Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Ф. И. О. оцениваемого________________________________________
Возраст (полных лет)________________________________________
Должность________________________________________
Подразделение________________________________________
Дата заполнения________________________________________

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений, касающихся различных сторон Вашей жизни и способов  обращения со временем. Обведите на шкале ту цифру, которая в наибольшей мере характеризует  Вас и отражает Вашу точку зрения.

Где:

  • 1 – полное несогласие;
  • 7 – полное согласие с данным утверждением;
  • 4 – середина шкалы, остальные цифры – промежуточные значения.

Тестовое задание

ВопросОтвет
1Мне требуется много времени, чтобы «раскачаться» и начать действовать1 2 3 4 5 6 7
2Я планирую мои дела ежедневно1 2 3 4 5 6 7
3Меня выводят из себя и выбивают из привычного графика  непредвиденные дела1 2 3 4 5 6 7
4Обычно я намечаю программу на день и стараюсь ее выполнить1 2 3 4 5 6 7
5Мне бывает трудно завершить начатое1 2 3 4 5 6 7
6Я не могу отказаться от начатого дела, даже если оно мне «не по зубам»1 2 3 4 5 6 7
7Я знаю, чего хочу, и делаю все, чтобы этого добиться1 2 3 4 5 6 7
8Я заранее выстраиваю план предстоящего дня1 2 3 4 5 6 7
9Мне более важно то, что я делаю и переживаю в данный момент, а не то,  что будет или было12 3 4 5 6 7
10Я могу начать делать несколько дел и ни одно из них не закончить1 2 3 4 5 6 7
11Я планирую мои повседневные дела согласно определенным принципам1 2 3 4 5 6 7
12Я считаю себя человеком, живущим «здесь и сейчас»1 2 3 4 5 6 7
13Я не могу перейти к другому делу, если не завершил предыдущего12 3 4 5 6 7
14Я считаю себя целенаправленным человеком1 2 3 4 5 6 7
15Вместо того чтобы заниматься делами, я часто попусту трачу время1 2 3 4 5 6 7
16Мне нравится вести дневник и фиксировать в нем происходящее со мной1 2 3 4 5 6 7
17Иногда я даже не могу заснуть, вспомнив о недоделанных делах1 2 3 4 5 6 7
18Мне есть к чему стремиться1 2 3 4 5 6 7
19Мне нравится пользоваться ежедневником и иными средствами  планирования времени1 2 3 4 5 6 7
20Моя жизнь направлена на достижение определенных результатов1 2 3 4 5 6 7
21У меня бывают трудности с упорядочением моих дел1 2 3 4 5 6 7
22Мне нравится писать отчеты по итогам работы1 2 3 4 5 6 7
23Я ни к чему не стремлюсь1 2 3 4 5 6 7
24Если я не закончил какое-то дело, то это не выходит у меня из головы1 2 3 4 5 6 7
25У меня есть главная цель в жизни1 2 3 4 5 6 7

Спасибо за ответы!

Описание

Опросник самоорганизации деятельности предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования самоорганизации деятельности.

Он может быть использован в психологическом и организационном консультировании, в образовательных программах, тренингах и как методика диагностики тайм-менеджмента в процессе профессиональной подготовки.

Эффективный тайм-менеджмент (управление временем) согласно предлагаемой методике складывается из следующих составляющих:

  • планомерность;
  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • фиксация (фиксация на структурировании деятельности);
  • самоорганизация (посредством внешних средств);
  • ориентация на настоящее.

Обработка результатов

По каждому фактору суммируйте результаты каждого пункта (соответствующие позициям, отмеченным тестируемым), входящего в данный фактор.

Результаты по «обратным» пунктам, отмеченным знаком «–», переводятся в нисходящую шкалу, то есть 1 балл заменяется на 7 баллов, 2 балла – на 6 баллов и т. п.

Ключ к тесту

Названия факторов / шкалВес шкалы в общем значенииПункты
Планомерность13,9%2, 4, 8, 11
Целеустремленность10,9%7, 14, 18, 20, 23(–), 25
Настойчивость11,5%l(–), 5(–), 10(–), 15(–), 21(–)
Фиксация (фиксация на структурировании деятельности)9,3%3, 6, 13, 17, 24
Самоорганизация (посредством внешних средств)8,8%16, 19, 22
Ориентация на настоящее6,2%9, 12

Нормы (средние значения)

ШкалыМужчиныЖенщины
Среднее значениеОтклонение(+/–)Среднее значениеОтклонение(+/–)
Планомерность19,034,6117,415,43
Целеустремленность32,964,7932,487,13
Настойчивость19,575,4922,196,21
Фиксация19,194,7518,475,45
Самоорганизация9,995,009,494,14
Ориентация на настоящее8,511,868,273,19
Общий показатель109,2415,13108,3019,02 

Интерпретация

Далее приведены интерпретации результатов по следующей градации: высокие, средние, низкие баллы по каждой из шкал и по общему суммарному баллу.

Шкала «Планомерность»

Шкала «Планомерность» измеряет степень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам.

Высокие баллыВы достаточно планомерны, предпочитаете последовательно реализовывать поставленные цели, имеете развитые навыки тактического планирования
Средние баллыВы в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей
Низкие баллыВам может сложно даваться планирование Вашей деятельности и планомерное следование разработанному плану

Шкала «Целеустремленность»

Шкала «Целеустремленность» измеряет способность личности сконцентрироваться на цели.

Высокие баллыВы целеустремленны и целенаправленны, знаете, чего хотите и к чему стремитесь, идете по направлению к своим целям
Средние баллыВы достаточно хорошо видите и понимаете свои цели, способны достигать их, хотя в Вашей жизни могут быть периоды, когда не вся Ваша деятельность направлена на достижение каких-либо ясных для Вас целей
Низкие баллыВы не всегда четко видите свои цели или не склонны ставить перед собой конкретные цели, Вам может быть не свойственно к чему-либо целенаправленно стремиться и прилагать усилия для достижения поставленных целей

Шкала «Настойчивость»

Шкала «Настойчивость» измеряет склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности.

Высокие баллыВас можно охарактеризовать как волевого и организованного человека, способного усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело
Средние баллыВы достаточно организованны и структурированы, способны на волевые усилия, хотя и можете оставлять начатое дело, переключаясь на более значимые для Вас виды деятельности
Низкие баллыВам может быть сложно прикладывать волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, Вы склонны отвлекаться на посторонние дела

Шкала «Фиксация»

Шкала «Фиксация» измеряет склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени.

Высокие баллыВы исполнительный и обязательный человек, стремитесь всеми возможными способами завершить начатое дело. Возможно, Вы можете быть недостаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений
Средние баллыВы достаточно гибкий человек в планировании своей деятельности и в построении отношений, тем не менее Вы стремитесь выполнять данные Вами обязательства
Низкие баллыВы гибкий человек, легко переключаетесь на новые виды деятельности и отношения. В отдельных ситуациях Вы можете восприниматься недостаточно обязательным и последовательным

Шкала «Самоорганизация»

Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности.

Высокие баллыВы обладаете высоким уровнем самоорганизации, при планировании склонны пользоваться вспомогательными средствами (ежедневником, планингом, бюджетированием времени)
Средние баллыПри планировании своего рабочего и личного времени Вы можете полагаться как на вспомогательные средства (ежедневники, записные книжки, планинги), так и на свою природную организованность
Низкие баллыВы не склонны при организации своей деятельности прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем, что может негативно сказываться на Вашем уровне самоорганизации

Шкала «Ориентация на настоящее»

Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временную ориентацию на настоящее.

Высокие баллыВы склонны фиксироваться на происходящем с Вами в настоящий момент времени, для Вас переживания и происходящее «здесь и сейчас» имеет особую ценность и значимость
Средние баллыВы способны видеть и ценить свое психологическое прошлое и будущее наряду с происходящим с Вами в настоящий момент времени
Низкие баллыВы склонны находить более ценным Ваше психологическое прошлое или будущее, нежели происходящее с Вами «здесь и сейчас»

Общий суммарный балл

Высокий общий суммарный балл характеризует человека, которому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости.

Низкий общий суммарный балл характеризует человека, для которого будущее достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. В то же время это позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на структурированности и на текущих ощущениях.

Высокие баллыВам свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Возможно, в отдельных видах деятельности Вы можете быть чрезмерно структурированы, организованны и недостаточно гибки. Тем не менее Вы достаточно эффективно можете структурировать свою деятельность
Средние баллыВы способны сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеете ценить все составляющие Вашего психологического времени и извлекать для себя ценный опыт из многоплановости своей жизни
Низкие баллыВы предпочитаете жить спонтанно, не привязывать свою деятельность к жесткой структуре и целям. Ваше будущее для Вас самого достаточно туманно, Вам не свойственно четко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, однако это позволяет Вам достаточно быстро и гибко переключаться на новые виды активности, не «застревая» на структурировании своей деятельности
  • Психология: личность и бизнес
  • Самоорганизация
  • Тайм-менеджмент

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/tool/metodika-ocenki-samoorganizacii-deyatelnosti-psihodiagnostika-upravleniya-vremenem

Самоорганизация личности, уровни, действия, методы и основы

Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях ради достижения цели.

Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.

Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.

К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.

Нужно научиться преодолевать лень, неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.

Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.

Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация

Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях:

  • вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют;
  • развивать полезные для дела уже существующие навыки, черты характера;
  • избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью.

Понятие самоорганизации личности включает в себя комплекс действий:

  • постановку долгосрочных задач;
  • анализ;
  • составление краткосрочных и долгосрочных планов;
  • контроль над своими действиями, их корректировку.

После постановки цели выбирают или создают способы, средства, приёмы её достижения.

Каждое из основных действий можно разложить на несколько детализированных. Например, планирование. Сначала анализируют способы планирования, осуществляют самоконтроль над ним и при необходимости корректируют.

При выполнении основных действий требуется воля для преодоления препятствий, активизации усилий, направленных на выполнение поставленной задачи.

Начинают с упорядочения своей жизнедеятельности, выражающейся в самодисциплине, самоограничении, критической самооценке, умении жить и мыслить рационально.

Нужно планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации.

Кроме рациональности помните о развитии духовной культуры, включающей:

  1. желания, потребности, мечты;
  2. образование;
  3. религиозные убеждения;
  4. развитие способностей.

Чтобы сделать мир лучше, изучайте гуманитарные науки. Развитый интеллект, видение прекрасного в природе, произведениях классиков делает жизнь более красочной и чувственной. Самосовершенствование культурного уровня —неотъемлемая часть самоорганизации. Используя эти пункты можно также найти себя или что-то новое для своей жизни.

Какие бывают уровни самоорганизации

Различают три уровня самоорганизации личности:

Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий.

У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.

Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.

Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.

К комплексу свойств личности обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится:

  1. высокое чувство долга;
  2. чувство собственного достоинства;
  3. духовное развитие;
  4. активная жизненная позиция;
  5. умение творить, созидать;
  6. способность к постоянному обучению и изменению себя;
  7. высокоразвитый интеллект.

Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Умеет любить и сопереживать.

Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.

Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:

Целеустремлённость — направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.

  • Иметь уверенность и решительность

Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.

Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.

Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.

Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.

  • Быть настойчивым и энергичным

Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.

Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.

Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.

  • Нести ответственность за свои поступки

Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.

  • Не лгать окружающим и себе

Ложь — порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.

Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:

Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.

Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.

Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.

Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.

  • Учитесь подстраиваться под ситуацию

Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

  • Избавляйтесь от беспокойства

Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.

Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.

  • Разделяйте дела по степени важности

Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.

Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.

  • Учитесь правильно общаться

Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.

  • Организовывайте рабочее место и жизненное пространство

Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.

  • Развивайте самодисциплину

После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.

Примеры самоорганизации и самодисциплины.  Если вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время достаточное для восполнения сил.

Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны.

Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5 минут раньше срока.

Книги по самоорганизации личности

Обзор книг, рекомендуемых к прочтению для понятия основ и конкретных действий по самоорганизации личности:

  • «Сила воли. Как развить и укрепить» автор: Келли Макгонитал

Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.

Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.

  • «Самоорганизация «изнутри наружу» автор: Джулия Моргенстерн

Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности:

  1. эффективное планирование;
  2. правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
  3. обустройство личного пространства под конкретные цели;
  4. приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.

Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.

  • «Визуальные заметки на практике» автор: Майк Роуди

Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.

Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.

Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.

  • «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел» автор: Тони Крэбб

Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.

Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.

  • «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что» автор: Эдвард Хэлловэлл

Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.

Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.

  • «Стрессоустойчивость» автор: Шэрон Мельник

Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, — душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.

Источник: https://story-woman.ru/psihologia/samoorganizaciya-lichnosti/

Тайм менеджмент тесты

Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

статьи Загрузка…

Сегодня стало нормой, когда менеджер сестринского дела задерживается на работе.

Это ограничивает его возможности по восстановлению сил, личную продуктивность, увеличивает стресс и число конфликтных ситуаций с коллегами, пациентами и близкими людьми. Однако выход есть.

Все успевать можно, если грамотно распоряжаться своим временем и обучиться навыкам тайм-менеджмента.

1. Управление собой требует на первом этапе

1) положительного самоотношения;
2) самоосознания; !3) самопринятия;4) самоконтроля;

5) адаптации.

2. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» спешит, рекомендуется

1) успевать больше;2) не терять контроля над временем; 3) меньше отвлечений, больше концентрации на деле;

4) больше концентрации на себе, меньше напряжения;!

5) работать уверенно и спокойно.

3. Сферы жизни, которые определяют ориентированность специалиста на других

1) финансы-здоровье;2) хобби-здоровье;

3) работа-семья; !

4) работа-здоровье;

5) семья-здоровье.

4. Планирование задач по эмоциональной окраске предполагает составление сценария дел

1) на 3 дня;2) на 1 месяц;3) на 1 квартал;

4) на 1 день; !

5) на 1 неделю.

5. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» точен, рекомендуется

1) меньше отвлечений, больше концентрации на деле;2) не терять контроля над временем;3) работать уверенно и спокойно;

4) успевать больше; !

5) больше концентрации на себе, меньше напряжения.

6. Сферы жизни, которые определяют ориентированность специалиста на себя

1) работа-семья;2) работа-здоровье;3) финансы-здоровье;

4) хобби-здоровье; !

5) семья-здоровье.

7. Занятие 100% ресурса времени противоречит следующей стратегии тайм-менеджмента

1) резервирование времени; !2) учет правила Парето;3) планирование;4) сокращение «хронофагов»;

5) многозадачность.

8. Управление рабочим временем должно в обязательном порядке учитывать планирование

1) отдыха; !2) времени на дорогу до работы и обратно;3) задержки на работе;4) обеда;

5) совещания.

9. Управление «потоком» дел необходимо для профилактики

1) творческого напряжения;2) несчастных случаев;3) расслабления;

4) перенапряжения; !

5) кризисов.

10. Умения правильно «разряжаться», справляться со стрессами, полностью использовать свои личные ресурсы относятся

1) к перцепции;
2) к самоуправлению; !3) к коммуникации;4) к рефлексии;

5) к интеракции.

11. Люди с более высокой работоспособностью в утреннее время относятся к хронотипу

1) «снегири»;2) «совы»;3) «голуби»;4) «соловьи»;

5) «жаворонки». !

12. Периоды спада и подъема физической и психической активности в течение суток задает

1) интеллектуальный биоритм;2) физический биоритм;

3) суточный ритм; !

4) эмоциональный биоритм;

5) хронотип.

13. Правило планирование задач по эмоциональной окраске рекомендует переходить от привлекательных к непривлекательным заданиям

1) после обеда; !2) быстро;3) постепенно;4) редко;

5) вечером.

14. Организация и эффективное использование времени называется

1) ресурс времени;2) самоменеджмент;

3) тайм-менеджмент; !

4) аутогенный менеджмент;

5) временная перспектива.

15. Причиной профессионального стресса и угрозой нервного срыва, по мнению Б. Рассела, является

1) ощущение сверхважности своей работы; !2) параллельное выполнение нескольких дел;3) многозадачность;4) избыточный контроль руководителя;

5) негативный психологический климат в коллективе.

16. Циклические изменения общего физического состояния организма человека задает

1) суточный ритм;
2) физический биоритм; !3) эмоциональный биоритм;4) интеллектуальный биоритм;

5) хронотип.

17. Все дела по эмоциональной окраске делятся на группы

1) сверхважные, важные, неважные;
2) привлекательные, нейтральные, непривлекательные; !3) сверхсрочные, срочные, несрочные;4) отличные, хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные;

5) радостные, печальные.

18. Стратегия лидера, которая позволяет управлять интенсивностью общения и потоком посетителей, называется

1) делегирование;2) прекращение микро-менеджмента;3) личная постановка задач;

4) назначение приемных часов; !

5) контроль выполненного.

19. Управление собой требует на втором этапе

1) самоконтроля;!2) адаптации;3) самоосознания;4) самопринятия;

5) положительного самоотношения.

20. Успех профессиональной деятельности зависит в первую очередь

1) от мотивации;
2) от настроя психики; !3) от опыта;4) от навыков;

5) от знаний.

21. Контакты с пациентами, коллегами, подчиненными требуют настроя психической активности

1) на сочувствие;2) на рефлексию;3) на обобщение;

4) на общение;!

5) на понимание.

22. Правило планирование задач по эмоциональной окраске определяет начало и завершение рабочего дня

1) непривлекательными или нейтральными делами;2) непривлекательными делами;3) только привлекательными делами;4) только нейтральными делами;

5) привлекательными или нейтральными делами.!

23. Ограничениями деятельности медицинской сестры являются

1) возрастные особенности;!2) черты характера;3) способности;4) дефициты;

5) профициты.

24. Что относится к способам управления «потоком» входящих дел

1) договориться о сроках;!2) увеличить производительность;3) отказаться от перфекционизма;4) увеличить время работы;

5) учитывать биоритмы.

25. Нерациональные траты времени называют

1) «черные дыры»;2) «провалы»;3) «проделки Хроноса»;4) «потери»;

5) «хронофаги».!

26. При индивидуальном отношении со временем, когда «внутренний хронометр» отстает, рекомендуется

1) больше концентрации на себе, меньше напряжения;2) работать уверенно и спокойно;

3) меньше отвлечений, больше концентрации на деле;!

4) не терять контроля над временем;

5) успевать больше.

27. Циклические изменения интеллектуальных способностей человека задает

1) хронотип;2) эмоциональный биоритм;

3) интеллектуальный биоритм;!

4) физический биоритм;

5) суточный ритм.

28. Ограничения специалиста — застревание на деле, потери времени, малое количество завершенных дел – являются следствием такого личностного качества, как

1) инициативность;2) тревожность;

3) перфекционизм;!

4) спонтанность;

5) агрессивность.

29. Люди со сравнительно высокой работоспособностью в вечернее и ночное время относятся к хронотипу

1) «соловьи»;2) «снегири»;

3) «совы»;!

4) «голуби»;

5) «жаворонки».

30. Минимальное количество шкал для описания аспектов жизни специалиста

Что делать, если руководитель унижает вас?

Источник: https://nedocs.ru/menedzhment/tajm-menedzhment-testy.html

Опросник самоорганизации деятельности

Методика оценки самоорганизации деятельности. Психодиагностика управления временем

Материал Psylab.info – энциклопедии психодиагностики

Опросник самоорганизации деятельности (сокр. ОСД) – авторская психодиагностическая методика, образованная при переводе и расширенной адаптации англоязычного опросника структуры времени (сокр. ОСВ, англ. Time Structure Questionnaire, сокр. TSQ). Оригинальная методика была разработана Feather и Bond, адаптация на русском языке выполнена Мандриковой Е.Ю.

Теоретические основы

Австралийские психологи Н. Фишер и М. Бонд ввели в научное обращение конструкт «структура времени» (timestructure). При этом они имели в виду не физические концепции структуры времени, а его психологические корреляты, т.е.

особенности восприятия и использования времени в рамках человеческой жизни, связываяих с общим уровнем удовлетворенности жизнью, уровнем субъективного благополучия, уровнем депрессии и психического здоровья. Под структурой времени Н. Фишером и М.

Бондом понималась степень, в которой индивиды воспринимают использование своего времени как структурированное и целенаправленное. Для операционализации этого понятия они создали Опросник структуры времени.

По мнению авторов перевода и адаптации методики на русском языке, оригинальная методика описывала не столько структуру времени, сколько личностную характеристику – структурирование времени, склонность к его осознаванию и осмыслению.

Оригинальная англоязычная версия

Авторы оригинального опросника TSQ, используя эксплораторный факторный анализ с помощью варимакс-вращения методом главных компонент, выделили шесть факторов, объясняющих 42,8% дисперсии.

Впоследствии шестой фактор, как не поддающийся интерпретации, был исключен из анализа, тем самым понизив процент объясняемойдисперсии на 1,5%.

В итоге в TSQ осталось пять факторов, объясняющих 41,3% дисперсии: «Чувство цели» (Sense of Purpose) — 25,2%, «Структурирование повседневности» (Structured Routine) – 5,8%, «Ориентация на настоящее» (Present Orientation) – 4,5%, «Эффективная самоорганизация» (Effective Organization) — 3,7%, «Настойчивость» (Persistence) — 2,1%.

Фактор «Чувство цели» отражал способность субъекта сконцентрироваться на цели; фактор «Структурирование повседневности» — степень включённости субъекта в планирование, наличие режима в деятельности; фактор «Ориентация на настоящее» — склонность субъекта фокусироваться на настоящем вместо того, чтобы думать обупущенных возможностях; фактор «Эффективная самоорганизация» — отношение субъекта к организации своего времени и пространства; наконец, фактор «Настойчивость» отражал упорство и стремление к доведению начатой деятельности до конца. Авторами приведены данные, подтверждающие надежность и валидность TSQ.

Русскоязычная версия

Первоначально был осуществлен прямой перевод с английского на русский язык оригинального варианта TSQ, состоящего из 26 пунктов. Также под контролем профессионального переводчика был сделан обратный перевод с русского на английский язык для проверки однозначности перевода текста опросника.

Как можноувидеть из оригинального текста, авторы TSQ использовали вопросную форму формулировки пунктов. Авторы изменили вопросную форму на утвердительные суждения,формулирующие различные способы отношения ко времени своей жизни и деятельности.

Для адаптации TSQ на русскоязычной выборке к каждой группе пунктов, входящей в один из пяти факторов, были добавлены по десять сформулированных авторами суждений, описывающих заявленные в названии факторов конструкты. Таким образом, к двадцати переведенным пунктам добавились еще 50 пунктов.

Опросник структурирования времени в полной форме состоял из 70 пунктов и был предназначендля первичного предъявления и выяснения того, насколько пункты «сработают» на русскоязычной выборке.

Использовалась интервальная шкала с семью градациями. Дополнительными методиками, включенными в батарею для обоснования конструктной валидности факторов ОСВ, являлись:

  1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП» («ССП-98») В.И. Моросановой (Моросанова, Коноз, 2000)
  2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (Леонтьев, 1992)
  3. Опросник «Локализация контроля» (ЛК) в адаптации Е.Г. Ксенофонтовой (Ксенофонтова, 1999)
  4. Методика «Тип А поведения» в адаптации А.Б. Леоновой (Леонова и др., 1987, 2005)
  5. Опросник «Самооценка организованности» Е.П. Ильина (Ильин, 2002)
  6. Шкала «Компетентность во времени» CAT (Гозман, Кроз, 1987)
  7. Опросник «Волевой самоконтроль» (ВСК) (Психодиагностические материалы, 1999).

Выборка валидизации русскоязычной версии опросника, состоящей из 70 пунктов, составила 150 человек, из них 115 женщин и 35 мужчин, средний возраст — 24,5 года.

Большинство респондентов (70 человек, средний возраст – 20,5 лет) являлись студентами начальных и средних курсов дневных и вечерних форм обучения.

Другие респонденты (80 человек, средний возраст — 36,5 лет) были представлены людьми, работающими полный рабочий день по техническим, естественным и гуманитарным специальностям.

Факторный анализ

Первоначально данные из первичного общего списка утверждений были обработаны с помощью эксплораторного факторного анализа, который позволил исследовать ивыделить факторную структуру опросника.

Как уже отмечалось, авторами оригинального опросника для выделения пяти факторов было использовано варимакс-вращение, при этом процент объясняемой дисперсии составлял 41,3% (а вместе с не поддающимся интерпретации шестым фактором – 42,8%).

На первом этапе анализа объясняемая дисперсия составила 42,6%. По «критерию следа» было выделено семь факторов с объясняемыми долями дисперсии – 17,4, 7,09, 5,03, 3,50, 3,46, 3,23 и 2,95% соответственно. После отсеивания пунктов с низкими факторными нагрузками остался 41 пункт с высокими факторными нагрузками, которые в дальнейшем подверглись вторичной процедуре факторизации.

Второй этап, проведенный на 41 пункте, показал более высокий процент описываемой дисперсии – 53,6%. По «критерию следа» было также выделено семь факторов, причем на первый фактор приходится 20,7% объясняемой дисперсии, на второй — 8,71%, на третий – 7,03%, на четвертый — 4,97%, на пятый — 4,48%, на шестой —4,1%, на седьмой – 3,58%.

На данном этапе значимые факторные нагрузки получили только 30 пунктов. Критерием отбора выступало не только абсолютное значениенагрузки, но также и факт стабильного «попадания» пункта четко в один фактор.

В целом факторная структура, полученная на предыдущем этапе факторизации, сохранилась, за исключением перемещений некоторых пунктов из одного фактора в другой, в отдельных случаях — с переменой знака. Были выделены следующие факторы:

  1. Фактор 1. Планомерность в деятельности (четыре пункта).
  2. Фактор 2. Сомнения и тревога о будущем (три пункта).
  3. Фактор 3. Целенаправленность (шесть пунктов).
  4. Фактор 4. Самоорганизация (четыре пункта).
  5. Фактор 5. Постоянство и настойчивость (пять пунктов).
  6. Фактор 6. Фиксация на структурировании деятельности (пять пунктов).
  7. Фактор 7. Ориентация на настоящее (три пункта).

Из 20 пунктов оригинальной версии опросника, взятых в рассмотрение, в полученный вариант вошли только семь. К тому же, лишь три из семи полученных новых факторов содержательно совпадают с факторами, предложенными авторами оригинального опросника TSQ.

В результате адаптации методики нами были получены четыреновых фактора, образованных из дополнительных пунктов. Как видно из названия этих факторов, большинство из них созвучны или совпадают с названием шкал оригинальной версии, но образованы они новыми пунктами, добавленными нами в ходе первого этапа работы.

Для подтверждения устойчивости факторной структуры был проведен третий этап анализа, заключавшийся в факторизации оставшихся 30 пунктов.

На этом этапе процент объясняемой дисперсии оказался еще выше – 58,6 %, при этом на первый фактор приходится 18,40 % объясняемой дисперсии, на второй — 10,40 %, на третий – 8,45 %, на четвертый — 6,27 %, на пятый – 5,61 %, на шестой — 4,96 %, на седьмой – 4,47 %.

Факторная структура на этом этапе обработки данных полностью сопоставима с факторной структурой, полученной на втором этапе факторизации. Исключение составляет только третий пункт, который на втором этапе факторизации входил с отрицательным знаком в седьмой фактор — «Ориентация на настоящее». На третьем этапе факторизации этот пункт вошел в четвертый фактор — «Самоорганизация».

Во второй части факторизации данных проводился конфирматорный факторный анализ, позволяющий изучить и подтвердить полученную факторную структуру.

Сперва была сделана попытка проверить пятифакторную структуру, предлагаемую авторами оригинального опросника; причем в анализе авторы учитывали полную версию русскоязычноговарианта из 70 пунктов.

По результатам анализа, предложенная авторами оригинального опросника пятифакторная модель в расширенной версии (из 70 пунктов) на русскоязычной выборке не работает.

Далее было проверено качество модели полной версии опросника при семифакторной структуре, с разбиением на факторы, полученные в предыдущем анализе. В результате было установлено, что семифакторная модель опросника немного лучше пятифакторной модели, но тем не менее показатели не очень высокие.

Затем была проведена проверка семифакторной структуры 30-пунктового опросника, где включенные 30 пунктов имели высокие факторные нагрузки по результатам.

При более детальном анализе из пунктов с незначимыми факторными нагрузками были выделены пункты, у которых факторные нагрузки были гораздо ниже всех остальных. Это оказались пункты 3, 7, 52, 57, 68, которые были исключены из дальнейшего анализа.

При этом пункты 7, 57, 68 составляли второй фактор. Таким образом, после этого этапа факторная структура опросника сократилась на один фактор.

Наконец, была проверена уже шестифакторная структура 25-пунктового опросника. «Неработающих пунктов» с незначимыми факторными нагрузками после этого этапа анализа не отмечено.

Проверка надёжности

Для проверки однородности выборки был посчитан коэффициент α Кронбаха для более известного и надежного опросника — Оросника смысложизненных ориентаций (точнее, для его суммарной шкалы «Осмысленность жизни»), измеряющий осмысленность жизни – конструкт, релевантный, на наш взгляд, стратегиям структурирования использования времени и самоорганизации деятельности. Коэффициент оказался равен 0,89, что дает основания считать выборку, на которой адаптировался опрсоник, однородной и пригодной для проверки надежности, валидности опросника и для выработки нормативных показателей.

Можно отметить, что были получены высокие значения консистентности пунктов опросника, равные по модулю от 0,565 до 0,881, что свидетельствует о высокой консистентности шкал.

На выборке из 150 человек отмечены хотя и невысокие, но значимые корреляции (р

Источник: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: