Лидерство в групповой психотерапии

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Лидерство в групповой психотерапии

Лидерство в группе развивается в зависимости от целей и с практичной точки зрения повышает результативность управления. Лидер выдвигается на основе ценностей и норм, сформированных в коллективе, он имеет влияние на поведение всех или части его членов.

Определение

В группе всегда происходит распределение власти. Когда увеличивается коллектив, возрастает и роль лидерства. Возникает иерархическая структура, на вершине которой кто-то должен находиться.

Нельзя путать понятие лидерство с понятием руководства. Лидерство проявляется в регулировании межличностных взаимоотношений на неформальном уровне.

А руководство в рамках социальной организации регулирует функции формальных отношений.

Феномен лидерство в малых группах возникает стихийно. Когда коллектив только формируется, выдвигается пробный лидер.

Иногда возникает рассеянное лидерство – когда в больших группах несколько людей сразу берут на себя решение задачи, предлагают правила организации взаимоотношений. Эти личности могут противоречить друг другу.

Фокусированное лидерство восстанавливается тогда, когда все члены идут за одним человеком. Не всегда лидер в одной группе может стать им в другой. Потому что в новом коллективе другие нормы, цели.

Психологи выделили основные качества, которыми должен обладать лидер:

  • эрудированность;
  • доминантность;
  • уверенность в себе;
  • мужественность;
  • высокий энергетический уровень;
  • соответственные к деятельности коллектива знания и навыки.

Хотя феномен лидерства очевиден, бывает трудно выделить лидера в группе. Для этого используют два метода:

  • метод самодоклада – опрашивают членов коллектива, кого считают более влиятельным;
  • метод самонаблюдения – сторонние люди выявляют людей, которые при решении задач более активно участвовали, втягивали в процесс других участников.

Основные признаки

Личность, которая берет на себя управление, можно определить по следующим референтам:

  • высокая инициативность и активность;
  • осведомленность о поставленном задании и о коллективе в целом;
  • способность влиять на мнение и действия членов группы;
  • высокое соответствие поведения данного индивида установленным нормам по сравнению с другими;
  • наличие нравственных качеств, которые являются примером для членов коллектива.

В группе строятся определенные отношения, когда одного человека признают ведущим, а остальные становятся ведомыми.

Не всегда лидер вызывает симпатию окружающих и не всегда является социометрической звездой, но признаки лидерства очевидны. Обычно уровень его интеллекта превышает средние показатели. Группа легко может распасться, если в ней нет человека, который имеет потребность доминирования.

Доминирующий человек организовывает жизнедеятельность и хороший климат коллектива, вырабатывает нормы и следует им. Выступает представителем при взаимоотношении с другими группами, несет ответственность за результаты работы.

Компоненты

Отечественных психологов считают, что лидерство имеет 3 составляющие:

  1. Эмоциональный – каждый член группы может обратиться к лидеру со своими проблемами. Его называют душой коллектива.
  2. Деловой – умеет обеспечить связи, организовать взаимодействие, добиться результата. Это «руки группы».
  3. Эрудированный – имеет ответ на все вопросы, легко находит нужную информацию. Это «мозг коллектива».

Обычно успешный лидер совмещает два компонента. Идеальный, которому обладает всеми тремя составляющими, встречается очень редко.

Классификация

Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство.

Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди.

Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

  1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
  2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
  3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

  1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
  2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
  3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
  4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
  5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
  6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
  7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

Взаимоотношения в коллективе

Лидер и группа понятия неразделимые. Коллектив не может существовать без доминирующего человека и наоборот. Деятельность группы зависит от отношений между ними.

Отношения могут сложиться удачно, если у команды и лидера будут единые взгляды и цели, и тогда эффективность их деятельности высока.

Но иногда слишком сильная вера в правильность своих убеждений не дает посмотреть на задачу шире, со стороны.

Все участники процесса должны быть компетентными, тогда команда достигнет высоких результатов.

Бывают случаи, когда возникновение проблем связано с беспрекословным подчинением лидеру, чрезмерной преданностью ему.

Лидер сам принимает решения, остальные только подчиняются и приводят их в исполнение. Могут возникать конфликты за приближенность к лидеру. Профессионализм такого коллектива невысокий.

Существует такое понятие как парадокс лидера. При увеличении команды доминирующий человек начинает расширять свою деятельность. Тогда интересы изначальной группы могут не учитываться. Поэтому она выдвигает нового лидера – это первый парадокс.

Второй заключается в том, что слишком активные лидеры усложняют взаимоотношения в группе. Психологическая атмосфера становится напряженной. Это порождает недовольство лидером. И наоборот – менее деловая и дружелюбная личность не ставит к членам команды высоких требований, что снижает эффективность работы.

Суть этого феномена заключается в том, что не бывает вечных лидеров.

Заключение

Процесс лидерства стихийный и этим отличается от руководства. Если создана группа, то должен возникнуть в ней лидер.

Им становится человек, который имеет соответствующую форму поведения, а также определенный социальный статус. Лидер должен обладать соответствующими качествами, а также хорошо справляться со своими функциями.

Это человек, который направляет команду, организовывает ее деятельность и мотивирует.

Источник: https://psyhoday.ru/obshchenie/liderstvo-v-gruppe.html

Групповая психотерапия: общение как самое эффективное средство решения личностных проблем

Лидерство в групповой психотерапии

Бостонский хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт, занимавшийся терапией туберкулёза, в какой-то момент своей практики решил лечить не болезнь, а самих пациентов.

Он предположил, что их психологическое состояние играет одну из важнейших ролей в развитии и течении инфекции. Так как возможности работать с заболевшими по одному не было, организовал групповые сеансы.

Уже через месяц стало понятно, что, по сравнению с индивидуальными, они показали более высокие результаты. Люди чувствовали себя гораздо лучше, шли на поправку.

Это произошло в 1905 году. С тех пор начало активно развиваться новое направление — групповая психотерапия. Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.

Что это такое

Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.

Из истории

Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия». Активно применял её на практике.

Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным.

Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.

В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев. Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.

Понятия

Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.

Групповая психотерапия

Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.

Коллективная психотерапия

Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.

Психотерапия в группе

Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.

Виды, направления

Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода.

Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д.

Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.

В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):

В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:

  • Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям;
  • энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала;
  • гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки;
  • тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других;
  • и др.

В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».

Книга Ирвина Ялома «Стационарная групповая психотерапия»

Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:

  • эффективность;
  • общие принципы;
  • цели;
  • предполагаемый состав и размер групп;
  • стратегии и техники ведения;
  • подход «здесь и сейчас»;
  • проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты;
  • рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.

На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.

Цели и задачи

цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе.

Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов.

Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:

  • гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими;
  • психодрама — развитие творческого потенциала;
  • телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.

На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:

  1. Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
  2. Выработка позитивного отношения к себе.
  3. Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.

В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.

Основные понятия

Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.

Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.

Роли — степень влияния участников друг на друга:

  • альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность;
  • бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует;
  • гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером;
  • омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.

Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.

Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.

Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.

Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:

  • I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность;
  • II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта;
  • III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество;
  • IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.

На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.

Принципы

Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.

  1. Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
  2. Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
  3. Сплочённость: совместное решение проблем.
  4. Альтруизм: готовность помогать друг другу.
  5. Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
  6. Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
  7. Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
  8. Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
  9. Подражание лидерам и экспертам.
  10. Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.

Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.

Методы, техники, приёмы

В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.

Групповая дискуссия

Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:

  • интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений;
  • биографической — знакомство с историей каждого участника;
  • тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.

Психодрама

Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:

  1. Разогрев — распределение ролей.
  2. Психодраматическое действие.
  3. Обсуждение.

Психогимнастика

Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.

Проективный рисунок

Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.

Музыкотерапия

На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.

В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.

Практика

Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:

  • проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе;
  • но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться;
  • нужно учиться слушать и слышать других;
  • нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.

Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.

Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.

Пример из практики. От женщины ушёл муж, из-за чего она страдала депрессией, осложнённой навязчивыми идеями. Она преследовала одну цель — вернуть его любыми способами. Все попытки наладить отношения терпели крах, и каждая из них только ухудшала её состояние.

Индивидуальные сеансы психотерапии показали свою неэффективность, и её включили в группу женщин, переживавших такую же трагедию. И тут она неожиданно для себя увидела совершенно иное решение своей проблемы. Другие нашли в себе смелость развестись и учились жить заново без мужа.

Несмотря на то, что им тоже было плохо, в целом, они признавали, что им стало легче дышать, когда они перестали тешить себя напрасной надеждой вернуть былые отношения. Уже через 3 сеанса её жизнь переменилась и она пошла на поправку.

Если даже один участник так и не смог решить внутреннюю проблему, считается, что психотерапевт со своей задачей не справился.

На сегодняшний день групповые сеансы психотерапии практикуются повсеместно представителями разных направлений, начиная от экзистенционализма и заканчивая психоанализом. Они успешны в лечении даже запущенных расстройств личности и поведения.

Источник: https://ponervam.ru/gruppovaya-psihoterapiya.html

Групповая психотерапия: что это такое и кому она нужна

Лидерство в групповой психотерапии

Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей.

Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать.

В этой статье мы рассмотрим, что такое групповая психотерапия, чем она отличается от индивидуальной, какой она бывает, кому показана и какую пользу может принести.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий.

Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект.

Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье.

Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние.

Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия.

В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой. Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему.

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Какие бывают психотерапевтические группы

Психотерапевтические группы делятся на несколько разновидностей. Они все отличаются по задачам и целям, длительности и возрасту участников.

Различие по составу

По составу группы могут быть малыми и большими. Большие включают до тридцати участников, малые – до четырех человек.

Если группа очень большая, то внутри нее образуются маленькие группки по интересам. Внутри них выстраиваются дополнительные взаимосвязи, поэтому модератору довольно трудно управлять большим количеством людей. В большой группе терапевтический эффект может теряться.

В маленьких группах интенсивность работы может снижаться из-за недостатка разнообразия взаимодействий. Такая терапия больше похожа на обычную клиентскую, но с несколькими людьми одновременно. Для участников эффект часто бывает положительным.

Самым удобным вариантом терапевтической группы считается коллектив из 8-12 человек. Этого количества хватает, чтобы между участниками возникла эмоциональная близость и появлялась качественная обратная связь. Такую работу обычно проводит один терапевт, либо с помощью привлечения помощника – так называемого ко-терапевта.

Однородные и неоднородные

Также группы делят на однородные и неоднородные. У неоднородности есть несколько критериев, которые ее определяют:

  • демографический (пол, образование, возраст);
  • личностный (интересы и характер);
  • клинический (диагнозы и симптоматика).

Однородность в данном случае является залогом отсутствия существенных различий у членов группы. У нее тоже есть свои особенности, как положительные, так и отрицательные:

  1. В однородной группе люди быстрее становятся сплоченными.
  2. Терапевтический эффект достигается сравнительно быстро.
  3. Участники группы понимают, что они не одиноки в своих переживаниях. Формируется принятие, понимание и поддержка.
  4. Если участники схожи, то они осваивают меньше форм взаимодействия с разными людьми.
  5. Контакт между членами группы может быть поверхностным.
  6. Если участники будут слишком похожи, им станет трудно определять различия между другими людьми.

Однородные группы обычно ориентированы на решение конкретной проблемы или ситуации. В краткосрочной терапии намного комфортнее работать, если у всех членов коллектива похожие запросы. Одинаковый опыт позволяет участникам быстрее найти общий язык друг с другом.

Неоднородные группы подразумевают, что люди отличаются друг от друга по каким-либо признакам. У таких коллективов тоже есть свои особенности взаимодействия:

  1. Члены коллектива преследуют разные точки зрения и взгляды. Они начинают понимать, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному.
  2. Часто нам важно получать обратную связь от тех, кто на тебя не похож.
  3. Такие группы отлично корректируют неадекватное восприятие человеком мира, себя и других.
  4. Чтобы увидеть результаты психотерапевтической работы, нужно больше времени.
  5. Чтобы коллектив стал сплоченным, терапевту нужно прилагать больше усилий.
  6. Чаще возникают конфликты.
  7. Такой формат хорошо помогает корректировать расстройства и нарушения поведения.

Открытые и закрытые

Также группы можно разделить на закрытые и открытые. В закрытую группу нельзя попасть в процессе терапии, новых участников не принимают. Кроме того, есть определенное количество сессий, это заранее обозначено.

В открытых коллективах состав участников постоянно меняется, сохраняется лишь их число. Часто у такой терапии нет четких сроков окончания. Иногда через некоторое время состав участников полностью обновляется, может быть заменен даже сам терапевт.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана.

Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека.

Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Проект

Лидерство в групповой психотерапии

1158 Автор статьи

Проект «Встреча»

Существует множество разнообразных форм групповой терапии.

Критериев, по которым классифицируются группы, огромное количество: стиль ведущего (демократический или авторитарный), длительность (краткосрочная или длительная группа), терапевтический подход (аналитическая, гештальт-группа, группа научения), отношение к эмоциональному возбуждению (поддерживающая или аналитическая), темы (группы для родителей, для переживших развод и т.д.

), структура (структурированная или не структурированная)…  Эта статья посвящена работе психодинамической группы: тому, какие задачи в ней могут быть решены, с помощью каких инструментов, как устроен групповой процесс, какими могут быть правила, а также – какое поведение участников может принести им максимальную пользу при участии в группе.

Итак, психодинамическая группа – группа, в которой психотерапевтическая работа основана на групповой динамике, то есть процессах межличностного взаимодействия участников: учитываются стереотипы взаимодействия людей, распределение ролей в группе, чувства участников друг к другу, значимые моменты в жизни группы, борьба за лидерство, конфликты и способы их разрешения, развитие групповой сплоченности и формирование культуры взаимодействия. Другими словами – в динамической группе не обсуждаются заранее заданные темы, нет множества упражнений, а основная терапевтическая работа происходит за счет установления и развития отношений в группе, осознания и изменения тех способов, с помощью которых участники в отношениях участвуют и добиваются (или не добиваются) удовлетворения своих потребностей.

Терапевтические факторы

Основной вопрос, который встает перед потенциальным участником группы – каким образом установление отношений с чужими людьми в группе поможет ему/ей в разрешении проблем «обычной» жизни, которые и заставили обратиться к психотерапии?  Ответ на этот вопрос заключается в том, что практически все проблемы и симптомы — неуверенность, тревога, одиночество — на которые жалуются люди, в основе своей имеют неудачи и провалы в построении надежных и близких отношений. И, учась взаимодействию, начиная уверенно, свободно и достойно чувствовать себя рядом с другими людьми – мы обретаем надежду и силы для жизни. Как плохой опыт отношений бросает тень на самооценку и все последующие связи, так и хороший, поддерживающий опыт контакта может изменить отношение к себе, и то место среди людей, которое мы позволяем себе занимать. Почти любой запрос может быть переформулирован в терминах отношений и проработан в поле отношений — таким образом работа над отношениями в группе может помочь в разрешении различных проблем и вне группы. Конечно же, участие в групповой работе развивает и коммуникативные навыки – ведь чтобы контактировать с другими участниками, нужно уметь услышать себя, найти форму для самовыражения, сказать другому желаемое, а затем — принять обратную связь, взять из нее подходящее и не принимать близко к сердцу то, что может быть лишним.  Само по себе овладение навыками диалога и работа над эмоциональными сложностями, которые могут диалог сопровождать (стеснение говорить о себе, страх или злость сопутствующие обратной связи, другие чувства, возникающие при общении) – дают новые степени свободы и устойчивости в жизни. Кроме улучшения навыков межличностного взаимодействия и коммуникации, важными терапевтическими факторами являются возможность открыто выражать свои чувства и принятие в этом, а также соприкосновение с тем фактом, что проблемы и чувства других людей бывают сходны с нашими – это дает переживание связанности с людьми и возможности разрешить свои сложности.

Правила группы

Терапевтическое действие группы зависит от отношений между людьми, а возможность развития отношений прямо связана с безопасностью и ясностью правил и границ группы, которые очень четко оговариваются:

  • Конфиденциальность: что допустимо рассказывать внешним людям из происходящего в группе, а что должно остаться внутри группового пространства.

Как правило, рассказывать можно лишь то, что касается самого человека – его мысли, чувства, действия, вся информация относительно других участников разглашению не подлежит.

  • Правила входа в группу и выхода из нее: для открытой (с возможностью прихода новых и ухода старых участников) группы или для тех случае закрытой (с неизменным составом участников), когда кто-то решает ее покинуть.

Так как в динамической группе мы говорим об отношениях, то окончание отношений при уходе участника из группы или начало новых отношений, при входе нового участника – важные события, к которым нельзя относиться, как к чему-то незначительному, это уничтожает саму идею динамической психотерапии.

  • Пропуски: допустимы ли пропуски, как и кого предупреждать о них (ведущих или всех участников), оплачиваются ли они и в каком объеме.

Как правило, для закрытых групп может существовать правило оплаты групповой сессии, даже если участник не присутствовал на ней – это делается для того, чтобы его место оставалось «занятым», для подтверждения намерения быть частью группы. 

  • Стиль общения между участниками: а «ты» или на «вы» обращаются участники друг к другу, допустимы ли нецензурные выражения и т.д.

В каждой группе могут создаваться какие-то дополнительные правила, о которых я не упомянула — в зависимости от специфики группы, ее формата и участников.

Образно можно сравнить границы группы со стенками стеклянной колбы, в которой проходит химическая реакция: чем более сильные процессы происходят внутри, тем более прочными должны быть стенки (границы), и чем чище емкость (яснее правила), тем меньше погрешностей возникнет в реакции. 

Ведущие группы

Ведущие группы, в отличие от индивидуальной терапии, не являются основными агентами терапевтических изменений, они – сопровождают и помогают замечать происходящее в группе, отвечают за безопасность обстановки, помогают участникам в разрешении сложных моментов, а также – удерживают фокус внимания на первоначальных запросах участников и на том, каким образом происходящее в групповом процессе соотносится с поставленными задачами. На начальных стадиях группы ведущие также оказывают много поддержки – фокусируя участников на происходящем в группе «здесь-и-сейчас», помогая справляться с эмоциональными сложностями, возникающими в контактах, и направляя внимание группы на то, как и для чего участники используют групповое пространство.

Участие в группе

Участие в динамической группе подразумевает некоторый вид душевной работы, а не просто присутствие в определенном месте в оговоренное время.

Максимальную эффективность участник может получить в том случае, если он пробует быть открытым – говорить о возникающих в связи с другими участниками чувствах и переживаниях, о впечатлениях и наблюдениях, относительно группового процесса.  Открытость – понятие не количественное, а качественное.

Можно сказать лишь несколько слов, но в итоге, они откроют о человеке больше, чем целая речь. В то же время, открытость не должна быть насильственной и слишком быстрой — у каждого человека свой темп самораскрытия, во многом связанный с предыдущим жизненным опытом, уровнем доверия в группе и стадией групповой динамики.

  Кроме содержания интеракций между участниками (что каждый думает, чувствует и хочет), очень важна и форма коммуникации: в групповом процессе, мы стараемся использовать «Я-сообщения», воздерживаться от обвинений, сравнений и вербальной агрессии.  Пожалуй, это базовые сведения о работе психодинамической группы.

Участие в групповом процессе – опыт насыщенный, интересный и обладающий большим потенциалом, это хорошая возможность и для разрешения сложностей, и для приобретения новых творческих форм общения.

Проект «Встреча»

Источник: https://personagrata-studio.ru/articles/psihodinamicheskaya-terapevticheskaya-gruppa/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: