы попустуне тыкаться и не искать нужного срединенужного.

4. Весь инструменти приспособления должны быть разложеныв определенном, по возможности разнавсег­да установленном порядке,чтобы можно было все это находить наобум.

5. За работу никогдане надо браться круто, сразу; не срыватьсяс места, а входить в работу исподволь.Го­лова и тело сами разойдутся изаработают; а если при­няться сразу,то скоро и себя, как говориться, зарежешь,и работу «запорешь». После крутогоначального порыва работник скоро сдает:и сам будет испытывать усталость, иработу будет портить.

6. По ходу работынадо иногда усиленно приналечь: или длятого, чтобы осилить что-нибудь из рядавон выхо­дящее, или чтобы взятьчто-нибудь сообща, артельно. В такихслучаях не надо сразу налегать, а сначалаприладиться, надо все тело и ум настроить,надо, так сказать, заря­диться; дальшенадо слегка испробовать, нащупатьпотреб­ную силу и уже после этогоприналечь.

7. Работать надокак можно ровнее, чтобы не было приливаи отлива; работа сгоряча, приступамипортит человека и работу.

8. Посадка тела приработе должна быть такая, что­бы иудобно было работать, и в то же время нетрати­лись бы силы на совершенноненужное держание тела на ногах. Повозможности надо работать сидя. Еслиси­деть нельзя, ноги надо держатьрасставленными; чтобы выставленнаявперед или в сторону нога не срываласьс места, надо устроить укрепу.

9. Во время работынадо обязательно отдыхать. В тяжелойработе надо чаще отдыхать и по возможнос­тисидеть, в легкой работе отдышки редкие,но равно­мерные.

10. Во время самойработы не надо есть, пить чай, пить вкрайнем случае, только для утоленияжажды; не надо и курить, лучше курить врабочие интервалы, чем во время самойработы.

11. Если работанейдет, то не горячиться, а лучше сделатьперерыв, одуматься и применить сноваопять-таки тихо; далее нарочно замедлять,чтобы выдержать.

12. Во время самойработы, особенно когда дело ней­дет,надо работу прервать, привести в порядокрабочее место, уложить старательноинструмент и материал, смести сор иснова приняться за работу и опять-такиисподволь, но ровно.

13. Не надо в работеотрываться для другого дела, кроменеобходимого в самой работе.

14. Есть очень дурнаяпривычка после удачного вы­полненияработы сейчас же ее показать; вот тутобяза­тельно надо «вытерпеть», таксказать, привыкнуть к ус­пеху, смягчитьсвое удовлетворение, сделать еговнутренним, а то в другой раз в случаенеудачи получит­ся «отравление» волии работа опротивеет.

15. В случае полнойнеудачи надо легко смотреть надело ине расстраиваться, начиная снова работу,как будто в первый раз, и вести себя так,как указано в 11 -м правиле.

16. По окончанииработы надо все прибрать, все по­ложитьна определенное место.

Источник: https://studfile.net/preview/4331918/page:80/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: