Психодрама вкратце

Содержание
  1. Психодрама — Психологос
  2. Формат классической психодраматической работы
  3. Структура встречи
  4. психодраматического действия
  5. Всегда ли это психотерапия?
  6. Каков в этом смысл?
  7. Сайты
  8. Психодрама — эффективный метод групповой психотерапии
  9. Что такое психодрама
  10. Роли и ролевые игры
  11. Спонтанность
  12. Теле
  13. Катарсис
  14. Инсайт
  15. Основные методы психодрамы
  16. Двойник
  17. Отображение
  18. Монолог
  19. Обмен ролями
  20. Методика свечи
  21. Проекция будущего
  22. Беседы при свечах
  23. Психодрама Морено
  24. Техника проведения психодрамы
  25. Магазин
  26. Автобус
  27. Семья
  28. Монолог с двойником
  29. Смотреть видео
  30. Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии
  31. Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.
  32. Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.
  33. Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.
  34. Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.
  35. Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.
  36. Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.
  37. Психодрама: необычный метод лечения зависимости
  38. Что такое психодрама
  39. Разновидности психодрамы
  40. Процесс психодрамы
  41. Интересные факты о психодраме

Психодрама — Психологос

Психодрама вкратце

Психодрама — метод психотерапии, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Современная психодрама – это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Формат классической психодраматической работы

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Структура встречи

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека.

Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя.

Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению.

И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

психодраматического действия

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе.

Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста.

Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом).

Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло.

И тогда найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться.

Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать.

Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта.

А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Всегда ли это психотерапия?

Психодрама — разве это не обучение навыку, когда вас пересаживают со стула на стул, разве это не обучение навыку анализировать свои эмоции? Тогда что это? Обучающий тренинг или психотерапия?

Если психодрама проводится с людьми, которые находятся в позиции автора и руководствуются не эмоциями, не беспомощностью, а разумной головой – это обучающая педагогическая и развивающая работа.

Если человека нужно вынуть из его переживаний и его вовлекают в новое состояние, но сам он подобные вещи делать не может, т.к.

у него нет ни сил, он ощущает себя жертвой трудных обстоятельств, психодрама является типовой психотерапией.

Методы и приемы одни и те же, но в зависимости от позиции клиента и характера работы — учим мы клиента или лечим — когда-то это психотерапия, а когда-то психологическое обучение.

Каков в этом смысл?

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой.

Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации.

И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

Сайты

  • Сайт Московской психодраматической конференции
  • Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodrama

    Психодрама — эффективный метод групповой психотерапии

    Психодрама вкратце

    Знали ли вы, что природу человека, его внутренний мир и взаимоотношения с окружающими людьми можно исследовать, используя ролевую игру? Речь идет о необычном и весьма действенном методе.

    Свою форму психодрама позаимствовала у театра, спонтанность – у игры, а глубину – у психоанализа. Участник психодрамы (протагонист) на некоторое время становится актером, пытаясь выразить свои переживания через игру.

    Из статьи вы узнаете, как это происходит.

    Что такое психодрама

    Психодрама — это метод групповой терапии, являющий собой ролевую игру, во время которой используется драматическая импровизация.

    Попросту говоря, психотерапия – это один из методов изучения внутреннего мира человека. Группой создаются условия для спонтанного выражения эмоций и ощущений, имеющих отношение к важным для клиента темам. Психодрама базируется на принципах игры.

    Этот коррекционный метод был придуман после эксперимента, поставленного знаменитым психологом Якобом Леви Морено после Первой мировой войны. Тогда он назвал свой эксперимент «спонтанным театром». Психолог задумался о терапевтической силе игровых методик в день, когда он заметил, как дети в венских парках переводят в игру свои фантазии.

    Впоследствии он развил свою идею, став не только основателем психодрамы, но и групповой терапии. Несмотря на то, что метод возник еще в ХХ столетии, своей актуальности он не потерял и поныне. Более того, он получает все более активное распространение в США и многих европейских странах. Основные понятия и термины метода: спонтанность, ролевые игры и роли, катарсис и инсайт, теле.

    Дадим им краткую характеристику.

    Роли и ролевые игры

    Важно сразу увидеть различия между психодрамой, как метода терапии, и театральной игры. В спектаклях актеры получают четко прописанную роль, имея лишь незначительные возможности импровизировать. В психодраме все иначе: какой-либо заданный сценарий отсутствует – он создается участниками группы по ходу действа.

    Спонтанность

    Под спонтанностью имеется в виду естественность реагирования и восприятия. Термин можно встретить в разных видах психотерапии, так как большинство пациентов довольно зажаты шаблонами поведения и психологической защитой. То есть, детская спонтанность утеряна. Цель терапии – обретение спонтанности, позволяющей избавиться от множества неврозов и комплексов.

    Теле

    Предполагается, что это понятие имеет нечто общее с тем, кто Фрейд называл трансфером. Под этим понятием «отец психоанализа» подразумевал перенос пациентом на психолога важных для него чувств. Многие последователи Фрейда применяли также термин контрперенос, подразумевая под ним состояние эмпатийного сопереживания психоаналитиком состояния пациента.

    В собственном методе Морено объединил понятия трансфера и контрперенос, дав им общее определение «теле». Им характеризуется двусторонний процесс эмпатиийного восприятия – не только между психоаналитиком и протагонистом, но и всеми участниками процесса.

    Катарсис

    Известно, что в античной Греции этим словом обозначалось просветление, достигнутое посредством страданий. Впоследствии Фрейд ввел термин «катарсис» и в психоанализ, определяя ним такое явление, как обнаружение через эмоциональные переживания истинных причин невроза.

    За этим следует этап исцеления (облегчение). Термин применялся и применяется в большинстве видов психотерапии, и Морено не стал исключением. В его методе катарсис получил дополнительное толкование. Его должен пережить не только клиент, но и прочие участники психодрамы.

    Инсайт

    В английском языке словом insight обозначают внезапное озарения. Пример: состояние Сократа, сделавшего неожиданное открытие, и воскликнувшего: «Эврика!». Определение применимо во многих видах современной психотерапии, подразумевая под собой внезапное осознание клиентом своей проблемы, либо резкие перемены в восприятии собственной личности.

    В психологии инсайт зачастую происходит через катарсис. Атмосфера и динамика психодрамы обычно к этому и ведет.

    Перед занятием психоаналитик доносит до группы смысл психодрамы, делится ее этапами, рассказывает, как она будет реализована на практике. Теория доносится до группы в объеме, соответствующем уровню ее подготовки.

    Основные методы психодрамы

    Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

    Двойник

    В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя».

    Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее.

    У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

    Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

    Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

    Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие.

    Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные.

    Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

    Отображение

    Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

    Монолог

    Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

    Обмен ролями

    В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

    Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

    Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

    Методика свечи

    Каждому члену группы на занятии удается побывать двойником, протагонистом, вспомогательным Я.

    Проекция будущего

    Главный герой озвучивает фантазии того, что произойдет в будущем (близком или отдаленном).

    Беседы при свечах

    Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

    Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

    Психодрама Морено

    Сам Морено заявлял, что впервые он использовал свою методику, побеседовав с молодым театральным актером. Тот поведал о трудностях в отношениях с возлюбленной.

    Воспользовавшись содействием коллег парня, психоаналитику удалось вывести его на сцену, где предложил ему в импровизационной форме рассказать о своих переживаниях.

    Этот опыт оказался полезным не только для актера, но и для всей труппы.

    Морено продолжил свои захватывающие эксперименты с групповой игрой, дополняя их формализованными методами. Он приступил к разработке технических приемов, впоследствии оказавшиеся обязательной частью терапии.

    Работая над своей методикой, психоаналитик основывался на мнении: любой индивид имеет естественную способность к играм, перевоплощениям в определенные роли. Это дает ему возможность творчески подойти к решению проблем, внутренних конфликтов. Приступая к разыгрыванию ситуации, клиент начинает использовать креативность и спонтанность.

    Возникает настоящая эмоциональная связь между членами группы, а также катарсис ведущий к повышению творческой активности.

    Якоб Леви Морено заявлял, что психодрама – это наука, пытающаяся достичь истины драматическим путем. Он отмечал, что главная задача метода – разрешение личных противоречий в микроскопе мира, которым выступает группа.

    Человек отыгрывает свои фантазии, страхи, амбиции. Терапия подразумевает серьезную вовлеченность всех членов представления в разбор актуальных проблем в их реальном виде, а также в виде воспоминаний и первых впечатлений.

    Основа терапии – действие. Морено утверждал, что метод помогает «истине души познать себя в действии». Многие предпочитают дать мысленный анализ своим неприятностям, чтобы добиться сути. Мы делаем выводы «внутри себя», и там же определяем причину случившегося.

    Психодрама действует иначе, перенося проблему в действие. Человек может рассмотреть ее под неожиданным углом, более комплексно. Случившееся будто разворачивается во времени и пространстве, возникнув вновь в настоящем.

    Появляется дополнительная возможность рассмотреть все с разных точек зрения, руководствуясь разными функциями психики: ощущениями, мышлением, интуицией.

    Может показаться, что в терапии все идет играючи, без лишних усилий, однако она базируется, на непростом действии, осуществляемом поэтапно. Имеется в виду драма. Внутренний конфликт нужно изобразить драматически, перенести в действие сложную внутреннюю проблему.

    Все это дает возможность человеку проработать забытые воспоминания, проанализировать их, опираясь на внутренний голос и мировоззрение. Многие люди, испытавшие психодраму на себе, назвали ее переломным моментом в жизни, направившим в иное русло отношения с окружающими.

    Большинство из нас сталкивались с сильными переживаниями, которые даже спустя длительное время оставались на задворках памяти, как-то проявляли себя в реальной жизни. Это значит, что они прочно укоренились в душе, затронув важные струны психики.

    Это переживание было подавлено, возможно, оно неосознанное, не проанализированное. Однако оно продолжает проявлять себя, требуя серьезного переосмысления. Психодрама максимально подходит в подобных случаях, когда необходимо высвободить свои эмоции.

    Техника проведения психодрамы

    Хотите подробней узнать о техниках проведения психодрамы? Перед вами описания некоторых из них.

    Магазин

    Участники группы делят между собой роли продавцов и покупателей, впоследствие разыгрывая сценки конфликтов, ищут методы их разрешения. Берутся классические варианты возможных ссор, либо совсем нетипичные. Участники сами выбирают конфликт.

    При этой технике клиенту предлагается брать на себя разные роли, взаимодействуя с разными членами группы.

    Благодаря этому упражнению человек может научиться отстаивать свои интересы, находить компромиссные решения – без этого невозможно без проблем существовать в обществе.

    Автобус

    Игрокам предстоит образовать внутренний и внешний круг. Изображающие внутренний круг являют собой пассажиров, едущих без билета. Члены внешнего круга – контролеры.

    Им предстоит начать дискуссию: одни будут оправдываться, другие – стыдить, угрожать, входить в положение. Диалог даст возможность проявить свои индивидуальные особенности.

    После игры участники приступают к анализу собственного поведения и друг друга.

    Предпочтительней, чтоб партнеры периодически менялись – каждому нужно испытать себя в разных ролях, проявить себя. Обратившись к психоаналитику, участники психодрамы, конечно, понимают, что страдают от тех или иных проблем, неуверенности, зажатости. Терапия и упражнения помогают побороть комплексы.

    Люди, выступающие в образе безбилетного пассажира, обретают способность преодолевать боязнь перед контролером, доказывать свою позицию.

    Люди, изображающие контролера, приобретают умение говорить «нет», попадая в неудобное для них положение, сталкиваясь с навязчивыми просьбами.

    Если же они принимают доводы человека без билета, это говорит о том, что они учатся входить в положение другого, несмотря на предписания.

    Семья

    Одному из участников психодрамы разыгрывают сценку, естественную для его семьи. Перед этим он распределяет роли среди прочих участников. Упражнение помогает ему увидеть себя со стороны, с иной точки зрения посмотреть на ситуацию в семье, на их отдельных членов. После того, как игра подходит к концу, участники традиционно начинают ее обсуждение.

    Монолог с двойником

    Главный герой оказывается в центре круга, стараясь наиболее точно проанализировать и передать прочим жестами и фразами мысли и ощущения, которые он в настоящий момент испытывает.

    Спустя некоторое время за его спину становится двойник – он, используя жесты и мимику, сопровождает звучащий рассказ. Каждому члену группы рекомендуется применить на себя, как первую, так и вторую роль. Традиционно сцена завершается обсуждением произошедшего.

    Группа обсуждает, насколько понятно протагонист выразил свои эмоции, и сумел ли двойник понять их и правильно донести.

    Это упражнение и его последующее обсуждение очень полезно – участники, включая зрителей, приобретают способность выражать и понимать свои и чужие эмоции. Осваивается важное условие саморазвития, приобретаются новые навыки общения.

    Методики периодически могут повторяться на следующих встречах с терапевтом. Не все участники сразу же способны понять собственные роли, вникнуть в позицию сценариста.

    Если вы испытываете скованность, зажатость, не можете до конца проанализировать, что именно испытываете, и чего ждете от себя и окружающих – психодрама сумеет вам помочь, высвободить чувства и эмоции, о которых вы могли даже не подозревать. Подходит для всех возрастов.

    Смотреть видео

    Источник: https://PsyLogik.ru/117-psihodrama.html

    Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

    Психодрама вкратце

    Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии.

    Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой.

    Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.

    Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.

    В 1912 году он посещает лекцию Фрейда и заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где тот остановился. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет, — в его семью и коллектив».

    Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения.

    Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит.

    Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.

    Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.

    Понятие роли — одно из ключевых в психотерапии Морено. Творчество Шекспира и особенно его тезис «весь мир — театр, и люди в нем актеры, предстающие в разных обличьях» оказали на автора концепции психодрамы настолько сильное влияние, что он даже называл свой метод «шекспировской психотерапией».

    Личность всегда функционирует в ролях, и другие люди, когда мы с ними коммуницируем, предстают в тех или иных социальных амплуа. Поэтому и сам процесс психодрамы куда больше похож на театральное представление, чем на классическую психотерапию.

    В нем есть сцена, ведущий или режиссер, наблюдающий за ситуацией и стимулирующий действующих лиц (профессиональный психотерапевт), протагонист (пациент, он же главный герой) и его партнеры из числа других участников группы (их называют «вспомогательными эго»).

    Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.

    Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.

    Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.

    В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:

    — «вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;

    — косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;

    — идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.

    После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.

    Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.

    Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.

    Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене.

    Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста.

    Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.

    В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.

    В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа.

    К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке.

    Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.

    Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка.

    Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада.

    Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.

    Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.

    Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.

    В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.

    Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.

    Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене.

    В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей.

    В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.

    Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились.

    Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать.

    Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.

    Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны.

    Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов.

    Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.

    Морено объяснил Лидии, что здесь не собираются использовать этот варварский метод и никто не осуждает девушку за прежние поступки. Обряд медицинского экзорцизма оказался успешным: «духи» покинули девушку и никогда больше ее не беспокоили.

    Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.

    Мельчайший элемент этой структуры Морено называл «социальным атомом», который «окутывает» нас с рождения.

    Сначала он состоит из родственников, затем — из друзей и коллег, а с возрастом его элементы начинают утрачиваться безвозвратно, и с каждой такой потерей мир человека тускнеет, он переживает «социальную смерть».

    Психотерапевт не может работать на уровне мельче социального атома: обособленный индивид — это фикция.

    В ходе такой практики протагонист «собирает» вокруг себя людей из ближайшего окружения, чьи роли исполняют остальные участники группы, в соответствии со своими представлениями об их отношениях.

    Похожа на практику «социального атома» и разработанная Морено техника социометрического тестирования для анализа взаимоотношений в малых группах. Метод основан на предложенной им же теории изучения межличностных связей, которая находится на стыке психологии и социологии.

    В ходе социометрического тестирования испытуемому дают задание ранжировать остальных участников группы: кого он меньше или сильнее всего хотел бы видеть партнером в разных ситуациях — в работе над проектом, в совместной загородной поездке и т. д.

    ? Совокупность этих симпатий и антипатий затем изображается графически в виде социограммы, которая позволяет судить об эмоциональных процессах, происходящих внутри коллектива.

    Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.

    Разработанные Морено техники могут применяться не только для помощи конкретному пациенту, но и в групповой психотерапии — для решения проблем, существующих на уровне коллектива (семьи, небольшого предприятия или класса).

    Для этого используется практика под названием «социодрама».

    По содержанию процесса она не отличается от психодрамы почти ничем, за исключением того, что в ней нет главного героя (протагониста), в ходе представления прорабатывается проблема, волнующая весь коллектив, и иногда применяются особые техники — например, групповой обмен ролями.

    Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.

    Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.

    Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.

    Идею человеческой деятельности как игры развил Йохан Хейзинга в знаменитом трактате «Человек играющий», опубликованном в 1938 году, а пристальное внимание к социальным связям пациента стало характерной чертой психотерапии 60-х.

    Хотя сейчас психодрама как самостоятельный метод широко не применяется, вклад Морено и его последователей в развитие групповой психотерапии переоценить сложно.

    Сегодня мы встречаем элементы психодрамы в разных ее формах — от работы с семейными проблемами до «программы 12 шагов» и лечения посттравматического расстройства.

    Источник: https://knife.media/story-of-psychodrama/

    Психодрама: необычный метод лечения зависимости

    Психодрама вкратце

    ВНИМАНИЕ! Авторы канала против ЛЮБОГО употребления наркотических, психотропных средств, а также алкоголя! Статья написана исключительно в ознакомительных целях, не пропагандирует и не побуждает к действию!

    Для лечения наркомании применяют разные виды групповой психотерапии. Но самая оригинальная из них — психодрама.

    Зависимые люди в ней уже не пациенты, а актеры, примеряющие на себя роли, в которых уже оказывались или в которых окажутся в будущем. Это помогает наркоманам лучше разобраться в себе, найти выход из трудных ситуаций и научиться сопереживать окружающим.

    Получить бесплатную консультацию нарколога

    Фото из поисковой системы Яндекс

    Что такое психодрама

    Психодрама — метод психотерапии, основанный на актерской игре. С помощью психодрамы люди исследуют свой внутренний мир. Погружаясь в роль себя или другого человека, больной прорабатывает свои душевные травмы, планирует будущее, завершает травмирующие ситуации, которые произошли в прошлом.

    В классическом театре зрители не могут участвовать в действии. Но психодрама необычный театр, поэтому “публика” активно проявляет себя во время сеанса.

    Фото из поисковой системы Яндекс

    Метод психодрамы применяют при лечении наркомании. У зависимых пониженная эмпатия, они практически не сопереживают другим людям. Психодрама помогает зависимым быть более чуткими, проникаться чувствами других людей.

    Разновидности психодрамы

    В психодраме всегда участвует группа пациентов. У терапии есть три типа: каждый сфокусирован на разных уровнях взаимодействия людей, которые участвуют в психодраматическом действии.

    1. Психодрама, направленная на протагониста — главного героя, лицо, вокруг которого строится действие. Во время сеанса пациент изображает реальную или вымышленную ситуацию из своей жизни.

    2. Психодрама, которая строится вокруг темы. Применяется в случае, если в группе нет активного протагониста или конфликта, при этом есть тема, которая касается всех участников группы, например, “конфликт с родственниками”, “личная неудача”, “срыв”. Каждый должен проиграть тему с помощью конкретного события из своей жизни.

    В любом театральном действии есть конфликт. Но психодраматическое действие более гибкое. Поэтому во время терапии конфликт может и отсутствовать, достаточно задать тему.

    3. Психодрама, направленная на группу. Схожа с процедурой, центрированной на протагонисте. При этом конфликт относится к каждому из участников сеанса. Это может быть встреча с действующим наркоманом, беседа с близкими после выписки, устройство на работу.

    Процесс психодрамы

    Сеанс психодрамы разделен на три стадии: разминку, игру и шеринг — обмен впечатлениями. Каждый из этапов приближает действие к катарсису — высвобождению негативных эмоций и душевному очищению. На заключительной фазе психодрамы у пациент находит решение своей давней или текущей проблемы, он знает, с помощью каких слов или действий разрешить какую-либо ситуацию.

    Фото из поисковой системы Яндекс

    Разминка. Психотерапевт предлагает участникам группы погрузиться в предстоящее действие. Для этого он создает обстановку с помощью предметов или же устно обрисовывает “декорации”, например: “Представьте, что вы вернулись в семью после реабилитации…”.

    Игра. Протагонисту предлагается обрисовать картину действия. Обычно это оказывается ситуация, которая уже произошла или скоро произойдет, сон или фантазия главного героя. Он самостоятельно вводит в действие людей, предметы, животных, природу с помощью описания.

    Шеринг, или обмен впечатлениями — сцена, которая завершает психодраматическое действие. “Актеры” выходят из своих ролей. Зрители начинают обсуждать и переосмыслять ситуации, похожие на те, на которых строилось действие. Затем высказываются главные действующие лица. Сеанс психодрамы завершает психотерапевт, давая свое видение ситуациям.

    Интересные факты о психодраме

    Первый сеанс психодрамы прошел в венском театре.

    Психодрама — первый в мире опыт групповой психотерапии. Создатель метода, Якоб Морено, считал, что в группе человеку легче разобраться со своими проблемами, чем в одиночку.

    Якоб Морено, создатель метода психодрамы.

    Актриса, которая играла в психодраме проститутку, смогла справиться с неврозом и наладить отношения с мужем.

    Наркоманы зачастую боятся принимать самостоятельные решения, избегают проблем, которые связаны с трезвой жизнью. А конфликты прошлого заставляют их возвращаться к употреблению.

    Психодрама в лечении наркомании — универсальное средство для проработки старых проблем и для планирования будущей жизни. Благодаря методу наркозависимые разбираются в себе и находят причины болезни.

    Спасибо за прочтение!

    Посетите наш сайт, чтобы узнать больше о зависимости

    https://reshenie-web.ru/

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/prog_reshenie/psihodrama-neobychnyi-metod-lecheniia-zavisimosti-5c8614986a3b8100b34ed1e1

    Все HR- сотруднику
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: