О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест (АРМ)

О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. О содержании текста нового нормативного документа, структуре и порядке проведения специальной оценки условий труда читайте здесь.

Актуальность процесса аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.

) обусловлена количеством несчастных случаев, профзаболеваний и травм, полученных на производстве, что влияет не столько на саму работу предприятий, сколько отражается на экономических показателях страны.

Потери фонда рабочего времени приводят к снижению объемов произведенной продукции и ВВП. По статистическим данным Минздравсоцразвития РФ, в 2011 году процент потерь ВВП, из-за неудовлетворительных условий труда, составляет 4,3%.

Существенно подрывают экономику выплаты компенсаций и досрочных пенсий за работу во вредных условиях. Поэтому одной из задач государственной политики стал пересмотр вопросов охраны труда, принятие мер и решений по улучшению условий. Первым шагом стало изменение порядка проверки рабочих мест, условий труда на них.

Тридцать лет совершенствования.

Механизм АРМ был запущен в России в советское время. Стоит отдать должное развитию рыночной экономики, интенсивное развитие которой в 90-х годах дало ход развитию процесса аттестации.

Вертикальная система советского периода по управлению народным хозяйством не смогла создавать нормальные и здоровые условия труда, чтобы обезопасить работников от влияния внешних факторов из-за того, что не выделялись должные материальные средства.

К концу 80-х годов была предпринята попытка установления льгот и компенсаций людям, которые заняты на производстве с вредными условиями.

Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за вредные условия труда, было утверждено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС 3 октября 1986 года.

Установление доплат прочно вошло в систему труда и продолжает существовать в современности. Но кардинальных преобразований в управлении охраной труда все же не произошло, потому как, по-прежнему, продолжало расти число несчастных случаев из-за нерационального производственного процесса, число профессиональных заболеваний. Сказался также и переход страны на рыночную экономику.

В 1992 году Министерство труда и занятости населения РСФСР утверждает Приказ «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Намеченные в нем цели остались актуальными и в современности: обязательное проведение аттестации на предприятиях, определение влияния производственных факторов, обоснование предоставления льгот и компенсаций, рационализация условий труда (меры по улучшению). Следующая попытка реформирования процесса была проделана с выходом Постановления от 14.03.1997 г.

«О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», когда аттестация стала обязательным этапом для сертификации работ по охране труда на предприятии. Все оценки условий стали проводиться лабораторными методами, была определена проверка всех рабочих мест (ранее проверка мест вышестоящих должностных лиц не проводилась).

В «новой» России, с выходом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569, в котором накопленный опыт был учтен и использован в нововведенных правилах, процесс упорядочен. С этого момента АРМ становится важной подсистемой государственного управления по охране труда.

Последним нормативным актом становится Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н (мы будем называть их «новые правила» и «новый порядок»). Кардинальных отличий нового порядка с предшествующим не наблюдается, но система анализа безопасности условий на рабочих местах приобрела более серьезный и требовательный характер.

Уже долгие годы аттестация служит инструментом обеспечения контроля безопасности условий на рабочих местах. Главный результат, который достигается при контроле – независимая оценка существующих условий, устранение недостатков в работе, улучшение условий.

Процесс подготовки и проведения аттестации – довольно сложный этап, требующий максимальной отдачи со стороны работодателя. Потому как здесь важен полученный результат не только для него, но и для работника. Новые правила, изменившие порядок, направлены на получение достоверных и объективных результатов. Особо подчеркивается значимость слова «объективность».

Ранее проведение аттестации контролировал государственный орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. По указу Президента РФ от 21 мая 2012 г.

№ 636 орган был преобразован в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд, – ред.).

Контроль за охраной труда регулирует Минтруд, в ведении которого находится Федеральное агентство по труду и занятости населения РФ (Роструд, – ред.), которое совершает контроль и надзор в сфере соблюдения законодательства о труде.

С чего начать?

Аттестация является обязательным процессом. Для того, чтобы провести ее, работодателю необходимо ознакомиться с самим порядком проведения АРМ, что позволит обеспечить качество результатов.

Аттестация проводится один раз в пять лет. Но данное требование относится не ко всем рабочим местам. С учетом последних изменений в порядок о проведении АРМ (Приказ Минтруда № 590н от 12.12.2012 г.), с данной периодичностью проводится аттестация лишь тех рабочих мест, условия на которых были признаны вредными или опасными по результатам предыдущей аттестации.

А также на рабочих местах, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Ранее аттестация проводилась для всех, без исключения, рабочих мест с указанной периодичностью.

В связи с изменениями, условия проведения АРМ несколько видоизменились, и теперь подлежать аттестации могут лишь рабочие места, на которых происходят следующие процессы:

  • выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
  • эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
  • работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
  • использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
  • хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
  • вновь организованные рабочие места.

Рабочие места, на которых работники заняты на ПЭВМ, используют копировально-множительные аппараты, иную офисную и бытовую технику, аттестации не подлежат. Данное изменение пришлось по нраву представителям малого бизнеса, потому как оно позволяет значительно экономить финансовые средства, необходимые на проведение аттестации.

Таким образом, аттестация обязательна лишь для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Изменения относятся больше к производственной сфере, но и такие рабочие места, как повара, оператора АЗС, фармацевта, водителя, уборщицы, строителя также должны проходить периодическую проверку в установленные сроки.

Уточним: для вновь организованных рабочих мест аттестация проводится в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Ранее срок составлял 60 рабочих дней. Срок увеличен для того, чтобы увидеть, как проявит себя оборудование за более продолжительный срок эксплуатации, как отразится технологический процесс на сотрудниках.

В процессе проведения аттестации работодатель осуществляет организационные функции: определяет сроки проведения аттестации, издает приказ о проведении АРМ на предприятии и о его завершении, определяется с выбором участников согласно требованиям, несет ответственность за полученный итог работы.

Руководство и контроль же полностью возлагается на аттестационную комиссию.

В ее полномочия входит: составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, оформление необходимых документов по аттестации, карт аттестации для каждого рабочего места, разработка комплекса мероприятий по улучшению рабочей среды.

В оценке только независимые органы!

Обязательным условием при проведении АРМ по новому порядку является привлечение аттестующей организации. В предшествующих нормативных документах этот пункт был условным. То есть, работодателю давалось право свободного выбора привлечения подобной организации.

Аттестация, как ее называли, «своими руками», в большинстве случаев, не давала объективных результатов, была нередко формальностью и не более. Согласно новым правилам, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, быть совершенно независимой по отношению к деятельности работодателя и компетентна в предоставлении услуг.

Кроме того, они должны быть аккредитованы в установленном порядке, что каждый работодатель может проследить в реестре компаний, оказывающих услуги в области охраны труда.

Работодателям необходимо быть внимательными при выборе организации.

Потому как организации, проводящие аттестацию, для привлечения клиентов часто пользуются принципом, построенным на недостаточном знании специфики их работы.

Это, главным образом, отражается не только на результатах, но и на стоимости работ. Каким образом формируются цены на аттестацию и как не быть обманутым, предлагаем ознакомиться в материале: «Цены на АРМ».

Одной из основных функций аттестующей организации являются оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, которая осуществляется путем инструментальных замеров факторов производственной среды.

Измерения вправе проводить лишь те организации, в состав которых входит собственная испытательная лаборатория (ИЛ, – ред.).

Она также должна соответствовать ряду требований, согласно которым осуществление деятельности в области АРМ является вполне законным: иметь поверенную приборную базу и высококвалифицированных специалистов по аттестации.

Правомочность подтверждает аттестат аккредитации на выполнение услуг в заявленной области. С 2012 года порядок выдачи аттестатов был изменен. Более подробно об этом Вы можете узнать в материале: «Лаборатория по аттестации рабочих мест».

Инструмент бережливого производства.

Оценку рабочих мест можно использовать в качестве одного из инструментов бережливого производства. Производственная культура начинается, прежде всего, с безопасности сотрудников на рабочих местах.

Путем глубокого анализа рабочей среды удается выявить любые несоответствия и причины, так или иначе, влияющие на ухудшение состояния здоровья работника, провоцирующие травмы и несчастные случаи на производстве. На языке аттестации – оценка травмоопасности, при которой определяется соответствие требований по защите от механических, электрических, токсических, температурных воздействий.

Для повышения эффективности работы без травм необходимо также проведение обучения всех сотрудников вопросам охраны труда и качественное обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной защиты.

Статистика по проведению АРМ в России.

Проведение аттестации отслеживают органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Работодатель должен предоставлять результаты по мере завершения АРМ в государственную инспекцию по труду (ГИТ, – ред.), расположенную в субъекте РФ. Инспектор по труду осуществляет анализ данных и выносит общее решение о правомерности процесса.

Общие сводные данные по результатам проведения АРМ отражены на официальном сайте Роструда, где показана численность аттестованных и неаттестованных рабочих мест, допустимость и наличие ВОПФ на рабочих местах предприятий всех регионов страны.

Материалы о проведении аттестации за 2012 год представили около 80 тысяч предприятий страны.

По оценке ГИТ, показатель говорит о том, что законодательство по проведению АРМ выполняется не всеми работодателями, что может существенно снизить качество организации труда на рабочих местах.

Экспертиза безопасности труда, проверка рабочего места, анализ условий труда – этот ряд можно продолжать и далее, только, смысл этих словесных форм не изменится. Все они подразумевают в себе единое понятие – «аттестация рабочих мест».

Этот процесс не несет в себе негатива, не имеет отрицательных сторон. Его цель – улучшение условий на рабочих местах даже там, где это бывает порой сложно сделать, но можно.

Важно только четко и ясно представлять необходимость процесса и думать, прежде всего, о людях.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/attestatsiya-rabochikh-mest

Аттестация рабочих мест

О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Проведение аттестации нацелено на выявление вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, а также на осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Чтобы правильно провести аттестацию, работодателю необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее по тексту — Порядок).

Положения этого нормативного акта распространяются как на работодателей, так и на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест.

Для работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, положения данного Порядка необязательны.

Субъекты, проводящие аттестацию

Чтобы организовать и провести аттестацию, работодатель должен создать аттестационную комиссию, а также определить график проведения работ по аттестации (п. 9 Порядка).

В состав аттестационной комиссии должны входить:

  • Представители работодателя;
  • Специалист по охране труда;
  • Представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если таковые имеются);
  • Представители аттестующей организации.

Положением установлено, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю.

Аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Аттестующую организацию работодатель может найти в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который размещён на сайтах:

  • http://rao.rosminzdrav.ru/
  • http://rao.rosmintrud.ru/

Рабочие места, подлежащие аттестации

Аттестации подлежат рабочие места, на которых заняты работники, чья трудовая функция предусматривает следующее:

  • Работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
  • Эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
  • Работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
  • Использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
  • Хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

Приказом Минтруда России от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г.

№ 342н» отменена аттестация рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на компьютерах и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, которая не используется в технологическом процессе производства.

Иными словами, не нужно проверять рабочие места офисного типа, отдельно стоящие ксероксы, сканеры, иную офисную технику, которую работники используют для нужд организации, а также кухонные помещения, где работники используют бытовые приборы в целях приготовления или разогрева себе пищи.

Оценка соответствия условий труда требованиям охраны труда включает в себя:

Виды аттестаций

В зависимости от срока и основания проведения различают первоначальную, повторную и внеплановую аттестацию. Следует отметить, что термин «первичная аттестация» является условным и в Приказе от 26.04.2011 № 342н не содержится.

Виды аттестаций в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
Вид аттестацииОснование проведения аттестацииСрок проведения аттестации
Первичная (Организуется новое рабочее место)При создании юридического лицаНе определен
При регистрации индивидуального предпринимателя
По завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производства, внедрения новой техники и технологийНе позднее одного года с момента создания рабочего места
ПовторнаяПри наличии на рабочем месте вредных и (или) опасных условий труда, установленных по результатам предыдущей аттестацииНе реже одного раза в пять лет
При наличии производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования)
ВнеплановаяОбращение о проведении аттестации, поступившее:
  • от работника;
  • от представителя;
  • от профсоюзной организации.
Заранее не определен
Предписание Роструда или Государственной инспекции труда
Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной для оценки качества аттестации, если были выявлены нарушения
Приведение условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда
Мероприятия по улучшению условий труда
Замена производственного оборудования
Изменение технологического процесса
Изменение средств коллективной защиты

Сроки проведения аттестации

Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

Старая норма (ред. От 26.04.2011) устанавливала, что аттестация должна была проводиться не реже чем раз в пять лет для всех без исключения рабочих мест.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 г. № 590н в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были внесены изменения, предусматривающие пятилетний срок только для рабочих мест, которые:

Для остальных рабочих мест аттестация может не проводиться. Исключение составляют случаи, когда назначена внеплановая проверка.

Для вновь организованных рабочих мест сроки аттестации изменились: до этого аттестация проводилась не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию, теперь — не позднее чем через год.

Таким образом, сроки проведения аттестации следующие:

  • Аттестация вновь организованных рабочих мест — не позднее чем через год;
  • Аттестация действующих рабочих мест — не позднее чем через пять лет после последней аттестации при условии обязательности аттестации (рабочие места признаны вредными и опасными по результатам предыдущей аттестации, требуют медосмотров работников);
  • Индивидуальные сроки — особые случаи при назначении внеплановой проверки;

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Отчет об аттестации и приложения к нему

Аттестационная комиссия оформляет результаты проведения аттестации в виде отчёта об аттестации, к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка):

  • Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
  • Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
  • Карты аттестации рабочего места по условиям труда;
  • Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
  • План мероприятий по улучшению условий труда;
  • Итоговый протокол заседания аттестационной комиссии;
  • Сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
  • Протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • Заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • Предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Порядок оформления результатов аттестации

Алгоритм действий аттестационной комиссии при оформлении результатов аттестации выглядит следующим образом:

  • Рассмотрение отчёта об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления;
  • Подписание протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
  • Передача его указанного протокола с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Обязанности работодателя

Работодателю же, в свою очередь, необходимо:

  • В течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации;
  • Ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

Окончательная обработка данных аттестации

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации следующие документы:

  • Сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • Сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Эти же документы аттестующая организация на электронном носителе передаёт в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (п. 45 Порядка).

Взносы в ФСС

Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» установлено в ст. 17, что страхователь обязан сообщать страховщику, в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по результатам труда.

С 1 января 2012 г. при расчете скидок и надбавок к тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве учитываются результаты аттестации рабочих мест (ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Поэтому с прошлого года специалистами ФСС РФ оценка состояния охраны труда в организации проводится с учётом результатов аттестации рабочих мест. Для этих целей компании должны сообщать в органы ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест.

Передать сведения об аттестации рабочих мест компания должна в форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минтруда России от 19.03.

2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

Информируем Вас, что данная статья про аттестацию рабочих мест информационно устарела, так как с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (ред. от 12.12.2012) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утратил силу в связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 № 421-ФЗ, № 426-ФЗ, которыми с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). О применении результатов аттестации рабочих мест и новой процедуре по специальной оценке условий труда читайте в статье «Специальная оценка условий труда».

Нормативно-правовые акты

  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании»;
  • Приказ Минтруда России от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/attestaciya-rabochih-mest/attestaciya-rabochih-mest/

Аттестация рабочих мест в 2020 году – порядок, сроки, ответственность

О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

806 Елена Симакина

Аттестация рабочих мест всегда была головной болью ответственных руководителей. Произошедшие изменения еще больше попортят нервы не только ответственным, но и безответственным работодателям, ведь от проверки никто не освобожден.

Впрочем, проводя реформу, законодатель в первую очередь стремился обезопасить рабочие будни, обеспечить трудящихся теми гарантиями, которые по закону полагаются, а фактически игнорируются.

И новые меры ответственности призваны внушить предпринимателям одну простую истину: «наняли людей в подчинение – обеспечьте им человеческие условия труда».

Последние изменения

Осуществлять свою трудовую деятельность в безопасных условиях – право каждого. Российская действительность вносит коррективы в эту аксиому.

Согласнозаконодательству, работодатель, имеющий в подчинении людей, неважно в какомколичестве, обязан защитить их от негативных факторов, присущих рабочим местам.

В охрану труда должно инвестироваться не менее 0,2% денег, затрачиваемых даннойорганизацией на производство товаров. Сумма в реальности получается ничтожная,но даже она не всегда расходуется.

Зачастую люди не получают элементарных защитныхприборов, не говоря уже о компенсациях за труд в тяжелейших условиях.

Аттестация рабочих мест была направлена на обнаружение опасных, вредных условий производства и подгон существующих факторов под установленные государством стандарты.

Но, как показалажизнь, аттестация проводилась для галочки и не имела серьезных, далеко идущихнамерений руководства улучшить трудовую жизнь персонала. Во многом этопроисходило, поскольку отсутствовал специальный законодательный акт, да инаказания не особо впечатляющие.

Конец фиктивной аттестации рабочих мест положило принятие в 2013 году закона «О специальной оценке условий труда». Он меняет представление об оценочной кампании.

СОУТ – совокупностьмероприятий, способствующих распознаванию неблагоприятных условий и оценке ихвоздействия на трудящихся.

В целом, сущность спецоценки не отличается от сущности аттестации. Ключевые отличия состоят в подробной регламентации процедуры ее осуществления и более суровых наказаниях за непроведение или затягивание сроков.

Результаты СОУТиспользуются для довольно пресных, но необходимых целей, вроде профилактики иликонтроля. Но, кроме того, результаты способны преподнести плюшки работникам,такие как повышенный тариф отчислений в ПФР, гарантии и компенсации.

Поэтому коллективболее чем заинтересован в проведении надлежащей оценки. И закон дозволяетработникам интересоваться ходом проведения проверки, задавать вопросы иобжаловать ее итоги. А представители профсоюза даже могут инициироватьвнеплановую оценку. Но обо всем по порядку.

Цели

Аттестация рабочихмест имела целями поддержание здоровья работников, предупреждение несчастий и профзаболеваний,выявление полезности или бесполезности средств защиты, мотивирование начальстваулучшить трудовую обстановку.

СОУТ присущианалогичные цели, а также появились дополнительные:

  • Унификация процедуры. Раньше существовало целых 3 процедуры проверки: аттестация рабочих мест и госэкспертиза условий труда, регламентированные ТК, СОУТ, предусмотренная ФЗ «О страховых взносах». Законодатель отметил: необходимо объединить эти процедуры. Тогда и бизнесмену придется заморачиваться однократно, и результаты проверки будут использоваться в широчайшем объеме.
  • Определение классов вредности. Когда человек трудится в неблагоприятных условиях, по закону ему полагаются определенные компенсации, такие как укороченная рабочая неделя или дополнительный отпуск. Вредность / опасность можно выявить именно по итогам СОУТ. Так что без спецоценки на банку сгущенки не стоит рассчитывать.
  • Расчет доптарифа по отчислениям в ПФР. Такой тариф предусмотрен для лиц, претендующих на льготный выход на пенсию.
  • Урегулирование трудовых конфликтов. Если работник жалуется в инспекции или в суд на плохие условия, только документы по СОУТ оправдают руководство.

Кто освобожден от оценки

Аттестация долго провоцировала споры: надо или не надо проверять места офисного планктона? Новый ФЗ поставил точку в споре. Надо проверять. Спецоценка условий труда — неизбежное мероприятие для всех без исключения предпринимателей. Даже если сотрудники сидят в чистом, уютном офисе и нажимают на клавиши ноутбука, это не освобождает их руководство от проверки.

От СОУТ освобождены рабочиеместа людей, трудящихся:

  • дистанционно;
  • на дому;
  • на физлиц, не обладающих статусом ИП.

Проведение оценки

За что спасибо новомуФЗ, так это за щепетильное расписание процедуры. Порядок СОУТ выглядитследующим образом.

  1. Образование комиссии. Комиссия создается из нечетного количества человек. В нее непременно нужно включить спеца по охране труда. Если имеется профсоюз, то его представитель также становится членом комиссии. Как при бывшей аттестации рабочих мест, обговаривается график.
  2. Установление списка оцениваемых трудовых мест. Когда места аналогичны, проверяются не все, а 20% от общего количества (но не менее 2-х). Под аналогичными местами подразумеваются однообразные по уровню шума, освещенности, вентиляционным системам, на которых работники выполняют одинаковые обязанности, пользуясь однотипным оборудованием и защитными приспособлениями.
  3. Договоренность с компанией. Минтруд позаботился о предпринимателях, во избежание сотрудничества с организациями-обманщиками и указал на своем сайте перечень допущенных компаний. С ней необходимо заключить гражданско-правовой договор. При аттестации рабочих мест существовала возможность привлечь не одну, а несколько организаций. И сейчас такая возможность не исключена. Эксперты-оценщики не являются членами комиссии, они действуют независимо.
  4. Передача экспертам необходимых документов. Это Устав, должностные инструкции, ИНН, штатное расписание и т.д. Не нужно утаивать какие-либо документы или сведения об особенностях деятельности компании. Оценщикам, как врачам: говорят только правду для собственной пользы.
  5. СОУТ по методике, утвержденной Минтрудом. Отличительный этап процедуры спецоценки по сравнению с аттестацией рабочих мест — идентификация. Выявлена вредность, опасность — необходимо проводить исследования, чтобы выявить ее степень и присвоить класс или подкласс. Если по итогам СОУТ неблагоприятные факторы абсолютно не выявлены, директор подает в инспекцию декларацию о соответствии. Она действительна 5 лет. За эти 5 лет в компании не происходили увечья, членовредительства, прочие несчастья и профзаболевания – жизнеспособность продляется еще на 5 лет. Идентификация не проводится в определенных случаях, например, если предыдущая аттестация уже выявила вредность. Нужно сразу переходить к исследованиям.
  6. Отчетность. Дается 3 дня, чтобы направить копию отчета компании-оценщице.
  7. Итоги СОУТ в народ. После утверждения отчета работодатель обязан под роспись продемонстрировать его трудовому коллективу. По ранее действующему законодательству выводы аттестации рабочих мест доносились до работников в 10 дней, сейчас срок составляет 1 месяц.
  8. Размещение информации об итогах проверки на сайте (если таковой имеется). Новое требование, во времена аттестации рабочих мест его не было.
  9. Форма 4-ФСС. Отчет по этой форме непременно должен быть направлен в страховой фонд.
  10. От слов к делу. Далее предстоит самое трудное: использовать результаты спецоценки на практике. Во-первых, трудовой договор определенных сотрудников должен быть изменен или дополнен с учетом бонусов за работу в тяжких условиях. Во-вторых, взносы в ПФР рассчитываются по новым тарифам, в зависимости от класса вредности. Раньше было 6% или 9%, а теперь от 2-х до 8%, если условия вредные, опасные. Повышенные тарифы применяются именно по итогам СОУТ. Поэтому пенсионщики, когда слезно, когда грозно просят вовремя подавать итоги спецоценки.  

Сроки

Плановую оценку, как и ранее аттестацию рабочих мест, надлежит проводить единожды в 5 лет. Когда утвердили отчет о СОУТ, начинайте отсчитывать.

Законодатель предусмотрелвремя для перехода и привыкания к свежим правилам. Если до конца 2013 годапроводилась аттестация рабочих мест, спецоценку можно было не проводить вдальнейшем 5 лет.

Но сроки истекли в декабре прошлого года. Так что в 2020 году оценку придется проводить. По-хорошему, ее стоило провести еще в 2018 году. Трудовые инспекторы вполне могут проявить нездоровый интерес к затягиванию сроков.

Помимо плановой,существует внеплановая СОУТ. Перечень оснований для ее проведения несколькомодифицировался, по сравнению с причинами внеплановой аттестации рабочих мест.

Внеплановая оценканеизбежна, если:

  • начинают эксплуатироваться новые трудовые места;
  • по итогам проведения госнадзора обнаружились нарушения ФЗ «О СОУТ», и предпринимателем было получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • имело место травма, увечье или профзаболевание, возникли они в силу влияния рабочей среды;
  • иные причины.

Внеплановая СОУТ должна быть произведена в течение 6-ти месяцев после наступления таких ситуаций (иногда в течение 12 месяцев).

Ответственность

Гвоздь программы – статья 5.27.1 КоАП. Именно она устанавливает кару за наплевательское отношение к людям.

Статья гласит, что непроведениеспецоценки или несоблюдение порядка наказывается штрафом:

  • должностным лицам – 5 – 10 тыс.;
  • юрлицам — 60 — 80 тысяч;
  • предпринимателям — 5 – 10 тыс. рублей.

Прежние штрафы при аттестации рабочих мест были значительно меньше. Предприниматели рисковали тысячей – пятью тысячами, а юрлица – тридцатью – пятидесятью тысячами.

Злостныеработодатели, нарушившие закон повторно, наказываются следующим образом:

  • должностные лица – штраф 30 — 40 тысяч рублей, либо отстранение от 1 года до 3-х лет;
  • предприниматели – штраф 30 – 40 тыс., либо приостановка работы до 3-х месяцев;
  • юрлица – штраф 100 — 200 тысяч или приостановка работы до 3-х месяцев.

Статья 5.27.1. КоАП в качестве меры наказания предусматривает предупреждение. Минтруд заострял внимание на том, что для малого бизнеса именно эта мера будет первоочередной. Работодателям может направляться предостережение с указанием сроков для исправления нарушений.

С 2016 года данные оСОУТ хранятся во ФГИС – федеральной государственной информационной системе. Специалистыпредупреждают, что в 2020 году планируется введение автоматического штрафования.Если в системе нет сведений о спецоценке от конкретной компании – штрафначисляется автоматически. Но порядок автоматического сбора штрафов пока неутвержден.

Уголовнаяответственность за несоблюдение охраны труда предусмотрена ст. 143 УК. Как ираньше, при аттестации рабочих мест, не проведенная или халатно проведеннаяСОУТ, повлекшая ущерб здоровью или жизни сотрудника может вылиться в штраф,исправительные работы, либо тюрьму.

Если взглянуть на практику, видно, что трудовые инспекторы уже активизировались. Данные о наложенных штрафах публикуются на сайтах региональных трудовых инспекций для назидания и устрашения безответственных.

Еще в ход активно идут предписания явиться, дать объяснения, почему не провели спецоценку в установленные сроки.

Советы

От проведения СОУТ неотречься ни под каким предлогом, а потому запомните несколько советов, которыесделают этот процесс безболезненным:

  1. Проверяйте компанию-оценщика. Запросите ее уставные документы: СОУТ указана как ключевое направление деятельности – все отлично и замечательно. Эксперты должны быть сертифицированы, а один из них иметь врачебное образование определенной специфики. И наконец, в структуре организации есть лаборатория для испытаний. Соответствие этим требованиям означает, что компания-оценщик надежная, и с ней можно взаимодействовать без опасений. Учтя печальный опыт аттестации рабочих мест, когда орудовало немало мошенников, Минтруд собрал воедино список всех допущенных к проведению оценки организаций.
  2. Не экономьте на оценщиках. Существует 3 категории рабочих мест: офисное, 1 и 2 категории. Понятно, что провести оценку места юриста, трудящегося в тепличных условиях, не то же самое, что и металлурга, закинутого в пекло в прямом смысле. Даже Минтруд заявляет, что оценить одно рабочее место обходится в 2 500 – 4 000 руб. А если речь идет о месте, требующем измерения уровня содержания химических веществ, цена способна подпрыгнуть в три раза. И это обоснованно. Цена складывается из оплаты труда экспертов, износа оборудования, затрат расходных материалов, использования недешевых оценочных приборов. Компании, заявляющие подозрительно низкие цены, могут провести оценку так, что первая проверка посулит штраф за эту филькину грамоту. 
  3. За СОУТ, как и ранее за аттестацию рабочих мест, платит работодатель. Но ФСС может вернуть в виде скидки часть денег, отданных оценщикам. Чтобы получить скидку за проведение СОУТ, нужно представить в страховой фонд заявление на скидку, план мероприятий по охране труда, план денежного обеспечения, все документы по спецоценке. Скидка от ФСС к страховому тарифу может достигать 20%.
  4. Улучшили трудовые условия – закажите новую оценку, даже если еще не срок. Это позволит сэкономить на отчислениях и возмещениях работникам.

Вывод

Аттестация рабочихмест была одним из способов улучшения трудовой жизни работников. К сожалению,она не возымела того эффекта, на который рассчитывал законодатель.

Специальная оценка условий труда разработана с учетом предыдущего опыта. Ее внедрение пока на стадии становления, много вопросов, недоработок, но положительный эффект неизбежен, поэтому к СОУТ следует подходить с должной внимательностью и осмотрительностью.

Источник: https://dvayarda.ru/business/attestaciya-rabochih-mest/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: