Оценка руководителя: оценка уровеня профессиональной и управленческой подготовки

Содержание
  1. Комплексная оценка руководителя по результатам труда подчиненных
  2. Методика оценки объективных результатов работы
  3. Методика оценки выполнения функций управления
  4. Анализ данных и комплексная оценка
  5. Оценка управленческих компетенций: как определить уровень руководителя
  6. 5 важнейших управленческих компетенций 
  7. 1. Лидерская компетенция
  8. 2. Индивидуальная эффективность
  9. 3. Способность стратегически мыслить
  10. 4. Технологические и технические навыки
  11. 5. Умение организовать работу в команде
  12. Уровни управленческих компетенций
  13. Тест на оценку управленческих компетенций
  14. Еще немного о хорошем руководителе
  15. Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца — Саморазвитие
  16. Идеальный портрет
  17. Эффективность начальника
  18. Личные качества
  19. Деловая сфера
  20. Особенности резюме
  21. Популярные ошибки
  22. Качества руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства :
  23. Кто такой руководитель?
  24. Индивидуальные особенности личности человека
  25. Темперамент
  26. Особенности памяти
  27. Профессиональный опыт
  28. Теоретическое и практическое мышление
  29. Интеллект
  30. Тест для руководителей: оцените свои управленческие качества — Маркетинг на vc.ru
  31. Как оценивать управленческие навыки
  32. People-менеджмент — управление персоналом
  33. Администрирование — управление процессами
  34. HR-навыки — подбор персонала
  35. Личные качества — работа над собой
  36. Лидерство — умение вести за собой
  37. Специализация — дополнительные навыки
  38. Строим свою «Снежинку руководителя»

Комплексная оценка руководителя по результатам труда подчиненных

Оценка руководителя: оценка уровеня профессиональной и управленческой подготовки

Методикой оценки руководителя делится Юлия Жижерина, бизнес-консультант по управлению персоналом и трудовому праву.

По статистике, 98% причин всех неудач на предприятии возникает в результате плохого управления и только 2% — в результате плохой работы исполнителей. Поэтому оценка руководителей структурных подразделений, а также руководителей предприятий является жизненной необходимостью и должна проводиться постоянно.

Выделяют две составляющих оценки руководителя по результатам труда подчиненных:

  1. Оценка объективных результатов работы коллектива. Набор показателей, характеризующих выполнение норм выработки, количество продукции, сроки выполнения работы, производительность труда.
  2. Оценка выполнения функций управления коллективом. Планирование работы подразделения, подбор, расстановка и подготовка кадров, организация продуктивной деятельности работников, контроль и оценка деятельности подчиненных.

С одной стороны, имеются объективные результаты работы подразделения, которые можно увидеть, потрогать, ощутить. С другой — оценивается вклад руководителя, который он внес, чтобы получить эти результаты.

Методика оценки объективных результатов работы

Наиболее апробированным и результативным является метод управления по целям и его различные модификации в зависимости от отрасли, размера и стиля управления в организации.

Практика показывает, что даже на тех предприятиях, которые не имеют четко сформулированных общих целей, оценка руководителей, ориентированная на результат, приносит положительный эффект. Она ведет к дискуссиям о целях, приоритетах и стратегиях, необходимых для успешного решения задач в долгосрочной перспективе.

Чтобы правильно оценить эффективность деятельности, нужна формализованная система планирования и отчетности. Она позволяет четко зафиксировать и воспроизвести поставленные цели и задачи, а также достигнутые результаты.

Например, стратегическая цель завода железобетонных изделий на 2017 год — обеспечить снижение расходов на 3%.

На ее основе формируются цели структурных подразделений:

  1. Производственный цех (директор по производству):
    • ежемесячно выполнять план не менее чем на 95%, при сохранении расходов неизменными;
    • обеспечить рост производительности основных рабочих на 2%;
    • сократить издержки при простоях на 1%.
  2. Отдел персонала (директор по персоналу):
    • сократить срок подбора специалистов до 1 месяца, рабочих – до 2 недель;
    • снизить количество конфликтных (судебных) увольнений до 1%;
    • уменьшить перерасход бюджета по заработной плате ежемесячно до 5%.

Для измерения результативности работы подразделения в управленческой практике используют KPI, или ключевые показатели эффективности.

Методика оценки выполнения функций управления

Оценка объективных результатов работы — это оценка руководителя как тактика, а оценка выполнения функций управления — как стратега.

Такая оценка необходима, так как высокие объективные показатели не исключают серьезных проблем в управлении, которые повлияют на результативность подразделения в перспективе: неблагоприятный психологический климат, текучесть персонала, нерациональное планирование, несправедливое распределение вознаграждения.

Существуют различные методики оценки функций руководителя. Рассмотрим методику оценки на основе теории неформальных групп М.Е. Литвака.

По теории неформальных групп в каждом коллективе формируется одна или несколько следующих групп:

  • Учебно-карьеристская. Сотрудники, растущие в профессиональном и личностном отношении. Постоянно учатся, осваивают новые методики, отличаются высокой мотивацией.
  • Культурно-развлекательная. Сотрудники, остановившиеся в развитии, но исправно выполняющие свои обязанности. Деятельность, которой они занимаются в данной группе, не представляет для них профессионального интереса. Имеют интересы на стороне, побочную специализацию.
  • Алкогольно-сексуальная. Нарушители дисциплины, не исполняющие своих обязанностей. Злоупотребляют алкоголем и разного рода сомнительными развлечениями.

Если в отделе или бригаде сформировалось две или три группы, то одна из них будет доминирующей. Чтобы прогнозировать деятельность группы в долгосрочном периоде, нужно определить доминирующую группу и место в ней руководителя отдела.

Для диагностики групп используют ряд индикаторов (см. книгу М.Е. Литвака «Командовать или подчиняться»), которые определяют с использованием инструментов: метода наблюдения за поведением, оценочного интервью с руководителем (с предварительной самооценкой руководителя), опроса подчиненных.

Чтобы узнать, является ли руководитель подразделения неформальным лидером доминирующей группы, используют те же методы.

Пример опроса для выявления лидера неформальной группы:

  1. С кем вы бы предпочли работать над совместным проектом? Укажите не более двух фамилий.
  2. С кем вы бы не хотели работать в команде? Укажите не более двух фамилий.
  3. С кем из коллег вам приятнее всего было бы отдыхать на даче? Укажите не более двух фамилий.
  4. С кем из коллег вы не хотели бы проводить свободное время? Укажите не более двух фамилий.

Если большинство подчинённых выбирает при ответе на вопросы типа 2 и 4 начальника отдела, то он является лидером неформальной группы.

Анализ данных и комплексная оценка

После проведения оценок приступают к анализу полученной информации, отвечая на вопросы:

I. Достигнуты ли подразделением поставленные цели и установленные показатели?

Варианты оценки

Достижение показателей Оценка результатов деятельности подчиненных
Показатели достигнутыПоложительная оценка
Показатели не достигнутыОтрицательная оценка

II. Является ли сформированная руководителем доминирующая группа учебно-карьеристской, и воспринимают ли руководителя подразделения лидером в этой группе?

Варианты оценки

Лидерство Группа Оценка выполнения функций руководства
Является лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаПоложительная оценка
Не является лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаОтрицательная оценка
Является лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценка
Не является лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценка

Чтобы определить комплексную оценку руководителя, осталось свести результаты в единую таблицу. При этом оценка выполнения функций управления будет иметь больший вес при вынесении итоговой оценки, так как является стратегической оценкой.

Варианты комплексной оценки

№ Достижение показателей Оценка результатов деятельности подчиненных Лидерство Группа Оценка выполнения функций руководства Комплексная оценка. Рекомендации относительно руководителя и группы
1Показатели достигнутыПоложительная оценкаЯвляется лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаПоложительная оценкаПоложительная оценка. Руководитель справляется с работой.
2Показатели достигнутыПоложительная оценкаНе является лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаОтрицательная оценкаОтрицательная оценка руководителя. Необходимо проанализировать, кто является истинным лидером. Скорее всего, достижение результатов — заслуга этого человека, а не руководителя подразделения. Данный лидер должен стать руководителем.
3Показатели не достигнутыОтрицательная оценкаЯвляется лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаПоложительная оценкаУсловно-положительная оценка руководителя. Необходимо проанализировать факторы, помешавшие выполнению целей: недостаток ресурсов, неправильная постановка целей, недостаток опыта и т.д. Возможно, необходимо дополнительное обучение руководителя.
4Показатели не достигнутыОтрицательная оценкаНе является лидеромСформирована доминирующая учебно-карьеристская группаОтрицательная оценкаОтрицательная оценка руководителя. Необходимо проанализировать, кто является истинным лидером, и назначить его руководителем. Возможно, он сможет организовать достижение результатов.
5Показатели достигнутыПоложительная оценкаЯвляется лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценкаЕсли сформировалась культурно-развлекательная группа, которая занимается рутинной низовой работой (например, бригада рабочих, подразделение уборщиц, подразделение охраны объекта и т.д.), руководитель получает положительную оценку. В других случаях необходимо найти нового руководителя и сформировать отдел заново.
6Показатели достигнутыПоложительная оценкаНе является лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценкаОтрицательная оценка руководителя. В случае, если группа занимается рутинной низовой работой, можно оставить группу в том же составе, но выявить истинного лидера, который должен стать руководителем подразделения.
7Показатели не достигнутыОтрицательная оценкаЯвляется лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценкаОтрицательная оценка руководителя. Группа подлежит расформированию. Необходимо найти нового руководителя и сформировать отдел заново.
8Показатели не достигнутыОтрицательная оценкаНе является лидеромСформирована культурно-развлекательная либо алкогольная группаОтрицательная оценкаОтрицательная оценка руководителя. Группа подлежит расформированию. Необходимо найти нового руководителя и сформировать отдел заново.

Юлия Жижерина

Источник: https://e-mba.ru/knowledge-base/kompleksnaya-ocenka-rukovoditelya-po-rezultatam-truda-podchinennyh

Оценка управленческих компетенций: как определить уровень руководителя

Оценка руководителя: оценка уровеня профессиональной и управленческой подготовки

Руководитель — это, прежде всего, грамотный менеджер. Мотивировать и вдохновлять коллектив — важные, но далеко не единственные обязанности лидера. 

Без отрегулированных процессов и необходимых управленческих компетенций на хороший командный результат рассчитывать просто бессмысленно. Специалисту по персоналу необходимо уметь не только находить нужных кандидатов, но и развивать управленческие компетенции менеджеров команд.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют виды компетенций и как оценить управленческие компетенции.

5 важнейших управленческих компетенций 

Давайте рассмотрим виды управленческих компетенций, которые необходимы хорошему руководителю.

1. Лидерская компетенция

Настоящий лидер — уверенный руководитель, который принимает решения в любых сложных вопросах. Он является гарантом успеха проекта / команды / компании. Именно лидер организовывает работу, решает возникшие проблемы, мотивирует команду. Управленец с лидерскими качествами ведёт команду к успеху и способствует достижению целей. 

Руководитель-лидер умеет ставить конкретные, измеримые цели и достигать их вместе с командой. Он развивает и совершенствует коммуникативные навыки, внедряет новые методики, чтобы вести сотрудников за собой и умело направлять их. 

Успешный лидер применяет несколько разновидностей лидерства, например, вдохновляющее или стратегическое лидерство. Руководителю важно чувствовать, какую форму лидерства стоит применить, чтобы эффективно управлять конкретной командой. 

2. Индивидуальная эффективность

Умение вести переговоры, правильно коммуницировать и убеждать — ключевые управленческие компетенции руководителя.

Для того, чтобы влиять на команду, лидеру необходимо уметь правильно «подать» себя, иметь гибкость ума и точность выражения мыслей.

Эти навыки необходимы ему во время проведения собраний, чтобы удерживать внимание аудитории, правильно преподносить информацию, быстро анализировать ситуацию и управлять эмоциями.

3. Способность стратегически мыслить

Руководитель с этой компетенцией может планировать, прогнозировать и нестандартно подходить к задачам. Управленец умеет быстро ориентироваться в ситуации, подстраиваться к изменениям и внедрять новые методики.

Такой лидер мыслит глобально и видит перспективы. Он умелый координатор, который находит баланс между контролем и свободой сотрудников. Именно эти навыки помогают ему формировать правильные задачи и направлять деятельность компании в нужное русло.

4. Технологические и технические навыки

Управленец должен быть, прежде всего, профессионалом в своей области. Ему необходимо быть осведомленным в нюансах работы, знать технологические и технические особенности. Именно поэтому руководитель с такой компетенцией знает, как оптимизировать рабочие процессы, достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы на практике. 

5. Умение организовать работу в команде

Задача руководителя — сформировать слаженную команду, которая функционирует как единое целое. Фундаментальная компетенция лидера — умение и желание работать в команде. Такой управленец — всегда авторитет и пример для членов команды.

Он создает правила, режим работы и контролирует их выполнение. Применяя, в каждом отдельном случае, эффективные методы мотивации, руководитель формирует систему поощрений.

Еще одной важной задачей является создание комфортных условий работы и благоприятной атмосферы в коллективе. 

Уровни управленческих компетенций

Как на собеседовании понять, что перед вами хороший управленец? Давайте рассмотрим каждый уровень, отражающий степень управленческой компетенции у кандидата.

УровеньОпытВладение знаниями
Нулевой уровень Без знаний и опытаКандидат не владеет никакими структурированными знаниями.
Первый уровеньЗнанияКандидат в теории имеет общее представление о компетенциях / функциях руководителя.
Второй уровень Базовый опыт Соискатель умеет использовать компетенцию на практике в несложных задачах.
Третий уровеньБольшой опытКандидат имеет опыт использования компетенций на практике в крупных или сложных проектах. 
Четвертый уровеньНавыкКандидат постоянно использует компетенцию для всех проектов (и простых, и сложных). Он развивал и обучал других сотрудников. 
Пятый уровеньРазвитиеСоискатель выстраивал и развивал компетенцию в компании и достиг положительных результатов.

Тест на оценку управленческих компетенций

20 утверждений, приведённых в этом тесте, помогут оценить слабые и сильные стороны соискателя. На каждое из них необходимо ответить «никогда», «редко», «иногда», «часто», «всегда». Попросите кандидата описывать фактическую ситуацию, а не ту, которая считается правильной. По завершении теста полученные баллы необходимо просуммировать.

20 утвержденийНикогдаРедкоИногдаЧастоВсегда
1Когда у меня возникает проблема, я пытаюсь решить ее сам, прежде чем спрашивать босса что делать.12345
2Когда я делегирую работу, я передаю ее тому, у кого есть больше окон в расписании.54321
3Я корректирую членов команды всякий раз, когда вижу, что их поведение негативно влияет на уровень обслуживания клиентов.12345
4Я принимаю решения после тщательного анализа, а не полагаюсь на интуицию.12345
5Я не даю коллективу терять много времени на обсуждение стратегий и распределение ролей, во время реализации задач все равно может произойти много изменений.54321
6Я жду, прежде чем дисциплинировать сотрудника, предоставляя шанс исправиться самостоятельно.54321
7Умение идеально делать работу, которую выполняют мои сотрудники — это те навыки, которые мне нужны, чтобы быть эффективным менеджером.54321
8Я выделяю время для обсуждения с командой того, что идет хорошо, а что нуждается в улучшении.12345
9В ходе встреч, я беру на себя роль ведущего / содействующего, когда это необходимо. Это помогает команде достичь лучшего понимания вопроса или прийти к консенсусу.12345
10Я полностью понимаю, как работают бизнес-процессы в моем отделе, и устраняю узкие места.12345
11Когда необходимо собрать команду, я определяю, какие навыки нужны — и ищу людей, лучше всего соответствующих выбранным критериям.12345
12Я делаю все, что могу для избегания конфликтов в команде.54321
13Я стараюсь мотивировать людей, адаптируя свои подходы к ним, чтобы соответствовать потребностям каждого сотрудника.12345
14Когда команда делает грубую ошибку, я сообщаю о ней боссу, а потом анализирую важность полученного урока.12345
15При возникновении конфликта в новой команде, я воспринимаю это как неизбежный этап процесса ее развития.12345
16Я обсуждаю с членами команды их индивидуальные цели, и объединяю это с целями всей организации.12345
17Если я формирую команду, то выбираю людей схожих по личности, возрасту, сроку работы в компании, и другим характеристикам.54321
18Я думаю, что утверждение: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» верно.54321
19Я нахожу индивидуальный подход к каждому, чтобы обеспечить эффективную, комфортную и продуктивную работу.12345
20Я информирую членов команды о том, что происходит в организации.12345

Интерпретация результатов

20 — 46 баллов. Навыки управленца необходимо улучшать. Чтобы стать эффективным руководителем, необходимо научиться организовывать и контролировать работу команды. Сейчас самое подходящее время для развития этих навыков и увеличения успешности коллектива.

47 — 73 баллов. Кандидат на верном пути к хорошему менеджеру. Ряд компетенций уже успешно развиты и обеспечивают определенную долю комфорта на работе. Но определенные навыки и умения все еще нужно прокачать. Необходимо сфокусироваться на тех утверждениях, где кандидатом была поставлена самая низкая оценка.

74 — 100 баллов. Кандидат владеет развитыми навыками в управлении командой. Важно не останавливаться на достигнутом и продолжать наращивать свои навыки. Компетенции с менее высокой оценкой – то, что все еще требует доработки.

Еще немного о хорошем руководителе

Эффективное руководство требует огромного количества управленческих навыков, каждый из которых нужно непрерывно развивать. Задача руководителя — работать над этими навыками, совершенствовать компетенции, чтобы направлять команду на достижение стабильного результата.

Источник: https://hurma.work/rf/blog/oczenka-upravlencheskih-kompetenczij-kak-opredelit-uroven-rukovoditelya-2/

Качества руководителя: оценка и развитие личности управленца — Саморазвитие

Оценка руководителя: оценка уровеня профессиональной и управленческой подготовки

Нельзя одномоментно стать начальником. Даже если удастся получить место, используя связи, продержаться на нем долго не выйдет. Любой рядовой сотрудник может стать руководителем, но для этого необходимо развивать в себе определенные навыки, умения.

Условно можно выделить три группы качеств:

  • профессиональные;
  • личные;
  • деловые.

Каждая имеет значение и выполняет определенную роль в формировании будущего директора. Он должен быть хорошим специалистом в сфере. В этом помогут соответствующее образование, опыт работы, постоянное повышение квалификации. Желательно изучать смежные виды деятельности.

Вторая важная часть профессиональных качеств руководителя — это навыки. Это знание иностранных языков, владение компьютерными программами, умение водить машину. В этом направлении тоже необходимо развиваться, так как эффективный руководитель должен быть образцом для подражания.

Идеальный портрет

Для того чтобы понять, какими качествами должен обладать руководитель, нужно составить его абстрактный образ. Для менеджера обычного магазина будет один набор характеристик, для управленца крупной компании — другой.

Сильная сторона хорошего директора — это высокие моральные принципы. Команда относится к нему с уважением только в случае справедливого отношения.

Руководитель уважает каждого сотрудника, не использует интриги, не лжет и не шантажирует. Попытки добиться признания с использованием авторитарной модели поведения не увенчаются успехом.

Современный управляющий должен быть нацелен на сотрудничество.

Настоящий лидер интересуется людьми, создает им комфортные условия для труда. Когда работники видят человеческое отношение, они готовы переждать даже сложное время и не увольняться.

Постоянные стрессы, дедлайны и загруженность не прибавляют руководителю здоровья. Поэтому необходимо грамотно планировать дела, выделять время на отдых. В сфере продаж можно получать большую зарплату, но в такой работе придется изрядно нервничать. Нельзя вымещать злость, раздражение на рядовых сотрудниках.

Руководство отделом — непростое занятие. Поэтому потенциальному управленцу нужно иметь веру в себя и иметь высокую самооценку. Важное качество личности — это уверенность в успешности предприятия. Такой оптимизм заразителен и вдохновляет сотрудников.

Эффективность начальника

Характеристику руководителя составить сложно, так как каждый человек уникален. Современные психологи считают, что в такой должности будет комфортно амбициозной личности. Такому человеку будет легко удаваться ставить максимальные цели, достигать их, заниматься профессиональным развитием.

Сотрудники могут описать образ идеального управленца следующими качествами:

  • коммуникабельность;
  • уверенность;
  • стратегическое мышление.

Ценный навык профессионала — умение создавать команду. Он не просто набирает группу специалистов, а прикладывает усилия для выработки мотивации, стимулирует коллектив на достижение целей и следит за атмосферой.

Эффективность управленца выражается в увеличении производительности труда, повышения прибыли. Сотрудники с удовольствием ходят на работу, в коллективе царят дружелюбные отношения.

Личные качества

Хорошего руководителя можно охарактеризовать разными положительными словами. Для того чтобы стать начальником, нужно работать над характером. В основе успеха лежит честность — любой сотрудник это оценит. Поэтому всегда нужно сообщать правдивые условия труда, объяснять необходимость переработок, особенности начисления премий и т. п.

Руководящая должность всегда связана с ответственностью. Человек не просто принимает решения, но и готов отвечать за их последствия. Перекладывать это на других сотрудников — признак плохого начальника.

В компетенцию управленца входят разные обязанности, в том числе и решение конфликтных ситуации. Необходимо обладать уравновешенность, терпеливостью, сдержанностью. Нельзя оскорблять работника, унижать или угрожать.

Лидерская личность должна иметь способность организовать себя и среду вокруг. Для этого нужно вырабатывать навык распределять время, выделять приоритетные задачи, перекладывать частично полномочия на помощника.

Перечень качеств руководителя может быть объемным. В списках психологи выделяют харизматичность, стрессоустойчивость, отзывчивость, целеустремленность, честолюбие, справедливость.

Деловая сфера

задача управленца — организация трудового процесса, осуществление контроля, самоорганизация. Поэтому он должен хорошо владеть навыками тайм-менеджмента, постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Руководитель служит примером для сотрудников. Он обладает критическим мышлением, умеет быстро анализировать текущую ситуацию и оценивать ее. В этом ему поможет эрудированность — широкие познания в разных областях.

Начальник постоянно ищет новые формы и методы работы. Он открыт всему новому и пробует необычные подходы к организации процесса. Существуют психологические тренинги, которые обучают лидерству.

В любой работе бывают сложные моменты, особенно если отдел задействован в продажах. Из-за кризиса покупательская способность падает, и это негативно сказывается на доходах компании. Поэтому задача управленца — поддержать моральный дух коллектива.

Особенности резюме

Хороший руководитель никогда не останется без работы. Его резюме должно показывать сильные стороны специалиста. После указания личных данных необходимо выделить информацию об образовании и повышении квалификации.

Нужно не только перечислить навыки и умения, желательно указать способы их применения в реальной жизни. Например, правильная оптимизация рабочего времени позволяет увеличить производительность. Стрессоустойчивость дает возможность не теряться в критичных ситуациях.

На собеседовании будущему руководителю будут задавать разные вопросы. Некоторые специалисты по подбору кадров предпочитают предлагают решить небольшие задачи — это позволяет оценить навыки человека. Важно показать уверенность в себе и харизматичность.

Популярные ошибки

В литературе по психологии рассматриваются разные черты человека. Для каждой профессии выделяется особый список нежелательных привычек. Плохие личные качества руководителя могут серьезно снизить эффективность работы.

Эффективный управленец умеет мотивировать сотрудников на выполнение задач. Контролировать каждый шаг и чрезмерно загружать делами — неправильное решение. Люди не будут понимать, зачем они заполняют отчеты, и от этого будет снижаться заинтересованность.

Отрицательное качество лидера — нерешительность. Он не захочет брать ответственность за принятые решения и предпочтет сделать виноватым рядового сотрудника. Из-за упрямства управленец не будет слышать ценных идей от коллектива.

Слабые стороны руководителя:

  • страх делегировать часть обязанностей;
  • неспособность расставить приоритеты;
  • категоричность.

Никто не идеален, но управленцу необходимо уделять время и силы личностному росту. Это позволит ему снизить проявление отрицательных черт характера.

Нельзя вести себя агрессивно, высокомерно, осуждающе, консервативно. Все это только негативно скажется на управленческой деятельности.

Источник:

Качества руководителя. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства :

Современный мир бизнеса устроен так, что он делится на людей, которые принимают решения, руководят всем процессом производства, и людей, которые осуществляют этот процесс. Первых называют руководителями, а вторых – исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими качествами должен обладать руководитель, чтобы направить бизнес к росту и процветанию.

Кто такой руководитель?

Это прежде всего человек, который официально уполномочен управлять коллективом предприятия и организовывать всю его деятельность. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование всего предприятия. Основные его задачи перечислены ниже.

  • Направить деятельность как всего коллектива, так и каждого сотрудника в отдельности, в нужном направлении.
  • Создать такие условия труда, чтобы работа выполнялась наилучшим образом.
  • Контролировать весь процесс выполнения поставленной задачи.

Руководители бывают разные – хорошие и плохие, талантливые и не очень, высшего звена и низшего и т. д.

Даже если человек занимает такую небольшую должность, как руководитель отдела, качества лидера помогают ему не только справляться с поставленными задачами, но и в целом успешно строить карьеру и отношения с окружающими. Также руководитель должен быть харизматической личностью.

Только так он сможет добиться того, чтобы его слушали и исполняли принятые им решения.

Для того чтобы разобраться, какими качествами должен обладать руководитель, нужно рассмотреть наиболее важные составляющие его личности, учитывая спрос и требования современного делового общества. Также важно учитывать род деятельности, например, требования к главе научного коллектива будут предъявляться несколько другие, чем к управленцу на производстве.

Качества хорошего руководителя включают: индивидуальные особенности личности человека, его темперамент и характер, особенности памяти, профессиональный опыт, теоретическое и практическое мышление, интеллект, стрессоустойчивость. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Индивидуальные особенности личности человека

Поскольку главной особенностью руководящей работы является огромный объем информации, то способность ее воспринимать и перерабатывать является неотъемлемой составляющей личности руководителя. Информация поступает разнообразная.

Это данные о сотрудниках предприятия, новые технологии, поставщики, состояние рынка, будущие прогнозы, текущие внутренние процессы и многое другое.

Важно, чтобы руководитель мог охватить всю информацию в целом, также смог вычленить и увидеть необходимые детали, осмыслить и систематизировать полученную информацию.

Все это является особенностями восприятия человека, а также внимания, профессиональной наблюдательности, логического и аналитического мышления. Важно отметить, что восприятие информации руководителем имеет непосредственно отношение к его профессиональному опыту и знаниям. Чем более опытен и образован лидер, тем быстрее он способен принимать адекватные решения.

Темперамент

Качества хорошего руководителя непосредственно зависят от его темперамента. Так, управленец с холерическим темпераментом способен прекрасно ладить с людьми, отличается инициативностью, живостью ума, решительностью.

Но его склонность к авантюрам может поставить под угрозу всю работу предприятия. Лидер с сангвинистическим темпераментом деловит, энергичен, общителен и отзывчив. Он обладает высокой работоспособностью, но ненавидит кропотливый труд.

Поэтому, если он потеряет интерес к работе, то её качество тоже пострадает. Руководитель-флегматик не способен проявлять свои эмоции, но его работоспособность феноменальна. Его подход к работе чисто деловой, не терпящий фривольных отношений.

Если глава коллектива – меланхолик, то ему противопоказано переутомляться. Он очень чувствителен к критике, мнителен и необщителен.

Особенности памяти

Нельзя сказать, что память начальника должна быть просто хорошей. Многие люди обладают прекрасной памятью, но они не в состоянии взять в свои руки руководство большим заводом или другим предприятием. Память руководителя должна прежде всего соответствовать требованиям управленческой деятельности.

Для эффективной работы лидер должен быть способен не только охватить большой объем информации, но сохранить его в памяти долгое время, уметь выделить главное и связать воедино разносторонние факты, быть способным быстро вспомнить необходимую информацию в нужное время, легко переключаться с одной задачи на другую.

Профессиональный опыт

Профессиональный опыт руководителя формируется на основе всей его деятельности и личной жизни. Все, что когда-либо делал человек, навсегда запечатлевается и хранится в его памяти.

Также все свои действия так или иначе человек оценивает как хороший или плохой опыт, придавая им эмоциональную окраску, затем систематизирует и упорядочивает.

Таким образом, при возникновении специфической ситуации руководитель способен извлечь из свой памяти и выбрать нужный способ поведения для решения управленческой проблемы.

Теоретическое и практическое мышление

Благодаря теоретическому мышлению руководитель способен разрабатывать тактику и стратегию управления предприятием, а с помощью практического мышления он осуществит все свои планы.

Интеллект

Когда говорят об интеллекте человека, то имеют ввиду все его личные и общие познавательные способности в совокупности. Очень часто такие способности зависят от особенностей его личных психических познавательных процессов – памяти, мышления, восприятия и других.

Источник: https://donpi.ru/zdorove/kachestva-rukovoditelya-otsenka-i-razvitie-lichnosti-upravlentsa.html

Тест для руководителей: оцените свои управленческие качества — Маркетинг на vc.ru

Оценка руководителя: оценка уровеня профессиональной и управленческой подготовки

Хорошими руководителями не рождаются — ими становятся, значит, управлению можно научиться. Главное — понимать, какие навыки нужны и каких не хватает. Для этого мы в Complead используем «Снежинку руководителя» — диаграмму для оценки собственных управленческих компетенций. Используйте наш опросник, чтобы оценить, какой вы руководитель и над чем стоит поработать.

Как оценивать управленческие навыки

Пройти опрос будет полезно всем руководителям, особенно — менеджерам среднего звена и тем, кого недавно повысили. Все компетенции нашей снежинки сгруппированы по семи направлениям. В каждом — вопросы, ответы на которые оценивают в баллах от 0 до 5:

0 — не знаю или не понимаю, о чем речь;

1 — имею общее представление о смысле компетенции;

2 — хорошо знаю теоретически, но на практике не применял/ла;

3 — умею, имею небольшой практический опыт (делал/ла меньше 5 раз)

4 — применяю постоянно, могу оптимизировать и регламентировать (делал/ла больше 5 раз) ;

5 — владею в совершенстве, могу обучать других

Перечень компетенций для построения снежинки

В конце нужно составить диаграмму, которая покажет, какие навыки стоит подтянуть, а какие и так на высоком уровне. У начинающего управленца снежинка выглядит как несимметричная звезда, у идеального — она превращается в снежок.

Снежинка крутого руководителя

Ответьте на все вопросы — так вы получите достоверный результат.

Если какие-то разделы вам не подходят, их можно корректировать с учетом особенностей вашей компании.

People-менеджмент — управление персоналом

Поставьте себе одну оценку от 0 до 5 за каждый пункт, у вас должно получиться 5 оценок:

  • Делегирование: умеете ли выбирать подходящих сотрудников для решения задачи? Устанавливаете границы ответственности каждому сотруднику? Правильно ли ставите задачи сотрудникам и доносите цели, понимают ли они их?
  • Мотивация: способны определить, что именно мотивирует подчиненного? Даете обратную связь так, чтобы сотрудник понимал, что от него ждут? Умеете подбирать санкции и поощрения, работающие для конкретного человека?
  • Контроль: устанавливаете критерии, помогающие сотрудникам в оценке эффективности работы? Есть ли у вас формат отчетности, понятный сотрудникам и удобный руководителю?
  • Планирование: умеете искать способы достижения цели с учетом ограничений, формировать план действий? Способны оценить ресурсы и ограничения, выделить приоритеты? Составляете календарный план и график достижения целей?
  • Обучение: сможете определить, каких навыков не хватает подчиненным? Способны ли стать наставником, сформулировать и передать сотрудникам навыки, нужные для работы?

Сохраните оценки и переходите к следующему блоку.

Администрирование — управление процессами

Поставьте себе одну оценку от 0 до 5 за каждый пункт, у вас должно получиться 3 оценки:

  • Целеполагание: умеете ставить конкретные цели, определять показатели их достижения? Сможете правильно сделать выбор с учетом ресурсов и ограничений?
  • Процессирование: умеете построить алгоритм действий для создания нового продукта или услуги? Способны разработать полный комплект документов для работы алгоритма?
  • Time-менеджмент: умеете определять и удерживать приоритеты в работе? Учитываете дополнительные факторы, влияющие на результат? Правильно ли оцениваете время на выполнение задачи?

Помните, что жить по принципам time-менеджмента — это значит иметь «стальные яйца»: если нужно сделать — расшибись, но сделай.

Сохраните оценки и переходите к следующему блоку.

HR-навыки — подбор персонала

Поставьте себе одну оценку от 0 до 5 за каждый пункт, у вас должно получиться 5 оценок:

  • Подбор: можете понять, какой человек нужен в структуре подразделения? Сформировать портрет идеального кандидата, его профессиональные и личные качества? Правильно подобрать кандидата?
  • Найм: сможете найти лучшего кандидата на условиях, выгодных для бизнеса? Умеете «заразить» соискателей корпоративной культурой, чтобы каждый захотел работать в компании? Корректно ли оформляете сотрудников в штат?
  • Адаптация: способны оценить сотрудника во время испытательного срока? Поймете, соответствует он должности и ожиданиям компании?
  • Перемещение: умеете оценивать соответствие подчиненных занимаемым должностям? Принимаете ли верные решения о переводе или повышении? Анализируете собственные кадровые решения?
  • Увольнение: умеете увольнять людей без взаимных претензий и обвинений? Сможете понять, что сотрудник не подходит компании и оформить увольнение по закону?

Сохраните оценки и переходите к следующему блоку.

Личные качества — работа над собой

Поставьте себе одну оценку от 0 до 5 за каждый пункт, у вас должно получиться 6 оценок:

  • Ответственность: часто ли вы оправдываетесь? Ищете себе «алиби»? Избегаете трудностей?
  • Мотивация: у вас есть внутренняя мотивация, стимул для решения задач? Оцените ее силу.
  • Дисциплина: часто ли вы жалеете себя? Как относитесь к себе: даете поблажки или беспощадны?
  • Системность: оцените, насколько системно вы подходите к работе.
  • Нетоксичность: часто жалуетесь, язвите или злословите? Насколько мир для вас выглядит позитивным?
  • Честность: насколько вы честны с окружающими?

Сохраните оценки и переходите к следующему блоку.

Лидерство — умение вести за собой

Поставьте себе одну оценку от 0 до 5 за каждый пункт, у вас должно получиться 5 оценок:

  • Эмоциональный интеллект: вы способны понять окружающих, их мотивы и поступки?
  • Колесо успеха: знакомы с методологией DISC? Умеете определить роли подчиненных и управлять ими в соответствии с их спецификой?
  • «Миссионерство»: умеете ли создать собственную «религию»? Вдохновить подчиненных, чтобы они пошли за вами?
  • Модели поведения: способны правильно определить «архетипы» сотрудников? Разбираетесь в треугольнике Карпмана? Меняете ли стиль руководства, чтобы держать подчиненных в тонусе?
  • Имитационное поведение: вы умеете пресекать его? Вызываете ли у персонала настоящую реакцию через интерес или проблему?

Сохраните оценки и переходите к следующему блоку.

Специализация — дополнительные навыки

Вопросы этого блока свои для каждого бизнеса. Как маркетинговое агентство, мы ждем от руководителя определенных навыков. Используйте наши вопросы или добавьте те, что будут актуальны для вашей компании. Затем поставьте по каждому пункту одну оценку от 0 до 5:

  • Переговоры: способны выдержать сложные переговоры? Умеете убеждать другую сторону?
  • Техники продаж: применяете их на практике? Как охотно люди покупают у вас продукт, цели, идеи?
  • Презентации: харизматично ли выступаете перед аудиторией? Ваши презентации обычно заканчиваются положительно?
  • Продукт: разбираетесь в продукте компании? Насколько глубоко? Вы сами купили бы то, что продаете?

Сохраните свои результаты и переходите к построению диаграммы.

Строим свою «Снежинку руководителя»

После оценки каждой компетенции скачайте шаблон и постройте свою диаграмму. Укажите свои показатели, и снежинка автоматически изменит вид. Лучший результат выглядит как круг по наибольшей окружности, но так бывает редко. Смотрите на короткие лучи — это навыки, которые желательно улучшить.

Разберем результаты на примерах. На снежинках ниже видим, что у молодых руководителей трех разных отделов хорошо развиты почти все специализированные навыки и личностные качества, а вот навыки лидерства, управления людьми, HR и администрирования стоит прокачать.

Оценивать свои компетенции и корректировать диаграмму стоит раз в полгода — так будет виден прогресс, что важно и для самого сотрудника, и для его руководителей.

Мы используем снежинку больше 5 лет и знаем, что эффективнее применять ее всем членам менеджмента. У нас в компании есть даже игра «Стань кругом». Когда каждый руководитель начинает работать над слабыми местами, тогда общий уровень управления вырастает.

Источник: https://vc.ru/marketing/43818-test-dlya-rukovoditeley-ocenite-svoi-upravlencheskie-kachestva

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: