Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Содержание
  1. Как научиться чему-то новому в сознательном возрасте
  2. Отсутствие мотивации
  3. Противодействие окружения
  4. Страх всего нового
  5. Финансовое положение
  6. Понять, что не всё так плохо
  7. Понять, зачем это нужно
  8. Начать
  9. Отмена общих перемен и торжественных линеек — как изменится школа после карантина
  10. Как изменится учебный процесс после карантина
  11. Изменения для учеников и их родителей
  12. Изменения для администраций учебных заведений
  13. Эти изменения навсегда?
  14. Пора начать учиться правильно
  15. Главные принципы обучения
  16. 1 этап — кодирование
  17. 2 этап — консолидация
  18. 3 этап — припоминание
  19. Разрушаем мифы об «эффективном» обучении
  20. Метод 1. «Зарубки»
  21. Дидактические карточки
  22. Мнемотехника
  23. Генерация
  24. Разностороннее изучение
  25. Учиться, учиться и еще раз учиться: почему теперь получать образование нужно всю жизнь
  26. Ностальгия по штилю
  27. Инвестиции в карьеру
  28. Работа как бизнес-проект
  29. Кто и как меняет образование. Сейчас и не ожидая лучших времен
  30. Молодые лидеры: новое поколение учителей
  31. Погружение в профессию: новый опыт для школьников
  32. Учиться учить: новые знания для опытных педагогов
  33. Широкий взгляд: новые навыки для всех
  34. Новые правила поступления в вузы с 2021 года
  35. Основные изменения:
  36. Источник:

Как научиться чему-то новому в сознательном возрасте

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Не секрет, что детям и подросткам учёба даётся легче, чем взрослым. Всё дело в том, что их мозг более открыт новому опыту и знаниям. Ведь задача молодого организма, заложенная в него природой, как раз и состоит в том, чтобы развиваться и накапливать опыт.

Период в жизни человека, когда он легче всего усваивает информацию и развивает навыки, называется сензитивным. Плохие новости: скорее всего, у вас он уже закончился. Например, речевые способности лучше всего развиваются в возрасте до 6 лет, согласно мнению известного педагога Марии Монтессори.

С течением времени активность мозга снижается , и с этим ничего не поделаешь. Мозговые процессы, связанные с запоминанием больших объёмов информации и концентрацией внимания, не прекращаются, но существенно замедляются.

Хорошие новости: это всё равно не помешает вам получать новые навыки.

Отсутствие мотивации

Существуют не только биологические, но и чисто психологические причины того, что взрослым сложнее взяться за незнакомое дело.

У людей в возрасте существует предрасположенность психологически зацикливаться на прошлом как на некотором идеале, который может являться примером для всех остальных. Часто при этом говорят: «В наше время делали вот так».

Сергей Иванов, психолог.

К определённому моменту человек достигает уровня знаний, необходимого ему для жизни, получает стабильную работу… и у него просто пропадают причины учиться чему-то новому. Обучение становится опцией — полезной, но не жизненно необходимой.

Противодействие окружения

Нередко палки в колёса нам ставят наши же близкие.

Безусловно, одна из причин отсутствия стимула к обучению в зрелом возрасте — это проявление возрастной дискриминации. Она у нас процветает отчасти потому, что достаточно много людей покорно следуют подобным ложным установкам: «Поздно начинать», «Мы уже никому не нужны», «Разве теперь что-то изменишь?».

Галина Лифшиц-Артемьева, писательница, психотерапевт.

Страх всего нового

С возрастом может не только пропасть интерес к саморазвитию, но даже появиться страх перед ним. Дети и подростки не стесняются задавать вопросы и не боятся показаться некомпетентными. Взрослые же привыкли чувствовать себя уверенно в своей профессиональной области. Выходя за её пределы, они нередко чувствуют себя глупо. А это провоцирует желание поскорее вернуться в зону комфорта.

Финансовое положение

Большинство возрастного населения в России дискриминировано по уровню среднего заработка и в связи с этим зачастую относится к нижним стратам социальных классов. Это также может являться составляющей нежелания или невозможности развиваться и обучаться в профессиональном плане.

Сергей Иванов, психолог.

Действительно, как показывают опросы , россияне, которым из-за кризиса стало недоставать денег, предпочитают экономить, а не искать подработку или проходить курсы переквалификации. Только около 16% опрошенных находят способы увеличить доход, а не сокращают расходы.

Вывод: чем более человек стеснён в средствах, тем меньше у него возможностей научиться чему-то новому, особенно если это не связано напрямую с заработком. Если все силы уходят на то, чтобы прокормиться, некогда думать о том, что вы когда-то мечтали играть на скрипке.

Понять, что не всё так плохо

Хотя взрослые, как правило, учатся медленнее, чем дети, это не значит, что они вообще необучаемы . Постоянное обновление багажа знаний само по себе помогает держать мозг в тонусе. Чем активнее человек учится, тем легче это ему даётся.

У взрослых в этом плане даже есть некоторое преимущество перед детьми: им помогают накопленный жизненный опыт, знания и словарный запас, что особенно важно, например, в изучении языков. Кроме того, в сознательном возрасте мы учимся чему-то, потому что осознаём важность этого, а не из страха получить двойку. А это добавляет мотивации.

Понять, зачем это нужно

Прежде чем приняться за освоение нового навыка, нужно ответить себе на вопрос: «А собственно, зачем?» Если веской причины вы не придумаете, будет большой соблазн бросить всё на полпути. Вот только некоторые из возможных ответов:

  • Я стану более продуктивным на работе.
  • Это позволит мне получать больше удовольствия от отдыха.
  • Это сэкономит мне время и силы.
  • Это даст мне возможность найти подработку в случае кризиса.
  • Это улучшит мои карьерные перспективы.

Начать

Это может прозвучать банально, но, чтобы начать учиться чему-то новому, нужно просто на это решиться. Если предчувствуете, что будете лениться, лучше не выбирать самостоятельный способ обучения, а записаться на курсы, к личному тренеру или репетитору. Наличие дедлайнов и обязательства перед конкретным человеком добавят вам самодисциплины.

Надо менять собственные установки. Мало ли кто и что говорит! Вам надо, вам интересно — беритесь за дело! При таком настрое всё получится.

Сейчас, к счастью, существует огромное количество учебных заведений, в которых могут получать дополнительное образование люди любого возраста (как и любых физических возможностей).

Когда расширяешь рамки своего мира, появляется большой стимул жить и быть полезным, улучшается качество жизни.

Галина Лифшиц-Артемьева, писательница, психотерапевт.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-nauchitsya-chemu-to-novomu/

Отмена общих перемен и торжественных линеек — как изменится школа после карантина

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Роспотребнадзор составил рекомендации по поводу того, как должна быть организована работа учебных заведений в эпоху коронавируса. Привычный распорядок в школах может измениться очень серьёзно.

Отмена общих перемен — всего один заметный штрих, на который многие обратили внимание. Помимо этого бросается в глаза, например, ежедневное измерение температуры тела учеников на входе.

Разберёмся, как изменится школа после карантина и как будет выглядеть учебный процесс в 2020-2021 учебном году.

Изображение: mon.alania.gov.ru

Как изменится учебный процесс после карантина

Рекомендации Роспотребнадзора, опубликованные накануне, имеют отношение не только к школам, но в принципе к образовательным организациям. Учебный процесс, вероятнее всего, заметно изменится повсюду, вплоть до вузов.

Мы разделили все рекомендации Роспотребнадзора на группы — в зависимости от того, кого в первую очередь затрагивают нововведения, учеников и родителей или администрацию.

Понятно, что все рекомендации в первую очередь направлены именно администрациям школ. Но часть из них ученики и родители ощутят очень заметно, а часть будет для них неким фоном.

Поэтому деление рекомендаций на группы, которое мы провели — довольно условное.

Изменения для учеников и их родителей

  1. Вводятся “утренние фильтры” с обязательным измерением температуры тела входящих в помещение учеников, родителей и сотрудников школы (Роспотребнадзор рекомендует использовать бесконтактные термометры). Всех, кто имеет признаки ОРВИ, в школу не пустят.

    “Утренний фильтр” нужно суметь организовать так, чтобы на входе в школу не собиралась толпа учеников и родителей.

  2. За каждым классом закрепят своё помещение, куда будут приходить учителя-предметники.
  3. Время начала первого урока для каждого класса будет своим. А общие перемены для всех классов исключат.

    Так, чтобы детские коллективы не пересекались друг с другом.

  4. Рекомендуется сократить количество учеников в каждом классе.
  5. Группы продлённого дня и “вечерние дежурные” группы, которые состоят из учеников разных классов, отменяются.
  6. Массовые мероприятия (линейки, концерты и т.п.

    ) в школах исключаются.

  7. Занятия физкультурой по максимуму будут проводиться на улице (при хороших погодных условиях) и минимально — в спортзалах.
  8. Для школьников и их родителей будут проводить дополнительное гигиеническое воспитание.

  9. Если у ученика обнаружат признаки ОРВИ, его изолируют до прихода родителей или приезда скорой помощи.

Изображение: mon.alania.gov.ru

Изменения для администраций учебных заведений

  1. Перед открытием в помещении должна быть проведена генеральная уборка с дезинфекцией по вирусному режиму.
  2. На входе в школу нужно установить дозаторы со средством для обработки рук.
  3. Во время перемен и после окончания работы помещения должны дезинфицироваться.
  4. Воздух в помещениях должен постоянно дезинфицироваться с использованием специальных приборов.
  5. Во время каждой перемены учебное помещение должно проветриваться (в отсутствие детей).
  6. Обеденные столы должны будут мыться и дезинфицироваться до и после каждого приёма пищи.
  7. Дезинфицироваться должна будет также столовая и чайная посуда, столовые приборы.
  8. Персонал пищеблоков должен будет работать только в масках и перчатках.
  9. Школьников нужно обеспечить питьевой водой — кулеры и дозаторы должны постоянно дезинфицироваться, одноразовые стаканчики быть доступными в любое время.
  10. В санузлах всегда должно быть мыло, туалетная бумага, дозаторы с антисептическим средством для рук.

Изображение: Сергей Савостьянов/ТАСС/futurerussia.gov.ru

Эти изменения навсегда?

Пока непонятно, как долго будут действовать эти рекомендации для школ. Очевидно, что они будут оставаться актуальными до тех пор, пока коронавирус не будет считаться полностью побеждённым. А без поголовной вакцинации это невозможно.

Прогнозы по поводу того, когда появится вакцина от коронавируса, очень приблизительные. Но даже по самым оптимистичным из них вакцины не будет до весны 2021 года.

Работа школ изменится как минимум на 2020-2021 учебный год. Возможно, и на более долгий срок.

Понятно, что рекомендации, которые приводит Роспотребнадзор, вызывают массу вопросов.

Каким образом предлагается сокращать количество учеников в классах, особенно в переполненных школах? Как учителя-предметники будут вести занятия в разных классах, если единый график начала и окончания уроков отменяется? Как себе представляют авторы рекомендаций сквозное проветривание помещений зимой в Сибири — том же Якутске? И так далее.

С другой стороны, хорошо хотя бы то, что рекомендации эти вышли в середине мая, и у администраций школ по крайней мере есть время всё обдумать и подготовить работу в сентябре по новым требованиям. Как минимум это позволит вернуть детей в классы, а не продолжать мучения с дистанционными занятиями.

Официальный документ на сайте Роспотребнадзора можно изучить здесь.

Оригинал статьи на нашем сайте: https://krutomama.ru/education/otmena-obshhih-peremen-i-postoyannaya-dezinfektsiya-kak-izmenitsya-rabota-shkol-iz-za-koronavirusa/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/krutomama/otmena-obscih-peremen-i-torjestvennyh-lineek-kak-izmenitsia-shkola-posle-karantina-5ebd07b495a4f27dc7e94596

Пора начать учиться правильно

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

  • до сих пор не может уснуть, после увиденной схемы паттернов из книги Банды Четырех Страшная вещь
  • смущается количеству страниц в технической литературе
  • вечно боится, что всё прочитанное затеряется на задворках памяти
  • до сих пор перечитывает бесчисленное множество конспектов
  • уверен, что поняв тему, ты её изучил и запомнил
  • уверен в своих знаниях, хотя причин тому нет
  • хочет узнать побольше об эффективных способах узнавать новое и, самое главное, — запоминать новое.

Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».

Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.

Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно. Вот основное, о чём мы поговорим ниже:

  • Знание без тестирования — не знание
  • Чем сложнее даётся обучение, тем надежнее знания
  • Зубрёжка — не работает, надо двигаться дальше :)
  • Вместо перепрочтение — вспоминайте!

Главные принципы обучения

Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию. Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала. Схема — «Этапы усвоения информации»

1 этап — кодирование

Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.

2 этап — консолидация

На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.

3 этап — припоминание

Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект.

Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится.

Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ. Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить.

А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть? Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается.

То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается. Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.

Разрушаем мифы об «эффективном» обучении

Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.

Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:

  1. Интенсивное обучение
  2. Зубрёжка
  3. Перечитывание/Пересматривание

Интенсивное обучение Интенсивное обучение — это такой тип обучения, когда вы полностью сосредоточены на одной теме, желая досконально в ней разобраться и, только после того, как у вас начало всё получаться, вы переходите к следующей теме. Казалось бы, что тут может быть неэффективным? Но исследования говорят об обратном. Исследование №1 Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами. Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна. Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.
Исследование №2 Исследование проводилась с детьми школьного возраста. Задача была такая: выяснить, кто из детей быстрее научиться попадать в баскетбольную корзину мячом с расстояния в один метр. Первой группе необходимо всегда бросать мяч с одного метра. Второй группе нужно бросать мяч с пол-метра и с полутора-метров. Результат исследования аналогичен исследованию выше — с задачей лучше справлялись те школьники, которые использовали разноплановый подход к обучению.

Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.

Зубрёжка

Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени. Метод зазубривания имеет следующие проблемы:

  1. Занимает много времени;
  2. Знания быстро забываются;
  3. Иллюзия понимания.

Третьей проблеме стоит уделить больше внимания — нашей оценке себя. Как известно, чаще всего мы не способны адекватно оценить свои способности. Часто случается, что мы приобретаем иллюзию понимания изучаемого предмета. Близкое знакомство с текстом после многократного перечитывания порождает иллюзию, будто вы знаете его смысл и уловили материал. Значит, нам нужны техники, которые позволят нам привести собственное суждение в соответствие с реальностью. В этом нам помогут разные методы по тестированию.

Перечитывание/Пересматривание

Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.

Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.

Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».

Кратенько резюмируем:

  1. Давайте пытаться вспоминать
  2. Давайте будем проверять себя
  3. Давайте подходить к обучению с разных сторон и по-творчески

Теперь, когда мы рассмотрели основные проблемы при традиционном обучении, настало время ознакомиться с эффективными методами.

Метод 1. «Зарубки»

Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос.

Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше.

Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.

Дидактические карточки

Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!).

Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.

Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время.

Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.

Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.

Мнемотехника

Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги.

В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу. Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто.

Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым.

После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.

Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает.

Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.

Генерация

Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.

Разностороннее изучение

Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними. Вот и всё.

Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте! P.S.

Также следует упомянуть отличный инструмент для более осмысленного изучения темы — интеллектуальные карты.

Интеллектуальные карты — это как граф — мы устанавливаем связи между разными идеями, выясняем, что является главным и видим картину целиком.

Пример

Статья основана на книге — Запомнить все. Усвоение знаний без скуки и зубрежки. За дополнительной информации об исследованиях обращайтесь туда :) Хабы:

  • 6 сентября 2016 в 15:06
  • 1 сентября 2016 в 12:37
  • 20 августа 2015 в 09:46

Источник: https://habr.com/ru/post/499224/

Учиться, учиться и еще раз учиться: почему теперь получать образование нужно всю жизнь

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Многие из тех, кто получал профессию в СССР, с ностальгией вспоминают времена «стабильности и спокойствия», когда человек твердо знал, где и кем он будет работать через пять-десять лет и не боялся эту работу потерять.

Впрочем, так часто рассуждают и те, кто выпустился из вуза сравнительно недавно, уже успел поработать и ощутил свою невостребованность.

Очевидно, что модель жизни в профессии, воспитанная с детства или перенятая от родителей, сегодня рушится, а жить в новых условиях нравится не всем.

Корреспондент ТАСС поговорил с преподавателями ведущих российских университетов и бизнес-школ и узнал, в чем заключается смысл концепции lifelong learning — обучения в течение всей жизни, почему престижный университет перестал быть гарантом благополучного будущего и что делать, чтобы добиться успехов в карьере в условиях современной жизни.

Ностальгия по штилю

В середине нулевых у моей знакомой потерял работу муж — человек лет 55. Шли месяцы, а новую он так и не нашел: его профессия, полученная еще во времена СССР и связанная с обслуживанием оборудования на телефонной станции, «умерла» — функции человека стали выполнять компьютеры.

В чем проблема, думала я, — найти новую работу? Свои мысли я осторожно озвучила знакомой, на что услышала: «Ты не понимаешь. Он учился когда-то именно этой профессии. 25 лет отработал в одном месте и теперь не представляет, что делать.

Куда идти? Снова учиться на шестом десятке?»

Спустя всего десять лет ответ на этот вопрос кажется мне очевидным: конечно, да.

Сегодняшние студенты начинают осознавать, что с выходом из института их учеба не закончится. Вуз дает лишь базу, которую придется укреплять и достраивать всю жизнь.

Вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB Тим Мескон

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Именно о непрерывном образовании много говорили на прошедшем недавно Гайдаровском форуме в Москве.

Тим Мескон, вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB — одной из самых авторитетных в мире организаций, объединяющей бизнес-школы и учреждения образования, как заклинание повторял: «Вы становитесь учащимися с того самого дня, когда начинаете свой образовательный путь, и остаетесь им навсегда».

Это означает примерно следующее: о понятии «отстрелялся» после института нужно забыть, если претендуешь на успех и приличный заработок. При этом Мескон вовсе не имеет ввиду учебу в привычном понимании — в стенах университета, в аудитории перед доской.

«Раньше для того, чтобы получить знания, надо было поступать в университет и несколько лет ходить на занятия, сегодня же мы можем получить очень много полезных знаний, просто зайдя в интернет с компьютера или смартфона. И при этом не платить за это ровным счетом ничего. Важно только ваше желание».

В России Мескон уже не в первый раз и успел познакомиться с отечественной системой образования.

«На мой взгляд, нет необходимости для разработки в России дополнительных законов в этой области. Актуальным остается вопрос признания и интеграции новых форматов обучения — комбинированные курсы, цифровые образовательные платформы и прочие».

Действительно, в России есть программы переподготовки и повышения квалификации по разным профессиям, например, для учителей и для врачей.

Так, по закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ один раз в пять лет врачи обязаны проходить профессиональную аккредитацию.

Повышать квалификацию обязывают и учителей.

И речь не только о них. Почти все крупные российские компании имеют свои учебные центры, а, например, Сбербанк и вовсе — корпоративный университет.

Многие работодатели платят за обучение своих сотрудников. Вот только результаты часто оставляют желать лучшего.

«Формально у нас в стране есть программы отраслевого «повышения квалификации», как их называли в советское время, — объясняет директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. —  Но эффективность таких занятий низкая, на мой взгляд.

Так получается потому, что люди приходят на учебу ради галочки, они ничего не вкладывают в это образование, за них платит государство или компания. Они не очень понимают, зачем им это нужно, и досадуют, что их оторвали от личных дел.

Сидят на занятиях и играют в своих смартфонах, они — сами по себе, отсиживают часы, лектор — сам по себе, отрабатывает свои деньги. Это — большой театр на тему обучения.

Работники играют, что они учатся, начальство играет, что у них все обученные, на это выделяются большие деньги. Но все это искусственное».

Сергей Мясоедов считает, что виной тому российский менталитет и модель жизни, которая была усвоена еще в советское время.

Директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов

© Сергей Бобылев/ТАСС

Одно из главных усилий в жизни человек делал, поступая в вуз. Полученная профессия считалась пропуском в мир стабильности и — если вуз был престижным — возможно, благополучия.

«На знаниях, полученных в институте, человек «ехал» всю жизнь, работал на одном и том же предприятии, спокойно выходил на пенсию. Знаний хватало на всю жизнь.

В наши же дни по статистике 80 процентов выпускников вузов ни дня не работали по своей профессии. Мы не заметили, как поменялась экосистема.

Информация удваивается каждые пять-семь лет, а вузовские знания быстро устаревают или нуждаются в дополнении».

Сергей Мясоедов отмечает, что сегодня с необыкновенной скоростью появляются новые профессии. В США за последние два десятилетия 80 процентов прироста рынка труда осуществляется за счет тех профессий, которых 20 лет назад не было вообще.

Еще пять-десять лет назад никто не знал, что такое криптовалюта, блокчейн, big data, цифровая экономика.

Для успеха теперь необходимы не только знания и опыт, но и умение очень быстро реагировать на изменения в мире и в профессии, уметь искать и добывать информацию, доучиваться или и вовсе переучиваться.  

«Успех сегодня дает парадигма обучения в течение всей жизни — мы называем ее lifelong learning. Но наше общество пока не готово к этому. Сейчас из-за пенсионной реформы люди стали задумываться, что учиться или переучиваться придется взрослом возрасте. Это первый шаг к изменениям».

Инвестиции в карьеру

Сергей Мясоедов уверен, что большинство стажировок должны частично оплачиваться самим работником.

«Из своего опыта могу сказать, что люди гораздо с большим энтузиазмом учатся, когда платят за образование сами. Это может быть не вся сумма, но все же ощутимая для человека.

Если, к примеру, семинар стоит 100 тысяч рублей, сотрудник должен заплатить хотя бы десять — мы ценим только то, во что вкладываем время и деньги. Обучение в ведущих бизнес-школах стоит очень дорого.

Но туда приходят люди с чрезвычайно высокой мотивацией и буквально вгрызаются в знания».

Во многих компаниях на стажировки отправляют не поголовно весь отдел, а тех, кто в этом действительно заинтересован. Сотрудник может и сам выступить с инициативой и подать прошение об оплате — полной или частичной — интересующего его курса. Такая практика применяется и в сферах финансов, и банковского дела, и в образовании, и в медицине.

«Осваивать передовые технологии, знания, практические методики сейчас приходится быстрее, чем это предусматривает программа планового повышения квалификации, — рассказывает Виктор Фомин, проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию Сеченовского университета.

— В учебном центре врачебной практики Praxi Medica Сеченовского университета, где врачи осваивают и совершенствуют высокотехнологичные виды медицинской помощи, — эндовидеохирургии, симуляционные, роботические технологии, часть обучающихся учится за свой счет, часть — за счет работодателя.

Обычно это происходит за счет клиник, открывающих новые направления. Например, больница закупила оборудование для лапароскопической хирургии, а специалистов, владеющих им в совершенстве, — нет. В результате их направляют к нам на обучение.

Следует иметь в виду, что, применяя новые технологии, врач сегодня имеет возможность существенно увеличить размер собственной оплаты труда». 

 Фомин отмечает, что наиболее эффективны практикоориентированные курсы и семинары. Если медработник докажет работодателю, что новые знания принесут пользу клинике, то клиника будет готова платить за обучение своего сотрудника.

Работа как бизнес-проект

Если в медицине каждый год появляется новое оборудование, препараты, способы лечения и необходимость постоянного обновления знаний очевидна, то как работает концепция lifelong learning  в сфере школьного образования?

«Сегодня меняется способ подачи информации, — рассказывает Ирина Уражанова, школьный учитель английского языка и бизнес-тренер — Учителя должны следовать за временем, технологиями, внедрять их в свои уроки — от этого они становятся разнообразнее и интереснее.

Все учителя должны в обязательном порядке проходить аттестации и повышение квалификации. Система выстроена удобно — часто с лекциями и семинарами приезжают прямо в школу. Есть Институт открытого образования в Москве, он предоставляет массу образовательных программ для учителей.

Но вопрос — насколько эффективны эти занятия. некоторых курсов оставляет желать лучшего».

Но главная проблема, говорит Ирина, даже не в этом. Семинары и курсы высокого качества существуют. Кроме того, в открытом доступе в интернете есть огромное количество материалов, которые учителя могут использовать в работе, — совершенно бесплатно. Как и Сергей Мясоедов, Ирина отмечает крайне низкую мотивацию к обучению.

«У меня трое детей, и я часто слышала от коллег: «Зачем тебе учиться? Тратить свое личное время, выходные?» У учителей не сформирован навык учиться без внешнего воздействия. Страшно сказать, но многие учителя не хотят учиться. Они хотят один раз написать конспект урока и 20 лет по нему работать, хотят, чтобы их оставили в покое и не «мешали учить». Проблема не в системе. А в головах».

 Год назад Ирина ушла из школы и начала работать бизнес-тренером. Она считает, что отношение к работе как к бизнесу помогает многократно улучшить результаты.

«Представьте, что дети смогут выбирать, на какой предмет и к какому учителю идти учиться. Если вы будете преподавать плохо, неинтересно, к вам просто никто не придет и вы ничего не заработаете. Если относиться к каждому уроку как к продукту, который нужно продать, становятся очевидными собственные промахи».

Такой подход пока кажется многим учителям, причем не только старшего поколения, но и недавним выпускникам педвузов, странным и неблизким, но, говорит Ирина, уже очевидно, что перестраиваться все равно придется — этого требует время.

К слову, болезненный этот процесс не только для россиян.

По словам вице-президента Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSBА Тима Мескона, даже в Великобритании, где государство активно вкладывается в образование работающих специалистов, а компании выплачивают налоги в специальные фонды, которые оплачивают сотрудникам стажировки и курсы, количество желающих учиться в течение всей жизни пока невысоко: многие люди не хотят тратить личное время на учебу и предпочитают «плыть по течению» так, как привыкли. И не думать о том, куда течение может выбросить через каких-нибудь лет пять-десять.

Карина Салтыкова

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6031966

Кто и как меняет образование. Сейчас и не ожидая лучших времен

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Мы часто пишем о том, что современное образование нужно менять, но как это сделать на практике? С чего начать учителю, школьнику или управленцу? Вместе с платформой «Россия — страна возможностей» вдохновляемся героями, которые осваивают новые педагогические траектории уже сегодня, и разбираем их инициативы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Молодые лидеры: новое поколение учителей

Принято считать, что профессия учителя уже давно потеряла престиж и популярность, что начинающие специалисты редко хотят работать в школе, а если и занимаются преподаванием, то скорее от безысходности. Особенно если это мужчины. 22-летний Алексей Маклаков готов поспорить сразу со всеми этими утверждениями.

С профессией Алексей определился в 11-м классе — он, во-первых, с удовольствием изучал языки, а во-вторых, обожал уроки русского и литературы, которые вела его классная руководительница Ирина Викторовна Бахарева.

Уже тогда Алексей начал отмечать интересные педагогические приемы, которые использует любимый учитель, и стал думать, как бы он применил их в будущей работе.

В общем, к окончанию школы сомнений не было — Алексей отправился изучать педагогику и филологию в Институт гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Уже на втором курсе Алексей взял серебро на студенческой олимпиаде «Я — профессионал» — по направлению «Педагогическое образование», конечно.

На олимпиаде, к слову, студентам нужно было не просто продемонстрировать свои предметные знания, но и показать владение гибкими навыками и компетенциями.

Алексею, например, выдалось провести открытый урок и поучаствовать в смоделированной ситуации — объяснить скептически настроенным родителям школьников свои педагогические решения.

Алексей во многом полагался на внутреннее чутьё, спрашивал себя: «Что бы как родитель я сам хотел услышать от учителя?», «А на месте ученика на каком бы уроке не заскучал?»

Интуиция плюс теоретические знания дали идеальное комбо — призовое место и отличные возможности для роста

Победители и призеры олимпиады получают материальные призы, льготы при поступлении в магистратуру, аспирантуру, ординатуру российских вузов или возможность пройти престижную стажировку.

Алексей выбрал стажировку — поехал вожатым в «Артек», а после этого еще поработал куратором в образовательном центре для одарённых детей «Сириус». Сейчас он оканчивает университет и планирует педагогическую карьеру.

Хочет начать с преподавания любимых русского и литературы, а в дальнейшем дорасти до директора школы для одаренных детей.

А еще Алексей уже успел повлиять на развитие образования в стране. Он предложил включить в действующие конкурсы профессионального мастерства студентов педагогических вузов — и эту инициативу поддержал президент. Задумка уже реализована — в новом сезоне конкурса «Учитель будущего» будет создан отдельный трек для студентов.

Погружение в профессию: новый опыт для школьников

Представления о будущей профессии у школьников обычно ограниченны: можно стать врачом, учителем, есть юристы и экономисты и еще пять-десять специальностей, о которых говорят в семье и школе.

Из-за этого многие профессии незаслуженно обделяются вниманием и одаренные в какой-то области дети так и не раскрывают свои таланты.

Особенно это касается профессий из сферы культуры и искусства: люди, которые не ходили в соответствующие кружки или студии, о них редко задумываются. «И зря», — считает Никита Никулин, автор проекта «Театр в школы Петербурга».

Никита сам только в этом году окончил школу — и параллельно помог многим ровесникам определиться со своим призванием

Проект Никиты «Театр в школы Петербурга» позволяет детям прямо во время учёбы погрузиться в работу в театре: поставить спектакль, придумать к нему костюмы, попробовать себя в качестве гримеров. Благодаря этому проекту в театре себя попробовали уже сотни школьников, а их зрителями стали более 3700 человек.

Сам Никита уверен, что образование и культура — самые уязвимые области и вместе с тем самые важные. Себя он называет поэтом (ценит и сам пишет стихи) и Капитаном (участвует в образовательной программе «Капитаны», которая занимается подготовкой молодых предпринимателей из молодежи с активной и социально ответственной жизненной позицией).

Инициатива «Театр в школы Петербурга» появилась в рамках конкурса «Мой первый бизнес» — это международное соревнование предпринимателей до 18 лет.

Для школьников это шанс поделиться своими задумками с миром, ведь участвовать можно и с готовым проектом, и с идеей. На конкурсе ребята могут получить не только ценные призы, но и дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.

Лучшие участники продолжают работать над проектами и после конкурса — под руководством опытных наставников.

Учиться учить: новые знания для опытных педагогов

Мы часто пишем, что учителям нужно искать новые методы и подходы к детям, чтобы что-то в образовании наконец поменялось. И всегда радуемся, когда слышим истории таких педагогов — людей, которые не боятся перемен, а, наоборот, стремятся к ним.

Учитель высшей категории Екатерина Белоцерковская из Екатеринбурга работает в школе уже 27 лет, а суммарно педагогический стаж ее семьи составляет почти столетие: она представляет уже пятое поколение педагогов.

Екатерина не только учит писать и читать младших школьников, но и руководит областным проектом «Базовое образовательное учреждение как форма распространения инновационного педагогического опыта».

Этот проект она придумала, чтобы помогать студентам и начинающим специалистам получать практический опыт и адаптироваться к работе в школе — в его рамках для студентов проходят мастер-классы, тренинги и семинары. Екатерине, разумеется, есть чем поделиться с молодыми коллегами.

Все самые последние образовательные тренды — проектное обучение, открытые уроки, обратная связь для родителей — уже удачно испытаны в ее классах.

В 2008 году Екатерина стала победителем всероссийского конкурса «Учитель года», с 2009 входит в число его экспертов, а сейчас она участница конкурса «Учитель будущего».

Конкурс примечателен тем, что в нем на равных принимают участие и опытные педагоги, и новички. А еще он создает сообщество учителей России, которые могут объединяться для того, чтобы менять образование, вместе изучать и осваивать новые подходы.

Наставники учителей — участников конкурса — известные популяризаторы науки, яркие руководители и методисты школ и вузов России.

Этот проект — целая система непрерывного совершенствования профессионального мастерства: все его участники получают доступ к библиотеке с самыми актуальными материалами по педагогике, а полуфиналисты знакомятся с лучшими практиками современной педагогики и психологии.

Широкий взгляд: новые навыки для всех

Иногда для того, чтобы изменить образование, одних талантов недостаточно — нужны еще лидерские качества, умение вести аудиторию за собой, способность отстаивать идеи и работать в команде.

Мария Афонина — проректор по образовательной части в мастерской управления «Сенеж». Это образовательный хаб, в котором молодые люди из всех регионов страны (в том числе финалисты и победители конкурсов президентской платформы «Россия — страна возможностей») учатся развивать управленческие навыки.

В мастерской можно получить качественные, актуальные и практически применимые знания, развить компетенции, которые помогут продвинуться по службе, собрать и возглавить успешную команду или придумать интересный проект.

Прокачать лидерские качества могут все россияне. А вот побывать на модульных программах — только участники и победители конкурсов платформы «Россия — страна возможностей».

Например, уже этой осенью ведущие лекторы и практики педагогики расскажут финалистам конкурса «Учитель будущего» о международных исследованиях в образовании и современных практиках преподавания.

Часть курса будет касаться психологической составляющей образовательного процесса, а часть — развития управленческих навыков учителей.

Платформа «Россия — страна возможностей» объединяет кадровые, социальные и образовательные инициативы всей страны (в том числе и проекты, упомянутые выше).

Это открытая площадка для школьников, студентов и уже состоявшихся специалистов — тут они могут пообщаться и обменяться опытом. Проекты платформы помогают талантливым россиянам поступить в вуз, реализовать проект, найти работу мечты.

Любой человек, вне зависимости от возраста и профессии, здесь может найти проект, который подходит для осуществления именно его идей и стремлений.

Источник: https://mel.fm/partnersky-material/643157-opportunities_country

Новые правила поступления в вузы с 2021 года

Обучение. Что-то ПОМЕНЯЛОСЬ?

Документ, определяющий, как будут поступать в вузы в следующем году, традиционно принимается заранее, для удобства потенциальных абитуриентов — выпускников школ и колледжей. Как правило, из года в год изменений — минимум. В этот раз все по-другому. В новых правилах действительно много нового.

Правила поступления изменятся для поступающих на бакалавривриат, специалитет и магистратуру.

Основные изменения:

● С 2021/22 учебного года вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору поступающих.

Например, по физике или информатике. Абитуриент сам выберет, результаты ЕГЭ по какому предмету ему удобнее предоставить. Значит, у вузов появится больше абитуриентов, а у абитуриентов — больше возможностей. Для вузов это означает увеличение числа абитуриентов для отбора лучших, а для поступающих — расширение возможностей поступления с различным набором результатов ЕГЭ.

● Также со следующего учебного года вводится единый конкурс по «родственным» специальностям в пределах укрупненной группы.

Если раньше, к примеру, на направления «Биология» и «Почвоведение» укрупненной группы специальностей «Биологические науки» были разные конкурсы, то теперь — один. Это позволит отобрать самых подготовленных абитуриентов в целом на факультет вуза, а уже после первого или второго года обучения разделить их по «профилям«.

Такой подход позволит отобрать самых подготовленных абитуриентов в целом по образовательным программам и факультету вуза, а уже после первого или второго года обучения — разделить студентов по профилям (специализации).

● Кроме того, изменится количество направлений, на которые можно подавать документы.

До сих пор действовало правило: «пять вузов по три направления в каждом». Теперь будет новое: минимум на два, а максимум — на десять направлений подготовки в рамках одного вуза. Количество направлений университеты будут устанавливать самостоятельно.

Экзамены для выпускников училищ, техникумов, лицеев, коллежей и вузов будут другие

До сих пор перечень таких испытаний должен был совпадать с тем, что действует для выпускников школ. Можно будет внести изменения в заявление о приеме или, если вдруг передумал, подать второе, например, по другой специальности.

Ранее такое было возможно, только если отзывать первое.

С 2021 года вузы будут самостоятельно устанавливать вступительные испытания для ребят, поступающих на базе среднего профессионального и высшего образования, отличные от выпускников школ.

Все вузы обязаны организовать к 2021 году возможность приема документов онлайн.

С 2021/2022 учебного года подача документов в электронной форме (наряду с представлением их лично и по почте) становится обязательным вариантом для вузов.

В 2020 году данный способ подачи документов был обусловлен особенностями приема, принятыми в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Как отмечают в министерстве, такое общее правило для всех вузов упростит подачу документов для абитуриентов из отдаленных регионов.

● Поступающие смогут внести изменения в заявление о приеме без отзыва документов

Поступающие смогут внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление о приеме, например, по другой специальности, без отзыва ранее поданного заявления, который был необходим ранее.

● Зачислять в студенты на бюджет по очной форме обучения будет проходить в 2 этапа.

Первый — приоритетное зачисление для тех, кто поступает без вступительных испытаний, по льготам и договорам о целевом обучении. Второй — основной этап зачисления. До настоящего времени основной этап делился на первую и вторую «волну».

● Дополнительное зачисление будут проводить на основании конкурсных списков

Если по итогам основного этапа зачисления остались незаполненные места (абитуриенты отказались от поступления), вузы смогут провести дополнительное зачисление на такие места на основании конкурсных списков. Ранее такой механизм отсутствовал.

● Конкурсные списки абитуриентов теперь будут обновляться вузами ежедневно не менее 5 раз в день. До сих пор предусматривалось обновление один раз в день. Информацию о приеме, включая сами правила приема, вузы будут публиковать на сайтах не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема. Ранее — не позднее 1 октября.

Источник:

Источник: https://obrmos.ru/go/go_vys/Articles/go_vys_art_new_post21.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: