Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании

Содержание
  1. Виртуализация и трансформация сознания
  2. Виртуальный мир в голове: откуда рождаются сны и иллюзии
  3. Случай из клинической практики
  4. Сновидение пациента
  5. Психоанализ объясняет символы из сна
  6. Искать убежище среди иллюзий: «за» и «против»
  7. Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие
  8. Что такое виртуальная реальность?
  9. Виртуальная реальность в философии
  10. Психология виртуальной реальности
  11. Как работает виртуальная реальность?
  12. Виды виртуальной реальности
  13. Плюсы и минусы виртуальной реальности
  14. Минусы виртуальной реальности
  15. Плюсы виртуальной реальности
  16. Будущее виртуальной реальности
  17. VR МЕНЯЕТ МИР: КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
  18. Что же на самом деле делает виртуальную реальность такой захватывающей?
  19. Изображения становятся реальностью!
  20. Стать частью VR – просто!
  21. Как виртуальная реальность меняет мир
  22. Сторителлинг в VR или как заинтересовать студентов политикой
  23. Обучение на работе оказывается может быть веселым
  24. От дома престарелых до кругосветного путешествия
  25. Виртуальная психология — психология
  26. Виртуальная психология
  27. История
  28. Объект виртуальной психологии
  29. Предмет виртуальной психологии
  30. Виртуальная команда

Виртуализация и трансформация сознания

Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании

grandfailure / bigstock.com 

Какие ассоциации у большинства вызывает фраза «виртуальная реальность»? С большой вероятностью, это будут представления о высокотехнологичных оптических гаджетах. Однако с точки зрения психологии и психиатрии погружаться в виртуальный мир человек может и без помощи электронных устройств. Такую возможность нам обеспечивает наше сознание. Но хорошо ли это — большой вопрос.

Виртуальный мир в голове: откуда рождаются сны и иллюзии

Как часто мы сокрушаемся, что не умеем читать мысли других людей? Насколько сильно нас удивляет и порой раздражает то, как два человека умудряются видеть одно и то же совершенно по-разному? Да, пожалуй, каждый день и не по разу. А все дело в том, что сознание каждого уникально и не работает по принципу зеркала, объективно отражающего действительность.

В действительности на то, что происходит у нас в головах, влияет невероятное количество факторов, которых мы даже не ощущаем.

Например, нравы и традиции, воспитание и образование, чувства и идеи, кризисы и катаклизмы, сообщения СМИ и прочие явления, коих бессчетное множество.

 

Согласно психологии, фокус нашего внимания подавляют и подчиняют себе процессы и факты индивидуального и группового сознания.

В этом смысле реальность — это то, как человек реагирует не на «действительное» положение вещей, а на то, какое положение вещей ему представляется действительным. На такой основе и формируется мировоззрение, определяется общее видение и понимание мира, жизненные позиции и программы поведения.

Своего рода ответной защитной реакцией на весь этот шквал различных факторов выступают сновидения и иллюзии. В трансформированной форме они приобретают вид галлюцинаций, транса, коллективного психоза и различных пограничных «сумеречных» состояний сознания. По своей сущности они являются такими же формами виртуальности, как и образы (симуляции), смоделированные на IT-носителях.

Учитывая, что современный человек сегодня живет в окружении потоков информации — тоже, кстати, явления виртуального, — мы наблюдаем тенденцию, когда сознание трансформируется. Если не сказать больше — деформируется, а указанные выше защитные механизмы психики становятся дезадаптивными.

Чтобы понять, насколько это серьезно, перенесемся на минуту в кабинет психоаналитика и посмотрим на довольно распространенный клинический случай.

jdrv / bigstock.com

Случай из клинической практики

Помню, на прием ко мне приходил молодой человек 26 лет.

Жаловался он на плохую память, эмоциональную заторможенность, неумение контактировать с людьми, периодические тревоги, упадок настроения, апатию, невозможность построить отношения с противоположным полом.

Подобные состояния я расцениваю как типичные депрессивные эпизоды. Тем более что у пациента возникали суицидальные мысли, правда, без попыток их осуществления.

Из бесед с молодым человеком, назовем его А, я выяснил, что он является старшим из двух детей в семье. В раннем детстве А был излишне активным, капризным ребенком. В школе учился посредственно, с трудом усваивал предметы.

Из-за проблем, связанных с плохой памятью и концентрацией внимания, еле-еле окончил среднюю школу и не смог продолжить своего образования. В последующем работал водителем пассажирского транспорта.

Сейчас «висит на шее у родителей».

В течение длительного времени молодой человек живет в условиях тесного «общения» с виртуальным миром. Это выявилось практически сразу же и проявлялось на протяжении всего периода терапии. Суждения, представления и мировоззрение молодого человека представляли собой смешение реальности и виртуальных образов.

Сновидение пациента

Помню, как на одной из наших встреч мой пациент поведал мне о своем сновидении:

«После ванной я вышел на улицу. Накрапывал дождь, и в сумерках я увидел, что вся земля покрыта гусеницами. Они все поползли ко мне, они были повсюду — я их даже вытаскивал изо рта. Я ощущал страх, что не смогу отделаться от них. Потом у меня возникла мысль о том, чтобы найти какое-нибудь жаркое место, чтобы их спалить.

Я переместился в большое и высокое помещение, в котором вдруг возникли пещеры, напоминавшие жаровни, и стала извергаться лава. Свет, озарявший все вокруг, от жаровни и лавы осветил демонических существ, прятавшихся там. Они выжидали какое-то время, пока много людей не сойдут на темный путь.

Я начал понимать, что эти хитрые существа хотят увидеть результат своего скрытого обмана людей и заражения их ложными ценностями.

Затем я увидел себя в огромном современном зале, где проходило представление. Благодаря голографическим рисункам все в зале выглядело очень реалистично.

Там рассказывалась история Земли, содержание включало повествование о миролюбивой цивилизации, жившей высшими идеалами, которая коварством была уничтожена темными демоническими силами.

Светлая цивилизация была настолько малочисленная, что она легко была побеждена, а остатки человечества не узнали своей истории и своих врагов. Они, темные силы, обрабатывали сознание людей, чтобы вырастить безнравственное население, бессознательное и управляемое.

Далее следовали сцены реалистические и красочные в 3D-формате, отображавшие бой между людьми и этими существами с применением лазеров, антигравитационных установок и светящихся генераторов. Это вызвало у меня глубокое переживание».

grandfailure / bigstock.com

Психоанализ объясняет символы из сна

Этот молодой человек наглядно демонстрирует то, что называется расщеплением. В общении с А можно явственно прочувствовать, как в нем существуют две субличности.

Одна — социально деструктивная, с трудом дающая описание обыденности и бытовых проблем. Другая же — эмоциональная и вовлеченная в образы виртуального мира.

По этой причине молодой человек так активно стремился поделиться со мной своими переживаниями.

Можно заметить, как в описании сновидения отражается внутренний конфликт пациента, вытекающий из его клинической картины. Один полюс этого конфликта представлен символами архетипическими, т.е. базовыми, можно даже сказать, врожденными.

Например, образ гусениц и змей. У перволюдей змея олицетворяла всемогущее божество, внушающее страх и ужас. Сами по себе змеи никогда не играли в жизни людей сколько-нибудь существенной роли.

Их почитание можно объяснить только тем обстоятельством, что змей рассматривали как божественное воплощение. Этот символ настолько сильно отпечатался в различных культурах, что стал частью коллективного бессознательного.

Поэтому он и отразился во сне конкретного молодого человека в числе первых.

Рассмотрим еще один образ из сновидения — запутанная сеть пещер. Дело в том, что лабиринты странных помещений и запертых выходов воссоздают древнеегипетские представления о загробном мире.

Они являются хорошо известными символами, означающими бессознательное с его неизведанными возможностями.

В том, что касается бессознательного, человек, к сожалению, находится в той же ситуации, как на местности, освещенной лунным светом: все предметы расплывчаты, сливаются друг с другом, и никогда не разберешь, где что располагается, где начало, а где конец.

Второй полюс внутреннего конфликта молодого человека принадлежит к символам современной цивилизации, безусловно навеянным виртуальными образами технического происхождения.

Битва героя с драконом — более активный вид этого мифа, отчетливо показывающий тему триумфа над отрицательными тенденциями.

Чтобы быть достаточно грозным и победить монстра, герой должен прийти к согласию со своими разрушительными силами.

Искать убежище среди иллюзий: «за» и «против»

Главной задачей при работе с этим пациентом являлось установление доверительных отношений, в рамках которых его «эго» сменяло патологические механизмы защиты на более адаптивные.

Основным таким способом защиты у данного пациента являлось диссоциативное расстройство, достигшее уровня расщепления.

Это-то и привело к клинической картине, демонстрирующей существование двух субличностей, одна из которых перетягивала молодого человека в иллюзорный мир бессознательного.

К слову, экс-президент Международной ассоциации аналитической психологии Мюррей Стайн в своей знаменитой книге «Юнговская карта души» пишет:

Каждый человек может и вынужден время от времени диссоциировать, т.е.

иметь умеренные измененные состояния сознания или изоляции от травматического опыта, чтобы нормально функционировать Действительно, уход от действительности — это несложный и ожидаемый способ защиты человеческой психики.

Однако подобного рода погружение в виртуальность имеет свои опасности. И распространенные сегодня технологии виртуальной реальности способствуют этому уходу, усугубляют и питают склонности людей к иллюзиям.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/virtualnoe-soznanie-kak-psihoanaliz-obyasnyaet-mir-gryoz/

Виртуальная реальность и ее психологическое воздействие

Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании

Прогресс в современном мире достиг небывалых прежде высот. Новое поколение пользуется такими возможностями, про которые даже не мечтали люди старшего поколения. То, что еще вчера казалось волшебством и мистикой, сейчас воспринимается как обыденность и называется виртуальная реальность.

Что такое виртуальная реальность?

Созданный при помощи технических средств мир, который передается от одного человека к другому через зрение, слух, осязание и обоняние называется виртуальная реальность. Она способна имитировать воздействие и реакции на него. Чтобы создать правдивый комплекс ощущений действительности компьютерный синтез свойств и реакций производится в настоящем времени.

Объектам виртуальной реальности присуще вести себя как аналогичным объектам в материальном мире. Каждый пользователь способен оказывать влияние на объекты в плоскости мир виртуальной реальности в соответствии с законами физики, среди которых гравитация, отражение, столкновение с предметами. Иногда пользователи таких нереальных миров могут намного больше, чем в настоящей жизни.

Виртуальная реальность в философии

В современном мире становится актуальным вопрос, не опасна ли жизнь в виртуальной реальности.

Когда человек действительно поглощен киберпространством, то есть практически все свое время он находится за компьютером, ноутбуком, планшетом, играя в компьютерные игры, и при этом отказывается от нормального общения и обычной жизни в целом – это и вправду может оказаться небезопасным для здоровья.

Философия отделяет саму идею данного понятия от ее технического воплощения. Ее трактуют в качестве совокупности объектов, что моделируются настоящими процессами. При том ни форма, ни содержание не совпадают с данными процессами. Моделируемые объекты принято сопоставлять с настоящим временем, а рассматривать отдельно от него. Данные объекты являются актуальными, а не потенциальными.

Психология виртуальной реальности

Изучает такое понятие как виртуальная реальность и ее психологическое воздействие на человека психология, у которой есть собственная философская идея и специфические теоретические модели, экспериментальные технологии и своя сфера практики. Древнегреческий термин «виртус» означает «душевный подъем воина». В античные времена под ним понимали наивысшую добродетель, которая доступна только самым мудрым.

Все чаще СМИ рассказывают про опасное влияние мнимой действительности. Порой пользователь интернета много времени проводит в сети, в результате чего может перестать видеть черту, которая разделяет два противоположных пространства.

Проведенные психологами эксперименты показали, что к жестокости часто склонны дети, которые слишком долго играют в компьютерные игры. Пребывая постоянно в нереальном пространстве, у ребенка пропадают чувства сострадания к другому человеку.

В итоге в обычной жизни он запросто может обидеть кого-то, не испытывая при этом ни капли жалости.

Как работает виртуальная реальность?

Многих интересует, так как же в действительности работает все это. Основные технологии виртуальной реальности:

  1. Отслеживание головы. Во время ношения специальной гарнитуры картина впереди способна двигаться в соответствии с тем, в какие стороны человек направляет голову – вверх, вниз или в стороны. Данная система называется «шесть степеней свободы». В гарнитуру встраиваются специальные компоненты, с помощью которых можно заниматься отслеживанием головы.
  2. Отслеживание движений. Такую возможность предоставляют более дорогие модели. Когда человек начинает использовать это устройство, то у него возникает желание сразу же увидеть свои руки.
  3. Отслеживание глаз. Специальный датчик может анализировать, в каком направлении смотрят глаза внутри устройства. Благодаря этому есть такая возможность сделать глубину резкости действительно реалистичной.

Виды виртуальной реальности

Принято различать следующие типы виртуальной реальности:

  • компьютерное моделирование и имитация;
  • сетевая мнимая действительность;
  • аппаратные средства киберпространства;

В современном мире есть множество крупномасштабных установок, которые принято использовать в разных сферах науки и техники, занимаясь решением задач не только фундаментальных, а и научных дисциплин.

Многие нереальные окружения собой представляют визуальные ощущения, то есть такие изображения, которые могут выводиться на экран монитора компьютера, либо на специальные стереоскопические дисплеи.

Плюсы и минусы виртуальной реальности

Каждый из нас по-своему относится к киберпространству. Если для одних оно — новый рывок прогресса и что-то интересное, необычное, то для других такие разработки в сфере новых технологий – повод беспокоиться про будущее детей.

Погружение в виртуальную реальность имеет свои преимущества и недостатки. Это уникальная возможность на непродолжительное время уйти из обыденного мира и оказаться в ином измерении, где все намного интереснее.

Однако с другой стороны чрезмерное увлечение такими путешествиями может оказаться опасным для психики и даже жизни человека.

Минусы виртуальной реальности

Новые технологии – это всегда интересно, а особенно для детей.

Однако важно помнить про опасность виртуальной реальности, поскольку на первый взгляд безобидные компьютерные игры могут настолько затянуть человека в свои сети, что появится зависимость, избавиться от которой будет непросто.

Особенно такие погружения могут оказаться небезопасными для подрастающего поколения. Картина, в которой школьник часами сидит за компьютерными играми, должна насторожить родителей. В итоге ребенок не только ухудшит свое физическое, а и психическое здоровье.

Плюсы виртуальной реальности

Чем интересен этот мнимый мир для каждого из нас? Прежде всего, это уникальная возможность окунуться в новое интересное измерение и забыть про свои ежедневные проблемы. Человек в виртуальной реальности может получить новые эмоции, а это уже неплохая профилактика стрессов. Имеет свои плюсы виртуальная реальность в образовании, поскольку позволяет:

  • проводить телемосты, видеоконференции;
  • создавать 3-D электронные образовательные ресурсы;
  • создавать 3-D презентационные и информационные материалы;
  • создавать музеи, лаборатории, планетарии;
  • визуализировать более сложные объекты, физические явления.

Будущее виртуальной реальности

Многих интересует, какой будет виртуальная реальность в будущем. Ученые утверждают, что будут улучшены визуальные качества, трекинг и передача данных. Помимо того, по прогнозам ожидается облегчение гарнитур, которые сейчас сложно носить из-за их веса.

Станет более гибкой корректировка линз, а шлемы удастся сделать беспроводными. Исследователи говорят про то, что в будущем киберпространство должно стать комфортным до такой степени, что будут заменены такие технологии как мыши, мониторы, клавиатура.

Возможности виртуальной реальности могут стать безграничными.

Психологические проблемы современного общества — причины и последствия Психологические проблемы могут приводить к болезням, лишнему весу, сексуальным расстройствам. Одиночество, страх, агрессия, уход в виртуальный мир характерны для современного общества. Что такое волюнтаризм и кто такие волюнтаристы? Выясняя, что такое волюнтаризм, становится понятно, что термин используется в разных научных сферах: философии, психологии, социологии, политике. Воля в волюнтаризме – основа всего и высшее проявление психических процессов. Стремление к цели осуществляется без опоры на существующие реальные обстоятельства.
Фильмы, меняющие сознание и расширяющие его границы Хотите с пользой провести вечер, тогда выделите время, чтобы посмотреть фильмы, меняющие сознание. Киноиндустрия выпускает много стоящих кинокартин, которые способы заставить человека задуматься о важных вещах и по-новому взглянуть на жизнь. Что такое фетиш — самые распространенные виды фетишей Что такое фетиш знали еще предки, которые обожествляли многие предметы, наделяя их особенной магической силой. В наши дни стал популярным сексуальный и религиозный фетишизм. Пристрастие к вещам нередко требует помощи специалистов.

Источник: https://womanadvice.ru/virtualnaya-realnost-i-ee-psihologicheskoe-vozdeystvie

VR МЕНЯЕТ МИР: КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании

Обзор последних 100 лет показывает, что инновации в медиа-секторе радикально изменили наш сегодняшний образ жизни. За последние два десятилетия мы убедились, что виртуальная реальность (VR), в частности, обладает потенциалом стать средой, которая сформирует несколько будущих поколений.

Не так давно, VR был еще в зачаточном состоянии. В то же время весь рынок развивался быстрыми темпами и уже давно перерос эти ранние годы.

Не только производители оборудования модернизируют технологию год за годом, но также растет число компаний-разработчиков программного обеспечения, которые специализируются на VR и сделали своей миссией внедрение технологии в повседневную жизнь с помощью простых в использовании инструментов.

Что же на самом деле делает виртуальную реальность такой захватывающей?

Учитывая, что пользователи не только смотрят на виртуальную сцену, но и стоят прямо в ее центре и даже взаимодействуют со своим окружением, они создают прочную связь и, следовательно, воспринимают ее более интенсивно.

Благодаря чрезвычайно высокому уровню погружения, VR может передавать эмоции и настроения лучше, чем любой другой носитель. Это также означает, конечно, что VR обращается к эмоциям своих пользователей на более глубоком уровне, чем любая другая среда.

Погружение позволяет пользователям взаимодействовать со своей виртуальной средой. Другим важным фактором в этом отношении является то, что гарнитуры VR защищают пользователей от их реального окружения, заставляя их воспринимать VR как саму реальность.

Это сочетание необычного оборудования и программного обеспечения, в котором пользователи становятся частью истории, уникально и до сих пор было возможно только с использованием современных технологий VR.

Изображения становятся реальностью!

Мы живем в волнующие времена! Видения, которые долгое время считались невозможными, наконец приходят в соприкосновение со сложной технологией, которая обеспечивает необходимую основу для их реализации.

В настоящее время каждый может создавать свои собственные VR-приложения с минимальными ресурсами и затратами времени. Все, что вам нужно, чтобы создать свой собственный виртуальный мир – это правильное оборудование.

Между тем, существуют некоторые инструменты, которые даже позволяют создавать 3D-контент.

Однако во многих случаях важно располагать предварительными знаниями и навыками, если вы хотите сделать красивые фотографии.

Именно поэтому многие предпочитают снимать реальность с помощью 360° камер и превращать ее в интерактивное приложение VR. Производить такой контент очень легко, но эффект от них еще более выражен.

После того, как вы сделали 360° фотографии, или, если вы сомневаетесь, приобрели их у поставщика, вы можете легко редактировать фотографии буквально за несколько минут.

Все, что вам нужно, это правильное программное обеспечение.

Затем вам просто необходимо загрузить 360° фотографии, оживить их с помощью интерактивных элементов, и у вас готово приложение VR, которое порадует ваших пользователей.

В связи с тем, что и аппаратное, и программное обеспечение в последние годы развивались так быстро, создание VR-приложений стало проще, а качество VR-приложений также значительно улучшилось.

Стать частью VR – просто!

VR можно использовать не только с очками VR. Его также можно использовать в браузере, на ПК или со смартфоном. Каждый из этих способов использования виртуальной реальности имеет свои преимущества.

VR-гарнитуры, конечно, являются самым интенсивным способом передачи эмоций и настроений особым образом. Здесь вы можете полностью погрузиться в новый мир и на короткое время забыть о реальности.

Однако распространение VR с использованием смартфонов и браузеров также имеет свои преимущества. Поскольку пользователи не нуждаются в специальных устройствах для использования виртуальной реальности, барьеры входа намного ниже.

Вот почему этот вариант особенно популярен, если вы не уверены, есть ли у пользователей соответствующее оборудование.

Особенно это актуально для новичков, такие приложения могут быть отличным способом для них начать работу с виртуальной реальностью.

Как виртуальная реальность меняет мир

Как именно VR меняет наш мир? С VR у нас появилась технология, которая используется в наших отелях и бизнесе. Она полностью меняет то, как мы воспринимаем и обрабатываем контент.

Мы внезапно оказываемся в центре действия и уже не просто зрители, а реальная часть истории. Это означает, что наши эмоции, в частности, играют гораздо большую роль, нежели мы привыкли думать.

Когда VR удается обратиться к эмоциям пользователя благодаря высоким уровням погружения, формируется эмоциональная связь, которая не только делает опыт более интенсивным, но и позволяет дольше оставаться у него в памяти.

Мы покажем вам примеры того, как долгожданные VR-приложения завтрашнего дня уже используются сегодня.

Сторителлинг в VR или как заинтересовать студентов политикой

День клонится к вечеру, школьники потихоньку устают, но вынуждены заниматься темой европейской политики, ведь того требует урок. Если вы оглянетесь на свои школьные годы, вы вспомните, что любая тема могла бы быть интересной, если бы у вас был блестящий учитель. Однако если вам не повезло, вам приходилось часами мучиться, изучая тему, которая вызывала у вас желание заснуть.

В Нижней Саксонии ученики вполне не против провести еще пару часов в классе, поскольку у них есть возможность отправиться в увлекательное путешествие в тур по истории разработки законодательства об экологичном избавлении от пластиковых отходов благодаря «EU beam me up». Приложение VR доставит их прямо в Европейский парламент в Брюсселе, что означает, что они могут внимательно следить за тем, как развивается законодательство. Их сопровождают сверстники, они беседуют с членами Европейского парламента и узнают, как работает ЕС.

Ученики вдохновляются и запоминают не только абстрактные модели, но и картины людей, вовлеченных в процесс, места, где принимаются решения, и опыт в целом.

Обучение на работе оказывается может быть веселым

Людям легче учиться, когда они переживают ситуации, а не просто слушают рассказ или читают о них. Это касается и детей, и подростков, и взрослых.

До сих пор некоторые компании не использовали такой метод обучения, потому что моделирование является дорогим удовольствием. Да и не на каждом предприятии имеется оборудование для работы с виртуальной реальностью.

Мало того, что все эти аргументы недействительны при использовании VR.

Да что говорить, обучение сотрудников в VR – это чистое удовольствие для самого сотрудника! С помощью VR сотрудники не только учатся более эффективно, но и получают гораздо больше удовольствия от процесса!

Немецкий поставщик энергии EWE Netz показывает, как может выглядеть такой проект. Благодаря VR-очкам сотрудники обучаются на подстанции, в которую иначе было бы опасно входить из-за высоких рисков. После того, как различные сотрудники завершили обучение, все они согласились, что VR не только повышает качество обучения, но и добавляет столь необходимый «фактор удовольствия» к опыту обучения.

Особенность здесь в том, что приложение, которое используется для обучения в компании, было разработано самими сотрудниками.

После некоторой тщательной подготовки они просто взяли 360-градусную камеру и микрофон и сделали снимки сами.

Это не только научило их тому, что такое VR-приложение, но и гарантировало, что в будущем можно будет создавать еще больше приложений и обучать этому больше сотрудников.

Можно легко предположить, что сотрудники хотят продолжить обучение в увлекательной манере в будущем. Это также выгодно работодателям, так как повышается качество их обучения, они проявляют себя как инноваторы и могут вдохновлять своих сотрудников экономически эффективным способом.

От дома престарелых до кругосветного путешествия

Люди, живущие в домах престарелых, часто нуждаются в поддержке в повседневной жизни и во многих случаях уже не могут самостоятельно передвигаться. Для многих дом престарелых и его окрестности – это последнее, что они видят перед смертью. Мысль об этом вызывает гнетущие чувства.

Замечательно, что виртуальная реальность возвращает людям часть их свободы. Люди, привязанные к кровати или даже к инвалидному креслу, могут внезапно снова открыть для себя что-то новое. Будь то место, где они встретили свою любовь в юности, концерт или цирковое представление, или место мечты, куда они никогда не смогли бы добраться – возможности безграничны!

Через VR родители и бабушки и дедушки могут испытать приключения, которые они так болезненно пропускают. Разве не было бы замечательно для них иметь возможность показать своим детям или внукам места, о которых они говорят? Виртуальная реальность открывает дверку, которая позволяет погрузиться в эти чарующие впечатления. И это далеко не предел возможностей данной технологии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfd4e2d9dd08200ab726b69/vr-meniaet-mir-kak-virtualnaia-realnost-ispolzuetsia-v-nashei-jizni-5e528bfbf2bc62324223966d

Виртуальная психология — психология

Представление о виртуальных реальностях в современном гуманитарном знании

Виртуальная психология изучает психологические виртуальные реальности. Она имеет свою философскую идею, специфические теоретические модели соответствующие им экспериментальные технологии,' а также собственную сферу практики.

Термин «виртуальный» (virtual) трактуется Оксфордским словарем английского языка как «то, что есть по существу или в действии, хотя отсутствует формально или в действительности».

Древнегреческое «virtus» характеризовало состояние душевного подъема воина. Античная философия придавала этому понятию значение высшей добродетели, доступной лишь самым мудрым. Ключевая фигура христианской церкви св. Василий Великий применил виртуальный анализ к описанию акта творения мира.

Видный советский психолог А. Н. Леонтьев утверждал, что в веществе мозга не могут находиться высшие психические функции. Мозг виртуально заключает в себя не те или иные специфические человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей.

Философская идея, на которой строится виртуальная психология, это идея полионтичности (разнородности знаний) психики, т. е. рассмотрение психики как совокупности не сводимых друг к другу (онтологически самостоятельных) реальностей.

(Примеры: бодрствование и сон, измененное состояние сознания и обычное состояние сознания.) Основными понятиями виртуальной психологии являются объективная реальность, виртуальная реальность, виртуальная психологическая реальность и виртуальное событие.

Объективная реальность — все существующее вообще (бытие.

Виртуальная реальность — реальность любой природы (физической, социальной, психологической, технической и др.

), порождаемая внешней по отношению к ней объективной реальностью, существующая, только пока действует порождающая ее реальность, и имеющая свое время, пространство и законы существования.


Виртуальная психологическая реальность
— это реальность, порожденная психикой человека. От других психических производных, например воображения, она отличается тем, что человек воспринимает и переживает ее не как порождение собственного ума, а как объективную реальность.

К сожалению, современная научная психология игнорирует виртуальные явления, хотя они существуют реально, «вмешиваются» в человеческую жизнь, обнаруживаются на уровне физиологического восприятия («виртуальные игры», «виртуальные полеты на самолете», «виртуальный секс» и др.).

Пример. Пилот самолета идет на посадку с убранным шасси, будучи абсолютно уверенным, что шасси выпущено. Эта ложная уверенность никогда не была предметом изучения классической психологии, ибо такое состояние не константно, не присуще постоянно человеку. Это — виртуальная уверенность. Конечно, виртуальные явления не объединяют в себе только ложное, ошибочное, спонтанное.

Привычные для психологии понятия («сознание», «личность», «воля», «творчество» и др.

) рассматриваются в виртуальной психологии не как предметы, а как именно реальность (бытие особой формы) с присущими ей особыми свойствами, такими как: — актуальность (виртуальные реальности существуют только «здесь и сейчас», пока действует порождающая, или константная, реальность); — автономность (в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования);

— интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать с реальностью, ее порождающей).

Виртуальное событие — необычное кратковременное состояние, в которое попадает человек, переживаемое как выход за рамки обычной жизни. Виртуальное событие обладает рядом специфических свойств.

Это: — непривыкаемость (оно всегда переживается как непривычное); — спонтанность (оно возникает вне контроля сознания и воли, неожиданно и непреднамеренно); — фрагментарность (обусловленность не всей жизньк.

человека в целом, а каким-то ее текущим фрагментом с Гущением отделенное частей своего тела от себя когда, например, руки могут не слушаться или, наоборот делать все сами); — объективированность (человека охватывает то, чему он неподвластен, что кажется ему приходящим, но не исходящим от него); измененное статуса телесности (изменяются ощущения собственного тела и пространства от легкости, обширности до неподвластности хозяину и вязкости, труднопроходимое); — измененность статуса сознания (сознание становится или предельно ясным и человек необычайно легко все схватывает, или, наоборот, оказывается вязким, сузившимся); — измененность статуса личности (человек оценивает свои возможности или как неограниченные, когда ему «вес по плечу» и «невозможно не победить», или ощущает свое бессилие, подавленность, «ватность» всего своего организма);

— измененность статуса воли (человек выполняет текущие действия либо без волевых усилий, легко и как бы самопроизвольно, реализует действия, преодолевая волевым усилием их сопротивление).

В психологической виртуальной реальности выделяют два вида событий: ~ консетуал («обычный, нормальный») — привычный ряд событий, переживаемых человеком обычным образом;

— виртуал — ряд событий, когда переживаемый образ возникает необычным способом, о котором говорилось выше.

Виртуал подразделяется на два вида: — гратуал («привлекательный») — виртуальное событие переживается как приятное, активизирующее, возвышенное; это свидетельство легкости протекания текущей деятельности;

— ингратуал («непривлекательный») — виртуальное событие переживается как неприятное, подавляющее.

Виртуальная психология имеет будущее не только потому, что она обладает всей атрибутикой научности, но и потому, что затрагивает глубинные пласты человеческого бытия — подсознание. Психология в ее современном виде постепенно замедляет темпы своего внутреннего развития. Это связано с рядом причин.

Во-первых, она сосредоточила свое внимание на относительно простых сторонах психики (ощущениях, памяти, восприятии и др.). Реальное же поведение человека обусловлено, по мнению Б. Г. Ананьева, не качеством этих его отдельных свойств, а значительно более сложными образованиями, такими, как мировоззрение, жизненный опыт и др.

Во-вторых, она стремится свести все факторы, относящиеся к данному явлению, к одному источнику (сущности, реальности), упорядочить их по принципу «сущность — явление».

«Все произошло от одного!» Такая попытка согласования всех факторов кончается, как правило, появлением непреодолимых противоречий между ними и кончается построением слишком общей, а потому малоинформативной модели.

Увязать все со всем под силу лишь «Высшему Разуму».

В-третьих, практика встречается с феноменами сущность которых современные подходы пояснить нё в состоянии.

Например: «феномен неразличения», когда человек оперирует с одним предметом, будучи глубоко убежденным что оперирует с другим; «феномен невыполненности, псевдодействия» как явление уверенности в том, что какая-то операция не выполнена, хотя на самом деле данная операция выполнена («эффект невыключенного утюга»); «феномен ошибочной уверенности», заключающийся в полной уверенности осуществления какой-то операции (эффект периодической посадки самолета на фезюляж); «феномен неадекватной оценки времени» являющийся причиной ряда авиационных катастроф, вызван к жизни различным восприятием времени в виртуальных и обычных ситуациях;

«феномен противоборствующего взаимодействия» как формирование общего психического поля взаимодействия двух противников (игроков, врагов антагонистических сторон и др.), когда возникает возможность управлять состоянием соперника и провоцировать его ошибочные действия.

Идея виртуальности признана во многих отраслях науки. В физике открыты виртуальные частицы обнаруживающие себя только при их взаимодействии (.«здесь и сейчас») и исчезающие навсегда по окончании процессов взаимодействия.

Компьютерная техника обладает виртуальной памятью, не имеющей конкретного физического носителя и существующей до тех пор, пока актуальны отношения между элементами компьютера, установленными пользователем. В эргономике установился термин «виртуальный объект», обладающий свойствами, которые отсутствуют у его элементов — машины и оператора.

В инженерной психологии появились термины «виртуальный образ», «виртуальный оператор». Проведены исследования (теоретические и экспериментальные) в области виртуальной психологии детства.

Разработаны виртуальные психологические технологии исцеления больных с алкогольной зависимостью, технологии формирования безошибочной операторской деятельности, предотвращения так называемых виртуальных убийств и самоубийств. Идеи виртуального управления начинают проникать в сферу управления экономикой.

Источник:

Виртуальная психология

Виртуа́льная психоло́гия — новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.

Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию.

Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теоретические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея).

Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей.

Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема — на пике вдохновения, творческого подъема.

Предметом виртуальной психологии является система «человек-виртуальная реальность» (СЧВР).

История

Это научное направление возникло в восьмидесятые годы ХХ столетия. Родоначальником виртуальной психологии считают Н. А. Носова(1952-2002).

В Институте Гуманитарного Образования (ИГИМО) находится Центр виртуалистики, имелся также Центр Виртуалистики Института Человека РАН.(1991-2004).

Исследовательская группа «Виртуалистика» Института философии РАН с 2005 года продолжает дело Центра виртуалистики Института человека РАН [1]. В 2000 г. прошла первая научная конференция по виртуальной психологии в России.

Объект виртуальной психологии

Множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающие как объекты и субъекты виртуальных миров и кибернетического пространства.

Предмет виртуальной психологии

В системе «человек-виртуальная реальность» виртуальная психология занимается такими вопросами:

  • Психологические характеристики человека в различных виртуальных мирах и кибернетических пространствах;
  • Стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации;
  • Психологическая сущность этой области деятельности;
  • Образование и воспитание, опосредованное электронными носителями информации;
  • Поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии, кибернетики и этологии.

Цель виртуальной психологии повысить средствами психологии эффективность системы «человек-виртуальная реальность».

Виртуальная команда

В мире все больше рабочих задач выполняются виртуальными командами. Это группа таких сотрудников, которые работают через Интернет. Они редко встречаются лично или вообще не знают друг друга в лицо.

Как показала практика (по материалам исследования 55 виртуальных команд из 15 европейских и американских транснациональных компаний), при формировании виртуальных команд нужно соблюдать определенные правила, чтобы обеспечить эффективность их работы:

  1. Необходимо помогать членам команды ближе знакомиться друг с другом через социальные сети;
  2. Виртуальные команды будут более производительны, если несколько участников знакомы между собой;
  3. Не менее 15% команды должны состоять из «коммуникаторов». «Коммуникаторы» — люди, которые имеют много связей с полезными людьми вне команды. Однако слишком большое количество коммуникаторов может нанести вред команде.
  4. Необходимо постоянно следить за наличием коммуникаторов в команде и способствовать расширению личных связей членов команды вне ее.
  5. Работу над проектом необходимо разбить на ряд этапов, чтобы завершение одного из них чрезмерно не зависело от степени выполнения другого;
  6. Нужно создать веб-сайт, где участники команды смогут обмениваться идеями и вдохновлять друг друга;
  7. Полезно поощрять общение членов команды, но не принуждать к обязательным сборам;
  8. Задачи команды должны быть интересными и стимулирующими;
  9. Работа должна быть значащей как для команды, так и компании в целом;
  10. В команде должно быть как можно больше добровольцев.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/virtualnaya-psihologiya-psihologiya.html

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: