Наблюдение как метод психодиагностики

Содержание
  1. Эффективные виды психологической диагностики
  2. Классификация видов диагностирования
  3. Наблюдение
  4. Развитие личности инструментами диагностирования
  5. Наблюдение как метод психологии
  6. Классификация методов наблюдения
  7. Скрытое включенное наблюдение
  8. Техника наблюдения
  9. Объект и предмет наблюдения
  10. Наблюдение: метод исследования в психологии — Психологос
  11. Где применяется
  12. Виды наблюдения
  13. Особенности метода
  14. Предмет наблюдения
  15. Как проводить наблюдение
  16. Этапы исследования методом наблюдения
  17. Средства наблюдения
  18. Этический кодекс APA и наблюдения
  19. Основные группы методов в психологии. Наблюдение как метод психологического исследования
  20. Отличительные черты наблюдения
  21. Общая характеристика метода наблюдения
  22. Методы исследования в психодиагностике (стр. 1 из 4)
  23. Определение психодиагностики
  24. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития
  25. Методы психодиагностики и их классификация

Эффективные виды психологической диагностики

Наблюдение как метод психодиагностики

Светлана Соловьева

Эффективные виды психологической диагностики

Доброго дня, дорогие читатели. В этой статье поговорим о том, какие бывают виды психологической диагностики, об эффективных и надежных методах диагностирования человека и коллективов.

В психологии существует огромное количество методов психологической диагностики. Эксперты насчитывают более тысячи способов и приемов, берущих свое происхождение от различных школ психологии.

Людей давно интересует и магически притягивает желание разобраться в самом себе и себе подобных.

Выявить подлинные причины своих и чужих поступков, предсказать будущие шаги и поведение, понять чего ждать от себя и другого человека в любой ситуации.

До открытия миру гениальных работ Юнга, Фрейда, Выготского, Павлова и прочих отцов-основателей современной психологии, на заре появления нынешней науки отдельные продвинутые «эксперты» тоже занимались психологическим диагностированием с помощью таким методов, как:

  • Физиогномика – изучение зависимости внешности от психотипа личности
  • Френология – теория Галля о связи формы черепа с чертами характера
  • Графология – изучение особенностей почерка с целью выявления психологического портрета и внутреннего состояния автора
  • Хиромантия – древняя наука, успешно дожившая до наших дней, которая связывает рисунки на коже внутренних сторон ладоней с пережитыми событиями в жизни, состоянием здоровья и чертами личности

Сегодня диагностирование в психологии шагнуло далеко вперед и использует в основном научный подход и достижения многих практических специалистов с мировым именем, результаты которых запечатлены в большом количестве монументальных работ.

Классификация видов диагностирования

Несмотря на то, что термин «диагноз» в психологии встречается заметно реже, чем в классической медицине, в этой работе я буду обращаться к нему часто.

Чтобы быстро разобраться в море научных способов и подходов анализа личности человека, условно разделим этот тезаурус на следующие виды:

Это методы, направленные на решение узкого ряда стандартных задач в отношении отдельного индивида с тем, чтобы выявить определенные его свойства и качества. Эти методы также широко применяются при определении интегральной оценки группы индивидуумов, поскольку дают результат в короткие сроки и с высокой степенью достоверности.

Предполагают индивидуальную работу эксперта с испытуемым. В отличие от предыдущего вида, эти методы позволяют более глубоко проникнуть в закрытый внутренний мир человека. Клинические методы — очень качественный инструмент в руках профессионального подготовленного психолога.

Несмотря на название, этот способ не ограничивается стенами психологических центров. Он также применяются так называемыми ЭйчАрами – специалистами по подбору и тестированию персонала.

Этот метод покажет двое большую эффективность, если в ходе работы с клиентом психолог выполнит необходимую психологическую коррекцию.

  1. Малоформализованные методы

Сюда относятся такие методы, как наблюдение, беседа, анализ произошедших жизненных событий. Работа с этими способами требует от специалиста высокой квалификации и наблюдательности, поскольку эти способы, как правило, не стандартизованы и не имеют строгой канвы в интерпретации результатов диагностирования.

  1. Высокоформализованные методы

Здесь обычно применяются различные виды тестирования и опросов. Эти процедуры строго стандартизованы, хронометрированы, интерпретирование результатов происходит по заранее утвержденной шкале или алгоритму. Методы используются для определения неких количественных критериев личности.

Сущность данных методов в том, что испытуемому задаются нейтральные вопросы с множественными вариантами выбора. Интерпретируя его ответы, реакции, невербальные сигналы, психодиагност формирует выводы о глубинной мотивации и психологических чертах реципиента.

Индивидуальные, групповые, письменными, устные, машинные, вербальные, невербальные.

Исходя из самих названий, достоинства и недостатки каждого метода очевидны: индивидуальные методики позволяют глубже проникнуть в психосферу человека, но при этом не позволяют делать это одновременно с несколькими клиентами.

Групповые – напротив, позволяют охватить широкий круг, но при этом приходится жертвовать глубиной и качеством контакта, возможностью создать более положительный фон для работы диагноста.

Это основной, но неполный перечень видов диагностирования.

Наблюдение

В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения.

Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы.

Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:

  • Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон
  • Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)
  • Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом
  • Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения

Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.

Развитие личности инструментами диагностирования

Необходимость своевременного профессионального диагностирования очевидна на примере ребенка. Грамотный психологический самоанализ представляет трудность даже для взрослого человека.

Для ребенка это еще большее препятствие.

Именно поэтому требуется регулярная психодиагностика ребенка с помощью опросов и бесед с родителями, близкими людьми, тестирования детей посредством рисуночных тестов.

Хорошо себя зарекомендовала диагностика детей путем проигрывания с ним различных игровых жизненных ситуаций, в которых диагност наблюдает за проявлением его межличностных моделей поведения. В них могут проявиться такие качества, как адаптивность, авторитарность, тревожность и т.д.

В целом, постоянный контроль и психологическое диагностирование позволяет более гибко выстраивать педагогический процесс и создать условия для всестороннего личностного и творческого развития будущего творца, а не потребителя.

Такое наблюдение психолога и тесное взаимодействие с близкими людьми – его родителями, создадут не только возможности для роста детей, но и косвенно положительно повлияют на климат внутри всей семьи, формируя благоприятную психологическую атмосферу, духовно развивая всех участников этого процесса.

Уважаемые подписчики, если вопросы, затронутые в этой статье вызвали отклик и интерес, оставьте свои комментарии и замечания ниже. Либо поделитесь этой информацией на своей социальной странице!

До встречи!

Источник: https://lightsolo.ru/samoanaliz/vidy-psikhologicheskoy-diagnostiki.html

Наблюдение как метод психологии

Наблюдение как метод психодиагностики

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Определение 1

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта.

Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.

Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Определение 2

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации.

Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики.

Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.

Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США.

Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света.

Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых.

В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

Пример 1

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется.

Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины.

Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Опиши задание

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение.

Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени.

Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Замечание 1

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Определение 3

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза.

Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать.

Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/nabljudenie/

Наблюдение: метод исследования в психологии — Психологос

Наблюдение как метод психодиагностики

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.

Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.

И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie-dvoe-zn--metod-issledovaniya-v-psihologii

Основные группы методов в психологии. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение как метод психодиагностики

В этой статье предлагаем вам рассмотреть один из основных приемов, который включают в себя методы исследования в психологии. Наблюдение предполагает целенаправленное и преднамеренное восприятие объекта исследования.

В социальных науках его применение представляет наибольшую трудность, поскольку субъект и объект исследования — человек, а значит в результаты могут привноситься субъективные оценки наблюдателя, его отношение и установки.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов, самый простой и обыкновенный в естественных условиях.

Чтобы его результаты оказались точными, наблюдателю следует оставаться в стороне, быть незамеченным или же стать частью группы, в которую входит объект наблюдения, смешаться с ней, чтобы не вызвать к себе внимание. Исследователь должен фиксировать и оценивать события, связанные с целью наблюдения.

Элементы этого приема включают в себя теоретическое мышление (различные методические приемы, контроль результатов, осмысление) и количественный анализ (факторный анализ, шкалирование и др.).

Изучая основные методы психологии, наблюдение следует непременно отметить и по возможности применять. Ведь это один из основных приемов, которым пользуется современная наука.

Необходимо сказать, что наблюдение в психологии непременно является несколько субъективным. Степень субъективности могут снизить отказ от быстрых выводов и обобщений, неоднократность наблюдения, а также использование наряду с ним других методов.

Лучше, чтобы в исследовании участвовало сразу несколько наблюдателей. Чтобы повысить эффективность этого метода, часто используются различные карты наблюдений и опросники.

Они позволяют сконцентрироваться на наиболее важных моментах и не отвлекаться на несущественные.

Отличительные черты наблюдения

Наблюдение в психологии всегда проводится с определенной целью, по заранее намеченному плану, оснащено различными предметами, необходимыми для фиксации результатов и осуществления самого процесса.

Этот метод позволяет собирать эмпирические данные, формировать представления об объектах исследования, а также проверять различные догадки и теории, связанные с ним.

Наблюдение осуществляет познание с помощью прямого контакта, основываясь на показаниях органов чувств, поэтому оно является первым в истории научным приемом.

Методы психологии (наблюдение, эксперимент и др.) имеют свои характерные особенности. Эти особенности позволяют выделить их как отдельный вид исследований.

Наблюдение в психологии отличается типом отношения к объекту (например, в беседе или эксперименте специалист создает специальные условия, вызывающие то или иное явление), присутствием непосредственного контакта с ним (который отсутствует при изучении продуктов деятельности, а также не всегда присутствует в эксперименте).

С методологической точки зрения ему присуща универсальность, то есть возможность использования наблюдения по отношению к широкому кругу различных психических явлений, а также гибкость (наличие возможности изменять «поле охвата» объекта или гипотезу в процессе исследования) и минимальные требования к техническому, аппаратному обеспечению процедуры. В этом методы психологии наблюдение, эксперимент и другие сильно отличаются.

В научной литературе термины «наблюдение», «объективное наблюдение» и «внешнее употребление» часто используются как синонимы. Психическая жизнь — сложное явление, недоступное прямому взору извне, скрытое от посторонних глаз.

Поэтому первоначально единственным методом психологии являлась интроспекция (самонаблюдение), и лишь с развитием науки внешнее наблюдение стало применяться, когда осуществлялось наблюдение за человеком (психология, социология и другие науки).

В отечественной психологии основные принципы наблюдения описываются в работах таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев.

Общая характеристика метода наблюдения

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и фиксация проявлений поведения испытуемого, на основании чего получают суждения о психических явлениях субъекта.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними, исторически является первым научным методом психологических исследований.

От эксперимента наблюдение отличается тем, что не предполагает вмешательства в жизнь, путём создания специальных условий.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно:

1) подчинено определенной цели;

2) проводится по определенному плану;

3) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях:

1) наблюдение как деятельность (в рамках профессии, н-р, осмотр оборудования по плану, оператор энергосистемы следит за показаниями приборов, врач осматривает больного, следователь наблюдает за подозреваемым) направлено на обслуживание практической деятельности;

2) наблюдение как метод;

3) наблюдение как методика.

Наблюдение какметоднауки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т.е.

применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т.е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы.

Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит:

1) в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве);

2) вналичии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым.

Наблюдение какметодика(методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения.

Методика наблюдения — это описанная, понятная для других, система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач.

В зарубежной психологической литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения».

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:

а) выбор ситуации и объекта наблюдения;

б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;

в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;

г) описание требований к работе наблюдателя;

Источник: https://knyazhinskaya.ru/drugoe/nablyudenie-za-lyudmi-psihologiya.html

Методы исследования в психодиагностике (стр. 1 из 4)

Наблюдение как метод психодиагностики

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Методы исследования»

Авторизованный реферат по курсу

«Психодиагностика»

Фамилия, имя, отчество студента

Номер зачетной книжки

Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________

З/О

МОСКВА — 2001 год

. 2

Введение. 3

Определение психодиагностики. 3

Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 4

Методы психодиагностики и их классификация. 6

Краткие характеристики психодиагностических методик. 6

Тесты и тестирование. 8

Требования, предъявляемые к тестам.. 9

Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.. 10

Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов. 11

Проведение практического тестирования. 12

Сводные результаты тестирования. 12

Выводы по результатам тестирования. 16

Литература: 18

Определение психодиагностики

Психодиагностика — это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

· В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

· В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

· Сбор данных.

· Переработка и интерпретация данных.

· Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

· Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

· Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

· Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

· Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

· Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.

Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.

В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и свойств человека.

На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

Методы психодиагностики и их классификация

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Источник: https://smekni.com/a/196199/metody-issledovaniya-v-psikhodiagnostike/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: