Психофизиология. Проблемы, методы исследования

Психофизиология

Психофизиология. Проблемы, методы исследования

Курс «Психофизиология» является базовой учебной дисциплиной, обязательной в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению/специальности «Психология». Программа разработана с учетом государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары.

Основная цель курса – формирование системы научных представлений об активности мозга и его связи с психическими явлениями.

Задачи курса:

  • рассмотреть основные понятия психофизиологии
  • определить значение психофизиологии для психологии
  • познакомить студентов с методической и методологической базой психофизиологии
  • представить основные результаты отечественных и зарубежных работ по исследованию мозга, связанных с разработкой традиционных проблем психологии
  • сформировать представление о современных тенденциях в изучении мозга  

Во время чтения лекций используются компьютерные презентации, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. В ходе изучения курса на семинарских занятиях широко используется организация дискуссий по основным вопросам курса.

Проведение семинарских занятий предполагает знакомство с рекомендуемой литературой, усвоение содержания основных понятий и осмысление данных психофизиологии в рамках основных проблем психологии.

Курс «Психофизиология» рекомендован для прочтения студентам после прослушивания курсов лекций по анатомии ЦНС, физиологии ЦНС и физиологии ВНД и сенсорных систем.

Тема 1. Мозг и нейрон

Предмет и объекты психофизиологии. Принцип «черного ящика» в психологии. Значение психофизиологии для психологии.

Общие сведения о мозге. Отделы мозга и принципы выделения структур. Представление о переработке информации в центральной нервной системе.

Нейрон – функциональная единица. Электрическая активность нейронов, теория суммации, пейсмекерный потенциал. Функционирование ионных каналов мембраны нейрона. Химическая активность нейронов. Ретроградные сигналы в нейронах. Активность генов в нейронах. Взаимодействие между нейронами. Понятие нейрональной пластичности. Специализация нейрона. Гностические нейроны. Командные нейроны.

Дисциплины, изучающие свойства мозга и его клеток: уровни анализа. Возникновение нейронауки – науки о мозге.

Тема 2. Методы исследования в психофизиологии

Неинвазивные методы изучения активности целого мозга. Электроэнцефалография. Связанные с событиями потенциалы. Магнитоэнцефалография. Позитронно-эмиссионная томография. Ядерная магнитная резонансная интроскопия. Принцип «вычитания» изображений в комтьютерной томографии.

Методы изучения активности отдельных нейронов. Регистрация импульсной активности нейронов. Мультиэлектродная регистрация. Регистрация метаболической и генетической активности нейронов.

Стимуляция участков мозга. Локальные повреждения мозга. Генетически измененные животные.

Регистрация других физиологических параметров. Окулография. Электромиография. Регистрация электрической активности кожи.

Принципы классификации методов. Прикладная психофизиология.

Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии

Парадигмы в науке. Принцип реактивности. Положения классической рефлекторной теории. Принцип активности. Работы И.С. Бериташвили, Э. Толмена, Э. Торндайка, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Л.В. Крушинского, У. Найссера. Эклектика в науке.

Работы П.К. Анохина. Понятие результата и функции в теории функциональных систем. Операциональная архитектоника функциональной системы. Принципы системогенеза.

Тема 4. Системная психофизиология

Методологическая база системной психофизиологии. Эволюционный принцип. Исторический подход. Селекционный и инструкционный принцип в теориях научения.

Поведенческая специализация нейронов. Системная специализация. Постоянство специализации. Формирование новых специализаций нейронов.

Основные экспериментальные данные, полученные в рамках системно-эволюционного подхода. Синхронность активации структур в поведении. Развитие предвосхищающих результат связанных с событиями потенциалов при научении. Зависимость активаций нейронов от цели, достигаемой животным.

Тема 5. Психофизиологическая проблема

Представление о психике и ее наличии. Антропопсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, панпсихизм.

Варианты решения психофизиологической проблемы. Тождественность психического и физиологического. Параллельность психических и физиологических процессов. Взаимодействие психического и физиологического. Физиологическое и психологическое – аспекты целого. Понятие информационных процессов.

Решение психофизиологической проблемы в рамках системно-эволюционного подхода и системной психофизиологии.  

Тема 6. Психофизиология научения и памяти

Критерии научения. Понятие консолидации и реконсолидации в представлениях о реорганизации памяти после научения.

Механизмы, лежащие в основе научения. Синапс Хебба в коннекционистких теориях научения. Системогенез при научении и селекционный принцип.

Физиологические корреляты научения. Изменения импульсной активности нейронов при научении. Изменения генетической экспрессии и каскады молекулярных событий в нейронах при научении. Структурные изменения при научении. Неонейрогенез. Запрограммированная клеточная гибель при научении. Сопоставление процессов развития и научения.

Ориентировочно-исследовательское поведение при научении. Виды научения и распределение по структурам формируемых нейрональных специализаций. Декларативная и процедурная память.

Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений

Основной тезис психофизиологии сенсорных систем. Проблемы психофизиологии сенсорных систем. Экологическая оптика Дж. Гибсона и его критика представления о передаче информации. Представления К. Поппера и его критика «бадейной теории».

Фоторецепторные свойства нейронов. Восприятие цвета. Зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность, боль: общие принципы возникновения активности клеток. Активность нейронов первичных сенсорных областей коры головного мозга. Активность нейронов двигательных областей коры головного мозга. «Зеркальные» нейроны.

Традиции выделения структур и функций в психофизиологии. Френологические карты Ф. Галля. Локализационные карты Клейста. Структура и функция в нейропсихологии. Проблемы традиционного структурно-функционального подхода.

Современное состояние структурно-функционального подхода. Характеристики структур по специализациям нейронов. Формирование специализаций нейронов и развитие поведения в онтогенезе. Психофизиология индивидуальных различий.

Тема 8. Психофизиология сна и патологических состояний

Циркадианные ритмы. Физиологические параметры, изменяющиеся в течение суток. Роль нейронов супрахиазматического ядра гипоталамуса. Значение циркадианных ритмов.

Исследования сна. Фазы сна и их характеристики. Изменения паттернов сна с возрастом. Расстройства сна. Роль сна в консолидации памяти. Механизмы консолидации памяти в периоды сна.

Патологические состояния. Влияние алкоголя на активность нейронов. Острое введение алкоголя и хроническая алкоголизация. Принцип возникновения поведенческих изменений при наркотизации. Изменения уровней нейромедиаторов при введении амфетаминов, кокаина, героина.

Тема 9. Когнитивная психофизиология

Сознание и попытки его определить. Психофизиологические теории сознания. Теория единства эмоций и сознания. Представление о реверберации. Представление о синхронизации активности нейронов. Проблема внимания в психофизиологии. Связь сознания с эмоциями.

Связь сознания с речью.  Представление о функциональной ассиметрии мозга. Измерения активности областей мозга при восприятии и производстве речи. Расстройства восприятия и производства речи.

Понятие когнитивных карт и роль нейронов гиппокампа. Проблема внимания в психофизиологии.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihofiziologiya

Психофизиология – это что такое? Возрастная физиология и психофизиология

Психофизиология. Проблемы, методы исследования

Психофизиология – это наука о физиологических основах поведения и психической деятельности. В этой статье изложена основная информация о ней. Вы узнаете историю ее возникновения, особенности методологии, ее значение, а также некоторые другие важные сведения об этой науке.

Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности. Ученые выделяют психофизиологию дифференциальную, речи и мышления, ощущений и восприятия, внимания, эмоций, произвольных действий. В настоящее время все эти области знаний активно разрабатываются.

Причина возникновения психофизиологии

Сегодня вопрос о том, в каких отношениях находятся психология и физиология, все еще является открытым. Нельзя однозначно сказать, что первая является частью второй или вторая – первой.

Однако не подлежит сомнению тот факт, что психические и физиологические процессы – части одного психофизического целого.

Также несомненно, что представления об этом целом, столь необходимые в практических целях, не могут быть получены в отдельности ни физиологией, ни психологией.

Именно для удовлетворения потребности в знаниях о человеке как о некоем целом, а не из чисто корпоративных или организационных соображений, и появилась новая отрасль биологии, именуемая психофизиологией. Эта наука рассматривает очень широкий круг вопросов. Уровень сложности изучаемых ей проблем намного выше, чем у психологии или физиологии в отдельности.

Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека.

Психофизиология – это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек.

Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.

Психофизиология – это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке.

Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной).

Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.

Создание психофизиологии

Официально она оформилась в середине 19 века. Признанным ее создателем является А. Р. Лурия, выдающийся отечественный ученый (на фото выше). Имея двойное образование (психологическое и неврологическое), он смог объединить самые важные достижения данных дисциплин в единое целое. Результатом проделанной работы стало соединение психофизиологии и нейропсихологии.

Долгое время было принято считать, что душа является бестелесной. Другими словами, мозг не имеет никакого отношения к ней. Позже ученые начали размещать психические функции в трех желудочках мозга.

При этом каждый из желудочков считался местом хранения отображенных впечатлений души. Считалось, что она является обителью идеальных образов.

Мозг же рассматривался как орган, из которого жизненная энергия под влиянием воли перетекает в части нашего тела по особым каналам, именуемым нервами.

В дальнейшем, благодаря трудам различных ученых, в основном отечественных (И. М. Сеченова, И. П. Павлова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Н. А. Бернштейна и др.), было составлено довольно четкое представление о том, какое значение имеет ЦНС (центральная нервная система) для психики человека.

Естественнонаучный метод И.М. Сеченова

И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:

  • всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
  • необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.

Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.

Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования

В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс.

Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций.

Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.

Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.

Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них.

С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства.

Колдовство или нарушение “табу” у примитивных народов способны даже убить человека.

Объект познания и предмет психофизиологии

Общая психофизиология – это наука о жизнедеятельности здоровой человека. Клиническая же (подробнее о ней рассказано в конце статьи) изучает больных людей.

Человек, как известно, трехипостасен. Психофизиология – это наука, принимающая во внимание все уровни его организации. Человек обладает единством следующих трех вероятностных сущностей:

  • телесной (физической, плотской);
  • душевной (психической);
  • духовной.

Следовательно, предмет психофизиологии – это физические, психические и духовные сущности человека в их взаимообусловленности и взаимосвязи.

Эта дисциплина благодаря успехам изучения активности нейронов мозга животных, а также в связи с возможностью клинического обследования людей стала рассматривать не только физиологические, но также и нейронные механизмы различных психических состояний, процессов и поведения.

Современная психофизиология занимается, среди прочего, исследованием нейронных сетей и отдельных нейронов. Это определяется существующей тенденцией к интеграции различных дисциплин, которые изучают функционирование мозга (нейрохимии, нейрофизиологии, нейропсихологии, психофизиологии, молекулярной биологии и др.), в единую нейронауку.

Различные ветви интересующей нас дисциплины имеют свой собственный предмет.

Физиологическая психофизиология, к примеру, исследует закономерности поведения и психического реагирования, которые зависят от того, в каком состоянии находятся физиологические параметры, от скорости протекания реакций периферической и центральной нервных систем, а также сомы в целом (на системном, тканевом и клеточном уровнях).

Значение дисциплины

Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология – это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.

К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка и подростка, возможности его организма.

Возрастная физиология и психофизиология

Возрастная физиология – это наука, которая исследует особенности жизнедеятельности и развития организма в ходе онтогенеза. Она изучает функции организма в целом, систем органов и отдельных органов по мере роста, своеобразие данных функций на различных возрастных этапах.

Онтогенез – центральное понятие такой дисциплины, как возрастная физиология. Оно было введено еще в 1866 году Э. Геккелем. В наше время под онтогенезом подразумевается индивидуальное развитие организма на всем протяжении его жизни (с момента зачатия до смерти).

Возрастная физиология и психофизиология оформились относительно недавно. Первая выделилась лишь во второй половине прошлого века. Эмбриология – наука, которая исследует особенности и закономерности жизнедеятельности организма на этапах внутриутробного развития. Более поздние этапы, от зрелости до старости, рассматривает геронтология.

Возрастная физиология использует различные методы исследования, среди которых – морфологические характеристики тела (его длина, масса, окружность талии и грудной клетки, обхват бедра, плеча и др.). Эта дисциплина является одним из разделов биологии развития – очень широкой области знаний.

Особенности онтогенеза человека

Происхождение человека повлияло на особенности его онтогенеза. На ранних этапах он имеет определенное сходство с онтогенезом, характерным для высших приматов. Однако специфика человека состоит в том, что это социальное существо. Это наложило отпечаток на его онтогенез. Прежде всего, увеличился период детства.

Это связано с тем, что человеку нужно усвоить социальную программу во время обучения. Кроме того, увеличился период внутриутробного развития. Половое созревание у человека наступает позже, чем у высших приматов. Периоды ростового скачка, а также перехода к пожилому возрасту у нас четко выделены, в отличие от этих животных.

Общая продолжительность жизни у нас больше, чем у высших приматов.

Возрастная норма и темп развития

И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что – отклонением от нее.

Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания.

Поэтому одной из важнейших задач возрастной психологии является установление параметров, определяющих возрастную норму.

Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.

Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто.

Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы.

Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.

Клиническая психофизиология

Она является важной прикладной областью психофизиологии. Это междисциплинарная область знаний, в которой рассматриваются физиологические механизмы различных изменений психической активности при соматической и психической патологии, а также их влияния друг на друга.

Клиническая психофизиология – это дисциплина, которая предполагает также изучение патогенетических механизмов, этиологических факторов, профессиональной реабилитации и лечения психосоматических заболеваний.

Она не может обойтись без познаний и методов целого ряда смежных дисциплин (нейрохимии, нейрофизиологии, экспериментальной психологии, невропсихологии, нейрорадиологии и др.).

Путем полевых обследований и лабораторных экспериментов можно выяснить, как человеческое поведение и переживание сказываются на регуляторных процессах и физиологических реакциях. Из этого можно вывести закономерности психосоматических отношений.

Как правило, измеряемые психофизиологические величины неинвазивно регистрируются на поверхности человеческого тела (как результат деятельности функциональных систем организма). С помощью датчиков измеряются их физические свойства.

Эти датчики регистрируют и одновременно усиливают определяемые показатели, благодаря чему полученные величины можно преобразовать в биосигналы.

Взяв за основу этот метод, исследователи делают вывод о том, какие соматические процессы лежат в основе того или иного явления, об их динамике в ходе воздействия психотерапии.

Итак, психофизиология – это наука, определение которой представлено в начале статьи. Мы рассказали о ее предмете, методе, истории возникновения и развития, а также о некоторых важных ветвях. Психофизиология – это наука, которая изучает как психику, так и физиологию человека, поэтому она имеет междисциплинарный характер.

Источник: https://FB.ru/article/258466/psihofiziologiya---eto-chto-takoe-vozrastnaya-fiziologiya-i-psihofiziologiya

Все HR- сотруднику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: