Проективные методики, виды проективных методик

Содержание
  1. Проективные методики в психологии: что это такое, исследования
  2. Основы и общая характеристика
  3. Классификация по принципу использования
  4. Преимущества и недостатки
  5. Особенности применения
  6. Для взрослых
  7. Для детей
  8. Для диагностики группы
  9. Правила использования
  10. Проективные методики – преимущества и недостатки в работе со взрослыми и детьми
  11. Проективные методики в психологии
  12. Проективные методики – цель
  13. Виды проективных методик
  14. Преимущества и недостатки проективных методик
  15. Применение проективных методик
  16. Проективные методики для взрослых
  17. Проективные методики для работы с семьей
  18. Проективные методики для детей
  19. Проективные групповые методики
  20. Рекомендации к использованию проективных методик
  21. Проективные методики — тесты для исследования личности – Психологическая помощь
  22. Проективные методики.Тесты в картинках: Ваша дорога жизни. Хозяин своей судьбы
  23. Психогеометрический тест — проективная методика исследования личности
  24. Проективные методы диагностики
  25. Особенности проективных методов
  26. Классификация видов проективных методик

Проективные методики в психологии: что это такое, исследования

Проективные методики, виды проективных методик
В психологии и психиатрии широко применяется использование тестов как средства диагностики. Среди всех видов тестирования особое место занимают проективные. Они доступны, интересны, позволяют изучить глубинную информацию о личности. И хотя проективные методики в психологии не относятся к объективным методам, они помогают уточнить диагноз, подтвердить, опровергнуть мнение человека.

Основы и общая характеристика

Впервые понятие проекции, как метода диагностики, использовал Л. Франк. Суть метода заключается в выявлении проекций (ассоциаций) пациента к конкретному набору образов и расшифровке результатов.

Диагностируемый помещается в ситуацию, где ему необходимо сделать череду выборов.

Для каждого выбора есть несколько интерпретаций (расшифровок), из которых человеку нужно выбрать ту, что покажется наиболее привлекательной, близкой.

Интерпретировать можно:

  • сюжетные картинки;
  • графические изображения;
  • абстрактные изображения;
  • незаконченные предложения;
  • абстрактные фразы, пословицы, цитаты.

Особенность проективных тестов в том, что в них нет правильных или неправильных ответов. Совокупность выборов продиктована особенностями личности. Цель исследования от испытуемого скрывается, и это позволяет сделать тестирование объективным. Не зная, какие ответы произведут лучшее впечатление на психолога, испытуемый склонен отвечать правдиво.

Некоторые проективные методики широко известны и доступны даже неспециалистам. К примеру, популярный тест Роршаха, цветовой тест Люшера, тест портретных выборов. Результаты таких исследований будут условными: точно расшифровать данные может только специалист. Изображение для текста Роршаха

Классификация по принципу использования

Проективная психология, как отдельное направление, зародилась в 19 веке. К началу 20 века, благодаря многочисленным ассоциативным экспериментам К. Г. Юнга, она стала широко применяться при общей клинической диагностике. Появились отдельные направления. Классификация методик:

  1. Интерпретационные. Испытуемому показывают ряд сюжетных картинок, к каждой из которых ему нужно подобрать объяснение. Сюжеты могут быть комичными и нелогичными. Важно, чтобы пациент не пытался оценивать действия или эмоциональное состояние персонажей на рисунках. Он должен называть первую ассоциацию, которая приходит на ум.
  2. Методики конструирования. Эти виды тестирования требуют от испытуемого выполнить некоторые действия. Например, выбрать изображения из ряда предложенных или собрать из отдельных деталей заданную фигуру.
  3. Завершение предложений. Исследование с помощью набора фраз или короткого рассказа. Испытуемый прослушивает текст и предлагает свой вариант окончания истории.
  4. Методики импрессии. Тест строится на череде предпочтений. Из предложенных карточек пациенту нужно выбрать самый привлекательный вариант. Потом — следующий по привлекательности, пока не останется последняя карточка.
  5. Проективные изобразительные методики. Графические тесты, в которых испытуемому предлагается нарисовать конкретный сюжет. Результат оценивается по готовой инструкции.

При комплексной диагностике психолог использует несколько видов тестов для получения более полной картины личности. Часто результаты получаются противоречивыми. Из-за этого составление портрета личности становится затруднительным, требует дополнительного исследования.

Преимущества и недостатки

К достоинствам проективных опросов можно отнести возможности, которые не могут обеспечить другие виды диагностики:

  • снижение уровня тревожности пациента;
  • возможность провести диагностику маленьких детей, еще не умеющих читать, писать;
  • возможность выявить скрытые мотивы личности.

Проведение проективного тестирования не признается некоторыми специалистами. Недостатки:

  • отсутствие стандартизированных шкал оценки результатов;
  • условия проведения опроса часто неконтролируемы;
  • при расшифровке на результат может повлиять предвзятое отношение специалиста к испытуемому.

Помимо диагностики, проективные методики могут стать частью арт-терапии. Графические методики оказывают на пациентов с тревожным расстройством психотерапевтический эффект, снижая уровень нервного напряжения.

Особенности применения

Использование проекции, как метода оценки личных качеств, допустимо:

  • в рамках судебно-психиатрической экспертизы;
  • при индивидуальном или групповом консультировании;
  • во время общей диагностики учащихся в общеобразовательных заведениях;
  • в центрах занятости, при приеме на работу;
  • при ротации, кадровых перестановках внутри организаций.

Чтобы получить достоверный результат, психологу важно учитывать возрастные особенности испытуемых, их социальный статус, степень умственного, эмоционального развития.

Для взрослых

При диагностике взрослые пациенты стараются отвечать так, чтобы получить более одобряемый результат, угадать реакцию психолога. Проективные тесты делают это затруднительным и человек вынужден отвечать честно. Чаще для работы со взрослым используют тест Сонди, позволяющий изучить аффективные нарушения, фобии, фрустрации.

Многое о личности позволяет узнать тест «Четыре персонажа». Рисуя себя в виде человека, животного, растения, предмета, испытуемый не пытается сделать их красивыми. Это позволяет оценить, как испытуемый видит себя, его способы социальных взаимодействий.

Для детей

При работе с детьми лучше использовать графические методики. Например, «Несуществующее животное» — опрос, при котором ребенок может показать свои скрытые страхи и причины неадекватного поведения.

Также применяются методики «Дом, Дерево, Человек» и рисунок семьи.

Использование последнего тестирования позволяет оценить семейную ситуацию: выяснить роли членов семьи, эмоциональные связи, определить агрессора, жертву.

Для диагностики группы

Графические, ассоциативные опросники используются при диагностике малых группы: ученического или рабочего коллектива, спортивной команды. Применяются приемы из сказкотерапии, рисование коллективной мандалы. Совместное занятие творчеством снижает уровень агрессии внутри группы, помогает выстроить эффективное взаимодействие. Особенно полезны эти приемы при работе с подростками.

Правила использования

От выбора методики и соблюдения техники выполнения зависит достоверность результата. Испытуемый должен четко понимать свою задачу. Психолог должен акцентировать внимание человека на том, что ответы на вопрос должны быть быстрыми, нельзя долго размышлять над вариантами.

Оценка результатов проводится тремя экспертами, независимых друг от друга. Это поможет выявить «золотую середину», получить структурированный результат и избежать субъективного искажения.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/proektivnye-metodiki.html

Проективные методики – преимущества и недостатки в работе со взрослыми и детьми

Проективные методики, виды проективных методик

Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.

Проективные методики в психологии

Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует.

Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.

Проективные методики – цель

Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.

Виды проективных методик

Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в.

Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.

Классификация проективных методик:

  1. Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
  2. Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
  3. Завершение предложений (ассоциативные тесты). Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
  4. Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
  5. Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.

Преимущества и недостатки проективных методик

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:

  1. Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
  2. Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
  3. Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:

  • незаменимы в работе с маленькими детьми;
  • помогают раскрытию человека;
  • применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
  • снижают контроль;
  • позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
  • используются и как отдельное направление арт-терапии.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:

  • важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
  • интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
  • правильно подобранные стимулы;
  • выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.
Поза Ромберга – что это такое, что показывает, как правильно выполнять? Поза Ромберга считается одним из самых информативных упражнений для выявления разнообразных патологий нервной системы, проблем с вестибулярным аппаратом человека, нарушений в работе некоторых отделов головного мозга.Интерсекс это отклонения в сексуальном развитии человека. Оно характеризуется нахождением в организме признаков мужского и женского полов. Это могут быть изменения фигуры и внешнего вида или состава генов, присутствием несоответствующих гениталий.
Гештальт – что это в настоящее время интересует все больше. Это одно из гуманистических направлений в психотерапии, которое помогает бороться со своими проблемами. Человек получает свободу в отношениях с миром, идет быстрее к цели. Трансформационные игры – что это и как они работают? Трансформационные игры созданные психологами и исследователями тайных бессознательных процессов обладают огромным терапевтическим эффектом для разных сфер жизни человека. В игровом пространстве происходит четкое осознание своего дальнейшего пути.

Источник: https://womanadvice.ru/proektivnye-metodiki-preimushchestva-i-nedostatki-v-rabote-so-vzroslymi-i-detmi

Проективные методики — тесты для исследования личности – Психологическая помощь

Проективные методики, виды проективных методик

Интерпретационные проективные методики Испытуемый интерпретирует, объясняет событие, ситуацию, объект. Тест тематической апперцепции (ТАТ, САТ) Г. Мюррей Тест тематической апперцепции Х.Хекхаузена Рисованный апперцептивный тест (РАТ, КАТ) Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга Тест руки Э.Вагнера

Аддитивные проективные методики Испытуемый продолжает фразу, предложение, рассказ. Незавершенные предложения Тест завершения истории Семантические проективные методики Метод построения индивидуальных семантических пространств Семантический дифференциал Ч. Осгуд Репертуарные решетки Дж. Келли

Катартические проективные методики Испытуемый выражает определенные идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях. Психодрама. Проективная игра. Импрессивные проективные методики Основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных. Тест Люшера Тест Сонди

Экспрессивные проективные методики группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: Анализ почерка, Анализ речевого общения Тест «Дерево» К. Коха Тест «Три дерева» Клессманна Тест рисования фигуры человека К.

Маховер Автопортрет Человек под дождем Человек, срывающий яблоко Рисунок «Дом – дерево – человек» Дж. Бук Кинетический рисунок семьи (КРС) Р. Бернса, Ф. Кауфмана Рисунок несуществующего животного Рисунок мира Рисунок школы Тест Рене Жиля Тест «Мой жизненный путь И.Л.

Соломин Свободный рисунок

Перспективы проективного метода осуществляется дальнейшая разработка проективных методик: создаются новые проективные методики, изучаются диагностические возможности уже существующих.

углубляется представления о возможности выявления психических заболеваний при помощи ПМ, исследуются возможности применения ПМ на норме, Изучается возможность применения ПМ для исследования трудно объективируемых (ускользающих при использовании традиционных психодиагностических методик) особенности личности.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» Экспрессивная проективная методика

Дерево – один из самых популярных символов человечества, архетип дерева

Историческая справка «BAUMTEST» Идея теста принадлежит профконсультанту Эмилю Юккеру, который с 1928 года проводил процедуру рисования дерева, без собственно его интерпретации. Он считал, что в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. В 1934 году Ж.

Шлибе собрал коллекцию из 4519 рисунков дерева, выполненных 478 испытуемыми, которые рисовали «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «умирающее». В 1948 году Дж. Бук разработал комплексный тест «Дом-дерево-человек».

В 1949 году Карл Кох публикует «Baumtest»как проективную методику исследования личности.

Источник:

Проективные методики.Тесты в картинках: Ваша дорога жизни. Хозяин своей судьбы

Приведенные здесь проективные методы — это тесты в картинках, которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

  • Тесты в рисунках — не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.
  • Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос,  каким будет ваш жизненный путь, если  придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.
  • 1. Проективная методика “Ваша дорога жизни” 
  • 2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”
  • Проективные тесты (тесты в картинках) «Ваша дорога жизни» и  «Хозяин своей судьбы ”:
  • Проективный тест  “Ваша дорога жизни”.
  • Инструкция.

Вы видите перед собой  изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша зада­ча — проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.

Стимульный материал.

Ключ к тесту, интерпретация.

Первым делом обратите внимание на те названия, которые вы дали островкам, лесам, рекам и всему тому, что изображено на карте.

  • Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.д.), то это говорит о вашем желании наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Вы не представляете себе жизни без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в некотором роде идеалист, однако с течением времени ваши идеи откорректируются и примут вполне реальный вид.
  • Если вы дали всем рекам и островам реально существующие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти в жизни путем, который укажут другие. Вы живете так, словно выполняете чей-то завет: идете по стопам родителей, претворяете в жизнь какую-то глобальную идею или следуете совету старшего товарища. Все это похвально, но вспомните о том, что это все же ваша жизнь, а не чья-либо еще.
  • Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно огибая все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и не хотите даже думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают вам взаимностью:)
  • Если ваша дорога идет вдоль рек, то это значит, что вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите в то, что у вас впереди очень много необыкновенных событий. Даже если с вами уже случалось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих бедах. В любом случае, в вашей жизни все обязательно образуется и все будет хорошо.
  • Если ваша дорога проходит насквозь весь материк, не огибая опасные и труднопроходимые места, то это говорит о вашей силе, целеустремленности и решительности, вы никогда не спасуете перед опасностью, не побежи­те от нее. Это не значит, что вам не хотелось бы легкой дороги и приятного пути, но вы по натуре боец, вы не можете допустить и мысли о возможном отступлении. Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет вам помешать идти к ней.

Проективный тест   “Хозяин своей судьбы”.

Инструкция.  

Внимательно посмотрите на этот рисунок. Перед вами часть комнаты, и вам придется взять на себя роль дизай­нера, а также художника-оформителя, маляра, штукатура и т. д. Ваша задача — придать этой комнате жилой вид. Также позаботьтесь об обоях!

Стимульный материал.

Ключ к тесту, интерпретация.

Для начала посмотрите на дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы.

Очень показательный момент: если вы попытались выровнять окно и дверь, то это говорит о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни.

Вы любите быть в курсе всех событий, вам это не­обходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете сами все проверить.

  • Если же вы оставили дверь и окно без изменений, то это означает, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть. Вы терпеливо, не жалуясь на судьбу,  куете свое счастье.
  • Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в обще­нии, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то для вас важно, что подумают другие.
  • Если вы украсили пол ковром или тщательно вы­рисовали на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к не­зависимости. Вы цените во всем основательность и ра­зумность, вы твердо стоите на земле.
  • Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы (мебель, посуду), то это значит, что вы сами творите свою судьбу. Вы вери­те в счастливый случай и предопределенность, однако понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип — закидывать удочки во все сто­роны, чтобы увеличить вероятность клева.
  • Особое внимание следует уделить обоям или их от­сутствию. Если вы закрасили стены сплошным цветом, то это говорит о том, что вам надо уделять больше внимания благоприятным возможностям, которые появляются в поле вашего зрения. А они появляются, не сомневайтесь!
  • Если вы старательно покрыли стены обоями с мелким рисунком, то это значит, что вы аккуратны, пунктуальны, ответственны. Крупный рисунок на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем что есть, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и упорство приведут вас к успеху.

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности, проективные методики.

Проективные методики.Тесты в картинках: Ваша дорога жизни.  Хозяин своей судьбы.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тесты на гармонию и уровень жизненной энергии. Проективные методики.

Проективные методики. Тесты в картинках: Ваши цели и ресурсы.

Что значит для вас любовь? Какой вы в любви? Тесты в картинках. Проективные методики.

Ваши ожидания, настроение, состояние. Проективные методики (тесты в картинках).

Как осуществить цель. Возможные препятствия и их преодоление. Тесты в картинках. Проективные методики.

Источник:

Психогеометрический тест — проективная методика исследования личности

Начало формы

Психогеометрический тест – это проективная методика исследования личности, которая была представлена в 1978 году. Ее автором является достаточно известная многим личность — Сьюзан Деллингер, специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.В основе науки, которую Сьюзан Деллингер определяет как психогеометрию, лежат учения Карла Юнга.

https://www..com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

Мы предлагаем вам пройти этот простой, но очень интересный тест. Все что вам нужно – это выбрать одну из 5 геометрических фигур. Поверьте, вы узнаете о себе очень много нового!

Взгляните на следующие фигуры: Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: «Это — я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. И еще немного интересного от Сьюзан Деллингер.

 Если вы вернетесь к выбору фигур и расположите их в в порядке вашего предпочтения, то фигура ,которая окажется на последнем месте укажет на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Пусть ваши коллеги и друзья попробуют пройти этот тест и, возможно, вы сможете разобраться в особенностях ваших межличностных взаимоотношений.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы — вот основные качества истинных Квадратов.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, то есть к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г…

Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, любят порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий.

Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности.

Аккуратность, соблюдение правил могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Источник: https://lugovskayashkola.ru/drugoe/proektivnye-metodiki-testy-dlya-issledovaniya-lichnosti.html

Проективные методы диагностики

Проективные методики, виды проективных методик

Проективные методы – это методы психологической диагностики, основанные на феномене проекции.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Проективные методики направлены на исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств.

Особенности проективных методов

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  • особенностями стимульного материала. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
  • особенностями поставленной перед респондентом задачи. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем методы опроса.
  • особенностями обработки и интерпретации результатов. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Таким образом, тест является проективным, если он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно.

Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики.

Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т. п.

Классификация видов проективных методик

Различают следующие виды проективных методик:

  • конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);
  • конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира и его разнообразные модификации);
  • интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
  • аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения);
  • экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);
  • катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
  • импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера).

: Психодиагностические тесты и опросники

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/proektivnye-metody-diagnostiki/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: