Мужчина и женщина в Интернете: гендерные реалии и стереотипы

Содержание
  1. Гендерные отношения: социальные роли для мужчин и женщин | ОТНОШЕНИЙ.НЕТ
  2. Уровни гендерных взаимоотношений
  3. Мужские и женские коллективы
  4. Отношения между мужчиной и женщиной
  5. Самовосприятие человека как представителя определённого пола
  6. Как проявляются такие отношения в браке?
  7. Гендерные стереотипы в современном обществе
  8. Гендерные стереотипы в обществе и на работе
  9. Женские гендерные стереотипы
  10. Мужские гендерные стереотипы
  11. Гендерные стереотипы в анекдотах
  12. Гендерные стереотипы
  13. Гендерные роли и стереотипы
  14. Влияние гендерных стереотипов
  15. Примеры гендерных стереотипов
  16. Гендер в Media: Мифы и Факты
  17. ФАКТ: Удивительно, но даже женские персонажи в семейных фильмах служат в первую очередь как «eye candy» («радуют глаз»)
  18. ФАКТ: Женщины «за камерой» значительно отстают от своих современников-мужчин и явно отстают в индустрии развлечений
  19. ФАКТ: Сообщения о девальвации и уменьшении женских персонажей по-прежнему растут в семейных фильмах
  20. ФАКТ: Статистически, в течение шести десятилетий в средствах массовой информации было мало движения вперед

Гендерные отношения: социальные роли для мужчин и женщин | ОТНОШЕНИЙ.НЕТ

Мужчина и женщина в Интернете: гендерные реалии и стереотипы

Испокон веков ведётся деление людей на мужчин и женщин не только по их половой и физиологической специфике, но и по социально-психологическим отличиям. В обычаях различных народностей и даже в мифах можно проследить идею противопоставления женского и мужского начала.

Но это не основывается лишь на конституциональной несхожести. Базой скорее является именно социокультурная сторона. То есть то, что в каком-то обществе в определённое время свойственно представителям сильной и слабой половины человечества.

К примеру, начиная с античности и вплоть до эпохи Возрождения, в европейской культуре бытовало мнение, что дамский организм – это неполноценный мужской. Поэтому основное различие было именно по социальному качеству: какой статус человек занимает и какие роли выполняет.

Лишь с XVII века мировоззрение видоизменилось, и в основу положили биологический статус, основанный на том, что организмы различны в первую очередь по своей природе. В нынешнем мире сложилась спорная ситуация насчёт истинного количества полов.

И, как известно, некоторые развитые страны на сегодняшний момент официально узаконили понятие «третий пол» для индивидов, рождённых с неопределёнными половыми признаками.

Поэтому современная наука пришла к тому, что необходимо чётко разграничить физиологические и социокультурные аспекты и связать их с понятиями «пол» и «гендер»:

  1. В основе термина «пол» лежат биологические отличия, определяемые генетикой, анатомическими характеристиками и физиологическими свойствами, в том числе детородными функциями. Разделяется пол на мужской и женский.
  2. Понятие «гендер» (от лат. genus – род, пол) раскрывает социально-психологические особенности личности и её социальный статус. То есть те характеристики, которые возникают через взаимодействие с обществом. Разделяется на маскулинный (от лат. masculinus – мужской) и феминный (от лат. femininus – женский) и обусловливает психологические качества личности, деятельность, способности, профессии, этические и правовые нормы и т. п.

Таким образом, маскулинный гендер ассоциируется с такими чертами, как:

  • смелость;
  • агрессивность;
  • решительность;
  • авторитаризм;
  • независимость;
  • инициативность;
  • честолюбие;
  • амбициозность;
  • стремление к лидерству и господству;
  • авантюризм;
  • рациональность;
  • эгоцентризм и т. д.

Феминный гендер определяется следующими качествами:

  • мягкость;
  • терпимость;
  • спокойствие;
  • ответственность;
  • гуманность;
  • заботливость;
  • альтруизм;
  • стремление к компромиссу;
  • эмоциональность и т. д.

Как правило, если подобные черты проявит особь противоположного рода, это критически оценится окружающим миром и нередко вызовет негативную реакцию.

Гендерная модель определяет положение в социуме и различных институтах – семье, образовательных и культурных учреждениях, экономике, политических движениях и т. д.

В современном обществе укоренилось такое понятие, как гендерные отношения – это взаимодействие маскулинных и феминных особей или социальных групп, приводящее к тому, что каждая личность играет установленные роли. Например, мужчина в семье будет выступать в образе отца, мужа, сына; среди приятелей – друга; в университете – студента; на предприятии – директора, работника, коллеги и т. д.

Гендерные отношения проходят сквозь всё общественное и государственное устройство и влияют на обычаи, язык, производство, искусство и т. д.

Уровни гендерных взаимоотношений

Мужчины и женщины функционируют в многообразных сферах, которые можно объединить в несколько уровней:

  1. Макроуровень – выступает в виде общественных отношений, то есть взаимодействия государства и общества с гендерными группами или с отдельным индивидом. В основе – политика и идеология социума и роли в нём каждого его члена.
  2. Мезоуровень – межгрупповые отношения, включающие различные коллективы, корпорации. Характерно целостное восприятие людей и гендерные стереотипы. Благодаря этому индивидуальные различия уравниваются, поведение приобретает общие стандарты, и представитель группы практически обезличивается.
  3. Микроуровень – межличностное взаимодействие особей разного пола. Для таких отношений свойственна яркая эмоциональная составляющая. Значимыми являются личностные качества каждого участника и процесс коммуникации.
  4. Внутриличностный уровень – так называемое самоотношение, то есть осознание своей индивидуальности, представление себя субъектом определённой группы.

Мужские и женские коллективы

На мезоуровне наиболее актуальны связи в профессиональной области, где маскулинные и феминные субъекты показывают себя и как работники конкретной профессии, и как представители разных коллективов. Выделим показательные черты этой области:

  1. До сих пор в рабочих (да и других) коллективах практически на всей планете можно отметить неравенство по половому признаку. Это прослеживается, в первую очередь, в более высоких статусах, которые свойственно занимать мужчинам, и большей награде за труд. Соответственно, в основном дамы находятся на позициях подчинённых. Их потребности в самореализации удовлетворяются меньше, и, как и много лет назад, они продолжают находиться во власти сильного пола. Это, в свою очередь, способствует формированию таких качеств, как пассивность, слабоволие, внушаемость, неуверенность и т. д.
  2. С учётом стандартов и гендерных стереотипов существуют традиционно мужские и женские профессии и должности. К примеру, строительные специальности в основном осваивает сильная половина человечества, педагогические – слабая.
  3. Как показывают исследования, если коллективом руководит женщина, она больше внимания уделяет межличностным отношениям и проявляет больше чуткости к проблемам и психофизиологическому состоянию каждого работника.

Если рассматривать усреднённые черты маскулинных и феминных коллективов, то можно проследить следующие моменты:

  • Мужчины – ориентируются на материальное благополучие, сдержанны в отношениях и эмоциях, недоверчивы и настороженны, эгоцентричны и «всемогущи».
  • Женщины – на первое место ставят удовлетворённость работой и отношениями и уже потом заработок; эмоциональны в отношениях; чувствительны, доверчивы; внимательны к деталям; отзывчивы на похвалу, проявление сочувствия, вознаграждение.

Для успешного управления коллективом руководителю (независимо от его половой принадлежности) будет полезно знать эти особенности.

Отношения между мужчиной и женщиной

Ещё со времён древнегреческой культуры установилась традиция превосходства сильной половины человечества над слабой.

Представители мужского пола занимали ведущие позиции и в политическом, и в экономическом, и в культурном аспектах. Данный феномен получил название патриархата.

Тем не менее дамы во все времена также играли достаточно весомое значение, и нередко именно они подталкивали кавалеров к принятию важных решений.

На нынешнем этапе уважительное отношение к женщинам в большинстве стран является одним из главных требований. Это можно отследить из простых правил этикета: молодые люди встают при вошедшей барышне, снимают шляпу, пропускают вперёд, целуют ручки, её желания учитывают в первую очередь. И в этих моментах прослеживается доминирование именно феминности.

Таким образом, гендерные отношения между мужчиной и женщиной нельзя трактовать однозначно. Такую неоднозначность в превалировании то одного, то другого гендера можно объяснить установившимся издревле законом, согласно которому дама являлась собственностью мужчины, была покорной и смиренной. В ответ «хозяин» обязался её почитать и уважать.

В начале ХХ века женская половина стала стремиться к равенству между полами, начала подражать сильным представителям, сначала в одежде, затем в поведении. Это прослеживалось не только на западе, но и в нашей стране.

Во времена войны многие женщины шли на фронт и выполняли, по сути, традиционные мужские обязанности. Затем заняли места и в профессиональной сфере – заводы, строительство и т. п. Это, в конечном итоге, привело к новому виду гендерных отношений – свободные, товарищеские – и к уравнению полов.

Девушки получили право голоса, смогли занимать ведущие должности, самореализовываться.

Самовосприятие человека как представителя определённого пола

Психология отношений выделяет понятие гендерной идентичности – осознание личностью себя с точки зрения феминности и маскулинности. Не всегда биологический пол соответствует социальному. Это прослеживается не только в популяризации гомосексуализма, трансгендерства и т. п.

Многие люди просто уютнее чувствуют себя в противоположном гендере, оставаясь в своём теле со своими сексуальными признаками. И утверждают свою позицию во внешнем виде и поведении.

К примеру, если барышня считает маскулинные черты более полезными в жизни и желательными для социума, она будет их демонстрировать: уверенность, склонность к агрессии, эгоцентризм, стремление к лидерству и др.

Подобные полярные проявления свойственны и молодым людям, считающим для себя удобной позицией примеривание феминных признаков: мягкость, эмоциональность, повышенный уход за внешностью и т. д.

Если обратиться к современной моде, можно отметить тенденцию к распространению унисекса в одежде и внешнем виде молодёжи. Парни-метросексуалы часто внешне могут напоминать девушек, но при этом быть абсолютно гетеросексуальными. Как и барышни, визуально похожие на молодых людей.

Такое стремление к уравнению берёт свои истоки с появления феминизма (в конце XIX века), провозглашённого дамами в связи с защитой своих прав и свобод, основанной на представлениях о половом равноправии.

Феминистки выдвигали протест против доминирования мужчин над женщинами, дискриминации в различных сферах жизни и т. п. Но многие социологи пришли к выводу, что это достаточно агрессивное течение, которое вредит самим представительницам прекрасной половины человечества.

И в 1980-х годах на смену пришло новое понятие – постфеминизм, который провозглашает, что гендерное равенство достигнуто, и теперь главный упор нужно делать на различии полов.

Данное течение в девушке усматривает не жертву, а победительницу с такими характеристиками, как решительность, уверенность, сексапильность, умение отстаивать свою точку зрения и т. д. Именно с подобными качествами себя идентифицируют многие барышни современности.

Как проявляются такие отношения в браке?

Самым ярким примером маскулинных и феминных взаимоотношений на межличностном уровне являются супружеские, которые могут обнаруживаться в двух ключевых моделях:

  1. Партнёрская. Представляет собой равноправие членов семьи, уважение личности, принятие во внимание принципов и интересов супругов. Основные черты:
    • общение построено на доверии, взаимоуважении, эмпатии;
    • авторитет обоих супругов;
    • гибкое разделение обязанностей;
    • семейные роли взаимозаменяемы;
    • стремление к нахождению компромисса в возможных конфликтах;
    • отсутствие посягательства на индивидуальность избранника;
    • обсуждение проблем, неудач на доверительном уровне, без упрёков, с оказанием поддержки;
    • учёт прав и желаний детей, принятие их мнения;
    • семья воспринимается как островок, основанный на любви, безопасности, спокойствии, уверенности в завтрашнем дне.
  2. Доминантно-зависимая. Представляет собой превалирование одного супруга и подчинение другого. При этом доминант демонстрирует независимость, хладнокровие, властность, уверенность, собственную значимость. Ключевые признаки:
    • игнорирование интересов и мнения зависимого супруга и исключительное принятие решения властного партнёра;
    • разделение власти, строящееся на силе;
    • чёткое разделение семейных обязанностей;
    • конфликты, как правило, разрешаются деструктивным способом;
    • осуждение и осмеяние проблем, неудач, ошибок;
    • тотальный контроль;
    • отгороженность семьи от общества;
    • авторитарное воспитание детей, построенное на принципах гиперконтроля и подчинения;
    • семья воспринимается как нежелательная долговая обязанность, основанная на чувстве одиночества, тревоги, незащищённости.

В современном индустриальном обществе гендерные отношения в семье предполагают наличие двух основных ролей:

  1. Экспрессивная – отдаётся супруге. Заключается в поддержании комфортного климата в доме.
  2. Инструментальная – соответствует супругу. Заключается в материальном обеспечении семьи.

Часто эти роли бывают взаимозаменяемыми и соответствуют, как правило, партнёрской модели взаимоотношений.

Гендерные стереотипы в современном обществе

За долгое время существования людей в общественном сознании сложились и прочно укрепились нормативные образцы поведения и особенностей маскулинного и феминного характера. Это так называемые гендерные стереотипы, проявляющиеся во всех сферах человеческой жизни: в межличностном и межгрупповом взаимодействии, а также в самосознании индивида. Являясь достаточно устойчивыми, они определяют:

  1. Межполовой статус и доминирующие роли (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага; он – умный, она – красивая).
  2. Гендерные черты личности и поведения (маскулинные – активность, уверенность, доминантность, эгоцентризм, рациональность, агрессивность и т. д.; феминные – пассивность, зависимость, тревожность, эмоциональность, заботливость и др.).
  3. Представления о семейных и профессиональных ролях (женщина – домохозяйка, мать, исполнитель труда; мужчина – труженик, общественник, организатор, руководитель).

Люди, живущие в определённом обществе, сопоставляют себя с присущими ему стереотипами. Кто-то пытается как можно точнее соответствовать этим образцам, что основано на механизме долженствования. Другие же предпочитают противопоставлять своё поведение принятым нормам.

К положительным моментам использования стереотипов относится то, что с их помощью проще классифицировать людей и стандартизировать их модели поведения. Но, по сути, неосознанное следование гендерной стереотипизации приводит к негативным результатам:

  • ограничивает самореализацию и самовыражение индивида (в особенности женского пола);
  • выступает барьером в развитии индивидуальности;
  • игнорирует личные интересы;
  • формирует зависимость и покорность;
  • ухудшает качество жизни.

Можно сделать вывод, что независимость от подобных предрассудков общества даёт личности возможность обрести свободу, духовное здоровье и способность жить полноценной жизнью.

Источник: https://otnoshenij.net/gendernye-otnosheniya-v-kulture-i-obschestve-chto-eto-takoe

Гендерные стереотипы в обществе и на работе

Мужчина и женщина в Интернете: гендерные реалии и стереотипы

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества.

Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях.

Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби.

Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди».

Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине.

Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины.

Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора. Загорается желтый – дама стоит, зеленый – дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:

– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

Источник: https://NewGoal.ru/facts-spisok-gendernyx-stereotipov/

Гендерные стереотипы

Мужчина и женщина в Интернете: гендерные реалии и стереотипы

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение.

Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения.

Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология.

И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса).

Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого).

Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться.

А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола.

Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять.

Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков).

Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина.

Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью.

То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось.

Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления.

Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии.

Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности).

Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы.

Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской.

Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина.

А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью).

Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера.

Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи.

Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам.

Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть.

А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Источник: https://psihomed.com/gendernyie-stereotipyi/

Гендер в Media: Мифы и Факты

Мужчина и женщина в Интернете: гендерные реалии и стереотипы

Это то же соотношение, которое существовало с конца Второй мировой войны. На протяжении десятилетий мужские персонажи доминировали в трех четвертях говорящих частей в детских «развлечениях» , а в 83% случаях в фильмах и телевизионных передачах рассказчиками были мужчинами.

Исследования Geena Davis Institute on Gender in Media показывают, что в некоторых групповых сценах только 17% персонажей являются женщинами. Аудитория, несомненно, остается без внимания, и дети учатся принимать представленные стереотипы.

То, что они видят, влияет на их отношение к мужским и женским ценностям в нашем обществе, а также тенденция к повторному просмотру проявляется в негативных гендерных стереотипах, запечатлевающих снова и снова.

Эта тема довольна болезненная. Об этой проблеме не раз высказывались самые разные спикеры на TED. Вот несколько примеров:

Colin Stokes о том, как мультики учат «мужественности»

Christopher Bell о том, что нам нужны женские супергерои

и Naomi McDougall Jones с рассказом о том, каково это быть женщиной в Голливуде

ФАКТ: Удивительно, но даже женские персонажи в семейных фильмах служат в первую очередь как «eye candy» («радуют глаз»)

Женские персонажи продолжают демонстрировать значительно больше «наготы», чем их мужские коллеги, и имеют чрезвычайно крошечные талии и другие преувеличенные характеристики тела.

Эта гиперсексуальность и объективация женских персонажей приводит к нереалистичным идеалам тела у очень маленьких детей, цементированию и часто усиливающим негативные образы и восприятие тела в течение формирующих лет.

Исследования показывают, что реализм по-прежнему пронизывает кинематографический контент очень значимыми способами.

ФАКТ: Женщины «за камерой» значительно отстают от своих современников-мужчин и явно отстают в индустрии развлечений

Только 7% директоров, 13% авторов и 20% производителей – женщины. С такой нехваткой репрезентации женщин перед камерой и за камерой, сложно бороться за то, чтобы защищать женские истории и голоса.

Исследования Geena Davis Institute on Gender in Media доказывают, что участие женщин в творческом процессе является обязательным для создания большей гендерной сбалансированности до того, как начнется даже начало производства.

Существует причинно-следственная связь между позитивными изображениями женщин и создателями женского контента, участвующими в производстве.

Фактически, когда даже одна женщина-писатель работает над фильмом, разница в времени экрана для женских персонажей составляет 10,4%. К сожалению, мужчины превосходят женщин в ключевых производственных ролях почти в соотношении 5 к 1.

ФАКТ: Сообщения о девальвации и уменьшении женских персонажей по-прежнему растут в семейных фильмах

Гендерные стереотипы являются неотъемлемой проблемой в сегодняшнем развлекательном ландшафте, а дети являются наиболее уязвимыми получателями изображений, которым отправляют сообщение о том, что девочки менее ценны и способны, чем мальчики.

Исследования Geena Davis Institute on Gender in Media показывают, что женские персонажи, которым посчастливилось занять роль, как правило, очень сильно стереотипны. С 2006 по 2009 год ни один женский персонаж не был показан в семейных фильмах G-рейтинга в области медицинской науки, как бизнес-лидер, в законодательстве или в политике.

80,5% всех действующих лиц составляют мужчины, и только 19,5% – женщины, что контрастирует с реальной статистикой женщин, составляющими 50% рабочей силы. При повторных наблюдениях молодые зрители могут не осознать, что это однобокое мнение фактически не является реальностью и считает, что нет необходимости в гендерном паритете или изменениях в отрасли.

Сегодняшние дети станут наши будущие бизнес-лидерами, создателями контента и родителями, а также теми, кто должен быть ответственным за будущие поколеня.

ФАКТ: Статистически, в течение шести десятилетий в средствах массовой информации было мало движения вперед

В течение почти 60 лет гендерное неравенство на экране оставалось практически неизменным и неконтролируемым.

Без образовательного голоса и силы для перемен этот уровень дисбаланса, вероятно, останется прежним или ухудшится.

Только благодаря образованию, исследованиям и пропаганде как внутри студии, так и в индустрии развлечений, а также с родителями и детьми мы можем реально изменить этот широкомасштабный медиа-ландшафт с гендерной ориентацией.

Все факты подтверждаются исследованиями, проведенными Stacy Smith, Ph.D. at the USC Annenberg School for Communication & Journalism.

Вся информация взята с сайта Geena Davis Institute on Gender in Media.

«IF SHE CAN SEE IT, SHE CAN BE IT»

Влад Кривощеков

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a787960a867318b840486e2/gender-v-media-mify-i-fakty-5b13c9538c8be3495048f998

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: