Проблемы пенсионного реформирования

Содержание
  1. Пенсионная реформа России 2019-2024 годов
  2. Цель проводимой реформы и её этапы
  3. Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен
  4. Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся
  5. Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года
  6. Индексирование пенсии в 2019-2024 годах
  7. Последние новости и изменения в пенсионной реформе
  8. Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы
  9. Отмена пенсионной реформы
  10. Аргументы в пользу отмены реформы
  11. Общественная инициатива об отмене повышения пенсионного возраста
  12. Законопроекты об отмене пенсионной реформы
  13. Проект 7-1342
  14. Будет ли отмена пенсионной реформы в России (последние новости)
  15. Проблемы в области пенсионного обеспечения
  16. Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России
  17. Библиографическое описание:
  18. Пенсионная система — самая большая проблема России. Почему нужна реформа
  19. Что такое пенсия
  20. Как выглядит бюджетная система

Пенсионная реформа России 2019-2024 годов

Проблемы пенсионного реформирования

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции.

Такое решение  вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства.

Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

pixabay.com

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население — 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.

Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е.

им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Тенденция реверсирования пенсионного возраста

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

pixabay.

com

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий.

До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно.

Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий.

Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

pixabay.

com

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано.

В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания.

Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой.

При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

pixabay.

com

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста.

За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться.

С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов.

Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы.

И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения.

Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Оригинал статьи: https://bankiclub.ru/pensii/pensionnaya-reforma-rossii-2019-2024-godov/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/pensionnaia-reforma-rossii-20192024-godov-5da5752098930900b645581c

Отмена пенсионной реформы

Проблемы пенсионного реформирования

В 2019 году в России приступили к постепенному повышению пенсионного возраста — для женщин его увеличивают с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65. Однако обсуждение пенсионной реформы, в особенности последствий от ее реализации, продолжается до сих.

И довольно часто в экспертных и политических кругах звучат аргументы в пользу отмены реформы и возврата старого пенсионного возраста. Помимо этого, были подготовлены и внесены на рассмотрение несколько законопроектов об отмене пенсионной реформы, а граждане собрали более 100 тыс.

подписей под общественной инициативой с просьбой снизить пенсионный возраст до «старых» нормативов.

Особенно активно необходимость отмены реформы стала обсуждаться в 2020 году в период пандемии коронавируса.

Несмотря на предусмотренную законом гарантию от необоснованного увольнения, некоторые предпенсионеры остались без работы.

Они вынуждены были вставать на учет в Центр занятости населения, оформлять пособие по безработице, искать новую работу или вообще обучаться новой профессии. Хотя «по старым правилам» они могли бы уже быть на пенсии.

https://www.youtube.com/watch?v=ni7LA7j2j_M

Все это снова подтолкнуло к обсуждению возможной отмены пенсионной реформы, что сопровождается массовыми публикациями в СМИ и социальных сетях.

Аргументы в пользу отмены реформы

Среди причин для отмены пенсионной реформы можно выделить две основные:

  1. Намечается снижение занятости среди предпенсионеров, что может быть обусловлено массовыми увольнениями, несмотря на предусмотренные законом гарантии, а также нежеланием самих предпенсионеров работать в таком возрасте. По данным Росстата, на 1 января 2019 г. насчитывалось 10,1 млн предпенсионеров, среди них трудоустроенными были лишь 40%.
  2. Данные о продолжительности жизни россиян, на основании которых и принималось решение о проведении реформы, являются завышенными. В Правительстве регулярно отмечают стабильный рост ожидаемой продолжительности жизни. Но увеличение этого показателя происходит в основном за счет снижения младенческой смертности.

Помимо этого, реформа до сих пор вызывает массовое недовольство граждан.

Согласно опросу агентства Superjob.ru, проведенному в августе 2020 г., за отмену повышения пенсионного возраста выступают почти 90% россиян.

Общественная инициатива об отмене повышения пенсионного возраста

Еще в 2018 году, когда только приступили к обсуждению закона о пенсионной реформе, на портале «Российская общественная инициатива» появилась инициатива № 66Ф42328 «Не допускать повышения пенсионного возраста». Довольно быстро эту инициативу подписали более 100 тыс. человек, после чего ее направили на рассмотрение в экспертную группу Правительства.

12 апреля 2019 г. было подготовлено экспертное заключение по результатам рассмотрения инициативы. В нем сообщается о нецелесообразности отмены пенсионной реформы.

Отмечается, что процесс рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста (№ 350-ФЗ) сопровождался широким экспертным и общественным обсуждением. В рамках публичного обсуждения проект существенно доработали и учли обоснованные замечания.

В том числе, сохранили пенсионный возраст для различных социальных и профессиональных групп, а также предусмотрели различные гарантии и льготы для предпенсионеров:

  • Увеличили границу, определяющую предпенсионный возраст: ранее таковым считался возраст за 2 года до выхода на пенсию, а теперь за 5 лет.
  • Повысили пособие по безработице для предпенсионеров. Его максимальный размер теперь приравнивается к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения (в 2020 году это 12130 рублей).
  • Распоряжением Правительства РФ № 3025-р от 30.12.2018 г. утвердили программу профессионального обучения и образования для предпенсионеров до 2024 года. Всего по предусмотренной программе планируется обучить не менее 450 тыс. граждан.

С учетом этого, экспертная рабочая группа считает нецелесообразным отменять пенсионную реформу. Однако отметила необходимость в введении дополнительных мер защиты прав предпенсионеров и пенсионеров, поэтому направила материалы общественной инициативы на рассмотрение в Минтруд, Минфин и Минэкономразвития.

Стоит отметить, что никаких дополнительных мер поддержки более не вводилось.

Фото duma.gov.ru

Законопроекты об отмене пенсионной реформы

В 2020 году во время пандемии коронавируса к вопросу отмены пенсионной реформы вернулись снова. Озвучивались мнения, что такое решение помогло бы населению гораздо больше, чем осуществление единовременных выплат и любые другие меры поддержки.

Одной из первых с таким предложением выступила бывший депутат Госдумы, а сейчас депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева.

Она подготовила законопроект о временной отмене реформы и возвращении старого пенсионного возраста (55 и 60 лет) на период 2020-2021 г.

Но для того, чтобы проект рассмотрели в Госдуме, сначала требуется получить одобрение депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга. К слову, пока этот законопроект не рассматривали.

Затем с инициативой полной отмены пенсионной реформы выступил депутат Мосгордумы Евгений Ступин. Предложенный им проект отклонили в ходе рассмотрения на заседании МГД 22 июля 2020 г. Тогда «против» отмены пенсионной реформы проали депутаты от «Единой России», которых в МГД большинство.

Проект 7-1342

Стоит также отметить проект законодательной инициативы № 7-1342 от Ярославской областной Думы, внесенный на рассмотрение 10 августа 2020 г.

В нем предлагается отменить действие закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.

, а также выплатить компенсации в виде невыплаченных пенсий всем, кто попал под действие реформы и не стал пенсионером по нормативам старого пенсионного возраста. Текст проекта представлен далее:

Проект законодательной инициативы 7-1342 об отмене реформы

Пока данный проект не рассматривался, но уже сейчас можно отметить его главный недостаток. Инициатива предполагает полную отмену положений закона № 350-ФЗ. Но в нем не только закреплено повышение пенсионного возраста, но и ряд других важных изменений:

Будет ли одобрен этот проект или отклонен, пока неизвестно. Заключение от Комиссии Совета законодателей по вопросам социальной политики к проекту должно быть подготовлено в срок до 28 сентября 2020 г.

Будет ли отмена пенсионной реформы в России (последние новости)

Объективно, сейчас нет никаких причин для отмены пенсионной реформы. Одной из главных задач этой реформы было снижение нагрузки на федеральный бюджет и бюджет ПФР. И с этой задачей удается справиться.

  • Если отталкиваться от данных Национального рейтингового агентства (НРА), по итогам 2019 года из-за реформы бюджет сэкономил в 2 раз больше, чем планировалось — 21,5 млрд руб. При этом по итогам 2020 года может быть сэкономлено еще около 50 млрд руб.
  • Эффект был достигнут за счет сокращения численности пенсионеров по старости. За 9 месяцев 2019 г. их численность сократилась на 401,3 тыс. человек, а это 1,1% от общего числа пенсионеров по старости.

Единственное, что может произойти — это донастройка системы пенсионного обеспечения. Например, введение каких-то новых оснований для досрочного выхода на пенсию, изменение условий назначений пенсий и порядка ее индексации (например, восстановление индексации для работающих пенсионеров). Также могут быть предложены новые меры поддержки предпенсионеров.

Источник: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma/otmena/

Проблемы в области пенсионного обеспечения

Проблемы пенсионного реформирования

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Пенсионное обеспечение 2019

Для обеспечения социальной стабильности в обществе необходима устойчивая пенсионная система. Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного обеспечения является одним из наиболее сложных вопросов современной рыночной экономики.

Основные проблемы пенсионного обеспечения в настоящее время являются следующие:

1. Рост общей численности пенсионеров.

Соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста в нашей стране, является неблагоприятным — сокращается численность работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров.

Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прежде всего, это обусловлено демографическими изменениями, связанными с увеличением продолжительности жизни, ростом пенсионной нагрузки на работающее население.

2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан, что приводит к дефициту бюджета ПФР. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам.

3. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий.

Коэффициент замещения — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в настоящее время составляет 35%.

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % от заработной платы.

4. Низкий уровень финансовой грамотности населения.

Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В качестве фактора, способного обеспечить повышение уровня пенсий, рассмотрено добровольное пенсионное страхование граждан.

В Российской Федерации наряду с обязательным пенсионным обеспечением законодательно предусмотрено добровольное пенсионное страхование.

Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накопления будущих пенсий. Эта часть пенсии является дополнительной к обязательной пенсии — государственной или трудовой. Добровольное пенсионное страхование делится на корпоративное и личное. В случае добровольного пенсионного страхования размер взносов определяется предприятием или гражданином, а не государством.

Условия назначения корпоративной пенсии определяются коллективным трудовым договором и пенсионной программой предприятия.

Личные пенсии формируются гражданином самостоятельно за счет накоплений, осуществляемых им в свою пользу или в пользу третьих лиц. Добровольные пенсии могут выплачиваться как пожизненно, так и в течение установленного срока.

В этом случае добровольные пенсии могут наследоваться. Разрешается одновременное формирование нескольких добровольных пенсий.

Добровольное пенсионное страхование является фактором, который может обеспечить устойчивость пенсионной системы на долгосрочную перспективу.

Например, в США, наряду с государственными системами пенсионного обеспечения, широкое распространение получили частные пенсионные планы (пенсии), охватывающие около 48% экономически активных граждан.

Участие американцев в пенсионных планах по месту работы значительно выше и составляет 83%.

Почти 6,6 млн. чел. накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Более 2,1 млн. граждан формируют одновременно и ту и другую часть пенсии. Около 1,5 млн. граждан уже получают дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах.

Пенсионная система 2019
Повышение пенсий 2019
Оформление квартиры 2019
Оформление собственности 2019
Оценочная деятельность 2019

Проблемы развития дополнительного пенсионного обеспечения в России

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 879 раз

Библиографическое описание:

Источник: https://migrant-plus.ru/problemy-v-oblasti-pensionnogo-obespecheniya/

Пенсионная система — самая большая проблема России. Почему нужна реформа

Проблемы пенсионного реформирования

© Кирилл Канин. Митинг против пенсионной реформы в Новосибирске, 16 июня

19 Июн 2018, 00:36

Мнение публициста и общественного деятеля из Новосибирска Дмитрия Холявченко.

Многие годы я говорил и писал, что пенсионная система — это главная проблема современной России. Заявленная реформа — единственное действие федеральной власти, которое свидетельствует если ли не об остатках здравого смысла, то хотя бы о чувстве страха, хоть как-то соотносящегося с реальностью.

Но опыт принятия любых решений в нашей стране показывает, что мотивы часто не имеют никакого значения, а любой анализ можно строить только на опыте применения реформ. Давайте посмотрим на ситуацию в общем и попробуем понять, является ли увеличение пенсионного возраста реформой на самом деле.

Что такое пенсия

Пенсия (особенно государственная) — это наследие индустриальной эпохи. В условиях, когда большая часть населения стала работать на промышленных предприятиях, всю жизнь выполняя тупую техническую работу с невероятным уровнем отчуждения от труда, пенсия стала универсальным механизмом решения целого ряда проблем.

Важнейшая из этих проблем — среднестатистическая невозможность с определенного времени выполнять свою работу из-за дряхлости — сейчас практически потеряла свою важность, по крайней мере, до возраста 70 лет.

Что касается восприятия пенсии как «заслуженного отдыха», то обоснованность постановки такого рода вопроса для безусловно трудоспособных 55–65-летних мужчин и женщин скорее лежит за пределами социально-экономической логики, противоречит ценности труда как органичного человеческой жизни процесса.

Это легко решается в нормальной экономике персональным выбором и частным капиталом, определяется глобальными трендами развития современного общества.

В современном обществе подавляющая часть людей занята в третичном секторе экономики. Накопление становится важным фактором независимости от государства.

Современный человек практически в любой сфере имеет возможность двигаться вверх по служебной лестнице и со временем переходить из непосредственного производства товаров и услуг к управлению, образованию или наставничеству, аналитике и исследованиям. И это становится не только вопросом карьеры и дохода, но возможностью очень сильно продлить период продуктивной части жизни.

Даже если с возрастом человек не может заниматься физическим трудом в прежнем объеме, он трансформирует свой опыт в физически легкую, но дорогостоящую с точки зрения рынков работу, выстроенной на основании его опыта.

Как и любой социально и экономически значимый процесс пенсионная система в нормальной экономике всегда обоснована в первую очередь экономической логикой и экономической эффективностью.

Говоря проще, ни в одной экономически успешной (и, кстати, социально ориентированной) стране пенсия не выплачивается только потому, что людям нужна помощь, потому что они заслужили. Или потому, что так исторически сложилось. Пенсионная система развитых стран мира — это мощнейший и невероятно эффективный инвестиционный механизм.

В большинстве из них пенсионные фонды концентрируют большие объемы капиталов, чем банки, и являются важнейшим сегментом мировой экономики, который обеспечивает долгие инвестиции.

Понятно, что логика возникновения пенсионной системы, включая государственную, на политическом уровне может быть детерминирована и социальными задачами, и представлением о социальной справедливости. Но существование этой системы на базовом уровне вызвано именно ее эффективностью и основным функциональным назначением — обеспечением экономики «долгими» деньгами.

Пенсионная система России — историческое наследие распределительной и плановой системы народного хозяйства, распространенное на население, по роду занятости вырванное и из мирового разделения труда, и из объективности рыночных процессов.

Говоря проще, размер российской пенсии, как и стоимость труда человека работающего (или работавшего в советское время) на государство, чаще всего вообще никак не зависит ни от рынка труда, ни от рыночной стоимости произведенного им продукта.

То есть, кто и сколько должен получать, зависит не от того, сколько в реальности человек произвел в стоимостном выражении работы, а от того, насколько важным был в какой-то, выбранный государством, момент его труд для обороны, бюрократических задач, государственных представлений об инвестициях в основные фонды.

Все это привело к тому, что при включении России в мировую экономику:

  • во-первых, формат и качество производимых товаров и услуг не соответствовал спросу;
  • во-вторых, дисбаланс между отраслями с точки зрения их модернизации был слишком большой, чтобы не наносить ущерба;
  • в-третьих, большая часть работы значительной части населения, включая сделанную до 1991 года, просто пропала с точки зрения капитала. При огромных объемах вложенного за всю свою жизнь труда, большинство населения не создало ничего полезного с точки зрения процессов мировой экономики. Они просто не заработали стране на пенсию.

Поэтому пенсия в России — это не эффективный инвестиционный механизм и даже не инструмент реализации социальной справедливости. Это социальное пособие, которое по традиции выплачивают людям, достигшим определенного возраста, чтобы они не умерли с голоду.

Однако в России все-таки есть рынок, бизнес, конкуренция и частная собственность, и поэтому ни один существующий институт, включая пенсионную систему, не может не иметь экономического значения. Пенсионная система — это один из важнейших в стране факторов регулирования потребления.

Триллионы рублей, пока еще стабильно выдаваемые государством малообеспеченным слоям населения, — это те доходы, которые люди тратят в первую очередь на продукты, лекарства, одежду, товары повседневного массового спроса.

Не секрет, что долгие годы единственным драйвером российской экономики было потребление, а перераспределение дохода маленькими порциями в пользу самой массовой категории населения приводило к разгону инфляции на рынках товаров массового потребления и торможению потребления в более высокодоходных сегментах.

Однако, если кто-то (без какой бы ни было своей вины, кроме молчаливого соглашательства с экономическим безумием советского государства) десятилетиями получал под видом пенсии незаработанное социальное пособие, то кто-то эти доходы недополучал.

Вся пенсионная система формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, и взнос в пенсионный фонд практически в два раза превышает подоходный налог. Большинство населения вообще не знает о существовании этого налога.

По сути, он является наказанием для бизнеса за активность и создание рабочих мест.

Получается, что больше всего страдает малый бизнес в сфере услуг, подрядных работ и торговли, где львиная доля расходной части бюджета приходится на заработную плату. Все эти изъятые из оборота бизнеса средства — это неслучившиеся инвестиции, а, следовательно, ущерб для экономики.

Понятно, что часть этих денег возвращается в оборот бизнеса в результате потребления пенсионеров. Максимальную выгоду от существующей пенсионной системы получает примитивный ритейл.

При этом средства вымываются из сферы сложных услуг, инновационной сферы, построенной на качественном труде, секторов, способных в кризис создать максимальное количество рабочих мест и тем самым выполнить наиболее важную социальную функцию в современном обществе.

Есть еще одна очень несправедливая и негативная с точки зрения экономики сторона, о которой обычно не принято говорить, — это отчисление бизнесом взносов в пенсионный фонд в общий котел.

То есть активный бизнес крупных городов и относительно нормально развивающихся регионов платит пенсии быстро стареющему населению депрессивных районов.

В первую очередь, малым городам и сельской местности бесперспективных областей Центральной России, где трудоспособное население уезжает, а старики доживают свой век в ужасных условиях.

Как выглядит бюджетная система

Очень часто, когда мы говорим о деятельности российского государства, мы забываем, что на федеральном уровне власти у нас не один, а четыре бюджета. Давайте посмотрим на расходную часть федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов:

Бюджет

Размер расходной части бюджета, млрд.руб.

Доля в консолидированных расходах на федеральном уровне

Федеральный бюджет

16 530,0

 в т.ч. субсидии ПФР

3 356,6

в т.ч. субсидии ФОМС

32,2

в т.ч. субсидии ФСС

46,3

1

Федеральный бюджет за вычетом субсидий внебюджетным фондам

13 094,9

54,0%

в т.ч. «на здравоохранение»

321,0

(1,3%)

в т.ч. «на социальную защиту»

1 328,0

(5,5%)

в т.ч. на федеральную бюрократию

1 236,0

(5,1%)

в т.ч. на силовые структуры

2 272,0

(9,4%)

в т.ч. на дотации регионам

860,0

(3,5%)

в т.ч. на обслуживание госдолга

824,0

(3,4%)

    в т.ч. на всё остальное в стране

6 253,9

(25,8%)

2

ПФР

8 439,9

34,8%

в т.ч. страховая пенсия

6 619,3

(27,3%)

в т.ч. остальные пенсионные выплаты

635,2

(2,6%)

в т.ч. социальная защита

726,6

(3,0%)

в т.ч. материнский капитал

341,4

(1,4%)

в т.ч. содержание фонда

117,4

(0,5%)

ФОМС

1 994,1

в т.ч. субсидии ФСС

18,3

3

ФОМС за вычетом субсидий ФСС

1975,8

8,2%

в.т.ч. на здравоохранение

1975,1

(8,1%)

в т.ч. содержание фонда

0,7

(>0,1%)

4

ФСС

736,6

3,0%

в т.ч. на «социальную защиту»

710,7

(2,9%)

в т.ч. содержание фонда

25,9

(0,1%)

ИТОГО

24 247,2

100%

Источники:

Источник: https://tayga.info/141035

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: