Лакан (Lacan) Жак

Жак Лакан

Лакан (Lacan) Жак

Жак Лакан прославился как ученик и продолжатель идей Зигмунда Фрейда.

Француз начинал как врач-психиатр, но со временем увлекся психоанализом и философией, что принесло ему славу виднейшего мыслителя и ученого, занимавшегося наукой о человеческой душе в 20-м веке.

Вклад мужчины в глубинную психологию подтверждается тем фактом, что ортодоксальный психоанализ нередко называют термином «фрейдизм-лаканизм».

Детство и юность

Жак Мари Эмиль Лакан родился 13 апреля 1901 года в столице Франции. Дом, где воспитывался ребенок, вмещал три поколения Лаканов: там жили бабушка с дедушкой, которые всю жизнь были связаны с торговлей. Родители Альфред и Эмили воспитывали сына в благочестивых католических традициях. Отец работал финансовым менеджером, а мать посвятила себя воспитанию детей.

O Psicanalista Jacques-Marie Émile Lacan, menino, entre a bola e o peão, decidindo marotamente a melhor forma de sacudir…

Psicanálise Recife Воскресенье, 13 октября 2019 г.Жак Лакан в детстве

Первым местом обучения стал для мальчика иезуитский колледж святого Станислава. Эту частную школу Лакан посещал с шести лет и проявил себя как одаренный ученик, которому легко давались все предметы. Уже в 14 лет мальчик увлекся философией, с особенной страстью углубляясь в этику Бенедикта Спинозы.

Поступив в университет, Жак посвятил себя медицине, в качестве специализации выбрав психиатрию.

В этот период юноша знакомится с преподавателем Гаэтаном Клерамбо, объектами исследований которого были паранойя, психический автоматизм и эротический бред.

Мужчина стал для молодого человека примером истинного наставника, всецело поглощенного предметом изучения и способного заразить своей страстью других.

В молодости Лакан переживал кризис веры и отказ от прежних религиозных взглядов. Он углубился в изучение философии от Готфрида Вильгельма Лейбница до Карла Маркса. Университет Жак окончил в 1931 году, получив специальность судебного психиатра.

Год спустя француз защитил диссертацию, посвященную паранойяльному психозу, где нашли отражение его медицинские, философские и психоаналитические размышления.

Этот труд публиковался в научных журналах и произвел глубокое впечатление на художника Сальвадора Дали, который написал по его мотивам сюрреалистическое полотно «Гнилой осел».

Личная жизнь

Личную жизнь психоаналитика не назовешь скучной. Впервые Жак женился в 1934 году, его супругой стала Мари-Луиз Блонден. В браке родились двое детей — дочь Каролина и сын Тибо.

Однако мужчина не был моралистом и образцовым семьянином. Он увлекался прекрасными женщинами, среди которых нередко встречались популярные актрисы. В их числе оказалась и Сильвия Батай — жена писателя и друга Лакана Жоржа Батая.

В 1941 году женщина родила психоаналитику дочь Жюдит.

Esta tarde, a las cuatro, trabajaremos 'La agresividad en psicoanálisis', a cargo de Josep Maria Blasco y Silvina…

Espacio Psicoanalítico de Barcelona — EPBCN Пятница, 29 июня 2018 г.Жак Лакан и жена Сильвия Батай

Долгое время философу удавалось скрывать от семьи тайную любовь и внебрачного ребенка. Жак женился на Сильвии в 1953-м, когда его первая супруга умерла.

Младшая дочка мужчины выбрала в мужья Жак-Алена Миллера — верного последователя отца и видного члена Лакановской психоаналитической школы.

После смерти Лакана зять стал его наследным представителем, ответственным за редактирование и публикацию посмертных изданий.

Научная деятельность

Увлекшись учением Фрейда в середине 1920-х годов, Лакан стал виднейшим представителем структурного психоанализа. Француз не был бездумным последователем теории, но подвергал изучаемое направление последовательной ревизии.

Он занялся изучением переноса — формы повторения прошлого в настоящем, бессознательного воспроизведения уже бывшего.

Под влиянием диалектики Георга Гегеля, творчества художников-сюрреалистов, лингвистических поисков Фердинанда де Соссюра и Романа Якобсона француз пытался пересмотреть подход к науке о человеческой душе.

Жак последовательно боролся с неадекватной трактовкой фрейдизма и устаревшими методами, применяемыми в психиатрии.

Основной идеей стало учение о существовании невидимых структур, формирующих общество и культуру.

Бессознательное по Лакану проявляется в языке и речи, а потому ученый пытался лечить и диагностировать психические заболевания — от неосознанной тревоги до тяжелых психозов — через разговорную практику.

Помимо изучения проблемы речи, француз занимался постижением действительности посредством колец Борромео, где первое представляет реальное, второе — символическое, а третье — воображаемое измерение реальности и сознания.

Размышления о трех стадиях Жак изложил в труде «Имена-Отца».

Пристальным объектом изучения психолога стал феномен желания, которое Лакан не приравнивал к потребностям и вожделениям, а находил в нем более сложную природу — экзистенциальную недостаточность, неспособную быть наполненной.

Жак писал немного, большая часть его библиографии представлена изложением семинаров, которые тот проводил перед аудиторией. Отдельных самостоятельных книг у автора единицы, в их ряду «Функция и поле речи и языка в психоанализе» и «О бессмыслице и структуре Бога».

Смерть

В последние годы жизни Лакан испытывал серьезные проблемы со здоровьем. Французу диагностировали рак толстой кишки, и перенесенная в 1978 году операция дала недолговременный положительный эффект.

Ученый продолжал писать, читать лекции и в 79 лет выступал, стоя перед аудиторией в 800 человек в течение полутора часов, при этом голос мужчины оставался чистым и сильными.

Фото того времени демонстрируют, что исследователь был полон энергии.

Ha muerto el psicoanalista Jacques LacanEl fundador de la Escuela Freudiana de París contaba 80 años.

Sinthome instituto clínico psicoanalítico Пятница, 9 сентября 2016 г.Могила Жака Лакана

В 1980-м Жак перенес инсульт, от которого оправлялся в доме младшей дочери Жюдит.

Он продолжал страдать от проблем с кишечником, и осенью 1981 года мужчину поместили в клинику Хартманн в Нейи-сюр-Сен. 9 сентября Лакана не стало. Причиной смерти стала почечная недостаточность, развившаяся после экстренного удаления опухоли.

Могила психоаналитика находится на кладбище Гитранкур, недалеко от Ла-Прево, где располагался его загородный дом.

Цитаты

  • «Анализ — это правильно организованный бред.»
  • «Всякая острота носит характер индивидуальный — не существует остроты в пространстве абстракции.»
  • «Я мыслю там, где я не есть, и я есть там, где я не мыслю.»
  • «Сверх-Я — это просто-напросто речь, которая не говорит ничего.»
  • «Термин либидо служит, собственно говоря, выражением понятия обратимости, заключающим в себе представление об эквивалентности, о своего рода метаболизме образов.»

Библиография

  • «О бессмыслице и структуре Бога»
  • 1953 — «Функция и поле речи и языка в психоанализе»
  • 1954 — «Работы Фрейда по технике психоанализа»
  • 1955 — «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа»
  • 1957 — «Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда»
  • 1958 — «Образования бессознательного»
  • 1960 — «Этика психоанализа»
  • 1963 — «Имена — Отца»
  • 1963 — «Тревога»
  • 1964 — «Четыре основные понятия психоанализа»
  • 1970 — «Изнанка психоанализа»

Антон Родненков

Политик, общественный деятель

Источник: https://24smi.org/celebrity/126265-zhak-lakan.html

заслуга в психоанализе

Читать произведения Жака Лакана и материалы его семинаров довольно трудно, ещё труднее разобраться в них. Жак Лакан излагал свои мысли сложным языком, с применением терминов, позаимствованных из других наук; особенно он любил математику. Так, для иллюстрации некоторых своих идей он прибегал к топологии.

Однако критики Жака Лакана быстро заметили, что научные термины, которые он использует в своих сочинениях, сам Лакан понимает очень плохо и трактует их довольно свободно. Нередко в одном и том же произведении один и тот же научный термин (скажем, математический) приводится несколько раз, и каждый раз в разном значении.

Это явилось одной из причин того, почему Жаку Лакану отказывали в научности.

Другие исследователи, пытавшиеся вникнуть в содержание его произведений, приходили к выводу, что в некоторых из ни вообще нет никакого смысла. В других же сочинениях смысл присутствует, но ничего выдающегося с научной точки зрения там нет.

Однако какое-то определённое содержание в научной деятельности Жака Лакана всё-таки было. Так, Лакан не был доволен тем, что современные ему психоаналитики искажают изначальную теорию Зигмунда Фрейда, и призывал вернуться к «изначальному» фрейдизму.

Особое недовольство вызвала у него эго-теория, которую развивали, в частности, Эрик Эриксон и Анна Фрейд – дочь самого Зигмунда Фрейда. Жак Лакан, критикуя их подходы, вновь концентрировал внимание на бессознательном, видя в нём базовую часть психики.

Основой для своего учения Жак Лакан избрал схему «Воображаемое – Символическое – Реальное», которую он впервые представил на своём самом знаменитом семинаре. Схему эту он проиллюстрировал с помощью рисунка, который в математике известен как «кольца Борромео». Так называют невозможную в реальной жизни фигуру, состоящую из трёх колец, каждое из которых сцеплено с двумя другими.

  • «Воображаемое» — это часть психики, которая формируется в раннем детстве и основана на представлении о самом себе, построенном по образу другого человека, похожего на тебя. Одна из первых стадий формирования этой части – «стадия зеркала». По мысли Жака Лакана, она наступает тогда, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Известно, что узнавание себя в зеркале означает появление самосознания.
  • «Символическое» — это система обозначений, реализованная с помощью языка.
  • «Реальное» Жак Лакан объясняет как диахронию – ситуацию, когда человек возвращается к ранее наблюдаемому предмету, но не замечает его на прежнем месте или замечает изменившимся. Столкновение с реальным часто сопровождается травмой, поскольку человек не находит желаемый объект на прежнем месте.

Это лишь приблизительное изложение данной теории учёного. В полном виде она достаточно сложна – частично причиной этому служит сложный язык, который автор использует для её изложения.

При этом Жак Лакан был убеждён, что основные человеческие страсти рождаются от смешивания этих трёх состояний. Смесь Реального и Воображаемого рождает ненависть, смесь Реального и Символического – невежество, а смесь Символического и Воображаемого – любовь. Все эти страсти учёный считал основой человеческого бытия.

Жак Лакан рассуждал о желании, в том числе сексуальном. Он полагал, что желание – это не просто некое побуждение, а это то, что никогда не может быть удовлетворено.

Созданная им теория желания описывает его как некую экзистенциальную дыру, ощущение внутренней недостаточности, и эта дыра никогда не может быть заполнена. В связи с этим Лакан утверждает, что мы испытываем удовольствие именно от невозможности полностью удовлетворить своё желание.

Также он говорил, что мы всегда хотим именно то, что мы не можем получить, а также «трава на другой стороне всегда зеленее». Переживание какой-то потребности всегда более волнующе, чем само исполнение этой потребности.

Последователь Лакана Славой Жижек – современный словенский писатель и философ – на основе этой теории объясняет, почему «Кока-кола» является самым идеальным товаром: ведь её всегда хочется ещё.

Рассуждал Жак Лакан и о психиатрии. По его мнению, современная ему психиатрия применяет устаревшие методы, вследствие чего не способна по-настоящему лечить психические заболевания. Сам же он в соответствии со своими взглядами предлагал лечить психические расстройства с помощью исправления речевых нарушений.

Вообще Лакан достаточно часто обращался к языку, речи и лингвистике. И, само собой, трактовал понятия науки о языке по-своему. Так, он утверждал, что бессознательное «организовано как язык», то есть имеет похожую структуру и функционирует похожим образом.

Произведения и лекции Жака Лакана, как уже говорилось, рано начали подвергаться жёсткой критике. Самыми суровыми критиками были позитивисты – представители точных и естественных наук. Их возмущало, что в области их знания вторгается человек, который почти ничего в них не понимает.

Стоит выделить книгу «Интеллектуальные уловки», написанную математиком Аланом Сокалом и физиком Жаном Брикмоном: в ней осуждается философия постмодернизма за ту вольность, с которой она «жонглирует» научными понятиями, в которой её приверженцы ничего не смыслят.

И одним из главных примеров такой шарлатанской философии в этой книге названо творчество Жака Лакана.

Алан Сокал также провёл эксперимент, обличающий «умствования» Жака Лакана и других постмодернистов.

Он написал имеющую броский заголовок «научную» статью, текст которой изобилует труднопроизносимыми научными терминами, но абсолютно не имеет смысла; после этого он попытался опубликовать эту статью в каком-нибудь научном журнале. В первом же издании статья была напечатана, да ещё и удостоилась благосклонного отзыва от редакторов.

Франсуа Рустанг также констатирует, что произведения Лакана являются «бессвязной системой псевдонаучной тарабарщины». Известный биолог Ричард Докинз писал, что для понимания того, что Жак Лакан – шарлатан, не нужно быть биологом или математиком: достаточно прочитать о том, как он приравнивает эректильный орган к квадратному корню из минус единицы.

Другие авторы критикуют произведения Лакана, посвящённые собственно психоанализу.

Они отмечают, что нельзя рассматривать психику исключительно через словесно-языковую составляющую: знаковая система не отображает всей сущности человеческого сознания, особенно её бессознательной части.

Отдельные авторы отмечают, что Лакан в своих теориях опускает сущность человека до уровня некой потребляющей машины, так что психолога вполне можно считать апологетом общества потребления.

Между тем находятся авторы, которые всерьёз воспринимают его попытки связать психологию и психоанализ с другими науками, особенно математикой. В те годы математические методы активно внедрялись в разные области научного знания – биологию, языкознание, и чисто внешне работы Жака Лакана продолжали эту традицию.

Однако трудно поверить, что французский психолог искренне желал обогатить психоанализ математическими приёмами и просто «недоучился»: сам стиль построения его текстов говорит о том, что он намеренно стремился запутать читателя и слушателя, чтобы произвести впечатление, да ещё и замаскировать собственную некомпетентность.

Ведь постмодернизм выражается не только во внутреннем содержании произведения, но и в отношении автора к нему и к собственному образу: многие постмодернистские философы, писатели, актёры и даже политики стремились по большей части не «быть» кем-то, а «казаться». Поведение Лакана, его манеры, стиль общения с людьми говорил о том, что и он не был чужд этому принципу.

Он любил эпатаж, цинизм и безосновательное отрицание всяческих устоев – то, что в среде постмодернистов именовалось «деконструкцией».

Примечательно, что семинары Жака Лакана поначалу привлекали множество студентов, которые впоследствии становились известными психологами. И многие из них с течением времени потеряли интерес к его теориям и мировоззрению, став приверженцами более серьёзных направлений.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/260-zhak-lakan.html

Оказывается, французский философ Жак Лакан был настоящим мудаком

Лакан (Lacan) Жак

Одно имя Жака Лакана вызывало страх в сердцах аспирантов, которых однажды попросили оспорить его крайне сложные работы. Но при всём том, что его работы читать очень сложно, философ считается одним из величайших философов 20-го века.

Его еженедельный семинар был настоящим событием, его посещали самые выдающиеся философы Франции. Это, кстати, он основал фрейдистскую школу Парижа. Своими работами он перевернул мир психологии, теорию литературы, социологию и психоанализ.

С другой стороны, Лакан был настоящим мудаком. Он крал работы своих коллег, высокомерно общался и запугивал старшекурсников, а феминистки его называли самовлюблённым садистом. Он ухаживал за бывшими жёнами своих друзей. Один рецензент обозвал его «психиатром из ада».

В настоящее время, когда отдельные личности рекламируют сами себя, как например, человеконенавистник Славой Жижек; иногда адекватный, но в основном полный кретин Ричард Докинз; а также Мартин Хайдеггер, который придерживается фашистских взглядов; имя Лакана нельзя забывать.

В том, что некоторые ненавидят отца современного психоанализа, нет ничего нового. Еще в 1995 году, Ноам Хомский, который общался с Лаканом несколько раз, описал его как «забавного и полностью осознанного шарлатана».

Три года спустя физик и резкий критик постмодернизма Алан Сокаль характеризует работы Лакана как «полный бред», Ричард Докинз придерживается той же точки зрения, высмеивая француза как «подделку», у которого “сила его эректильного органа равна корню квадратному из минус единицы”.

Но для некоторых, Лакан является неисчерпаемым источником вдохновения.

Вместе с Клодом Леви-Строссом и Луи Альтюссером, Лакан был частью движения по  развитию структурной психологии во Франции, основой которой является идея о существовании невидимых структур, которые формируют общество и культуру. Французский структурализм резко контрастирует с гуманизмом, который был популярен в то время.

Это был лагерь философов, который прославлял свободную волю, поскольку такие явления как «свобода воли» всегда определяли структуру общества. Дебаты на эти темы актуальны и сегодня, в основном между теми, кто считает, что люди из просвещённого класса должны «прекратить практику» угнетения масс (прекратить махинации с капиталом и т.д.

), и теми, кто считает, что противоречия и несправедливость окружают нас везде, они всегда были, есть и будут.

Лакан придерживался теорий Фрейда и заявлял, что «бессознательное структурировано как язык». Фрейд считал, что в мечте нет ничего реального, это всё метафора. Подобно языку, бессознательное красиво представляет реальность, но в действительности не имеет ничего общего с реальностью. Чтобы понять человеческую психику, мы должны понять структуру языка разума.

«Лакан полагал, что желание не просто относится к нашим потребностям и вожделениям. Скорее, желание – это то, что никогда не может быть удовлетворено»__

Пожалуй, наиболее важной из теорий Лакана является его теория желаний. Лакан полагал, что желание не просто относится к нашим потребностям и вожделениям. Скорее, желание – это то, что никогда не может быть удовлетворено.

Желание возникает из экзистенциальной недостаточности, которая похожа на открытую дыру, которая никогда не может быть заполнена. Лакан утверждал, что на самом деле мы испытываем удовольствие от постоянной нереализованости наших желаний.

Такие афоризмы, как «вы хотите именно то, что вы не можете получить» или «трава всегда зеленее на другой стороне» – намёк на эту логику. Когда человек желает что-либо, будь то любовника, гаджет или хочет, чтобы произошло какое-то событие – это всегда более соблазнительно и волнующе, чем сам момент исполнения желания.

Славой Жижек, широко обсуждаемый словенский писатель и современный философ, элегантно использует высказывания Лакана, описывая, почему кока-кола является идеальным товаром.

Многие из студентов Лакана, даже те, кто в конце концов отказались от взглядов своего учителя, всё ещё работают на философских факультетах.

Некоторые из этих студентов, хотя и благодарны судьбе, что им повезло учиться у него, подтверждали сомнительность моральных качеств Лакана.

Недавно в своей биографии, Элизабет Рудинеско описала мыслителя как “темпераментного ребёнка»,  человека, который часто требовал, чтобы ликёр, сигары или еда приносились по щелчку его пальцев везде, где бы он ни был.

Обычное отношение Лакана к кражам также было задокументировано. А именно, касательно книг, которые он одолжил у своих друзей. В отличие от вашего друга, который «потерял» вашу книгу “Пятьдесят оттенков серого”, Лакан действовал умышленно.

После просматривания архивов  переписки Лакана, Рудинеско обнаружила, что Лакан часто писал друзьям, чтобы либо одолжить, либо купить книги, которые были редкими или были коллекционными изданиями.

Когда его просили вернуть их, книги часто «терялись» и в случае, если необходимо было возместить стоимость книги, он редко выкладывал полную сумму.

Многие старшекурсники факультета психологии знают случай Эме (псевдоним Маргарет Анзье), пациентки Лакана и субъекта его знаменитой докторской диссертации 1932 года.

Эме посадили в тюрьму, а Лакан был назначен её попечителем, после того как она попыталась ранить знаменитую французскую актрису Югетт Дюфло. Эме приписывали параною и помешательство, однако Лакан был очарован её романом, который она писала, пока была под его наблюдением.

Даже Эме не удалось избежать его жадности, так как Лакан «позаимствовал» рукописи романа для своей научной работы. По сей день, потомки Эме пытаются восстановить рукописи.

Более серьезными являются обвинения в плагиате. Лакан известен своей теорией «стадий зеркала» – психоаналитический термин для точки в жизни, когда дети узнают себя в зеркале.

Тем не менее, как и его книжное собрание, эта теория была украдена у кого-то.

Рудинеско отмечает, что термин впервые был использован коммунистическим психологом по имени Анри Валлон, и что Лакан, который всегда спешил «быстро уничтожить все источники», «всегда явно принижал значение Валлона как психолога».

Ещё одной интересной выходкой Лакана была его «разная длительность сессий» – оригинальный способ оправдать мошенничество с оплатой его услуг пациентами.

На протяжении всей своей жизни, Лакан медленно уменьшал время, которое он проводил с каждым пациентом. То, что когда-то длилось почти час психоанализа, позже сократилось всего лишь до нескольких минут, а стоило немало.

И, если бы вы были начинающим студентом Лакана, вам тоже пришлось бы платить, чтобы попасть к нему на приём.

Лакан любил общепринятые французские «утончённые» вещи в еде, выпивке, женщинах и искусстве.

Он любил экстравагантную одежду «сшитую согласно его указаний и требований: дорогие меха, костюмы из необычных материалов, твердые воротники причудливой формы, lavallières (галстуки) различных размеров, обувь, сшитая по индивидуальному заказу из редких видов кожи с золотом и камнями», отмечает Рудинеско.

Рудинеско также описывает Лакана как “фетишиста»- коллекционера, который составлял детальные списки всего, что у него было.

Кроме частично украденных коллекций редких и оригинальных книг, у него также были различные произведения изобразительного искусства, такие как картина  _L’Origine du Monde _(Происхождение мира), которую Сильвия (его жена) ловко покрыла другой картиной так, что Лакан любил показывать скрытую картину своим друзьям, как  подросток показывает порно. «Внутри картины находится фаллос», любил говорить Лакан.

Одним из студентов Лакана был Феликс Гваттари, который вместе с французским философом Жилем Делеза в итоге станут самыми известными критиками Лакана. Гваттари изначально поклонялся Лакану, он был звёздным студентом. Ему повезло: Лакан разрешил студенту отвезти его домой после семинара. Как утверждал Лакан, это было частью психоанализа.

Однако, когда Гваттари встретился с Лаканом за ужином и рассказал ему про свою будущую книгу, _Anti-Oedipus _(“Анти-Эдип” – книга, в которой критикуются теории Фрейда и Лакана), Лакан прервал все контакты с Гваттари и начал распространять слухи среди своих друзей с целью разрушить карьеру своего бывшего ученика. (Он также запретил своим ученикам обсуждать книгу Гваттари, как биографию двоих).

Он был большим ценителем женщин, и друзья Лакана не были застрахованы от его эгоистичных желаний. В то время как его жена верила, что их брак моногамный, Лакан придавался разврату с известными французскими актрисами.

Одной из таких актрис была Сильвия Батай, вы могли о ней слышать как о жене уважаемого писателя и друга Лакана Жоржа Батая. Правда следует отметить, что Жорж и Сильвия разошлись до “вмешательства” Лакана.

Однако, Лакан скрыл от своих детей существование дочери, которая родился вследствие его связи с Сильвией.

«Он назвал свою любимую собаку Жюстин в честь сексуальной рабыни из книги маркиза де Сада»

У Лакана было странное чувство юмора. Например, он назвал свою любимую собаку Жюстин в честь сексуальной рабыни из книги маркиза де Сада. Он также отметил: «Там можно провести много психоанализа, но он бессилен против глупости». Зимние виды спорта Лакан воспринимал как «концлагерь для богатых стариков».

Идея того, что часто философы – дерьмовые люди, стала модной в последние несколько месяцев. Будь то антисемитизм Мартина Хайдеггера или тот факт, что Жижек случайно повторил теорию из  журнала, который печатается сторонниками превосходства белой расы.

Получается, что учитывая все эти аргументы, за и против этих учёных, мы должны либо полностью оправдать, либо раскритиковать философа.

И всё предлагается, якобы бездумному читателю, которому надо сказать, что и кого читать, а также, что из всего написанного про него является правдой.

Если бы работы Лакана были на тему «как не быть мудаком», тогда, возможно, это имело бы смысл. Именно поэтому Рудинеско утверждает, что, несмотря ни на что, мы всё равно должны изучать работы Лакана.

Слишком часто, великие мыслители совершали преступления и не жили в соответствии со своими собственными идеями. Возможно, лучше иметь идеи, которые будут вдохновлять, чем стремиться стать образцом для подражания. Иначе, в противном случае, шансы выглядеть полным мудаком очень высоки.

Источник: https://www.vice.com/ru/article/4w75en/jacques-lacan-was-sort-of-a-dick-323

Жак Лакан, французский философ и психиатр: биография

Лакан (Lacan) Жак

Жак Лакан – это великий французский психоаналитик и философ. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы изменить мир психологии, сделать его более понятным и доступным. Благодаря этому его считают одним из самых выдающихся специалистов в этой области. В своей популярности он уступает лишь одному человеку – отцу современного психоанализа Зигмунду Фрейду.

Итак, какова же история жизни Жака Лакана? Как он смог достичь подобных высот в психологии? Кто был его учителем и наставником? И насколько популярна теория Жака Лакана?

Счастливое детство

Полное имя психиатра – Жак-Мари-Эмиль Лакан. Мальчику посчастливилось родиться в одном из самых прекрасных и мелодичных мест на планете, а именно — в Париже. Произошло это 13 апреля 1901 года в семье торговца уксусом. Следует отметить, что семья Лакана была весьма консервативна и набожна. Именно поэтому в 1907 году его отдали учиться в католический колледж Святого Станислава.

Точно неизвестно, когда именно Жак Лакан захотел стать психоаналитиком, однако его страсть к познанию разума человека была заметна с ранних лет. Наверное, из-за этого он и захотел связать свою жизнь с медициной.

Образование и ранние годы

Сразу после окончания колледжа в 1919 году Жак Лакан поступает в местный медицинский университет. Естественно, в качестве основного направления он избирает психиатрию. Также именно в этот период он впервые увлекся теориями и практиками Зигмунда Фрейда.

После окончания учебы (в 1926 году) его направляют на прохождение практики в госпиталь Святой Анны. Здесь его куратором становится выдающийся психиатр того времени Клерамбо, известный своими трудами по анализу автономной работы сознания и паранойяльному бреду.

Новый ученик сразу же завоевывает сердце своего наставника неподдельным интересом к ремеслу. А посему учитель передает Лакану все свои знания и наработки, что сильно воодушевляет будущего врача. Чуть позже он поделится со своей аудиторией такими словами: «Клерамбо – это единственный настоящий учитель, которого мне посчастливилось встретить на своем пути».

Ключевые даты: довоенный период

  • 1931 год – получение диплома судебного психиатра. Именно эту дату можно считать отправной точкой, с которой начался путь Лакана как психотерапевта.
  • 1932 год – защита докторской диссертации на тему «Параноидальный психоз и его влияние на личность». Данная работа вызвала настоящий фурор у исследователей психологии и философии. Даже сам Сальвадор Дали отметил ее значимость и ценность для будущего психотерапии.
  • 1933 год – свадьба с Мари Блондэн. Их брак был неудержимым порывом страсти, который подарил Жаку троих замечательных детей.
  • 1936 год – выступление на Международном психоаналитическом конгрессе в Англии. Именно здесь он впервые представил свою теорию «Зеркала», которая впоследствии станет одной из доктрин его учения. Правда, его выступление было прервано из-за недопонимания со стороны коллег.
  • 1938 год – Жак Лакан становится членом Парижского психотерапевтического общества. Это позволяет ему работать над своими исследованиями с еще большим рвением и энтузиазмом.

Когда первые выстрелы прозвучали над головами европейцев, Лакан решил помогать своему народу всем чем сможет.

Именно поэтому на протяжении всей войны он работал полевым врачом, спасая жизни и души солдат.

  • 1953 год – время больших перемен в жизни Лакана. В этом году умирает его первая жена, после чего он женится на Сильвии Батай. Также его избирают на пост президента Парижского психоаналитического общества. Но в этом же году он его и покидает, так как его инновационная политика вызвала негодование студентов. В конечном счете Лакан основывает собственное Психоаналитическое Общество Франции (ПОФ).
  • 1962 год – апогей недопонимания теории Лакана. Широкие массы не хотят изучать его труды, а поэтому ему запрещают вести лекции в обычных университетах. Исключением является только школа Фрейда, которую он же и основал.
  • 1966 год – выход книги «Написанное». Это поворотный момент в жизни Жака, так как его произведение побороло стену недопонимания и стало настоящим бестселлером.
  • 1969 год – всеобщее признание. Помимо обычного успеха, ему также открыли двери в преподавательский состав университетов. Более того, ему даже предложили возглавить одну из кафедр психологии.
  • 1975 год – теперь весь мир знает, кто такой Жак Лакан. Семинары и конференции с его участием проводились по всей Европе, а также за ее пределами. В частности он начал читать лекции в некоторых колледжах Америки.
  • 1980 год – Жак закрывает школу Фрейда в Париже, так как не может ею управлять. Но он открывает новое общество «Фрейдово дело» в надежде на то, что его идеалы в будущем не забудут.
  • 9 сентября 1981 года – Жак Лакан умирает. Говорят, его последними словами была фраза: «Я останусь на своем… я ухожу».

Жак Лакан: книги

К сожалению, большинство трудов Лакана не смогло дожить до наших дней. Ведь великий ученый не любил записывать свои мысли, а поэтому многие книги о его учении были записаны со слов его знакомых и коллег.

И все же изучить психоанализ Жака Лакана можно, прочитав его бестселлер «Написанное». Также в печатной форме есть большинство его семинаров, которые с годами перевели практически на все языки мира.

Также весьма интересны его книги, раскрывающие связь между речью и сознанием человека. Их названия: «Функция и поле речи языка в психоанализе» и «Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда».

Жак Лакан: цитаты

Закончить биографию Лакана хочется небольшим набором его цитат. Ведь только они смогут показать то, каким именно был Жак в реальной жизни.

  • «До начала речи нет ни истинного, ни ложного».
  • «Для того чтобы вымысел принес мне удовольствие, в нем должно быть что-то странное даже для меня самого».
  • «Ненависть, как и сама любовь, – безграничное поприще».
  • «Цензура нужна лишь для обмана посредством лжи».
  • «Мир слов всегда порождает мир вещей».

Источник: https://FB.ru/article/226845/jak-lakan-frantsuzskiy-filosof-i-psihiatr-biografiya

Лакан Жак

Лакан (Lacan) Жак

Лакан (Lacan), Жак (1901-1981) — французский психоаналитик и философ.

Как автор концепции структурного психоанализа Лакан исходит из решительного разрыва с классической философией самосознания и классическим психоанализом в части его индивидуально-биологизированного понимания бессознательного.

В целом структурный психоанализ может быть охарактеризован как посткартезианская и постфрейдистская философская антропология и философия культуры.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 184.

+ + +

Лакан (Lacan) Жак (1901 -1981) — французский философ, основатель структурного психоанализа. Исследования. Основывался на идеях 3. Фрейда об особом значении речевой деятельности в диагностике и лечении психических заболеваний. При анализе бессознательного, которое считал структурированным как язык, использовал методы структурной лингвистики, антропологии, риторики, топологии.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 288.

Другие биографические материалы:

Горных А.А. Французский психоаналитик и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Автономова Н.С. Один из главных деятелей структурализма и постструктурализма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Один из наиболее влиятельных мыслителей 20 века (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Задача изучения закономерностей человеческой психики ставится им в отрыве от широких социальных взаимозависимостей (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

1. De la psychose paranoïaque dans les rapports avec la personnalité, 1932, reed. P., 1975;

2. Ecrits. P., 1966;

3. Television. P., 1973;

4. Le seminaire. P., 1973–1999 и далее;

5. «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж, 1992;

6. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995;

7. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997;

8. Семинары, Книга 1, Работы Фрейда по технике психоанализа (1953–1954). М., 1998;

9. Книга 2, «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954–1955). М., 1999.

Литература:

1. Borch-Jacobsen M. Lacan. Le maître absolu. P., 1990;

2. Dor J. Introduction à la lecture de Lacan. 1: L'inconscient structuré comme un langage. P., 1985;

3. 2: La structure du sujet. P., 1992;

4. Forrester J. The seductions of psychoanalysis. Freud, Lacan and Derrida. Cambr., 1990;

5. Julien Ph. Le retour a Freud de Jacques Lacan. L'application au miroir. P., 1986;

6. Juranville A. Lacan et la philosophie. P., 1984;

7. Kremer-Marietti A. Lacan ou le rhetorique de l'inconscient. P., 1978;

8. Lacan avec les philosophes. P., 1991;

9. Milner J.-C. L'oeuvre claire. Lacan, la science, la philosophie. P., 1995;

10.  Nancy J.-L. Lacoue-Labarthe, Le titre de la lettre. P., 1973;

11.  Ogilvle B. Lacan. Le sujet. P., 1987;

12.  Rajchman J. Truth and Eros. Foucault, Lacan, and the question of ethics. L., 1991;

13.  Rifflet-Lemaire A. Jacques Lacan. Brux., 1970;

14.  Roudinesco E. Jacques Lacan. P., 1993;

15.  Roustang F. Lacan. De l'équivoque à l'impasse. P., 1986;

16.  Schneiderman S. Jacques Lacan: The Death of intellectual Hero. Cambr. (Mass.), 1983;

17.  Turkle S. Psychoanalytic Politics: the French Freudian Revolution. N. Y., 1978;

18.  Wilden A. The language of the Self. Balt., 1968;

19.  Автономова H.С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. – «ВФ», 1973, № 11;

20.  Она же. Лакан: возрождение или конец психоанализа? – В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. 4. М., 1985;

21.  Она же. Структуралистский психоанализ Ж.Лакана, Французская философия сегодня. М., 1989;

22.  Она же. Lacan et Kant: le probleme du symbolisme. – Lacan avec les philosophes, 1991;

23.  Качалов П. Лакан: заблуждение тех, кто не считает себя обманутым. – «Логос», 1992, № 3;

24.  Бессознательное: его открытие, его проявления. От Фрейда к Лакану. (Коллоквиум Московского круга). М., 1992;

25.  Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lakanzhak.php

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: