МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ТИПИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА

Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна – Психологос

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - ТИПИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА

Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А.

Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.

Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.

Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.

Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них.

Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения.

По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.

Бланк для ответов к методике «Шкала эмоционального отклика»

Фамилия, имя, отчество _____________________________Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________

Обработка результатов

Для обработки ответов удобно воспользоваться Бланком подсчета результатов. Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов.

Бланк подсчета результатов

Общая оценка подсчитывается путем суммирования баллов. Степень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов.

Анализ и интерпретация результатов

  • 82–90 баллов — очень высокий уровень;
  • 63–81 балл — высокий уровень;
  • 37–62 балла — нормальный уровень;
  • 36–12 баллов — низкий уровень;
  • 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

Градацию уровней можно проводить и внутри профессиональной группы, если это качество для ее представителей профессионально значимо.

Высокие показатели по способности к эмпатии находятся в обратной связи с агрессивностью и склонностью к насилию; высоко коррелируют с покладистостью, уступчивостью, готовностью прощать других (но не себя), готовностью выполнять рутинную работу.

Люди с высокими показателями по шкале эмоционального отклика в сравнении с теми, у кого низкие показатели чаще:

  • на эмоциональные стимулы реагируют изменением кожной проводимости и учащением сердцебиения;
  • более эмоциональны, чаще плачут;
  • как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах;
  • проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь;
  • демонстрируют аффилиативное поведение (способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений);
  • менее агрессивны;
  • оценивают позитивные социальные черты как важные;
  • более ориентированы на моральные оценки.

Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофирофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям.

Люди со средним (нормальным) уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Люди с низким уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Выбор неэффективных поведенческих стратегий может быть следствием личностных особенностей человека или свидетельством незнания им деятельных форм участия в жизни других людей.

Для развития эмпатических способностей нужно совершенствовать коммуникативные навыки, особенно умение слушать другого, перефразировать, отражать и отзеркаливать эмоции.

Очень полезны тренинги ассертивности, «гимнастика чувств».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/oprosnik-metodiki-shkala-emocionalnogo-otklika-a.-megrabyana-i-n.-epshteyna

Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - ТИПИЧНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА

  • Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Опросник Б.И. Додонова позволяет выявить тип эмоциональной направленности личности и включает в себя 10 типов:

  1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
  2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
  3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
  4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
  5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
  6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
  7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
  8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
  10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Додонов Борис Игнатьевич (1922 — 3.05.1985) — отечественный психолог. В 1950 г. окончил Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. — докторскую.

Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности.

Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. 

Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

Инструкция: Вам предлагаются описания различных человеческих переживаний. Пожалуйста, внимательно прочитайте и оцените, насколько часто Вы их испытываете. Поставьте «2»  – если Вы часто испытываете данное переживание, «1»– если Вы сомневаетесь в выборе ответа,

«0» – если Вы неиспытываете это переживание или испытываете его крайне редко. Пожалуйста, отвечайте неформально, искренне.

1. Жажда острых ощущений.

2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти отклик.

3. Желание приносить другим радость и счастье.

4. Стремление к необычайному и неизведанному.

5. Стремление завоевать признание и почет.

6. Желание добиться успеха в работе.

7. Чувство заботы, беспокойства за судьбу кого-либо.

8. Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла и солнца.

9. Чувство симпатии и расположения.

10. Стремление что-либо приобретать.

11. Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления.

12. Чувство уважения к кому-либо.

13. Жажда красоты.

14. Сопереживание удаче и радости другого человека.

15. Чувство безопасности, безмятежности.

16. Чувство удивления или недоумения.

17. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.

18. Стремление накапливать что-либо.

19. Чувство напряжения.

20. Упоение опасностью, риском.

21. Увлеченность, захваченность работой.

22. Стремление пополнить свою коллекцию.

23. Ожидание светлого чуда, чего-то необыкновенного, очень хорошего.

24. Чувство спортивного азарта.

25. Нега («сладкая лень»).

26. Приятное щекотание самолюбия.

27. Чувство ясности или, наоборот, смутности мыслей.

28. Радость по случаю увеличения своих накоплений.

29. Манящее чувство дали.

30. Чувство гордости.

31. Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо.

32. Волнующее чувство странно преображенного восприятия

окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.

33. Решительность.

34. Чувство веселья.

35. Любование результатами своего труда, его продуктами.

36. Приятное чувство при приобретении чего-либо.

37. Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.

38. Спортивная злость.

39. Чувство догадки, близости к решению.

40. Чувство признательности, благодарности.

41. Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т.д.

42. Чувство нежности и умиления.

43. Чувство изящного, грациозного.

44. Чувство обожания кого-либо.

45. Чувство превосходства.

46. Приятная усталость.

47. Желание взяться за работу вновь.

48. Чувство особой значительности происходящего.

49. Чувство возвышенного или величественного.

50. Чувство преданности.

51. Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

52. Сладострастие, сексуальное желание с предвкушением наслаждения.

53. Чувство участия, жалости.

54. Наслаждение звуками.

55. Чувство сильнейшего волевого эмоционального напряжения, предельной мобилизации.

56. Радость открытия истины.

57. Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

58. Чувство волнующего драматизма («сладкая боль»).

59. Чувство зловеще-таинственного.

60. Чувство удовлетворения, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

Пример анализа данных по тесту эмоциональной направленности Б.И.Додонова

На рис. 4 приведены средние значения показателей эмоциональной направленности в группах врачей-стоматологов и медсестер.

Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что в группе врачей-стоматологов в наибольшей степени выражены практические, альтруистические и гедонистические эмоции, а в наименьшей – пугнические и романтические. В группе медсестер в наибольшей степени выражены коммуникативные эмоции, а в наименьшей – глорические.

Таким образом, врачи-стоматологи в большей степени ориентированы на деятельность, а медсестры – на общение.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Источник: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-b-i-dodonova-po-izucheniyu-emocionalnoj-napravlennosti-lichnosti

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: