Особенности Яконцепции как фактор формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Особенности Яконцепции как фактор формирования аддиктивного поведения

Каждый второй в мире страдает от неконтролируемой тяги к чему-либо. Немногие знают, к каким серьезным последствиям и переменам в жизни такая проблема может привести.

Определение понятия

Можно найти много информации о природе этой патологии, как она появляется, влияет на человека, какие методы лечения существуют. Проблема привязанности к чему-либо у многих людей ассоциируется с наркотиками, алкоголем и курением. Но также существует привязанность к азартным играм, игровым автоматам и т. д. Возникает патология по 2 причинам:

  • физиологическая тяга – вещество или предмет влияет на мозг человека и вызывает потребность покурить, выпить, поиграть или принять наркотик снова и снова;
  • психологическая зависимость – человек начинает курить, пить, играть или принимать наркотики из-за проблем в жизни, частых стрессов, депрессий.

Аддиктивное поведение – это один из видов деструктивного поведения, при котором человек хочет уйти от проблем, закрыться от окружающих.

Он начинает активно увлекаться различными предметами, менять вид деятельности и свое психоэмоциональное состояние при помощи химических веществ.

Расстройство проявляется из-за различных жизненных ситуаций. Например, проблем на работе или в семье. Индивид желает закрыться от реального мира и погружается в собственный, в котором нет проблем.

Тяга к определенному веществу или предмету начинается с простого пристрастия, а когда человек понимает, что его эмоциональное состояние от вещества нормализуется, он обращается за помощью к нему снова.

Личность с аддитивным поведением употребляет различные вещества, увлекается запрещенными играми, чтобы поменять свою жизнь и психологическое состояние.

Причины развития

Откуда берется зависимость? Причин возникновения аддиктивного поведения у человека может быть много:

  • различные ситуации, влияющие негативно на психику;
  • разногласия с окружающими;
  • личное недовольство внешним видом и т. д.

Факторы, по которым возникает проблема, можно поделить на 3 класса: общественные, биологические, психологические. Все они взаимосвязаны. Также у больного одновременно можно наблюдать все 3 группы причин, при которых развивается аддиктивное поведение.

Общественный тип аддиктивного поведения развивается из-за проблем в семье, на работе, у детей из-за учебы. Также сильно влияют политические неурядицы, низкая заинтересованность государства в жизни людей.

Биологическая зависимость формируется из-за влияния психотропных веществ. Также человек склонен к аддиктивному поведению из-за наследственной предрасположенности.

Психологическая вариация аддикции формируется по различным причинам. Черты характера человека, наличие комплексов, низкий интеллект, нет интересов и смысла в жизни.

Тяжелое психологическое состояние человека – наличие стресса, шока, депрессий, горя.

Психическая зависимость часто развивается из-за плохого воспитания (выпивающие родители), детских травм (смерть родителей, проблемы в детском возрасте и неумение их преодолевать).

Признаки отклонений

Аддикции и аддиктивное поведение являются тяжелым расстройством. Чтобы начать помогать человеку в лечении, необходимо знать, болен он или нет. Определить это тяжело, особенно на начальной стадии. Характерные признаки аддиктивного поведения рассмотрим ниже.

  1. Обман — это патологическая зависимость человека. Он любит приврать, перекладывать свои обязанности на другого человека.
  2. Наличие комплексов. Больной закрывается от окружающей реальности. Он ищет способы выделиться из толпы при помощи изменения своего внешнего вида.
  3. Страх привязанности. Больной не желает внимания. Живет в полном одиночестве и не старается найти свою вторую половинку.
  4. Волнение. Больной испытывает параноидальное волнение, из-за этого он все время может пребывать рядом с предметом привязанности.
  5. Манипуляция. У больного много комплексов, при помощи которых он может манипулировать своими родными. Угрожает, что убьет их или себя ради того, чтобы заполучить желаемое.
  6. Стандартное мышление. Индивид живет не так, как ему хочется, а так, как хочется окружающим. У него нет своего мнения, он всегда прислушивается к своим знакомым.
  7. Такие люди обычно закомплексованы, поскольку считают, что их мнение неправильное.
  8. Безответственность. Личность не несет ответственности за свои действия и боится критики и осуждения.

Характеристика аддиктивного человека

В нынешнее время распознать аддиктивное поведение человека сложно, даже если присутствуют все вышеперечисленные симптомы. Из-за того, что жизнь личности часто меняется, появляются трудности. Они могут возникать в общении, поведении и поступках. Индивид показывает свои способности не до конца, в связи с чем у него развивается комплекс неполноценности, стереотипное мышление и др.

Психическая зависимость возникает из-за эмоций и проявляется по отношению к предметам, вещам и явлениям. С нормальными людьми аддиктивный не общается. Патология меняет полностью человека.

К последствиям аддиктивного поведения относят потерю семьи, любви, работы и дружбы. Индивид постепенно уходит из нормальной жизни в мир иллюзий.

Происходит нарушение, и предмет, к которому персона тянется, начинает занимать важную роль в ее жизни.

Этапы формирования

Аддиктивная зависимость имеет 5 этапов. На 1 и 2 больного можно спасти. В этом поможет психолог, который определит причину развития и назначит лечение. А вот на последнем этапе жизнь человека полностью рушится. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, т. к. психическое расстройство серьезное. Этапы развития рассмотрим детально ниже.

  1. «Начальные пробы». На этой стадии человек знакомится с предметом или веществом, которое вызывает аддиктивное привыкание.
  2. «Аддиктивный ритм». Это так называемый перевалочный пункт. Больной осознает все трудности и думает, продолжать ли принимать дозу, играть, пить или остановиться.
  3. «Аддиктивное поведение». Человек отрицает наличие проблемы. Появляется волнение и беспокойство. Он внушает себе, что эта «тяга» ему просто необходима.
  4. «Полное подчинение заболеванию». Старое человеческое «Я» убито, вещество больше не приносит радости.
  5. Последний этап – «Катастрофа». Психологическая и биологическая личности полностью разрушены.

Виды деструктивного поведения

Проблема аддиктивного поведения сегодня широко известна. С каждым днем причин ее появления становится больше. Подчиненность заключается не только в привязанности к сигаретам, наркотикам и спиртному, но и к компьютерным играм, спорту, азартным играм и т. д. Виды делятся на химические и нехимические.

Химический тип

Химический тип расстройства требует определенного вещества, которое вызывает тягу. Это может быть алкоголь, сигареты, наркотики и т. п. Помочь человеку при наличии такого расстройства можно только на начальном этапе. Существует 8 симптомов химического типа:

  • доза употребляемого вещества увеличивается;
  • временная потеря памяти;
  • боль, страх;
  • ухудшение речи;
  • опровержение зависимости;
  • непонимание окружающих;
  • мысли только о новой дозе;
  • употребление вещества ради спокойствия и радости.

Нехимический тип

Нехимические виды аддикции – это поведенческие типы патологий. К ним относят компьютерную, спортивную зависимости, а также тягу к азартным играм, интернет-увлечениям, работе, шопингу, голоданию и перееданию. Определить нехимическую тягу можно по таким симптомам:

  • каждодневное растворение на работе, за компьютером, в играх и т. д.;
  • нервозность и раздражение;
  • слабость;
  • невозможность самоконтроля;
  • новые интересы и негативное окружение.

Диагностика

Чтобы определить, существует ли у человека аддиктивная склонность, необходимо обратиться за помощью к психологу или наркологу. Сначала врач поговорит с человеком.

Внешний вид и поведение больного даст ответ о наличии аддиктивного поведения. Если это химическая зависимость, необходимо сходить на прием к наркологу.

Он проведет ряд анализов, по которым можно определить, зависим человек или нет.

Если у личности присутствуют все признаки зависимости от вредного вещества, необходимо в срочном порядке обратиться в больницу: химический тип тяги сильно вредит здоровью человека.

Лечение

Вылечить проблему можно тогда, когда больной сам осознает, что он нездоров. Против воли человека будет тяжело начать лечение. Качество и метод лечения также зависит от больного и его согласия. В первую очередь необходима поддержка со стороны родственников больного.

Способ лечения определяет врач. Если проблема носит наркологический характер, то больного кладут в больницу и под наблюдением специалистов осуществляют дезинтоксикацию организма. Судя по стадии применяются успокоительные препараты, чтобы больной не смог сбежать из клиники.

Лечение игровой зависимости и других нехимических видов привязанности осуществляет психолог.

Врач назначает курс психотерапии. Проводит занятия с больным индивидуально или в группе.

Профилактика

Лучше определить аддикцию на начальных этапах и не дать ей продвинутся дальше. Профилактические мероприятия имеют определенный план действий.

Нужно постараться определить склонность к аддиктивному поведению в детском возрасте или подростковом. При помощи разговоров можно понять, есть ли проблемы в семье: наличие у ребенка заниженной самооценки, проблем в школе и других переживаний.

Важно как можно больше рассказывать детям про вред наркотиков, алкоголя и сигарет. Необходимо рассказать про методы, при помощи которых можно справиться со стрессом.

В крайнем случае можно обратиться к психологу, который проведет беседу и исправит негативные взгляды на жизнь у ребенка.

Заключение

Аддиктивное поведение – это психологическое состояние человека. Чтобы избежать проблем, индивид при помощи химических веществ и нехимических меняет свою жизнь.

К химическому виду зависимости относят наркотики, алкоголь и курение, к нехимическому – азартные игры, спорт, шопинг и др.

Если нехимическую проблему можно вылечить в любой период, то химическая лечится только на начальном этапе.

Источник: https://psyhoday.ru/zavisimosti/addiktivnoe-povedenie-2.html

Аддиктивное поведение: отличительные особенности, признаки

Особенности Яконцепции как фактор формирования аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение является синонимом разрушительных действий человека. Аддиктивный тип поведения свойственен людям, которые стремятся уйти от реальности к иллюзиям с помощью деструктивных видов деятельности. По мнению психологов и социальных педагогов, аддиктивное поведение – это актуальная проблема современности.

Специалистов беспокоит тот факт, что сегодня зависимое поведение обнаруживается практически у всех подростков. Кроме того, спектр зависимого поведения сейчас значительно шире, чем он был 10 лет назад.

Что такое аддиктивное поведение

В психологии аддиктивное поведение – это разновидность девиантного поведения, вызванная попытками личности обрести психологический комфорт посредством тех или иных предметов, действий или веществ. Слабый человек выбирает зависимое (аддиктивное) поведение, потому что оно дарит ему яркие впечатления и позволяет вновь и вновь пережить положительные эмоции.

В психиатрии аддиктивное поведение – это деструкция, для которой характерно изменение своего психического состояния с помощью психотропных веществ или болезненной фиксации внимания на объекте, вызывающем яркие положительные эмоциональные переживания.

Аддиктивное поведение снижает адаптационные способность личности, так как внешнее средство действует принуждающе и требует от индивида полного подчинения.

Сил для того, чтобы противостоять соблазну и пристрастиям, у личности не остается. Постепенно альтернатива реальности все больше затягивает человека, на болезненное пристрастие он тратит все свободное время.

В духовном плане он деградирует. Человек утрачивает связь с реальностью и не может контролировать себя.

Побороть зависимость он не может. Кроме того, аддикт полагает, что его якобы аддиктивное поведение на самом деле включает в себя все необходимое для приспособления к трудной жизненной ситуации. Получается, что такое аддиктивное поведение негативно сказывается как на самом человеке, так и на его ближайшем окружении.

Признаки

Что же является базовыми психологическими характеристиками аддиктивного поведения? Признаки аддиктивного поведения следующие:

  • психологическая неустойчивость личности;
  • поверхностное восприятие действительности;
  • формальное исполнение ролей, навязанных обществом;
  • слабый адаптационный потенциал личности;
  • подмена жизненных ценностей придуманной реальностью;
  • психологический дискомфорт;
  • чувство вины;
  • повышенная личностная и ситуативная тревожность;
  • отчаяние и заниженная самооценка;
  • высокая самооценка, граничащая с самоуверенностью и чувством собственного превосходства;
  • лживость, скрытность, замкнутость;
  • агрессивность;
  • склонность обвинять в своих неудачах других людей;
  • манипулирование родственниками и друзьями;
  • опасение оказаться эмоционально привязанным к кому-либо;
  • утрата прежних дружеских связей;
  • зарождение отношений с людьми, имеющими такой же вид зависимости;
  • стереотипность поведения и шаблонность мышления;
  • избегание брать на себя ответственность;
  • инфантильность;
  • уход от решения проблем;

Определение начала формирования аддиктивного поведения бывает осложнено тем, что его признаки и симптомы индивидуальны и имеют разную степень выраженности. Кроме того, легко перепутать признаки аддиктивного поведения с его причинами.

Этапы

Различные виды аддиктивного поведения проходят в своем развитии следующие этапы:

  1. Этап первых проб. Одной из причин аддиктивного поведения является знакомство человека с предметом или действием, приводящими его в состояние эйфории за счет выработки мозгом дофамина. Патологического воздействия на личность и сферы ее деятельности аддикция на этом этапе не оказывает.
  2. Стадия аддиктивного ритма. Аддикт на этой стадии все еще здраво мыслит. Он понимает опасность зависимости, колеблется, но делает выбор в пользу пагубных действий. Из-за желания испытать эмоциональный подъем, человек многократно повторяет понравившиеся действия. Это приводит к изменению привычного ритма жизни. На этом этапе аддикция еще обратима, однако для нормализации поведения личности может понадобиться консультация психиатра.
  3. Собственно аддиктивное поведение. В психологии этот этап получил определение отрицания собственной проблемы аддиктом. Человек убеждает себя в том, что это аддиктивное поведение – его истинная абсолютно естественная потребность. Аддикту пагубное пристрастие видится единственным возможным способом решения жизненных проблем. К примеру, он говорит, что в любой момент может оставить аддиктивное поведение, если захочет.
  4. Полная невротизация и подчинение личности аддиктивному поведению. Базовый конструкт личности разрушен. Происходят необратимые изменения в структуре мозговых тканей, нарушается функционирование всех систем организма. Тот предмет, действие или вещество, которое было выбрано аддиктом в качестве альтернативы реальности, больше не приносит положительных эмоций. Появляются признаки асоциальности у человека, склонность к правонарушениям и жестокому обращению с близкими.
  5. Деградация личности. Происходит разрушение психологического стержня и биологической сущности человека. На этом этапе аддикция и аддиктивное поведение перерастает в психическое расстройство и физиологические недуги. Возврат к нормальной жизни на этой стадии уже невозможен. Чаще всего, эта стадия заканчивается смертью зависимой личности.

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/addiktivnoe-povedenie

Тема 1. Концепции формирования аддиктивного поведения

Особенности Яконцепции как фактор формирования аддиктивного поведения

. Учебная программакурса «Эмпирическиенаправления профилактики аддиктивногоповедения».

Количество часовна дисциплину:125,

из них аудиторных:25, (3 часа – на зачет)

из них самостоятельнойработы: 100.

Цель дисциплины:освоение магистрантами компетенций итехнологий в различных областяхаддиктивного поведения, изучениефакторов распространения аддиктивногоповедения.

Результатыосвоения дисциплины:

После успешногозавершения программы магистрант сможет:

— иметь представлениео видах и формах проявления зависимогоповедения;

— различать причиныформирования аддиктивного поведения;

— определять мишени профилактической работы в соответствиис факторами формирования аддиктивногоповедения;

— применять знанияв области профилактики аддиктивногоповедения;

— иметь представлениеи воплощать в жизнь представления оздоровом образе жизни;

— обладать качествамиличности безопасного типа поведения;

— эффективновзаимодействовать в рамках личностибезопасного типа поведения;

— пониматьпрофессиональную и эстетическуюответственность;

— иметь широкуюэрудицию, необходимую для пониманияглобальных и социальных последствийчрезвычайных ситуаций информационного,экологического и экономическогохарактера;

— применятьприобретенные навыки, современныетехнические приемы и средства припроведении профилактических мероприятий аддиктивного поведения;

— вести здоровыйобраз жизни;

— иметь сформированнуюгражданскую позицию, патриотизм, правовуюкультуру, гуманистическую направленность;

— готовность ксоциально-культурному диалогу.

Текущая аттестациякачества усвоения знаний:

Наименование курса

Уровень образования

Статус курса в рабочем плане

Количество кредитов

Эмпирические направления профилактики аддиктивного поведения

Магистратура

Смежные курсы по учебному плану

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (проверка остаточных знаний по смежным курсам)

Тема или задание текущей аттестации

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Анализ учебных пособий и литературы по смежным курсам

Сам. Раб.

Внеауд.

2

5

Итого:

2

55555

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний и умений по курсу)

Тема или задание текущей аттестации

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Конспектирование раздела курса

Внеауд.

4

12

Составление словаря терминов по курсу

Внеауд.

6

18

Составление библиографического списка литературы по курсу

Внеауд.

6

18

Аннотированный каталог по теме

Внеауд.

10

30

Реферат

Внеауд.

4

12

Итого минимум:

30

90

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема или задание текущей аттестации

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Статья для коллег (магистрантов) по теме курса

5

10

Или:

Составление справочного пособия

5

10

Итого максимум:

35

100

Основноесодержание:

Сущность аддиктивногоповедения, фармакологические инефармакологические свойства. Факторы,влияющие на возникновение аддикций иих значимость. Основные виды аддиктивныхреализаций. Общие механизмы и характеристикааддиктивного поведения.

Проблемаперехода одной формы аддикции к другой,иллюзия контроля аддиктивных реализаций.

Основные этапы развития аддиктивногоповедения: «точка кристаллизации»,становление аддиктивного ритма,формирование аддикции как интегральнойчасти личности, полное доминированиеаддиктивного поведения.

Тема 2. Факторы риска формирования аддиктивного поведения

Внешние и внутренниефакторы формирования отклоняющегосяповедения. Социальные предпосылкиформирования аддиктивного поведения.Традиции и обычаи как детерминантыформирования зависимостей. Рольсоциально-экономических условий вформировании аддиктивного поведения.

Социально-психологические факторыотклоняющегося поведения: роль семьи,ближайшего окружения, референтнойгруппы и фонового окружения в формированииопределенных видов аддиктивногоповедения. Индивидуально-психологическиесвойства личности, способствующиестановлению аддиктивного поведения.

Биологические предпосылки зависимогоповедения.

Тема 3. Виды аддиктивного поведения

Формы и видыаддиктивного (зависимого) поведения.Общие механизмы и характеристикааддиктивного поведения. Проблемаперехода одной формы аддикции к другой,иллюзия контроля аддиктивных реализаций.

Основные этапы развития аддиктивногоповедения.

Тема 4. Наиболеевстречающиеся виды аддикций.Наркомания,алкоголизм, токсикомания. Критериинаркотических веществ. Классификациянаркотиков.

Данные о наиболее употребляемыхпрепаратах в крупных городах России.Проявления употребления различныхпсихоактивных веществ. Характерныеособенности личности алкоголиков инаркоманов.

Проблема созависимости состороны ближайшего окружения лица,употребляющего психоактивными веществами.

Организациясамостоятельной работы.

Раздел технологическойкарты курса.

Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное количество баллов

Обязательные виды самостоятельной работы:

1

Конспектирование раздела курса

4

12

2

Составление словаря терминов по курсу

6

18

3

Составление библиографического списка литературы по курсу

6

18

4

Аннотированный каталог по теме

10

30

5

Реферат

4

12

ИТОГО:

30

90

Дополнительные виды самостоятельной работы:

1

Статья для коллег магистрантов по теме курса

5

10

или

2

Составление справочного пособия

5

10

ИТОГО (всего):

35

100

Рекомендуемаялитература:

А) Основная:

  1. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления: Учебное пособие/ под ред. Вагнер Эрик Ф., Уолдрон Холли Б. М.: Академия, 2006

  2. Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. – СПб., М., 1998.

  3. Гилинский Я. и др. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб., 2001.

  4. Даулинг С. Психологияи лечениезависимогоповедения (пер. с англ.) М.: Класс, 2000

  5. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие. М.: Академия, 2003. -288с.

  6. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб., 1997.

  7. Кеселшан Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. — СПб., 2001.

  8. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. – СПб., 1996.

  9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведенияу подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.

  10. Макеева А.Г.Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков / Междунар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. М., 2000

  11. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 384 с.

  12. Наркомания: Методические рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А.Н. Гаранского. — М., 2000.

  13. Саморазрушающее поведение у подростков // Сб. научных трудов ПНИИ им. В. М. Бехтерева. – Л., 1991.

  14. Сиволап Ю.П., Савченков В.А. Злоупотребление опиоидами и опиоидная зависимость. М : Медицина, 2005

  15. Соловов А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика: (Для психологов, педагогов образоват. учреждений). Казань : Хэтер, 1999

  16. Хажилина И.И.Профилактиканаркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002

  17. Шаблина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.

Б) Дополнительная:

  1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. – М., 1993

  2. Бородкин Ю.С., Васильев Ю.Н., Корчагина Г.А. Политика в отношении алкоголя и наркотиков в Санкт-Петербурге.//Матер. Международной конференции «Проблема алкоголя и других наркотиков в период социально-экономических преобразований». -Киев, 1994. — С.76-84.

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.

  4. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988.

  5. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). — Новосибирск, 1990.

  6. Лабковская Е.Б. Теория девиантного поведения. Учебное пособие. СПб., 2000.

  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

  8. Личко А.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. —Л., 1991.

  9. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь: В семье зависимостьот алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? М : Per Se, 2002

  10. Фролов Ю. И. Психология подростка: Хрестоматия. – М., 1997.

  11. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1997.

  12. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., 1998.

  13. Сукало А. А. Педагогические основы профилактики правонарушений в сфере подростково-молодежного досуга. – СПб., 1996.

Источник: https://studfile.net/preview/7136246/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: