Профессиограмма: Моряк

Работа в море: кем можно стать и где учиться, список профессий и вузов

Профессиограмма: Моряк

Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны.

Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки.

Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику. 

Актуальность морских профессий  

Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.  

Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного.

Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки.

Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.

Моряк – это не профессия, это призвание

Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки. 

Сначала поговорим о плюсах: 

  1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму. 
  2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий. 
  3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход 

Теперь о минусах работы в море: 

  1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей. 
  2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе. 
  3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось  без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.  

Какими бывают морские профессии 

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей. 

Для тех, кто хочет ходить по морю: 

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше. 
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.  
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей. 
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей. 
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей. 
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей. 
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса. 

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие.

Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация.

Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.  

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:  

  1. Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов.  Средняя зарплата инженера-судостроителя 75  000 рублей. 
  2. Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45  000 рублей. 
  3. Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке. Средняя зарплата слесаря-механика – 75  000 рублей. 
  4. Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100  000 рублей. 

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.  

Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз. 

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам: 

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы: 

КолледжСпециальности
Ломоносовский морской колледж11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов

Источник: https://propostuplenie.ru/article/rabota-v-more-kem-mozhno-stat-i-gde-uchitsya/

Матрос

Профессиограмма: Моряк
Подробности 17.01.2020 15:18 Сергей Краковский

Матросом является рядовой военного флота или служащий судовой команды в гражданском флоте.

История профессии

Профессия матрос известна с древних времен. Тогда прототипами матросов выступали обычные рыбаки. Отправляясь за уловом, они объединяли усилия с целью обеспечить эффективное управление крупногабаритными лодками. Их деятельность во многом имела аналогичные черты с работой, которую сейчас на судах выполняют матросы.

Богатые люди за определенную часть улова или фиксированную плату брали в помощники тех, у кого не было собственной лодки.

Неуклонное развитие флота предусматривало строительство кораблей больших размеров. Таким образом, возникла острая потребность в разработке управленческой иерархии, где матросам отводилась низшая позиция.

Особенности профессии

Помимо несения вахты, матрос выполняет различные судовые работы. Его непосредственным руководителем является боцман, который отдает точную команду относительно реализации определенной задачи. По необходимости матросов переводят из вахтенных в рабочую команду и наоборот. В открытом море матросы стоят на руле и наблюдают за окружающей обстановкой.

Профессия матрос позволяет посещать многие страны. Как правило, труд достойно оплачивается. Вместе с тем, выполняя поставленные задачи, матрос зачастую вынужден пребывать на открытом воздухе, независимо от погодных условий. Нередко его работа связана с шумом и пылью, что негативно сказывается на здоровье.

Работа матросом противопоказана людям, которые страдают нервными или психическими расстройствами, заболеваниями сердца или опорно-двигательного аппарата. Склонность к морской болезни, плохое зрение либо гидрофобия также являются препятствием на пути к получению указанной профессии.

Обязанности

Матрос ― это профессия, что предусматривает выполнение следующих обязанностей:

  • несение ходовой и стояночной вахты согласно имеющемуся графику;
  • управление палубными механизмами и корабельными спасательными средствами;
  • подготовка помещений и оборудования к приему или отправке грузов;
  • поддержание чистоты на палубе и в служебных помещениях;
  • выполнение ремонтных работ корпусных конструкций по необходимости;
  • сохранение целостности вверенной техники.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать матрос:

  • ответственность;
  • исполнительность;
  • пунктуальность;
  • физическая выносливость;
  • хорошее зрение;
  • стрессоустойчивость.

Работа матросом предусматривает умение пользоваться палубной техникой, якорными устройствами и средствами связи. С целью обеспечения хода судна при неблагоприятных атмосферных явлениях, матрос должен понимать показания приборов и уметь вести корабль вручную. Владение английским языком в разы увеличивает шансы стать матросом на судне международного плавания.

В чрезвычайных ситуациях матрос обязан по первому требованию применить групповые либо индивидуальные спасательные средства, а также ― активировать аварийную сигнализацию. В случае отсутствия связи по причине выхода из строя оборудования, матрос передает необходимые сообщения путем применения флажков или световых сигналов.

Перспективы и карьера

Матрос ― это профессия, что предусматривает перспективу продвижения по карьерной лестнице.

Приложив должные усилия и наработав опыт, моряк со временем сможет освоить любую морскую специальность:

  • Старший матрос – сотрудник, который напрямую подчиняется боцману корабля.
  • Матрос I класса – пребывает в подчинении старшего матроса, замещая его по необходимости.
  • Матрос II класса – служащий, который также находится в подчинении старшего матроса. Зачастую, в его обязанности входит подготовка груза к последующей транспортировке. Дополнительно, он отвечает за состояние специальных помещений, предназначенных для хранения принятого груза.
  • Пожарный матрос – его деятельность целенаправленная на обеспечение пожарной безопасности корабля. В круг обязанностей также входит регулярная проверка средств для ее поддержания.
  • Матрос-водолаз – осуществляет определенные типы подводных работ.

Именно с этой профессии начинается путь к должности — Капитан судна.

Обучение

Чтобы в будущем стать матросом, надо окончить профильный учебно-тренажерный центр либо морской лицей.

Источник: https://profitworks.com.ua/professii/transportnaya-sfera/matros

Профессия моряк: особенности, перспективы, зарплата

Профессиограмма: Моряк

Для некоторых профессия моряк окутана романтикой. Сразу представляются бескрайние пейзажи, чужие страны и высокие зарплаты. Однако люди, успевшие связать свою жизнь с работой на корабле, рассказывают, что все не так безоблачно.

Кто такой моряк?

Это любой член команды, совершающей рейсы на гражданских или военных судах. Моряк – это общее название, объединяющее представителей разных профессий, бороздящих бескрайние синие просторы. Это и обыкновенный матрос, и повар, и капитан.

Профессия моряк имеет огромную социальную значимость. Наиболее распространена в портовых городах. На международном судне экипаж может состоять из представителей разных национальностей, в числе которых могут оказаться русские. Но по мнению самих моряков, чаще всего этой профессией занимаются филиппинцы.

Особенности

Работа только на первый взгляд может показаться простой. Профессия моряк таит в себе некоторые опасности. Например, посещая разные страны, член экипажа может подхватить болезнь, от которой у него не выработался иммунитет из-за проживания в другом климате.

Работа в море предполагает не совсем комфортные условия. Придется изо дня в день выполнять рутинную работу, не имея возможность сменить обстановку. Также необходимо терпеть качку и вибрацию.

Однако не все так пессимистично. Кому-то приносит радость созерцание красивейших пейзажей, вдыхание свежего соленого воздуха и возможность посещения дальних стран.

Профессия моряк доступна тем, кто обладает навыками, необходимыми для работы на судне. На торговых и военных флотах не бывает лишних или случайных людей. Каждый член экипажа выполняет свои функции.

Если для вас привлекательна профессия моряк дальнего плавания, нужно быть готовым месяцами находиться вдали от дома. Рейс может длиться 4-6 месяцев. Не каждый потенциальный кандидат готов проводить столько времени вдали от друзей и близких.

Как стать моряком?

Выбрать дело всей жизни непросто. Профессия моряка для детей привлекательна возможностью дальних странствий и познанию нового. Некоторые дошкольники мечтают заниматься этой работой.

Если повзрослев, они не передумают и не изменят свой выбор, получить специальность, связанную с судоходством, можно будет в одном из многочисленных морских учебных заведений. Несколько лет обучения способны превратить начинающего специалиста в превосходного моряка.

Есть немало специальностей, которые напрямую не связаны с судоходством, но тоже необходимы на корабле – повар, моторист, механик и т.д. Освоить эти профессии можно в обычных учебных заведениях, а уже по их окончании никто не запрещает связать жизнь с морем.

Опытные специалиста говорят, что это не просто работа, а смысл жизни. Иначе что может заставить человека уйти в плавание, оставив привычную жизнь на большой земле?

Перспективы

Экипаж корабля делят на машинную и палубную команду, также на судне присутствует обслуживающий персонал. Чтобы занять младшую должность, то есть стать матросом на судне, достаточно пройти специализированные курсы. Найти их можно при торговых портах или мореходных учебных заведениях.

Получив свидетельство по результатам обучения, новоявленный матрос может устроиться в порт и, наработав необходимую практику, присоединиться к экипажу одного из судов.

Чтобы стать офицером, придется поступить в мореходный вуз или училище. После получение образований будущий сотрудник может получить работу на круизном лайнере или торговом судне.

Перспективы профессии состоят еще и в том, что моряк может работать на российских судах или присоединиться к международной команде. Однако во втором случае он должен быть готов освоить иностранный язык.

Тех, кого интересует профессия военный моряк, также ожидает обучение. Например, в Нахимовском училище.

Если будущий специалист хочет стать частью команды торгового флота, нужно не только пройти обучение в вузе, но и получить опыт. Проработав в течение года обычным матросом, недавний выпускник будут допущен к экзаменам в квалификационной комиссии.

При успешной сдаче таких экзаменов ему выдадут рабочий диплом. Параллельно с этим нужно будет получить несколько дополнительных сертификатов. На основании всех этих документов потенциальный кандидат получает возможность устроиться по специальности.

Зарплата

Размер дохода моряка зависит от того, работает он на российском или иностранном судне. Вместо сложной шкалы попытаемся пояснить эту разницу на нескольких примерах.

Если верить официальным источникам, зарплата капитана, работающего на грузовом судне, может составлять 500 000 рублей. Однако Минсоцразвития не уточняет, какая судовая компания выплачивает морякам столь щедрое вознаграждение.

Как говорилось выше, размер зарплат зависит от компании-судовладельца. Например, в некоторых фирмах капитан на аналогичной должности зарабатывает от 180 до 225 тысяч.

Отдельная категория судовладельцев – бывшие советские компании. В них доход моряка определяется размером и типом судна. Например, на сухогрузе – от 130 тысяч, на танкере – до 180 тысяч.

В некоторых компаниях доходы моряков несоизмеримо ниже. Например, в калинградском порту средние зарплаты для капитанов буксиров составляют 11-15 тысяч.

Если говорить о матросах, то специалисты, работающие под российским флагом, зарабатывают от 30 тысяч рублей.

Разброс зарплат для моряков весьма широк и зависит от нескольких факторов.

Источник: https://FB.ru/article/397354/professiya-moryak-osobennosti-perspektivyi-zarplata

Профессия моряка: как устроена жизнь на судне

Профессиограмма: Моряк

Приветствую всех читателей, заглянувших ко мне на канал. Меня зовут Роман, я моряк и это моя первая публикация.

В настоящее время я работаю электромехаником в английской судоходной компании, тут моя должность звучит как ETO — Electro-Technical Officer. Хожу на танкере-газовозе – возим сжиженный природный газ – СПГ (англ.

LNG) в специальных танках при температуре -163°С.

Сильно углубляться в специальность пока не вижу смысла, так как ставлю целью своего канала все же знакомство людей с профессией моряка в целом, жизнью на борту и повествование об увиденном мною — разных странах, людях, ситуациях.

Танкер-газовоз

Для начала необходимо уточнить несколько моментов. Во-первых, я как моряк гражданского (торгового) флота хожу на судах, на кораблях ходят военные моряки; во-вторых, не говорите моряку, что он плавает – плавает, извините, говно в проруби, а по морю ходят – такое устоявшееся выражение; постановка другого ударения в слове компАс – из той же оперы.

1.Посадка на судно.

Теперь расскажу как моими глазами выглядит выход в море. Начинается все дома – мне присылают контракт, билеты, бронь отеля.

Когда все формальности улажены, и я прилетаю в город, где должен сесть на судно, то, как правило на ночь предоставляют номер в отеле – для отдыха с дороги, ведь как только ступил на борт, то времени на отдых уже нет – необходимо принять у сменщика дела (англ. Handover) и, возможно, сразу приступать к работе. Списание с судна происходит в обратном порядке.

2.Рабочий день на судне

Условия моего контракта следующие — 3 месяца в море,3 месяца дома. Соответственно, 3 месяца, пока я на судне, живу я по следующему расписанию:

08:00-10:00 — работа

10:00-10:30 — первый кофетайм

10:30-12:00 — работа

12:00-13:00 — обед

13:00-15:00 — работа

15:00-15:30 — второй кофетайм

15:30-17:00 — работа

18:00 — ужин

Благодаря такому однообразному ежедневному расписанию дни летят достаточно быстро, как бы сливаясь все между собой. Для меня это хорошо, так как быстрее пройдет контракт, быстрее я приеду к семье; пусть это «быстрее» только у меня в голове.

Исключением для расписания служат суббота – когда работаем до обеда – и воскресенье – выходной.

Разумеется, различные внештатные ситуации могут произойти в любое время дня и ночи, и мы должны быть в состоянии их разрешить. Помимо основной работы существует также несение вахты — это что-то вроде дежурства.

Вахты несут 2ой и 3ий помощники капитана на мостике и 2ой и 3ий механики в машинном отделении; вахты длятся 4 часа. Электромеханик вахты не несет, но зато он всегда должен быть доступен (англ. available on demand). Т.к.

электромеханик на судне один, а что-нибудь может накрыться и ночью, то я должен быть готов и в 4 утра по звонку вахтенного механика спуститься в машину (короткое название машинного отделения) и найти и устранить неисправность, даже если голова совсем не варит; а в это время, например, лоцман на борту, надо выходить из порта через 30 мин, а гребные электродвигатели не запускаются… И тогда шерсти все сотни страниц схем, молись Богу электричества, танцуй с бубном, а двигатели должны запуститься.

Центральный пункт управления (ЦПУ), машинное отделение

3.Экипаж судна

Экипаж на судне следующий (начнем с высших должностей)

Капитан (англ. Captain/Master)

Старший механик (англ. Chief Engineer)

Старший помощник капитана/Старпом (Chief Officer)

1ый механик (1st Assistant Engineer)

Электромеханик (ETO, ну вы уже знаете)

Грузовой/Газовый механик (Cargo/Gas Engineer)

Это так называемые Top Six — шесть старших офицеров.

Затем идут младшие офицеры — 2ой и 3ий помощники капитана, 2ой и 3ий механики, затем — команда (рядовой состав) — боцман, машинист, матросы и мотористы.

Всего на судне живет около 25-30 человек.

Тут хотелось бы отдельно остановиться на большей части судового экипажа — матросах и мотористах. Это как правило филиппинцы, у них самые длинные контракты — на судне они минимум по 6 месяцев, а домой едут на 2-4 недели.

Как правило у них много детей, дома они бывают редко, но семьи живут небедно — многих есть свои большие дома, садовники, горничные. Вот только нечасто они это все видят… Но зато родные наслаждаются жизнью – на Филиппинах все дешево.

Что интересно, еще пару лет назад нормальными для филиппинцев были контракты на 8 или 12 месяцев. Затем, после конференции в Маниле, срок ограничили до 6 месяцев, чему многие филиппинцы были не рады… В итоге, зачастую они продлевают контракт, находясь на судне.

При этом как работники они очень исполнительные, отзывчивые, вежливые. Также являются верующими католиками — перед едой многие из них молятся.

Офицерский же состав состоит из людей разных национальностей. Тут и индусы, хорваты, русские, украинцы, те же филппинцы, британцы, поляки. При таком разношерстном коллективе обычно все стараются избегать политических тем. Могут обсудить последние новости, но без оценок произошедшему. Политика где-то там, далеко, а нам всем вместе тут еще жить как-то надо.

Между тем различаются и условия у офицеров разных должностей. Так, все старшие офицеры имеют двухкомнатные большие каюты с большим телевизором и аудиосистемой. У младших офицеров однокомнатные, но просторные каюты, с небольшими телевизорами. У команды (матросов, мотористов) маленькие однокомнатные каюты, и уже без телевизоров.

Каюта младшего офицера. У старших офицеров 2 комнаты в каюте, каждая примерно таких же размеров.Каюта матроса/моториста.

4.Досуг

Компания организовывает все для полноценного отдыха экипажа — к нашим услугам и полноценный спортзал, бассейн, игровая комната с компьютерами, комнаты отдыха — отдельная для офицеров и отдельная для команды, с телевизорами и PlayStation 4.

В этих комнатах отдыха по субботам проводятся вечеринки, а на ужин по субботам дают стейк. В моей компании разрешено употреблять алкоголь в свободное время — или 2 бокала вина или 2 бутылки пива по 0.33 л. Но за каждую взятую бутылку необходимо ставить подпись в журнале учета алкоголя (англ.

Alcohol Log book). Иногда случаются проверки с тестом «дыхни в трубочку»; если человек был пойман пьяным в рабочее время, то его списывают с судна и увольняют. Досуг свой все проводят по-разному.

Кто-то сидит в каюте и играет в компьютер, кто то собирается компанией в комнате отдыха с пивом и смотрит на телевизоре фильм, если погода хорошая, то все выходят на палубу, к бассейну.

Спортзал — без него никуда.Спортзал.Бассейн.Офицерская комната отдыха во время празднования Пасхи — на такие вечеринки собирается весь экипаж.

Как-то так, немного поверхностно, но можно представить себе быт и жизнь на судне.

В следующих статьях расскажу об увольнении на берег (англ. Shore leave) в Намибии, о курсах на фабрике MAN в Германии, о девушках на судне (они есть!) и о Шанхае, где я в данный момент участвую в приемке нового судна на верфи.

Надеюсь, вас заинтересовал контент, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, чтобы узнать больше о море, моряках и путешествиях. Если есть вопросы – пишите в комментарии

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c00a5d2a7473904eb3ed94a/professiia-moriaka-kak-ustroena-jizn-na-sudne-5c00b97c12ede904c55e358a

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: