Проективные методики в оценке персонала

5 основных видов психологических тестов при поступлении на работу

Проективные методики в оценке персонала

Работодатели хотят быть уверены, что у сотрудников нет скрытых мотивов, и что они будут принимать решения, руководствуясь стратегией компании.

Для этого вместе со вступительными оценочными испытаниями рекрутеры предлагают психологические тесты при приеме на работу.

Хотя здесь нет правильных или неправильных ответов, к ним несложно подготовиться, обойдя конкурентов на вакансию.

Предстоят психологические тесты?

Мощная подготовка

Источник: https://TestOnJob.ru/blog/vse-pro-psihologicheskie-testy/

Тестирование персонала – все о методах оценки сотрудников

Проективные методики в оценке персонала

Тестирование претендентов на должность предусматривает комплексную оценку их психологических и профессиональных качества.

Оно позволяет выявить, насколько потенциальный сотрудник соответствует требованиям вакансии.

Подобная методика чаще всего применяется в случае необходимости выбрать лучшего работника среди нескольких кандидатов. Рассмотрим виды тестирования персонала и его преимущества.

Значение тестовой проверки в комплексной оценке персонала

Основной движущей силой любого предприятия считаются люди. Следовательно, важнейшей задачей, стоящей перед кадровиками при наборе персонала, является выбор лучших кандидатов.

Грамотное рекрутирование позволяет предупредить трудовые конфликты, оптимизировать бизнес-процессы, минимизировать количество брака, повысить безопасность труда. Тесты разрабатываются специалистами разных сфер.

Однако методик, способных гарантированно обеспечить положительный результат, не существует. Тестирование имеет свои плюсы и минусы, как и другие методы оценки персонала. Поэтому при отборе персонала необходимо задействовать и другие технологии: собеседование, анкетирование, деловые кейсы и прочие. Решение принимается после анализа результатов всех задействованных методов.

Достоинства и недостатки тестирования персонала

Применение тестов рекрутерами получило широкое распространение. Использование данной методики дает возможность оценить большое количество потенциальных работников в условиях ограниченного времени. Однако только с их помощью невозможно составить детальный потрет кандидатов. Данная технология имеет следующие преимущества:

  • результаты тестирования не зависят от субъективных оценок;
  • информация, полученная в ходе тестирования, проверяется путем анкетирования и интервьюирования;
  • допускается одновременное прохождение тестов несколькими кандидатами;
  • есть возможность пройти удаленное тестирование, что удобно для кандидатов, которые проживают в других регионах или странах.

Основным недостатком тестирования является то, что оно не всегда объективно, поскольку на конечные итоги оказывают негативное влияние стресс и волнение.

При этом недостаточно компетентный работник может дать правильные ответы на все вопросы, подсмотрев их в Интернете или других источниках. Оценка результатов тестов должна осуществляться специалистом.

Руководство должно быть готово к издержкам на оплату его труда.

Подготовка к тестовой оценке персонала

Предварительно выполняется подготовительная работа, состоящая из нескольких этапов:

  • определение задач оценки;
  • выявление перечня лиц, которые будут проходить проверку;
  • определение лица, ответственного за проведение проверки;
  • уточнение роли тестирования в системе оценки персонала;
  • выбор подходящих тестов;
  • определение правил тестирования и анализа конечных результатов.

Выполнить поставленные задачи помогает батарея тестов. Необходимость ее применения обусловлена тем, что с помощью одного испытания невозможно выявить все свойства кандидатов.

Интерпретация результатов требует высокого уровня подготовки от специалистов, а штатные кадровики не всегда обладают знаниями, требуемыми для осуществления комплексной проверки.

По этой причине руководство часто привлекает профессионалов и пользуется услугами компаний, которые занимаются подбором кадров.

Принципы подбора тестов для проверки персонала

Тесты подбираются исходя из специфики вакансии. Тестирование бухгалтеров направлено, в первую очередь, на проверку их специализированных знаний и опыта.

При отборе работников сферы торговли и услуг оцениваются коммуникативные навыки кандидатов, умение правильно общаться с клиентами.

Для топ-менеджера первоочередное значение имеют лидерские качества — умение убеждать и влиять на людей, вести за собой, принимать решения.

Подготовка к проведению тестирования предусматривает составление описания вакансии, выявление основных компетенций лучшего работника. Далее специалист кадровой службы подбирает испытания, позволяющие оценить необходимые навыки.

Тестирование будет эффективным только при условии правильной подготовки перечня требований к потенциальным работникам. Для оценки штатных сотрудников нужно подготовить кадровый резерв предприятия, оценить квалификацию работников,выявить потребность в его обучении.

Виды тестов

В ходе тестирования проверяются знания должностных обязанностей, уровень интеллекта и черты характера сотрудников. Различают такие виды тестов, как испытания, опросы и проективные технологии.

Первые позволяют выявить квалификационные навыки работников. Их используют при обязательной аттестации персонала и для оценки претендентов на должность. Зачастую в ходе тестирования работникам IT-сферы предстоит выполнить задачи разного уровня сложности по программированию, юристам и бухгалтерам — продемонстрировать знания нормативных документов.

С помощью опросов выявляются темперамент и характер личности, уровень интеллекта, склонность к разным видам деятельности.

Верные ответы на проективные тесты отсутствуют. Специалист оценивает то, как человек реагирует на разные ситуации, и, исходя из результатов, делает выводы относительно его психологических характеристик. Такая методика дает возможность выявить творческие способности личности.

Распространенные методики тестирования сотрудников

Преобладающее количество тестов, которые используют российские эйчары, пришло из других стран. Важно применять их с учетом особенностей русского менталитета.

Тест Люшера

Предусматривает неосознанный выбор оттенков человеком. Дает возможность выявить настроение и психологическое состояние претендента на вакансию, его направленность на занятие определенной деятельностью. Для подтверждения эффективности тестирования проводился ряд исследований. В классическом варианте применяется 73 цвета, в России — только 8.

Тест Роршаха

Представляет собой психодиагностический тест, предназначенный для исследования личности через интерпретацию чернильных пятен. С его помощью можно выявить нарушения психологического состояния, психические расстройства, желания и фобии человека. Многие эксперты скептически относятся к подобной технологии, считают ее псевдонаучной.

Многофакторный анализ исследования личности

Метод MMPI, пришедший в Россию из Америки. Предусматривает сравнение ответов индивида со среднестатистическими показателями значимости выбранных решений.

Испытания интеллектуальных способностей

Для измерения общего уровня знаний применяются интеллектуальные тесты Векслера, Бине-Симона, Айзенка. Минусом такого метода является то, что задачи имеют только одно правильное решение. В рабочей же деятельности есть необходимость в использовании разных тактик. Поэтому эффективность работы сотрудника мало зависит от того, насколько высокий уровень его интеллекта.

Способы оценки эффективности испытаний

Объективность тестирования обеспечивается за счет использования показателей валидности и надежности. Под валидностью подразумевается критерий, который указывает на достоверность теста.

Он позволяет определить, насколько конкретная задача подходит для оценки определенной характеристики претендента на должность. Зачастую валидность исследований не превышает 80%, при этом она варьируется в зависимости от группы испытуемых.

Тесты, оказавшиеся высоковалидными для одной группы испытуемых, для другой могут быть невалидными.

Для определения надежности тестирования проверка проводится повторно спустя некоторое время. Идентичность ответов испытуемых из одной группы говорит о высокой результативности тестов. Также эксперт может сделать вывод о надежности тестирования, сравнив результаты этого метода с каким-либо другим, например, интервью.

Выводы

Тестирование сотрудников будет эффективным только при условии грамотного проведения всех этапов испытаний. Из большого количества тестов важно выбрать те, которые оптимально подходят для определенной должности.

Специалисты компании «Авантаж», имеющие высокий уровень квалификации, проводят профессиональное тестирование потенциальных сотрудников. На протяжении более десяти лет мы успешно осуществляем деятельность в сфере подбора и оценки персонала. Фирма располагает базой данных тысяч людей, которые прошли тестирование и готовы приступить к работе в СПб и области.

Источник: https://avantaj-spb.ru/informatsiya/stati/testirovanie-personala-vse-o-metodah-otsenki-sotrudnikov.html

Оценка персонала: знакомство не вслепую

Проективные методики в оценке персонала
Оценка персонала – не мода, а объективная необходимость при приеме на работу новых сотрудников, рассмотрении кандидатур на повышение, реорганизации предприятия, оптимизации структуры управления и выборе форм мотивации.

Оценка персонала производилась всегда, но до недавнего времени для этого не существовало эффективных методик; приходилось полагаться лишь на субъективный опыт руководителя или кадровика.

Но условия меняются, и принципы, незыблемо существовавшие многие годы, оказались малоэффективными, а бизнес, опирающийся на команду, построенную таким способом, неконкурентоспособным.

Традиционные критерии оценки

Не так давно при подборе нового сотрудника или кандидата на другую должность руководствовались следующими критериями: • образование и специальность • возраст • опыт работы в данной или смежной области • наличие положительных отзывов и рекомендаций • знание языков и компьютера • личные впечатления Тем не менее, образование не всегда является критерием профессионализма. Многие прилежные выпускники престижных ВУЗов часто оказываются не готовыми решать реальные задачи. Возраст как критерий авторитета давно утратил свое значение, а гибкость является не прерогативой молодых, а качеством сугубо индивидуальным. Наличие опыта – фактор положительный, если соискателю придется выполнять идентичную прошлой работу. В современных условиях на каждом конкретном месте есть свои нюансы, и сотрудник, слишком уверенный в своей компетентности, может испытать сложности при адаптации на новом месте и поиске общего языка с руководителем. Наличие положительных рекомендаций – субъективный фактор. Если человек хорошо проявил себя на прошлой работе, это не гарантирует, что он впишется в новую команду. К тому же о таких рекомендациях можно просто договориться. Знание языков и профессиональное владение компьютером является важным критерием, если это непосредственно связано с работой. В большинстве случаев от сотрудника требуется владение компьютером на элементарном пользовательском уровне, а знание языков может пригодиться от силы раз в год. При достаточной гибкости и заинтересованности все эти вопросы решаются по ходу дела. Личные впечатления тоже могут быть обманчивыми. К тому же сейчас существуют курсы и тренинги, на которых обучают тому, как произвести необходимое впечатление на собеседовании. Казалось бы, все перечисленные проблемы возникают только при приеме новых сотрудников и не касаются людей, давно работающих на предприятии, но это не так. Как правило, на новую должность продвигают сотрудника, хорошо зарекомендовавшего себя на существующей работе, забывая, что на разных должностях – разные критерии соответствия. Например, добросовестный, квалифицированный и исполнительный работник может не обладать организаторскими способностями, необходимыми для руководящей должности. И наоборот, человек, наделенный инициативностью и лидерскими качествами, часто будет конфликтовать со своим непосредственным начальником и вряд ли окажется в списке кандидатов на повышение. Все перечисленные доводы говорят о неэффективности традиционных методов и критериев оценки персонала и необходимости поиска новых.

Психологические подходы

Современные методы оценки персонала ориентированы в первую очередь на психологию, на оценку личностных, а не сугубо профессиональных качеств. Они позволяют определить предрасположенность к тому или иному виду деятельности, склонность человека быть лидером или, наоборот, исполнителем, способность к обучению и освоению новых навыков, коммуникативные качества и многое другое. Принципиальное отличие психологических подходов в том, что они дают возможность оценить не только сиюминутное состояние человека, но и выявить потенциал, спрогнозировать перспективы профессионального роста и взаимоотношений с коллегами и руководством. Строго говоря, психологические оценки применялись издавна, ведь хороший руководитель или кадровик умел разбираться в людях. Но, к сожалению, далеко не каждый. Кроме того, оценки, построенные на субъективных впечатлениях, часто бывают обманчивыми. Так назрела необходимость в создании и применении формализованных методик, и все большее количество фирм стало использовать психологические тесты.

Экскурс в историю

Самые первые разработки тестов для оценки профессионального соответствия касались в основном профориентации. Задача таких тестов – определять направления вида деятельности, в которых человек будет работать наиболее эффективно, например, “человек-техника”, “человек-природа”, “человек-человек”, “человек-знак”. Они предназначались для подростков, выбирающих будущую специальность, и людей, решивших сменить профессию. Главным их недостатком является использование только прямых вопросов, смысл которых очевиден для тестируемого. Если задачей человека был выбор учебного заведения, такие тесты работали относительно неплохо. Но как только включался мотив занять желаемую вакансию, тестируемый начинал сознательно или неосознанно подгонять ответы под ожидаемый результат. Тем не менее, профориентационные тесты долгое время использовались при приеме на работу и оценке соответствия должности. Одной из относительно удачных разработок в этом направлении был профориентационный тест, сделанный на базе MMPI. Давая многоуровневый анализ личности, тест открывал далеко не очевидные качества, использовал проективные вопросы и хороший математический аппарат. “Обмануть” его было достаточно сложно. Но он все же оставался профориентационным тестом, давая лишь общие направления вида деятельности, но никак не степень соответствия кандидата конкретным требованиям должности. К другим недостаткам этого теста можно отнести его громоздкость. Базовая версия содержала 638 вопросов, и на тестирование уходило не менее двух часов. MMPI выдавал много лишней и непонятной информации, поскольку был изначально разработан для медицинских целей. Кроме того, большая ее часть носило сугубо личный характер, что создавало этические, а порой и юридические проблемы с применением теста. Долгие годы существовала своеобразная мода на тест Айзенка по определению IQ (коэффициента интеллекта). Его стали применять везде, в том числе и при оценке работников. Как показал опыт, оценка интеллекта по способности на скорость восстанавливать последовательности слов, чисел и рисунков оказалась субъективной и не очень достоверной. К тому же эта способность была не единственной и далеко не самой главной при оценке степени соответствия кандидата большинству из реальных вакансий. Тем не менее, применение теста на интеллект придавало серьезность процессу и позволяло психологам неплохо зарабатывать на доверчивости работодателей и кандидатов. С той же целью использовались и другие тесты, разработанные для профессиональных психологов и психотерапевтов, например, тесты Кетелла и Спилберга. Широкое распространение в HR-менеджменте получил тест Люшера. В задачу тестируемого входило расположить восемь цветных квадратов в соответствии с тем, какой цвет ему больше нравится. Несмотря на свою простоту, тест работал относительно неплохо, поскольку восприятие цвета связано с физическим и биохимическим состоянием организма, которое определяет многие психологические качества. Из-за своей изначальной дискретности и однозначности трактовок тест Люшера легко поддавался алгоритмизации и обработке на компьютере, что также обусловило его популярность. В отличие от тестов, построенных на вопросах, тестируемый не понимал смысла процесса, потому его явные и скрытые мотивы не влияли на результат. Это было до тех пор, пока тест Люшера не приобрел известности. Запомнить значения, приписываемые каждому из восьми цветов, не составляло труда, потому испытуемый, знакомый с ними, легко мог подогнать результат под желаемый. Кроме того, как выяснилось, на выбор цвета влияют не только состояние и характер испытуемого, но и субъективные и ментальные ассоциации. Например, траур в Европе ассоциируется с черным цветом, а на Востоке – с белым. Солнечные цвета для жителя северных и умеренных широт являются символами пробуждения жизненной энергии, в то время как в жарких засушливых странах солнце, сжигающее все живое, наоборот является символом смерти. Там символами жизни являются в первую очередь вода, дождь и связанные с ними серые, зеленые и голубые тона. Потому тест Люшера в настоящее время используется только в медицинской и психотерапевтической сфере, когда испытуемый заинтересован в точности диагностики, а не в получении вакантной должности. Использовались при приеме на работу и проективные тесты. Испытуемому предлагалось нарисовать дерево или фантастическое животное, рассказать о своих ассоциациях с абстрактными фигурами и кляксами или интерпретировать какой-нибудь рисунок с одним или несколькими персонажами. Проективные методики показывали многие скрытые и неосознаваемые качества человека, но по мере распространения их постигла та же участь, что и тест Люшера. Люди быстро изучили язык проекций и ассоциаций и научились “обманывать” такие тесты. Кроме того, в использовании проективных тестов при массовых обследованиях выявилось еще два слабых места. Во-первых, проективные методики невозможно алгоритмизировать и составить компьютерную программу, работающую по ним. Во-вторых, трактовка проективного теста во многом зависит от субъективного состояния и настроения человека, который работает с тестируемым. В настоящее время проективные методики если и используются для оценки персонала, то только в качестве дополнения к другим методикам.

Как создавался современный HR-тест

И все же, каким должен быть тест для оценки персонала? Не ограничиваясь собственными предположениями, разработчики теста BPT (Bussiness Personality Test) провели опрос среди руководителей и HR-менеджеров и выявили следующие критерии: 1. Тест должен оценивать личные и профессиональные качества, явные и скрытые мотивы, способности и перспективы сотрудника, способы воздействия на него, прогнозировать возможные проблемы. 2. Тест должен обеспечивать высокую достоверность, исключать возможность фальсификации, используя минимум вопросов, чтобы тестирование можно было бы провести минут за 30. 3. Отчет теста должен подробно отражать интересующие работодателя качества понятным ему языком и, в то же время, быть достаточно лаконичным, укладываясь в 2-3 страницы. Столь противоречивые требования руководителей и HR-менеджеров поставили перед разработчиками теста крайне сложную задачу. За основу был взят тест, разработанный для профессиональных психологов и психотерапевтов и хорошо зарекомендовавший себя за годы практического использования. Он создавался и совершенствовался в течение 15 лет, в его статистической выборке десятки тысяч человек. Этот тест содержит всего 100 вопросов и дает самый полный и достоверный на данный момент анализ личности. Использование гибкой, от 0 до 10 баллов, оценочной шкалы, позволяет получить от каждого вопроса в несколько раз больше информации, чем при использовании традиционной шкалы “да/нет” или выбора одного из заданных вариантов ответа. Достоверность теста обеспечивается не дублированием вопросов в различных формулировках, а проверкой взаимосвязей между разноплановыми вопросами, потому “обмануть” его практически невозможно. На основе многочисленных шкал базового теста была разработана специальная форма отчета, максимально удовлетворяющая требованиям к HR-тестам. Форма отчета многократно корректировалась до тех пор, пока руководители, HR-менеджеры и рекрутинговые агентства, использовавшие тест, не признали ее оптимальной. Язык, используемый в отчете, краток и информативен. Он понятен и доступен людям, не имеющим специального психологического образования. Кроме шкал, отражающих коммуникативные и лидерские качества, особенности мышления, надежность и лояльность, отчет содержит описание оптимальных направлений деятельности сотрудника, способов мотивирования и воздействия на него, а также проблем, которые он способен создать. В отчете фигурируют только характеристики, имеющие непосредственное отношение к работе, а личностная сфера остается сугубо конфиденциальной, что позволяет избежать этических и юридических проблем. В соответствии с пожеланиями заказчиков, краткие итоговые выводы помещены не в конце, а в начале отчета. Это удобно при экспресс-оценке, например, при рассмотрении большого количества кандидатур на одну вакансию. Гибкая структура программы позволяет менять форму отчета, добавлять новые шкалы и разделы без изменения базового алгоритма. Это дает возможность быстро адаптировать ее к новым требованиям и нестандартным заказам. Применение компьютерных и информационных технологий позволяет производить оценку персонала дистанционно. Для этого используются высылаемый программный модуль, осуществляющий сбор данных в файлы, которые передаются по электронной почте для обработки.

В результате работы, проводимой в постоянном контакте с заказчиками, был создан точный, современный, простой и удобный в использовании инструмент для оценки персонала. Тест максимально соответствует критериям директоров фирм, руководителей среднего звена, работников кадровых служб и рекрутинговых агентств, оказывая им незаменимую помощь в работе.

08 марта 2009

Карамзин Сергей, эксперт по оценке персонала компании “ПрофРост”

Статьи этого раздела

Источник: http://hrmaximum.ru/articles/testing/50/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: