Проблемы гештальттерапии

Содержание
  1. Гештальт-терапия — что это такое и как работает, отзывы
  2. Гештальт-терапия: что это простыми словами
  3. Основные методы и техники
  4. «Здесь и сейчас»
  5. Речевые изменения
  6. «Верхняя и нижняя собаки»
  7. Сновидения
  8. Ролевые игры
  9. Упражнения гештальт-терапии: примеры
  10. Пустой стул
  11. Недостающий человек
  12. Битье дивана
  13. Обучение гештальт-терапии
  14. Отзывы пациентов
  15. Анастасия, 28 лет
  16. Игорь, 37 лет
  17. Смотреть видео
  18. Гештальтпсихология: основные принципы и идеи, предмет и законы, проблемы и направления
  19. Какие проблемы решает гештальт-терапия
  20. О чем говорит гештальтпсихология
  21. Основные принципы гештальтизма
  22. Немного истории
  23. История возникновения и характеристика направления
  24. Отношение фигуры и фона
  25. Закон равновесия
  26. Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты
  27. Преимущества и недостатки
  28. Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи
  29. Что такое контакт в гештальт-терапии
  30. Преконтакт
  31. Контактирование
  32. Решаем проблемы методами гештальт-терапии
  33. 2.1. Попробуйте хоть раз в день сосредоточиться на еде
  34. 2.2. Обратите внимание на свои челюсти
  35. 2.3. Это упражнение поможет через кусание и жевание решить совсем другие проблемы
  36. 2.4. Попробуйте теперь поработать с духовной пищей
  37. Научитесь жить лучше, получив необходимые вам знания и навыки при обучении по по абонементу, со скидкой
  38. Гештальтпсихология: проблемы и решения
  39. Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии
  40. Завершенный и незавершенный гештальт
  41. Проблемы и их решение в концепции гештальтпсихологии
  42. Понимание существования и осознавание проблемы
  43. Поиск решений
  44. Результат решения проблем
  45. Литература:

Гештальт-терапия — что это такое и как работает, отзывы

Проблемы гештальттерапии

В случае, если мы чувствуем дискомфорт, который мешает нам полноценно жить, часто можем услышать фразу: «Тебе нужно закрыть незавершенный гештальт». Что это такое и в чем заключается терапия явления, расскажем в этой статье.

Гештальт-терапия: что это простыми словами

Любая терапия – это лечение того, что болит: в теле или в душе. Гештальт – это целостность, завершенность.

Гештальт-терапия – это лечение имеющихся у человека незавершенных действий.

Действие считается незавершенным, когда у нас есть какая-либо неприятная ситуация, нереализованная потребность, которая мешает нормально жить. Простым языком – это заноза, засевшая в сердце, которую нам не удается вытащить.

Воспитание, характер часто не позволяют высказать вслух свои обиды, переживания, негативные эмоции. Мы сдерживаемся в ответ на оскорбления обидчика.

Мы можем вмомент ссоры или важного разговора не суметь высказать все, что хотели донести до близкого человека.

Но эти негативные эмоции не всегда исчезают бесследно, они накапливаются. Все это несказанное, не прожитое своевременно периодически всплывает наружу и отравляет существование, поглощая энергию. Возможны приступы беспричинной грусти, меланхолии, дискомфорта. Пронеслось в голове какое-то неприятное событие из прошлого и настроение резко испортилось.

Гештальтпсихология признает основной причиной всех проблем отсутствие у личности умения жить в настоящем и перетаскивание в сегодняшний момент всех неудач из прошлого.

Гештальт-терапия – это подход, при котором ставятся две основные задачи:

  • Закрыть сам гештальт, освободить от него человека.
  • Научить личность существовать в моменте, в режиме «здесь и сейчас».

Почему избавиться от груза прошлого так важно? Накопившиеся незакрытые гештальты –это бомба замедленного действия и никогда не знаешь в каком направлении она рванет!

К примеру, женщина которая много лет назад развелась с мужем перемалывает в голове подробности их расставания, обдумывает что она сделала или сказала не так, анализирует как можно было повести себя по-другому, и чтобы из этого вышло.

Это занимает так много времени и сил, что их не остается на реальные дела в реальной жизни. Кроме того, она все еще связана с бывшим мужем, который про нее и думать забыл, и шансов найти новые отношения практически нет.

Или мужчину постоянно унижает его руководитель, а тот, боясь потерять доход, молчит и проглатывает унижения. Но обида, гнев копятся у него внутри и придет момент, когда они все равно выплеснутся, возможно, на жену и детей. А возможно приведут к тяжелой болезни.

Гештальт-терапевт на первом этапе лечения просит клиента проиграть диалог со значимым человеком , вернуться в незавершенную ситуацию. В ходе такого диалога отслеживаются эмоциональные реакции человека (это называется словом «феномены»).

Возврат к делам давно минувших дней может вызывать слезы, вегето-сосудистые реакции (становится красным лицо), дрожание рук. Этот момент является осознанием проблемы.

Окончательной целью лечения является создание целостной личности пациента. Человеку необходимо осознать свою проблему, прожить ее в настоящем времени «здесь и сейчас» и оформить гештальт.

Основные методы и техники

Сеансы терапии гештальт могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Индивидуальные чаще применяются для людей с посттравматическим расстройством (люди, побывавшие в «горячих точках», пережившие катастрофу, аварию и т.д.).

На личном сеансе осуществляется рассказ клиентом о том, что его тревожит, вносит в жизнь дискомфорт. Психолог учит клиента мыслить конструктивно, находить выход из проблемы.

Широко известна молитва основателя направления Ф. Перзла. Вот ее текст:

Я — это я. А ты — это ты.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими.

Я есть я. А ты есть ты,

Аминь.

Рассмотрим основные методы и приемы лечения.

«Здесь и сейчас»

Основным словосочетанием в гештальт-терапии является «здесь и сейчас», человека учат проживать все эмоции в настоящем времени и заданных условиях. Психолог выслушает рассказ о прошлом, мечты и желания, нацеленные в будущее, но все эмоции анализируются в настоящем моменте и месте.

Речевые изменения

В ходе терапии человека учат перефразировать высказывания таким образом, чтобы:

  • вопрос звучал как утверждение;
  • утверждение было произнесено от имени самого человека.

К примеру, вопрос: «Почему ты меня не любишь?» следует заменить на утверждение «Я думаю, что ты меня не любишь». Так можно донести смысл своего переживания более четко и конкретно, сфокусироваться на сути проблемы.

Вопрос «почему» вообще у психологов не в почете, поскольку он несет агрессивный акцент и вынуждает того, кому задан априори считать себя виноватым и оправдываться.

«Верхняя и нижняя собаки»

Этот метод применяется в случае наличия у человека внутреннего конфликта двух противоположностей, расщепление сознания. Эти две части нужно собрать воедино для создания целостного образа.

Психолог предлагает вести диалог сначала от одной «собаки» — агрессивной, обвиняющей, а затем от второй – оправдывающейся и извиняющейся, т.е. побыть в «шкуре» каждой из сторон конфликта.

Сновидения

Изучение сновидений является ключевым момент в психоанализе. И хотя в гештальт-терапии не акцентируется работа с подсознательным, анализ снов помогает работе с проблемой клиента, поскольку из частичек снов можно составить целостный образ личности.

Ролевые игры

Распространенным методом являются ролевые игры, которые успешно применяются на коллективных сеансах гештальт-терапии. Человеку предлагается проиграть те или иные ситуации, выступить в определенной роли. Процесс игры позволяет высветить определенные черты личности и ее проблемы.

Упражнения гештальт-терапии: примеры

В рамках описанных методов гештальт-терапии применяются следующие упражнения.

Пустой стул

Перед человеком ставится стул, на котором никого нет. Психолог предлагает клиенту, обращаться к стулу так, будто на нем сидит человек и рассказать обо всех проблемах. Это помогает, во-первых, выпустить пар, поскольку на стуле никого нет и никого нельзя обидеть, а во-вторых, глубоко заглянуть в суть переживаний.

Недостающий человек

Это упражнение выполняется в одиночестве. Необходимо приготовить листок и ручку и записать на нем человека, которого не хватало в вашем прошлом (родители, бабушка, сестра, друг и т.д.). Это тот человек, который, по нашему мнению, мог бы сделать нашу жизнь лучше.

Далее нужно описать, каков бы был этот человек, чтобы вы могли вместе делать, как взаимодействовать, в чем бы вам стало легче и в прошлом, и сейчас.

Затем постарайтесь понять, произошла ли в вашей текущей жизни компенсация этого человека, есть ли ему замена в настоящем?

Упражнение позволит понять почему рядом с вами находятся те или иные люди и какие детские потребности у вас не удовлетворены.

Битье дивана

Если внутри давно сидит не вымещенная обида и злость на кого-то или что-то, психологи рекомендуют взять палку (другой тяжелый предмет) и побить диван, подушку или боксерскую грушу. Во-первых, так выйдет застарелый гнев, во-вторых, мы сможем ясно понять, что нам мешает жить.

Обучение гештальт-терапии

В нашей стране получить квалификацию гештальт–терапевта можно в 4 базовых заведениях с международными стандартами, три из которых находятся в г. Москва и один в Санкт-Петербурге.

Обучение будущих специалистов начинается с их отбора:

  • выясняются мотивы обучения с целью избегания дальнейшего разочарования в профессии;
  • отсеиваются претенденты с выраженной психопатологией.

В качестве первого базового образования предпочтение отдается медицинскому или педагогическому.

Обучение осуществляется от низшей (1) к высшей (3) ступени:

  • На 1 этапе могут обучаться люди с образованием не ниже среднего, по окончании выдается сертификат. Преподаются основы терапии, введение в профессию.
  • На 2 ступени обучаются прошедшие курсы первого этапа или имеющие средне-специальное и высшее образование. В заключение вручается также сертификат или удостоверение о профессиональной переподготовке.
  • На 3 этапе предлагается выбор специализации (работе в группе, с детьми, другие узкие направления). Выдается сертификат международного стандарта.

Если все три этапа пройдены, то проводится трехлетнее обучение по направлению «супервизор в гештальт-подходе», «групповой ведущий». На 4 курсе обучение длится 3 года.

Отзывы пациентов

Об эффективности метода свидетельствуют отзывы клиентов, прошедших гештальт-терапию. Вот некоторые из них.

Анастасия, 28 лет

«Поняла, что при терапии важно трудиться самой. Нельзя ожидать от психолога, что он решит все мои проблемы. Откинуться в кресле и наслаждаться покоем не получилось, было очень страшно и больно, не физически, разумеется. Приходится выскребать изнутри все гадости и слезы, которые там накопились.

Постепенно появляются ответы, которые раньше не могла найти, что-то перестает волновать совсем, мучения, наверное, прекратятся. Хорошо, что научилась закрывать гештальты сама, поняла, что нужно делать».

Игорь, 37 лет

«Наступило какое-то озарение, понял, что в течение последних лет, просто забивал на себя и свою жизнь, катился по накатанной. Оказалось, что за себя нужно бороться, кто бы раньше подсказал как.

Столько лет прожил чужими ожиданиями в надежде на признание и похвалу. Кто сам, чего хочу, давно забыл. Собственные эмоции давно заглохли, никакого чувственного опыта поэтому и не было.

Оказалось, мужчина имеет право на эмоции, и вообще только они могут привести к тому, чтобы понять свои потребности желания. Вот так. Это пипец, как я жил, ни о чем.

Труд большой, конечно, психолог только направляет, думать надо много, зато когда приходит осознание, понимаешь что тебе делать дальше. А жить в текущем моменте, это вообще круто!».

Отзывы людей разного возраста и пола, но общее у них одно: гештальт терапия – это труд двоих людей (клиента и врача), а ее результат – путь к себе истинному.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/106-geshtalt-terapija.html

Гештальтпсихология: основные принципы и идеи, предмет и законы, проблемы и направления

Проблемы гештальттерапии

Гештальт-терапия, что это? Если говорить кратко и простыми словами гештальт-терапия — это одно из направлений в психологии и психотерапии. В переводе с немецкого языка термин «Gestalt» обозначает «целостный образ».

Это восприятие человека как целостной личности, которая имеет собственные переживания, мысли, жизненный опыт, физиологические данные.

Цель гештальт-терапии заключается в изучении себя, а не в копании в глубоких слоях подсознания.

Суть гештальт-терапии сводится к следующему:

  1. Человек самостоятельно отвечает за все, что он делает. Не стоит перекладывать все на подсознание.
  2. Каждый из нас — уникальная личность. Поэтому нет необходимости сравнивать себя с теми, кто добился успеха, руководствоваться общественным мнением, поступать так, как хотят того другие люди.

Практика гештальт-терапии не предусматривает работу с детскими психологическими травмами. Она не ищет причину любовных неудач или проблем во взаимоотношениях с окружающими в том, что происходило в детстве. Согласно данной теории, все ваши трудности — следствие того, что в какой-то момент вы свернули не на ту дорогу.

Это направление психологии сильно отличается от всех других. Например, на обычных сеансах клиент просто рассказывает психологу о своих проблемах. По сути, это монолог, в котором человек изливает душу. При работе с гештальт-терапевтом происходит диалог, где оба его участника считаются полноправными партнерами.

Интересно, что эта ветвь психологии постоянно подвергается критике. Это неудивительно, ведь гораздо проще сослаться на неправильное воспитание родителей, насмешки от одноклассников и другие факторы, которые в итоге привели к неудачам во взрослой жизни. Вряд ли кому-то будет приятно признать, что во всех своих проблемах виноват он сам.

Какие проблемы решает гештальт-терапия

Во время сеанса терапевт поможет решить ряд психологических проблем:

  1. Отсутствие взаимопонимания с родителями. Речь идет о детских обидах, нежелании жить по навязанным ими требованиям или становиться взрослым и оставлять родительскую семью.
  2. Непрожитая до конца трагическая ситуация. Горевать можно годами. Но вряд ли это хорошо закончится. Гештальт-терапия поможет еще раз пережить, а потом отпустить свое горе.
  3. Жизненные перемены. Сюда относится тревога, страх неизвестности, сомнения насчет правильности принятого решения, неуверенность в себе и своих силах.
  4. Сложности в общении с ребенком. Непростой вопрос, затрагивающий чувства, взаимодействие с подростками и приемными детьми.
  5. Расставание. В этой ситуации гештальт-терапия поможет справиться со страхом одиночества, понять, почему не получается построить здоровые отношения.
  6. Психосоматика. Предполагает работу с тревогами, стрессами, депрессией, а также неприятными физическими ощущениями, которые они вызывают.
  7. Конфликтные ситуации. Ссоры в семье, на работе, с друзьями. Сюда же можно отнести неумение выражать свои и понимать чужие эмоции и чувства.

По технике гештальт-терапии человек должен задать вопросы, а потом сам же на них ответить.

О чем говорит гештальтпсихология

Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:

  1. Физический, который не затрагивает личные переживания
  2. Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.

Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?

Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.

Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.

Основные принципы гештальтизма

Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:

  • Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
  • Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
  • Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
  • Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
  • Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
  • Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.

Рекомендуем ознакомиться: Какие тренинги будут полезны для женщин?

Немного истории

Основатель гештальт-терапии — психиатр, психотерапевт Фредерик Перлз. Он всегда строго придерживался теории личности Зигмунда Фрейда. Но в какой-то момент пересмотрел свои убеждения. Так, техника психоанализа была дополнена гештальт-психологией, психодрамой, экзистенциализмом и другими методиками. В результате появилось совершенно новое направление.

Интересно, что Перлз работал не один. К созданию гештальт-терапии приложили руку его жена Лаура Перлз, Пол Гудмен, Ральф Хефферлин. Результаты совместной работы они опубликовали в 1951 году в книге «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».

После переезда в США Перлз создал гештальт-институт (Нью-Йорк). Основанное им направление быстро стало популярным. Вскоре учреждения по его изучению появились практически во всех крупных американских, а после и европейских городах.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части.

Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности.

Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном.

То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда.

Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т.д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Преимущества и недостатки

Единственно правильной техники изучения психологического состояния не существует. Есть те, которые подходят конкретно для того или иного человека. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Гештальт-терапия — не исключение. К ее преимуществам относятся:

  1. Отсутствие ограничений на использование каких-либо методов. Здесь есть место для экспериментов.
  2. Терапия решает широкий диапазон проблем, начиная от поиска смысла жизни и заканчивая бытовыми трудностями.
  3. Психолог работает с каждым клиентом индивидуально. Он не применяет шаблоны.
  4. В процессе работы учитываются взгляды человека, его мировоззрение, принципы.
  5. Специалист идет к тому результату, который нужен клиенту.
  6. Во время сеанса нет проверки новых методик. Внимание полностью сосредоточено на личности пациента.

Из минусов гештальт-терапии выделяют:

  1. Человек не получает прямые советы или план действий.
  2. Во время работы приходится задействовать чувства, эмоции, ощущения. Возможно, понадобится еще раз пережить сложные ситуации.
  3. Для решения проблемы недостаточно даже 5 сеансов. Лечение длится гораздо дольше.

И еще один минус — эффективность во многом зависит от профессионализма психологов. Поэтому для начала работы им нужно проходить специальное обучение гештальт-терапии.

Психология восприятия для «чайников»: ключевые понятия, фигуры, идеи

Гештальтпсихология — направление науки о психической деятельности, пытающееся объяснить процессы мышления и восприятия. Одним из его предшественников был австрийский философ и психолог Кристиан фон Эренфельс, который и ввел понятие «гештальт» (от нем.

gestalt — форма, структура, образ) в 1890 г. Ученый настаивал, что человек не способен воспринимать материальные объекты напрямую: мы взаимодействуем с информацией при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем ее в сознании.

Под гештальтом Эренфельс понимал некий целостный образ, несводимый к сумме его компонентов.

Что такое контакт в гештальт-терапии

В основе терапии лежит контакт. Это основное понятие, придуманное Полом Гудменом. Он говорил, что каждый поступок индивида состоит из 4 фаз, которые все вместе называются циклом. Рассмотрим эти фазы поближе.

Преконтакт

Суть этого этапа заключается в том, что человек представляет свое тело фоном. На этом фоне появляется состоящая из 2 частей фигура. Первая ее часть — физические потребности, например, отдых, голод, жажда.

Вторая — социальные потребности, в частности, желание общаться с окружающими, получать от общения моральное удовлетворение. Осознавая свои желания и потребности, пациент дает возможность контактировать фону и фигуре.

Контактирование

Итак, вы прошли первый этап, осознали потребности. Теперь нужно искать способ их удовлетворения. Но перед этим нужно выяснить, реально ли это сделать. И, если реально, получите ли вы, в конце концов, должное удовлетворение. Если удовлетворить потребность не получается, происходит возвращение на этап преконтакта.

В контактировании используются все доступные возможности, жизненная энергия, способности. Человек в этом периоде называется самостью. Он осознанно оценивает, анализирует потребности, а после старается их удовлетворить, выжав максимум из окружающей его среды.

Источник: https://NarkoPro.ru/rasstrojstva/gelshtat-terapiya-chto-eto.html

Решаем проблемы методами гештальт-терапии

Проблемы гештальттерапии

Сepгeй Александрович Тopлeцкий, профессиональный псиxoтерапевт и коуч, сертифицированный спортивный псиxoлог, руководитель психологического центра «Мир Вaшего Я» (г. Мocква).

Чего бы стоил наш организм, если бы в нем природой не были заложены защитные механизмы? Пустяковый порез никогда бы не зажил; самый легкий ветерок вызывал бы тяжелый насморк. Но порез заживает, а прогулка в ветреную погоду не заканчивается простудой. На разном уровне, начиная с самой маленькой клеточки, мы защищены природой от болезней и расстройств.

Точно также и душевные проблемы наша психика пытается исправить самостоятельно, не всегда ставя нас об этом в известность. В полной мере это касается беспокойств, тревожных состояний, страхов. Нагрузка на все системы организма столь велика, что психика не может оставаться в стороне и предлагает свои решения проблемы, не дожидаясь наших собственных попыток и вмешательства специалистов.

Природа защищает нас с фанатичностью осы, таскающей еду к замурованным в сотах личинкам. При этом наши защиты скрывают от нас наши проблемы. Так анальгин, притупляя боль, способствует развитию абсцесса. Наше состояние и поведение давно за пределами нормы, а нам кажется, что все в порядке.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что незачем копаться в воспоминаниях детства и отыскивать причины сегодняшних проблем. Проблемы надо решать «здесь и сейчас». Источники многих расстройств — прерванные и незавершенные когда-то действия, проблемы, неудовлетворенные желания. Обрывки их человек может обнаружить в себе здесь и сейчас, все незавершенное завершить и идти дальше.

От толкований причин расстройства мало пользы. Лучше исправлять проблемы. В гештальт-терапии упор делается на практику. Причем самоприменение различных методов поощряется. Клиент должен сам научиться решать свои проблемы, а не бежать с ними к психотерапевту. Самостоятельные работы клиента Перлз называл «экспериментами». Вот некоторые из них.

Конфликт этот в том, что наши импульсы, желания и стремления, пресеченные по требованиям норм поведения, возвращаются в нас и подавляются нами. Одна часть нас стремится реализовать запретное, другая ее подавляет.

То же переживаем мы на телесном уровне: одни мышцы совершают непроизвольные сокращения для реализации запретного стремления; мышцы антагонисты же их сдерживают и напрягаются. Наши тело и душа все в блоках и зажимах. Мы снимем их, если позволим запретному в той или иной форме реализоваться, блокированному вырваться наружу. Прерванное действие завершится, можно отдохнуть и идти дальше.

Смысл приема — делать то, что хочется. Позволить своему телу реализовать скрытые желания. Выпустить внутреннюю агрессию. Не дать ей обратиться против вас. Найти выражение внутреннему конфликту, выразить его и таким образом избежать саморазрушения.

Не давите ладонями на глаза. Раздавите апельсин и выпустите в этом действии свою агрессию.

Дайте пинка своему портфелю.

Ударьте кулаком диван.

Если ваше тело сдерживается, чтобы не мотаться из стороны в сторону и не говорить «Нет!» — сделайте это— мотайтесь и говорите.

Вы говорите «нет» твердо и громко? Или ваш голос дрожит? Вы просите или оправдываетесь? Или ваше «Нет» — подавленный бунт и неповиновение? Кому вы сопротивляетесь, от кого отбиваетесь?

Дайте выход всем пинкам, ударам и крикам детской ярости.

Прислушайтесь к своим мышечным ощущениям и вы почувствуете сильное желание проделать определенное движение. Например потянуться.

Потянитесь. Продолжите это движение. Тяните руки, если они тянутся. К кому они тянутся? Или может быть отталкивают?

Выполняйте все движения с силой соответствующей вашему чувству.

Делая все это, вы разряжаете подавленный импульс, соединяете разделенные части вашей личности, избавляетесь от последствий внутреннего конфликта, в которых всегда присутствуют и страх, и тревога.

Он также основывается на представлении о единстве телесного и психического в человеке. В данном случае на тождестве поглощения пищи и информации (моральных требований, теорий, идей, представлений).

Переход младенца от сосания и глотания жидкой пищи к кусанию и жеванию твердой определяет слишком многое в будущей жизни человека.

Регулирование первых естественных попыток агрессивного воздействия на среду (твердую пищу необходимо откусить, разжевать, чтобы затем переварить и построить из нее свое тело), насильственное кормление «через не хочу» (пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!) приводит к тому, что жизненно важный процесс еды превращается в нечто поспешное и отвратительное.

Куски проглатываются целиком и оседают камнем в желудке. Естественная попытка отторжения (рвота) строго пресекается. Ребенок лишен свободы в выборе питания, подавляет естественную и позитивную агрессию в этом акте и свое отвращение к навязанному подавляет тоже.

Потребности не удовлетворяются. Бунт карается. В конце концов, агрессия находит свой выход или в обращении на себя или в проецировании вовне.

То же происходит и в информации, потреблении знаний, моральных норм и требований. Здесь свобода выбора, попытки «откусить, разжевать и проглотить», стремление критически освоить те же нормы поведения для того, чтобы осознанно и самостоятельно построить после их «переваривания» собственные представления, подавляются довольно жестко. Делают это авторитарные родители, воспитатели и учителя.

В результате знания лежат в нас мертвым грузом. Нормы поведения и требования принятые целиком без анализа и переваривания становятся источником внутреннего конфликта.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Принципы счастливой жизни и психологической самозащиты

Насильственное кормление, насильственное образование, насильственное воспитание. Еда не насыщает. Иногда отравляет. Моральные требования, принятые целиком и не усвоенные, давят и становятся причиной расстройств, конфликтов внутренних и межличностных, неуправляемой агрессии, в которой всегда отражаются страх и тревога.

В предлагаемых далее методах мы будем восстанавливать нашу природную потребность в кусании, жевании и усвоении пищи физической и духовной. Мы восстановим способность к отторжению неусвоенного и непереваренного. Мы будем учиться отторгать не усвоенные нормы с тем, чтобы их заново переработать, принять и усвоить.

2.1. Попробуйте хоть раз в день сосредоточиться на еде

Откажитесь от привычной социализации (по сути — отвлечении) во время еды — чтения, смотрения телевизора, общения.

Собака, ухватившая кость, старается с ней уединиться. В этот момент для нее нет ничего важнее, чем грызть, жевать, глотать.

Ради эксперимента — станьте на эти полчаса собакой.

Обратите внимание — как вы это делаете. Поучитесь есть. Предупреждаем: сразу не научитесь — потребуется месяца два, не меньше.

Следите за своими ощущениями, запретами и сопротивлениями.

Как скоро вы перестаете различать вкус того, что вы едите? Совпадает ли потеря вкуса с приступами думанья и внутреннего говорения?

Способны ли вы откусывать (отрываете зубами кусок, например, булки или сжимаете зубы и отрываете рукой булку от сжатого зубами куска?)

Что вы испытываете, когда едите — нетерпение, жадность, отвращение, стремление поскорее все это прекратить?

Если еда вам не нравится — пресна, безвкусна — вы отказываетесь есть или глотаете впопыхах, не обращая внимание на вкус и запах?

В ответах на эти вопросы — ответы, как вы могли бы есть по своей природе, а также возможность вернуться к активной переработке и усвоению пищи, к тому способу и действию, который был в свое время прерван и подавлен.

2.2. Обратите внимание на свои челюсти

Когда вы не жуете, расслаблены они или сцеплены в мертвой хватке? Если вы все время ходите, сцепив зубы и играя желваками, это говорит о фиксации на акте сосания — отличительный признак невротика.

Нормальный переход от сосания к кусанию и жеванию у человека с бульдожьей хваткой был прерван. Кусок он не отпустит, но и откусить не в силах. Его агрессия в жизни ограничивается сжиманием челюстей. Он не способен рвать изжившие себя отношения, в риске видит только возможную неудачу. Живет отжившими привычками, воспоминаниями и старыми недовольствами.

Сцепленные зубы — это и напряжение горла, груди, препятствие дыханию и, как следствие — развитие тревоги.

От фиксации надо избавляться, работая челюстями.

Поэкспериментируйте с зубами. Дайте верхним и нижним едва прикоснуться. Не сжимайте и не разжимайте их какое-то время. Следите, что происходит.

Скоро зубы ваши начнут стучать, как от холода. Дрожь перейдет на мышцы. Вы начнете трястись. Не подавляйте эту дрожь. Она должна охватить вас целиком.

Теперь погуляйте зубами. Меняйте их касание: верхние резцы, нижние коренные и наоборот. Массируйте при этом свои желваки. Найдите здесь болезненные точки и сосредоточьтесь на них, попутно распуская все заметные вам теперь зажимы до полного прекращения напряжения.

Теперь сожмите челюсти, как при откусывании. Почувствуйте, как вслед за ними напряглись десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на этом напряжении, а затем внезапно освободите челюсти.

2.3. Это упражнение поможет через кусание и жевание решить совсем другие проблемы

Вы неспокойны, сердиты, подавлены, все время обвиняете кого-то или ведете изматывающие внутренние тревожные беседы и баталии с воображаемым обидчиком.

Попробуйте дать выход своей внутренней агрессии в… кусании и жевании.

Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба. Кусайте, грызите, рвите зубами так нетерпеливо и агрессивно, как вам этого хочется.

Не глотайте кусками.

Жуйте, жуйте, жуйте, жуйте.

Ваша агрессия теперь не направлена на вас, и на других. Она реализуется самым естественным биологическим образом — в кусании и жевании.

2.4. Попробуйте теперь поработать с духовной пищей

Как вы читаете, смотрите фильм? Проглатываете страницу за страницей и не помните героев по именам? Предпочитаете легкое чтение? Заставляете себя читать то, что вам не близко, но престижно?

Как вы смотрите кино? Для отдыха? Удовольствия? Обогащения? Понимаете, кто куда пошел и зачем или вам все равно, лишь бы сидеть и смотреть?

Все, что проглатывается, не усваивается. Оно болтается тяжелым грузом, тяготит и раздражает, давит и не дает нам ни удовлетворения, ни энергии.По аналогии с едой попробуйте избегать непережеванной и не усвоенной духовной пищи: вы почувствуете растущую уверенность и активность.

Научитесь жить лучше, получив необходимые вам знания и навыки при обучении по по абонементу, со скидкой

Источник: https://www.elitarium.ru/problemy-geshtalt-terapija-perlz-psihika-priem-konflikt-agressija-myshcy-povedenie-rasstrojstvo/

Гештальтпсихология: проблемы и решения

Проблемы гештальттерапии

Можно ли жить настоящим и не тащить за собой проблемы из прошлого? Одно из психологических направлений – гештальтпсихология, считает все проблемы, которые тянет человек за собой, незакрытыми гештальтами.

Постоянно вспоминая свои неудачи и поражения, человек страдает. Это отражается на здоровье и на эффективности его жизни.

Не страдать, а удачно жить – возможно? Работа с гештальтами дает свои положительные результаты.

«К счастью, Гештальт нет необходимости представлять,так сказать, последовательно — пункт за пунктом, так как целое не является простой суммой элементов». (4)

Джон Энрайт.

Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии

Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Её основателями считают немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку, Вольфгана Кёлера.

За основу в гештальт-направлении принято понятие «гештальт», то есть организованное целое, свойства которого не получаются из свойств его частей. Точного перевода с немецкого языка не существует. Организация частей в единое целое – так объясняют гештальт. Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части.

Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы:

  • По каким законам они работают?
  • Какие процессы их формируют?
  • Какие процессы их разрушают?
  • По каким закономерностям развиваются процессы?

Самое важное свойство гештальта — стремление к завершению.

Это направление исследует способность психических процессов человеческого организма к саморегулированию, считает своей основной целью – расширить осознанное мышление человека, чтобы, как следствие этого, произошло его понимание и принятие себя.

Завершенный и незавершенный гештальт

Завершенный гештальт осознается как ситуация успеха. Все получилось на данный момент, «пазл сложился». Потребности удовлетворены. Приятные чувства. Один из сторонников гештальтпсихологии, основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз обосновывает основные причины счастья и несчастья. Он сравнивает незавершенный гештальт с источником, который питает невроз.

Незавершенность гештальта – понятие, означающее неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Так уж устроена человеческая психика, что стремится закончить всё то, что начала.

Незавершенный гештальт:

  • невоплощенные в жизнь желания;
  • резкое завершение отношений с человеком по необъяснимым причинам;
  • незавершенная работа.

От того, как относится человек к такой сложившейся ситуации, зависит его состояние. Кто воспринимает события как очередную задачу, которую надо решить, ищет варианты решения, решает и тогда завершает гештальт. Завершая очередной гештальт, человек получает новую волну успеха и новые силы, и идеи для решения следующих жизненных задач. В таком образе жизни четко прослеживается линия удачника.

А вот если гештальт не завершен, и сама ситуация воспринимается как неразрешимая, и такие ситуации возникают одна за другой, а человек не предпринимает никаких продуктивных мер по поводу выхода из сложившейся системы, то начинает четко работать линия неудачника, так как удача систематически проходит мимо. Человек периодически вспоминает эти ситуации и испытывает сильный дискомфорт.

Опасность такого состояния – появление следующих факторов:

  1. тревоги;
  2. необъяснимой неудовлетворенности;
  3. дискомфорта внутри организма;
  4. преграды в достижении поставленных целей.

«Психосоматические симптомы, отчаяние, усталость и компульсивное поведение заменяют радость бытия» (1). Как разорвать замкнутый круг? По теории гештальтпсихологии, необходимо завершить гештальты, завершить начатое.

Простые незавершённые ситуации можно осознать, но гораздо сложнее закрыть гештальт, который человек тянет из детства. Такая незавершенность скрыта в подсознании. Здесь на помощь придет психолог.

Проблемы и их решение в концепции гештальтпсихологии

Идеи и принципы гештальтпсихологии в настоящее время нашли своё применение в гештальт-терапии.   

Психотерапия этого направления работает с проблемами клиента, преследующими его из давнего прошлого и с ситуациями в настоящем времени, как с мелкими неурядицами, так и с экзистенциональными проблемами.

Работа с психологом помогает:

  • жить в состоянии «здесь и сейчас»;
  • осознавать и принимать себя;
  • принимать собственное тело;
  • разобраться со своими чувствами, а также с незаконченными отношениями и одиночеством;
  • научиться опираться на собственные силы;
  • учиться саморегуляции;
  • решать проблемы самореализации;
  • быть счастливее.

Понимание существования и осознавание проблемы

С помощью методов гештальт-направления возможно научиться осознавать свои переживания, делать выбор и принимать решения.

Осознавание и решение возникшей проблемы идет по пяти основным ступеням:

  1. Возникновение сильного чувства, напряжения. Проблема появилась. 
  2. Восприятие целости ситуации, целостного её образа. Ситуация анализируется и осознается.
  3. Происходит процесс мышления в ходе  анализа и осознавания проблемы. Идёт поиск решения.
  4. Инсайт. Озарение происходит внезапно. Появляются ответы на вопросы. Проблемная ситуация видится понятной.  В значительной степени этот процесс мышления не осознаётся, хотя для него предварительно необходима сознательная работа.
  5. Исполнение выбранного варианта.

Осознавание начинается с вхождения в состояние «здесь и сейчас». В этом процессе актуальным и важным является только то, что происходит сейчас и в том месте, где находится человек. Это относится ко всему: к восприятию, чувствам, мыслям, фантазиям и действиям.

«Если вы не уверены, какие чувства испытываете, прислушайтесь к своим мыслям – они помогут найти ответ.

Другой способ разобраться в своих чувствах – это выяснить, чего вам хочется… … Некоторые могут испытывать беспокойство или какое-то неприятное ощущение, но его природа остается непонятной.

Если беспокойство ощущается в ногах, я задаюсь вопросом, чего хотят мои ноги. Когда ногам хочется убежать, значит, я чувствую страх. А если им хочется ударить, я испытываю гнев» (3).

Учиться осознавать стоит с простого упражнения «Что я сейчас вижу, слышу, чувствую?». Выполняя его, необходимо максимально точно и полно отмечать все нюансы.

От того, насколько человек внимателен будет к собственному опыту в данный момент, зависит, какой образ, какая целостная ситуация, какой гештальт сложится.

От глубины осознавания будет зависеть восприятие проблемы, понимание её, значение для человека и выбор, который будет в ней совершён. Обязательное условие при работе этого метода – наличие у человека способности осознавать себя и главные свои потребности.

С осознаванием связана ответственность.

В гештальт-направлении осознание клиентом того, что его мысли, чувства, действия – это результат внутренней деятельности самого клиента, что они им управляются и являются его собственным выбором – это и есть понимание и принятие ответственности. В понятии ответственности на первый план выходят способности человека осознавать реальность, отвечать за происходящее.

Поиск решений

Решение проблем в гештальтпсихологии сводится к переструктурированию личного опыта человека в состоянии «здесь и сейчас» в стремлении приведения личности к целостности и гармонии.

«Итак, нет дурных привычек, черт или симптомов. Это лишь повторяющиеся события, которые люди настойчиво заставляют значить что-то…» (4).

Цель – помочь человеку обрести самого себя. В процессе движения к цели человек должен сам научиться решать свои проблемы.

Главные процедуры гештальт-терапии:

  • усиление ощущений и чувств;
  • расширение осознанности;
  • принятие ответственности;
  • интеграция;
  • работа с мечтами и фантазиями;
  • преодоление сопротивлений.

Гештальт-психолог помогает клиенту научиться входить в состояние «здесь и сейчас», быть в этом процессе, осознавать свои потребности, желания, чувства, мысли, телесные ощущения, восприятие внешнего мира и межличностных взаимоотношений. Психолог не навязывает своих решений и не дает советы.

Автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара» Джон Энрайт отмечает: «Лучшая помощь в мире та, которая совершенно                                                                    ненамеренна, а многие деструктивные вещи происходят из намерения помочь» (4).                                                     

В процессе терапии человек все больше знакомится с самим собой, узнает и испытывает настоящие чувства: ненависть и любовь, раздражение и восхищение, тоску и радость, другие чувства и ощущения, возможно, даже незнакомые для него до настоящего момента.

Осознавая свои глубинные чувства, клиент осознает истинные желания. Понимая свои желания, можно их реализовать. Реализовав желания, можно ощутить, наконец, удовлетворение жизнью.

Гештальтпсихология даёт человеку возможность научиться самостоятельно избавляться от проблем, от тех самых незавершенных гештальтов.

Наличие незакрытого гештальта расходует психическую энергию и эмоционально истощает человека. Такая незавершенность провоцирует различные расстройства в организме, ухудшение самочувствия, снижение критичности мышления. Появляются трудности в межличностных отношениях. Чем больше проходит времени, тем сложнее разобраться в ситуации, детали произошедшего забываются.

Самый простой способ закрытия гештальта – получение того, чего хотелось, от того, от кого хотелось. Потребности удовлетворились, все получилось.

Если по каким-то причинам невозможно получить желаемое, то, поняв, какая ситуация не завершена, можно с ней работать. Самый часто используемый способ закрытия гештальта – воссоздать ситуацию и доиграть ее до конца.

Методы гештальт-терапии помогают клиентам понимать и глубже осознавать свои переживания. Упражнения позволяют человеку восстановить связь со своими частями, которые он, возможно, отрицает или вовсе игнорирует. Процесс терапии сводится практически к завершению незаконченных клиентом дел.

Результат решения проблем

«Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии… …Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже – как этого достичь» (2).

Одно из преимуществ гештальт-направления в том, что оно не только решает проблемы человека, а еще улучшает качество его жизни. В процессе терапии развивается способность понимания себя. С помощью применения методов гештальт-подхода происходит личностный рост человека, раскрытие и реализация его потенциалов.                     

Литература:

  • 1. Перлз Фредерик С. Внутри и вне помойного ведра. – Спб.: Питер, 2019. – 300 с.
  • 2. Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М.: Академический проект, 2019. – 207 с.
  • 3. Санд Ильсе.

    Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах. – М.: Альпина Паблишер, 2018 г. – 156 с.

  • 4. Энрайт Джон. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. – М.: Медков С. Б., 2018. – 192 с.

Мензеренко Елена, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/688-gestalt-psychology-problems-and-solutions

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: