Психодинамическая терапия искусством (арттерапия)

Арт-терапия – что это за метод коррекции в психологии

Психодинамическая терапия искусством (арттерапия)

› Развитие личности › Саморазвитие

Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют психотерапевты, клинические психологи и педагоги-психологи.

Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века, когда закончилась Великая Отечественная Война. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.

Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства?

Сущность арт-терапии

Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством.

Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение.

Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.

Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним.

Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души.

Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.

Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.

История метода

Кратко опишу историю возникновения и развития метода.

К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.

Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.

Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.

После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства.

Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности.

В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.

Цели метода

В психологии цель арт-терапии – создать условия для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоционального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.

Задачи метода

Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:

  • углубленная диагностика личности клиента;
  • помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
  • помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
  • помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
  • совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
  • обучать клиентов навыкам самоанализа;
  • научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
  • повышать самооценку индивида;
  • научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
  • формировать у клиента эффективные модели поведения;
  • способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
  • развивать социально полезные черты личности клиента;
  • развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
  • формировать эстетический вкус.

Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.

Виды

Психологи часто используют такие виды арт-терапии, как:

  1. Изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием по кругу. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я» индивида. При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если клиент в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.
  1. Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
  2. Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
  3. Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.
  4. Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.
  5. Куклотерапия. Термин «куклотерапия» в арт-терапию ввели Шишова и Медведева при организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия. Если данная методика применяется в работе со взрослыми, то психолог предлагает им самостоятельно изготовить куклу из ткани, ниток, бумаги или любого другого подручного материала. В этом случае человек, изготавливая куклу, передает в поделке свои личностные особенности, которые затем анализируются психологом.
  1. Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Психотерапевт рекомендует клиенту к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы клиента позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают клиентов в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.
  1. Танцевальная психокоррекция. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.
  2. Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы клиентов. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить клиенту сделать снимки самостоятельно. На занятиях с психотерапевтом люди составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту индивида.
  3. Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях психолог предлагает клиенту ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.
  4. Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает индивиду сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.
  5. Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.

Источник: https://lifemotivation.ru/samorazvitie/art-terapiya

Арт-терапия как метод психокоррекции: лечение искусством

Психодинамическая терапия искусством (арттерапия)

Арт-терапия как метод психокоррекции фактически представляет из себя своеобразное лечение искусством. Что это такое, для чего она нужна, кому и в чём может помочь? В статье вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы, узнаете о видах и техниках этого метода психотерапия.

Арт-терапия как метод психотерапии – это мягкий и безопасный способ коррекции личности с помощью искусства. При нём терапевтическое воздействие на эмоциональное и психическое состояние пациента оказывается через творческое самовыражение. Таким образом происходит лечение искусством.

Считается, что когда человек творит – он выражает самую глубинную суть своего внутреннего «Я». Познает и исследует свои глубинные переживания, символически изображает яркие чувства и эмоции: страх, восторг, любовь, ненависть, злость, обиду.

При этом он выражает свои чувства и эмоции через различные техники: рисование, лепку и даже танец, так пациент гармонизирует свое внутреннее состояние.

Используют арт-терапию не только для коррекции психических состояний, иногда ее применяют при лечении психосоматических заболеваний, реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия как метод: история возникновения

Можно сказать, что родоначальниками метода были художники.

В 1938 году художник Адриан Хилл назвал арт-терапией метод своей работы с больными в туберкулезном санатории.

Этот термин, который буквально переводится как лечение искусством, стал в дальнейшем обозначать все виды работы с пациентами с помощью художественной или творческой деятельности.

Именно этот вид терапии применяли в США во время второй мировой войны, при реабилитации детей, которых вывозили из фашистских лагерей.

В 1960 году создана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Этот факт указывает на эффективность и растущую популярность этого метода уже с середины двадцатого века. В то время арт-терапия активно поддерживала взгляды Юнга и Фрейда, считавших, что в творчестве человек бессознательно выражает все свои глубинные психические переживания.

Методы и техники арт-терапии

Существуют две основные формы арт-терапии.

  1. Активная. Пациент включается в практическую деятельность, активно в нее вовлекается и сам создает продукт творчества. Это могут быть рисунки, скульптуры, рассказы, танец и т.д.
  2. Пассивная. При терапии используются художественные произведения, созданные другими людьми. Метод состоит в рассматривании картин, чтении книг, прослушивании музыкальных произведений и даже просмотре фильмов и последующем обсуждении своих впечатлений с психотерапевтом или с группой.

Лечение искусством: арт-терапия как метод психотерапии

Арт-терапия используется не только для лечения людей с различными заболеваниями. Все более популярными становятся занятия различными видами творчества, которые помогают снять эмоциональное напряжение, оказывают мягкое психокорректирующее действие и просто приносят удовольствие.

Благотворное влияние на психику оказывают любые виды творчества и занятия декоративно-прикладным искусством: керамикой, вышивкой, вязанием, резьбой по дереву и т.д. Любой человек может найти себе занятие по вкусу. Занятие подобными видами деятельности повышает настроение и самооценку, делает жизнь ярче и помогает найти единомышленников и друзей.

Но арт-терапия – это не хобби, а психологическая практика. Она приносит наиболее ощутимую пользу, когда занятия проводит специально подготовленный психолог или художник, получивший психологическое образование. Специалист может правильно настроить и проконтролировать процесс, а также проанализировать результат.

Современные методы арт-терапии

Видов современной арт-терапии очень много, но самый популярный метод, с которым у большинства она ассоциируется – терапия рисованием или изотерапия. Этот метод основан на использовании изобразительного искусства.

При этом через рисование выражается эмоциональное состояние человека.

Также он используется для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации.

Другие виды арт-терапии:

  • музыкотерапия – прослушивание, исполнение или создание музыки;
  • библиотерапия – чтение книг;
  • кинезитерапия – техника лечения с помощью танцев и спонтанных движений;
  • игротерапия – с помощью игрушек и игровых ситуаций моделируется проблема и находится решение, оптимальный вариант выхода из нее;
  • сказкотерапия – пациенты слушают сказки или придумывают сами.

А также: драмотерпия, цветотерапия, фототерапия, глинотерапия, маскотерапия, песочная терапия.

Арт-терапия для взрослых

Арт-терапия для взрослых идеально подходит тем, кто устал от постоянной гонки за успехом, стрессов и напряжения современного мира и хочет расслабиться, внутренне гармонизироваться. Специалисты, которые проводят занятия по современным методикам, помогают взрослым людям избавиться от тревоги и апатии, обрести гармонию и открыть источник творческой энергии.

Занимаясь любым видом творчества, человек переосмысливает свои проблемы. Самовыражение подталкивает его находить выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным. Творчество активизирует работу правого полушария, отвечающего за образное мышление и интуицию, дает нестандартный взгляд на повседневные заботы.

Арт-терапия помогает человеку остановиться в ежедневной спешке и почувствовать вкус к жизни. Многие люди, начавшие рисовать в зрелом возрасте, признаются, что по-другому увидели окружающий мир, заметили многое, на что раньше не обращали внимания.

Арт-терапия как метод психотерапии в работе с детьми

Арт-терапия помогает психологам и родителям лучше понимать внутренний мир ребенка, какие проблемы его волнуют и вовремя с этими проблемами справляться. Ребенок еще не может точно сказать, что его тревожит, поэтому такая терапия является ненавязчивым посредником. В арт-терапии для детей есть масса преимуществ:

  • простые задания;
  • доступные материалы;
  • увлекательный процесс;
  • чувство безопасности.

Для ребенка важно, чтобы его вовлекали в занятия и хвалили за результат. Когда он видит, что у него получается выражать и отображать свои эмоции, что его хвалят за созданные рисунки, поделки – он становится более открытым к миру. Успех в творчестве переносится на обычную жизнь. Это помогает адаптироваться, что важно для детей с особенностями развития.

Цели арт-терапии

Основная цель – гармонизация личности через творческое самовыражение и развитие способности самопознания через искусство. Также арт-терапия достигает следующие цели:

  • находит социально приемлемый выход для агрессии и других негативных эмоций;
  • выявляет и дает возможность проработать подавленные чувства;
  • развивает творческие способности и повышает самооценку;
  • облегчает процесс психотерапии в качестве вспомогательного метода;
  • предоставляет материал для психодиагностики, облегчает установление контакта.

Арт-терапия как метод психотерапии позволяет человеку научиться свободно выражать эмоции и чувства, связанные с переживаниями своих проблем. Активно искать оригинальные формы взаимодействия с миром, подтверждать свою индивидуальность и неповторимость. Повышает адаптивность и гибкость в нашем быстро меняющемся мире.

Преимущество арт-терапии – ее многогранность и универсальность. Она оказывает помощь человеку в решении проблем, в поиске выхода выход из сложных жизненных ситуаций и не имеет никаких противопоказаний и ограничений. Это действительно лечение искусством, полезное и увлекательное.

Зная, что такое арт-терапия, вы сможете начать практиковать её и самостоятельно. Применение этого метода не сможет никак навредить, даже если заниматься без руководства психотерапевта.

Источник: https://mirvnutritebya.ru/psychology/lecheniye-iskustvom-chto-takoe-art-terapiya/

Искусство как терапия и терапия искусством. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Психодинамическая терапия искусством (арттерапия)

Арт-терапия — это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, а также популярна арт-терапия в психологическом консультировании и в психотерапии.

Что такое арт-терапия?

Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.

: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов. Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-терапия (англ.

: expressive arts therapy), методики которой включают творческую активность одновременно в разных областях (изобразительное искусство, драма, движение, танец, музыка, литературное творчество).

Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США, Великобритании и других странах западной европы, в Израиле и несколько меньше — России.

Кто такой арт-терапевт?

В арт-терапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто бывает с творческими профессиями. Пожалуй, наиболее важный профессиональный инструмент арт-терапевта — это его личность. Активное собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-терапевта. Как же стать арт-терапевтом?

  • Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии и затем начинают практику в арт-терапевтической студии, как правило, реализуя недирективный подход;
  • Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое образование и затем использовать элементы арт-терапии в своей обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.
  • Медицинские работники, как правило, врачи-психиатры, также иногда проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с большей эффективностью.

От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны, и это стоит иметь в виду при выборе специалиста.

Как это работает?

Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами.

В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.

В творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции — всё то, что в обычной “вербальной” терапии становится скрыто механизмами психических защит. В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном пространстве творческого объекта.

Этот экспрессивный творческий процесс терапевтичен сам по себе, за счёт собственных ресурсов психики и её способности к самоисцелению. Кроме того, присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической группы) и его безусловное принятие пациента в творчестве оказывает трансформирующее воздействие на межличностном уровне.

То есть, даже просто рисуя что-то своё — молча и на своей волне, в присутствии арт-терапевта, пациент уже проходит терапию.

Глубоко личный, эмоциональный творческий процесс, разделённый с бережным и принимающим другим человеком — иногда этого достаточно, чтобы активизировать собственные эмоциональные ресурсы, гармонизировать душевное состояние и наладить контакт с собой.

Кроме того, созданные творческие работы могут становиться предметом обсуждения, и тогда воздействие осуществляется за счёт более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя.

Психоаналитические ориентированные арт-терапевты используют творческие работы как материал для анализа, интерпретации, осмысления символов, рождения ассоциаций — то есть, по сути, как дорожку к бессознательному клиента, которая помогает ему наладить контакт с самим собой.

Весьма популярны арт-терапевтические методы среди юнгианских аналитиков, которые исследуют архетипические символы в творчестве и помогают понять, а порой и изменить глубинную “историю” или “миф”, сопровождающий жизненный путь клиента.

Кому это надо?

Благодаря тому, что арт-терапия имеет многоуровневый терапевтический потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов. В тех случаях, когда вербальная терапия бесполезна или невозможна, арт-терапия становится незаменимой помощью. Например, весьма распространена арт-терапия психических заболеваний в стационарных клиниках.

Как правило, в формате арт-терапевтической группы или открытой студии арт-терапия показывает свою эффективность даже для пациентов в состоянии острого психоза, когда никакое продуктивное общение невозможно. Также полезна арт-терапия для пожилых людей, страдающих угнетением ментальных функций (в т.ч.

при старческой деменции), для пациентов с тяжёлыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития, такими, как аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и другими.

Здоровым детям, которые нуждаются в помощи психолога из-за своего эмоционального состояния, страхов и других локальных неприятностей, арт-терапия помогает в качестве диагностического и коррекционного инструмента, который не требует высокой речевой активности.

Среди клинически здоровых людей тоже много тех, кому подходит арт-терапия, так как она даёт возможность развиваться в личностном и в творческом смысле, помогает справиться со стрессами, скорректировать неврозы и фобии, проработать семейные или детско-родительские отношения.

Как это делается?

Занятия арт-терапией могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от направления, формы работы и особенностей подхода.

Обычно в начале сессии происходит короткое вступительное обсуждение, затем клиенту предлагается выбрать материал для работы (в хороших кабинетах или студиях выбор материалов максимально широкий), а затем взять какое-то время для самостоятельного творчества, после чего результат работы обсуждается, анализируется или дорабатывается.

Как создание работы, так и участие в обсуждениях всегда строго добровольно, в любой форме арт-терапии на клиента не оказывается давление, и он легко может отказаться рисовать, танцевать или говорить.

Существует несколько основных форм арт-терапевтической работы:

  1. Индивидуальная арт-терапия. Это вариант индивидуальной психотерапии или психологической консультации, при котором клиент занимается творчеством в присутствии специалиста. Это может быть рисунок на заданную тему или в заданной технике, последовательное создание художественного образа с сопроводительным рассказом (сказкой) или свободная спонтанная импровизация. Обычно арт-терапевтическая сессия длится немного дольше обычной консультации (от 45 до 120 минут), и за это время клиент успевает погрузиться в состояние творческого потока, создать художественный образ и затем рассмотреть его вместе с терапевтом.
  2. Групповая арт-терапия. Это, по сути, психотерапевтическая группа, которая может быть как закрытой (с постоянным составом участников), так и открытой (с возможностью принятия новых членов), краткосрочной (от нескольких недель до нескольких месяцев) или длительной (от одного до нескольких лет). Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трёх часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои собственные, парные или общегрупповые. Как правило, до и после создания работ происходит обсуждение между участниками группы.

    Обычно у группы есть ведущий — профессиональный арт-терапевт, который в той или иной степени регулирует работу арт-группы. Вмешательство терапевта может быть минимальным — например, организация занятий, контроль места и времени проведения, озвучивание правил группы.

    А может быть и более директивное участие, например, интерпретация элементов работ, инициативы в обсуждениях, анализ групповой динамики, предложение тем или материалов для творчества и так далее. Групповая арт-терапия осуществляется в свободно сформированных группах, либо в группах с определённым критерием — по возрасту, полу, профессии, диагнозу и так далее.

    Довольно распространена групповая арт-терапия беременных, а также групповая арт-терапия в разных видах клинической и социальной реабилитации.

  3. Детская арт-терапия. Может быть реализована как в индивидуальной, так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает насыщенность занятий разнообразными формами творчества. В работе с детьми часто применяется песочная арт-терапия, спонтанное движение, танце-двигательная терапия, игровая терапия и сказкотерапия.
  4. Семейная арт-терапия. Обычно семейная арт-терапия, как и семейное консультирование, фокусируется на повышении качества коммуникации между членами семьи. Методики семейной арт-терапии включают разнообразные техники совместного творчества, которые помогают разобраться в семейных отношениях, наладить взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и мыслями.
  5. Открытая арт-терапевтическая студия. Это одна из распространённых форм недирективной арт-терапии. Как правило, такие открытые студии работают при ментальных клиниках, центрах психологической помощи или учреждениях для детей с особенностями развития. Студия может работать несколько раз в неделю или каждый день, и каждый клиент такой студии имеет возможность добровольно прийти или уйти в любой момент. В пространстве студии всегда присутствует один или несколько арт-терапевтов, которые готовы уделить время и внимание каждому участнику, если у него есть такая потребность. Все клиенты могут использовать любые материалы, которые есть в студии, обсуждать свои чувства и мысли с терапевтами (иногда и с другими участниками), пробовать разные формы поведения и экспрессии в безопасной обстановке.

Для всех форм арт-терапии существуют определённые общие и частные методики, приёмы и упражнения. Особенный интерес представляет технология арт-терапии в рамках некоторых методов, которые стимулируют глубинные эмоциональные ресурсы личности и обладают мощным трансформирующим потенциалом.

Как это бывает

Кроме живописи и графики в арт-терапии часто используются и пластические виды искусств — создание макетов и инсталляций, скульптура, лепка из пластилина и так далее.

Опыт применения лепки из глины в арт-терапевтическом процессе показывает, что в арт-терапии работа с глиной оказывает терапевтический эффект за счёт “переключения” восприятия на сенсомоторный уровень, что позволяет активизировать более глубокие эмоциональные ресурсы.

Манипуляции с глиной расслабляют, снимают мышечное напряжение и позволяют выразить большой спектр разнообразных чувств. Возможности арт-терапии позволяют осуществлять работу с глиной с теми пациентами, для которых невозможна изо-терапия (со слепыми и слабовидящими).

Для здоровых людей, у которых развита способность к абстрактному мышлению и символизации, хорошо подходят визуально-нарративные техники — когда помимо создания художественных образов создаётся ещё и нарративное сопровождение в виде рассказа, эссе или комикса.

Такой подход позволяет пациенту выражать свои переживания одновременно на нескольких уровнях — телесном, эмоциональном и символическом. Групповая арт-терапия позволяет заниматься коллективным литературным творчеством и исследовать внутригрупповые отношения.

Одним из самых современных направлений арт-терапии является ландшафтная арт-терапия — этот подход осуществляется в тесном взаимодействии человека с природой.

В рамках таких занятий групповая арт-терапия подразумевает прогулки и походы на природу, где участники наслаждаются контактом с растительным и животным миром, погружаются в медитативное созерцание и создают арт-объекты из природных материалов.

Ландшафтный арт-терапевт видит природу как неиссякаемый источник ресурсов в эмоциональном и духовном смыслах и кроме того высоко ценит богатство символов, которыми наполнен мир живой природы.

Ещё одно интересное направление арт-терапии — жестовое рисование.

Автор этого метода, шотландский арт-терапевт Беверли О'Корт, придерживается холистического подхода к пониманию человека и считает важным условием успешной терапии хороший контакт пациента с собственным телом.

Жестовое рисование можно описать как телесную практику, так как в процессе создания рисунка участвует всё тело человека, который двигается в своём аутентичном внутреннем ритме, как бы танцует свой собственный танец, оставляя следы краски на огромном полотне.

Для многих современных людей характерна сдержанность, тенденция к подавлению эмоций, что отражается в телесном напряжении и некоторой мышечной скованности, поэтому свободное движение помогает им почувствовать контакт с собственным “Я” и освободиться от внутреннего давления. Подобные арт-терапевтические техники, связанные с движением, могут быть весьма эффективны для пациентов, которые испытывают трудности в осознании и выражении собственных чувств.

Популярностью пользуются разнообразные техники самопомощи, в том числе — самостоятельные творческие упражнения. Технология арт-терапии в строго научном смысле не подразумевает самостоятельной практики, но тем не менее многие находят вполне эффективными для саморегуляции эмоционального состояния такие техники, как рисование мандал, спонтанное рисование, раскрашивание орнаментов и другие.

Во время занятий арт-терапией важна атмосфера, которую создаёт творческий процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и непосредственными, регрессировать к детству, вернуться к живым и ярким своим чувствам. А творческая и тёплая атмосфера арт-терапевтического пространства располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/iskusstvo_kak_terapiya_i_terapiya_iskusstvom/

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: