Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Содержание
  1. 2 решающих фактора, без которых успех невозможен, и это не интеллект и талант
  2. Интеллект и успех: есть ли связь?
  3. 2 решающих фактора успеха
  4. Фактор 1. Десять тысяч часов практики
  5. Фактор 2. Практический интеллект
  6. Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?
  7. Не будьте беспомощны
  8. Любите свою работу
  9. Действуйте
  10. Не ленитесь
  11. Ждите результатов
  12. Проявляйте гибкость
  13. Не жалуйтесь на то, что все идет не по плану
  14. Заключение
  15. 5 качеств, которые важнее интеллекта
  16. Понимать себя и других: что это значит?
  17. Примеры
  18. 1. Саморегуляция
  19. 3. Гибкость
  20. 4. Энтузиазм
  21. 8. Социализация
  22. Безголосый гнев в окне. Об эмоциональном интеллекте, который важнее IQ и проще, чем кажется
  23. Максимально коротко об ЭИ
  24. Обуздать гнев через окно
  25. Необоронительное слушание
  26. Что еще в книге
  27. Учёные рассказали, влияет ли уровень IQ на успех в жизни
  28. Замерь и радуйся?
  29. Кто умнее — китайцы или американцы?
  30. Фабрика гениев
  31. Эмоциональный интеллект в бизнесе: почему EQ важнее IQ
  32. Почему EQ так важен?
  33. Эмоциональный интеллект в бизнесе: примеры
  34. Несколько способов использования эмоционального интеллекта в IT
  35. Как развить эмоциональный интеллект
  36. Как эмоциональный интеллект может сделать IT специалиста более успешным?

2 решающих фактора, без которых успех невозможен, и это не интеллект и талант

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Современная наука говорит о том, что интеллект и талант имеют значение лишь до определенного уровня, а затем решающую роль играют уже другие факторы. Без этих факторов достичь успеха почти невозможно.

Их выделил и исследовал в своей знаменитой книге «Гении и аутсайдеры» канадский журналист, социолог, почётный доктор филологии Университета Ватерлоо Малкольм Гладуэлл. В 2007 году он получил премию Американской социологической ассоциации за выдающиеся достижения по отчетам в социальных вопросах.

Интеллект и успех: есть ли связь?

Для начала расскажу об исследовании связи интеллекта и успеха, которое подробно описал в своей книге Гладуэлл.

Профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Терман проследил, как на протяжении многих лет складывалась жизнь детей с чрезвычайно высоким IQ.

Льюис Терман собрал группу детей, рождённых между 1903 и 1917 годами, которые получили в интеллектуальных тестах более 140 баллов (что является большой редкостью: из 250 тыс.

протестированных школьников набралась группа менее чем из 1,5 тыс. вундеркиндов).

Исследователь наблюдал, как складывается их взрослая жизнь: фиксировал академические и карьерные достижения, болезни, следил даже за развитием семейных отношений.

Некоторые из его подопечных писали книги и научные статьи, другие занимались бизнесом. Трое стали судьями, ещё трое заняли государственные должности.

Многие получали хороший доход, однако никто не стал миллиардером, никто не изобрёл ничего значительного, никто не стал фигурой национального масштаба.

Из 1,5 тыс. самых умных детей Америки не выросло ни одного человека с мировым именем. После многих лет наблюдений Терман был вынужден с огорчением признать, что интеллект и успех мало связаны между собой.

2 решающих фактора успеха

Если интеллект не играет решающей роли в достижении успеха, то что же тогда играет? В этой статье рассмотрим два таких фактора. Конечно же, Малкольм Гладуэлл в своей книге называет и другие, но, на мой взгляд, именно эти в итоге играют решающую роль.

Фактор 1. Десять тысяч часов практики

Достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики. В ставшем уже классическим исследовании начала 1990-х годов психолог Андерс Эриксон опросил студентов-скрипачей в Академии музыки в Берлине и выяснил, чем «звёзды» отличаются от обычных музыкантов.

Исследователю удалось выявить только одно различие. Потенциальные солисты мирового уровня отличались от музыкантов без большого будущего лишь тем, сколько часов они посвятили за всю свою жизнь упражнениям на скрипке.

Поначалу все дети занимались по два часа в неделю, но затем некоторые наращивали количество часов и, став студентами, занимались уже по 30 часов. А за всё время обучения у них набиралось около 10 тыс. часов практики.

10 тыс. часов практики — это заветное число, которое выделяет мастеров своего дела. Оно было выведено не только для музыкантов, но позже также для шахматистов, спортсменов, писателей и людей других специальностей. 10 тыс. часов можно набрать, если посвящать своему делу примерно три часа в день на протяжении десяти лет.

10 тыс. часов практики — это очень много. Получить их без внешней поддержки почти невозможно.

Психолог Льюис Терман, который исследовал вундеркиндов, пришел к выводу, что некоторым одаренным детям добиться социального успеха помешала нехватка финансовой и интеллектуальной поддержки семьи и наставников. Хороший наставник — такое же важное слагаемое успеха, как природные способности и усердные занятия.

«Я бы рекомендовал искать людей, у которых можно учиться тому, что у них блестяще получается, — тому, как они думают, как принимают решения, как ведут дела», — пишет в своей книге «Красная таблетка-2. Вся правда об успехе» Андрей Курпатов. — «В любом деле, каким бы я ни занимался, у меня всегда были учителя. Иногда даже заочные, но я пытался узнать о них так много, как только было возможно, чтобы максимально точно их реконструировать, понять ту внутреннюю механику, которая позволяет им делать то, что меня так восхищает».

Фактор 2. Практический интеллект

На самом деле Гладуэлл имел в виду эмоциональный интеллект (EQ). Человек, который им обладает, знает, кому, что и как сказать, чтобы добиться желаемого результата. Этот тип интеллекта кардинально отличается от аналитических способностей, измеряемых IQ.

На эту тему есть замечательная книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». В этой книге автор убедительно доказывает, что для руководителя эмоциональный интеллект важнее IQ.

И чем выше человек на социальной лестнице, тем ценнее для него становится EQ.

Хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект — не врождённого качество, его можно и нужно развивать. Когда родители обучают ребёнка вести беседы, разрешать конфликты, общаться с разными людьми и т.д., дети постепенно постигают тонкости EQ.

«Мы должны стремиться не к тому, чтобы наш ребенок был первым и самым лучшим в каких-то областях, а к тому, чтобы он учился воплощать в жизнь свои замыслы, контролировать себя, общаться с людьми», — пишет в своей книге «Отстаньте от ребенка» доктор психологии Марина Мелия.

Это и есть эмоциональный интеллект. Именно он во многом определяет, сможет ли человек достигать своих целей или нет. Более того, именно от него зависит, способен ли человек в принципе эти цели ставить и не падать духом при ошибках и разочарованиях в выборе.

Марина Мелия в своей книге привела глубокую и точную строку Бориса Пастернака, которой я хочу завершить эту статью: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Именно эта способность так реагировать на неизбежные в нашей жизни поражения и неудачи дает успешным людям значительное преимущество.

Виктория Шилкина, клинический психолог, автор канала и сайтаBooks-for-you.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/booksforyou/2-reshaiuscih-faktora-bez-kotoryh-uspeh-nevozmojen-i-eto-ne-intellekt-i-talant-5f5b6c1d354535081e7c7d85

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Оценивая успехи других, мы неизменно думаем, что люди, одаренные природой высоким интеллектом, во всем опережают тех, чей интеллект считается средним. Новое исследование от Стэнфордского университета изменит ваши представления (и отношение).

Психолог Кэрол Двек потратила немало времени на изучение связи отношения к работе и ее продуктивности. Ее последний отчет доказывает, что отношение к работе позволяет надежнее предсказать успехи, чем уровень интеллекта.

Двек обнаружила, что с точки зрения отношения к работе всех людей можно разделить на две группы: люди с фиксированным мышлением и люди с мышлением роста.

Представителям первой группы кажется, что они те, кто они есть, и не могут измениться. При возникновении затруднений в работе это создает непреодолимые проблемы. Люди с фиксированным мышлением считают, что с этим ничего нельзя поделать. Они теряют надежду и чувствуют себя несчастными.

Люди с мышлением роста верят в то, что они могут стать лучше, прикладывая определенные усилия. Они работают лучше людей с фиксированным мышлением, даже если уровень их интеллекта ниже, потому что они рассматривают проблемы как повод научиться чему-то новому.

Здравый смысл подсказывает, что наличие врожденных качеств (например, острого ума) укрепляет уверенность в себе. Это так, но лишь до появления первых трудностей. Люди с разными типами мышления по-разному справляются с неудачами и преодолевают трудности. Например, люди с мышлением роста встречают их очень охотно.

По данным Двек, наши успехи зависят от того, как мы справляемся с неудачами. Для людей с мышлением роста подход выглядит так:

«Неудача дает информацию. Мы не только понимаем, что это неудача, но и выявляем «нерабочие» способы что-либо сделать и пробуем новые варианты».

Вне зависимости от исходных данных, любой человек может измениться и выработать в себе мышление роста. С помощью нижеприведенных советов вы сможете «настроить» свой разум на рост:

Не будьте беспомощны

Каждому из нас доводилось чувствовать себя беспомощным. Нужно лишь изучить свою реакцию на это чувство. Мы можем научиться на ошибке и продвинуться вперед или позволить ей утащить нас на дно.

Существует немало примеров известных людей, которые никогда бы не достигли успеха, если бы позволили себе отдаться чувству беспомощности. К примеру, Уолта Диснея уволили из редакции Kansas City Star по причине «отсутствия воображения и стоящих идей».

Опру Уинфри уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она «вкладывала в анонсы слишком много эмоций». Генри Форд дважды разорялся перед тем, как создать одноименный автомобиль, а Стивен Спилберг поступил в киношколу далеко не с первой попытки.

Представьте, что бы произошло, если бы у всех них было фиксированное мышление. Они бы попросту сдались. Люди с мышлением роста никогда не чувствуют себя беспомощными. Они точно знают, что требуется для успеха — желание совершать и исправлять ошибки.

Любите свою работу

Люди, по-настоящему влюбленные в свою работу, неустанно следуют за своей мечтой. Они знают, что всегда найдется кто-то талантливее, однако компенсируют недостаток таланта рвением. Страсть — это то, что бесконечно двигает нас к совершенству.

 Уоррен Баффетт рекомендует использовать для обнаружения истинной страсти технику 5/25: Составьте список из 25 вещей, которые вас волнуют. Вычеркните 20 последних пунктов. Оставшиеся 5 представляют вашу истинную страсть.

Все остальное вас просто от нее отвлекает.

Действуйте

Люди с мышлением роста могут преодолевать свои страхи не потому, что они храбрее, чем все остальные.

Они просто знают, что страх и нерешительность уничтожают эмоции, и лучший способ их преодолеть заключается в том, чтобы что-то делать.

Люди с мышлением роста точно знают, что идеального моменты для нового шага вперед попросту не существует. Так зачем ждать? Действуйте, и ваша обеспокоенность превратится в позитивную энергию, направленную в нужное русло.

Не ленитесь

Люди с мышлением роста отдаются работе целиком, даже в самые худшие дни. Они всегда готовы сделать большее. Один из учеников Брюса Ли ежедневно пробегал с ним пять километров. Однажды, когда финишная черта была уже близка, Брюс сказал: «Давай еще пару?» Ученик устал и сказал: «Я умру, если побегу дальше».

Брюс ответил: «Ну, пусть будет так». Ученик сильно разозлился и пробежал дистанцию до конца. После он решил поговорить с Брюсом, обвинив его в жестоком отношении, но тот ответил: «Если бы ты остановился, то все равно бы когда-нибудь умер.

Если ты будет постоянно ограничивать себя — как физически, так и морально, эти ограничения останутся с тобой на всю жизнь. Они распространятся на работу, на принципы, на все твое существование. Нет пределов человеческим возможностям. Есть плато, на котором можно остановиться.

Но останавливаться нельзя, надо карабкаться выше. Может, это тебя и убьет, но человек должен постоянно расти над собой».

Если изо дня в день вы не чувствуете улучшений, не исключено, что вы становитесь хуже. А что это за жизнь?

Ждите результатов

Люди с мышлением роста знают, что ошибки неизбежны, но от этого они не перестают ждать результатов. Ожидание результатов поддерживает мотивацию и запускает цикл совершенствования. В конце концов, если вы не верите в успех, зачем вообще пытаться?

Проявляйте гибкость

У каждого бывают неожиданные провалы. Люди с мышлением роста принимают их как толчки, а не сдерживающие факторы. При возникновении неожиданной ситуации они подстраиваются под нее до тех пор, пока не достигнут желаемого результата.

Не жалуйтесь на то, что все идет не по плану

Жалобы — это очевидный признак фиксированного мышления. Мышление роста подразумевает способность видеть повсюду возможности, и в этом случае времени на жалобы просто не остается.

Заключение

Следите за своей реакцией на обыденные события и работайте над собой.

Источник: https://hr-portal.ru/story/pochemu-otnoshenie-vazhnee-koefficienta-intellekta-v-dostizhenii-uspeha

5 качеств, которые важнее интеллекта

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Эксперт из Университета Гриффита — доктор Артур Поропат — представил 5 важных качеств и свойств характера, которые могут стать залогом успеха в XXI веке.

Важность образования им не оспаривается, но именно психологические и личные особенности человека могут помочь ему в учебе, построении межличностных отношений, карьеры и в достижении финансового успеха.

Кажется, этого достаточно, чтобы серьезно задуматься над их развитием.

  • Осознанность
  • Открытость
  • Умение сотрудничать
  • Эмоциональная стабильность
  • Экстраверсия

В качестве аргумента можем провести исследования, проводимые в Университете Карнеги, где ученые выразились довольно конкретно: более 80% успеха человека в вопросах финансов зависит от его человеческих качеств, а не уровня знаний.

Израильский психолог и лауреат Нобелевской премии Даниел Канеман, к тому же, выяснил, что люди склонны общаться и сотрудничать с теми, кому они доверяют и испытывают симпатию на подсознательном уровне, чем с теми, кто проявляет себя в качестве «всезнаек» или специалистов.

Итак, эмоциональный интеллект однозначно занимает лидирующую позицию в списке важных навыков человека XXI века. Хотя нельзя не отметить, что развитию этой стороны человеческой повседневности в школах и вузах уделяется недостаточное внимание.

По мнению ученых, достижение достойного уровня жизни зависит куда больше от умений общаться, контролировать свои и понимать чужие эмоции, чем от высоких результатов теста IQ.

Как бы поэтично это ни звучало — открытое сердце оказывается более разумным «вложением» в будущее ребенка, чем перегруженный фактами мозг.

Понимать себя и других: что это значит?

Как вы чувствуете себя сегодня? Эмоциональный интеллект в широком значении слова — это способность понимать эмоции, распознавать намерения и желания других людей по вербальным и невербальным каналам и признакам, а также управлять собственными эмоциями и мотивацией. И навык этот — сугубо практический, так как управляемые эмоции способствуют решению практических задач повседневности: от коммуникации с одноклассниками до взаимодействия с начальством.

Примеры

Понимать себя — это значит, что вы можете взять собственные эмоции под контроль, можете выбрать правильную мотивацию для решения тех или иных задач, видите важность развития личностных качеств, придаете значение эмоциональной стороне вопроса (контроль отнюдь не означает превращение в бездушную машину).

Одиннадцатиклассница Евгения чувствует, что находится в состоянии «эмоционального выгорания» из-за интенсивной подготовки к экзаменам.

Она решает дать себе возможность отдохнуть, чтобы вновь не повторилась ситуация с истерикой из-за банальной ссоры в классе.

У каждого человека есть свой предел напряжения, не надо сознательно себя до него доводить. Умение вовремя остановиться крайне важно.

Понимать других — это значит, что вы учитываете потребности и желания окружающих, подстраиваетесь и «входите в положение», если того объективно требуют обстоятельства, стараетесь не находиться в плену стереотипов мышления, прислушиваетесь к чужому мнению, даже если вы с ним не согласны.

Это не значит, что вы поступитесь хоть одним из своих принципов. Просто «мягкое» поведение позволит добиться вам намного большего.

Если ваши коллеги, ученики или близкие увидят, что вы готовы не только поговорить, но и изменить свое мнение при наличии весомых аргументов, они будут с большей радостью идти на контакт.

Классный руководитель Татьяна Федоровна, показав на одном из классных часов короткометражный фильм, посвященный отношениям между подростками, предложила открыто высказать свое мнение ученикам.

Даже после того, как девятиклассник Сережа заявил, что «брак — это устаревшее понятие», она предложила ему аргументировать свою точку зрения и внимательно выслушала.

Зная, что родители Сергея находятся в разводе, она не стала давить, использовала приемы активного слушания и согласилась, что брак — это свободный выбор каждого отдельного человека. Сергей, услышав, что его позицию понимают, искренне поинтересовался о мнении самой Татьяны Федоровны, после чего она изложила свои мысли на этот счет.

1. Саморегуляция

Вы — хозяин своего «Я», следите за своими действиями и эмоциями. «Учитесь властвовать собою. Не каждый вас, как я, поймет…» — саморегуляция именно про это, говоря устами Онегина. Кризисные ситуации — малые и большие — случаются с нами каждый день, и у вас есть совершенно определенная необходимость справляться с ними, как и с любым негативом.

Учителям может пригодиться материал «Негативные эмоции в работе педагога». Начать тренировать в себе это качество стоит с простого: в тот момент, когда вам захочется «вскипеть», надо просто остановиться, взять паузу и постараться оценить ситуацию критически и со стороны.

Вы ведь супергерои! Вы наверняка встречали людей, которые уверены в наличии «потолка» у тех или иных возможностей. Если не говорить о законах физики и реального мира, то любой навык не фиксирован и его можно улучшить. Человек, живущий с подобным «прогрессивным» мышлением оказывается в выигрышной ситуации по отношению к человеку, чей девиз — «мне не дано».

К сожалению, ребенок, которому еще в начальной школе объяснили, что у него нет таланта к математике и лучше даже не пытаться, на всю жизнь остается на стандартном уровне развития этого профиля.

Взрослый, который уверен, что не может договориться с начальником, потому что у него нет дара убеждения, — никогда с ним не договорится. Подобные люди не верят в позитивные изменения и сами тормозят свое развитие. Более того, они чаще склонны «судить и осуждать», по мнению психологов.

Начать просто: заведите дневник, отслеживайте все свои достижения и учитесь чему-то новому (пусть даже по 5 минут в день).

3. Гибкость

Хорошее образование и пятерки в дневнике — это потрясающе, но совершенно бесполезно, если вокруг вдруг «все не так» и «все не то».

Люди, обладающие гибким сознанием, проще справляются с неудачами, а не бросают дело, которе не получается.

Очень часто подобная ситуация происходит с патологическими отличниками: получая тройку, они плачут и винят всех вокруг вместо того, чтобы проанализировать, что привело к подобному инциденту.

Необходимо действовать исходя из окружающих условий, а не руководствуясь «теорией». Пожалуй, этому также стоило бы научиться. Попробуйте практику наблюдений: об этом мы писали в наших социальных сетях — «Развиваем наблюдательность за 60 дней».

4. Энтузиазм

Эксперты дают этой черте характера и иное название — «страсть». Это качество позволяет и школьнику, и взрослому достигать своих целей вне зависимости от мотивации. Они вообще не мыслят категорией «а что мне за это будет».

Это не значит, что все мы должны удариться в голый энтузиазм, но найти дело, которому хочется отдавать свое время и сердце, крайне важно. Люди, которые просто хорошо выполняют свои обязанности, не часто достигают реального успеха.

Слушать и слышать иногда важнее, чем говорить.Без этого качества разговор об эмоциональном интеллекте невозможен. В современных реалиях нам просто необходимо научиться разбираться в своих эмоциях и в эмоциях окружающих нас людей: учеников, коллег и друзей. Способность поставить себя на место другого — это простой, но продуктивный способ снизить напряжение при взаимодействии.

Услышав странный ответ коллеги, подумайте: «Почему он так говорит, что является причиной?» вместо «Что за чепуха! Он не прав!». Даже если ваш собеседник не прав, попытайтесь понять его мотивы, — это отличный способ завоевать доверие.

«Эмоции — это такой же социальный конструкт, помогающий людям договариваться между собой. Эмоция является дополнительным знанием о себе, о других и о мире.

Обсуждая свои эмоции, распознавая их, давая им конкретные названия, мы позволяем другим людям и себе понимать, что с нами происходит и как нам себя вести в той или иной ситуации.

Думаю, что не стоит сравнивать между собой когнитивные и аффективные процессы. Стоит думать и говорить о взаимосвязи между ними и об их взаимовлиянии»

Без этого традиционного качества успешных людей список был бы неполным. Аккуратные люди отлично умеют планировать (Как сделать домашнее задание? Правильно планируем. В этом материале вы найдете красочный планировщик для школьников), они последовательны в своих суждениях и дисциплинированы.

Любопытство — не порок.Дети открыты новому опыту и миру — это свойство стоит пронести с собой во взрослую жизнь. Дело в том, что наш мир меняется постоянно. Учителям вводят новую модель аттестации, в школах появляется все больше и больше «цифры» — электронных образовательных ресурсов, профессии будущего совсем не похожи на стандартные.

Со школьной скамьи необходимо показывать не «точку зрения», а «горизонт, состоящий из точек». Успешный человек умеет учиться новому, сохраняя и повышая уровень компетенций.

8. Социализация

Даже если вы прирожденный лидер, умение работать в команде пригодится обязательно. Кому-то проще работать в одиночку, не делегируя задачи другим участникам процесса, но запереться в комнате и вести образ жизни затворника-интроверта — не лучший выход.

Так называемый нетворкинг — умение с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи — обязательно пригодится.

Люди, с которыми приятно и легко общаться, куда проще устраивают детей в сад, имеют доверительные отношения с учениками, меньше ссорятся с соседями и работают без нервных срывов.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/5-kachestv-kotorye-vazhnee-intellekta/

Безголосый гнев в окне. Об эмоциональном интеллекте, который важнее IQ и проще, чем кажется

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Саморазвитие

Безголосый гнев в окне. Об эмоциональном интеллекте, который важнее IQ и проще, чем кажется

11 сентября 1 235 просмотров

Лиана Хазиахметова

Эмоции в семье и на работе значат гораздо больше, чем принято считать. Эмоции — наше шестое чувство. Ощущаете?

Концепция эмоционального интеллекта (EQ) перевернула представление о человеке. EQ помогает добиваться успеха там, где знаний недостаточно. Решать проблемы. Чувствовать себя счастливее.

Дэниел Гоулман, психолог и исследователь мозга, написал книгу «Эмоциональный интеллект» — супербестселлер: книга переведена на 40 языков, продано 5 миллионов экземпляров. А мы в МИФе сделали уже девять переизданий и хотим напомнить вам, какая это прекрасная книга.

Максимально коротко об ЭИ

Эмоциональный интеллект

В жизни нередки случаи, когда хорошо образованные и умные работают на тех, кто «в университетах не обучался». Почему так происходит?

Высокого интеллекта недостаточно, чтобы справиться с хаосом окружающего мира. Успеха добиваются люди с характером: они ладят с собой и умеют справляться с трудностями — в общении, в быту, на работе. Другими словами, у них развит эмоциональный интеллект (EQ). И хотя этот показатель сложнее измерить, чем IQ, его важность трудно переоценить.

EQ — рулевой, который контролирует наши решения, действия и поступки и помогает лучше использовать умственный потенциал.

Эмоциональный интеллект влияет на становление личности, развитие эмпатии, на умение общаться, создавать прочные супружеские отношения и растить детей. Кажется, это магическое шестое чувство доступно лишь избранным. Но нет. EQ может развить любой человек.

Обуздать гнев через окно

Фундамент EQ — способность понять свои чувства и держать эмоциональные порывы под контролем. EQ помогает взять управление жизнью в собственные руки. С чего начать? Старайтесь замечать свое эмоциональное состояние.

«Я чувствую … , потому что …. », — в течение дня мысленно заполняйте пробелы, чтобы самоанализ вошел в привычку.

Когда дело касается сильных эмоций, создается впечатление, будто они захватывают власть над нами. Но это не так. В цикле развития любого разрушающего чувства есть «окно благоприятной возможности».

Оно появляется на ранних стадиях, когда вы только начинаете злиться, но еще можете себя контролировать.

В этот момент важно перестать перебирать в голове мысли, провоцирующие гнев: каждая такая мысль сама по себе — спусковой крючок для поэтапного включения раздражения.

Зайдите через «окно благоприятной возможности» туда, где спокойно.

Переключите внимание на что-то другое. Включите телевизор, почитайте книгу, напишите письмо, полистайте паблик с мемами — подойдет все, что займет голову. К обдумыванию проблемы можно вернуться, когда страсти улягутся.

Стоит ли выпускать гнев наружу — например, крикнуть «вот баран!» в адрес подрезавшей вас машины? Нет, считает Гоулман. Излияние гнева — один из наихудших способов успокоиться: вспышки ярости, как правило, усиливают активацию эмоционального мозга. Как следствие, вы будете испытывать не меньшую, а более сильную эмоцию.

Необоронительное слушание

Дефицит эмоционального интеллекта одного или обоих партнеров — причина многих «трещин» в отношениях. Однако конфликты можно использовать на пользу.

В минуты ссор мы лишаемся способности слушать и ясно выражать свои мысли, поэтому лучше попросить тайм-аут, а затем попробовать выслушать партнера.

Единственная правильная тактика — самоуспокоение.

Партнерам стоит научиться воспринимать по-новому негативные реакции со стороны другого. Не как давление, а как демонстрацию важности того или иного вопроса. Когда ваши собственные эмоции затихнут, вы сможете перейти к необоронительному слушанию — эмпатии. Обсуждайте с партнером конкретную проблему, а не личности друг друга.

Что еще в книге

В книге «Эмоциональный интеллект» — пять частей и больше 500 страниц. Вы узнаете, как мозг «производит» эмоции. Найдете инструменты, чтобы познать себя и перестать быть рабом страстей. Поймете, как общаться открыто, искренне и конструктивно. Отдельные части посвящены развитию EQ в паре и воспитании ребенка.

За фото спасибо @anna_grinchenkova

Человеку даны способности, помогающие прожить жизнь. Главное место среди них занимают эмоции. Книга Дэниела Гоулмана помогает использовать потенциал, который уже есть у каждого, чтобы добиваться целей и жить так, как вы мечтаете.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2020/09/11/bezgolosyj-gnev-v-okne-ob-emocionalnom-intellekte-kotoryj-vazhnee-iq-i-proshhe-chem-kazhetsya/

Учёные рассказали, влияет ли уровень IQ на успех в жизни

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Извечный спор, кто лучше всего устраивается в жизни, отличники или троечники. Тот, кто бесконечно что-то штудирует все школьные годы или тот, кто позволяет себе особо не напрягаться.

От чего зависит IQ? У кого самый высокий уровень интеллекта? И можно ли представителей какой-то нации считать самыми умными? Об этом и многом другом в интервью «РГ» с заведующим кафедрой клинической психологии и психофизиологии, руководителем Лаборатории мозга УрФУ, профессором Сергеем Киселевым.

Замерь и радуйся?

Сергей Юрьевич, а что значит — иметь высокий уровень IQ? Такого человека можно считать автоматически выдающимся хотя бы в своей области?

Сергей Киселев: Увы, нет. Можно иметь зашкаливающий уровень IQ и абсолютно не состояться в жизни. И напротив, можно быть человеком со средним уровнем замеряемого интеллекта, но при этом быть довольно успешным в какой-то определенной нише.

Что такое IQ? Это уровень интеллекта, то есть некий набор способностей, которые нам удалось выявить и замерить благодаря определенному тесту. Причем методик замера очень много. Самые известные и распространенные — тесты Векслера, Айзенка. Они существуют уже несколько десятилетий.

Каждый может измерить уровень своего интеллекта и порадоваться, если он высок. Но только и всего. На самом деле в психологии нет общепринятого понимания, что такое интеллект, как его замерять, и стоит ли вообще это делать.

Почему столичная бизнес-вумен переехала в уральскую глушь

Сейчас все большее распространение получает идея практического интеллекта, выдвинутая американским психологом Стернбергом.

В сущности, что такое 150, 160 баллов при измерении IQ традиционным способом? По большому счету, эти данные мало о чем говорят.

Стернберг же предлагает взять за основу данные, характеризующие главное — насколько человек успешен и смог реализоваться в той среде, в которой он живет.

То есть классический пример — это троечник с невысоким уровнем IQ, вдруг после школы ставший успешным предпринимателем?

Сергей Киселев: Да, у этого предпринимателя явно высокий уровень практического интеллекта и, вполне возможно, средний, а может оказаться даже низкий уровень интеллекта, если его замерить по традиционной методике, скажем, Векслера. Просто в школе этот троечник не мог в полной мере раскрыть свой потенциал, но, попав в другую среду, максимально реализовал все возможности практического интеллекта.

Примеры, к слову, могут быть самыми разными. Вот, скажем, президент Буш. У него, как известно, был не самый высокий уровень традиционного IQ, что не мешало многим над ним откровенно подшучивать, а вот практический интеллект считается довольно высоким.

Интеллект меняется с возрастом?

Сергей Киселев: Практически нет, интеллект обусловлен генетически. И если одного и того же человека протестировать в 18, 25, 40 лет, уровень его IQ будет одним и тем же. Просто сами тесты составляются с учетом возраста.

Кто умнее — китайцы или американцы?

А общий уровень IQ населения в развитых и слаборазвитых странах отличается? Ну, скажем, среднестатистического американца и островитянина на Гаити?

Сергей Киселев: Вот в чем заключается проблема: когда мы пытаемся измерять едиными традиционными тестами уровень интеллекта представителей различных национальностей, то они могут просто не работать.

Скажем, когда методику Векслера решили использовать в Китае, то неожиданно оказалось, что там почти все как один показали невероятно высокий результат по уровню невербальных способностей, то есть тонкого понимания интонации, образов — общения без слов.

Просто у китайцев особый склад ума, именно такие задачки им очень легко даются с детства, в отличие, скажем, от человека с классическим европейским мышлением.

Названы доходы самых успешных российских молодых артистов

Но никакого секрета тут нет. Просто у китайцев другой тип развития мозга, у них в большей степени развито правое полушарие. Что обусловлено исторически: в Китае вид письменности — иероглифы.

А за каждым иероглифом стоит целый блок понятий, важно, в какой очередности они выстроены, что уже само по себе заставляет мыслить с подтекстом, образами… Многое в их речи играет не само произнесенное слово, а то, с какой именно интонацией оно сказано.

Одно и то же понятие, но употребленное с разной интонацией, может иметь противоположное значение. Одним и тем же словом можно, при желании, похвалить или оскорбить.

В Китае и Европе разный культурный код в принципе. Поэтому некорректно сравнивать интеллект европейца и китайца. Это все равно что сравнивать интеллект кошки и собаки. Это разные миры, иные типы взаимодействия с окружающей средой. И, следовательно, несравнимые понятия. Поэтому некорректно в принципе сравнивать уровень интеллекта представителей разных стран.

Ну и потом, что значит быть интеллектуалом и успешным человеком, к примеру, в США? Нужны определенные свойства мозговой деятельности, набор навыков, компетенций.

Но все эти умения и высокий уровень IQ будут практически не нужны, попади этот человек в какую-нибудь африканскую страну, где приходится бегать за животными.

Там востребован другой тип интеллекта, который определяется той средой, в которой живут африканцы.

Ну а качество жизни, питания в стране сказывается на развитии интеллекта?

Сергей Киселев: Разве что как некий видовой компонент. При более богатом питании мозг развивается более адекватно. А если есть недостатки в пище, то могут произойти сбои, аномалии. Чтобы проследить влияние этого фактора, нужно брать значительный исторический период, анализировать, ибо интеллект — это все-таки большей частью то, что передается нам с генами.

Фабрика гениев

Китайцы, как известно, запустили настоящую «фабрику гениев». На базе Института геномики они создали специальный центр, где ведутся исследования в области интеллекта человека.

У них глобальная цель — повысить совокупный IQ нации на 5-15 пунктов, и добиться таким образом еще больших успехов в экономике.

Для этого ученые Поднебесной тщательно исследуют геном людей с высокими интеллектуальными способностями.

Как вы относитесь к идее китайцев?

Сергей Киселев: Замечательно отношусь, любые научные исследования в области интеллекта можно только приветствовать. Другой вопрос, удастся ли им добиться желаемого результата. Дело в том, что интеллект — это все-таки результат деятельности всего мозга.

А мозг — невероятно сложная структура, на успехи и провалы его деятельности влияют в совокупности тысячи, десятки тысяч факторов. Можно, конечно, провести эксперимент: взять и один какой-то ген поменять на более успешный и посмотреть, что из этого получится, насколько поменяется интеллект человека.

Но ведь это будет микроскопический вклад.

Сигалова: Как выбрать гениального ученика и вместе с ним изменить мир

При этом вполне реально отобрать детей с высоким интеллектом, поместить их в особые условия, максимально способствующие развитию их способностей — некий аналог наших школ для особо одаренных детей.

Это будет своего рода искусственный отбор. Да, очевидно, со временем это принесет результат.

Ибо доказано, что на 60 процентов интеллект обусловлен генетикой и на 40 — средой, в которой развивается человек.

Доказано, что внешняя среда в иных случаях настолько сильно влияет на развитие, что может в принципе не позволить каким-то генам проявиться.

Предположим, если давать ребенку, больному фенилкетонурией (редкое наследственное заболевание), только определенный вид пищи, у него не будет вырабатываться фермент, способствующий проявлению гена, вызывающего умственную отсталость.

И, напротив, для талантливого от природы ребенка можно создать некую обогащенную среду, которая будет максимально способствовать выявлению его талантов. Предположим, можно развить речевые навыки человека, его математические способности, пространственные и т. д. Иными словами, «фабрика талантов и гениев» — это не такая уж фантастика.

Какая концепция ближе вам?

Сергей Киселев: Идеи Стернберга с его практическим интеллектом. Надо не шкалами измерять уровень интеллекта, а то, как человек приспосабливается к новой среде. Эйнштейн, как известно, в школе учился плохо, даже по математике.

Но как только были созданы условия, как только он попал в другую среду, проявились все его гениальные способности. Казалось бы, если судить по результатам его научной деятельности, он был классическим «левополушарным» человеком. То есть прекрасным аналитиком, но он еще и музыку любил, играл на скрипке.

А музыкальные способности — это, как известно, результат деятельности правого полушария.

Значит, у него оба полушария были развиты, и благодаря единству этих двух стратегий, особенностям анализа, целостному представлению все это позволило ему выйти на новый уровень понимания нашего мира.

Ко всему, он попал в нужное время, когда в мире уже был определенный уровень накопленных знаний по математике. То есть сработал и фактор среды.

И все это в совокупности позволило проявиться всей полноте таланта Эйнштейна.

Источник: https://rg.ru/2019/08/10/reg-urfo/kto-luchshe-ustraivaetsia-v-zhizni-otlichniki-ili-troechniki.html

Эмоциональный интеллект в бизнесе: почему EQ важнее IQ

Почему отношение важнее коэффициента интеллекта в достижении успеха?

Сегодня люди живут в движении, стремясь к значительным свершениям и быстрому развитию. В этом ритме все труднее справляться со своими эмоциями, не говоря уже о том, чтобы контролировать эмоции других.

Например, в Кремниевой долине, ведущие отрасли которой связаны с технологиями, руководители часто подчеркивают важность эмоционального контакта с людьми. Но, как показывает исследование, опубликованное в The Journal of Organizational Behavior, это заблуждение.

Эмоциональный интеллект (EQ) — способность правильно распознавать и контролировать свои эмоции и эмоции собеседника и на этой основе выстраивать успешное взаимодействие с другими.

Ученые Боннского университета Тассило Момм и Герхард Бликле пришли к выводу, что прибыль напрямую зависит от эмоционального интеллекта: сотрудники, которые лучше понимают чувства и эмоции своих коллег, зарабатывают больше.

Это подтвердил эксперимент, в котором приняли участие 142 человека — представители разных сфер и профессий. Перед ними стояла задача распознавать эмоции человека в каждом конкретном случае. В среднем это удалось 77% участников.

После этого каждый сотрудник со своим руководителем должен расположить участников по утверждениям: «Они инстинктивно выбирают правильные слова и могут влиять на других» или «Люди искренне верят всему, что они говорят».

Те участники эксперимента, которые получили высокие баллы эмоционального теста, были признаны социально более активными, чем их коллеги.

И даже учитывая такие факторы, как пол, возраст, часы работы и должность, исследователи пришли к выводу, что такие люди зарабатывают больше.

Почему EQ так важен?

Американский психолог Дэниел Гоулман отмечает, что EQ играет даже более важную роль, чем IQ. Он объясняет это тем, что способность управлять своими эмоциями и распознавать чувства других характеризует интеллект более точно, чем способность мыслить логически.

Интересно, что эмоциональный интеллект отнюдь не делает человека чутким и милосердным. Человек использует этот навык для построения необходимых коммуникаций на рабочем месте. Кроме того, высокий уровень EQ помогает противостоять неблагоприятным событиям. Управляя чувствами, человек быстро и качественно понимает факты, не отвлекаясь на бушующие эмоции.

Умелое управление эмоциями — хорошее качество для профессий, в которых есть руководство. Высокий уровень EQ помогает лидеру понять, каким его видят другие, распознать скрытые мотивы подчиненных, а при необходимости управлять ситуацией и разрешать конфликты.

Эмоциональный интеллект в бизнесе: примеры

На должностях средней сложности (например, менеджеры проектов) производительность лучшего сотрудника в 12 раз больше, чем производительность худшего, и на 85% больше, чем производительность среднего сотрудника.

На более сложных должностях (страхование, бухгалтеры) лучшая производительность труда на 127% выше, чем у среднего сотрудника.

Изучение компетенций в более чем 200 компаниях и организациях по всему миру показало, что примерно 1/3 этой разницы в производительности обусловлена техническими знаниями и «обычным» интеллектом (IQ), а 2/3 связаны с эмоциональным интеллектом (EQ). В работе топ-менеджеров более 4/5 успеха зависит от эмоциональной компетентности.

Военно-воздушные силы США использовали анкету EQ-I для отбора рекрутеров для своего отдела кадров и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показали значительно лучшие результаты в таких компетенциях эмоционального интеллекта, как напористость, сочувствие и понимание своих эмоций. Военно-воздушные силы также обнаружили, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов на вербовку, они почти в три раза увеличили их способность предсказывать успехи будущих сотрудников. Благодаря этому расходы организации сокращались на 3 миллиона долларов ежегодно.

Комитет государственных финансов упомянул об этом в своем отчете Конгрессу США, в результате которого министр обороны издал приказ ввести аналогичный процесс набора и отбора кандидатов для всех вооруженных сил.

Члены совета директоров международной консалтинговой компании были оценены по 20 компетенциям, из которых 17 были компетенциями эмоционального интеллекта.

Те директора, которые получили результаты выше среднего показателя по девяти или более компетенциям, принесли компании на 1,2 млн. долларов больше дохода за год, чем остальные (139%) (Boyatzis).

Когда в Подразделении страхования жизни American Express произошел кризис, специальная группа экспертов выяснила, что причиной катастрофического падения продаж стали эмоции — потенциальные покупатели и финансовые консультанты. American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности своих сотрудников, после чего почти 90% консультантов повысили эффективность своей работы.

Менеджеры по продажам L'Oréal, отобранные на основе ключевой компетенции эмоционального интеллекта, продают значительно больше, чем сотрудники, нанятые по старой системе найма.

В среднем менеджеры по продажам L'Oréal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают на 91,370 долларов больше в год, что дает чистую прибыль в размере 2,558,360 млн. долларов.

Также текучесть кадров в течение первого года работы среди сотрудников, нанятых на основе эмоциональной оценки интеллекта, была на 63% меньше.

Исследование Центра креативного лидерства показало, что одной из основных причин неудач топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три основных причины: неумение работать в стрессовой ситуации, работать в команде и грамотно выстраивать межличностные отношения.

После того, как руководители на одном из заводов прошли обучение эмоциональной компетентности, время простоя сократилось на 50%, количество официальных жалоб уменьшилось в среднем с 15 до 3 в год, Прибыль завода превысила прогноз на 250 000 долларов (Pesuric & Byham). На другом заводе руководители прошли аналогичное обучение, что повысило производительность на 17%.

Контрольная группа руководителей, не прошедших обучение, не показала увеличения производительности (Porras & Anderson).

Несколько способов использования эмоционального интеллекта в IT

Необязательно быть самым умным человеком в мире, чтобы добиться наибольшего успеха. Люди со средним IQ часто работают лучше, чем люди с высоким IQ, и компании это замечают. В последние несколько лет эмоциональный интеллект стал «секретным соусом» успеха в деловом мире. Это качество, которое сегодня ищут многие организации, нанимая свои руководящие команды.

Вкратце, эмоциональный интеллект — это умение обнаруживать и понимать эмоции в других, а также в себе самом. Люди с эмоциональным интеллектом обычно хорошо справляются со своими эмоциями и помогают другим управлять своими.

Эмоционально интеллигентные люди чутки; они умеют ставить себя на место другого и видеть проблемы с разных точек зрения, что также может помочь им решить проблемы. Эти качества обычно делают их отличными и уважаемыми коммуникаторами.

Хотя эмоциональный интеллект очень ценится на традиционном рабочем месте, он может быть чрезвычайно полезным и даже решающим для IT специалисты.

Как развить эмоциональный интеллект

Щелкните здесь, чтобы найти тест, который поможет вам определить свой уровень EQ.

Блестящие способности в области аналитического мышления и обработки информации могут оказаться бесполезными, если человек лишен способности оказывать влияние и стремиться к достижению цели.

Наличие эмоционального интеллекта подразумевает полный контроль и четкое определение всего, что мы чувствуем. Первый шаг — научиться прислушиваться к своим эмоциям и распознавать их. Второй шаг — распознать причины своих эмоций. Что для этого нужно?

  • Самосознание
  • Самооценка
  • Саморегулирование
  • Мотивация
  • Сочувствие
  • Навык общения

Как эмоциональный интеллект может сделать IT специалиста более успешным?

Гэри Вайнерчук объясняет, почему эмоциональный интеллект так важен для IT специалисты, в одной простой цитате из своей книги: «Если бы я мог продать формулу, состоящую из благодарности, сочувствия и самосознания, это была бы моя идея с кокосовой водой на миллиард долларов».

В конце концов, IT специалисты не может позволить себе НЕ развивать эмоциональный интеллект. Исследования показали, что это фактор номер один в успехе и высокой производительности.

Он переносится из отрасли в отрасль, влияя на качество здравоохранения, улучшая обслуживание клиентов и влияя на корпоративную культуру.

  1. Улучшение самосознания. Знание своего эмоционального положения может быть очень полезным для предпринимателя. Способность идентифицировать и здоровым образом выражать собственные эмоции — это буфер против ваших эмоций, разгула и искажения вашего восприятия. Повышение эмоционального интеллекта может помочь вам принимать более правильные решения.
  2. Более эффективное общение. Трудно вести глубокий разговор с кем-то, если вы не сочувствуете ему. Если вы не можете отождествить себя с эмоциями других людей, общение будет более трудным и менее эффективным. IT специалисты с высоким эмоциональным интеллектом может использовать сочувствие, решение проблем и социальные навыки, чтобы находить решения, создавать прочные отношения и, в конечном итоге, завоевывать людей.
  3. Лучший контроль над эмоциями: управление проектами — это не прогулка по парку. На пути к успеху будет много-много препятствий, и IT специалисты придется иметь дело со всем — от разгневанных или трудных клиентов до разочаровывающих запусков и сложных разговоров. Вы не можете контролировать все, что происходит, но если у вас высокий эмоциональный интеллект, вы можете научиться распознавать свои эмоции в сложных ситуациях, не подавляя их и не вспыхивая в неподходящее время. Умение контролировать свои эмоции является ключевым моментом при общении с инвесторами и другими важными союзниками вашего бизнеса.
  4. Более эффективное определение потребностей клиентов: проникнуть в голову клиента может быть труднее, чем вы думаете. Легко делать предположения о том, чего хочет ваша аудитория, но лучший способ определить потребности клиентов — использовать комбинацию данных и прямое общение с клиентами об их опыте. Если вы сможете посочувствовать своим клиентам, вы увидите, где вы можете улучшить свой продукт, чтобы он лучше соответствовал их потребностям. Или вы сможете найти новые способы более эффективного маркетинга для вашей аудитории.
  5. Объединение команды через усиление лидерства. Даже если вы все еще находитесь на очень ранних стадиях построения бизнеса, вы, вероятно, заранее думаете о том, когда у вас будет команда, работающая на вас. Эмоционально интеллигентные лидеры выявляют лучшие качества своих сотрудников. Это основа для развития уважения, единого видения и хорошего морального духа, что, в свою очередь, ведет к повышению производительности. Это особенно важно для менеджеров по управлению проектами, которые возглавляют удаленные команды — 40 процентов сотрудников теперь постоянно работают удаленно. Эмоциональный интеллект имеет решающее значение для руководителей, которым необходимо, чтобы их сотрудники работали вне централизованного офиса.

IT специалисты — это целеустремленные и мотивированные люди, у которых есть внутреннее стремление к успеху, но многие часто пренебрегают навыками, необходимыми для управления своими эмоциями и хорошего отношения к другим. Трудно улучшить эмоциональный интеллект, но это возможно, если у вас есть непредвзятость и готовность выполнить тяжелую работу.

Источник: https://almamat.com/ru/blog/posts/83-emotsionalnyy-intellekt-v-biznese-pochemu-eq-vazhnee-iq

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: