ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ

Как рассматривается онтогенез в психологии: становление личности – Психологическая помощь

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ

11.07.2019

Развитие человека всегда интересовало науку, поскольку в этом процессе заложены ответы на многие вопросы, которые человечество пытается понять уже многие годы.

Онтогенез в психологии – это развитие в психике человека базовых структур. Начинается этот процесс еще в детстве, когда индивид закладывает первые камни фундамента своей жизни.

  онтогенеза

Отечественная психология определяет проблему онтогенеза ключевой для исследования детской психики.

Традиционным является убеждение, что основным компонентом развития психики является предметная деятельность и общение. На ранних этапах существования ребенок знакомится с предметным миром, общается с взрослыми, примеряет на себя социальные роли.

Таким образом, происходит формирование сознания и личности еще маленького, но уже человека. Онтогенез в психологии – это также развитие психики под воздействием общества, в котором находится индивид.

Большинство психологов отмечают, что влияние социума, безусловно, влияет на формирование психических структур в сознании человека.

Поэтому следует учитывать то окружение, в котором находится личность.

Онтогенез личности и ее поступки

На последующие действия, решения и поступки, несомненно, влияет онтогенез.

Но это не простая причинно-следственная связь, поскольку роль играют и развитие общества, социальных групп, технологических инноваций и моральных уставов.

Но те психологические особенности, заложенные в детстве, выполняют ключевую роль в последующем поведении личности в социуме. Также следует помнить, что онтогенез в психологии – это не только количественные изменения социально-психологических структур, но и качественное развитие уже имеющихся.

Некоторые структуры могут разрушаться, а на их месте формироваться новые, более актуальные для человека.

 Этапы онтогенеза личности

Развитие психики – это не резкий рывок, а комбинация поочередных этапов, каждый их которых имеет определенное влияние последующие.

Общепринятым является подход, согласно которому онтогенез в психологии – это процесс из таких «ступенек»:

  • Младенчество (онтогенез происходит принудительно);
  • Детство (к принуждению добавляется некая спонтанность);
  • Подростковый этап (комбинация спонтанного и принудительного фактора);
  • Юность (целенаправленное развитие, в котором могут проявляться спонтанность и конфликтность, которые приводят к частичному кризису);
  • Взрослый этап (целенаправленное развитие с гармоничной устойчивостью);
  • Старчество (структуры психики либо разрушаются, либо сохраняются в жесткой форме).

Таким образом, онтогенез в психологии – это процесс, который длится всю жизнь, но имеет разную интенсивность на разных этапах. По мнению некоторых психологов, фундаментальным в развитии психики является младенчество и детство.

  • Последний период  также разделяют на несколько этапов с учетом основной деятельности ребенка (переддошкольный, дошкольный, ранний школьный).
  • Фазы жизненного пути человека сказываются на том, как развивается психика.
  • Именно поэтому онтогенез в психологии – это ключевой вопрос, важность которого доказана множеством открытий, которые раскрывают некоторые секреты и факторы, влияющие на дальнейшие поступки человека.
  • Жизненный опыт, влияние общества и подсознание являются составляющими онтогенеза, которые влияют на развитие психики и личности.

Источник:

Личность и её формирование в онтогенезе (стр. 1 из 2)

Чусовлянкин И.С., Мальцев А.Ф.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др.

Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.

При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в.

философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В двадцатом столетии изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность.

Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека

ОНТОГЕНЕЗ (от греч. ontos – сущее и genesis – рождение, происхождение), процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти. Термин предложен в 1866 г. немецким биологом Э.

Геккелем, противопоставлявшим его филогенезу – процессу формирования некоторой систематической группы, например биологического вида Геккель считал, что индивидуальное развитие протекает в соответствии с биогенетическим законом, т. е. онтогенез представляет собой сокращенное воспроизведение филогенеза.

Впоследствии взгляды ученых на соотношение этих процессов претерпели изменения. Сформулированный Геккелем биогенетический закон был в конце 19 – нач. 20 вв. экстраполирован на становление человеческой психики (Г.С. Холл, П.П. Блонский и др.). Термин онтогенез также был привнесен в психологию и педагогику, где им с конца 19 в.

стали обозначать процесс индивидуального развития психики. В этом значении онтогенез практически оказался ограничен начальным этапом становления личности, т. е. детством, и не включает зрелые годы, в которые личность не претерпевает столь существенных изменений. Изучение онтогенеза стало центр задачей дет психологии. В отечественной науке 20 в.

утвердилось представление, согласно которому оси содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность и общение со взрослым).

В ходе интериоризации ребенок «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего формируются его сознание и личность.

Таким образом, центральным моментом онтогенеза человека выступает не созревание организма, а социально обусловленное формирование психики, сознания, личности в условиях воздействия со стороны различных институтов социализации.

Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук.

В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека. Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой.

Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества. При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности.

То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности.

Признание детерминированности личностного развития общественными процессами не означает, что человек является пассивным объектом воздействия внешних сил, «жертвой» обстоятельств. Он с самого начала активно вступает в общественные отношения, в системе которых он только и может развернуть заложенные в нем сущностные силы.

Творчество человека заключается, во-первых, в том, что созданные им продукты материального или духовного производства сами начинают функционировать в обществе и могут приобрести со временем статус «общественного стандарта».

Во-вторых, человек способен в определенных пределах активно конструировать социальную ситуацию развития своей личности, что часто требует многих лет напряженной направленной деятельности .

В этике личность – это высшая ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга и ответственности, совестью, достоинством, убеждениями. Социология изучает общественно значимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элемента системы общественных отношений.

В юриспруденции личностью считается дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки. В медицине главная характеристика личности – это степень ее психического здоровья, наличие патологий или акцентуаций.

Врачу важно знать, как влияют те или иные качества личности на течение соматических (телесных) заболеваний и как последние, в свою очередь, могут изменять свойства личности.

В отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как предмет проектирования и направленного формирования.

Последствия такого одностороннего технократического подхода еще не полностью преодолены в отечественной школе, но тенденции к пониманию учебно-воспитательного процесса как сотрудничества, взаимодействия личностей педагога и учащегося получают все большее распространение.

Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «… совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека…

Источник: https://lugovskayashkola.ru/sindromy/kak-rassmatrivaetsya-ontogenez-v-psihologii-stanovlenie-lichnosti.html

Теории зарождения сознания в онтогенезе

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЭТАПОВ ОНТОГЕНЕЗА СОЗНАНИЯ

Вопрос зарождения сознания в онтогенезе, казалось бы, давно изучен общей и возрастной психологией, но тем не менее, и в нем есть свои «белые пятна».

Прежде всего, они заключаются в том, что сложно определить, когда именно появляется сознание у человека, так как сам человек еще не может об этом сообщить — связная речь появляется гораздо позже. Поэтому в ход идут наблюдения, эксперименты, исследования, аналогии…

попробуем разобраться, какие мнения уже высказывались на эту тему современными исследователями и что из этого ближе к истине.

Определение терминов

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что такое сознание и что есть его онтогенез.

Онтогенезом называют индивидуальное развитие, протекающее по определенным законам и проходящее у каждого отдельно взятого индивида одни и те же этапы. Разделяют онтогенез и филогенез — общее развитие функции или явления у вида.

Совершенно очевидно, что сознание человека взрослого и новорожденного ребенка имеют существенные отличия. Сознание явно эволюционирует от зарождающегося к зрелому, в результате изучения этого процесса было выявлено влияние на него как индивидуальных, врожденных особенностей, так и воздействия окружающей среды и, в частности, социума.

Под сознанием в психологии принято понимать высшую форму психической активности, свойственную лишь человеку, которая заключается в обмене информацией с миром, отражении объективной действительности в психике человека. Определений сознания существует множество в психологии и философии. К примеру, Выготский считал, что сознание — это рефлексия субъектом (человеком) действительности, своей деятельности и самого себя.

А. Н. Леонтьев считал, что сознание отличается от других, менее высокоорганизованных форм деятельности тем, что выделяет собственное «Я» индивида из окружающего мира.

С. Л. Рубинштейн был первым, кто предположил единство сознания и деятельности: он считал, что это не два обращенных в разные стороны аспекта, но некоторое органическое целое, которое можно назвать не тождеством, но единством.

Сознание обладает такими свойствами, как ясность, объем, периодизация и непрерывность. Леонтьев считал присущими ему качествами самосознание, самоанализ и самоконтроль.

Теории развития сознания

Л. С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития сознания, считал, что сознание не формируется вне общества.

Вот основные положения этой теории:

  1. При переходе от животного к человеку произошло важнейшее изменение отношений с окружающей средой через овладение орудиями.
  2. Овладевая природой при помощи орудий, человек научился владеть и собственной психикой: у него появились высшие психические функции (мышление, речь).
  3. Человек овладевает и собственным поведением также при помощи орудий — особых, психологических, которыми являются знаки.

Выготский считал, что основными элементами сознания, его своеобразными «клеточками» являются значения слов, поэтому развитие сознания происходит с развитием речи, через коммуникацию с другими людьми.

Культурно-историческую теорию доказывает, например, феномен существования «детей-маугли» – воспитанных сообществом животных. К сожалению, найденные уже в довольно взрослом возрасте, они не смогли войти в сообщество людей, освоить речь и развить свое мышление до приемлемого уровня. Несмотря на полноценный человеческий мозг, их развитие осталось на уровне животного.

Выготский считал, что сознание не дано человеку изначально и не порождается природой, оно формируется только обществом, через включение нового его члена в общую, принятую социумом картину мира, которая описывается именно через речь.

Если это действительно так, то на этом может быть основано, например, такое явление, как менталитет: совокупность особенностей языка, национальных традиций, верований.

Можно вспомнить о том, что фольклор или народное творчество передавалось изначально устно.

Письменность была уже более поздним продуктом человеческой цивилизации, а первоначально существовали песни, стихи, считалки, игры — формы сохранения знаний об окружающем мире и обществе.

А. Н. Леонтьев называет сознанием открывающуюся субъекту (через восприятие) картину мира, в которую включен и он сам, и все его действия, и психические состояния.

Леонтьев считал, что вначале сознание существует лишь как психический образ реальности, получаемый через органы чувств, но затем, через деятельность, субъект и сам включается в эту структуру.

Деятельность из реального мира постепенно проникает во внутренний мир субъекта, где осмысливается им.

Развитие сознания в онтогенезе, по Выготскому и Леонтьеву, происходит следующим образом:

  • взрослый, используя слова-знаки, побуждает ребенка к действию;
  • ребенок, поняв смысл слов, создает обратную связь, то есть превращает эти слова-побуждения, обращенные к нему, в слова-воздействия, обращенные к взрослому;
  • ребенок дает побуждение уже сам себе и прилагает волевое усилие, чтобы произвести действие.

Этот процесс называется интериоризацией. С помощью него происходит формирование внутренних структур психики и присвоение знаковых систем, которые освобождают от необходимости оперировать предметами: теперь человек может делать это с помощью знаков, в своей голове.

Периоды развития сознания по А. Н. Леонтьеву

Согласно взглядам Леонтьева А. Н., развитие детской психики проходит через семь качественно различных периодов:

  • новорожденный, 0-2 месяца — формирование ощущений, простейшая ориентировка в окружающей среде, «реакция оживления» при приближении значимой фигуры, улыбка;
  • ранний младенческий возраст, 2-6 месяцев — первые хватательные акты руками, предметное восприятие, простые операции с игрушками;
  • поздний младенческий период, 6-12 месяцев — первые совместные действия со взрослыми, появление первых признаков речи и осмысленной реакции на чужую речь, подражание взрослым;
  • ранний дошкольный возраст, 1-3 года — появление основных мыслительных функций через действия (игру) с предметами, появление осознания себя как отдельного существа («Я сам»), формирование собственного отношения к окружающему миру;
  • дошкольный возраст, 1-7 лет — сюжетные ролевые игры, формирование воображения, закладывание черт будущего характера, активное усваивание социальных норм и правил;
  • школьный возраст, 7-12 лет — активное развитие всех познавательных функций, личности, коммуникативных функций через общение в коллективе, основная деятельность в этот период — учебная, более полное осознание своей половой принадлежности;
  • подростковый, ранний юношеский возраст, 13-18 лет — стремление к самореализации, постановка целей будущей жизни, закладывание полового поведения и психологического портрета личности.

По прошествии этого периода психика также не остается неизменной: идет активное становление и развитие деловых, коммуникативных и творческих навыков, постановка и достижение целей, самореализация — через труд, общение, обучение, творчество. Эти процессы могут продолжаться до глубокой старости, так долго, сколько человек готов жить активной и насыщенной жизнью.

Периодизация была выведена на основе долговременного наблюдения за детьми и взрослыми разного возраста. В частности, для оценки соответствия развития возрастному периоду в учебных и дошкольных заведениях сейчас используются психологические тесты различной направленности и другие диагностические методы.

Периодизация по Г. К. Ушакову

Эта периодизация несколько отличается от предыдущей, она основана не столько на ведущей деятельности, сколько на развитии сенсомоторных функций и соответствующих областей мозга. Развитие сознания проходит такие этапы:

  1. Реакции ребенка в первые месяцы жизни на внешние раздражители: голод, холод, темноту и свет, изменение положения тела. Основная физиологически обусловленная реакция — плач. Вызывается инстинктивно, так как необходима для выживания.
  2. До 6 месяцев. Первичные ассоциации (например, движения глаз и фиксация предметов), дифференциация раздражителей (цвета, запаха, вкуса), на основе которых формируются первоначальные движения (хватательный рефлекс). Происходит овладение пространством: от ближайшего до расстояния вытянутой руки. Некоторые впечатления начинают связываться с внешними объектами, которые их вызывают. Подражание речи: «лепет». Это этап первичного сравнения и выделения себя из окружающей среды, который и характеризуется первыми «ростками» сознания.
  3. 10-13 месяцев. Переход в вертикальное положение. Этот процесс дает качественный скачок в развитии, так как существенно увеличиваются возможности для исследования среды. Происходит высвобождение руки для использования ею орудий труда, действий с предметами. Начало развития речи, освоение первых слов.
  4. 14-24 месяца. Интенсивное развитие речи. Освоение основных речевых конструкций и частицы «Я», что дает возможность придать мысли ребенка направленность.
  5. 3-5 лет. Первый возрастной кризис: «Я сам». Освоение пространственных и временных представлений, развитие целеполагания. Прогрессирующее выделение «Я» из окружающей среды и развитие волевой сферы. Закладывается самооценка.
  6. 5-7 лет. Развитие представлений о мире и собственного воображения ребенка. Умение ориентироваться в реальности, пространстве и времени, собственном теле. Формируются черты характера.
  7. 7-12 лет и далее. Интенсивное развитие всех психических функций, накопление объема знаний и опыта.

Далее в подростковом и юношеском возрасте происходит максимальное развитие сознания в онтогенезе, что характеризуется формированием способности к высшему абстрагированию, оперированием сложными понятиями и образами.

Выводы

Итак, как же происходит развитие сознания в онтогенезе? Если обобщить данные основных, самых известных теорий, то происходит это следующим образом:

  • ребенок рождается с набором инстинктов, необходимых для физического выживания;
  • по мере получения сигналов из окружающей среды он учится на них реагировать;
  • затем с развитием моторики учится оперировать предметами и включается в коммуникации со взрослыми, которые побуждают его к действиям;
  • с развитием речи начинает выражать свои мысли, а также побуждать к действиям сам себя;
  • с освоением систем знаков учится оперировать не только предметами, но и их обозначениями, способен к волевым усилиям, обратной связи, включается в культурно-историческую среду.

Таким образом, развитие сознания представляет собой своеобразную интеграцию в систему знаний и опыта, общую для всего человечества и переданную через язык. Абстрактное мышление и речь — главные составляющие сознания, отличающие человека от животного.

психолог Надежда Козочкина

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:

  1. Леонтьев А. Н. «Деятельность, Сознание, Личность», – М., МГУ, 1975 г.
  2. Выготский Л. С. «Развитие высших психических функций», М., 1960 г.
  3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
  4. Жданова Л. Г.

    «Развитие сознания в онтогенезе». – Самара, 2015 г.

  5. Ушаков Г. К. «Очерк онтогенеза уровней сознания». – «Психология сознания». Составитель Куликов Л.В. – С.-Пб., 2001 г.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/psikhika/652-theories-of-origin-of-consciousness-in-ontogenesis

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: